Очевидно, что посещение КБМ не стало самым заметным пунктом в программе пребывания Императора Павла I Петровича в г. Казани. Вместе с тем, само строительство нового собора на месте явления чудотворного Казанского образа Богородицы, возведённого в 1798 - 1808 гг., явилось в известном смысле событием общероссийского масштаба. В данной связи особо обращает на себя внимание также то обстоятельство, что на следующий год - в 1799 г. - Император Павел I Петрович озаботился возведением нового Казанского собора в столице Российской Империи - г. Санкт-Петербурге, строительство которого было осуществлено в 1801 - 1811 гг. «По сему Плану строить церковь призвав Бога в помощь» В последней трети XVIII в. на долю КБМ выпало немало испытаний, наиболее тяжёлым из которых стало его разорение 12 июля 1774 г. пугачёвцами, сопровождавшееся разрушительным пожаром.(4) В скором времени построенный в 1595 г. Казанский собор («Соборный храм Божией Матери каменной, сооружённой во имя честнаго святыя иконы Ея явления в Казане»)(5) обветшал настолько, что стал непригоден для богослужений(6). Согласно свидетельству тех лет, в соборе «уже и камни валились из стен и сводов и никакие укрепления удержать были не сильны».(7) «Поэтому, - указывал профессор Казанской духовной академии священник Е.А. Малов (1835 - 1918) в своём исследовании " Казанский Богородицкий девичь монастырь " , изданном в г. Казани в 1879 г., - преосвященный Амвросий Подобедов, Архиепископ казанский, с дозволения начальства и с согласия граждан казанских, предпринял намерение разобрать ветхую, прежнюю церковь и на её месте построить новую в большем против прежнего размере».(8) Соответствующее ходатайство правящий архиерей возбудил перед Святейшим Правительствующим Синодом.(9) Весьма важным при этом представляется указание на то, что данное решение архиепископа Казанского и Свияжского Амвросия (А.И. Подобедова) (1742 - 1818) не было единоличным, так как первый Казанский собор КБМ, несмотря на свою ветхость, несомненно, сам по себе уже являлся великой святыней и ценным общественно-историческим достоянием.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/01/...

Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых. Будущий святитель и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери. Царь Иван Грозный повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение. В 1594 году здесь был заложен Казанской обширный собор. В обитель делались обильные вклады утварью, образами, ризами; чудотворная была обложена царскими дарами — золотом, драгоценными камнями, жемчугом. Спустя два века императрица Екатерина II подарила Казанской новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной. В 1798 году для Казанской был заложен, а в 1808 году освящен новый обширный собор, разрушенный вместе со всем Богородицким монастырем уже в 1930-х. Но к тому времени иконы здесь уже не было. Божиим Промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию Православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российским, до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону. В ночь на 29 июня 1904 года несколько святотатцев-грабителей во главе с некиим В. А. Стояном-Чайкиным забрались в собор, привлеченные драгоценными украшениями ризы. Когда святотатцев поймали, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Главный грабитель не раз уверял, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Академической слободке Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привело.

http://pravoslavie.ru/1947.html

В 70-е годы прошлого века храм неоднократно подвергался ограблениям. Утрачены многие ценные иконы, в том числе и складень с Казанской иконой Божией Матери. Надо отметить, что настоятелем храма долгие годы был протоиерей Михаил Ридигер (отец Святейшего Патриарха Алексия Второго), пользовавшийся большой любовью прихожан. Здесь же с детских лет прислуживал в алтаре, был псаломщиком, а потом и диаконом Вячеслав Якобе (ныне — митрополит Корнилий). Источник: сайт Эстонской Православной Церкви Таллиннская Казанская церковь (храм рождества Пресвятой Богородицы), оказавшаяся в центре внимания по причине неудачного, к счастью, поджога, уникальна, по крайней мере, по двенадцати причинам. 1. Казанская церковь – старейшее деревянное здание Таллинна и одна из древнейших построек за пределами средневековой городской стены. Освящена она была (по старому стилю) 8 сентября 1721 года: через 12 лет можно будет праздновать трехсотлетие храма. 2. Казанская – единственная в Таллинне церковь-«путешественница». Если верить легендам, первоначально она была срублена на одном месте (где именно – предания умалчивают), а на горку Плеэкмяэ, где стоит и по сей день, – перенесена лишь в 1749 году. 3. Казанская церковь – первый памятник таллиннской архитектуры, увенчанный куполом. До нее этот архитектурный элемент православного Востока был в немецком Ревеле неизвестен. 4. Казанская церковь – своего рода отражение двойственного характера русской культуры эпохи петровских реформ: ее колокольню украшает западноевропейский шпиль в стиле барокко, а крышу нефа – «византийский» по своему происхождению купол. 5. Казанская церковь – единственный в странах Балтии памятник православной архитектуры петровских времен, практически без изменений (за исключением оформления купола, верхней части шпиля колокольни и внешней обшивки стен) сохранившая свой первоначальный облик. 6. Казанская церковь – народное название храма – своим происхождением обязано копии чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, специально снятой с хранящегося в Москве оригинала и доставленной в Ревель ко дню освещения церкви.

