Снисходя к этому их желанию, правительство позволяло устроять и само устрояло единоверческие храмы, где только было это возможно. Таких единоверческих церквей в Пермской епархии построено было (до 1845 года включительно) 46. Воскресенская в Воскресенском с. – 1691 (года) Спасская в Екатеринбурге – 1805 Свято-Троицкая, в Екатеринбурге – 1818 Спасо-Никольская в Неволинском с. – 1829 Рождество-Богородицкая в Сосновском с. – 1832 Николаевская в Пыскорском селе – 1832 Св. Стефана В. Пермск. в с. Ильинском – 1833 Св.-Троицкая в Юго-Кнауфском з. – 1833 Введенская в с. Воробьевском – 1834 Никольская в Н. Тагильск. з. – 1834 Иоанно-Богословская в з. Буевском – 1834 Казанской Божией Матери в Евгинс. с. – 1835 Васильевская в Вознесенском с. – 1835 Покровская в Молебском зав. – 1835 Петропавловская в зав. Бымовском – 1835 Никольская в зав. Рождественском – 1835 Покровская в с. Иванищевском – 1836 Покровская в Вороновском с. – 1836 Христорождественская в с. Посадском – 1836 Вознесенская в с. Яланском – 1836 Свято-Троицкая в с. Сретенском – 1836 Петропавловская в зав. Камбарском – 1836 Св.-Троицкая в Ревдинском зав. – 1836 Предтеченская в зав. Курашимском – 1838 Христорождественская в зав. Верх-исетском –1838 Покровская в Казановском с. – 1838 Св.-Троицкая в зав. Иргинском – 1838 Успенская в Режевском зав. – 1839 Св.-Троицкая в г. Шадринске – 1839 Благовещенская в с. Ильинском – 1839 Свято-Троицкая в Сылвинском с. – 1839 Екатерининская в Екатеринбурге – 1839 Вознесенская в Верхне-Уфалейском зав. – 1840 Иоанно-Богословская в Богословском с. – 1840 Христорождественская в Шайтанском с. – 1840 Пророко-Ильинская в В. Тагиле, зав. – 1841 Крестовоздвиженская в Ольховском с. – 1841 Св. Троицкая в Н. Тагиле, зав. – 1842 Никольская в Н. Салдинском зав. – 1842 Рождество-Богородицкая в Богородском с. – 1842 Успенская в г. Перми – 1843 Покровская в Русановском с. – 1843 Св.-Троицкая в Григорьевском с. – 1843 Успенская в Нейвинско-Рудянском с. – 1844 Рождество-Богородицкая в зав. Невьянском – 1844 Казанской Божией Матери в зав.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

В 1839 г. верхний храм освящен митрополитом Филаретом во имя Смоленской иконы Божией Матери, иконостас перенесен сюда из прежнего Московского Алексеевского монастыря, стоявшего там, где теперь красуется храм Христа Спасителя. Вместо этого иконостаса впоследствии, по высочайшему повелению, поставлен новый. В том же 1839 г., перед открытием памятника, от департамента Уделов было отпущено на поправку домов Бородинского причта около 3000 руб. В Бородинском храме хранятся предметы, пожертвованные наследником цесаревичем Александром Николаевичем: в 1839 г. кадило с вычеканенною надписью: «сделано сие кадило в дом Великого Чудотворца Николая Бородинского на казенные деньги, выстроил боярин Василий Иванович Стрешнев лета 7157 (1649 г.) декабря во второй день», священнослужительские зеленые облачения, облачения на престол, на жертвенник и воздухи, серебряно-вызолоченные воздухи, поднесенные ему в 1839 г. игуменьей Спасо-Богородицкого монастыря Марией; в 1851 г. облачения для священнослужителей, икона святых, тезоименитых членам Императорской Фамилии, поднесенная ему купцом Богдановым, икона Спасителя, поднесенная императору Александру Николаевичу игуменьей Бородинского монастыря Сергией в 1869 г. В церкви есть еще достопримечательная Смоленская икона Божией Матери с изображением по сторонам Авраамия и Меркурия, Смоленских чудотворцев. Она принадлежала одному из славнейших вождей в Отечественную войну князю Багратиону, сопутствовала ему во всех его походах и в церковь передана после того, как прах Багратиона погребен в братской могиле батареи Раевского на Бородинском поле. На колокольне есть колокол с надписью: «1729 года генваря в 15 день Штатс Действительный Советник Петр Тимофеев Савелов купил сей колокол 11 пуд весу по 9 руб., итого 100 рублей 9 коп. и отдал в вотчину свою село Рожество Бородино тож». В селе Бородине существует деревянный дворец, построенный к открытию памятника и маневрам 1839 г. для пребывания в нем императора Николая Павловича и других августейших особ.

