Еще до появления в 1890-1900 годах часовни и храма «на Устье», на месте прежних пристаней Бакалда существовала православная церковь. Вот что об этом повествуется в «Истории Свято-Успенского монастыря, что на Зилантовой горе г. Казани»: « Бакалдой называлось местечко в устье Казанки, в нескольких километрах от монастыря, где стояли пристани и лабазы. 30 лабазов принадлежали монастырю в XIX веке. Поэтому в 1830-1850-х годах, когда при архимандрите Гаврииле обитель переживала второй расцвет, а торговля шла особенно бойко, здесь существовала приписная к обители церковь. В то время в каждом городе имелись так называемые в народе " церкви на торгу " - то есть на рынках и прочих местах оживленной торговли. Монастырский храм " на Бакалде " можно отнести к их числу. И естественно, как же могла называться церковь, первой встречавшая всех заплывших в устье Казанки - единственной ведущей в город судоходной реки? Конечно, в честь Казанской иконы Божией Матери - главной святыни Казани, ради паломничества к которой многие и приезжали в наш город. Деревянная малая церковь Казанской иконы Божией Матери на Бакалде была построена и освящена 7 июля 1824 г. Церковь была бедной и снаружи, и внутри. При ней имелся один малый колокол. Никаких ценных реликвий и богатых иконных риз в описи 1832 г. не значится. В иконостасе упомянуты лишь иконы Спасителя и Божией Матери в местном чине - видимо, без риз. Церковь закрылась из-за бедности.в 1852 году. Архимандрит Никодим в конце XIX века писал с горечью, что вообще " монастырская Бакалда размыта Волгой, и владеть ею монастырь перестал " . Таким образом, церковь на Бакалде просуществовала чуть больше четверти века, оставив только память о себе. Кроме этой церкви, на Бакалде была и деревянная, так называемая «подвижная» или «передвижная» часовня, которая находилась рядом с ней и приносила определенные доходы за счет продажи свеч, икон и книг. » В статье использованы материалы из книги: А.Рощектаев « История Свято-Успенского монастыря, что на Зилантовой горе г. Казани», изд-во «Русич», Казань-2004 г.

http://sobory.ru/article/?object=34237

В деревне икону поставили в старообрядческом молельном доме. В нем она пребывала до большого пожара 1847 года. Всенародные почести и прославление Губинской чудотворной иконы начались с избавления от холеры села Слободищи Богородского уезда. В народной памяти год этот затерялся. Одной глухонемой девушке в Слободищах трижды являлся старец, который посоветовал съездить в Губинскую, взять оттуда святую икону Божией Матери и помолиться перед ней. Глухонемая вдруг заговорила и передала отцу о своем видении, а тот рассказал обо всем деревенским жителям. В тот же день были посланы гонцы в Губинскую. Икону привезли в Слободищи, стали служить перед ней молебен. Поднялся сильный вихрь, а затем шум. Все больные в селе выздоровели, эпидемия прекратилась. С тех пор большую часть года чудотворная икона посещала разные места старообрядческой России. Ее везде принимали с радостью и умилением. Славную историю приобрела древняя земля Губинская. В прошлые века здесь существовал скит - основанная иноком Иосифом обитель, населенная 15 инокинями, приемлющими белокриницкую иерархию. Во владении скита была одна десятина земли. В разные годы посетили Губино и его храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы старообрядческие первосвятители Московские и всея Руси архиепископ Мелетий и митрополит Алимпий. Журнал «Старообрядческая мысль» в 1915 году сообщал: «15 ноября сего года в храме Успения Пресвятой Богородицы, что на Апухтинке в Москве, состоялось торжественное богослужение по случаю принесения в храм чудотворного образа Казанской Пресвятой Богородицы (из деревни Губинской). Всенощную и Божественную литургию совершал архиепископ Мелетий... Постоянное пребывание вышеназванной чудотворной иконы в Губинской Кудыкинской волости Покровского уезда Владимирской губернии». В Гуслицах был установлен порядок чествования чудотворной иконы Царицы Небесной: 11 июня торжество встречи и провождение иконы с крестным ходом совершалось в Селиванихе, 12-го - в Степановке, 13-го - в слободе Абрамовке, 15-го - в Шувое, 17-го - в Нарееве. В эти дни все работы прекращались даже на механических ткацких фабриках. Моление в честь прибытия святыни начиналось вечером служением всенощной, а утром проводилась Божественная литургия с произнесением торжественной речи, после которой по колокольному звону все собирались на крестный ход вокруг селения по полям. Тут же служились молебны с водоосвящением. Затем икона следовала в соседний приход.

