Председателем ее стал Преосвященный епископ Литовский Иосиф, возведенный в сан архиепископа 49 25 марта 1839 года это постановление было утверждено. 30 марта 1839 года, в Светлый четверг, торжественным благодарственным молебном в Синодальном храме, совершенным членами Синода с архиепископом Иосифом, было совершено воссоединение западнорусских униатов с Православной Церковью. В память этого выдающегося события была изготовлена медаль. На одной стороне ее изображен крест в ореоле сияния и сделана надпись: «Торжество Православия, 25 марта 1839», на другой – Нерукотворный образ Спасителя и слова вверху: «Такова имамы Первосвященника. Евр.8:1 », внизу: «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1839)». Таким был конец Брестской унии в Белоруссии, Литве, на Волыни и в Подолии. Епископы-униаты в конце XVI века изолировали себя от православного духовенства и народа, а во второй четверти XIX века епископ Иосиф (Семашко) и его помощники призывали духовенство и народ к возвращению в Православную Церковь , освобождению от польско-латинского пленения, к единению с великим братским русским народом. После ликвидации унии в белорусско-литовских епархиях Брестская уния в пределах России оставалась только на Холмщине. Ее духовенство и верующий простой народ (крепостной до 1861 года), находясь в полной зависимости от польских помещиков, подвергались усиленному ополячиванию. Церковный обряд и сами храмы носили следы значительной латинизации: для этого и создавалась Брестская уния. Прибывшее на Холмщину из Галиции униатское духовенство начало постепенное очищение богослужебного обряда от сторонних добавлений и перемен, содействуя возвращению его к восточному церковному Уставу. 50 В 1875 году духовенство и верующий народ, греко-униаты Холмщины, воссоединились с Русской Православной Церковью. Первым православным епископом Холмской епархии был неутомимый труженик воссоединения холмских униатов Преосвященный Маркелл (Попель). После этого Брестская уния оставалась только в Галиции, которая после первого раздела Польши в 1772 году отошла к Австро-Венгерской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таков продиктованный апостольскою ревностию и обширным личным миссионерским опытом проект учреждения диаконисс отца Макария. Как мы видим, проект о восстановлении диаконисс был связан с грандиозным проектом реформы всего миссионерского дела, а этому проекту не скоро суждено было осуществиться. Свои «Мысли» архимандрит Макарий отправил при особом представлении 16 преосвященному Томскому Агапиту с просьбой представить их в Святейший Синод, и сверх того, в особом письме на имя государя Николая Павловича отец Макарий «передал его священной воле» государя 17 . Но и последний список был переслан в Святейший Синод Комиссией прошений на высочайшее имя приносимых. 14 апреля 1839 года по выслушании и рассмотрении рукописи состоялось определение Святейшего Синода: «...прошение миссионера архимандрита Макария оставить без действия, а рукопись возвратить к преосвященному Томскому при указе» 18 . По-видимому, из Святейшего Синода один из двух списков «Мыслей» был переслан митрополиту Филарету, писавшему архимандриту Макарию, что его мысли о диакониссах дошли до начальства и не встретили сочувствия» 19 . Но если широкий проект отца Макария о восстановлении диаконисс вообще в русских миссиях так и остался проектом, то в миссии, находившейся под управлением отца Макария, начало восстановлению диаконисс было положено отцом Макарием на свой риск и страх. В 1838 году в деревне Майме поселилась Прасковья Матвеевна Ландышева, мачеха сотрудника миссии С. П. Ландышева, и на нее были возложены обязанности диакониссы 20 . Прибыв в 1839 году в Петербург (март-август), а потом и в Москву (август 1839 – март 1840 г.), архимандрит Макарий и здесь искал миссионерок, как показывает письмо к нему казначеи Тверского Христорождественского монастыря Серафимы от 8 декабря 1839 года 21 . Его планами прониклась София Густавовна де Вальмон (р. 1800) дочь капитана русской службы, католичка по рождению, окончившая Смольный институт и в 1837 году по убеждению перешедшая в Православную Церковь 22 . 24 января 1840 года она подала митрополиту Филарету заявление о своем «усердном желании посвятить остаток дней своих на служение Господу в деле спасения душ человеческих, искупленных Им Своею честною кровию, и способствовать при помощи Его новокрещеным женского пола при Алтайской церковной миссии, в познании Иисуса Христа распятого и святых Его заповедей». И сам архимандрит Макарий писал об этом митрополиту Филарету, хотя письмо его не сохранилось 23 . В ответ митрополит писал 7 февраля 1840 года отцу Макарию, между прочим, следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

