Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Константинопольская Православная Церковь. Монашество ДИОНИСИЙ (ок. 1722 - после 1792), иером., духовный писатель, насельник Димитрия Солунского вмч. скита (Ватопедский мон-рь, Афон) ЕВСТАФИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), мон. из мон-ря Путна на севере Молдавского княжества (ныне на территории Румынии) ЕВТИХИЙ (Угурлус Георгий; кон. XVIII в. - 1866), мон., мелург, певчий, автор транскрипций песнопений в нотацию Нового метода ЕВФИМИЙ ЗИГАБЕН [правильнее - Зигавин, вариант - Зигадин] (ок. 1050 - ок. 1122), визант. мон., богослов, экзегет и полемист ЗАКХЕЙ болг. книжник, мон.-переводчик, представитель раннего этапа афоно-тырновской книжной справы, работавший в 1-й пол.- сер. XIV в. на Афоне ИЛАРИОН НОВЫЙ ДАЛМАТСКИЙ (770-775/6 - 845), игум. Далматского мон-ря в К-поле, архим. (экзарх) к-польских монастырей, прп. исп. (пам. 6 июня) ИОАНН (кон. XIII (?) - 1-я пол. XIV в.), мон. («старец»), болг. книжник, работал в Великой Лавре на Афоне ИОАНН (Вишенский (Вышенский); сер. XVI в. (?)), мон., подвизавшийся на Афоне, правосл. полемист, один из наиболее значительных западнорус. писателей ИОАНН КОЛОВ (кон. IX в.), подвижник, ученик прп. Евфимия Нового Фессалоникийского, основатель мон-ря Иоанна Колова на Афоне ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик ИОАНН МАКСЕНЦИЙ архим., лидер группы монахов из пров. М. Скифия (совр. Добруджа, Румыния), которые в 1-й пол. VI в. отстаивали теопасхитскую формулу ИОСИФ ИСИХАСТ [Иосиф Молчальник, Иосиф Пещерник] (в миру Франгискос Коттис; 1897-1959), выдающийся подвижник благочестия XX в., духовный наставник мн. афонских монахов КАЛЛИСТ АНГЕЛИКУД (ок. 1325 - 2-я пол. XIV в.), подвижник-исихаст, правосл. богослов, основатель и игумен мон-ря Богородицы «Катафиги» КЕРАМЕВС Даниил (1-я пол. XVIII в.- 6.04.1801), мон., дидаскал и ученый из школы ап. Иоанна Богослова при Патмосском монастыре (Патмиада) (1769-1801)

http://pravenc.ru/rubrics/121506_2.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афон, Лавра: Скит Провата, Кириакон Скит Провата, Кириакон В рукописях Святой Горы Афон 1071-го года встречается надпись: «Иоанн, монах, игумен скита святых Апостолов - Глосион». Позднее игуменом скита был прп. Григорий Византиос, который преставился в 1308-м году.   Затем в скиту подвизался свт. Григорий Палама, но вынужден был оставить скит по причине труднодоступности и отсутствия троп. В этом скиту жил прп. Каллист Ангеликуд, или Катафигиот , как он более известен русским читателям Добротолюбия в переводе еп. Феофана. Ученым он также известен под именем Меленикиот. Наконец, в 1772 году в скиту Провата насчитывалось более 30 келий. Это был целый город, наподобие современной Кареи, столицы Горы Афон .   Вплоть до середины XIX  века в скиту совершалась служба. Затем он пришел в запустение. В XXI веке в скиту подвизался и преставился замечательный русский монах Игнатий (Порхач).     Комментарии Всего комментариев: 3 2016/01/08, 04:21:34 Удивительные стороны Афона можно узнать, для меня несколько неожиданно , что на Афоне есть Скит Провата история которого как история некоторого легендарного города был - расцвел - запустел Василий 2015/10/19, 09:04:40 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Апостол Павел 2015/05/08, 19:00:10 Эпитафия на памятник М.П. Попову, офицеру, участнику ВОВ. В последующем председателю колхоза, который при нём процветал, а без него развалился. Могила его заросла травой, деревянный памятник сгнил, забор покосился. К 60-летию ВОВ поставили новый памятник, на котором выбито: I Жизнь, как тропа среди полей Заботы пахоты и брани. Наследьем тех военных дней Нам память о наградах станет. Склонивший голову цветок О чём грустишь в траве могильной? Здесь погребён солдат Отчизны, Да помянёт его Господь! II Ты прожил жизнь, свой путь земной Отдал во благо для народа. Всё претерпел, всё превозмог И ратный подвиг, и невзгоды. К Тебе, Мой Господи зову: " Не оставляй его в забвеньи. За жизнь, за подвиг и судьбу Прими в счастливые селенья! " 12.03.05г. ъ Христолюбов Иота Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2096