http://sobory.ru/article/?object=00458

Стихотворения. СПб.: Типогр. имп. Российской Академии, 1839. — 2, 120 с. 140. Труды императорской Российской академии: Ч. 1. СПб.: Типогр. имп. Российской Академии, 1840. С. 77. 141.  Шахова Е. Повести в стихах. СПб.: Типогр. К. Вингебера и сына, 1842. — 167 с. 142.  Шахова Е. Видение девушки [Стихотворение]//Библиотека для чтения. 1837. Т. 21. Отд. V. С. 108–112. 143. Об участии Е. Шаховой в этих изданиях см. в сносках к ее «Автобиографии», публикуемой в Настоящем издании. С. 280–293. Далее указания на «Автобиографию» даются в тексте публикации. 144.  Полевой Николай Александрович (1796–1846) — писатель, журналист, историк, член.-кор. Российской АН (1831). Издатель журнала «Московский телеграф». Автор «Истории русского народа» (т. 1–6). 145.  Полевой Н. Повести в стихах Елизаветы Шаховой. СПб.: Типогр. К. Вингебера и сына, 1842//Русский Вестник. 1842. Т. 6. Отд. III. С. 28. — В рубрике «Новые русские книги. 1842 год». 146.  Плетнев Петр Александрович (1792–1865) — поэт, критик, доктор философии, академик Российской Академии наук (1841), в 1838–1846 издатель и редактор журнала «Современник», проф. кафедры русского языка и словесности (1832–1850), затем ректор Петербургского университета (1840–1861). 147. Повести в стихах Елизаветы Шаховой. 1. Перст Божий, 2. Странный красавец, 3. Изгнанник и — Эпилог//Современник. 1842. Т. 26, Отд. II. С. 51–52. — Авт.: П. А. Плетнев. 148. См.: Современная библиографическая хроника: Русские книги: Стихотворения Елизаветы Шаховой. СПб.: Типогр. имп. Российской Академии, 1839.//Отечественные записки. 1839. Т. 6, Отд. VII. С. 148; Русская литература: Стихотворения Елизаветы Шаховой. СПб.: Типогр. имп. Российской Академии, 1839//Северная пчела. СПб., 1839. 9 ноября, С. 1015. 149.  Ишимова Александра Иосифовна ( Осиповна) (1804, по другим сведениям 1803–1881) — детская писательница, переводчица, издатель детских журналов. Автор «Истории России в рассказах для детей». (Ч. 1–6. СПб., 1837–1840; 5-е изд. Ч. 1–3. СПб., 1862), принесшей ей наибольшую известность.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Из архивных документов видно, что означенные церкви находились в подчинении Донскому епископу. Таким образом, еще при образовании Донской епархии уже намечался центр для придонских и черноморских церквей. Кроме того, целый ряд и других причин побудительно говорят о необходимости образования Донской митрополии в ее намеченных историей границах. Пресловутая «консисторская волокита» в значительной мере зависит от удаленности церквей от центральной духовной власти. Но главное, с созданием на Дону митрополии, с разделением обширной епархии на более мелкие, в значительной мере оживится церковно-общественная жизнь, как вообще на Юго-Востоке России, так в частности у нас, на Дону. В наш смятенный век все убедились, что Церковь – это единственный моральный оплот человечества. И потому все мероприятия к устроению Донской церкви будут содействовать и устроению государственной жизни Всевеликого войска Донского. В. Кожин-Урюпинский 209 . Донские ведомости. 1919. 16 мая 113).   5. Предсоборное присутствие (об организации Предсоборной комиссии) Екатеринодар. 