http://sobory.ru/article/?object=12137

В начале XVII века, когда Саратов как крепость располагался на левом берегу Волги, на правом - на месте современной саратовской Музейной площади - существовало поселение с мужским Богородицким (при Казанской церкви) монастырем и женской Крестовоздвиженской обителью. Первое упоминание о Казанской деревянной церкви Богородицкого монастыря относится к 1657 году. С переводом Саратова на современное место в 1674 году мужскому монастырю было отведено новое место у подножия Соколовой горы, куда он и был перемещен в 1691-1692 годах. Казанская церковь еще несколько лет числилась за монастырем, но в 1704 году она стала приходской. В 1831 году Казанская церковь была перестроена в камне на средства купца Александра Рыбакина. Им же в 1848 году построена часовня перед храмом, которую в 1866 году перестроили на двухэтажную с помещением для клира. Храм был разрушен в тридцатые годы двадцатого века, а недействующая часовня с небольшим куполом на углу улиц Лермонтова и Челюскинцев напоминает о древней церкви. По материалам сайта  храма в честь Казанской Божией Матери Самым первым храмом в правобережном Саратове, как, впрочем, и в левобережном, была церковь во имя Казанской Божией Матери,  которую… нет, не построили,  а перевезли в разобранном виде с левого берега на правый в 1674 году. После известного указа царя Алексея Михайловича Саратов стал под началом полковника Александра Шеля обустраиваться на «нагорной» стороне. Правила возведения городов в XVI-XVIII предписывали возведение в любом городе сначала церкви, а затем всех остальных построек. Очевидно, что церквушки были деревянные и для их постройки выбирались ближайший праздничный день или Воскресенье. В этот день закладывался первый венец, который тут же освящался (своеобразная «закладка первого камня») с прочтением молитвы и традиционным русским «обмыванием» этого события в белых праздничных рубахах. После этого все работы заканчивались и возобновлялись только на следующий день. По такому же сценарию, надо полагать, возводилась и Казанская церковь и в правобережном (и левобережном тоже) Саратове.

http://sobory.ru/article/?object=20742

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Сарафаново, бывшей вотчине дворян Долгово-Сабуровых - малоизвестный памятник архитектуры XVII века. В какие годы и чьим усердием был создан этот храм? Точная дата возведения храма неизвестна. Есть сведения, что церковь в Сарафанове была освящена при правлении царя Бориса Годунова, около 1600 года. Но так ли это на самом деле? Профессор архитектуры Н. С. Борисов, относит Казанский храм к более позднему времени - 1660-м годам. Действительно, в убранстве доминируют великолепные по рисунку наличники редкой формы " коруна " с тройным " очельем " . Световые проёмы западного и южного фасадов искусно обрамлены филигранными " цепями " . В целом можно усматривать сходство этого ярославского храма с декором Троицкой церкви в Останкине (Москва), построенной во второй половине XVII столетия. Обратясь к более далёким временам, мы узнаем, что ещё в XIII веке в Ярославль из Большой Орды приехал мурза Атун Анданович. Ему очень понравилась Ярославская земля, что и послужило для этого господина принять здесь обряд крещения с именем Бориса и получить небольшой надел. В деревне Сарафаново Борис (Анданович), спустя некоторое время решил заложить деревянный храм. В XVI-XIX вв. Сарафаново было владением старинного дворянского рода Долгово-Сабуровых - потомков крещёного мурзы Бориса (Атуна Андановича). Стоит сказать, что Дологово-Сабуровы после явления иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани (1579 год), решили построить каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Белоснежная красавица-церковь с пятью чешуйчатыми главками и пристроенной в XIX веке к трапезной трёхъярусной колокольни мало кого могла оставить равнодушным. Звонкий и мелодичный набор колоколов, самый большой из которых весил 150 пудов, придавали храму особое величие и торжественность. В церкви находилось 4 престола: главный, центральный - в честь Казанской иконы Божией Матери; другие - во имя св. пророка Илии, св. праведных Захарии и Елизаветы и св. Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=10875

