Бездна яко риза одеяние ея 39 ; мне же да будет бездна милости Твоей, словно риза – одеянием Иисусовым. Глава 16 От гласа грома Твоего убоятся 43 те [воды], конечно, а мысли ума изумят- ся и сокроются от гласа Твоего Евангельского грома. Глава 17 Снова воды восходят горы и нисходят поля, не просто, но в место, еже основал еси им 44 . Подобным образом и божественные мысли – источники от благодати – восходят горы и нисходят поля: восходят горы воззрением на высоту славы Твоей, Вышний, полагая восхождения в Сердцах 45 святых Твоих, и нисходят поля, снисхождение Воплощенного Домостроительства Твоего, творя поучением то смиренное, что сопутствует этому [снисхождению]. И то, и другое – подобающим образом, как от начала Духом передали пророки и апостолы, на которых, словно на основаниях, созидали учители и составилась вера и ее боготворящее [действие], конечно, в месте, егоже основал еси им, Господи. Глава 18 Предел положил еси немощный песок водам морским, егоже не прейдут воды, ниже обратятся покрыти землю 46 . Размышлениям же верного сердца предел положил еси всемощное Духа учение, каковой [предел] не прейдут помышления – те, что помышляют что-либо иное, кроме [этого учения]. Потому ниже обратятся покрыти и омрачити землю, то есть сердце, божественные размышления и мысли таковых [верных], но земля их, а именно сердце, будет чистой и осиянной Солнцем Правды 47 . Глава 19 Посылаяй источники в дебрех 48 , слезы же о оскудении деяния – в покаяние. Однако и посреде гор, то есть меж созерцательных божественных возвышений, пройдут воды 49 , слезы любви и радости. А они напаяют и оживотворяют вся звери сельныя 50 , разумеется – душевные силы, всячески утучняемые ведением и устремлением к Богу и размышлением. И не только напаяют вся звери сельныя, как сказано, но и пустынные помыслы, убегая далеко от мирских [дел] и [доставляемого] ими беспокойства, точно некие онагри, ждут исцеления жажды 51 их, жаждущих, конечно, узреть Бога посредством чистоты 52 , порождаемой слезами. Потому на тых, то есть на горах, птицы небесныя, беспопечительные и ведомые Духом, беспристрастные и созерцающие небесные предметы души, привитают 53 , беспрестанно плачущие в дивном радостопечалии. Глава 20

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

Если же не найдёт такого, то лучше не принимать, но во смирении предать дело Богу, почитая себя недостойным такого видения. Это узнали мы от отцев. 13) При всём другом и паче всего другого надлежит ведать следующее: как желающий выучиться стрелять не без цели или знака натягивает лук, так и возжелавший научиться безмолвию пусть имеет свой знак, — именно, чтоб быть всегда кротку сердцем, и никогда ничем не возмущаться до гнева или неудовольствия. В этом легко успеть, если от всех уклоняться и больше молчать. Если же когда случится возмутиться, надо поскорее покаяться, себя укоряя, и положить строже внимать себе потом, чтобы тихо и с чистою совестию, положив начало, опять призывать Господа Иисуса и божественную Его благодать, в успокоение души своей. Что и получит. И не только это, но душа его получит успокоение и от всех прежде стужавших ей страстей и бесов, и неизреченною возвеселится радостию. Если, впрочем, они и стужат ей когда, но воздействовать на неё не возмогут; ибо она уже не лежит к ним и никакого не имеет желания ихних услаждений, так как всё её желание устремлено к Господу, дающему ей благодать. Брани же такой она подвергается по попущению, а не по оставлению. — Для чего? — Для того, чтоб не превознёсся ум её тем, что обрёл истинное благо, от которого другие ещё далеки, — но имел в сих бранях всегдашнее побуждение к смирению, им не только побеждая гордых супостатов, но и больших даров сподобляясь. — Коих да сподобимся и мы все от Христа, ради нас столько Себя смирившего, и всем смиренным богатую благодать подающего. Ведь раскаяние есть действительно начало, а конец — оживление внутренних чувств, в котором обыкновенно проявляется неомрачаемое божественное познание: «Оживи нас, — говорит Давид, — и мы будем призывать имя Твое» (Пс. 79,19), а также: «Оживет душа моя и восславит Тебя» (Пс. 118,175). Ибо как суетная жизнь есть причина мрака и, как следствие, отступничества от Бога и незнания [Его], что и есть смерть души (из–за которой называют даже и телесно живущих умершими и мертвыми из–за их отдаления от Бога, которое произошло от увлеченности мирским, как говорит Павел о вдове, умершей от мрака роскоши, хотя и живущей телесно, и сам Господь говорит: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф.

http://predanie.ru/book/69133-kallist-an...

