Паисия Величковского . Приведенная ниже таблица представляет соответствия 92 глав Каллиста Катафигиота (обозначены буквой K), 115 глав иверской рукописи (I) и кодекса Барберини (B). K Слово 24, гл. 79 167–168 Слово 16 [f. 294–297 v ] 1389 Библиографию см.: ИАБ VI, 1562–1576. Новейшие публикации указаны ниже. См. также: Kapriev G. Transzendentalien und Energien. Zwei Modelle mitt elalterlich er Philosophie (Th omas von Aquin und Kallistos Angelikudes)//Miscellanea Mediaevalia 30 (2003), 433–453; Христов И. Антропологията на Тома Аквински и нейната критика от Калист Ангеликуд//Архив за средневековна философия и култура 10 (2004), 184–200; Christov I. Kallistos Angelikoudes’ Critical Account of Th omistic and Orthodox Anthropology//Synthesis Philosophica 39 (1/2005), 73–83; παμπτζης Γ. λ θεια κα εδαιμον α στ κατ Θωμ κυιντου ργο το Καλλ στου γγελικοδη// Θεολογ α 76 (1/2005), 121–128; Kapriev G. Philosophie in Byzanz. Wurzburg, 2005. S. 318–325; Поспелов Д. А. Македонский безмолвник из Меленикона и его писания//Проблемы Теологии. Вып. 3. Ч. 2. Екатеринбург, 2006. С. 103–117; Он же. Антитомизм в Византийской империи конца XIV столетия (преподобный Каллист Ангеликуд )//Власть. 2009. 8. С. 167–169; Родионов О. А. Заметки о рукописях афонских библиотек и об основных принципах работы в святогорских книгохранилищах//Каптеревские чтения. Сб-к статей. Вып. 8. М., 2010. С. 35–41. 1390 Эта гипотеза была поддержана и в статье В. Грюмеля (Grumel V. Notes sur Calliste II Xanthopoulos//Revue des Etudes Byzantines 18 (1960), 199–204, см. с. 204), предложившего отождествить Каллиста Катафигиота с Каллистом из монастыря Богородицы Катафиги в епархии Навпакта и с Каллистом, память которого приходится на 22 ноября. Однако не исключено, что разные лица смешаны переписчиками, не имевшими о Каллисте Меленикиоте никаких сведений. 1391 Каллист II Ксанфопул, патриарх Константинопольский в 1397 г. (PLP 8, 20818). В PLP некоторые сочинения Каллиста Ангеликуда (О молитве и О том, что названный рай – образ человека) продолжают приписываться патриарху Каллисту Ксанфопулу со «слепой» (cf.) ссылкой на одну западную работу о проблеме авторства этих сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

«Три главы о молитве и чистоте сердца» (Περ προσευχς κα καθαρτητος καρδας. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 962-963. 1961. Τ. 4. Σ. 132-133; PG. 150. 1117-1121; ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 157-159. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 300-302). «Главы естественные, богословские, этические и практические» («150 глав») (Κεφλαια κατν πεντκοντα. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 964-1009. 1961. Τ. 4. Σ. 134-187; PG. 150. Col. 1121-1225; ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 37-120). В рус. «Д.» не включены. «Святогорский томос» (Αγιορειτικς τμος. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1009-1013. 1961. Τ. 4. Σ. 188-193; PG. 150. Col. 1225-1236; ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 567-578). В рус. «Д.» не включен. 27. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. «Метод и точное правило… о выбирающих безмолвническое и монашеское житие» (Μθοδος - ИАБ, 6. 1898. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1017-1103. 1961. Τ. 4. Σ. 197-295; PG. 147. 635-812. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 305-424). Согласно совр. исследователю архим. Симеону (Куц), это сочинение Ксанфопулов вторично по отношению к 22-му слову Каллиста Ангеликуда (см.: ИАБ, 6. 1566). Д. Гонис пришел к выводу о том, что автором «Метода...» был не патриарх св. Каллист I , как полагал прп. Никодим Святогорец, а патриарх св. Каллист II ( Γνης. 1980. Σ. 310-311). 28. Св. Каллист II , патриарх К-польский. «Главы о молитве», 14 глав (Περ προσευχς - ИАБ, 6. 1902. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1100-1102. 1961. Τ. 4. Σ. 296-298; PG. 147. Col. 813-817. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 425-428). Прибавленные к 14 главам в афинском издании дополнительные главы (Θιλοκαλα. 1961. Τ. 4. Σ. 299-367) в действительности являются самостоятельным сочинением Каллиста Ангеликуда. Прп. Никодим Святогорец считал «Главы о молитве», так же как и «Метод и точное правило», сочинением патриарха Каллиста I ( Γνης. 1980. Σ. 312-314). 29. Каллист Ангеликуд. «О безмолвнической жизни» (Слово 22) (Περ συχαστικς τριβς - ИАБ, 6. 1566. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1103-1107. 1961. Τ. 4. Σ. 368-372; PG. 147. Col. 817-825. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 429-435). Часть сборника из 30 слов под общим названием «Исихастское утешение».

