Ушаков А.Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в городе Угличе, Ярославской губернии. - Углич, 2003, с. 22-23. Последним храмом обители стала небольшая церковь иконы Божией Матери «Достойно есть», находившаяся при кельях в северо-западной части территории. Церковь была каменной, двухэтажная, теплая, устроена в 1886–1887 гг. при игумении Измарагды Воскресенской на средства доброхотных дателей; имела один престов в честь иконы Богоматери «Достойно Есть». Церковь появилась в 1886-1887 гг. и представляла собой двухэтажную угловую башню с главкой. В нижнем этаже храма были две келии для монашествующих. Поводом к основанию храма послужило следующее обстоятельство, свидетельствующее А.Н. Ушаковым: «Земля, на которой воздвигнут храм, принадлежала городу и врезывалась в монастырскую, почему общество обратилось к теперешней игумении Измарагде с предложением купить землю. И состоялось приобретение ее монастырем. На этой земле игумения приступила к устройству новой каменной двухэтажной жилой башни в виде часовни таким образом, чтобы она приходилась угольной в продолженной ограде монастыря. Когда стройка оканчивалась, матушка игумения Измарагда не раз видела сны и слышала голос, который говорил ей, что она забыла Казанскую Божию Матерь. Религиозная и богобоязливая игумения стала усердно молиться Богу и пришла к заключению, что она призывается на доброе дело построить храм в честь Казанской Божией Матери. С таким намерением матушка игумения отправилась в город Ярославль к Владыке испросить благословения. Владыко заметил, что в честь иконы Казанской Божией Матери в городе Угличе имеется уже храм, но не отклонил желания игумении Измарагды. По прибытии в Углич игумения получила письмо с Афона о том, что к ней идет образ Божией Матери «Достойно есть»… Эта икона и была переправлена сперва в Ярославль, потом в Рыбинск в часовню Богоявленского монастыря и, наконец, в Углич. Тут то матушка игумения убедилась, что новый храм должен быть в честь принесенной в дар иконы. Совершили закладку храма…».

http://sobory.ru/article/?object=37818

Санкт-Петербурга пребывает: «Явленная и чудотворная, местная и храмовая, икона казанской Божией Матери. Она явилась в 1579 году в Казани; и в том же году по желанию царя Иоанна Васильевича IV список с её, с описанием обстоятельств её явления и чудес, доставлен в Москву. Подлинная же икона пребывала в Казани до нашествия поляков на отечество в 1612 году. Для изгнания их Казань, подобно другим городам русским, выслала свои (1612 г.) дружины к Москве с образом казанской Богоматери. Ратники имели великую веру к образу Пречистыя, потому что от него были знамения благодатной помощи. Прибывшия к Москве с св[ятой] иконою дружины, содействием небесной заступницы, 26 мая отняли у поляков новодевичий монастырь и взяли в плен две роты их и 500 немцев. Чудотворный образ пробыл с ополчением у Москвы до зимы; обратно отпущен был с казанским протоиереем и принесён в Ярославль. В то же время прибыли в Ярославль дружины Пожарского и Минина, шедшие к Москве из Нижнего Новгорода. Рать пожелала иметь св[ятую] икону с собою, и в Казань послать список с неё. По очищении Москвы от поляков, в следующий воскресный день, в сопровождении христолюбивого воинства, назначили совершить крестный ход с казанскою иконою Богоматери на лобное место для принесения Господу и Пречистой Его Матери торжественного благодарения за избавление своё от врагов. Свою спутницу и помощницу в походах и сражениях св[ятую] икону казанской Богоматери князь Пожарский поставил в Москве, в своей приходской церкви введения Богородицы на Лубянке. Священники храма донесли царю и великому князю Михаилу Феодоровичу по восшествии его на престол, о чудесах, бывших от иконы в бою с гетманом и при взятии Москвы. Михаил Феодорович и матерь его великая старица инокиня Марфа Ивановна возъимели великую веру к образу, который сделался семейным в царском доме Романовых; постановили праздновать иконе в Москве дважды в год с крестным ходом, в 8-й день июля, когда явился образ Богородицы в Казани, и в 22-й день октября, когда освободилось от ляхов московское государство.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