" Над царскими вратами в киоте с сиянием и на шнурах и блоках по образцу Киево-Печёрской лавры находится икона Успения Богоматери в серебряной вызолоченной ризе с мелким жемчугом. Внизу вычеканены слова: " Изображение и мера с чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы, что есть в Киево-Печёрской лавре " . " В ней имеется 4 части Св. мощей, принесена при гробе храмоздательницы Марии Петровой Яковлевой " , читаем в метрике церкви в Поречье в 1887 году " Местный образ Спаса Нерукотворного принесен при гробе Николая Михайловича Яковлева. Два серебряные вызолоченные креста, в каждом по 40 частей Св. мощей " , - читаем там же " . В 1997-м году, сильно разрушенный в советские годы Казанский храм в селе Поречье, полностью восстановлен. Святыни же, к сожалению, были утрачены. Из журнала: " Московские епархиальные ведомости " . Выпуск Абросова. Из истории села Васильевского и Воскресенской церкви Недалеко от поселка Тучково городского округа Руза у берега реки Москвы находится село Поречье. Когда-то здесь располагалась одноименная усадьба, от которой до нашего времени сохранилась красивая церковь Казанской иконы Божией Матери. О том, что общего у этой церкви с известным храмом Знамения в Дубровицах под Подольском, и почему Казанский образ Богородицы называют еще и Каплуновским, читайте в этой статье. Храм Казанской иконы Божией Матери был построен в 1763 году на средства местных помещиков Марии Петровны и Михаила Александровича Яковлевых – родственников писателя Александра Ивановича Герцена (1812-1870). Через двадцать лет после постройки храма на деньги Марии Петровны Яковлевой была возведена отдельно стоящая колокольня. В 1848 году при новом помещике Иване Алексеевиче Бартоломее колокольня была соединена с храмом трапезной частью, и церковь приобрела тот вид, который имеет сегодня. Храм в Поречье интересен с точки зрения архитектуры – он представляет собой разновидность так называемого «лепесткового» храма, и это роднит его с известной подмосковной церковью Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Стены таких храмов напоминают «лепестки», полукруглые выступы, выходящие из центра здания. У Казанской церкви в Поречье есть только три лепестка, а четвертый выступ с западной стороны заменяет трапезная и колокольня. Один из первых храмов подобного «лепесткового» плана был построен в конце XVII века – это собор Митрополита Петра в московском Высоко-Петровском монастыре. В XVIII столетии в подмосковных усадьбах богатых вельмож стали появляться церкви такой необычной формы.

http://sobory.ru/article/?object=01399

В 1760-х годах Казанский храм по пути из Переяславля Залесского посетила императрица Екатерина Вторая. Колокольня при храме обветшала еще в 18-м веке. И в 1865 году на средства Московского Кремлевского Благовещенского собора была построена новая трехъярусная колокольня. После революции храм был закрыт и доведен до удручающего состояния. Старая слобода находится в 120 верстах от губернского и в 5 от уездного городов. Начало этого поселения нужно относить к глубокой древности. Если первое известие о новой Александровской слободе (нынешний уездный город Александров), отделившийся от старой, относится к 1513 г., то очевидно, старая слобода основалась еще в XV ст. Принадлежала она в то время Суздальскому Александровскому монастырю (упразднен в 1764 г.), от которого и получила свое название, впоследствии стала дворцовым селом. Время первоначального основания здесь церкви неизвестно, но она существовала в начале XVII ст., была записана в патриаршие окладные книги под 1628 г. Эта церковь была деревянная и посвящена была «Обретению честной главы св. Иоанна Предтечи». В 1696 г. вместо нее начата была постройкою новая каменная церковь на средства «Благовещенского собора, что у Великого Государя на сенях, протопресвитера Великого Государя духовника Феофана Феофилактовича»; в 1698 г. постройка закончена и церковь освящена в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Эта каменная церковь существует и до настоящего времени; при ней каменная колокольня, под коей на паперти церкви сохранилась надпись: «Лета 7204 г. августа в 10 день начали сию каменную церковь созидать во имя Казанской Пресвятой Богородицы да в приделе святого Иоанна Предтечи Благовещенского собора, что у Великого Государя на сенях, протопресвитер Великого Государя духовник Феофан Феофилактович и совершилась сия церковь 206 года мая 4 день». Престолов в церкви три: в холодной – в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах теплых – во имя св. Иоанна Предтечи и во имя св. Николая чудотв. (устроен в 1865 г.). Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтится прихожанами местная икона Казанской Божией Матери; полагают, что эта икона принесена в Слободскую церковь из бывшего вблизи Симеоновского монастыря по его упразднении в 1724 г. и есть именно та икона, от которой в Симеоновском монастыре при старце Серапионе (1640-46 гг.) «было многим людям от разных недугах исцеление».