От среды будто бы камения, сильных и божественных помыслов, дадят глас 54 слышащим рыдающих: ибо не на короткое время или слабо плачут, и особенно те, кто близ Бога и Царства. Благословен Ты, Вышний, напаяяй и орошаяй горы, великие мыслью и высокие умом души, превознесенные и восставшие превыше земных низменностей, от превыспренних и небесных видений Своих 55 . Глава 22 Прозябаяй траву скотом, злак на службу человеком 58 : поистине Ты, Господи, двоякости души соответственно двоякую подаешь пищу: её животной и страдательной [части] – твердую пищу, Твои божественные заповеди, требующие Твоего посещения и росы Духа, как трава – внешним. Умной же [части] – нежную, и требующую созерцательных очей, и питающую душу, подобно злаку, – Твое познание, ибо умом рабски служит тебе в истине и Духе всякий человек. Вопрос: Но чего ради, Господи, Ты так душелюбиво даешь соответствующим образом душе питаться? Глава 23 Извести хлеб от земли 59 . Ибо с тех пор, как мы приняли святое крещение, Ты, словно некое семя, вложил в наши сердца животворящую благодать Духа – хлеб с неба 60 , дар веры, каковой [хлеб], таящийся в земле сердец наших, созерцанием и деянием, [угодными] Тебе, с тех пор, как мы научимся им, Ты изводишь и снова являешь его нам восходящим из сердца нашего. Глава 24 И вино веселит сердце человека 61 : вино, творящее любовь, излияние Духа в сердцах наших. Ибо сказано: Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам 62 . [Вино] весьма сладкое, как дух животворящий, и чрезвычайно горячее, как Бог , ибо Бог – огонь 63 , и в нас духовно изливаемое и движущееся. Итак, тогда, как хлеб, Дух, имеющий особенную животворящую и питательную силу, выводимый от земли сердец наших и, словно некое вино, как сказано, Он ясно является, веселя сердце человека, творящего, как изъяснено [выше], заповеди, которым Ты научил [его], и созерцающего божественное и превыше естественное, что окрест Тебя. Однако и Глава 25 Ради того, чтобы умастити лице созерцательной души елеем 64 духовного помазания, Ты прозябаешь, как сказано, упомянутую [выше] траву и злак 65 . И что дивно, вовсе не только умащаешь, но и Глава 26

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

слова. Поэтому она так и начинается). 92 главы входят также в 3-е собрание, наиболее известное и чаще всего именуемое «Главы Каллиста Катафигиота» или «Главы о божественном единении». Поскольку не дошло древних рукописей этого произведения, трудно судить, было ли это собрание «Глав» составлено самим К. А. или его ближайшими учениками, или же оно было создано впоследствии переписчиками, напр., XVI или XVII вв. на основе некой неизвестной копии глав кодекса Vat. Barber. gr. 420. Текст последней, 92-й, главы испорчен, что отражено как в известных рукописях данного собрания, так и в слав. переводе. Возможно, рукопись, на основании которой была создана эта подборка, содержала лакуны не только в конце, что обусловило своеобразное расположение глав, заимствованных из Vat. Barber. gr. 420, в собрании глав Каллиста Катафигиота. Все главы, за исключением одной, находят соответствия среди текстов, вошедших в автограф К. А. Vat. Barber. gr. 420. По большей части это главы из числа 219, но, кроме того, в собрании присутствует как минимум 3 иных текста: Слово 29, фрагмент 24-го Слова «Исихастского утешения», а именно его 79-я глава (это Слово представляет собой сотницу глав), и одно Слово, не вошедшее в «Исихастское утешение». 83-ю главу из состава «92 глав» идентифицировать не удалось; вероятно, она заимствована из тех же «219 глав», но из той части, что не сохранилась. «92 главы» Каллиста Катафигиота сохранились в составе 2 рукописей. Это, во-первых, афонский кодекс Ath. Karakal. 189 (1585), переписанный в 1776 г. на о-ве Идра, по всей видимости, для подготавливаемого свт. Макарием Нотарой , митр. Коринфским, 1-го изд. «Добротолюбия» (см.: Rigo A. Nota sulla dottrina spirituale di Teolepto metropolita di Filadelfia (1250/51-1322)//RSBN. 1987. Vol. 24. P. 176; Idem. 1995. P. 254. Not. 9). Заглавие их таково: Εκ τν το Καλλστου το Καταφυγιτου (Fol. 273). Во-вторых, те же 92 главы содержатся и в рукописи Hieros. 436 (XVIII в.), где переписчик отождествил автора данного собрания «Глав» с Каллистом I , патриархом К-польским (заглавие: Καλλστου Καταφυγιτου το γιωττου πατριρχου Κωνσταντινουπλεως, μαθητο δ χρηματσαντος το γου Γρηγορου το Σινατου (см.: Παπαδπουλος-Κεραμες.