О времени построения первого храма не сохранилось никаких сведений: второй был построен в 1771 г. на средства прихожан во имя Покрова Божией Матери, по чему и село некоторое время носило название Покровского – Папоротки тож. Побуждением к построению настоящего каменного храма послужило для прихожан следующее непредвиденное обстоятельство, В 1846 г. приобретен был ими колокол в 155 пуд. 13 ф. Оказалось, поднять его на ветхую и малопоместительную колокольню не было возможности. Тогда решено было построит новую каменную колокольню. Но епархиальное начальство указало прихожанам на благовременность постройки не одной колокольни, но и храма, так как существовавший храм приходил уже в ветхость. Но за недостатком средств не было возможности приступить к делу. Для образования денежного фонда на этот предмет, продана была крестьянская роща столетних дубов за 7 тыс. рубл. и в 1855 г. началась постройка храма. Но при скудости средств храм был приготовлен к освящению только в 1870 г. Новый храм устроен во имя Казанской Божией Матери. Деревянный же храм в 1875 г. был разобран, от него осталась только трапезная часть, обращенная в кладбищенскую часовню. В 1880 г. в храме на средства прихожан устроен придельный алтарь во имя Вознесения Господня, в память чудесного спасения Царской Семьи во время взрыва в Зимнем дворце 5-го февраля 1880 г. Причт приходский состоит из двух священников, диакона и псаломщика. Церковной земли имеется 36 д., из них неудобной 8 дес. В приходе с 1893 г. существует церковно-приходское попечительство. С 1876 г. в селе существует земское училище и в деревнях школы грамоты. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Богородицкий уезд, стр. 92 Интересно, что этот оригинальный и запоминающийся проект церкви Казанской иконы Божией Матери на самом деле не является оригинальным! Всего в десяти километрах от Папоротки (но это по прямой, по дороге все пятьдесят выйдет - шоссе идёт в обход), на другом берегу речки Непрядвы, в одноимённом селе есть " близнец " папоротковского храма. Небольшие отличия касаются только завершения колокольни, но не конструкции. Та церковь тоже построена в 1850-е годы и освящена во имя Казанской иконы Божией Матери; её реставрация началась совсем недавно. Из журнала: " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2019 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06947

Казанская церковь В 1770 г. огромная летняя Казанская церковь была построена на средства потомков рода Нарышкиных при участии местных прихожан. В храме было три престола: во имя Казанской иконы Божьей Матери; во имя Спаса Нерукотворного Образа; во имя Святителя и Чудотворца Николая. Уникальность данного храма в том, что издавна в нем находилась Казанская икона Богоматери, которая была известна под именем Курбской и считалась чудотворной, в настоящее время икона находится в соседнем храме с. Васильевском. Казанская церковь это интереснейшее по своей архитектуре 16-ти лепестковое в плане центрическое сооружение. Местное население называет ее еще круглой. К сожалению, архитектор храма не известен. Церковь восхищает красотой и богатством фресковой росписи от пола до потолка, написанные на сюжеты Нового и Ветхого Завета. Обилие света, богатство и изысканность росписей придают интерьеру парадность и праздничность. Фресковые росписи Казанской церкви были выполнены ярославскими мастерами в 1796–1799 г.г. В 1929-1930 г.г. Казанская церковь была закрыта, а ценные храмовые иконы местные власти приговорили к уничтожению. Позже в храме располагалась машинно-тракторная станция, она просуществовала там несколько лет. Долгое время храм пустовал и начал разрушаться. Разрушалось покрытие глав, почти полностью был утрачен барабан одной из боковых глав, местами разрушалась и кирпичная кладка стен, особенно стен входных папертей. С 1988 г. стали поднимать вопрос о восстановлении памятника архитектуры XVIII в. Местная администрация выделила средства на осуществления реставрационных работ. Однако наступили трудные времена, собранных средств катастрофически не хватало для полной реставрации грандиозного храма. В 1993 г. реставрационные работы были приостановлены. Восстановить к тому времени смогли только покрытия глав, барабан боковой главы и, частично кладку стен. Церковь долгое время стояла в лесах, вызывая у каждого взглянувшего на ее некогда величественные стены, чувство вины и боли… От былого великолепия практически ничего не осталось, храм находится в тяжелом аварийном состоянии.

