Первая состоит в недостаточной изученности его эпохи и окружения. Многие имена, связанные с теми годами, стали известны только в XX в., когда многие сочинения поздних паламитов и антитомистов были опубликованы непосредственно с рукописей. Это и Феофан Никейский , и Иосиф Калофет, и другие богословы, создававшие, так сказать, фон Ангеликуда. Однако среди всех этих имен вряд ли можно найти имя того, кто бы каким бы то ни было образом полемизировал с Ангеликудом, хотя согласно текстам Ангеликуда такая полемика имела место. Скорее всего до XVII в. (до времени Никодима Святогорца ) не было человека, который бы ссылался на тексты Ангеликуда или упоминал о его имени. Второй, почти неразрешимой проблемой, является выяснение самих обстоятельств жизни Ангеликуда. Кроме двух юридических церковных документов, принадлежащих константинопольскому патриарху Филофею Коккину и изданных Миклосишем и Мюллером, мы не обнаружили ни одного исторического свидетельства об Ангеликуде и его монастыре. Трудно объяснить, почему такая личность как Ангеликуд не вызвала никакого интереса у современников или у тех людей, которые так или иначе были связаны с монастырем, где игуменом был Ангеликуд. Возможно, причиной послужила удаленность обители Ангеликуда от тогдашних духовноцерковных центров: Константинополя, Фессалоник, Афона. Впервые творение Каллиста “ Συλλογιστικων κα υψηλοττων κεφαλαων τα σωζμενα Περι θειας υνσεως και βον θεωρητικου” было издано в составе греческой “Филокалии” 3 , неоднократно переиздававшейся. Трактат показался издателям настолько возвышенным богословски и труднопонятным лексически, что они не решились поместить его среди прочих, частью новогреческих, парафраз, и издали сочинение в его существующем виде (т.е. на древнегреческом) 4 . К сожалению, творение Катафигиота сохранилось не полностью (из приблизительно ста глав сохранились 92). А.Г. Дунаев писал: “Возможно, полный текст еще будет обнаружен в массиве пока не изданных греческих текстов поздневизантийского периода” 5 . И он не ошибся в своих ожиданиях. Трактат был обретен в кодексе афонского монастыря Ивирон. Автограф Каллиста (219 Глав, отождествляемых с “Исихастским Обучением”) был найден О.А. Родионовым в cod. Barberini (B).

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

Обширное собрание глав, дошедшее до нас в составе кодексов Barb. gr. 420 и 592, нередко соотносят с другим, как будто бы, самостоятельным сочинением Каллиста Ангеликуда , как и «Исихастское утешение» упомянутым в «Профеории» к последнему (в рукописи Vat. gr. 736): «Исихастским обучением (или посвящением)» (συχαστικ γωγ), поскольку в Barb. 420 на верхнем поле л. 32 12-ю главу предваряет следующая запись: ντεθεν συχαστικς γωγς βιβλον (πρτ)ον («Отсюда начинается первая книга “Исихастского обучения”» 21 . Действительно, на верхнем поле над 12-й главой в рукописи Barb. gr. 420 имеется такая запись. В «Профеории» Каллист Ангеликуд говорит, что в одной книге он поведал «о славе Божией», и «воистину блажен тот, кто... сначала читает то, что [написано] о славе Божией, а потом настоящее [сочинение]»; завершается «Профеория» так: «То называется “Исихастское обучение”, а другое – “Исихастское утешение”.» 22 . Можно ли считать «Исихастским обучением» собрание, состоявшее изначально не менее чем из 222 глав 23 и сохранившееся в составе рукописей Barb. gr. 420 и 592? Тематически оно не менее разнообразно, чем так называемое «Исихастское утешение», и никак не сводится к описанию созерцания «славы Божией». Либо Каллист Ангеликуд не следовал точно намеченному в «Профеории» плану, либо и здесь, как и в случае с «Исихастским утешением», мы имеем дело с собранием, границы которого довольно свободны, чтобы не сказать «размыты», а содержание не ограничивается какой-либо одной темой. Именно поэтому такое собрание вряд ли может восприниматься как отдельное целостное сочинение и таким образом быть отождествлено с «Исихастским обучением». Однако «Исихастское обучение» – это и не 115 глав, сохранившихся в рукописи Iber. 506 24 , поскольку это собрание дошло до нас полностью и 12-я глава из рукописи Barb. gr. 420 там отсутствует. Еще одно собрание, состоящее сегодня из 92 глав, до недавнего времени считалось сохранившимся только в рукописях XVIII в. 25 (На одной из них – Karakall. 72(1585) 26 была основана публикация под новым заглавием в «Добротолюбии» в 1782 г. 27 ). Однако в минувшем году в поле зрения исследователей наследия Каллиста Ангеликуда попала ценнейшая рукопись из собрания афонского монастыря Ватопед: Cod. Athous Vatop. gr. 610 28 . Эту рукопись нельзя назвать полностью неизвестной: в свое время она была каталогизирована и ее описание (весьма скудное) вошло в известный каталог рукописей Ватопедской обители, составленный иеродиаконом Аркадием Ватопедским и Софронием Евстратиадисом, бывшим архиепископом Леонтопольским. Приведем здесь это описание полностью:

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

р.Б. Ирина 2018/04/03, 14:38:26 Вроде бы и видео " Страшная правда... " глупое и откровенно клеветническое, а сколько душ неискушенных соблазнилось. Да и у самого от мерзости этой осадок остался. На этот счет вспомнил притчу: Об источнике и клевете В лесу был святой источник с очень чистой и вкусной водой. Все жители окрестных деревень ходили туда, приносили воду домой и хранили ее, потому что вода из этого источника не портилась. Однажды, в одной из этих деревень, строительная артель пробила скважину и за плату стала проводить воду по домам жителей. Но эта вода была жесткой и годилась лишь на полив и люди отказывались пользоваться ею. Тогда строители распространили слух, что вода в источнике отравлена, пить ее нельзя, а вода из их скважины – проверена и соответствует всем нормам. Очень много людей поверило в это и они перестали ходить к источнику. И только те смельчаки, которые отваживались пить из святого родника, знали, что это клевета. А вода в нем осталась чистой, вкусной и сладкой. Клевета не может повредить Истине, но сердца повреждает: Любовь и Правда с Богом живут, А клевета и беда - за людьми бегут. Моисей 2018/04/03, 10:47:17 О, Господи, укрепи дорогого нашего, отца Симона! Дорогие отцы и братья, помоги вам Бог! 2018/04/03, 09:59:20 " Искушение " - очень скромно сказано. Г. Максимов запустил настоящую травлю в интернете. Семья Потаповых, Махачкала 2018/04/02, 22:57:07 Навеяно одним из комментариев: ( [I] ...О. Георгий просто ничего не понял. Его собственные слова из ролика на цитату из прп. Каллиста Ангеликуда : . .. это бред... Старец Симон обращает нас к древним Отцам, которых мы не знаем. Прп. Каллист Ангеликуд, перефразированный в новой книге старца , которую цитирует о. Георгий еще не переведен на русский яз.) Преподобный Каллист Ангеликуд Преподобного Каллиста Ангеликуда можно считать одним из наиболее значительных авторов-исихастов последней трети XIV века. К сожалению, его творения опубликованы лишь частично, и то, что мы встречаем в " Добротолюбии " , из-за путаницы, связанной с ошибками переписчиков, надписано то именем " Каллиста Патриарха " , то " Каллиста Катафигиота " , то " Каллиста Тиликуды " .

