Вечером, в канун праздника явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579 г.), Предстоятель Русской Православной Церкви совершил утреню всенощного бдения в соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря. После богослужения Его Святейшество посетил деревянную Троицкую церковь Свияжска, являющуюся древнейшим сохранившимся православным храмом на территории Татарстана. 21 июля 2016 года, в праздник чествования Казанского образа Царицы Небесной, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы, митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона, митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка, архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, епископа Альметьевского и Бугульминского Мефодия, епископа Чистопольского и Нижнекамского Пармена возглавил в Благовещенском соборе Казанского кремля Божественную литургию, после которой состоялся крестный ход к Казанскому Богородицкому монастырю. За богослужением присутствовали полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе М.В. Бабич и президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов. В рамках визита Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым, а затем с председателем Духовного управления мусульман Республики Татарстан муфтием Камилем Самигуллиным. В Казанском кремле состоялся прием от имени президента Республики Татарстан по случаю визита Предстоятеля Русской Православной Церкви. Затем Святейший Владыка в сопровождении митрополита Казанского и Татарстанского Феофана и президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова посетил Раифский Богородицкий мужской монастырь и детский приют при обители.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4645732...

В период работы выставки 19-20 июля в ГМИИ РТ пройдут заседания одной из секций Международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богоматери в судьбах России и мировой цивилизации». Гости музея в течение трех месяцев смогут познакомиться с произведениями древнерусской живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, художественной фотографии рубежа XIX-XX вв. На единой выставочной площадке экспонируются древние памятники художественной культуры и духовные святыни Казанского Богородицкого монастыря и Казанской епархии, посвященные прославлению чудотворной Казанской иконы Богородицы. Впервые после реставрации представлены древние списки последней четверти XVI-haчaлa XVII веков с первообраза Богородицы, явленного 8 (21) июля 1579 года в Казани. Среди них представлены раритеты из собраний Русской Православной Старообрядческой Церкви и старообрядческой общины Старопоморского согласия. Древние памятники художественной культуры передают духовную атмосферу второй половины XVI века. Образы Богоматери Всеблаженнейшая (Паммакариста) из собрания Национального музея РТ, Иверская («Вратарница») из собрания ГМИИ РТ, а также позолоченная серебряная риза — оклад с чудотворной Казанской иконы Богородицы из собрания Национального музея РТ впервые выставлены вместе как особые святыни Казанского Богородицкого монастыря. Целостное и масштабное по репрезентативности собрание икон в драгоценных окладах и произведений декоративно-прикладного искусства из казанских частных коллекций представляет образ Казанской Богородицы в разновременных почитаемых списках чудотворной иконы, распространенных на территории России. Впервые экспонируются иконы, созданные в живописной мастерской Казанского Богородицкого девичьего монастыря (1867-1928 гг.). Экспозицию дополняют коллекция минералов из Геологического музея имени А.А. Штукенберга Казанского университета. На выставке также представлены историко-мемориальные материалы, в том числе, труды по истории монастыря и публикации документов судебного процесса по делу о похищении явленной чудотворной иконы Казанской Божией Матери, архитектурные чертежи, графические листы, фотографии и фототипии, связанные со строительством и жизнью монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/4553362.ht...