http://pravenc.ru/text/1320107.html

Каллист Ангеликуд 87 сн. Канизий (Петр де Хонда), иезуит 131 (1) Канский Ю. 207 Кант И. 105 6 , 106 сн. Карагеоргий (Георгий Черный Петрович) 119 Караджич В. С. (Караджич В.) 169, 170 (1) , 171, 205 Каркалайнен И. 98 3 , 204 Кармирис И. (Karmiris I.) 98 2, 4 , 99 1, 3 , 100 3, 5, 7 , 131 3 , 207 Картанос Иоаникий 104 Карташев А. В. 191, 192 Кассиан (Безобразов) , еп. 217 (1) Кашанин Μ. 115 2–4 , 203 Каштанов Д. В. 201 Квастен И. (Quasten J.) 21 3 , 22 2 , 23 1, 3 , 24 2 , 25 1 , 29, 32 1 , 33 6, 8 , 34 11 , 40 3–5 , 208 Кейль 159 1 Киприан (Керн , Cyprien Кегп), архим. 50 2 , 121 4 , 207 Кесарий, еп. Арелатский 37 1, 3 Кечакмадзе Η. Н. 63 сн. Киприан, митр. Киевский (родом серб), свт. 124 Киреевский И. В. 160 Кирилл, патр. Александрийский (Cyril of Alexandria), свт. 28 (2) , 34, 59 Кирилл, патр. Иерусалимский, свт. 4, 36, 220 2 Кирилл Лукарис, патр. Константинопольский 100 (5) , 101, 174 Кирилл (Константин) Философ, св. равноап. 6, 112, 113 (2) , 114 4 , 115, 125, 130, 185 3 , 206 Китоврас, миф. 122 (3) Климент Александрийский (Clement d’Alexandrie), схоларх 64 4 , 184, 220 2 Климент Охридский, архиеп. Величский (Болгарский), просветитель Словенский, равноап. 113 (3) , 114 (1, 3, 4) , 202, 203 Князев А. П. (Kniazeff А. Р.), протопресв. 191 2, 3 , 192 (1, 3, 4) , 208 Ковачевич Г. 164 Кодов X. 114 4 , 203 Козьма, пресвитер 125 (2) , 201 Козьма Этолийский, св. 102, 103, 165 Колицарас И. 181 Комаров Η. Π. 153 3 Конески Б. 204 Константин Острожский, рус. князь 130 Кораис А. 107 Коридалевс Ф., свящ. 100 Костенчский К. 115 4 Коттер Б. 491 Крумбахер К. ( Κρουμπχερ К.) 47 3 , 50 2, 11 209 Куев К. М. 203 Кузмани К. 170 Куккос (правильно: Кукку) Е. ( Κοκκου .) 97 2 , 209 Курапова В. Е. 86 сн. Курочкина О. В. 205 Кусков В. В. 121 1, 3 , 122 3, 6 , 123 3, 6 , 124 2 , 127 4 , 203 Лавров П. А. 167 2 Лазарь, серб, царь 117 Ламех, библ. 121 4 Лев Патрикий (Вардалис) 50 (11) Лейбниц Г. В. 85 Лобковиц Н. 207 Локк Д. 85, 105 (5, 6) , 106 сн. Лопухин А. Π. 159 1 , 186 (3) Лосев А. Ф. 63 сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