http://sobory.ru/article/?object=03537

Стараниями благочестивого генерал-губернатора началось благоустройство не только дворянской усадьбы по дворцовому типу, но и домовой церкви, которая приобретает новый, «псевдоготический имидж». Будто подчиняясь правилам игры, храм обзавелся ротондами на южных и северных фасадах четверика, пышной аркадой, огибающей алтарную часть. К западному фасаду были пристроены две башни, вторившие веяниям готических соборов. Одна была обустроена под колокольню, во второй находились часы. Изящные капители высоких колонн между башнями придавали постройке дворцовый шарм и изысканность. Новый торжественный облик отвечал вкусам высокопоставленного заказчика и его именитых гостей. Уверенной рукой мастера были прорезаны круглые окна квадратными филенками над проемами алтаря и трапезной, фасады исправлены плоскими пилястрами. Имя архитектора перестройки Казанской церкви в Карабихе осталось неизвестно, но в том облике, какой она приобрела в начале XIX века, ясно прослеживаются черты, характерные для творчества выдающегося русского архитектора В.И. Баженова. Возможно, автор проекта перестройки был хорошо знаком с работами великого Мастера и в чем-то даже копировал его. В этом, впрочем, нет ничего удивительного. “Знаменитые архитекторы русского классицизма в годы интенсивного строительства усадеб были буквально “нарасхват”. Так что вполне возможно, что автор, стремясь угодить желанию знатного заказчика или показать свою “образованность”, мог выполнить проект в стиле известного зодчего. В 1828 году вдова князя Голицына, Наталья Ивановна Толстая, продолжает перестройку, начатую мужем. К главному храму она пристраивает придел в честь Зосимы и Савватия. В зимней церкви особо почитались икона Божьей Матери «Взыскание погибших», в память о погибшем в 1812 году под Бородином сыне М.Н. Голицыне от второго брака Николае, и дверное изображение Михаила Архангела, в память о муже. Дворяне Некрасовы, купившие усадьбу Карабиха в 1861 году у потомков Голицыных, совсем не занимались благоустройством Казанской церкви, ибо своей домовой они считали церковь в селе Абакумцево, где находилось их родовое кладбище, а в 1860-е годы была устроена и семейная усыпальница дворян Некрасовых. Изысканная красавица, церковь Казанской иконы Божьей Матери, постепенно ветшала и требовала заботы и внимания.

http://sobory.ru/article/?object=39167

В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г. Часовня Федоровской иконы Божией Матери С восточной стороны Крестовоздвиженского храма располагались вначале ворота с двумя калитками по сторонам. Над воротами со стороны двора помещалась ставшая весьма почитаемой икона Феодоровской Божьей Матери. В 1820-е годы по проекту губернского архитектора Е.Я. Петрова на месте ворот была выстроена Федоровская часовня. Она просуществовала до 1877 года, когда на средства фабриканта А.А. Напалкова выстроили новое здание. В 1913 году часовня была облицована керамической плиткой. В ней хранилась икона Феодоровской Божьей Матери в жемчужном окладе. В соответствии с решением горсовета от 24 января 1929 года часовня использовалась совместно общинами православных традиционного и обновленческого направлений. Снесли часовню вместе с Крестовоздвиженской церковью в 1932 году. Часовня Казанской иконы Божией Матери Крестовоздвиженской церкви принадлежала древнейшая в городе часовня, располагавшаяся на том месте, где, по преданию, в 1579 году жители села Иванова встречали икону Казанской Божьей Матери. Вначале часовня была деревянной, затем из кирпича выстроили небольшое шестигранное здание. В 1830-е годы его более чем вдвое расширили крестьяне села Иванова К.И. и Н.И. Бутримовы. Здание получило отделку в традициях классицизма. Старая часовня вошла в восточную часть здания, а с запада была устроена паперть на двух колоннах. В день памяти иконы Казанской Божьей Матери после литургии из Покровского и Воздвиженского храмов к часовне совершались крестные ходы. Это был главный религиозный праздник Иваново-Вознесенска. В связи с тем, что часовня «препятствует прокладке водопроводной линии, историческим памятником не служит и никакой архитектурной ценности не имеет», президиум губисполкома 26 июля 1925 года постановил, что «поскольку сломка указанной часовни является в высшей степени необходимой, предложить губадмотделу дело о сломке часовни оформить в срочном порядке».