епископ Пермский и Верхотурский бывший епископ Уманский, викарий Киевской епархии с 19.03.1883 21.03.1887 Поликарп (Розанов), епископ Уманский викарий Киевской епархии, временно управлял Иустин (Охотин), епископ бывший епископ Подольский и Брацлавский с 28.03.1887 по 03.09.1893 архиепископ Херсонский и Одесский; 25.05.1907 Сведения Феофил (Филофей), митрополит Литовский упоминается около 1317–1329 около 1330 Роман, митрополит рукоположен с 1354 (1355) конец 1361 – начало 1362 Литовская и Виленская бывшая униатская епархия Имена Сведения бывший униатский епископ Мстиславский, со 02.04.1833 епископ принят в сущем сане с 06.03.1839 архиепископ с 25.03.1839 митрополит с 30.03.1852 23.11.1868 бывший архиепископ Харьковский и Ахтырский с 10.12.1868 по 08.04.1879 митрополит Московский и Коломенский Александр (Добрынин), архиепископ бывший архиепископ Донской и Новочеркасский с 23.05.1879 28.04.1885 бывший епископ Таврический и Симферопольский с 11.05.1885 архиепископ с 20.03.1886 09.11.1890 Кирилл (Орлов), епископ Ковенский викарий Литовской епархии в 1890 временно управлял 26.12.1890 Донат (Бабинский-Соколов), архиепископ бывший епископ Подольский и Брацлавский с 13.12.1890 по 30.04.1894 архиепископ Донской и Новочеркасский; 16.04.1896 Викарии Литовской епархии Брестские епископы До 1839 года – униатская епархия Имена Сведения Антоний (Зубко), униатский епископ рукоположен, с 14.01.1834 епископ, принят в сущем сане с 06.03.1839 по 28.01.1840 епископ Минский и Бобруйский Михаил (Голубович), епископ бывший епископ Пинский, викарий Минской епархии с 28.01.1840 по 01.03.1848 епископ Минский и Бобруйский Игнатий (Желязовский), епископ рукоположен с 20.05.1848 по 27.06.1870 на покое; 21.03.1872 Евгений (Шершилов), епископ рукоположен с 09.03.1870 по 10.02.1875 епископ Ковенский, викарий Литовской епархии; 22.03.1897 Владимир (Никольский), епископ рукоположен с 16.03.1875 по 16.05.1877 епископ Ковенский, викарий Литовской епархии; 29.12.1900 Ианнуарий (Попов [Вознесенский]), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

23 июня 1839 года в Святейший Синод поступило следующее предложение от обер-прокурора графа Н. А. Протасова: «Генерал-адъютант граф Бенкендорф сообщает мне, что он получил от Санкт-Петербургского купца 3-й гильдии Сергея Феодорова Масленикова написанный им акафист святителю Митрофану, чудотворцу Воронежскому, с просьбой о содействии в одобрении к напечатанию». В журнале Святейшего Синода от 28 июня состоялось определение: «Предложенную рукопись препроводить к Преосвященному Антонию, архиепископу Воронежскому, чтоб он, рассмотрев содержащийся в сей рукописи акафист, представил о нем Св. Синоду заключение». Архиепископ Антоний, рассмотрев рукопись, в рапорте донес Святейшему Синоду (1839, 7 сентября. 5521), что акафист свт. Митрофану «найден сочиненным не по чину употребляемых Церковью акафистов, состав его не сообразен с составом церковных акафистов, а притом и язык акафиста сего недовольно церковный». Святейший Синод 25 сентября/16 октября 1839 года за 89 по заслушании дела определил, что составленный С. Маслениковым акафист не может быть пропущен к напечатанию. 11 ноября того же года в Святейший Синод снова поступило предложение от обер-прокурора графа Протасова с сообщением: «Ныне Маслеников изъяснил, что упомянутый акафист он исправил и дополнил по замечаниям Преосвященного и просит об одобрении его рукописи». 17 ноября Святейший Синод «препроводил акафист к Преосвященному Воронежскому при указе на рассмотрение, с тем чтобы он представил Св. Синоду касательно напечатания оного для церковного употребления свое мнение». Во втором рапорте (1839, 22 декабря. 8104) Антоний, архиепископ Воронежский, писал Святейшему Синоду: «Рассмотрев акафист, остаюсь при прежнем своем мнении; впрочем, как по моему прошению Высокопреосвященнейший Филарет, митрополит Киевский, принял на себя труд послужить Святой Церкви составлением службы с акафистом новоявленному святителю и чудотворцу Митрофану, и от меня для соображения препровождено к нему подобных тому несколько акафистов, от разных лиц на имя мое присланных; то, дабы труд купца Масленикова не остался без внимания, не благоугодно ли Св. Синоду и сей акафист представить рассмотрению Высокопреосвященного Филарета». По заслушании рапорта архиепископа Воронежского Антония состоялось журнальное определение Святейшего Синода 15 января 1840 года за 23: «Представленную купцом Маслениковым рукопись «Акафист святителю Митрофану Воронежскому » препроводить при указе синодальному члену Преосвященному Филарету, митрополиту Киевскому, на рассмотрение».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