14 мая. Для разработки программы назначенного на 19 мая в Ставрополе Южнорусского Поместного Церковного Собора в Екатеринодаре организовано предсоборное присутствие. (Донта) Жизнь. 1919. 18 мая 21). 6. Ежедневный обзор печати 30 от 19 мая 1919 г. (сводка) Осведомительного агентства. 20 мая 1919 г. Предстоящее 19 мая открытие Южнорусского Собора «Кубанское слово» считает крайне своевременным. Церковный Собор, объединив собою все церковные общины, свободные от большевиков, возвысит свой авторитетный голос в защиту Православной Церкви и уничтожения веры в русском народе, систематически разрушаемой большевиками. Беспримерные в истории издевательства над Православной Церковью заставили ее выступить на борьбу с общим врагом. Ставропольский Собор должен отразить все то, что волнует сейчас русские сердца и призывает народ к спасению устоев Православной Церкви, совершив тем самым большое историческое дело. ГАРФ. Ф.Р-440. Оп. 1. Д. 60. Л. 8. Внизу документа формулы подписей начальника Информационной части полковника В. М. Бека и заведующего отделением обзоров печати, подпись последнего неразборчива. 7. Крестные ходы (о торжествах в церквях г. Анапы в связи с открытием Собора)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1917 г. вышло 9 номеров журнала под заглавием «Официальные известия по Енисейской епархии». В 1918-1919 гг. значение продолжавших издаваться «Е. е. в.» вышло далеко за пределы епархии, журнал являлся одним из немногих источников, из к-рых можно было получить сведения о церковной жизни в Сибири и на др. территориях, освобожденных от власти большевиков в годы гражданской войны. В это время вышли статьи «Томское церковное совещание и отношение к нему церковного и светского общества» И. В. Фигуровского (1919. 1/2. С. 1-7), «Итоги Сибирского поместного Собора» (1919. 3. С. 32-34), «По вопросу о проведении в жизнь приходского устава, выработанного Всероссийским Поместным Собором» (1919. 3. С. 48-55). Было опубликовано множество свидетельств о начавшихся по другую сторону фронта гонениях на Церковь, о новомучениках Енисейской епархии - жертвах революционеров, в т. ч.: «Подробности об убийстве в с. Каратузе священника о. Михаила Щербакова» (1919. 3), «Мученическая кончина о. Димитрия Неровецкого» (1919. 7). В качестве приложения к «Е. е. в.» издавались брошюры: «Опыт наставления выпускным воспитанникам учительских семинарий» И. Т. Савенкова (1892), «Сборник вопросов по учебно-воспитательной практике в начальном училище» (1893), «Общественная молитва и христианские храмы» свящ. И. Фокина (1905), журналы епархиальных съездов духовенства (с 1901), отчеты Енисейского комитета Православного миссионерского общества , отдельные проповеди и обращения, листки, в т. ч. «Проповеднический листок» (1914. 7-12) и т. д. В 90-х гг. в Красноярской епархии вновь стали выходить церковные периодические издания. Помимо общеепархиальных газет «Красноярский благовестник» (1991-1993) и «Православное слово Сибири» (с 2001), «Журнала Красноярско-Енисейской епархии» свои издания имеют некоторые благочиния и приходы. Лит.: Лазарев Д. Н. Оглавление статей, помещенных в «Енисейских ЕВ» за 1884-1895 гг. Красноярск, 1896; Фигуровский И. В. 25-летие «Енисейских ЕВ»//Енисейские ЕВ. 1909. 3. С. 12-16; Рункевич С. Г. «Енисейские ЕВ»//ПБЭ. Т. 5. Стб. 441-442; Андреев. Христианская периодика. 215, 216, 560.