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2868

476-477 КАЛИГАНОВ Игорь Иванович (род. 1.03.1946), российский историк лит-ры, специалист по средневек. лит-ре Болгарии и правосл. славян 477-479 479-480 480-486 486-488 488-489 489-491 КАЛИ-ПАНАГИЯ муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, действующий; принадлежит Веррийской, Наусской и Камбанийской митрополии Элладской Православной Церкви 491-492 492-493 КАЛИСА (Каллия), мц. Коринфская (пам. 16 апр.) - см. в ст. Кодрат, мч., и др. мученики Коринфские КАЛИШЕВСКИЙ Яков Степанович (1856-1923), регент, хоровой дирижер, певец, педагог, автор церковных песнопений 494-497 КАЛИШТА ставропигиальный жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Македонской Православной Церкви, непризнанной др. правосл. Церквами 497-499 499-501 501-504 504-505 505-506 506-507 507-508 508-509 509-510 512-513 510-511 511-512 513-514 КАЛЛИНИК ВОЛХВ мч. (пам. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики 514-515 515-516 517-518 518-519 КАЛЛИСТ (Опарин Кузьма Мокеевич; 1864-1918), мон., прмч. (пам. 17 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 519-520 КАЛЛИСТ (Дорофеевич-Риторайский; † 1662 или 1663), еп. Полоцкий и Витебский Западнорусской митрополии 520-521 521-523 528-535 523-527 535-542 542-543 543-545 527-528 КАЛЛИСТА мц. Кесарие-Каппадокийская (пам. 6 февр.) - см. в ст. Дорофея, Христина, Каллиста и Феофил, мученики Кесарие-Каппадокийские 556-557 КАЛЛИСТ АНГЕЛИКУД (ок. 1325 - 2-я пол. XIV в.), подвижник-исихаст, правосл. богослов, основатель и игумен мон-ря Богородицы «Катафиги» 545-554 554-555 555-556 557-558 558-563 563-564 КАЛМЫК Михаил (Матфей Васильев; 1-я четв. XVIII в. - 1795), один из вождей старообрядцев-беглопоповцев 564-565 565-571 571-572 572-575 КАЛОДОТА мц. Александрийская (пам. 6 сент.) - см. в ст. Кириак, Фавст пресвитер, Авив диакон и др. мученики Александрийские КАЛОКЕР И ПАРФЕНИЙ († 250 или 304), мученики Римские (пам. зап. и греч. 19 мая; пам. только П.- в 3-е воскресенье по Пятидесятнице (в Соборе Галицких святых) и в 1-е воскресенье после Воздвижения Креста Господня (местный праздник Львовской и Галицкой митрополии УПЦ)

http://pravenc.ru/vol/xxix.html

В «Сотнице» К. К. и Игнатий также используют, но без упоминания имен сочинения современников, писателей XIII-XIV вв. (в т. ч. цитируя по ним более древних авторов): прп. Григория Синаита , свт. Григория Паламы и Каллиста Ангеликуда , трактат «О хранении сердца» Никифора Исихаста. Напр., авторы «Сотницы» используют творения Каллиста Ангеликуда, не упоминая его имени: 16-я гл. «Сотницы» содержит заимствования из «Слова 16» «Исихастского утешения» - «О мысленной брани» (Περ νοητο πολμου.- Callistos Angelicoudes. Quatre traites hesychastes inedits/Introd., texte crit., trad. et notes archim. Symeon Koutsas. Athènes, 1998. P. 120-122) ( Rigo. 2011. P. 397-398). Т. о., «Сотница» с ее четкой тематической структурой является прекрасным примером заключительного периода визант. мистики, синтеза древней и современной авторам аскетических традиций, где центральное место занимают молитва Иисусова и сопутствующие ей психофизические методы. Перу К. К. и Игнатия принадлежат также опубликованное прп. Никодимом Святогорцем под именем Каллиста соч. «О плодах умной и сердечной молитвы» (Κπος χαρτων. Ενετσιν, 1819. Σ. 221-222) (этот трактат отсутствует в греч. и рус. «Добротолюбии», но имеется в славянском: ИАБ, 6. 1903) и письмо мон. Иоасафу (PLP, N 8894), перевод к-рого по рукописи Vat. Barber. gr. 355 (Fol. 309r) выполнен А. Риго ( Rigo. 1993. P. 202-203; Idem. 2008. P. 789-790). «Святыми» (γιοι) и «божественными» (θεοι) К. К. и Игнатий назывались уже ближайшими современниками (Исидор Фессалоникийский, Сильвестр Сиропул), однако не удается найти следы реального почитания братьев во святых вплоть до XVIII в., когда прп. Никодим Святогорец в «Синаксаре» указал на 22 нояб. как на память К. К. На самом деле 22 нояб.- день памяти некоего прп. Каллиста ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 362). Эта память древнее XIV в. и уже содержится в греч. афонских Синаксарях XIII в. (ГИМ. Син. греч. 369, 390; см.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 527). Лит.: PLP, N 20820; ИАБ, 6, 1897-1911; Grumel V. Notes sur Calliste II Xanthopoulos//REB. 1960. Vol. 18. P. 200-204; Rigo A., ed. L " amore della quiete: L " Esicasmo bizantino tra il XIII e il XV secolo. Magnano, 1993; idem. La spiritualità monastica bizantina e lo Pseudo-Dionigi l " Areopagita//Il monachesimo tra eredità e aperture: Atti del simposio «Testi e temi nella tradizione del monachesimo cristiano». R., 2004. P. 351-392. (StAnselm; 140) (рус. пер.: Риго А. Византийская духовность и Псевдо-Дионисий Ареопагит/Пер.: Г. Вдовина//Символ. 2007. 52. С. 72-116); idem, ed. Mistici Bizantini. Torino, 2008; idem. Une summa ou un florilege commente sur la vie spirituelle?: L " œuvre «Methodos kai kanon» de Calliste et Ignace Xanthopouloi//Encyclopedic Trends in Byzantium?/Ed. P. Van Deun, C. Macé. Leuven, 2011. P. 387-438. (OLA; 212); Λικουρας Κ. Η περ τς πνευματικς ζως κα τελεισεως νηπτικ διδασκαλα Καλλστου κα Ιγνατου τν Ξανθοπολων. Αθναι, 2001 [=ΕΕΘΣΠΑ. 1999. Τ. 34. Σ. 327-386].

