Путь к священному безмолвию. Малоизвестные творения отцов-исихастов Творения великих отцов-исихастов: Симеона Нового Богослова, Каллиста Ангеликуда, Марка Ефесского, Филофея Коккина. Эти творения, посвящённые практике умного делания и паламитскому богословию, мало известны русскому читателю, так как не входят в русское Добротолюбие или известны в плохом переводе. Тексты заново сверены с древнегреческими подлинниками, отредактированы и снабжены примечаниями. «Путь к священному безмолвию» составили: «Метод священной молитвы и внимания» Симеона Нового Богослова, «Уцелевшие главы, обдуманные и весьма высокие, о божественном единении и созерцательной жизни» Каллиста Катафагиота, «Слово XVI о духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии» Каллиста Ангеликуда, «Силлогические главы о различении божественной сущности и энергии против ереси акиндинистов» Марка Эфесского, «Святейшего патриарха Константина-града Филофея предание своему ученику о том, как внимательно пребывать в келье со своими послушниками». ПУТЬ К СВЯЩЕННОМУ БЕЗМОЛВИЮ. МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ТВОРЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ–ИСИХАСТОВ Составление, общая редакция, предисловие и примечания А.Г. Дунаева Перевод с древнегреческого монаха Андроника (А.Ф. Лосева), М.В. Грацианского, А.Г. Дунаева, Н.А. Леонтьева Перевод с древнерусского монаха Алимпия (Вербицкого) Авторецензия на «Путь к священному безмолвию» (Письмо Д.И. Макарову — ответ–дополнение на предполагавшуюся к публикации рецензии Д. Макарова на «Путь к священному безмолвию») Первая публикация: интернет–версия от 18 декабря 2003 г. 20 мая 2002 г., Москва Уважаемый Дмитрий, получив возможность ознакомиться с Вашей рецензией до ее публикации и пользуясь удобным случаем, хотел бы сделать к ней несколько дополнений. Во–первых, по техническим причинам в книге, помимо неизбежных опечаток, произошли сбои со шрифтами и номерами страниц при макетировании. Вот список исправлений (всюду указываю правильное чтение): С.4 7 : Вышенского; 11 9 : byzantinischen Reich; 11 5 : (с.153); 9 12 : Irénée; 88 22 : гор е; 142 5 : Gesù; 121 1 : (¤рах’ы?); 147 1 : 162–71.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

Глава I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII XXIII XXIV XXV XXVI XXVII XXVIII XXIX XXX XXXI XXXII XXXIII XXXIV XXXV XXXVI XXXVII XXXVIII XXXIX XL XLI     Слово 18-е Каллиста Ангеликуда 1 публикуется впервые. Слово сохранилось в единственной рукописи – Vat. Barb. gr. 420, f. 333v-339r. Однако эта рукопись занимает особое место среди кодексов, содержащих творения Каллиста Ангеликуда 2 . По мнению А.Ю. Виноградова, скрупулезно исследовавшего рукопись Barb. gr. 420 (и некогда составлявшую с ней единое целое Barb. gr. 592) 3 , она представляет собой автограф Каллиста Ангеликуда 4 . Это обстоятельство делает рукописи Barb. gr. 420 и 592 важнейшими свидетелями текста как собрания Слов, в достаточной мере условно именуемого «Исихастским утешением» 5 , так и Глав Каллиста Ангеликуда (наиболее полное собрание, которых содержится как раз в кодексах Barb. gr. 420 и 592) 6 . Однако помимо текстов, относящихся к упомянутым выше двум собраниям – Слов («Исихастское утешение») и Глав (иногда именуемых «Исихастским обучением» 7 ), в кодексе Barb. gr. 420 имеется целый ряд Слов, отсутствующих в других рукописях, но при этом жанрово и стилистически весьма близких к Словам, составляющим «Исихастское утешение». Если не считать Слова 4 8 , от которого в кодексе осталось лишь окончание 9 , здесь содержится 5 Слов, не вошедших в состав «Исихастского утешения»: Слова 5, 13, 15, 16 и 18 10 . Из них только Слово 16 оказалось опубликованным благодаря включению (случайному или осознанному) в состав так называемых «Глав Каллиста Катафигиота » (именуемых также «Трактатом О божественном единении») 11 в виде 76-й главы этого собрания. Таким образом Слово 16 рукописи Barb. gr. 420 увидело свет в составе знаменитой святоотеческой антологии «Добротолюбие» еще в 1782 г. 12 Остальные четыре Слова до сего дня остаются не только не изданными и не изученными, но и практически не описанными. 13 Слово 18 по форме (серия относительно кратких глав) находится в одном ряду с такими Словами «Исихастского утешения», как 24-е и 25-е 14 (по рукописи Vat. gr. 736; в Barb. gr. 420 это – Слова 11 и 12 15 ), так как эти Слова также представляют собой серии глав (24-е – сотницу, 25-е – 22 главы). С другой стороны, Слово 18, будучи своего рода «таинственным