http://sobory.ru/article/?object=11125

Выступления хоровых коллективов пройдут не только в Москве — исполнителей также ждут в Одинцове, Балашихе, Электростали, Сергиевом Посаде, Щелкове, Дмитрове, Зарайске, Раменском, Коломенском, Егорьевске, Кубинке, Серпухове, Твери, Ростове Великом, Туле, Александрове, Калуге. Завершится хоровая программа торжественным гала-концертом 8 мая в 18.00 в Концертном зале имени П.И. Чайковского, где выступят Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», Государственный камерный хор Республики Татарстан, Хоровая капелла Тюменской филармонии, Хор Мариинского театра, Государственная академическая капелла Республики Беларусь имени Григория Ширмы, Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле». Коллективы познакомят московских слушателей с самобытными певческими традициями своих регионов.   Звонильная программа Программа колокольных звонов фестиваля охватит около 40 храмов Москвы, Санкт-Петербурга, Истры, Звенигорода, Сергиева Посада, Раменского, Твери и Новосибирска. Все выступления по традиции будут носить общедоступный характер для жителей и гостей городов, принимающих Московский Пасхальный фестиваль. Концерты пройдут на лучших исторических и современных звонницах и колокольнях Москвы и Подмосковья, включая храм Казанской иконы Божией Матери в музее-заповеднике «Коломенское», Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь, храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе, Данилов ставропигиальный мужской монастырь, храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе, собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, Богоявленский кафедральный собор в Елохове, собор Успения Божией Матери на Городке и Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь в Звенигороде, Троице-Сергиеву лавру в Сергиевом Посаде, Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь (Истра), храм Архангела Михаила в селе Загорново, храм Покрова Пресвятой Богородицы (Раменское) и другие. В регионах Пасхальный фестиваль встретят собор «Белая Троица», храм Николая Чудотворца в Красной Слободе и Екатерининский женский монастырь в Твери, а также храмы Новосибирска: собор во имя Александра Невского, Троице-Владимирский собор, храм во имя архангела Михаила, храм в честь Казанской иконы Божией Матери и другие.

http://radonezh.ru/2023/04/15/xhii-mosko...

Средства на строительство (25 тыс. р.) пожертвовала среди прочих с.-петербургская вдова Л. Е. Головесова. В июне 1915 г. крестьянин И. П. Тренин передал обители 900 р. на покупку колокола. Церковь, построенная из красного кирпича, в плане представляла собой крест. Южный и северный приделы и апсида имели 5-гранную форму. Завершался храм шлемовидным куполом на высоком барабане, прорезанном окнами. Декоративные элементы храма выполнены из лекального кирпича: арочные проемы окон имеют обрамления в виде кокошников, поддерживаемых 3/4-ными колонками, полуциркульные окна оформлены наличниками. Гладкие стены храма с пилястрами украшены нишами и поясками. К собору примыкала 3-ярусная шатровая колокольня с 8-гранным ярусом звона ( Лосунов. 2009. С. 135). К 1917 г. на территории О. м. были построены деревянные храмы - во имя свт. Николая Чудотворца (не сохр.) и во имя вмч. Пантелеимона (не сохр.), келейный корпус. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1911–1916 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Омская епархия Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1911–1916 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Омская епархия К 1914 г. О. м. располагал 93 дес. пахотной, 10 дес. сенокосной земли, а также 16 дес. «под лесом» и 11 дес. «под болотом»; 43 дес. мон-рь обрабатывал «собственными средствами» ( Голошубин. 1914. С. 873). В 1915 г. Омское переселенческое управление передало для обширного хозяйства мон-ря (20 лошадей, 40 коров, козы, овцы) еще 300 дес. земли. Больным жителям окрестных поселений монахини оказывали медицинскую помощь. При О. м. имелась начальная смешанная церковноприходская школа, в к-рой по программе Мин-ва народного образования обучались 22 мальчика и 22 девочки. Среди дисциплин преподавали живопись и музыку. В иконописной мастерской О. м. в нач. XX в. по просьбе игум. Магдалины была написана чтимая икона Божией Матери «Отрада и Утешение». Впосл. этот образ, сохраненный насельницей О. м. мон. Фомаидой, был передан в омский храм во имя Царственных страстотерпцев.