http://pravenc.ru/text/1320097.html

В XIV веке практически все основные монастыри Афона были открыты и населены выходцами из Византии, грузинскими и славянскими монахами, кроме того сербскими и болгарскими, подвизались здесь и русские монахи . Отсюда начинается церковное возрождение, которое прежде всего было возрождением монашеским. “Это монашеское возрождение, центром которого была святая гора Афон, стало возрождением международным. На Афоне встречались греческие и славянские монахи, и это духовное движение, связанное с исихазмом, распространилось на славянские страны — Болгарию, Сербию и Русь” .   Преп. Григорий Синаит В этом контексте фигура преп. Григория Синаита, влияние которого благодаря его последователям и еще более благодаря распространению его произведений выходит далеко за рамки первой половины этого века, представляется основополагающей . Жизнь его затрагивает основные монашеские центры эпохи, прежде всего в 1310-1320 годы гору Афон, а с 1330-1340 годов до смерти новый, им же основанный, монастырь в Парории , связанный с тем культурным славянским центром, которым становится в первой половине этого века Тырново Ивана Александра. Произведения его получают широчайшее распространение , как на греческом, так и сразу же на славянском языках; они “оказывают глубокое влияние на современную им восточную духовность (Григорий Палама, Каллист Ангеликуд, Каллист и Игнатий Ксанфопулы) и в последующие века, на Нила Сорского в России, в xv в., на Василия Пояномерульского и Паисия Величковского в эпоху духовного возрождения XVIII века” . Речь идет о совокупности текстов, содержание которых отражает аскетический путь, предложенный преп. Григорием, и оригинальность этого пути состоит в его тесной связи с техникой молитвы, что было выделено и подробно описано профессором Риго . Мы не сможем здесь остановиться на данном аспекте, который, отметим, характерен для преп. Григория и его влияния на духовность христианского востока. Мы обратим внимание на теологические истоки аскетического пути, предложенного св. Григорием Синаитом.