http://sobory.ru/article/?object=00574

После церемонии, состоявшейся у входа в храм в присутствии 16 священников из разных регионов России, прошел молебен в честь иконы Казанской Божьей Матери с участием Клироса Министерства обороны. Молебен провёл настоятель храма иконы Божией Матери «Благодатное небо» при 45 полку Спецназа ВДВ в г. Кубинка протоиерей Александр Солдатенков. По окончании молебна о.Александр обратился к присутствующим с приветственной речью. Также на церемонии выступили Заместитель председателя Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», руководитель Международного патриотического автопробега «От общей Победы — к общему миру!» Виктор Кауров и Председатель Женского православно-патриотического общества Галина Ананьина. 3 сентября, в день окончания Второй мировой войны, на Поклонной Горе были подведены итоги международного общественно-патриотического проекта «От общей Победы — к общему миру!», проведен 75-й показ спектакля «Молодая Гвардия», традиционно развернуты масштабная Георгиевская лента и огромное Знамя Победы. Первый заместитель председателя Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» Дмитрий Вадимович Саблин наградил участников проекта. В рамках программы Женского православно-патриотического общества «Чудотворные Кресты России», разработанной к 600-летию явления Животворящего Креста Господня (ныне находящегося в Годеново), Крестный ход Женского православно-патриотического общества «Святая Русь», возглавляемый Алёной Андреевой, продолжает свой путь по святым местам, монастырям, приходам, заброшенным храмам нашей страны с копиями Казанской иконы Божией Матери «Державный покров» и Небоявленного Креста. Галина Васильевна Ананьина , председатель правления Женского православно-патриотического общества, кандидат исторических наук, общественный деятель Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/07/ob...

Один из них был солёным и несколько белесоватого оттенка, а другой, слева, совершенно пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили её в храме. Но наутро иконы не обнаружили. Стали искать и увидели её на монастырских вратах. Монахи вернули икону в храм, но утром она опять была на прежнем месте. Тогда они решили построить над вратами часовню, там стали молится ей. О новоявленной иконе было донесено воеводе города Уфы, архиепископу Казанскому и царю Иоанну Грозному. Вскоре Вознесенская пустынь была сожжена и новоявленная икона переносится в Уфимский острог и поставляется в соборном храме, который в 1579 году освящён в честь Казанской иконы Божией Матери и был построен на средства царя Иоанна Грозного. В Уфе явленная икона пробыла недолго. После 1593 года Казанская церковь сгорела от грозы, и чудотворная икона вновь явилась на прежнем месте. Второе явление Табынской иконы произошло в 1593-97 годах. История исчезновения и явления чудотворной иконы глубоко поразила современников. По древним актам известно, что в Табынском крае вблизи места явления иконы в период 1593-98 года возрождается Вознесенская пустынь и строится новый монастырь в честь «Пречистой Богородицы явления иконы ея Казанския» в ближайшей крепости Солеварного городка. Однако в 1660-х годах в период первого башкирского восстания чудотворная икона пропадает во второй раз. Третье явление Табынской иконы вероятно произошло в 1692 году в районе Соловарного городка, поскольку значительно активизируется церковная деятельность. Строится новая церковь появляются планы возрождения монастыря учреждается содержание храму. Однако в 1708 году согласно предания при разрушении Соловарного городка на р. Усолке у солёных ключей Табынская икона снова пропала. Четвёртое явление Табынской иконы, вероятно, произошло в 1740-41 году: три башкира-пастуха у солёных ключей, где некогда явилась Табынская икона, заметили, что вдруг коровы стали мычать и бить ногами. Подойдя ближе, они увидели икону Божией Матери, светящуюся на камне. Икона не давалась им в руки, и тогда они её стали рубить и колоть, однако она долго осталась невредимой. В конце концов, кровь потекла по щеке, икона раскололась и в этот момент пастухи ослепли. Был уже поздний вечер и поэтому жители отправились на поиски стада, тогда-то и обнаружилось явление Табынской иконы Божией Матери. Но только когда пришёл священник, икона поддалась людям.

http://azbyka.ru/palomnik/Табынская_икон...