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

«Кажется, будто его наставления наполнены еле сдерживаемым порывом; личный опыт, постоянно сверяемый со святоотеческим преданием… ощущается в них как живое биение пульса», — пишет о творчестве Каллиста Ангеликуда Плакида (Дезей). Важнейшим творением Каллиста Ангеликуда являются «Уцелевшие главы Каллиста Катафигиота, обдуманные и весьма высокие, о божественном единении и созерцательной жизни», о которых Дунаев отзывался следующим образом: «Главы обдуманные и весьма высокие о божественном единении и созерцательной жизни» — не только один из самых обширных трактатов «Добротолюбия» (он входит, вместе с несколькими другими небольшими святоотеческими творениями и указателями, в пятый том последнего греческого издания), но и выделяющийся из всего сборника по своим духовным прозрениям, богословской глубине и сложности языка. Это сочинение было опущено при переводе еп. Феофаном». Помимо них в собрание творений Каллиста Ангеликуда вошли: «Слово о духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии», «О безмолвнической жизни». Группа Вконтакте Facebook группа Творения В Греч. Добротолюбии никаких сведений о нём не дано. — Мысли и даже фразы сей статьи сходны с Каллистом и Игнатием. — Знать даётся, что в Греч. Доброт. — сия и следующая статьи стоят там, где следовало стоять двум статьям Славян. Доброт. под заглавием: Святейшего Каллиста, Патриарха Константинопольского, образ внимания молитвы ; — и его же — о молитве вкратце . Сих статей нет в Греч. Доброт. — Вероятно, они взяты из каких–либо рукописей. О безмолвнической жизни Слово о духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии Уцелевшие главы Каллиста Катафигиота, обдуманные и весьма высокие, о божественном единении и созерцательной жизни. О безмолвнической жизни 1) Нельзя покаяться без безмолвия; нельзя сколько–нибудь коснуться чистоты без анахоретства; невозможно, при видании людей и беседах с ними, сподобиться умного зрения Бога и молитвенной беседы с Ним. Почему те, кого объемлет заботливое желание покаяться в своих прегрешениях, очиститься от страстей, достигнуть и вкусить созерцания Бога и беседы с Ним, — что есть предел и цель живущих по Богу, и залог вечного Божия наследия, — всеми способами взыскивают безмолвия, наиполезнейшим делом для себя почитая удаление от людей и анахоретство, с должным, конечно, к тому расположением и настроением.

http://predanie.ru/kallist-angelikud-pre...