http://bogoslov.ru/article/1243155

Трактат “О божественном единении”, как и все “Добротолюбие”, был переведен на славянский язык старцем Паисием Величковским 6 . Первый русский перевод творения появился лишь в 1898 г. Он опубликован H.A. Леонтьевым 7  вместе с “Подвижническим словом” св. Иоанна Карпафийского . Тексты Ангеликуда были распространены среди афонского монашества, о чем свидетельствует включение в “Филокалию” прп. Никодима Святогорца весомой части “Исихастского Обучения” (см. ниже). В предисловии к “Филокалии” Ангеликуду (sur la masque Каллиста Катафигиота ) как автору трактата “О божественном единении” 8  дается блистательная оценка: “Насколько же свидетельствуют настоящие его главизны, муж был поистине во внешней и внутренней философии образованнейший; ибо настолько сей блаженный восклонялся к премирной сокровенности Троической сверхсущности с соработничеством благодати, и так возносился к боговидению и непосредственному единению и умному молчанию и сверхнепознаваемому неведению, совершенно от всего отрешаясь, через изобилие чистоты, что являлся поистине как бы ангелом и богом по благодати на земле” 9 . Тем не менее, несмотря на столь высокий авторитет в монашеских кругах, Каллист оставался, как мы уже упомянули, почти неизвестным для исследователей. Честь открытия Ангеликуда в наше время принадлежит кардиналу Джованни Меркати 10 . Хотя в своей краткой статье он лишь указал на единое авторство текстов, известных под именем Каллиста Катафигиота , Меленикиота и Ангеликуда, и обозначил основные темы его сочинений, его заслуга как первооткрывателя остается несомненной. Следующее исследование, посвященное Ангеликуду, появилось только через полвека: профессор Афинского универститета Стилиан Пападопулос, занимавшийся изучением истории томистской полемики в Византии XIV в. не мог обойти вниманием трактат Каллиста “Против Фомы Аквината”. Он подготовил издание этого сочинения 11 , дополнив его обстоятельными примечаниями, обращался к анализу трактата и в других статьях, посвященных вопросам томистской полемики 12 . К сожалению, ученый в своем исследовании ограничился лишь антитомистской частью трудов Каллиста, которая не занимает первенствующего положения в наследии богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

1. Р. 552, 569; ср.: Rigo. 1995. P. 259-263; Koutsas. 1998. P. 22-23). Насколько позволяют судить источники, конфликт, повлекший за собой вмешательство патриарха, мог заключаться в следующем. Братия «кафизмы» не принимала представлений К. А. о духовной жизни и противилась его руководству. Отголоском этих споров могут служить Слова 1 и 2 «Исихастского утешения», в к-рых К. А. полемизирует с неким не названным по имени, но, по-видимому, чрезвычайно авторитетным лицом (возможно, монахом), отстаивая практику молитвы Иисусовой . Патриарх Филофей Коккин, известный ученик и сторонник свт. Григория Паламы, вероятно, в ответ на ходатайство К. А., издал упомянутые документы, где в числе прочего засвидетельствовал свое почтение к личности К. А. и его достоинство как духовника и истинного исихаста (см.: Miklosich, M ü ller. Vol. 1. Р. 552; Rigo. 1995. P. 261), а мон-рь К. А. подчинил непосредственно патриаршему управлению, выведя из подчинения местной церковной власти и закрепив за ним земельные владения, уже находившиеся в фактическом пользовании мон-ря. Кроме того, по сообщению А. Риго, в одном из неизданных актов Ватопедской обители на Афоне (они будут опубл. в Actes de Vatopédi. T. 3), датированном 1377 г., речь идет о Мелениконе, а также о монахах и мон-ре «Каллиста Ангеликуда» (ср.: Rigo. 1995. P. 264. Not. 53). Трудно сказать, когда именно умер К. А.: вероятно, кончина его последовала в 80-х или даже в 90-х гг., но в любом случае не ранее 1377 г. Сочинения 1. «Исихастское утешение» (Ησυχαστικ παρκλησις), самое значительное сочинение К. А. и наиболее обширное (подробное описание см.: Koutsas. 1998. P. 69-106); написано, вероятно, в 1360-1370 гг.; состоит из 30 Слов, посвященных различным богословским и аскетическим темам. Рукописная традиция «Исихастского утешения» исследована А. Ю. Виноградовым, к-рый предпринял попытку изучения взаимоотношений выявленных рукописей и поставил ряд важных вопросов о составе сочинения (см.: Виноградов. 2012). Полное критическое издание на основе всех известных рукописей готовится в наст.