1340 Об исполнении преосв. Макарием этого последнего назначения см. Труд Киев. дух. Акад. 1896. X. стр. 178, прим. 1. 1344 Указом Св. Синода 9 января 1869 г. 28 преосв. Макарию был разрешен для этой цели 28-дневный отпуск. – См. собств. архив м. Макария. 1346 См. Слова и речи Макария, бывшего архиепископа Литовского и Виленского. Спб. 1880 г., стр. 1–11. 1347 Более подробно и определенно преосв. Макарий говорил о том же предмете несколько позже, в своей речи 14 сентября 1869 года пред открытием Совета общества ревнителей православия в северо-западном крае. См. там же, стр. 37–41. 1353 См. там же, 1869 г. 2, стр. 70–72. Пресв. Н. Извеков допускает маленькую неточность, когда говорит: «а из дел по духовно-учебному управлению пр. Макарий оставил за собою только те, по которым следовало сноситься от его имени с Св. Синодом и г. обер-прокурором. См. Христ. Чт. 1898. I. 168. 1355 Литература этого предмета очень обширна, обогатившись особенно многими исследованиями и очерками, явившимися по поводу исполнившегося в 1839 году 50-летия со времени события 1839 года. Как на лучшие, по обстоятельности, сочинения по этому предмету, можно указать на: 1) Киприановича: «Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского и Виленского, и воссоединение западнорусских униатов с православною церковью в 1839 г.; 2) Торжество пятидесятилетия воссоединения униатов с православною церковью. 8 июня 1889 г. в Вильно и других местах зап. России. Г. Вильно. 1889 г.; 3) Исторический очерк состояния православной церкви в Литовской епархии за время 1839–1889 г. Пресвитера Н. Извекова . М. 1899 г. 1357 Нами это документально показано в отзыве о книге пресв. Н. Извекова . М. Иосиф не только «не спешил скорее окончить дело», – но, наоборот, всякую поспешность в этом отношении считал противною данному с самого начала направлению униатского дела, отстаивая постепенность и благоразумные меры в дальнейшем ведении этого дела. См. Критико-библиогр. обзор новейших трудов по истории русск. церкви. Вып. II, стр. 30–31.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Тригорье. Спасо-Преображенский Тригорский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1854—1873 гг., КЕЛЬИ, 1782 гг., ТРИГОРСКОГО МОНАСТЫРЯ Расположены на краю обрывистого скального мыса излучины р. Тетерев. Монастырь основан в XV в. житомирским князем Владимиром. В 1613 г. отстроен в дереве. Занимал по значимости второе место после Почаевского монастыря. С 1839 г. в монастыре начинается строительство кирпичных церквей (вместо прежних деревянных), в том числе Преображенской. Памятник построен в упрощенных русско-византийских архитектурных формах «тоновского» направления. Сооружение кирпичное, крестовое в плане, с полуциркульной апсидой, пятикупольное (боковые главы поставлены по углам центрального объема), с колокольней над притвором, завершенной шатром. Корпус келий построен (а по другим сведениям — капитально перестроен) И. Шнейдером. Корпус кирпичный, расположен на косогоре (с юга — двухэтажный, с севера — одноэтажный), Г-образный в плане, с коридорной (с двусторонним размещением комнат) планировкой. Перекрытия — полуциркульные своды с распалубками и плоские Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 150-151, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Тригорский Преображенский монастырь, 2 класса, общежительный (с 1911 года), в селе Тригорье, в 25 верстах от города Житомира. Основан в конце XVI века князем Владимиром Житомирским, в XVIII веке отпал в унию, в 1839 году возвращен в православие. В нем находится почитаемая икона Божией Матери. При монастыре школа с общежитием. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» История Тригорского монастыря разделяется на 4 периода. В первом периоде Т.М. является строго православной обителью (1613-1723 гг.), во втором – жертвой унии (1723-1839 гг.), третий период – возвращение монастыря в недра родного Православия (с 1839 по 1917 гг.), четвёртый – современный период (с 1917 г. по наше время). Источник: более подробная статья об истории монастыря на сайте Житомирской епархии

http://sobory.ru/article/?object=14502