Свод основного объёма занимают четыре большие композиции: «Коронование Богоматери» (восток), «Покров» (север), «Взятие Богоматери на небо» (запад), «Успение» (юг). Росписи свода и верхней части стен выполнены в укрупнённом масштабе, фигуры выглядят монументальнее. Росписи на северной и южной стенах расположены в трёх ярусах. В центре верхних частей стен в круглых медальонах написаны изображения святителей Василия Рязанского (на северной) и Иоанна Златоуста (на южной). Под ними помещены фигурные филёнки, заполненные растительным орнаментом, с равноконечными крестами между ними. В двух основных ярусах размещены по две большие композиции. В нижнем ряду они заключены в прямоугольные рамы, в верхнем – в рамы с полукруглым завершением. Второй ярус занимают сюжеты «Благовещение», «Введение во храм» (северная стена), «Рождество Богородицы» и «Сретение» (южная). Соответственно в нижнем написаны композиции: «Прославление Казанской иконы», «Список иконы подносят царю Ивану Грозному», «Чудеса от Казанской иконы», «Обретение Казанской иконы». Иконография отличается попытками исторически достоверно изобразить костюмы, детали интерьера и утварь 16 в. На западной стене над аркой представлен многофигурная композиция «Прибытие Божией Матери на Афон», вписанная в полукруг. На внутренней поверхности широкой арки из четверика в трапезную, расположено четыре сюжета, а в центре в рост написана фигура Богоматери с Христом-младенцем на руках, стоящая на полумесяце. Данная иконография (Мадонна Апокалипсиса), восходит к западноевропейским образцам и имеет сходство с иконой «Богоматери Виленской». На северном склоне арки изображены композиции «Явление Христа святой Евгении» и «Бегство в Египет» (по гравюре Ю. Шнорра фон Карольсфельда), на южном им соответствуют – «Евгения поучает жен о девстве» и «Встреча Марии и Елизаветы». В трапезной до настоящего времени дошла орнаментальная гризайльная монументальная живопись и лепные розетки, к которым крепились паникадила. В храме находилось три не сохранившихся ныне иконостаса, выполненных в 1870 г.

http://sobory.ru/article/?object=11722

После событий июльского белогвардейского мятежа 1918 г. монастырь был упразднен, все имущество изъято, монахини отправлены в Толгский монастырь, где пребывали до его закрытия. В 1919-1922 г.г. на территории обители был устроен концентрационный лагерь. В 1928 г. в Казанском соборе на высоте 9 метров было сооружено железобетонное перекрытие для 2-го этажа и размещен Государственный архив Ярославской области. Главы и кресты со всех храмов были сброшены, колокольню разрушили. В начале 1990-х годов еще невозвращенный Церкви Казанский собор постепенно, одной за другой, увенчался пятью золочеными главами. В 1997 г. возобновилась богослужебная жизнь обители. Как приходской храм был открыт собор. Богослужения совершались в подклете. В 1998 г. монастырь был вновь открыт. В 1999 г. архивохранилище переведено в Рыбинск, Казанский собор освободился. Началась его долгая и кропотливая реконструкция. Основные работы были проведены при поддержке ОАО «Ярославский технический углерод» и его генерального директора (впоследствии - председателя совета директоров) Вадима Юрьевича Орлова. На его средства было разобрано железобетонное перекрытие, вычинены стены, сделан мраморный пол, устроен иконостас. Роспись алтаря Казанского собора выполнили ярославские художники Александр Николаевич Сериков, Михаил Анатольевич Кирильчев и Алексей Васильевич Смирнов. Эта их работа отмечена областной премией за достижения в области культуры им. Александра Опекушина. В 2000-е г.г. в течение нескольких лет, пока шло строительство Успенского собора, Казанский собор выполнял роль кафедрального. Именно здесь проводил все основные архиерейские службы архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл (Наконечный). В Казанском соборе хранятся список чудотворной иконы Божией Матери Казанской, саркофаг с мощами святителя Агафангела. В соборе создан небольшой музей, посвящённый жизни и служению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея. Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901.; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000.; Гаева Н. Ярославский Казанский женский монастырь: его святыни и история. – Ярославль: Изд. А.Рутман, 2003. (2-е издание – 2006.); Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005.; Рутман Т.А. Ярославский Казанский женский монастырь. – Ярославль: Изд. А.Рутман, 2010.; Летопись Казанского женского монастыря г.Ярославля. – Ярославль, 2013.