http://pravenc.ru/text/178682.html

«Три главы о молитве и чистоте сердца» (Περ προσευχς κα καθαρτητος καρδας. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 962–963. 1961. Τ. 4. Σ. 132–133; PG. 150. 1117–1121; ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 157–159. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 300–302). «Главы естественные, богословские, этические и практические» («150 глав») (Κεφλαια κατν πεντκοντα. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 964–1009. 1961. Τ. 4. Σ. 134–187; PG. 150. Col. 1121–1225; ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 37–120). В рус. «Д.» не включены. «Святогорский томос» (Αγιορειτικς τμος. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1009–1013. 1961. Τ. 4. Σ. 188–193; PG. 150. Col. 1225–1236; ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 567–578). В рус. «Д.» не включен. 27. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. «Метод и точное правило… о выбирающих безмолвническое и монашеское житие» (Μθοδος – ИАБ, 6. 1898. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1017–1103. 1961. Τ. 4. Σ. 197–295; PG. 147. 635–812. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 305–424). Согласно совр. исследователю архим. Симеону (Куц), это сочинение Ксанфопулов вторично по отношению к 22-му слову  Каллиста Ангеликуда  (см.: ИАБ, 6. 1566). Д. Гонис пришел к выводу о том, что автором «Метода...» был не патриарх св.  Каллист I , как полагал прп. Никодим Святогорец , а патриарх св. Каллист II (Γνης. 1980. Σ. 310–311). 28. Св.  Каллист II , патриарх К-польский. «Главы о молитве», 14 глав (Περ προσευχς – ИАБ, 6. 1902. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1100–1102. 1961. Τ. 4. Σ. 296–298; PG. 147. Col. 813–817. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 425–428). Прибавленные к 14 главам в афинском издании дополнительные главы (Θιλοκαλα. 1961. Τ. 4. Σ. 299–367) в действительности являются самостоятельным сочинением Каллиста Ангеликуда . Прп. Никодим Святогорец считал «Главы о молитве», так же как и «Метод и точное правило», сочинением патриарха Каллиста I (Γνης. 1980. Σ. 312–314). 29. Каллист Ангеликуд . «О безмолвнической жизни» (Слово 22) (Περ συχαστικς τριβς – ИАБ, 6. 1566. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1103–1107. 1961. Τ. 4. Σ. 368–372; PG. 147. Col. 817–825. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 429–435). Часть сборника из 30 слов под общим названием «Исихастское утешение».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Напротив, возможно предположить, что Макарий Катафигиот стал учеником Каллиста в более ранние годы (50–60-е). Это было время, когда и создавался основной корпус 219-ти Глав. В конце жизни Каллист занялся редакцией и переписыванием более ранних своих сочинений и присоединил к “Исихастскому Обучению” это послание как образец наставления новоначальным монахам. Главным полемическим сочинением Ангеликуда стал его трактат против Фомы Аквинского. Он является ответом Каллиста на восторженный прием, оказанный в тогдашней Византии схоластической теологии и самым обширным антитомистским трактатом того времени. Публикация переводов Димитрия или Прохора Кидониса, на которые впоследствии опирался Каллист 100 , вызвала оживленные дебаты в богословских и интеллектуальных кругах эпохи. Скорее всего, трактат был написан в 60-х гг., на пике полемики. Как terminus ante quem предположительно можно считать ею 1368 г., т.