Каллист Ангеликуд. Творения «Кажется, будто его наставления наполнены еле сдерживаемым порывом; личный опыт, постоянно сверяемый со святоотеческим преданием … ощущается в них как живое биение пульса» — пишет о творчестве Каллиста Ангеликуда Плакида (Дезей). Важнейшим творением Каллиста Ангеликуда являются «Уцелевшие главы Каллиста Катафигиота, обдуманные и весьма высокие, о божественном единении и созерцательной жизни» (о которых Дунаев отзывылся следующим образом»«Главы обдуманные и весьма высокие о божественном единении и созерцательной жизни» — не только один из самых обширных трактатов «Добротолюбия» (он входит, вместе с несколькими другими небольшими святоотеческими творениями и указателями, в пятый том последнего греческого издания), но и выделяющийся из всего сборника по своим духовным прозрениям, богословской глубине и сложности языка. Это сочинение было опущено при переводе еп. Феофаном.» По мимо них в собрание творений Каллиста Ангеликуда вошли: «Слово о духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии», «О безмолвнической жизни». Сочинения О безмолвнической жизни 1) Нельзя покаяться без безмолвия; нельзя сколько–нибудь коснуться чистоты без анахоретства; невозможно, при видании людей и беседах с ними, сподобиться умного зрения Бога и молитвенной беседы с Ним. Почему те, кого объемлет заботливое желание покаяться в своих прегрешениях, очиститься от страстей, достигнуть и вкусить созерцания Бога и беседы с Ним, — что есть предел и цель живущих по Богу, и залог вечного Божия наследия, — всеми способами взыскивают безмолвия, наиполезнейшим делом для себя почитая удаление от людей и анахоретство, с должным, конечно, к тому расположением и настроением. 2) Начало деланий их в безмолвии бывает плач, самоосуждение и самоуничижение; ради их, — чтоб они происходили сколько можно чище, — бдения, стояния, воздержание и телесный труд, коих предел — потоки слёз, источаемых очами смиренная мудрствующих, в сокрушении сердца. Так внимают они очищению своему, и так деятельно преуспевают в нём. Пределом сих трудов служит умиротворение помыслов, как начало — излияние слёз.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КАЛЛИСТ АНГЕЛИКУД Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святой Каллист Ангеликуд. Икона. XXI в. (Афон) Каллист Ангеликуд (греч. Κλλιστος Αγγελικοδης ; ок. 1325 - не ранее 1377 ), подвижник-исихаст, богослов, основатель и игумен монастыря Богородицы Катафиги близ г. Меленикон в Македонии (ныне Мелник на юго-западе Болгарии), преподобный Память 20 июня (Румын. ) Сохранилось чрезвычайно мало сведений о Каллисте Ангеликуде, который упоминается в различных источниках под разными именами, в связи с чем ученые долгое время полагали, что речь идет о разных лицах, - это нашло отражение, в частности, в просопографических изданиях . Впервые тот факт, что сочинения, надписанные различными именами, принадлежат одному и тому же Каллисту, доказал кардинал Джованни Меркати . Наиболее полный и до настоящего времени сохраняющий значение просопографический очерк о Каллисте Ангеликуде принадлежит А. Риго . Архимандрит Симеон (Куцас) полагает, что Каллист Ангеликуд родился около  1325 года . Среди исследователей не существует единого мнения, является ли Ангеликуд родовым прозвищем или именем иного происхождения. Однако прозвище Катафигиот, наиболее известное из имен, которыми надписаны сочинения Каллиста Ангеликуда, несомненно связано с наименованием обители, основанной Каллистом Ангеликудом в Мелениконе, - Катафиги   . Неизвестно, посещал ли Каллист Ангеликуд Афон , но связи его монастыря с афонскими обителями засвидетельствованы источниками, что может объяснить появление на Святой Горе рукописей, созданных в ближайшем окружении Каллиста Ангеликуда.  По сочинениям достаточно трудно судить об образовании Каллиста Ангеликуда. Так, в частности, уровень владения письменным греческим языком скорее заставляет думать о том, что Каллист Ангеликуд не получил регулярного образования. Однако он был хорошо знаком со святоотеческими творениями. Среди наиболее часто цитируемых Каллистом Ангеликудом авторов - великие каппадокийцы, автор " Ареопагитик " , свт. Иоанн Златоуст , прп. Максим Исповедник , прп. Исаак Сирин , Макариевский корпус . Также в сочинениях Каллиста Ангеликуда упоминается блж. Августин Иппонийский . Не подлежит сомнению знакомство Каллиста Ангеликуда с творениями свт. Григория Паламы . В 7-м Слове " Исихастского утешения " Каллист Ангеликуд приводит настоящий панегирик в честь свт. Григория и упоминает о чудесах, совершавшихся у его гробницы. 

http://drevo-info.ru/articles/13679503.h...