21) Симеон Новый Богослов (часть глав принадлежит Симеону Благоговейному , см. 6 .10 [Nota]). 755–782. 6 .22. 22) Никита Стифат . 785–851. 6 .177. 23) Феолипт Филадельфийский . 855–865. 6 .440–441. 24) Никифор Исихаст. 869–876. 6 .431. 25) Григорий Синаит . 879–925. 6 .376–379. 26) Григорий Палама . 929–1013. 6 .991, 997, 936, 987, 978, 964. 27) Каллист и Игнатий Ксанфопулы (часть глав восходит к творениям Каллиста Ангеликуда , см. 6 .1566). 1017–1103. 6 .1898. 28) Каллист-патриарх, главы 1–14 (Ксанфопул? Главы 15–83 добавлены только во 2-м афинском издании и принадлежат Каллисту Ангеликуду , см. 6 .1568). 1100–1102. 6 .1902. 29) Каллист Тиликуд (на самом деле – Каллист Ангеликуд ). 1103–1107. 6 .1566. 30) Главы святых отцов о молитве и внимании (анонимно, предположительно – Каллист Ангеликуд ?). 1107–1109 [= Φιλοκαλα. θναι 1976. 4. 373–375; PG 147. 828–832]. 31) Каллист Катафигиот (в действительности, Каллист Ангеликуд ). 1113–1159. 6 .1569. 32) Симеон Солунский . 1160–1162. 6 .1931. 33) Об Иисусовой молитве (помещено анонимно, автор – Марк Евгеник). 1163–1167. 6 .2023. 34) Толкование на Господи, помилуй (анонимно, на новогреч.). 1168–1170 [= Φιλοκαλα. θναι 1976. 5. 69–72]. 35) Симеон Новый Богослов (новогреч. пер.). 1171–1177 (Симеон). 6 .14; 1178–1185 (Пс.-Симеон). 6 .163. 36) Григорий Синаит (новогреч. пер.). 1186–1197. 6 .379. 37) Отрывок из жития Максима Кавсокаливита. 1198–2001. 8 .411. 38) Отрывок из жития Григория Паламы . 1202–1206. 6 .1407. Nota . В серии λληνες πατρες τς κλλησας. Φιλοκαλα ( Θεσσαλονκη) издаются творения отцов-аскетов (с параллельным новогреч. переводом без крит. аппарата), однако это серийное изд. лишь по названию совпадает с «Добротолюбием» свв. Макария и Никодима. Состав же его много шире: включены, в частности, апофтегмы, «История боголюбцев» бл. Феодорита Кирского , «Луг духовный», «Лавсаик», Исаак Сирин , Исихий Иерусалимский (подл.), все творения Максима Исповедника , Иоанн Синаит, Николай Кавасила , и др.; число томов достигло уже 45.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1 См. о нем: Rigo A. Callisto Angelicude Catafugiota Meleniceota e l " esicasmo bizantino del XIV secolo. Una nota prosopografica//Nil Sorskij e l,esicasmo. Magnano, 1995. P. 251–268; Symeon Koutsas. Callistos Angelicoudé " s. Quatre traité " " s h " sychastes inédits. Introduction, texte critique, traduction et notes. 1998. P. 19–29; Родионов О. А. Каллист Ангеликуд //ПЭ. 2012. Т. 29. С. 545–554. 6 О рукописной традиции Глав Каллиста Ангеликуда см.: Rodionov O. The Chapters of Kallistos Angelikoudes. The Relationship of the Separate Series and Their Main Theological Themes//Rigo A., ed. Byzantine Theology and its Philosophical Background. Turnhout, 2011. P. 141–147; Родионов О.А. Рукописная традиция трактата Каллиста Ангеликуда «О божественном единении»//Византийские исихастские тексты/Сост., общ. и науч. ред. А. Г. Дунаева. М., 2012. С. 423–428; Он же. Каллист Ангеликуд . С. 546–548. 8 Здесь и далее, если не указано иное, приводится нумерация по рукописи Barb. gr. 420, а не Vat. gr. 736 – основному свидетелю текста полного корпуса Слов «Исихастского утешения». 10 См.: Там же. С. 373 (без указания номеров Слов); см. также: Syméon Koutsas. Callistos Angelicoudé " s. Quatre traites hé " sychastes inédits. P. 80; Rodionov. The Chapters of Kallistos Angelikoudé " s. P. 147 (упоминание Слова 18). 11 Родионов. Рукописная традиция трактата Каллиста Ангеликуда «О божественном единении». С. 424, 428; Rodionov. The Chapters of Kallistos Angelikoudes. P. 143, 145. Это обстоятельство отметил еще архим. Симеон (Куцас), но он ошибочно указал 66-ю главу из собрания « Каллиста Катафигиота »: Syméon Koutsas. Callistos Angelicoudes. Quatre trai- tes hé " sychastes inédits. P. 80. 12 ФйокаАла. " Ev£-rir aiv, 1782. Z. 1144–1146; 2-е изд.: A9rjvcu, 1893. Т. В». Z. 486–488; 3-е изд.: A9rjvai, 1992. Т. É. Z. 40–43; славянский перевод прп. Паисия (Величковского) в редакции справщиков Московского Добротолюбия : Добротолюбие. Б. м., б. г. Л. 115об.– 118. О рукописной традиции этого перевода см.: Родионов О. А. «Три книги святого Каллиста» в переводческом наследии прп. Паисия Величковского . (По материалам рукописного собрания Нямецкого монастыря)//Каптеревские чтения. Сборник статей. [Вып.] 10. М., 2012. С. 39–43; Он же. Каллист Ангеликуд . С. 548.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

