52 Учительский съезд учащих Ростовского н/Д округа, состоявшийся в г. Азове 24 февраля 1919 г., постановил: “Просить окружной училищный совет о сообщении епархиальному начальству от имени съезда, что дело преподавания Закона Божия и религиозно-нравственного воспитания тормозится весьма слабою посещаемостью уроков Закона Божия отцами законоучителями”. — Постановление Третьего учительского съезда учащих Ростовского н/Д округа, состоявшегося в г. Азове 24 февраля 1919 г.//Педагогическая мысль (Ростов-на-Дону). 1919. 2 (февраль). С. 163. В данном случае речь идёт не о лености или нерадении законоучителей. Причиной тому служили обстоятельства внешние. Донской край находился в условиях гражданской войны, когда в станицах и хуторах часто менялась власть. В селениях, занятых Красной армией, восстанавливалась советская власть, которая преследовала священнослужителей-законоучителей, многие из них вынуждены были бежать. Наконец, требования декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви не позволяли продолжения религиозного обучения в школах. 53 Кожин В. Южно-русский церковный собор//Донская христианская мысль.1919. 25–26 (23–30 июня). С. 283–285. 54 Вынесенные Собором постановления и принятые положения Юго-восточ­ный Русский церковный собор в Ставрополе, 19–24 мая 1919 г.//ГАРФ. Ф. Р-3696. Оп. 1. Д. 1. Л. 100–101; Положение о ВВЦУ (Временном Высшем церковном управлении) на Юго-востоке России//Донская христианская мысль. 1919. 27 (7 июля). С. 298–300. 56 “Большевизм не есть только учение о лучшем общественном устройстве, а гораздо более того — огромное по своей широте и силе движение организованного зла для того, чтобы с корнем вырвать у людей веру в Бога, подорвать убеждение в истинности и обязательности нравственного закона христианства, и в конце концов обратить всех в безличные животные существа, легко поддающиеся руководству на зло и преступления”. — Указ Временного Высшего церковного управления на Юго-востоке России (ВВЦУ) от 8 июля 1919 г.//ГАРФ. Ф. Р 3696. Оп. 1. Д. 3. Л. 2.

http://pravmir.ru/sudba-religioznogo-obr...

Протоколы Синода 1721–1917 гг.: 6–9.03.1917 г.//Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Канцелярия Святейшего синода. Оп. 209. Д. 2832. 1207–1530. - л. 16; Указы Московской конторы Св. синода монастырю//Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ). Ф. 420. Московский Симонов ставропигиальный мужской монастырь. Оп. 1. Д. 1102. - л. 10-10 об.; «Церковные ведомости», 1917, 9–15 Так в документе. Правильно - «Голицын». Князь Голицын Владимир Васильевич (1878 - не ранее декабря 1919), генерал-лейтенант русской армии. Из потомственных дворян Рязанской и Тверской губерний. Окончил Полоцкий кадетский корпус и Александровское военное училище. Участник Русско-Японской и Первой мировой войны. В 1917 г. входил в окружение командующего русской армией Л.Г. Корнилова. Участник Ледяного похода Добровольческой армии. После гибели генерала Л.Г. Корнилова уехал в Сибирь. В июле 1918 г. принимал участие во взятии Екатеринбурга, вскоре был назначен начальником гарнизона Екатеринбурга. Находясь на этом посту, инициировал и оказывал всяческое содействие расследованию по делу царской семьи. В августе-декабре 1918 г. – командир 7-й Уральской дивизии горных стрелков. С 24 декабря 1918 г. по 11 июня 1919 г. – командир 3-го Уральского корпуса горных стрелков. 28 августа 1919 г. назначен начальником формирования добровольческих отрядов. В декабре 1919 г. во время отступления колчаковской армии пропал без вести. Гришин (Алмазов) Алексей Николаевич (1880-1919), военный деятель Белого движения. Родился в дворянской семье. Образование получил в Воронежском кадетском корпусе. В 1902 г. окончил Михайловское артиллерийское училище. Участник Русско-Японской и Первой мировой войн. Подполковник (1917). Весной 1918 г. под псевдонимом «Алмазов» возглавил работу подпольных антибольшевистских организаций в Сибири. 13 июня 1918 г. назначен командующим формируемой в Сибири Западно-Сибирской (Сибирской) армии. 1 июля 1918 г. занял пост военного министра Временного Сибирского правительства. 10 июля 1918 г. за военные заслуги получил чин генерал-майора. После конфликта с английским консулом Т. Престоном 5 сентября 1918 г. был отправлен в отставку и выехал в расположение Добровольческой армии на Дон. В декабре 1918 г. – марте 1919 г. – военный губернатор Одессы. 5 мая 1919 г. застрелился, не желая сдаваться в плен, когда пароход «Лейла», на котором он плыл по Каспийскому морю, возвращаясь в Сибирь, был захвачен красным миноносцем «Карл Либкнехт». Документы штаба Гришина-Алмазова были частично уничтожены, а частично попали в руки красных.