http://pravenc.ru/text/2578407.html

В крестном ходе и закладке собора участвовали духовенство, представители государственных и муниципальных органов власти Татарстана, православная молодежь. Прямую трансляцию с места события осуществляла татарстанская телерадиокомпания «Новый век». Прямые включения шли также на телеканале «Россия-24». Перед вложением закладной капсулы в сохранившийся исторический фундамент Казанского собора был оглашен текст закладной грамоты: «Во славу Святыя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы, Ея благоволением и благостию, Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, заложен сей возрождаемый храм в честь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии ради иконы Ея Казанския, в лето 2016 от Рождества по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа в 21-й (8-й) день июля месяца во граде Казани на месте обретения сей чудотворной иконы». После закладки капсулы с грамотой было оглашено Обращение к потомкам по случаю воссоздания собора Казанской иконы Божией Матери. Затем выступили председатель Государственной Думы ФС РФ С.Е. Нарышкин, полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе М.В. Бабич, президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов, государственный советник Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев. В завершение к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Мероприятия по воссозданию собора Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого монастыря Официальным началом реализации данного проекта следует считать 4 ноября 2015 г., когда президентом РТ Р.Н. Миннихановым был подписан Указ «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери». Идея воссоздания собора получила заметное общественное одобрение. 2 декабря 2015 г. свое благословение на это дал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 18 января 2016 г. в Кабинете министров РТ под председательством заместителя премьер-министра РТ В.Г. Шайхразиева прошло первое рабочее совещание, посвященное созданию Болгарской исламской академии и воссозданию собора Казанской иконы Божией Матери. Дальнейшее регулярное проведение соответствующих рабочих совещаний в Кабинете министров РТ и в Казанском Богородицком монастыре, а также заседаний иного формата, в значительной мере способствовало оперативному решению многих важных вопросов.

http://patriarchia.ru/db/text/4569140.ht...

В с. Малыгине церковно-приходская школа открыта в 1869 году. К 1 января 1885 г. состояло 13 мальчиков и 1 девочка. Учащихся в 1892 – 93 учебном году было 24.  Престолов в церкви два: в холодной – в честь Казанской иконы Божией Матери, в трапезе теплой – во имя Святого Николая Чудотворца. Над главным престолом устроена сень на четырех деревянных столбах с иконою Господа Саваофа (на холсте). Утварью, ризницей, Св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из Св. икон наиболее замечательна икона Казанской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе с короной из жемчуга и разноцветных камней; икона эта местными прихожанами и жителями окрестных селений почитается рукотворной; на праздник 8 июля стекалось множество богомольцев. Письмо иконы очень древнее. Другая старинная икона Святого Николая Чудотворца в серебряной вызолоченной ризе. В 1863 году пожертвован в церковь ковчег серебряный вызолоченный, на нем надпись: «пожертвован в Казанскую села Малыгина церковь крестьянином А.И. Смирновым по чудесном исцелении Казанскою сею Божиею Матери от смерти»… Святых сосудов: три серебряные вызолоченные и одни оловянные с резными изображениями Апостолов и креста (найдены местным священником под престолом). Из крестов замечательны: восьмиконечный серебряный вызолоченный. На нем надпись: «Животворящее древо, Иоанна Предтечи, Андрея Первозваннаго, Матфея Евангелиста, Марка, Луки, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Иоанна Милостиваго, Петра Митрополита, Алексия, Ионы и Филиппа, Гурия и Варсонофия Казанских, Архидиакона Стефана, великомучеников Димитрия и Георгия, Феодора Стратилата, великомучеников Никиты, Пантелеймона, царевича Димитрия, великомученицы Варвары, Преподобнаго Ефрема Сирина, Преподобнаго Сергия, Александра Свирского и Прокопия Декаполита». Кем приложен этот крест, неизвестно. С частицами Святых мощей был и другой тельный крест, висел он на Казанской иконе Божией Матери. Напрестольное Евангелие, печати 1716 года. Из богослужебных книг старинная Осмогласник, приложена в 1775 году приказным Троицкой Лавры П. Архиповым. Церковные документы хранились в целости: копии с метрических книг с 1822 года, исповедные росписи с 1825 года. В архиве хранилась храмозданная грамота, данная Епископом Переславским Антонием в 1775 году. 