http://sobory.ru/article/?object=36997

В 1912 г. «Церковной Комиссией по чествованию юбилейных событий 1612, 1613 и 1812 годов» в г. Москве были изданы «Творения Святейшаго Гермогена Патриарха Московскаго и всея России», куда данный список из Московской синодальной библиотеки был включён под своим названием: «Месяца Июля въ н день. Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже въ Казани. Списано смиреннымъ Ермогеномъ, митрополитомъ Казаньскимъ. Благослови, отче». Причём, «Повесть...» была воспроизведена «и по рукописи и, в виду всенародного значения, в переложении на наш современный язык, сделанном протопресвитером Большого Успенского собора Н.А. Любимовым». Одновременно - в 1912 г. - той же комиссией в г. Москве было выпущено отдельное издание под названием «Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятой Богородицы. Рукопись святейшаго патриарха Гермогена», представляющее собой «фотолитографическое воспроизведение» «Повести...», с предисловием известного лингвиста, видного деятеля правомонархического движения, академика А.И. Соболевского (1856/1857 - 1929). Таким образом, все желающие получили возможность ознакомиться с фотокопией оригинального текста. «Иноязычнии же, неверием одержими в сердцыхъ своихъ, оуничижаху насъ...» Как известно, явлению (обретению) Казанской иконы Божией Матери предшествовал сильный пожар, произошедший в г. Казани 23 июня 1579 (7087) г. - «на память святыя мученицы Агрипены»: «Загореся в полуденное время близъ церкви святаго Николы, иже зовется Тульский, - сообщается в " Повести... " , - во дворе некоего воина царева Данила Онучина. И мала некая часть посаду остася, и половина града к соборней церкви и дворъ архиепископль остася. Болшая же часть посада: и торги все, и во граде обитель боголепнаго Преображения Спасова, и дворъ великого князя - оувы! вся огнь всеядец пояде и пожже и без вести сотвори». с. 4] Это разрушительное бедствие, обрушившееся, как следует из вышеизложенного, на русскую (православную) часть города, вызвало заметное смятение в умах казанцев, которое усугублялось растущим межнациональным и межрелигиозным напряжением, ибо: «Языцы же невернии мнози бяху во граде и веры многи». с. 4]

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/24/...

В 1930 году Казанский собор закрыли, колокольню снесли, здание храма перестроили, и могила Радищева – его основателя - была утрачена. В соборе был кинотеатр, в алтаре были устроены туалеты. Вернули его верующим только в 2000-х годах. Требовалась большая перестройка и реставрация. Эти работы идут и сегодня. Один из наиболее пострадавших в ходе сражения 24 октября 1812 года - храм Казанской иконы Божией Матери, оказавшийся в самом эпицентре битвы. По воспоминаниям протоирея М.Я. Никольского, " ...соборный храм, после монастыря, потерпел более других церквей, потому что главною ареною боя были монастырская площадь, Боровская улица и городская площадь, храм же находится на повороте с Боровской улицы на городскую площадь " . Возведённый в 1742-1744 годы из кирпича " на том же погосте " , что и пришедшая в негодность деревянная церковь Георгия Победоносца, в одну главу со световым барабаном, храм имел типичное строение восьмерика на четверике и соответствовал всем канонам барокко. Примечательно, что деньги на строительство пожертвовал дед автора знаменитого " Путешествия из Петербурга в Москву " Афанасий Прокофьевич Радищев, здешний помещик и отставной бригадир. В 1746 году благодетель скончался и был погребён в Георгиевском приделе воздвигнутого им храма. Главный престол был посвящён Казанской иконе Божией Матери, левый придел, как и в Успенском соборе, - св. Иоанну Воину, особо почитаемому святому в этом городе воинской славы. Со второй половины XIX века храм активно обустраивали, во многом благодаря петербургскому купцу Гавриилу Петровичу Целибееву, пожертвовавшему деньги на трёхъярусную колокольню в классическом стиле (1855), с красивыми чвсами работы английских мастеров. 1883-й стал годом перестройки трапезной по проекту популярного в Малоярославце архитектора М.Д. Скловского. В 1887 году над дверями и за алтарём появились иконы Святого Георгия Победоносца, Святого Иоанна Воина, Казанской иконы Божией Матери, Спаса Преображения и Вознесения Господня. В последний год уходящего XIX века стены храма украсились живописными копиями картин с изображениями ликов святых работы московского художника М.С.

http://sobory.ru/article/?object=02755

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010