Как видно из сказанного, ситуация с изучением текстов Ангеликуда достаточно парадоксальна. С одной стороны, исследователи, начиная с прп. Никодима Святогорца и до наших дней, единогласно признавали Каллиста великим богословом, сопоставимым со св. Григорием Паламой . С другой, – историография по его наследию не выходит за рамки краткой статьи или вступления к изданию (либо переводу). При этом бóльшая часть исследований посвящена биографии Каллиста или текстологическим проблемам. Ни один из исследователей не предложил гипотезы относительно хронологии его сочинений. Лишь труды С. Кутсаса ставят целью описание богословских взглядов Ангеликуда. Первый вопрос, который возникает при изучении трудов прп. Каллиста, касается большого числа имен, под которыми он известен: “Ангеликуд”, “Антиликуд”, “Тиликуд”, “Ликуд”, “Меленикиот”, “Катафигиот”, “Каллист патриарх”. Эти имена появляются и в рукописях, в которых сохранились его писания, и в иных текстах, которые ссылаются на личность Каллиста лишь от случая к случаю. Тем не менее неопределенность и путаница имен этого “многоименного мистика” очень важна историографически. В течение того же периода (вторая пол. XIV в.), а также до и после этого периода, существовали и другие авторы, носившие имя Каллист. Таковыми были, например, вселенские патриархи Каллист I и Каллист II (Ксанфопул), духовные тенденции которых были если не сходными, то приближающимися к интересующему нас автору. Вероятно, именно по этой причине сочинения Ангеликуда были включены в том “Филокалии”, содержащей творения Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Каллист I (1350–1354 гг.; 1355 – октябрь 1363 г.) 19  был учеником исихаста Григория из Кукулы (Синаита) 20  и составителем его жития. В 1346 г., после смерти учителя, он отправился на Афон. До 1350 г. Каллист жил на Святой Горе в монастыре Ивирон. Именно в этом монастыре сохранился единственный кодекс полемического трактата Ангеликуда “Против Фомы Аквината” (Codex Iviron 337, " Αγον Ορους 4457  21 ). Император Иоанн Кантакузин вызвал Каллиста I на вселенскую патриаршую кафедру, увидев в нем сторонника Григория Паламы и противника Варлаама и Акиндина. Позднее Каллист попал в немилость к императору за то, что отказался короновать его сына Матфия 22 . Место Каллиста занял Филофей Коккин. Умер Каллист I в 1363 г. 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

Здесь же рассматриваются и разрешаются и иные недоумения, связанные с такого рода вещами Речь пятая, в которой разрешается еще одно затруднение (по-видимому, более серьезное, чем остальные) – относительно символического созерцания явлений Божественных. В ней же дается более полный ответ и на первоначальный вопрос, который и вызвал к жизни настоящее исследование Феофана, митрополита Никейского, доказательство тех, кто считает с помощью принудительных доводов, что сущие вещи могли быть извечно, и опровержение этого доказательства, и изобличение заблуждения мнимой в тех логических операциях необходимости (фрагменты) (пер. А. В. Маркова, Д. А. Поспелова) Феофана, митрополита Никейского, Похвальное слово Пресвятой Богородице (фрагмент) (пер. Д. И. Макарова) Прп. Каллист Ангеликуд. Иной паламизм (Д. А. Поспелов) Преподобнейшего отца нашего Каллиста Ангеликуда главы (фрагменты) (пер. Д. А. Поспелов, О. А. Родионова) Прп. Каллист Ангеликуд. Исихастское утешение (фрагменты) (пер. А. П. Власюка) ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ СИНТЕЗ Св. Николай Кавасила, св. Марк Ефесский. Учение о Пятидесятнице и освящении Святых Даров (Г. И. Беневич) Св. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии (фрагменты) Марка архиепископа Ефесского сочинение о том, что не только произношением слов Спасителя освящаются Божественные Дары, но [именно] последующими за сим молитвой и благословением священника, силою Святого Духа (фрагменты) ПРИЛОЖЕНИЯ Библиография Словарь базовых терминов и понятий Сводная хронологическая таблица эпохи: Восток–Запад Summary Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/book/antologiya...