е. дату собора, на котором был осужден Димитрий Кидонис. После этого полемика неизбежно должна была в какой-то мере утратить свою актуальность. Критика томистской схоластической теологии Ангеликудом основывалась на переводе Прохором Кидонисом (братом Димитрия) важнейшего из трактатов Фомы Аквината, “Суммы против язычников” (Summa contra gentiles) 101 . Refutatio Фомы, составленное Ангеликудом, носит название “Каллиста Меленикиота против книги Фомы Латинянина, [направленной] против так называемых эллинов” ( Καλλστου Μελενικιτου κατα του καθλλνων δηθεν λεγομνου βιβλου Θωμα Λατνου) 102 . Трактат составлен, очевидно, до “Исихастского Утешения”. Правда, Ст. Пападопулос не решился определенно сказать, до или после “Утешения” написано это сочинение 103 , впервые критически опубликованное им 104  по codex unicus, хранящемуся в библиотеке афонского монастыря Ивирон: Codex Iviron 337 " Αγον Ορους 4457. Л. 1–175об 105 . Рукопись cod. Iviron 337 Ст. Пападопулос датирует концом XIV – началом XV в. 106 , т.е. временем, когда Ангеликуд еще жил, или только недавно почил. Он написан на бумаге: четыре сложенных надвое листа образуют восемь листов тетради. Сохранность кодекса достаточно хорошая. Кодекс не иллюминирован и вообще не украшен ничем, кроме некоторых заглавных букв, которые выделяются на фоне других более художественным образом оформления (написаны багряными чернилами). Текст написан в один столбец; каждый столбец разбит на 24 строки. Почерк по большей части разборчивый, частые лигатуры традиционны и легко прочитываются. Все тетради написаны одной рукой.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

Обращает на себя внимание также следующий пассаж: “всесвятой Григорий, тот Фессалонийский архиепископ… который в детском возрасте был явлен как будущий божественный священнослужитель от Бога, через Дух вводящего в таинства явного пророка” 54 . Поскольку Палама стал монахом в возрасте 17-ти лет, выражение “в детском возрасте” ( ν παιδς λικ) следует относить к периоду до 1313 г., когда Палама еще жил в Константинополе. Вероятнее всего, здесь имеются в виду необычайные способности Григория Паламы к светским наукам, о которых пишет и его биограф – Филофей Коккин. Следовательно, мы вправе сделать вывод о знакомстве Каллиста (вероятно, на Афоне) с самим Григорием Паламой или людьми, хорошо его знавшими. К вышеизложенным соображениям добавим еще одно. Ангеликуд относился к Паламе с великим уважением, называя его “…от природы оплот чистоты, истинное украшение монашествующих, мерило духовной мудрости, друг исихии и презрения к человеческому… и неложный учитель оных, прозрачнейший источник молитвы и из нее благодатных слез, сокровищница Духа” 55 . Вместе с тем в своих богословских построениях он почти не пользовался его терминологей. В сочинениях Каллиста мы видим влияние Ареопагитик, прп. Симеона Нового Богослова или Макария Великого , но не паламитских текстов. Даже в цитируемом здесь 7-м Слове он обращается к фигуре Паламы не для аргументации своего толковании Царствия Небесного как силы и энергии Святого Духа, а лишь для того, чтобы нарисовать образ человека, который “поистине вошел в сей духовный рай” 56 . Таким образом, мы вправе утверждать, что к началу исихастской полемики Каллист уже был сложившимся мыслителем, который полностью разделял взгляды Григория Паламы , но при этом не испытывал влияния его богословского языка, что служит предметом отдельного исследования. До нас не дошло никаких документальных сведений о том, когда Каллист отправился в Меленикон (из Константинополя или с Афона, из Салоник). Но можно предполагать, что это произошло во время гражданской войны 1341–1347 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