Вследствие сего Учреждённый Собор по журналу от 5 июля 1839 г. доложил Его Высокопреосвященству, что резолюция его от 9 июля иеромонаху Филарету объявлена, деньги, в количестве тысячи руб., по курсу выданы ему 22 июля 1838 г. под его расписку в приходорасходной книге. После сего 12 июля 1839 года иеромонах Филарет просил Учреждённый Собор – по крайней его надобности для устройства сиротских дел родных двух сестёр девиц и престарелой его матери позволить ему отлучиться в —286— Москву на 21 день, на каковой срок и выдан ему того же 12 июля билет 940 . 23 декабря 1839 г. Его Высокопреосвященство в определении своём, присланном в Московскую Консисторию, изволил предписать: «Как до сведения моего дошло, что Лаврский иеромонах Филарет проживает немалое время в Москве в светском доме в самовольной отлучке, то Консистории: 1) употребить деятельные меры – отыскать его и допросить в своём присутствии и допрос его представить. 2) Затем отправить его в Лавру немедленно за присмотром, если не откроется важных причин продолжить пребывания его в Москве. 3) Если откроется необходимость продлить его пребывание в Москве, то поместить его до решения в монастырь под непрерывный надзор, чтобы он с мирскими людьми без нужды не обращался и не занимался делами, до монашествующего не принадлежащими». 2 января 1840 г. эконом Сухаревского подворья иеромонах Феоктист довёл до сведения Консистории, что иеромонах Филарет отправился в Лавру 24 декабря 1839 г. на нанятых им лошадях, и Консистория донесла об этом Его Высокопреосвященству, постановив считать дело оконченным. На этом донесении последовала такая резолюция от 14 января 1840 г. «Консистории с прописанием сего протокола отнестись в Учреждённый Собор, чтобы он, взяв от иеромонаха Филарета надлежащее объяснение о проживании его в Москве, представил мне со своим мнением незамедлительно, к чему побуждает особенно то, что на иеромонаха сего падало подозрение в Москве в распространении неосновательных и вредных слухов», что со стороны Консистории и исполнено 24 января 1840 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пр.Василий, когда начался разбор совращенных, спрашивал Синод: признавать ли последних католиками, или считать их подлежащими к переходу в православие? (Κ.Ο.П. 30658). 1228 П.Д.К. Дело 290, нач.4-го янв. 1840 г. Это, состоящее более чем из 1200 листов дело, дает обстоятельную картину хода возвращения совращенных. 1230 Извеков «Историч. очерк состояния православной церкви в Литовской епархии за время с 1839–1889 г.», стр.121. 1239 Он был нанят у опекунов над детьми умершего курского купца Шматова за 550 руб. в год, с отнесением починок на счет владельцев (Ibid). 1243 В апреле 1841 г. он выдал 300 р.асс. своих денег, «чтобы отвратить терпимую находящимися в сей обители нужду в продовольствии». (Колл. 92, 1839 г., л. 241). 1250 Курский генерал Флиге еще в июне 1840 г. находил ненужными, дальнейшее существование обители, так как заключенные «не подают надежды к познанию своего заблуждения», и, во избежание ненужных расходов, советовал обер-прокурору закрыть обитель, а заключенных разместить по разным монастырям. 1252 Ф.Арматович затем снял сан и жил на свободе в Н.-Новгороде, Маковецкий же и Ловецкий присоединились к православию, получив места: первый в Полоцкой епархии, второй – во Владимирской (Κ.Ο.П. секр.д. 30). 1256 Витебской губернии пять: Тадулинский, Полоцкий–Борисоилебский, Махировский, Сиротинский, Вербиловский, Курляндской губ. два: Якобштадский и Иллукштадский; Могилевской губ. три: Оршанский с уездным училищем, Онуфриевский и Пустынский, Минской губернии два: Березвечский (Дисненскаго у.) и Ляданский, – оба с духовными училищами, и Волынской губ. два: Овручский и Медичинский. 1264 Арх.Ун.М. 3425. В найденных нами в делах списках белорусских монастырей за 1839 г. 110, 1839 г. и 9, 1840 г.) пропущен также монастырь Борисоглебский . По нашему мнению, это объясняется тем, что этот монастырь не имел своего настоятеля, а находился в заведывании Лужинского. Но он, несомненно, существовал (см. Зап.В.Л. , стр.131). 1265 1) Березвечский, с настоятелем архим.Михаилом Шелешиным, 2) Ляданский, с настоятелем иером.Пием Маиевским, 3) Тадулинский, с настоятелем иером.Макс.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Отторгнутые насилием (1596) – воссоединены любовью (1839). (Слова медали, выбитой в память воссоединения белорусских униатов). 