http://sobory.ru/article/?object=05739

В рамках мероприятий по воссозданию собора Казанской иконы Божией Матери была осуществлена значительная работа по изучению истории Казанско-Богородицкого монастыря, архитектурных особенностей возрождаемого собора и сохранившегося археологического слоя, а также проведены необходимые ведомственные согласования. Приказом Министерства культуры РТ от 5 февраля 2016 г. был утвержден состав рабочей группы по подготовке материалов оценки воздействия воссоздания собора Казанской иконы Божией Матери на объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО «Ансамбль Казанского Кремля». Одновременно были направлены запросы в Центральный государственный архив Санкт-Петербурга, Российский государственный архив кинофотодокументов, Национальный архив РТ и Национальный музей РТ «о предоставлении сведений о наличии документов о Казанском Богородицком монастыре». К концу марта 2016 г. Министерством культуры РТ был разработан «План проведения спасательных архитектурно-археологических полевых работ на территории Казанского Богородицкого монастыря при воссоздании собора иконы Божьей Матери». Осуществление таковых было возложено на Институт археологии Академии наук РТ (директор А.Г. Ситдиков). В феврале 2016 г. принято решение об организации 19-21 июля в г. Казани, в рамках мероприятий, приуроченных к закладке памятного камня, международной научно-практической конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Соучредителями конференции выступили Патриарший совет по культуре, Татарстанская митрополия, Министерство культуры РТ, мэрия г. Казани, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казанская духовная семинария и Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) РТ. Также было решено провести с июля по октябрь 2016 г. в г. Казани в ГМИИ РТ выставку, посвященную Казанской иконе Божией Матери и Казанско-Богородицкому монастырю. Поставлен вопрос об ускорении осуществляемых работ по созданию Музея Казанской иконы Божией Матери при Духовно-просветительском центре «Казанский собор» (г. Казань, ул. Япеева, д. 2).

http://patriarchia.ru/db/text/4569140.ht...

-О чем может быть разговор, когда горит родной дом? - сказал Пожарский, выслушав посетителя. - Только предатели и потерявшие совесть люди могут отсиживаться по домам в такую пору. Конечно, я согласен. -Иного ответа я и не ожидал, - радостно воскликнул Минин. -Как твои раны? - поинтересовался он. -Отныне я пекусь лишь о ранах России, - сказал князь. - Исцелится Россия - исцелюсь и я. Три дня ополченцы постились и молились во главе с Мининым и Пожарским перед чудотворной иконой Божией Матери Казанской. А потом все причастились Святых Христовых Таин. Димитрий Пожарский произнес: -Будем мужественны! Спасем Москву, а с нею и всю Россию! Он повел ополчение окольным путем - через Кинешму, Кострому и Ярославль, преследуя две цели: пополнить в этих городах число ополченцев и очистить Поволжье от многочисленных шаек казаков и ляхов. Осенью 1612 года войско подошло к Москве. Китай-город и Кремль по-прежнему были в руках поляков. Пожарский предложил им сдаться в плен. Те ответили наглым издевательским письмом. Однако вскоре они пожалели об этом. В их стане начался голод, им пришлось есть собак, кошек, крыс и мышей; через некоторое время они стали убивать и поедать друг друга. Перед решающим штурмом священники совершили молебен перед чудотворным образом Божией Матери, который в течение всего похода неотлучно пребывал среди ополченцев. Минин, Пожарский и все воины, преклонив колени, усердно молились, прося Царицу Небесную даровать им победу. 22 октября Китай-город пал, а еще через несколько дней был взят Кремль. Россия была спасена! В честь этого великого события князь Пожарский на свои средства построил на Красной площади храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Чудотворный образ он передал клиру этого храма. Прошло четыреста лет. В 1918-ом году, во времена большевистского лихолетья, икона исчезла; долгие годы о ней ничего не было известно. Считали, что она находится заграницей, куда ее продали за большие деньги. Но все произошло иначе. Великую святыню сохранили русские благочестивые христиане. В 2001-ом году члены семьи известного реставратора Сергея Николаевича Воробьева подарили ее Патриарху Алексию II. Так она оказалась в Патриаршей резиденции в Переделкино.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/21/...