http://pravenc.ru/text/1320107.html

Во время пребывания свт. Григория на Афоне туда прибыл его в то время друг и ученик Григорий Акиндин, принявший монашество, вероятно, под влиянием свт. Григория; Акиндин хотел по протекции Паламы быть принятым в Лавру, однако, несмотря на поддержку со стороны свт. Григория и его ученика будущего патриарха Каллиста, получил отказ, и не только в Лавре, но и в других афонских монастырях. Начало полемики свт. Григория с Варлаамом Калабрийским относится к 1335 г., когда возобновились дискуссии с латинянами. Греческий монах, воспитывавшийся в латинском окружении, Варлаам Калабрийский в 1335 г. составил две речи против латинян, которые были произнесены им в императорском дворце. Когда свт. Григорию, который в то время жил на Афоне, пересказали содержание этих речей, он написал два «Аподиктических слова» против латинян 1358 , в которых критиковал и Варлаама, не называя его по имени. В это время Варлаам написал ряд антилатинских трактатов; свт. Григорий попросил прислать ему копию и получил трактат Варлаама, посвященный проблеме силлогизмов, в котором утверждается, что нельзя в догматической полемике использовать аподиктические («доказательные», основанные на необходимости) силлогизмы, поскольку в плане суждений о Боге не может быть использован принцип доказательности 1359 . Ознакомившись с трактатом, свт. Григорий написал недоуменное письмо Акиндину, который выступил примирителем между ним и Варлаамом, а затем, получив от него ответ, написал еще одно письмо Акиндину и два письма Варлааму. Позиция свт. Григория заключается в том, что православное учение об исхождении Святого Духа только от Отца вполне доказуемо – из Писания, творений отцов и опыта святых. В начале 1337 г. Варлаам, познакомившись в Фессалониках с мо-нахами-исихастами и ознакомившись с исихастскими сочинениями о молитве, составил несколько трактатов, в которых обвинял исихастов в мессалианстве 1360 , а в 1338 г. он подал на них жалобу в Синод, а также Константинопольскому патриарху Иоанну Калеке 1361 . Патриарх отверг жалобу Варлаама, однако тот продолжал нападать на исихастов. Свт. Григорий встал на защиту исихастов и сначала, вместе с Акиндином, пытался примирить Варлаама с монахами, а затем написал первый, а после ответа Варлаама – второй трактат из трех в составе «Триад в защиту священнобезмолвствующих» 1362 – 1363 . После того как Варлаам издал новую редакцию антиисихастских трактатов «Против мессалиан», свт. Григорий добился одобрения и подписания авторитетнейшими афонскими монахами т. н. «Святогорского томоса», в котором были осуждены идеи Варлаама, хотя его имя в томосе не упоминалось 1364 . Примерно тогда же свт. Григорий написал третий трактат «Триад».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Выйдя из юношеского возраста, свт. Григорий принимает решение стать монахом. Несмотря на желание императора Андроника II его удержать и оставить на государственной службе, Григорий вместе с двумя младшими братьями отправляется на Афон. Наставником свт. Григория на Афоне стал прп. Никодим Ватопедский, келия которого располагалась недалеко от Ватопедского монастыря. Живя там «в посте, бдении, духовном трезвении и непрестанной молитве» 1353 , через два с лишним года свт. Григорий принял монашеский постриг. После смерти Никодима свт. Григорий поселился в Лавре св. Афанасия и прожил там три года, после чего он удалился в пустынь Глоссия, где подвизался под руководством некоего исихаста 1354 Григория. Спустя два года из-за турецких набегов свт. Григорий вместе с другими подвижниками покинул Афон и прибыл в Фессалоники, где принял священный сан. Оттуда он удалился в пустынь на горе около г. Веррии, где пять дней в неделю он проводил в одиночестве, в «непрестанной умной молитве», а в субботу и воскресение участвовал в литургии и беседовал с другими подвижниками 1355 . Таким образом, свт. Григорий в это время вел монашескую жизнь, представляющую собой нечто среднее между общежительным и пустынническим монашеством. В Веррии свт. Григорий познакомился с Григорием Акиндином, который преподавал там грамматику. Известно, что в это время свт. Григорий из-за смерти матери отправился в Константинополь; возвратившись отгуда, он передал Акиндину трактат (или, может быть, комментарии к трактату «О сновидениях» Синесия Киренского) Никифора Григоры 1356 . Покинув спустя пять лет пустынь из-за набегов сербов, свт. Григорий возвратился на Афон и удалился в скит в пустыни св. Саввы, где стал вести такую же жизнь, как в пустыни около Веррии. Там же свт. Григорий начал заниматься писательской деятельностью; первым его сочинением стало «Житие св. Петра Афонского» 1357 , затем – сочинение «О введении во храм Пресвятой Богородицы» (гомилия 53). Возможно, тогда же были написаны сочинения «Главы о молитве и чистоте сердца» и «Ответ Павлу Асеню о великой схиме».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010