http://ruskline.ru/analitika/2020/05/20/...

13 Римский С. В., Богдасарова Ж. Р. Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России//Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. С. 507–510. 15 Бутаков Я. А Русские крайние правые и Белое движение на Юге России в 1919 г.//Гражданская война в России: события, мнения, оценки/Сост. Е. Ю. Кораблева, В. Л. Телпцын и др. М., 2002. С. 438–455. 18 Молчанов Л. А. Мы не дали верующим всего того, что должны были дать (Временное высшее церковное управление на Юге России)//Белая гвардия: Русская Православная Церковь и Белое движение. М., 2008. С. 33. 26 См. о нем: Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. М., 2012. Т. 1. 28 Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вып. 4, 3. – М.: Новоспасский монастырь, 1994. C. 9.; Кострюков А. А. Временное высшее церковное управление... С. 52. 35 См. Устав Всероссийского Поместного Собора//Документы Священного Со бора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. М., 2012. Т. 1. Кн. 2. С. 1196. 40 Такая структура Собора получила положительные оценки исследователей: Дестивель И., свящ. Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. и принцип соборности. М., 2008. С. 102–103. 45 Поместный Церковный Собор. Ставрополь. (От собственного корреспондента.)//Жизнь. 1919. 13. 8 (21) мая. 47 Кожин В., свящ. Южнорусский церковный Собор (Исторический материал)//Донская христианская мысль. 1919. 25–26. (23–30 июня). 70 Постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви ноября 1920 года 362//Церковные ведомости, издаваемые при Высшем Русском церковном управлении заграницей. Сремски Карловцы, 1922. 1. 15 (28) марта. С. 2–3. 72 Крячко H., прот. Архив Юго-Восточного русского церковного Собора 1919 г. как источник по истории Русской Православной Церкви периода Гражданской войны//Вестник церковной истории. 2012. 1–2 (25–26). С. 160. 73 Цветков В. Ж. Церковь и власть в годы «Русской смуты» (отношение Святейшего Патриарха Тихона к антибольшевистскому движению в 1917–1920 гг.)//Белая гвардия: Русская Православная Церковь и Белое движение. М., 2008. С. 20; Кострюков А. А. Ставропольский Собор 1919 г. и начало независимой церковной структуры на Юге России//Уральский исторический вестник. 2008. 4. С. 71–75.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Со стороны Киевской митрополии вопрос о назначении еп. Дионисия управляющим приходами Зап. Волыни в 1918-1919 гг. не поднимался (несмотря на позднейшие утверждения еп. Дионисия о том, что укр. духовные и светские власти якобы планировали создание отдельной епархии во главе с ним на территории Зап. Волыни, Берестейщины, Пинщины и Мозырщины). Дважды, в сент. и окт. 1918 г., митр. Антоний обращался через МИД Украинского гетманского гос-ва в австро-венгерское представительство в Киеве с просьбой разрешить прибытие в любой из зап. уездов Волыни Владимир-Волынского еп. сщмч. Фаддея (Успенского) для окормления этой части Волыни, а также оказавшихся в изгнании клириков Владимир-Волынского и Ковельского уездов, о возвращении к-рых в родные края также ходатайствовал Киев. Однако согласия на это со стороны австро-венг. властей не последовало. В нач. 1919 г., после захвата большевиками Киева и Житомира, еп. Дионисий уехал в Кременец. В мае-июне 1919 г., когда город был занят большевиками, архиерей скрывался у верующих (по др. данным, находился в Иоанна Милостивого, свт., Загаецком мужском монастыре ). Патриарх Тихон утвердил еп. Дионисия в должности временно управляющего Холмской епархией, о чем было извещено 27 дек. 1919 г. Мин-во исповеданий и народного просвещения Польши (Холмщина, как и зап. часть Волынской губ., после провозглашения независимости Польского гос-ва оказалась в его составе). 20 окт. 1920 г. управляющим Холмской епархией указом патриарха Тихона был назначен архим. Сергий (Королёв) , хиротонисанный 17 апр. 1921 г. во епископа Бельского (Бельско-Подляшского). К весне 1919 г. Кременецкий епископ оказался единственным действующим архиереем в западной части бывш. Волынской и Житомирской епархии. В 1919-1920 гг. епископ налаживал разрушенную войной церковную жизнь в Кременецком, Дубенском, Ровенском и Луцком повятах (уездах), распространяя свою юрисдикцию на соседние Староконстантиновский и Острожский уезды, независимо от епархиального центра в Житомире. Неопределенность гос. границ в 1919-1921 гг. была причиной одновременных назначений на один и тот же приход клириков указами из Житомира и Кременца. 18 февр. 1920 г. еп. Дионисий без согласования с в. у. Волынско-Житомирской епархией еп. Фаддеем (Успенским) назначил настоятелем в Крестовоздвиженский собор в Староконстантинове свящ. Иоанна Августиновича. После протестов местного духовенства 30 апр. 1920 г. еп. Дионисий и Кременецкое ЕУ предложили должность настоятеля прот. Иоанну Барановичу, благочинному Староконстантиновского городского окр. (ГА Тернопольской обл. Ф. 148. Оп. 1. Д. 250. Л. 27-29). Между тем еп. Фаддей 23 апр. 1920 г. назначил настоятелем собора свящ. сщмч. Аркадия Остальского , с чем согласились местное духовенство и прихожане (ГА Житомирской обл. Ф. Р-1657. Оп. 1. Д. 258. Л. 242). Подобных случаев было немало.