А. Г. Дунаев Калиста Ангеликуд Об авторе трактата О божественном единении науке почти ничего не было известно до 1995 года 1389 . В предисловии к греческому Добротолюбию прозвище Каллиста Катафигиот производится от слова καταφυγ, что значит прибежище. По мнению греческих издателей, оно могло быть связано с какой-нибудь церковью Богородицы 1390 . Последние открытия не проливают света на это прозвище, истолкование которого нуждается в дальнейших изысканиях. Высказывалось и предположение о тождестве Каллиста с патриархом Каллистом Ксанфопулом 1391 , сочинение которого в 100 глав также попало в Добротолюбие. Просопографическая статья А. Риго 1392 и сильно запоздавшая публикация в 1996 г. исследования 1393 , законченного (но не завершенного в полном объеме) архим. Симеоном (Куцасом) уже в 1984 году при секции римо-католического богословия Страсбургского университета, позволяют с гораздо большей определенностью ответить на вопрос, кому принадлежит интересующий нас трактат. К сожалению, биографические сведения о Каллисте новейшие изыскания дополнили лишь в незначительной степени. В рукописи Barberini 420 содержится 219 глав Каллиста Ангеликуда , 50 из которых помещены в Добротолюбии 1394 под именем Каллиста патриарха в серии 83 глав, а 89 других – под именем Каллиста Катафигиота в числе 92 глав 1395 . Кодекс 506 (Афон. 4626) Иверского монастыря дает еще более ясную картину: 115 глав совпадают с главами Каллиста Ангеликуда в Добротолюбии о рае как образе внутреннего человека, при этом 76 глав входят в упомянутую серию Каллиста патриарха, остальные 38 глав – Каллиста Катафигиота . Наконец, часть глав Каллиста Катафигиота имеется в рукописи Vat. gr. 736, целиком посвященной Каллисту Ангеликуду 1396 . Интересно и то, что в тексте Наставления безмолвствующим в 100 глав, изданном в Добротолюбии под именем Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, есть прямые заимствования из 22-го слова Каллиста Ангеликуда 1397 . Кроме того, включенный в Добротолюбие текст О безмолвнической жизни Каллиста Тиликуды также принадлежит Каллисту Ангеликуду 1398 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Дионисий Поспелов Скачать epub pdf Одним из самых значительных представителей исихастской философии является прп. Каллист Ангеликуд , до настоящего времени практически неизвестный широкому кругу исследователей. Этого византийского богослова XIV в. можно считать вторым по значимости после Паламы, несмотря на то что он в течение продолжительного времени находился в тени. Молодость и годы духовного становления Ангеликуда пришлись на время напряженных “паламитских споров”, завершившихся официальным признанием исихазма на соборе 1351 г. Однако его литературное “акмэ” приходится на 60–70-е гг., т.е. на время упадка, политических поражений и снижения интереса к культуре и богословию. Мы знаем, что Ангеликуд был par excellence мистиком-исихастом и тонким экзегетом Священного Писания . Его авторская деятельность как “философа” исихазма была сориентирована на темы, касающиеся духовной жизни, особенно ее сокровенной сути – восхождения человека к Богу. Современный патролог А.Г. Дунаев определяет значимость Ангеликуда так: “Трактат св. Каллиста Ангеликуда “О духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии” вместе с другим его произведением, о котором речь шла выше, – “Главы обдуманные и весьма высокие о божественном единении и созерцательной жизни”, открывает перед читателем фигуру второго поколения паламитов, почти что равную по глубине богословских рассуждений и духовноаскетического опыта самому св. Григорию Фессалоникийскому, но остававшуюся в тени из-за географической удаленности монастыря, в котором подвизался св. Каллист (от столицы, Константинополя, от Фессалоник и Святой горы Афон. – Д.П.), и путанице его имени в рукописной традиции”  1 . Присовокупи сюда также трудности языка, отсутствие изданий основных текстов и плохое состояние некоторых рукописей, содержащих его творения. Сочинения Ангеликуда можно рассматривать как завершение и наиболее полное выражение исихастского учения в том виде, в каком оно сложилось ко второй половине XIV в. После Каллиста в разоренной войнами и попавшей в вассальную зависимость от Оттоманской империи Византии 2  не было другого мистика и философа столь же высокого уровня. Изучение наследия Ангеликуда осложняют две проблемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

А.Ю.Виноградов Предварительные замечания о рукописной традиции текста 1 История изучения исихазма и эпохи паламитских споров в частности развивается и по сей день преимущественно за счет расширения круга привлекаемых источников. Так, если первоначально исследователи ограничивались в основном произведениями свт. Григория Паламы и актами паламитских соборов, то в дальнейшем весьма важными для выявления эволюции паламитского богословия стали издания произведений антипаламитов, равно как и изучение рукописной традиции произведений самого святителя с целью выявления оригинального их текста и произведенных в нем изменений. Другой важный источник здесь – творчество младших современников и ближайших последователей свт. Григория, которые позволяют лучше понять многие аспекты паламитского учения и полемики и, прежде всего, рецепцию исихастского богословия в Византии. Каллист Ангеликуд принадлежит ко «второй волне» исихастских писателей, которые творили вскоре после окончания паламитских споров XIV в. и значение которых до сих пор не оценено в полной мере 2 . Внешние свидетельства о жизни Каллиста практически неизвестно: возможно лишь, что он некоторое время жил и возглавлял монастырь на территории современной Болгарии 3 . В научной литературе Каллист Ангеликуд обычно называется автором трех крупных произведений: антилатинского трактата «Против Фомы Аквината», «Рая» и «Исихастского утешения». C трактатом против Фомы дело обстоит довольно ясно: он сохранился в одной, вероятно, прижизненной рукописи Ivir. 337. Традиция «Рая» 4 , сборника кратких глав-поучений типа сотниц, несколько более сложна и заслуживает отдельного исследования 5 ; кроме того, «Рай» занял свое место в славянской письменности благодаря переводу прп. Паисия (Величковского) . Темой настоящей статьи является третье, самое большое по объему произведение Каллиста Ангеликуда – «Исихастское утешение» (‘H συχιαστικ παρακλησις), под которым обычно, вслед за С. Куцасом, понимают текст рукописи Vat. gr. 736 (о содержании см. ниже). Сочинение это крайне важно для понимания личности Каллиста, так как, в отличие полемического трактата «Против Фомы Аквината» и разрозненных аскетических глав «Рая», содержит позитивное изложение богословских взглядов автора, хотя назвать данное изложение систематическим сложно в силу того, что сочинение состоит из отдельных Слов, написанных зачастую ad hoc и имеющих различное происхождение. В этой связи не менее важен и другой вопрос – когда Каллист писал свои произведения, как развивалась его писательская деятельность?