Успенский собор закрыли в 30е гг. XX в. В годы Великой Отечественной войны он был сильно поврежден, а после окончания войны его руины окончательно разобрали. Источник: В. Неделин " Архитектурные древности Орловщины (ушедшее) " . Стр. 115. Соборная Успенская церковь. Приход этой церкви по времени своего происхождения принадлежит к числу древних приходов города. Его составляла первоначально военная команда города: казаки, пушкари и стрельцы, а также и гражданские чиновники. До 1880 г. прихожане этой церкви были рассеяны по всему городу, но в этом году определен был настоящий район прихода. Кроме городской части, в состав прихода издавна входит дер. Михалева Пустошь, в 6 в. от города. Всех прихожан в настоящее время числится м. п. 630 д. и ж. п. 687 д. Самыя ранние сведения о соборном храме относятся в концу XVII-ro ст. В описи стольника Ивана Золотарева да подъячего Василия Заварзина от 1695 г. в городе Новосиле записана церковь деревянная Собор во имя Пресвятыя Богородицы, в земляной крепости. Из описи 1856 г. видно, что на том месте, где теперь стоит соборная церковь, выстроена была около 1764 г. каменная церковь во имя Казанской Божией Матери, с приделом во имя св. Пр. Илии орловской купчихой Дубровиной, в память бывшего тут Ильинского женского монастыря, упраздненного в 1764 г. Церковь эта была приписана к старому Успенскому Собору, что в земляной крепости. В 1803 году этот собор, за ветхостью, был упразднен. Казанская же церковь была переименована в Соборную Успенскую. В 1829 г. с левой стороны этой церкви устроен придел во имя Преполовения Пятидесятницы. В 1842 г. в трапезной теплой церкви устроены два придела: с правой стороны во имя св. Николая и с левой во имя Казанской Божией Матери. В 1871 г. вместо обветшавшей трапезной церкви построена новая, с приделами во имя Казанской Божией Матери и Святителя Митрофана Воронежского. Церковь построена на кошельковые средства и на жертвы частных благотворителей. В 1882 г. приступлено было в постройке настоящей церкви, каковая и была окончена только в 1893 г. В храме три алтаря: главный, во имя Успения Божией Матери, был освящен 10 окт., левый во имя Св. Николая 12 окт. и правый во имя Прор. Илии 14 окт. 1893 г. Храм этот построен тщанием и иждивением главным образом ц. старосты купца Н. И. Ворогушина, при чем привнесены были значительныя пожертвования и со стороны многих других лиц. Особенно чтимые иконы храма: 1) образ Успения Божией Матери, который, как гласит предание, находился в прежней Успенской церкви и остался невредимым во время пожара этой церкви; 2) образ Смоленской Божией Матери, точная копия чудотворной иконы Смоленской Богоматери и 3) икона Божией Матери «Взыскание погибших», присланная с Афона. Причт состоит из протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков.

http://sobory.ru/article/?object=42988

В 1697 году на Ильин день под начальством Якова Буша полк отправился по Волге в Дмитриевск. Летопись доносит до нас и имя первого священника Дмитриевска: " Митрополит же Казанский благословил в путь с ними священника Тимофея Никифорова со всем причтом, даны им были три казенных колокола доброго звона, книги и святые иконы " . Летопись передает нам бытовую картину проводов полка из Казани ярко и с необыкновенным юмором: " полковник и воевода Буш с людьми просили протопопа со священниками, чтобы они, облачившись в лучшие ризы, взяли с мощами честный крест, чудотворную явленную икону Казанской Божией Матери и, отслужив на стругах молебен Спасителю, Божией Матери и св. вмч. Димитрию, проводили их в путь. Архимандрит воспретил выносить из церкви явленную икону, а вместо нее позволил взять местную икону Божией Матери, списанную с чудотворной. По окончании молебна все духовенство приглашено было под шатер, в котором был воевода и все чиновные люди. Стали просить их отобедать и выпить с ними виноградного вина, а между тем дали знать всем своим людям и строго приказали, что как в первые раз из пушки выпалят были к отплытию готовы. А второй раз выпалят, то спускали бы своих сродников на берег. В третий раз выпалят, то поднимали бы якоря и плыли потихоньку. Духовенство о сей хитрости ничего не знало и когда отплыли от Казани уже далеко, стали просить полковника, чтобы приказал перевести их с иконами и со всею утварью на берег. Полковник приказал одних священнослужителей перевезти на берег, а иконы и всю утварь оставить у себя: Благополучно прибыв в новопостроенный город Дмитриевск 26 октября (по старому стилю) 8 ноября (по новому) 1697 г., отслужили молебен " . Дмитриевск при своем основании имел две уникальные святыни: икону Димитрия Солунского, которая когда-то принесена в Казань стрелецким полком как покровительница и заступница, и список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери - одна из самых почитаемых святынь в России. Летопись упоминает, что первая церковь, заложенная в Дмитриевске, была в честь Казанской иконы Божией Матери. Находилась она на высоком левом берегу Камышинки и была деревянной. Строительство ее не было закончено. Произошли события, из-за которых город стали строить на новом месте. Как отмечает летопись, икона Димитрия Солунского спасла город от разорения и указала новое место для его строительства.