1399 Так, у Бека (Beck 1959, 784: «ein anderer Kallistos…», ср. 785) и в авторитетном справочнике PLP фигурируют отдельно Ангеликуд Каллист (PLP 145) и Катафигиот Каллист (PLP 11466). 1401 Κατ το καθ λλ νων λεγομνου βιβλ ου Θωμ Λατ νου. Издано: Καλλ στου γγελικοδη Κατ Θωμ Ακιντου/ Εσαγωγ, κε μενον κριτικ ν, π μνημα κα π νακες Σ. Παπαδοπολου. θναι, 1970, и подробный разбор сочинения в книге того же ученого: Παπαδπουλο Σ. Συνντησις ρθοδ ξου κα σχολαστικς θεολογ ας ( ν προσ π Καλλ στου γγελικοδη κα Θωμ Ακιντου). Θεσσ., 1970 ( νλεκτα Βλατδων; 4). 1402 Заметим, однако, что ссылок на произведения Паламы в творениях Каллиста почти нет, хотя имеются редкие упоминания в возвышенных тонах о фессалоникийском святителе (Слово 7 Исихастского утешения). Объясняется это, скорее всего, тем, что Каллист писал до или сразу вскоре после канонизации фессалоникийского святителя, а потому творения Паламы ещё не были распространены в достаточном количестве копий. 1403 Дионисий (Поспелов), монах. Преподобный Каллист Ангеликуд (Меленикиот): просопографический очерк//Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009. 2. С. 62–80, см. с. 74 и 75 (о находке полного текста трактата О божественном единении см. на с. 63; об условном отождествлении 219-ти глав с Исихастским обучением см. сноску 74 на с. 74 и с. 75). 1404 Ранее из Исихастского утешения были изданы в составе Добротолюбия, как уже сказано выше, слово 22 О безмолвнической жизни и слово 29 в виде 15-й главы в серии глав под именем Каллиста патриарха (О том, что названный рай есть образ внутреннего человека). Помимо исследования Куцаса есть еще неопубликованная диссертация: Ashiotis H. I. Comment le Saint-Esprit agit dans les croyants. Un traite inedit de Callistos Angelikoudes/Th ese presentee en vue de l’obtention de la License en theologie. Soutenue le 21 juin 1983. Institut de theologie orthodoxe Saint-Serge. Paris, 1983 (изд. и пер. одного из 30 слов – Как Святой Дух действует в верных; копия диссертации есть в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Мы уже отмечали восторженный тон, в котором Ангеликуд пишет о Паламе, и крайне резкое осуждение Варлаама и, особенно, Акиндина, которых он ставит в один ряд с такими ересиархами, как Арий, Македоний, Евномий и Савеллий. Этот текст был написан после смерти Паламы, т.е. после 1359 г., и столь эмоциональная оценка событий двадцатилетней давности говорит о сильнейшем впечатлении, которое эта полемика произвела на Каллиста. При этом Ангеликуд даже не упоминает имени Никифора Григоры, хотя именно тот был оппонентом свт. Паламы на решающем соборе 1351 г. и продолжал спорить с ним в 50х гг. 57 . Не касается Каллист и круга проблем, бывших предметом разбирательства на этом соборе. Очевидно, в это время он уже не имел возможности следить за событиями в Константинополе. В то же время смута 40-х гг., антиисихастские соборы и гонения на свт. Паламу, процессы 1344 г. по обвинению в ереси (справедливому и нет) афонских монахов могли быть убедительными причинами, побудившими богослова искать более тихое место для уединения. Следовательно, мы вправе предположить, что Каллист какое-то время жил на Афоне. Об этом свидетельствует, как мы уже упоминули, и местное предание, связывающее имя Катафигиот со скитом Катафиги, и распространение рукописей Ангеликуда в афонских монастырях. В окрестностях Меленикона, рядом с часовней св. Николая Мирликийского, Каллист основал небольшую “пустошь”, где и провел вторую половину жизни. Тем более удивительным кажется его выступление в томистской полемике. Всю жизнь, избегая участия в богословских спорах, он тем не менее составил самый подробный трактат в опровержение философии Фомы Аквинского. Можно не сомневаться, что это произведение создано именно в “пустоши”, так как в названии рукописи автор именуется Меленикиотом. Есть основания считать, что сочинение было написано “на заказ”. Во-первых, трактат “Против Фомы Аквината” написан достаточно строго, последовательно, с соблюдением правил логической аргументации, что совершенно не характерно для иных трудов Ангеликуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