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

Условные обозначения Преподобный Иоанн Карпафийский Блаженного Иоанна Карпафийского сто семнадцать глав [Вторая сотница] Иже во святого отца нашего Иоанна Карпафийского Слово подвижническое и очень утешительное к обратившимся [к нему] монахам из Индии, восполняющее число ста глав Приложение А. Г. Дунаев. Преподобный Иоанн Карпафийский (патрологический очерк) Литература Исследования Анонимное догматическое толкование на Иисусову молитву Анонимное догматическое толкование на молитву «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь» (редакция 1) ПС.– Симеон Новый Богослов Условные обозначения Метод священной молитвы и внимания Симеона Нового Богослова О первой молитве О второй молитве О третьей молитве Приложение. А. Г. Дунаев. Проблемы композиции и авторства трактата. Метод священной молитвы и внимания. Симеон Евхаитский Послание Симеона, митрополита Евхаитского, Иоанну, монаху и затворнику Дионисий монах Дионисия монаха пятьдесят познавательных глав о превосходстве божественных гимнов Его же толкование о превосходстве трезвеннической молитвы Святитель Григорий Палама Условные обозначения Первое опровержение Акиндина, содержащее перечисление ересей, в которые рискнули впасть он сам и его сторонники, говорящие, что в Боге совершенно не различаются сущность и энергия К тому же Акиндину – еретику [и стороннику] дурного мнения Варлаама, написавшему сочинение в защиту этого [зломыслия] после бегства оного [Варлаама] и его соборного осуждения, -опровержение второе Изложение чудовищного множества нечестий Варлаама и Акиндина Калиста Ангеликуд Уцелевшие главы Каллиста Катафигиота, обдуманные и весьма высокие, о божественном единении и созерцательной жизни Слово XVI о духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии Приложение О. А. Родионов. Рукописная традиция трактата Каллиста Ангеликуда О божественном единении Святитель Филофей Коккин Святейшего патриарха Константина-града кир Филофея предание своему ученику о том, как внимательно пребывать в келье вместе со своими послушниками Святитель Марк Эффеский О словах, содержащихся в божественной молитве «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» Силлогистические главы о различении божественной сущности и энергии против ереси акиндинистов О Божественном свете. Именной указатель Учёные и издатели нового и новейшего времени Предметный указатель Указатели греческих слов Сокращения Прочие сокращения и условные обозначения  

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Симеон Афонский. Практическое Богопознание     Симеон Афонский «Практическое Богопознание» Вышла в свет книга старца Симеона Афонского «Практическое Богопознание». Новая книга обрадовала и одновременно озадачила читателя. Раскроем небольшой секрет: старец Симеон давно уже собирался написать книгу с толкованием важных изречений Спасителя,  особенно Заповедей Блаженств. Это толкование должно было раскрыть  заповеди именно в свете аскетической традиции Церкви. Дело в том, что чаще всего экзегеза Священного Писания была рассчитана на мирян. Например, у свт. Иоанна Златоуста толкования Евангелия часто были его проповедями в храме Константинополя, а проповеди записывались и становились частью экзегетического наследия. Более глубокий смысл открывали тайнозрители: прп. Максим Исповедник, Дионисий Ареопагит, Каллист Ангеликуд. Но их толкования были столь сложны, что до сих пор понятны лишь немногим. Этим воспользовались современные ученые и своими запутанными переводами вообще закрыли доступ простым верующим к самому замечательному пласту Православного Предания, презрительно окрестив его «монашеским богословием».

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=18&iid=2...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010