http://sobory.ru/article/?object=36662

Замечательны в этом храме по древности своей иконы: Казанской Божией Матери – в трапезе, на иконе риза малинового бархата, шитая крупным жемчугом; св. Николая – риза на этой иконе синего бархата, вышитая жемчужными крестами, и Божией Матери всех скорбящих Радости, на ней риза серебряная позлащенная. Икона Боголюбской Божией Матери в серебряной ризе – точная копия с вышеупомянутой иконы. Казанская церковь в конце XVIII ст. имела в лице купца Безносова – казанского уроженца своего благотворителя. Им в 1784 г. пожертвован в этот храм ковчег серебряный вызолоченный под чернью; евангелие, доски евангелия литые из серебра позлащенные. Замечателен крест серебряный позлащенный, распятие на кресте вылито из серебра и позлащено, по концам креста в оправе яхонты. На кресте надпись: «1770 г. июля 8 сооружен сей крест в город Павловск в Казанскую церковь, что в приходе Павловском, тщанием купцов и жителей, старанием иерея Антония Гурьева, в нем весу 2 фунта 84 золотника». «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. В 1711 г., через два года после основания Павловска, казанские купцы, которых Петр I сначала перевел в Азов и Таганрог, были переселены в Павловск. Они привезли с собой приходской деревянный Казанский храм, который немедленно установили в своей слободке и в том же году освятили. Будучи в Таганроге, они получили от Казанского митрополита Тихона икону казанских чудотворцев святителей Гурия, Варсонофия и Германа. Кроме нее в храме хранилась копия с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. В 1766 г. деревянный храм сгорел, и в нескольких метрах к югу от него было начато возведение нового Казанского храма с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. Это было первое каменное здание в городе, сохранившееся до наших дней. В 1767 г. был освящен главный престол. Однако весь храм освятили только в 1776 г. В 1843 и 1901 г.г. храм перестраивался. В советский период он был закрыт, купол храма и верхние ярусы колокольни были разобраны, а в здании разместилась спортивная школа. В начале 2002 г. храм был возвращен епархии. В 2004-2007 г.г. проводились работы по его восстановлению и благоустройству. Храму были пожертвованы 11 колоколов, которые освятили 4 ноября 2008 г., в престольный праздник, а 4 сентября 2009 г. митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил освящение крестов. Храм восстановлен в том виде, в котором он сохранился на фотографиях начала XX в.

http://sobory.ru/article/?object=09776

Ссылаясь на это свидетельство, «А.С.» отмечал, что: «Здесь, как видно, патр[иарх] Гермоген говорит о каком-то постороннем сочинении. Предполагать же, что он упоминает в этом случае о своём беловом сочинении, отосланном к великому князю нет данных, да вместе и нужды. Конечно, он мог так говорить о первом описании чудес, бывших от иконы Казанския Божия Матери или вследствие авторского смирения, или потому, что первое сочинение об этом факте писал не он. Допустить первое невозможно, потому, что, если Гермоген хотел скрыть своё имя здесь, то он скрыл бы его и в других местах своего сочинения. Напротив же, он везде выставляет свою личность. В предисловии излагает свои чувства и мысли по поводу явления иконы Казанския Божия Матери; далее при описании факта явления иконы и торжества, бывшего по этому поводу, он указывает то, чем был в то время, т[о] е[сть] какую должность проходил и что делал, и, наконец, в заключении он упоминает опять о своих чувствах, о возведении его в сан митрополита Казанского и просьбе царя Фёдора Ивановича описать явление иконы и чудеса, бывшие от неё. Из всего этого вывод очевиден: патриарх Гермоген, если бы писал прежде об явлении иконы для царя Ивана Васильевича Грозного, то он, не стесняясь авторским смирением, сказал бы это прямо, без всяких околичностей. Значит, остаётся допустить последнее, - что первое сочинение писал не патриарх Гермоген, а оно принадлежит перу неизвестного лица. Что же это было за сочинение, отосланное в Москву к Ивану Васильевичу? Почему Фёдор Иванович просит Гермогена описать щедроты к роду человеческому Пресвятыя Богородицы, когда уже к его отцу отослано было сочинение о том же предмете? Второй вопрос, нам представляется, наводит на решение первого, и говорит и о характере первого сочинения и об его авторе. Если Фёдор Иванович просит написать сочинение, значит он первое считает кратким и недостаточным. На этом основании можно построить следующее весьма правдоподобное предположение. Непосредственно после факта явления иконы архиепископ Казанский Иеремия, как лицо, служащее представителем Казанского духовенства, должен был довести до сведения царя об этом факте явления иконы и в подтверждение её чудотворности указать на факты исцелений от этой

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010