“Наставление” не датировано, однако по его тексту можно предположить, что оно написано ранее “Соглашения”, что и было отмечено и С. Куцасом 49 . Действительно, в документе речь идет об “обретающихся с ним монахах, им постриженных и ему подчиняющихся”. Но подобное выражение никак не применимо к ставропигиальному монастырю. Документ был составлен, дабы подтвердить статус Каллиста как духовника братии и урегулировать противоречия в общине. Terminus post quem для “Наставления” – 1364 г., когда Филофей Коккин был избран патриархом. Оба документа были изданы Э. Миклосишем и Й. Мюллером в 1860 г. 50 . К сожалению, других свидетельств о жизни Каллиста пока не обнаружено (sic!), и нам не известно факты появления его имени в каких-либо источниках того времени. Что касается последующей эпохи, единственное упоминание его имени мы находим в “Филокалии” и некоторых сочинениях Никодима Святогорца , не содержащих никаких биографических сведений 51 . Итак, год рождения Каллиста Ангеликуда и все другие даты, вплоть до года смерти, установить крайне затруднительно и приходится отталкиваться от единственной известной даты (1371) и от некоторых косвенных свидетельств. Важнейшим из них является само прозвище “Катафигиот”. Если оно действительно связано с обителью Катафиги (“Богородицы-Прибежища), одним из крупных монастырей Константинополя, то мы вправе сделать вывод о пребывании Каллиста в Константинополе и его возможном знатном происхождении. Впрочем, даже если верна вторая, “афонская” гипотеза, мы вправе предполагать, что богослов получил образование в столице. Об этом свидетельствует и язык его сочинений, и несомненное, пусть и “опосредованное”, знакомство с философией Платона и неоплатоников, выходившей за пределы  γκκλιος πα δευσις – общеобразовательной программы. Не вызывает сомнений, что Каллист какое-то время жил на Святой горе. Это подтверждает и местное предание, связывающее имя Катафигиот со скитом Катафиги, а также широкое распространение рукописей Ангеликуда в афонских монастырях, и его знакомство с будущим патриархом Филофеем Коккиным. Далее, весьма показательными являются упоминания о свт. Григории Паламе . В 7-м Слове “Исихастского Утешения” Каллист восхваляет Григория как одного из Отцов Церкви и подробно пишет о его борьбе с Варлаамом Калабрийским и Акиндином 52 . Очевидно, в конце 30-х гг. XIV в., когда разворачивалась эта полемика, Каллист был в достаточно зрелом возрасте, чтобы внимательно следить за событиями. Следовательно, можно утверждать, что он родился не позднее 1320 г. 53

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

Magnano, 1995. P.251–268 (лучший на сегодня просопографический очерк); см. также: Symeon Koutsas. Callistos Angelicoudes. Quatre traites hesychastes inedits. Introduction, texte critique, traduction et notes. Athenes 1998. P.19–29; Родионов О.А. Каллист Ангеликуд . С. 545–554. 4 Издание актов свт. Филофея Коккина см.: Miklosich F., Muller I. Acta et Diplomata graeca medii aevi. T.1. Wien, 1860. P.552, 569–572 (N 298:312); ср.: Darrouzes J. Regestes des Actes du Patriarcat de Constantinople. Vol. I. Fasc. V. Paris, 1977. P.512–513, 522–524 (N2609:2621). О содержании этих документов см.: Родионов О.А. Каллист Ангеликуд . С.546. 5 Благодарим за эти сведения монаха Адриана Ватопедского, заведующего издательством монастыря Ватопед. 