12 февраля текущего года исполнилось ровно пятьдесят лет с того времени, как в городе Полоцке в 1839 году белорусское духовенство, во главе с епископом Иосифом (Семашко) , составило собор и подписало акт, которым решено было воссоединение с православною церковью белорусских униатов. Дорога память об этом замечательном событии для всех православных, но для белорусов она имеет двойную цену: воссоединение освободило их от грустной борьбы с насилием латинства и снова после более двух векового религиозного ига возвратило в лоно родной им православной церкви. Благо временно поэтому вспомнить о сем великом подвиге наших предков и почтить доброй памятью потрудившихся в нем. На рубеже половины века, на заметной грани вечно бегущего времени воспоминание о воссоединении 1839 г. свидетелям этого события даст возможность оживить давнее прошлое, их потомкам поможет яснее понять свое настоящее, а тех и других вместе побудить вознести тёплые молитвы Промыслителю судеб мира. С такими мыслями приступаем к изложение воспоминаемого ныне события. § 1 В царствование императора Николая много сделано для православия вообще, но воссоединение 1839 года было выдающимся подвигом в этом отношении и по численности присоединившихся, и по значению факта присоединения. Достаточно бросить самый беглый взгляд на прошлое истории юго-запада России, чтобы убедиться, что воссоединение – это действительно было подвигом, было выдающимся фактом в общем ходе исторического движения в России. Само собой разумеется, что этот крупной величины факт не был случайным; он предполагался историей и вытекал из самого характера, так называемой унии. Искусственно возникши на почве православия, уния, в силу не умолимой исторической логики, должна была рано или поздно прекратить свое существование. Это и случилось. Случилось, однако, не вдруг, не огулом, а постепенно и по частям. Три века почти существовала уния, то разрастаясь и обхватывая все большие и большие области православия, то сокращаясь и возвращая их опять в лоно того же православия. Это зависело, с одной стороны, от того, насколько велико было влияние прививателей унии – католического духовенства и иезуитов и в какой силе находилась покровительствовавшая сим последним Польша; с другой стороны – от характера народа, в пределах коего сеялась уния. Более энергическое племя Малороссов возвращением в православие успело на полвека почти опередить белорусов, между коими уния шире разрослась и глубже вкоренилась. Это и понятно. Воссоединение трёх миллионов униатов в конце XVIII столетия совершилось на горячих следах их юридического перехода в унию. Воссоединившиеся были чисто православными 1 , – их еще не коснулось влияние латинства, а если и коснулось, то не привилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Шадринский уезд Шадринск . Свято-Троицкая церковь . Единоверческий приход г. Шадринска образовался из переселившихся из разных мест в этот город единоверцев, которые до 1839-го года обращались за удовлетворением христианских нужд своих сначала в единоверческую церковь г. Екатеринбурга, потом в с. Сосновское, а с 1839-го года образовали самостоятельный приход. В настоящее время, кроме единоверцев, живущих в г. Шадринске, к приходу принадлежат также жители сёл: Красномысского, Могильского и деревень: Тюриковой, Деулиной, Коврижской, Воробьёвой, Хлызовой и Больше-Погорельской, отстоящих от города в 2–12 верстах. Всех прихожан числится за последнее время 413 д. м. п. и 447 ж. п. Свято-Троицкий каменный храм устроен на средства Шадринского купца Зотика Черепанова в 1839 году. Он был перестроен из небольшого здания, устроенного Черепановым на своей усадьбе для выделки восковых свеч. К первоначальному каменному зданию была пристроена деревянная колокольня и надстроен купол. Освящена церковь 18 декабря 1839 г. Как внутреннее, так и наружное устройство её со времени основания существенным переменам не подвергалось: только иконостас был позолочен в 1870 году, да царские врата были устроены новые. В 1888 г. была устроена на церковном погосте каменная часовня с иконою Нерукотворённого образа Христа Спасителя, в память события 17 октября. К этой часовне 17 октября совершается крестный ход и отправляется молебствие. При храме на церковной земле выстроены полукаменный двухэтажный дом для священника и деревянный дом для церковника, при которых имеются также и все необходимые надворные постройки. Богословское село (Памылово тож) . Иоанно–Богословская церковь . Село Богословское, расположенное на правом берегу речки Яутлы, основано переселенцами из Беляковской волости Камышловского уезда Феодором Тениным и Костерей Прохоровым во второй половине XVIII ст. Первый из них носил прозвище Помалушка, и по имени его селение называлось первоначально Помалово, или Памылово. До начала XIX ст. все жители были ревностные раскольники-нетовцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010