Первый деревянный храм в Орлове был посвящен Покрову Пресвятой Богородицы, поэтому и место это имело название Покровский погост. В польско-литовское лихолетье эта церковь была уничтожена и восстановлена лишь во второй половине XVII столетия с новым именованием в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом святителя Николая. Эта деревянная церковь была перенесена в 1698 г. из подмосковной вотчины бояр Стрешневых с. Узково (Усково, Узкое). После реформы по конфискации церковной собственности в царствование Екатерины Великой в 1760-е гг. с. Орлово с дер. Румянцево стали владениями, населенными государственными крестьянами. Со второй половины XVIII столетия в Орлове существовала деревянная однопрестольная Никольская церковь. В 1813 г. к Никольскому храму в селе Орлове приписали малоприходную каменную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в с. Говорово, построенную в 1734 г. в старинной помещичьей усадьбе князей Трубецких. Таким образом, в приход Казанской (Никольской) церкви попали с. Говорово, дер. Суково, а также старинное сельцо Картмазово на Сетуни, где с XVII столетия до конца XVIII в. существовал деревянный храм Успения Божией Матери. Каменный храм в с. Орлово возвели на средства фабриканта Епанешникова в 1861 г. вместо сгоревшей в декабре 1851 г. деревянной церкви. Первоначально он был с двумя приделами в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая. Позже в 1873 г. к нему пристроили трапезную часть, в которой устроили третий придел, посвященный Донской иконе Божией Матери. С 1910 г. по благословению высокопреосвященного Владимира, митрополита Московского и Коломенского, настоятелем храма святителя Николая в с. Орлове 2-го благочиннического округа Московского уезда назначили священника Николая Яковлевича Лаврова. 31 июля 1910 г. отец Николай получает новое назначение к Никольской церкви в с. Орлово, расположенное ближе к Москве, чем с. Воскресенское-Саввино (платформа Переделкино (17-я верста) Московско-Киево-Воронежской железной дороги). Здесь вполне проявились педагогические способности отца Николая Лаврова, ставшего законоучителем в двух церковно-приходских и одной земской школах прихода. Первая церковно-приходская школа была открыта в Орлове. Здесь учились крестьянские мальчики и девочки разного возраста. На средства князей Туркестановых, владельцев усадьбы в Говорове, была основана еще одна церковно-приходская школа, получавшая содержание от Владыки Трифона (Туркестанова), епископа Дмитровского. На средства Московского уездного земства существовало земское училище в дер. Румянцево.

http://sobory.ru/article/?object=31738

http://muranovo.ru/храмы/ В 1998 году, по благословению правящего архирея Московской Епархии - митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, началось возрождение Спасской церкви музея-усадьбы Мураново, которая получила статус приписной к Страстному храму деревни Артёмово. Настоятель Артёмовского храма иеромонах (ныне игумен) Феофан Замесов начал регулярные богослужения в усадебной церкви. В скором времени он узнал от местных старожилов, что вблизи усадьбы находится заброшенный святой источник. Эти же сведения подтвердили и научные сотрудники мурановского музея, добавив, что согласно сохранившимся старым фотографиям и дневниковым записям обитателей усадьбы, в это святое место из усадебного храма регулярно совершались крестные ходы, а на самом источнике когда-то стояла деревянная часовня. К сожалению, в период гонений на церковь в конце 20-х годов ХХ столетия часовня была сожжена, а место источника осквернено. Осмотрев святой родник, отец Феофан сподвиг прихожан произвести его расчистку, после чего здесь был установлен памятный крест. В 1999 году были сооружены небольшая купальня и часовня. 26 августа 1999 года родник был освящён благочинным Пушкинского округа протоиереем Иоанном Монаршеком (старшим). Постепенно в это святое место стали приезжать многочисленные паломники. Зная, что с 1818 года по 1836 годы в усадьбе Мураново существовала домовая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери владельцев усадьбы Энгельгардтов, церковная община решила воздвигнуть на источнике одноимённый деревянный храм в память об утраченной церкви. В 2003 году на это было получено благословение правящего архирея Московской Епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, после чего начались строительные работы. Значительные затраты по их осуществлению взял на себя один из благотворителей прихода А.П. Маркелов. Другой благодетель прихода В.Н. Орлов безвозмездно выделил своих рабочих для помощи в созидании церкви. За лето 2003 года храм был возведён и 4 ноября в день Казанской иконы Божией Матери протоиерей Иоанн Монаршек после Литургии в усадебном храме совершил на источнике водосвятный молебен и окропил святой водой новосооружённую церковь. С этого дня здесь началась духовная жизнь, и храм стал наполняться различными святынями.