Учение Паламы было одобрено в 1341 году – сначала на Афоне, а затем двумя созывавшимися в Константинополе Соборами, где было осуждено учение Варлаама Калабрийского. Однако спор возобновился по вине Акиндина – ученика свт. Григория, ставшего его противником. В 1341 году разгорелась гражданская война, Григория Паламу в 1343 году посадили в тюрьму на два года, а затем был отлучен от Церкви патриархом-интриганом Иоанном Калекой. Когда к власти пришел император Иоанн Кантакузин (1347), Григория оправдали и его учение подтвердили вновь на нескольких Соборах, состоявшихся с 1347 по 1351 г.г. Святитель Григорий, посвященный в архиепископы Фессалоник в 1347 году, продолжал заниматься богословием, что не мешало ему отдавать все силы пастырскому служению. Во время недолгого пребывания в плену у турок ему представился случай поближе познакомиться с исламом. Умер он в Фессалониках 27 ноября 1359 года, а в 1368 году был прославлен в лике святых своим учеником, патриархом Филофеем. Преподобный Каллист Ангеликуд  Преподобного Каллиста Ангеликуда можно считать одним из наиболее значительных авторов-исихастов последней трети XIV века. К сожалению, его творения опубликованы лишь частично, и то, что мы встречаем в " Добротолюбии " , из-за путаницы, связанной с ошибками переписчиков, надписано то именем " Каллиста Патриарха " , то " Каллиста Катафигиота " , то " Каллиста Тиликуды " . С точностью установлено, что Каллист родился  около 1325 года, но о его происхождении и о годах юности нам ничего не известно. Он жил в скиту неподалеку от македонского города, носившего название Мелинкон, к северу от Серрской области. К нему стали стекаться ученики, и около 1371 года патриарх Константинопольский Филофей благословил, чтобы его монастырь получил статус ставропигиального, то есть находящегося в непосредственном подчинении патриарху, а не местному архиерею – возможно, по той причине, что местный епископ выступал против исихастского движения. О деятельности Каллиста нам известно только то, что он окормлял монахов и был духовным писателем. Умер он приблизительно в 1395 году.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2807

10 июня 1341 г. в Константинополе собрался собор под председательством императора Андроника III, на котором было рассмотрено обвинение свт. Григория Паламы как защитника исихастов, представленное Варлаамом. Однако собор не поддержал обвинения в адрес Паламы, и из обвиняемого на этом соборе свт. Григорий превратился в обвинителя. На соборе были рассмотрены антиисихастские сочинения Варлаама, в результате чего была признана его неправота в отношении того, что он считал Фаворский свет тварным, а также в плане его критики, направленной на практику Иисусовой молитвы 1365 ; в результате Варлаам был осужден (но не анафематствован), ему было предложено покаяться, и он согласился. Однако вскоре после собора император Андроник умер и Варлаам продолжал нападать на Паламу, но, поняв безуспешность этого, уехал в Италию, где преподавал греческий язык Франческо Петрарке 1366 , обратился в католицизм и был поставлен папой Римским в сан епископа в Джераче (Калабрия). Также на соборе, происходившем 10 июня 1341 г., был подготовлен томос, в котором запрещалось устное или письменное обсуждение спорных вопросов. После осуждения Варлаама против Паламы стал выступать Григорий Акиндин, поводом для чего стало то, что свт. Григорий, ведя речь о нетварных, отличных от Божественной сущности, Божественных энергиях, говорил о них как о «нижележащем божестве» ( θετης φειμνη), в его отличии от высшего божества – Божественной сущности 1367 (сам этот дискурс восходит к Ареопагитскому корпусу). Палама несколько раз публично полемизировал с Акиндином, и в конце концов в июле 1341 г. в Константинополе собрался собор, на котором Акиндин был осужден. В 1341–1342 гг. свт. Григорий написал ряд важных трактатов: «О Божественном единении и различении», «О Божественных энергиях и их причаствуемости», «О Божественной и обоживающей причаствуемости», православного с варлаамитом», диалог «Феофан», а также трактат «[О том,] что Варлаам и Акиндин поистине нечестиво и безбожно разделяют единое Божество на два неравные Божества» 1368 . В этих трактатах свт. Григорий развивает учение о различии между сущностью Бога и Его нетварными энергиями, и говорит о том, что сущность Божия непознаваема и непричаству-ема, в то время как причаствуемыми являются нетварные Божественные энергии, и Бог познается по Своим энергиям, а не по сущности. Издав эти сочинения, свт. Григорий нарушил положение томоса, запрещающее обсуждать спорные богословские вопросы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