6 См.: Rigo A. Callisto Angelicude Catafugiota Meleniceota... P.259–263. «Профеория» («Введение») к собранию из 30-ти Слов Каллиста Ангеликуда , часто именуемому «Исихастским утешением» (о нем речь пойдет ниже), имеет такой киноварный заголовок: «Προθεωρα του πατρος μν Καλλστου, το βιβλον Μελενικετου», т.е. «Профеория отца нашего Каллиста, книга Меленикеота» (Vat. gr. 736, л. 1). 7 До 1970-х гг. были известны только публикации в составе греческого «Добротолюбия» и их перепечатки. В 1-м издании «Добротолюбия» увидели свет лишь два произведения Каллиста Ангеликуда : «О безмолвнической жизни» (Περ συχαστικης τριβς) и собрание глав «О божественном единении»: Φιλοκαλα των ιερν νηπτικν. νετησιν, 1782. Σ. 1103–1107, 1113–1159. Во втором издании, помимо указанных сочинений, были опубликованы те из 115 глав, которые не входят в состав собрания, озаглавленного в венецианском издании «О божественном единении»: Φιλοκαλα τν ιερν νηπτικν. Τ. Β». θηναι, 1893. Σ. 412–455. В последнем греческом издании «Добротолюбия» сочинения Каллиста Ангеликуда помещены в 4 и 5 томах: Του γιωττου κα αοιδμου Καλλστου Πατριρχου Τα ελλεποντα κεφλαια. τι ειρη μνος Παρδεισος εικν του ανθρπου//Φιλοκαλα τν ιερν νηπτικν. Τ. Δ». θηναι, 1991. Σ. 299–367; Του κυρου Καλλστου του Τηλικοδη Περ συχαστικης τριβης//Ibidem.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

— Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвиж­нические слова//Слова духовно-нравственные преподобных отцов наших Марка Подвижника, Исайи Отшельника, Симеона Нового Богослова. М., 1995. С. 41. 12 Делая различение Божественной энергии и сущности, святитель Григорий Солунский учит: “Сей божественный Свет мерою дается (ср. Еф 4:7 — П. С.) и способен увеличиваться и уменьшаться, согласно достоинству принимающих его неделимо-разделяемого размеривается таким образом и неделимо-разделяется и способен увеличиваться и уменьшаться оный Свет, и частично ныне, а частично позднее познается…”. — Беседы (Омилии) святителя Григория Паламы. Ч. 2. М., 1993. С. 100. Восприятие “неделимо-разделяемого” Света по способу выражения — аллюзия на таинство приобщения Тела и Крови Христа (ср.: “Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый причащающиеся освящаяй”. — Божественная литургия Златоустого//Служебник. Ч. 1. М., 1991. С. 157). 13 Епископ Василий (Кривошеин). Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы//Епископ Василий (Кривошеин). Богословские труды 1952–1983 гг. Статьи. Доклады. Переводы. Н.-Новгород, 1996. С. 147. 16 Боговидение — беспримерное, ни на что не похожее событие; даже после того, как оно уже случилось, человек не сразу приходит в себя из состояния исступления. Ср. описанное в Деян 1:9–11 Вознесение Господне. “Термин PmTqeoj употребляется Паламою в его христологическом значении, применительно к человеческой природе Христа. В силу своего обожения это естество возносится Спасителем на престол горней славы”. — Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М., 1996. С. 426. 17 Преподобный Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты/Пер. и комм. иеромонаха Илариона (Алфеева). М., 1998. С. 146. В прошлой статье 24(2), 2000) допущена опечатка на с. 197. Следует читать: “А. И. Сидоров ставит вопрос об авторстве преподобного Исаака”. 18 Каллист Ангеликуд предвозвещает соделание ума “совершенно боговидным через Дух”, “когда проблеснет день умопостигаемого и неизреченного Солнца и светозарная звезда взойдет в сердцах наших”. — Каллист Ангеликуд. Слово XVI, О духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии//Путь к священному безмолвию. Малоизвестные творения святых отцов-исихастов. М., 1999. С. 114.

http://pravmir.ru/problema-vremeni-v-isi...