http://pravenc.ru/text/189967.html

Павла Флоренского). Наконец, около 25 июня 1918 г. Булгаков вместе с сыном Федором выехал в Крым, надеясь через месяц вернуться в Москву. Он позже вспоминал: «Однако надлежало мне в новом образе встретиться с семьей, о которой я тогда уже получил вести. Поэтому через две недели после рукоположения, с благословения Патриарха, я выехал в Крым для свидания с семьей на месячный срок, по истечении которого предполагал вернуться к месту своего прежнего, профессорского, и нового, иерейского, служения. Однако мне вовсе не суждено было вернуться в Москву. Мне пришлось первый раз переехать под Курском границу немецкой оккупации, без паспорта, но благополучио ее миновав. Встретил благополучно своих и пробыл законный месяц с ними. Затем я сделал попытку возвращаться в Москву через Киев. Но отсюда в течение целого месяца мне это не удалось: обстоятельства изменились. Так я и принужден был возвратиться в Крым...» 843 . О пребывании Булгакова в Киеве осенью 1918 г. см. 844 . Зиму 1918–1919 гг. и лето 1919 г. Булгаков провел в Олеизе, пережив там даже «вторых большевиков»: конец апреля – конец июня 1919 г. Священник Кореизской церкви о. Василий перед приходом «вторых большевиков» уехал из Крыма, и Булгаков служил в церкви один: «С восторгом вспоминаю первый Великий Пост в священстве в Олеизе, когда я после отъезда о. Василия был при большевиках там один» 845 . С конца июня 1919 г. по ноябрь 1920 г. Крым находился по властью ген. П.Н. Врангеля. Осенью 1919 г. Булгаков – участник Таврического епархиального собора в Симферополе под председательством архиеп. Симферопольского и Таврического Димитрия (Абашидзе). По вопросу миссионерской деятельности на съезде выступил Булгаков: «Не отрицая необходимости пропаганды и миссионерства, он доказывал, что лучший вид пропаганды не отрицательный, а положительный, и горячо призывал духовенство к самоуглублению и самоутверждению в вере, к поднятию внутренней глубины и внешнего благолепия богослужения в храме» 846 . Булгаков стал членом Синода 847 . По постановлению Синода на 12–14 сентября 1919 г.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Балахнинская 10(23).08.1914–28.01(10.02).1917: Макарий Гневушев 02 .1917–24.10(06.11).1918: Лаврентий Князев 02(15).02.1919–1920: Пётр Зверев 29 .11(12.12).1920–1925: Филипп Гумилевский Балашовская 1918–1919: Нифонт Фомин 1919–1922: 1922–1923: Николай Коноплев 31 .12(13.01).1923–13(26).07.1927; Андрей Комаров 02(15).09.1927–01(14).12.1927: Евгений Кобраков 01(14).12.1927–05(18).12.1928: Флавиан Сорокин 24 .01(06.02).1929–22.03(04.04).1933: Иаков Маскаев Балашовская (обн.) 1922–1922: Николай Позднев 04(17).09.1922–1923: Пётр Данилов Балтская 12(25).02.1915–1918: Пимен Пегов 1918–1922: Герасим Строганов Балтская (обн.) 1922–1924: Герасим Строганов 1924–1927: 1927–1930: Гавриил Рогут, в. у. Барабинская (обн.) 1925–23.12(05.01).1925: Александр Четыркин 1926–1926: Владимир Злобин 1926–1928: 11(24).05.1928–1932: Максим Светич Барановичская (окк.) 1941–1944: Афанасий Мартос, в. y.. окк. Барнаульская 26 .01(08.02).1916–1919: Гавриил Воеводин 1919–1923: Виктор Богоявленский 1923–1925: Никодим 20 .03(02.04).1927–15(28).11.1933: Владимир Юденич 1930–1931(?): Александр Бялозор 12 .1931–1932: Тарасий Ливанов 1932–1932: Герман Коккель 22 .03(04.04).1933–29.11(11.12).1937: Иаков Маскаев 29 .01(11.02).1937–14(27).07.1937: Григорий Козырев Барнаульская (григ.) Николай Барнаульская (обн.) 08(21).09.1922–23.10(05.11).1922: Иоанн Завадовский 01(14).12.1922–1923: Гавриил Ландышев 1923–1931: 1931(?)