Наконец, есть еще одно произведение, которое не принадлежит к корпусу сочинений Каллиста Ангеликуда , однако, возможно, тесно связано с ним. Это Канон умилительный ко Господу нашему Иисусу Христу (Κανν κατανυκτικς ες τν Κριον μν ησον Χριστν). По-видимому, он не имел широкого распространения и дошел до нас лишь в трех рукописях, две из которых, датируемые серединой XIX в., хранятся в библиотеке Русского афонского монастыря Св. Пантелеимона (Pantel. 299(5806), с. 359–365 76 , – в рукописях пагинация, а не фолиация, – и 811(6318), с. 205–229 77 ), а одна, позднейшая (вероятно, конца XIX в.), находится в собрании другой святогорской обители – монастыря Каракалл (Karakall. 40β, с. 25–33 78 ). В качестве автора Канона во всех трех рукописях указан Макарий Катафигиот (Μακριος Καταφυγιτης), другие произведения которого нам неизвестны. Кем мог быть этот Макарий Катафигиот? В одной из рукописей – Pantel. 299, где заглавие Канона дано в наиболее пространном варианте, предлагается следующее любопытное отождествление: Канон представлен как «Творение Макария Катафигиота, подвизавшегося в том же исихастирии “Катафигион”, где безмолвствовал и Каллист Катафигиот , получивший (от этого) такое именование» (Ποημα Μακαρου Καταφυγιτου, το ν τ Καταφυγ συχαστηρου σκσαντος, ν κα Κλλιστος Καταφυγιτης συχσας λαβε τν τοιατην πωνυμαν 79 . – Pantel. 299, с. 359). Иными словами, переписчик (средневековый или XIX века: в отсутствие более древних рукописей мы не можем сказать определенно) указывает, что автором Канона являлся некий Макарий – ученик Каллиста Катафигиота , то есть Каллиста Ангеликуда Меленикеота. Как уже указывалось выше, в состав одной из самых ценных рукописей творений Каллиста, вероятно, автографической, Barb. gr. 420, входит Послание Макарию, содержание которого указывает на то, что перед нами письмо духовного наставника ученику (возможно, любимому). В то же время, известно, что в числе братии монастыря Каллиста Ангеликуда в Мелениконе был иеромонах Макарий Маникис (об этом свидетельствует ряд ватопедских документов, упомянутых выше).

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010