http://pravenc.ru/text/2459003.html

В связи с созданием Наро-Фоминского у. по предложению архиепископа 15 апр. 1919 г. было решено переименовать Никольский храм в бывш. с. Наро-Фоминском, ставшем центром уезда, в уездный собор (Там же. Д. 10. Л. 273). Московский епархиальный совет продолжил обсуждение принципов управления Московской епархией. 15 окт. 1919 г. совет постановил: «Признавая весьма желательным разделение Московской епархии на полусамостоятельные викариатства под духовным водительством и попечением уездных викарных епископов, [совет] полагает, что идея такого разделения в условиях настоящего времени может быть осуществлена в Московской епархии лишь в самой ограниченной начальной форме... не открывая самостоятельных викариатств, перенести местожительство всех викарных епископов в те города, по которым они именуются, с предоставлением им непосредственного руководства всеми сторонами церковной жизни сих городов с их уездами, в пределах уездно-благочиннических управлений» (Там же. Д. 25. Л. 32). Вместо титулярной Коломенской и Можайской архиепископии, архиерей к-рой с 1918 г. почти безвыездно жил в Москве, постановлением патриарха и Синода от 24 окт. 1919 г. были учреждены кафедры самостоятельных уездных епископов в Коломне (для Коломенского и Бронницкого уездов) и в Можайске (для Можайского, Верейского и Рузского уездов). Архиепископ Коломенско-Можайский и управляющий Московской епархией был переименован в архиепископа Крутицкого с постоянным пребыванием в Москве (Там же. Л. 33-34); архиеп. Иоасаф сохранил полномочия патриаршего наместника в Московской епархии. Синодальным постановлением от 3 нояб. 1919 г. архиеп. Иоасаф был лишен должности настоятеля коломенского Ново-Голутвина монастыря, которую занял переименованный тем же решением в епископа Коломенского бывш. Верейский еп. Сильвестр (Братановский) , которому определено жительство в Коломне. Состоявший ранее под упр. еп. Сильвестра московский Покровский монастырь был передан архиеп. Иоасафу (Там же. Д. 13. Л. 41). 18 нояб. 1919 г. бывш. делегат Поместного Собора С. Н. Розанов в жалобе патриарху обвинил архиеп. Иоасафа в том, что последний самочинно, без рассмотрения на Московском епархиальном совете, увольняет священников, нарушая Приходский устав РПЦ (Там же. Д. 13. Л. 143). Архиеп. Иоасаф был временно отстранен от управления Московской епархией. 24 нояб. как временно управляющий Московской епархией упоминается Коломенский еп. Сильвестр. 26 дек. 1919 г. ВЦС известил духовенство Московской епархии об аресте 23 дек. 1919 г. управляющего Московской епархией архиеп. Иоасафа (вместе с патриархом Тихоном, митрополитами Кириллом (Смирновым) и Арсением (Стадницким) ) (Там же. Д. 25. Л. 126). Тем не менее и в янв. 1920 г., после освобождения архиеп. Иоасафа, управляющим Московской епархией оставался еп. Сильвестр.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Автор выражает свою глубокую признательность всем, кто содействовал появлению данной работы, в особенности митрополиту Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу, епископу Шахтинскому и Миллеровскому Симону, директору Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве Н. А. Охонько, старшему археографу Новоспасского монастыря С. В. Черткову, заведующему Отделом военно-исторического наследия Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына А. С. Кручинину, профессору МПГУ В. Ж. Цветкову. Ю. А. Бирюкова 1 Государственный архив Российской Федерации (далее – ГАРФ). Ф. Р-3696. Оп. 2. Д. 4. Л. 17–25. 3 Кандидов Б. П. Церковно-белогвардейский собор в Ставрополе в мае 1919 г. М., 1930. Он также использовал материалы Собора в ряде книг: Кандидов Б. П. Церковь и контрразведка. Контрреволюционная и террористическая деятельность церковников на Юге в годы Гражданской войны. М., 1930; Его же. Церковь и Гражданская война на Юге (материалы к истории религиозной контрреволюции в годы гражданской войны). М., 1931; Его же. Роль церкви в организации контрреволюционных сил на Юге. М., 1931. (Материалы по истории контрреволюции в годы Гражданской войны.) 