http://sobory.ru/article/?object=30801

Покровский храмовый комплекс формировался более ста лет: 1765-1774 гг. - возводится каменная Покровская церковь с приделом св. Афанасия, Великого и четырехъярусной колокольней (при священнике Евлампии (Семенове) и протоиерее Алексии (Павлове); 1770-е гг. - сооружается каменная ограда с башнями (при протоиерее Алексии (Павлове); 1846-1847 гг. - завершается колокольня дополнительным 5-м ярусом (при священнике Алексии Максимовиче Синицыне); 1858-1860 гг. - возводится придел Грузинской иконы Божией Матери (при священнике Александре Тимофеевиче Городецком); начало 1860-х гг. - строится каменная сторожка с сараем; 1873-1874 гг. - перестраивается и расширяется южный придел и освящается в честь Казанской иконы Божией Матери и св. Афанасия Великого (при священнике Стефане Димитриевиче Садикове); 1884 г. - строится новая колокольня в северо-западной части ограды по проекту архитектора П.Ф. Федорова на средства купца П.И. Буракова; 1884-1890 гг. - разбирается первоначальная колокольня (при протоиерее Феодоре Иоанновиче Образцове). Далее церковь обустраивается постоянно. Церковь невелика, с одной увенчанной крестом главой, покрытой шатровой кровлей. Тверские зодчие древнерусские формы слили с новыми, привнесенными с европейским барокко, но упрощенными, без нагромождений и пышности. Отсюда внушительность церкви и одновременно своеобразный уют и праздничность. К главному храму во имя Покрова Пресвятой Богородицы пристроены два придельных: южный - в честь Казанской иконы Божией Матери и святого Афанасия Александрийского, северный - в честь Грузинской иконы Божией Матери. Приделы объединены широкой трапезной частью. Декоративная обработка ее фасадов выдержана в классических традициях. В начале 1930-х годов новая колокольня разбирается (взрывается), сносится большая часть ограды, во время Великой Отечественной войны утрачивается завершение на храме. После войны здание храма использовалось как складское помещение учреждениями " Облпотребсоюза " , что постепенно привело сооружение в аварийное состояние, а к началу 1980-х годов поставило выдающийся памятник церковного зодчества на грань полного разрушения. С 1987 г. начинаются проектно-реставрационные работы. Восстанавливается ограда с башнями. Храм и прилегающая территория (в границах церковной ограды) передаются в пользование Тверской епархии Русской Православной Церкви в 1992 г., и тогда же совершается первая Божественная литургия во вновь открытой после десятилетий запустения Покровской церкви на праздник Покрова Божией Матери Высоко-преосвященнейшим Виктором, епископом Тверским и Кашинским, с духовенством г. Твери. Официальный статус храма - Архиерейское подворье храм Покрова Божией Матери г. Твери. Наместником подворья назначен протоиерей Павел Сорочинский. Первое время с момента открытия храма служба совершалась в Афанасьевском приделе.