47 . Житие Андрея Юродивого/Вступ. ст., пер. с греч. яз. и комм. Е. В. Желтовой. СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека). 48 . Преп. Иоанн Дамаскин . На последование погребения/Пер. С. С.Аверинцева //От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1987. 49 . Преп. Иоанн Дамаскин . Слова на Богородичные праздники/Пер. свящ. Максима Козлова//Творения преп. Иоанна Дамаскина . М., 1997.(Святоотеческое наследие). 50 . Преп. Иоанн Дамаскин . Слово на Преображение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа/Пер. свящ. Максима Козлова//Альфа и Омега. 1999. 4 (22). 51 . Преп. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры /Пер. А. [И.] Бронзова. СПб., 1894 (репр.: М., 1998). 52 . Преп. Иоанн Дамаскин . Слово 3//Его же. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Преп. Феодор Студит Послание Платону о почитании икон/Пер. А. [И.] Бронзова. СПб., 1893 (репр.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993). 53 . Св. Иоанн Златоуст . Беседы на Книгу Бытия. М., 1993. Т. 1–2. 54 . Преп. Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица, в рус. пер., с алфавитным указателем. СПб., 1996. 55 . Иоанн Кантакузин . Беседа с папским легатом. Диалог с иудеем и другие сочинения/Пер. Г. М. Прохорова. СПб.: Алетейя, 1997. (Византийская библиотека). 56 . Преп. Иоанн Кассиан Римлянин . Собеседования египетских подвижников//Его же. Писания/Пер. с лат. еп. Петра. М., 1892 (репр.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993). 57 . Иосиф Вриенний. Сорок девять глав. Гл. 46–47/Пер. В. А. Сметанина//Сметанин В. А. Восприятие общественных проблем ортодоксально-православным мыслителем ( Иосиф Вриенний )//АДСВ. Византия и сопредельный мир. Свердловск, 1990. [Вып. 25]. 58 . История египетских монахов/Пер. Н. А. Кульковой. М., 2001. 59 . Св. Каллист Ангеликуд . Слово XVI. О духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии/Пер. М. В. Грацианского, под ред. А. Г. Дунаева//Путь к священному безмолвию. Малоизвестные творения святых отцов-исихастов/Сост., общая ред., пред. и прим. А. Г. Дунаева. М., 1999.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

время Риго, Виноградовым и О. А. Родионовым. Архим. Симеон (Куцас) осуществил критическое издание 4 Слов из «Исихастского утешения» (5, 16, 22 и 23) ( Koutsas. 1998. P. 107-253; см. также: ИАБ, 6. 1563), снабдив их переводом на франц. язык. Слово 5 было издано ранее ( Ashiotis. 1983; ИАБ, 6. 1564). Имеется частичный русский перевод Слова 5, выполненный А. П. Власюком (Антология. 2009. С. 633-640). Слово 16 «О духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии» переведено на рус. язык М. В. Грацианским под ред. А. Г. Дунаева (см.: Путь к священному безмолвию. 1999. С. 103-122; ИАБ, 6. 1565). Слово 22 «О безмолвнической жизни» получило самостоятельное распространение и начиная с XV в. включалось в различные сборники в качестве отдельного произведения. Дополнение, составляющее 2-ю часть этого Слова в некоторых рукописях, представляет собой компиляцию XV в., созданную на основе текстов Каллиста и Игнатия Ксанфопулов ( Rigo. 2011. P. 398-399). Имеются слав. перевод Слова 22 прп. Паисия (Величковского) и рус. перевод свт. Феофана Затворника (см.: ИАБ, 6. 1566), основанный на этой расширенной версии. 2. Отдельные Слова, не вошедшие в «Исихастское утешение» (см.: Виноградов. 2012). 3. «Главы», дошедшие до нас в составе 3 собраний различного объема; затрагивают различные богословские и аскетические темы, во многом сходные с теми, что обсуждаются в «Исихастском утешении». Большинство вошедших в эти собрания «Глав» находят соответствия среди текстов, включенных в самую авторитетную из дошедших до нас рукописей К. А.- Vat. Barber. gr. 420. «Главы» занимают fol. 29v - 32v, 148v - 199v, 211v - 216v, 218-225, 232-294, 297v - 311v, 339-352 данного кодекса, причем перемежаются др. текстами - как Словами, так и фрагментами, статус к-рых недостаточно ясен. По всей видимости, К. А. записывал в этот кодекс подготовительные материалы для своих произведений, что обусловило в некотором роде «черновой» характер рукописи. В Vat. Barber. gr. 420 не только утрачены начальные листы (по-видимому, ок.