5 Его же. Путь борьбы. (Воспоминания о работе по организации Центрального антирелигиозного музея)//Советское государство и религия: 1918–1938 гг.: документы из Архива Государственного музея истории религии: [сборник]/Сост. E. М. Лучшее. СПб., 2012. 8 По поводу появления «Сыновнего обращения Южнорусскому церковному Освященному Собору проживающих в г. Екатеринодаре чад Православной Церкви» от 16 мая 1919 г. Б. П. Кандидов писал, что его составитель – священник В. Востоков – читал текст обращения в церквях и на собраниях г. Екатеринодара, после чего слушателям предлагалось подписать его текст (Кандидов Б. П. Церковно-белогвардейский собор в Ставрополе.1.. С. 30). 12 Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов. Организация церковного управления в эмиграции и его отношения с Московской Патриархией при жизни Патриарха Тихона. М.: ПСТГУ, 2007; Его же. Ставропольский Собор 1919 г. и начало независимой церковной структуры на Юге России//Уральский исторический вестник. 2008. 4 (21). С. 71–75; Его же. Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России как начало зарубежной церковной власти//Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2008. 28. С. 50–59; Его же. Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг. Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М.: ПСТГУ, 2015. С. 21–24; Крячко H. H., свящ. Архив Юго-Восточного русского церковного Собора 1919 г. как источник по истории Русской Православной Церкви периода Гражданской войны//Вестник церковной истории. 2012. 1–2 (25–26). С. 158–216; Его же. Учреждение Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России в 1919 г.//Вестник церковной истории. 2008. 1 (9). С. 5–55.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

неизвестны. В образе Христа современники поэта видели ответ на вопрос, что же принесла в мир революция,- на языке символистской культуры это означало возможность буд. преображения бандитов и разбойников в апостолов нового мира, веру в созидательные возможности революции. Сам же Б. неоднократно признавался, что образ Христа в финале возник помимо его воли и связан с его мистическими переживаниями в период революции. Первоначальное сочувствие Б. революционным событиям имело мало общего с «большевизмом», о к-ром у поэта было смутное представление. Начавшиеся красный террор и гражданская война очень скоро развеяли его революционные восторги, с апр. 1919 г. высказывания о новой власти становятся отчужденными и даже враждебными. В послереволюционные годы жизни Б., спасаясь от нужды и бытовых лишений, служил в ряде гос. и общественных учреждений: в Театральном отделе Наркомпроса (март 1918 - апр. 1919), в изд-ве «Всемирная литература» (с сент. 1919 до конца жизни), в дирекции Большого драматического театра (с лета 1919 до конца жизни), в Секции исторических картин при ТЕО (с 1919 до конца жизни). Б. был членом-учредителем Вольной философской ассоциации (заседания начались в нояб. 1919), с июня 1920 г.- председателем Петроградского отд-ния Всероссийского союза поэтов (в том же году на этом посту его заменил Н. С. Гумилёв ). А. А. Блок. Фотография Д. С. Здобнова. 1907 г. (РГБ) А. А. Блок. Фотография Д. С. Здобнова. 1907 г. (РГБ) Обременительная служебная и общественная деятельность объясняет во многом тот факт, что после «Двенадцати» и «Скифов» Б. практически не писал стихов. Программное значение для послереволюционного творчества Б. имела его ст. «Крушение гуманизма» (1919), где предрекались гибель европ. гуманизма и рождение новой системы ценностей. Свое отношение к революции накануне смерти Б. выразил в стихотворении «Пушкинскому Дому» (1921) и в речи на годовщине гибели А. С. Пушкина «О назначении поэта», где есть прямые выпады в адрес чиновников, пытающихся лишить художника творческой свободы.