http://sobory.ru/article/?object=00004

Храм был передан Калужской епархии 28 июля 1992 г. 30 августа 1992 г. в храме была совершена первая Божественная Литургия. Были приобретены колокола, построена звонница, проведено отопление в Покровский придел. С января 1995 г. в газете «Юхновские вести» стало выходить приложение к Юхновским вестям «Светильник». При храме действует воскресная школа. На приходе почитаются иконы: Божией Матери «Казанская»; святителя Николая Чудотворца и исповедника Георгия (Лаврова, †21 июня/4 июля) с частицей мощей. Престольные праздники приход отмечает: 22 октября/4 ноября , 8/21 июля –– празднование Казанской иконе Божией Матери; 6 декабря/19 декабря, 9 мая/22 мая –– дни памяти святителя Николая; 1/14 октября –– Покров Пресвятой Богородицы. Источник: Впервые собор упоминается в указе Павла 1 от 8 января 1797 года. Начал строительство нового церковного здания в центре города протоиерей Илия Войташевский, служивший в Юхнове с 1794 года. Затем строительство было перепоручено купцу Рябову и в 1804 было завершено. Главный престол был освящен в 1815 году. По окончании строительства церковным старостой был избран купец Ольховский. Каменная соборная пятиглавая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери была устроена с двумя приделами: южный в честь Покрова Божией Матери, северный в честь святителя Николая. Первоначально храм и колокольня стояли отдельно, впоследствии, к 100-летнему юбилею храма они были соединены каменным притвором. Тогда же на колокольне были устроены часы. По окончании войны с Наполеоном предводитель юхновского дворянства Симеон Яковлевич Храповицкий пожертвовал в храм Казанскую икону Божией Матери в серебряном,вызолоченном окладе, которая сопутствовала Юхновскому народному ополчению 1812 года. Эта икона была поставлена за правым клиросом под нею привешено древко с штандарта с вышитою золотом надписью: “Сей трофей дан за ваграмское сражение Наполеоном, 28 французскому драгунскому полку, и взят 1813 г. января 19 дня полковником, дворянским предводителем и кавалером Семеном Храповицким; настоящий штандарт поверг к стопам его императорского величества, чрез г-на сенатора Каверина; а древко оного в Юхновский Казанский собор к образу Божией Матери, за избавление оного города и округа 1812 г. октября 18 дня”.

http://sobory.ru/article/?object=09859

В это трудно поверить, но на стройке бескорыстно, во славу Божию трудились прихожане, люди, пережившие ужасы войны. Нужно было восстанавливать свои жилища, а они спешили возвести Дом Божий. В те годы это было настоящим христианским подвигом. Уже через полгода, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 1952 года состоялось освящение церкви Преосвященным Романом, епископом Таллиннским и Эстонским с собором священнослужителей. Архипастырские богослужения в кладбищенском деревянном храме совершались неоднократно. В храме служили замечательные священники, без остатка отдавшие жизнь Богу и людям. Их по сей день прихожане вспоминают с глубокой благодарностью. Эти незабвенные батюшки похоронены близ выстроенной ими тосненской церкви. Многие из них прошли лагеря, ссылки и высылки. Один из них – настоятель протоиерей Евгений Бобовский, при котором были завершены отделочные работы и роспись церкви. В разные годы здесь служили: протоиерей Александр Мощанский, сын причисленного к лику святых священномученика Владимира Мощанского; протоиерей Иоанн Миронов – духовный сын святого праведного Серафима Вырицкого, старейший клирик Санкт-Петербурга; иерей Петр Гаврилюк, перенесший вместе с прихожанами лихие 90-е годы прошлого столетия. Благодаря трудам и молитвам настоятеля протоирея Иоанна Сологуба в 1995 году районная администрация приняла решение о возвращении верующим здания каменной церкви Казанской иконы Божией Матери, что осуществится только в 2009 году после переезда районного дома культуры в новое здание. С этого момента деревянная кладбищенская церковь Казанской иконы Божией Матери стала именоваться храмом во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Современное состояние [ править править код ] При настоятеле иерее Сергии Рысеве, который возглавляет приход с июня 2013 года, стали регулярно совершаться ежемесячные паломнические походы в Макариевскую пустынь. В таких походах, вместе с прихожанами храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», принимают участие и богомольцы из разных регионов нашей страны.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010