http://pravenc.ru/text/1320107.html

Докладчик напомнил, что к преподобному Иоанну Лествичнику восходит понимание обоих элементов послушания — собственно «отложения рассуждения и при богатстве рассуждения» (Лествица, 4:3) и принципа выбора наставника, когда сам выбор должен быть основан на рассудительности, но в дальнейшем возможно только безоговорочное выполнение всего, что от наставника будет исходить. Обратившись к заявленному в названии доклада историческому периоду, О.А. Родионов особо остановился на примерах из жизни и творений преподобного Симеона Благоговейного — наставника Симеона Нового Богослова и самого Симеона Нового Богослова, отметив, что при несомненном следовании того и другого подвижника идеалу студийского устава, а значит, и «нерассуждающего послушания», в их жизни был момент, когда выбор для себя наставника вынудил Симеона Нового Богослова поступиться одним из уставных принципов и предпочесть игумену монастыря старца, святость которого была для него несомненной. В трудах преподобных часто проводится мысль, что наставнику, которого указал Дух Святой, нужно повиноваться как Самому Христу. В XIV столетии понятие нерассуждающего послушания начинает непосредственно соотноситься с успехом на пути молитвенного делания, а именно, умной молитвы. Преподобный Григорий Синаит († ок. 1341 года), выдающийся представитель исихазма преподобный Каллист Ангеликуд (ок. 1325 — 2-я пол. XIV века) пишут, что абсолютное послушание — это кратчайший путь восхождения на Небеса, каким следуют и делатели Иисусовой молитвы. Практически все доклады по их прочтении вызывали живую реакцию аудитории, слушатели задавали содержательные вопросы, обсуждение которых перерастало иногда в дискуссию, затрагивающую и современные проблемы монашества. После доклада О.А. Родионова также возник обмен мнениями по поводу соблюдения принципа послушания, его трактовки у святых отцов и близких нам по времени афонских старцев Иосифа Исихаста, Ефрема Катунакского и др. В частности, аудиторию волновало, можно ли нести подвиг беспрекословного послушания у «немудрого» наставника, одновременно пользуясь советами другого отца, и не является ли абсолютное послушание поводом к манипуляции. В дискуссии заинтересованное участие принял известный богослов, главный редактор научного портала Богослов.ru протоиерей Павел Великанов.

http://patriarchia.ru/db/text/5369834.ht...

Свт. Афанасий Великий начинает пасхальное слово с того, что ныне и ангелы, и архангелы, венценосные мученики , и все благочестиво скончавшиеся имеют неизреченное наслаждение, ибо воскресе Христос . Свт. Григорий Нисский, размышляя над надписаниями псалмов, пишет, что псалмы царя Давида наполнены «неизреченного и божественного наслаждения» . Также в молитве после Святого Причащения мы говорим, что Христос для нас – «неизреченное веселие» . Из нецерковных авторов это выражение использует только греческий философ IV века Фемистий . Интересно получается – вне Церкви, в мире сем, нет познания того, как вообще возможно, чтобы наслаждение было неизреченным. Обычно в философских системах наслаждение является тем, что считается непозволительным для философа. Достаточно вспомнить классическую связку «наслаждение – страдание»: δον δνη, которая позже из философских систем будет использоваться и в христианской аскетической традиции (где под δον будет подразумеваться именно чувственное наслаждение). Здесь же мы видим, что наслаждение может рассматриваться в положительном смысле в том случае, если оно имеет божественное происхождение. φθρτου δονς Интересно, что свт. Феофан Затворник, переводя преподобного Симеона, перевел «неизреченное наслаждение» как «нетленное наслаждение». Удивительно, но отцы использовали и это выражение (φθρτου δονς). Поиск по TLG выявил 13 мест с этим словосочетанием, но мест, где они были бы согласованы еще меньше. Рассмотрим их. Преподобный Каллист Ангеликуд пишет об этой радости как об уделе, уготованном Богом любящим Его, опровергая доводы схоластиков о непричаствуемости Божества: «Вопреки словам беззаконным, Святая Церковь исповедует истину, говоря, что ум, взойдя к Богу, возгорается огнем любви, поражается Божественным чудесам, радуется радостию неизреченной (χαρει χαρν νεκλλητον) о причастии Богу и единении с Ним , пребывает в исступлении от пренебесных благ, которым стал наследником, имея нескончаемое наслаждение (παυστον δονν) от своего нетленного удела (φθαρτον κληρονομαν)» .

http://bogoslov.ru/article/6026878

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010