http://pravenc.ru/text/149393.html

Некоторые издания были посвящены памятникам церковного искусства: «Христианские древности и археология» (СПб., 1862–1877) с приложением «Русские древности» (1871–1876), «Изограф» (СПб., 1882–1885), «Светильник» (М., 1913–1915); церковной музыке и пению (см. Журналы церковнопевческие). Более чем в 20 епархиях церковно-археологическими или историческими обществами, комитетами или музеями выпускались ежегодники или продолжающиеся сборники, посвященные изучению местной церковной старины: «Труды Комитета для историко-статистического описания Подольской епархии» (Каменец-Подольск, 1876–1916), «Чтения в Церковно-археологическом обществе при Киевской ДА» (1883–1916), «Калужская старина» (1901–1911. 6 т.), «Тобольское церковное древлехранилище» (1902–1909), «Воронежская старина» (1902–1916), «Минская старина» (1909–1913), «Труды Бессарабского церковного историко-археологического общества» (Кишинёв, 1909–1933) и др. Христ. памятники Востока и паломничества в Св. землю стали темой изданий Палестинского православного общества «Православный палестинский сборник» (СПб., 1881–1916), «Сообщения Православного Палестинского общества» (СПб., 1891–1917), а также издания Имп. АН «Христианский Восток» (СПб., 1912–1922). Текущей библиографии российской и в меньшей степени иностранной богословской и церковно-исторической литературы были посвящены «Листок духовной библиографии и журналистики» (К., 1872–1875), «Богословский библиографический листок» (К., 1883–1916) и «Новости богословской литературы» (Сергиевский посад, 1904–1906). 1918–1935 гг. После 1917 г. количество Ж. д. стремительно сокращалось. В 1918 г. продолжала выходить лишь 1/4 часть церковной периодики, выпускавшейся в 1917 г., на протяжении 1918–1920 гг. перестали издаваться почти все дореволюционные журналы. Некоторые новые издания возникли на территориях, занятых белыми войсками: «Вестник Омской церкви» (1919), «За родную землю» (Уфа, 1918), «За Русь святую» (Омск, 1919), «Знамя веры» (Челябинск, 1919), «К свету» (Барнаул, 1918–1919), «Свободное слово христианина» (К., 1918), «Сибирский благовестник» (Омск, 1919), «Церковные ведомости» (Таганрог, 1919), « Церковь и жизнь» (Р.-н/Д., 1919). На советской территории во время гражданской войны появились издания «Благовестник» (М., 1918), «Возрождение» (М., 1918), «Современная проповедь » (Н. Новг., 1918) и др. В 1918–1931 гг. в стране выходило ок. 100 новых церковных периодических изданий на рус. и укр. языках, почти все они были недолговечными, ок. половины составляли издания раскольнических групп, прежде всего обновленцев: «Живая Церковь » (М., 1922–1923), «Соборный разум» (Пг., 1922–1923), «Церковное обновление» (Рязань, 1922–1926), «Христианин» (М., 1924), «Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви» (М., 1925–1931; с 1928 «Вестник Священного Синода Православных Церквей в СССР»), «Голос православной Украины» (Х., 1925; в 1925–1928 «Украïнський православний блarobichuk»), «Церква i життя» (Х., 1927–1928) и неск. десятков епархиальных изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наиболее суровой была судьба вдов священников: они оказывались без средств к существованию с малыми детьми на руках. В хранящихся в РГИА документах из фонда патриарха Тихона за 1919 г. имеется масса прошений вдов как священников, так и других служащих по церковному ведомству. В дореволюционное время этим женщинам была гарантирована пенсия. В условиях революции они остались без средств к существованию и были обречены на голодную смерть. Священнические семьи до 1917 г. были, как правило, многодетными – тем труднее было им выжить после революции в случае смерти отца 107 . Среди прошений вдов есть как известные имена жен профессоров, так и неизвестные простых служащих духовного ведомства. Церковь не располагала в это время средствами, чтобы назначать пособия или пенсии. Как правило, выдавались только единовременные пособия «от щедрот патриарха», т. е. не из церковных фондов. Ниже мы приводим экстракт из этих прошений и решения патриарха Тихона и Высшего церковного совета: 17/30 апреля 1919 г. Прошение вдовы А. Шостак о назначении пособия. (Вдова уже получила 13/26 февраля 1919 г. пособие в размере 25 руб.) «За недостатком распоряжения Высшего Церковного Совета свободных средств, просьбу Шостак о назначении ей пособия отклонить» 108 . 27 марта/9 апреля 1919 г. Об оказании единовременного пособия вдове священника Сретенской церкви г. Борисоглебска Марии Панской. (Священник Михаил Панский, 48 лет, 23 года на службе, 5 детей, скончался 30 ноября 1918 г. Дети от 22 до 14 лет, четверо учащихся, один больной.) Решение: выдать единовременное пособие 300 руб 109 . 17/30 апреля 1919 г. Прошение вдовы заслуженного профессора Петербургской духовной академии Александра Львовича Катанского Софии Иосифовны Катанской. (12 марта 1919 г. умер профессор, дом и сбережения реквизированы, вдове 71 год.) Решение: выдать единовременное пособие 500 руб. от щедрот патриарха 110 . 28 марта/10 апреля 1919 г. за 2030. О назначении пенсии из казны за службу мужа вдове диакона Спасо-Слезкинской церкви Устюжского уезда Надежде Цветковой.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