1925 С. Куцас считает примерной латой рождения Каллиста 1325 г. (Koutsas S. Callistos Angelicoudes… P. 29), однако исходит из предположения, что в 1360-х годах Каллист достиг своего «акмэ», г.е. возрасга 40–45 лег, приводя в качестве доказательства его активную полемическую деятельность. 1929 Ср. Слово 7 «Исихастского утешения»: «Чей гроб обильно подает исцеления и ныне открыто являег чудеса» (Cod. V, л. 129). Палама был канонозирован в 1368 г., однако согласно свидетельству патриарха Филофея Коккина, чудеса от мощей происходили сразу после смерти святителя (1359 г.). 1933 См.: Там же (cod. Vat. gr. 736, л. 38 об.) По сути, главный упрек, который Каллист предъявляет своему оппоненту, – отсутствие реального духовного опыта. 1934 Miklosich Г., Muller J. Acta et diplomata greaca medii aevi sacra et profana. In 6 vol. Wien, 1860–1890. Vol. 1. P. 552. 1937 Мы с долей условности отождествляем вслед за А. Ю. Виноградовым и О. А. Родионовым «219 глав» с «Исихастским обучением» и поэтому не относим сочинение «Исихастское обучение» к утраченным (о причинах такого решения см. ниже). 1938 PG 147, 833–942. Последнее переиздание: Φιλοκαλα των ιερν νηπτικν, συνερανισθσα παρ τν αγων και θεοφρων πατρων … Τμος Ε. A­ θναι, 1976. Σ. 4–59. 1940 Леонтьев П. А. Уцелевшие главы Каллиста Катафшиога, обдуманные и весьма высокие, о Божественном единении и созерцательной жини//Аскетические творения святых отцов: Каллиста Катафигиота , О Божественном единении и созерцательной жизни Иоанна Карпафийского , Слово подвижническое/Пер. с греч. Н. А. Леонтьев//Православный собеседник. 2: 7–8,1898. Сс. 5–102. Переизд.: Символ. 38,1997. Сс. 175–245. 1942 Путь к священному безмолвию: Малоизвесгные творения святых отцов-исихастов/Составление, общая редакция, предисловие и примечания А. Г. Дунаева. М., 1999. Сс. 28–102. 1943 Φιλοκαλα … A­ θναι, 1893. Т. 2. Pp. 412–455 (Переиздано: Φιλοκαλα… A­ θναι, 1963. Т. 4. Pp. 299–367). 1944 Καλλστου A­ γγελικοδη κατ Θωμ A­ κιντου Εισαγωγ, κεμενον, υπμνημα και πνακες πο Στυλιανο Γ. Παπαδοπολου, δ. Θ., A­ θναι, 1970.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Во-вторых, это единственный трактат, дошедший до нас в одной рукописи и одной редакции. Мы также знаем, что Каллист не вел жизнь строгого затворника. По крайней мере в 60-х гг. он был в Фессалониках (или другом крупном городе), где мог услышать о чудесных исцелениях от мощей св. Григория Паламы 58 . В 70-х гг. Каллист активно интересовался событиями в Фессалониках. Одно из слов “Исихастского Утешения” (сл. 30) представляет собою письмо, отправленное знакомому монаху из этого города, в котором обсуждаются дела местного прихода. До появления “Соглашения” (т.е. до 1371 г.) пустошь Меленикиота не была официально признана монастырем. Некоторые сведения о жизни общины Каллиста можно почерпнуть из двух документов патриарха Филофея Коккина 59 . Если принять датировку С. Кутсаса, согласно которой “Наставление” было написано между 1364 и 1371 гг., то приходится констатировать наличие серьезных разногласий в общине Каллиста в эти годы. По неизвестным нам причинам, о которых документ умалчивает, некоторые монахи братства Ангеликуда, которые были пострижены в схиму и рукоположены самим Каллистом, отказались причащаться из рук старца. Они нашли себе другого духовного наставника, жившего вне стен монастыря. Община разделилась на два лагеря. Одна часть монахов осталась верна Каллисту как духовнику, прочие переметнулись к другому человеку, который никоим образом не относился к обители. Не исключено, что причиной конфликта стала активная полемическая деятельность Каллиста в эти годы и его жесткая антитомистская позиция. Но возможно с Каллистом случилось то же, что ранее – с прп. Симеоном Новым Богословом 60 : часть братии не смогла принять духовную экстатичность и мистический энтузиазм Ангеликуда. Некоторый свет на природу данного конфликта проливают 1-е и 2-е слова “Исихастского Утешения”. Первое Слово, озаглавленное “Призывание (имени) Господа нашего Иисуса Христа и последующее упражнение в нем” 61 , составлено Ангеликудом как возражение некоему монаху, имени которого он не называет.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010