–09(22).04.1931: Анатолий Синицын 07(20).04.1931–03.1934: Михаил Вяткин Бахмутская (укр.) 21 .10(03.11).1921–: Иоанникий Соколовский Бежецкая 27 .08(09.09).1921–1923: Алексий Замараев 1923–1928: 1928–11(24).04.1929: Захария Лобов 1929–01.1937: Григорий Козырев Белгород-Днестровская 22 .11(05.12).1911–1918: Гавриил Чепура Белгородская 15(28).11.1913–21.08(03.09).1921: Никодим Кононов 1919–1921: Аполлинарий Кошевой 1921–1923: Никон Пурлевский 1924–1925: Никон Пурлевский, паки 1925–1930: 13(26).08.1930–1930: Евгений Зернов 01(14).06.1931–11(24).08.1931: Иннокентий Клодецкий 1931–1933: 29 .07(11.08).1933–09(22).11.1933: Онуфрий Гагалюк

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

59. Удостоверение члена Собора протоиерея Александра Малиновского 14 мая 1919 г. Предъявитель сего, член Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви, Председатель Владикавказского епархиального совета протоиерей Александр Малиновский командируется на Поместный Собор в г. Ставрополь. Епископ Владикавказский и Моздокский Макарий ГАРФ. Ф.Р-3696. Οπ. 1. Д. 1. Λ. 29. Рукописный подлинник. Подпись – автограф. Оттиск круглой печати. 60. Удостоверение члена Собора протоиерея Василия Чернявского 15 мая 1919 г. Предъявитель сего член Всероссийского Церковного Собора протоиерей Василий Чернявский отправляется в город Ставрополь на Поместный Церковный Собор, что подписью и приложением казенной печати удостоверяется. Член совета Николай Булгаков Секретарь прот[оиерей] А. Миловидов Делопроизводитель А. ГАРФ. Ф.Р-3696. Οπ. 1. Д. 1. Л. 28. Машинописный подлинник на бланке Донского епархиального совета. Оттиск круглой печати Донского епархиального совета. Вверху слева текст бланка: «В. П. И. Донской Епархиальный Совет. г. 5927, г. Новочеркасск». В правом нижнем углу штамп: «Ц. А. М. Книга поступления 1615/4. Инвентарная книга   61. Удостоверение члена Собора священника Василия Кожина 15 мая 1919 г. Предъявитель сего, член Всероссийского Церковного Собора Священник Василий Кожин, отправляется в город Ставрополь на Поместный Церковный Собор, что подписью и приложением казенной печати удостоверяется. Член совета Николай Булгаков Секретарь прот[оиерей] А. Миловидов Делопроизводитель А. ГАРФ. Ф.Р-3696. Οπ. 1. Д. 1. Л. 30. Машинописный подлинник на бланке Донского епархиального совета. Оттиск круглой печати Донского епархиального совета. Вверху слева текст бланка: «В. П. И. Донской Епархиальный Совет. г. 5926, г. Новочеркасск». 62. Предписание генерал-майору Η. Ф. Эрну 17 мая 1919 г. Помощнику моему генерал-майору Эрну По приказанию Главнокомандующего Вооруженными силами на Юге России предлагаю Вам с получением сего отправиться в гор. Ставрополь для принятия участия в заседании Церковного Поместного Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По причине высокого авторитета Яранского Пророчицкого монастыря среди местного крестьянского населения советская власть решила разогнать обитель, начав 10 сентября 1918 года с конфискации значительной части монастырского имущества. В ноябре 1918 года отец Геннадий был задержан и отправлен в Вятку, однако уже в январе 1919 года он вернулся в обитель. Вскоре власти приказали монахам покинуть монастырь в срок до 2 февраля 1919 года. Архимандрит Геннадий старался подготовить все необходимое, чтобы братия смогла продолжить свою иноческую жизнь в новых чрезвычайных условиях. В начале февраля 1919 года была предпринята попытка сохранить монастырский храм, передав его общине верующих, в которую входили прихожане из окрестных деревень. 