http://sobory.ru/article/?object=17884

В Пещерном храме удалось сохранить часть стены и оставшиеся росписи. Гости осмотрели внутреннюю отделку, сводчатые потолки, иконостас. Пещерный храм воссоздан в первоначальном виде по описаниям современников и сохранившимся историческим документам того времени. Приглашенными специалистами ООО «Рестор» (г. Кострома) выполнено устройство сводов Пещерного храма. Сотрудники АО «МНРХУ» (г. Москва) произвели консервацию и отреставрировали сохранившиеся элементы фресок и росписи живописи. В настоящее время завершаются работы по установке иконостаса и обсустройству места обретения Казанской иконы Божией Матери в Пещерном храме. В ходе беседы владыка Феофан рассказал Рустаму Минниханову, что в 1913 году Пещерный храм помогла устроить великая княгиня Елисавета Феодоровна, ныне прославленная Церковью в лике святых. В настоящее время ведутся переговоры главы Татарстанской митрополии с митрополитом Берлинским и Германским Марком о передаче в Пещерный храм частицы мощей священномученицы Елисаветы. Рустам Минниханов подчеркнул, что ценность восстановительных работ заключается в том, что удалось воздвигнуть храм на старом фундаменте. «Построить здание не так сложно, главное — сохранить некую преемственность», — отметил глава республики. Митрополит Феофан высоко оценил усилия Республиканского Фонда «Возрождение» и лично Минтимера Шаймиева по воссозданию собора Казанской иконы Божией Матери. Общий вес конструкций собора составляет 124 тысячи тонн, высота собора с учетом креста — 49 метров. В настоящее время генеральным подрядчиком ООО «Евростройхолдинг+» завершены работы по устройству теплого контура объекта. Выполнены финишная отделка фасадов, устройство кровли, куполов, апсиды и фронтонов; установлены окна и архитектурные фасадные детали. В верхнем храме завершены работы по лепному декору, проводится его золочение. Предстоит монтаж винтовых лестниц на хоры, устройство чугунных полов, изготовление и монтаж входных порталов, общестроительные работы, работы по живописи верхнего храма, изготовление и установка киотов и мебели.

http://patriarchia.ru/db/text/5575203.ht...

Верхозерский приходъ Село Верхозерье, при озере Урановскомъ, находится въ 27-ми верстах отъ уездного города и въ 110-ти от губернскаго. Название свое село получило отъ того, что находится въ верховьях длиннаго Урвановскаго озера. Въ писцовыхъ книгахъ 1629-30 гг. село Вехрозерье значится старинною вотчиной Саввы Ив. Мертваго; въ селе церковь во имя Св. Николая Чудотворца – древяна клецки, при церкви дворъ попа Ивана, пашни церковной по 15 четвертей въ поле, сена 30 копенъ; въ селе дворъ прикащиковъ и 2 двора крестьянскихъ. Въ окладныхъ книгах 1676 года отмечена въ Верхозерье уже другая церковь въ честь Казанской иконы Божией Матери, следовательно въ промежутокъ между 1630 и 1676 г. церковь здесь была перестроена. При церкви значится дворь попа Гаврила, да в томъ же селе приходскихъ 9 дв. крестьянскихъ, дер. Усадъ, въ ней 2 двора помещиковыхъ, живутъ въ нихъ дворники, да 27 двор. крстьянскихъ (в настоящее время въ Усадь 129 дворовъ), дер. Косиково, въ ней 6 дв. крестьянскихъ, дер. Старинки, в ней 6 дв. крестьянскихъ (ныне здесь 106 дворовъ). Земли церковной изъ боярскихъ дачь 3 четв. Въ двухъ поляхъ, сенныхъ покосовъ на 26 копенъ. Вышеупомянутая церковь была деревянная, въ 1812 году она сгорела. Вместо нея въ 1814 году начатъ постройкою каменный храмъ, въ 1821 году былъ построенъ и освященъ придельный храмъ, настоящий же храмъ освященъ въ 1825 году. Съ того времени наружный видъ храма остается безъ изменений, внутренния же украшения были обновляемы. Престоловъ въ храме два: главный въ честь Казанской иконы Божией Матери, въ приделе во имя Св. Николая Чудотворца. Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; замечательнаго древностью или ценностию не имеется. Причта при церкви по штату положено: священникъ, диаконъ и псаломщикъ. На содержание причта получается: отъ земли пахатной и сенокосной до 130 руб. въгодъ, от службъ и требоисправлений до 670 руб. Дома у членовъ причта собственные на отведенной крестьянами земле. Земли при церкви: усадебной 2 десят., пахатной 26 дес. 2,133 саж. и сенокосной 7 дес. 2,032 саж.; планъ и межевыя книги на эту землю хранятся въ целости.

http://sobory.ru/article/?object=04484

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010