перестали издаваться почти все дореволюционные журналы. Нек-рые новые издания возникли на территориях, занятых белыми войсками: «Вестник Омской церкви» (1919), «За родную землю» (Уфа, 1918), «За Русь святую» (Омск, 1919), «Знамя веры» (Челябинск, 1919), «К свету» (Барнаул, 1918-1919), «Свободное слово христианина» (К., 1918), «Сибирский благовестник» (Омск, 1919), «Церковные ведомости» (Таганрог, 1919), «Церковь и жизнь» (Р.-н/Д., 1919). На советской территории во время гражданской войны появились издания «Благовестник» (М., 1918), «Возрождение» (М., 1918), «Современная проповедь» (Н. Новг., 1918) и др. В 1918-1931 гг. в стране выходило ок. 100 новых церковных периодических изданий на рус. и укр. языках, почти все они были недолговечными, ок. половины составляли издания раскольнических групп, прежде всего обновленцев: «Живая Церковь» (М., 1922-1923), «Соборный разум» (Пг., 1922-1923), «Церковное обновление» (Рязань, 1922-1926), «Христианин» (М., 1924), «Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви» (М., 1925-1931; с 1928 «Вестник Священного Синода Православных Церквей в СССР» ), «Голос православной Украины» (Х., 1925; в 1925-1928 «Украïнський православний блarobichuk» ), «Церква i життя» (Х., 1927-1928) и неск. десятков епархиальных изданий. В 30-х гг. XX в. был основан офиц. орган РПЦ «Журнал Московской Патриархии» (М., 1931-1935), который после закрытия обновленческих журналов оставался единственным церковным изданием в СССР, но выходил недолго. Прот. Александр Троицкий 1943-1989 гг. События Великой Отечественной войны предопределили перемены в политике Советского гос-ва в отношении РПЦ. В сент. 1943 г. возобновился выпуск «Журнала Московской Патриархии», до 1989 г. остававшегося единственным церковным журналом в РСФСР. Он был рассчитан на духовенство, его функция заключалась в передаче информации: освещении событий церковной жизни (в т. ч. в епархиях и за границей), публикации постановлений Свящ. Синода, указов и посланий Патриарха и проч. Также на страницах ЖМП печатались проповеди, исследования на богословские и церковно-исторические темы и др.

http://pravenc.ru/text/182371.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010