16 февраля 1919 года отец Геннадий был снова арестован. Во время допроса сотрудники Яранской ЧК пытались узнать у настоятеля о том, где спрятана рожь и монастырские драгоценности. На все вопросы отец Геннадий ответил коротко: «Про рожь и крупчатку показать ничего не могу, а драгоценности монастырские находятся при церкви». В апреле 1919 года, находясь уже в Вятской тюрьме, архимандрит Геннадий был приговорен к расстрелу за то, что, будучи ответственным за весь монастырь, скрывал зерно и крупчатку для совершения церковных обрядов. Архимандрит Геннадий был расстрелян 10 ноября 1919 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Включить имя архимандрита Геннадия (Парфентьева) в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. 2. Память священномученика Геннадия (Парфентьева) совершать 28 октября/10 ноября в день его кончины. 3. Честные останки священномученика Геннадия (Парфентьева), в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. 4. Писать новопрославленному святому иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.   ЖУРНАЛ 69 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Павла, председателя Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, об обновлении состава Совета.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5837975...

В Сергиевом Посаде/Загорске: 1) Болотная ул, собственный дом (1909–1913 гг.); 2) Вознесенская ул., дом О. Пикуновой (1914–1917 гг.); 3) Штатно-Всехсвятская ул., дом Панкратовых (1918–1919 гг.); 4) Келарская наб., дом Жеховых (1919–1927 гг.); 5) Проспект Красной Армии, 4-й Дом Совета, кв. 13 (один год), затем кв.11 – с 1927 г. и до конца жизни. Учился: 1) в Огудневской начальной школе (1908–1909 гг.); 2) в Сергиево-посадской мужской гимназии (1909–1917 гг.); 3) в Московской духовной академии (1917–1919 гг.). Работал: 1) зав. библиотекой Военно-педагогической академии (позднее – Военная академия им. Фрунзе) (лето и осень 1919 г.); 2) зав. сначала районной, затем центральной библиотекой Сергиева Посада (1919–1921 гг.); 3) преподавателем русского языка и литературы в средних школах г. Загорска (им. Горького, им. КИМ, им. РККА) (1920–1936 гг.); 4) преподавателем истории СССР, русского и латинского языков на Загорских киноконкурсах, в Медсестринской школе, на Курсах директоров и мастеров социалистического труда при МООМП г. Загорска (1936–1940 гт.); 5) старшим научным сотрудником Музея народных художественных ремесел и Загорского гос. музея-заповедника, преподавателем русского языка и литературы на Рабфаке Наркомзема в г. Загорске (1940–1941 гг.); 6) зав. делопроизводством эвакогоспиталя 9895 (сентябрь–октябрь 1941 г.); 7) преподавателем русского языка, истории и Конституции СССР в Школе-интернате инвалидов BOB МООСО (1942–1943 гг.); 8) преподавателем русского языка и старшим преподавателем Загорского ремесленного училища 22 (1943–1954 гг.); 9) заведующим канцелярией Московской духовной академии (1954–1960). С 1.11.60 г. – пенсионер по возрасту и преподаватель русского языка в МДА по договорам. 264 Гильберт Евгения Вильгельмовна, дочь Гильберта Вильгельма Гвидовича, провизора в Сергиевом Посаде; работала у отца в аптеке в 1919 г. 265 Матвеев Николай Васильевич (1910 – конец 1980-х гг.), ученик С.А. Волкова; руководил хором Рождественской церкви в Загорье, затем – в церкви в пос. Тарасовка, позже – в церкви Всех скорбящих радость на Б. Ордынке в Москве; известный московский регент; в 1960–70-х гг. выходили пластинки с записями его хора, в котором пел И.С. Козловский.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010