В РГВА имеется регистрационная карточка личного состава полка, заполненная Э.Я. Сиверсом 13 ноября 1918 г., где указывается о его поступлении письмоводителем в пулеметную команду Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (Ф. 18695. Оп. 1. Д. 22. Л. 393). В приказах по личному составу полка содержатся сведения о его продвижении по службе в феврале-июле 1919 г. (Ф. 18695. Оп. 1. Д. 4, 21). В картотеке бюро по учету потерь РККА на фронтах Гражданской войны значится: “Красноармеец 43-го Виндавского стрелкового полка Сиверс Эдуард Яковлевич, гражданин г. Петрограда. Ранен в правое плечо навылет. Время и место сражения — 30 сентября 1919 г., г. Петроград. Поступил в Семеновский военный госпиталь, Лазаретный пер., д. 2, 30 сентября 1919 г.”. Аналогичные сведения имеются в “Алфавитной книге учета военнослужащих, находящихся на излечении в Петроградском Семеновском военном госпитале 2 за 1919–1920 гг.”, в приемной книге больных госпиталя за 30 сентября 1919 г. под 10341 (Ф. 19111. Оп. 1. Д. 41. Л. 388об.-389). Нужно заметить, что, согласно имеющимся в ЦГА Санкт-Петербурга документам, последней мирской должностью Сиверса была служба заведующим Тихвинским гарнизонным клубом в 1919–1922 гг. (Ф. 5805. Оп. 1. Д. 446. Л. 669).  Аналогичных заявлений об отпуске для залечивания ран и получения на это пособий в РГИА несколько (РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 114. Л. 21, 92).  Иоасаф (Журманов Александр Ефремович) (1877-?) — архиепископ. В 1922–1923 гг. архимандрит Александро-Невской лавры. В августе 1922 г. поддержал обновленческий раскол. В сентябре 1922 — ноябре 1923 г. обновленческий наместник Александро-Невской лавры. После принесения покаяния в ноябре 1923 г. благочинный Ленинградской епархии.  Постановлению предшествовало прошение монаха Симеона от 30/13 октября 1922 г. об увольнении его за штат монастыря с просьбой оставить за ним временно келью. “В противном случае, — писал Симеон, — я, как бывший красноармеец и навсегда инвалид 1й категории, принужден буду прибегнуть к защите существующего в РСФСР на этот предмет закона” (РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 114. Л. 22).

http://azbyka.ru/fiction/ja-slagaju-s-se...

Благословение наше и молитва да сопутствуют вам на тр[удной] и славной стезе вашей. «О сем радуйтесь, поскорбев еще немного, ибо сказано: «С[озижду] Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ю»». ГАРФ. Ф. Р-440. Оп. 1. Д. 55. Л. 20–21. Машинопись. Ежедневный обзор печати (сводка) Осведомительного агентства от 8 июля 1919 г. 35. Постановление Собора с ходатайством о помиловании преступивших закон 24 мая 1919 г. Вознеся благодарственное моление Господу Богу, сподобившему довести наши труды до успешного окончания, Юго-Восточный Собор Православной Российской Церкви объемлет в своей молитвенной памяти и тех, которые совершили великий грех перед Святой Церковью и Родиной, но совершили его по неразумению или введенные временно в соблазн, раскаявшись в содеянном ими прегрешении. Памятуя завет Спасителя нашего о милости и прощении грехов даже врагам нашим, Собор приемлет на себя священный долг возбудить через своего председателя пред Главнокомандующим Вооруженными силами Юга России, а также перед атаманом Всевеликого войска Донского и атаманами Кубанского и Терского казачьих войск ходатайство о том, не признают ли они возможным в ознаменование светлого торжества церковного Собора оказать милость смягчением участи тех, кто, по мнению властей, может быть помилован без нарушения требований государственной необходимости. Председатель Собора Товарищи председателя архиепископ Димитрий Товарищ председателя Собора протопресвитер Георгий Шавельский Секретарь Собора профессор Донского университета Павел Верховской ГАРФ. Ф. Р-3696. Оп. 2. Д. 4. Л. 52. Машинописный подлинник. Дата в нижнем левом углу и формулы подписей вписаны чернилами от руки – автограф Е. Махароблидзе. Подпись Председателя Собора отсутствует. Остальные подписи – автографы. Оп. 1. Д. 1. Л. 98. Копия с экземпляра, заверенного секретарем Собора профессором П. В. Верховским, не имеющая смысловых разночтений с подлинником. Вверху страницы рукописная помета карандашом: «1 экз.» – автограф П. В. Верховского. 36. Краткий обзор деяний Юго-Восточного Русского Церковного Собора в Ставрополе 19–24 мая 1919 г. мая 1919 г.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но уже в конце 1919 года архимандрита Виктора призвали к епископскому служению, а Лавру митрополит Вениамин вверил 27-летнему иеромонаху Николаю (Ярушевичу) . Владыка высоко оценил о. Николая как организатора приходской жизни Петергофа, и 30(17) сентября 1919 года направил в Высшее Церковное Управление ходатайство об утверждении его в должности настоятеля петергофского Петропавловского (бывшего придворного) собора. Однако митрополит опередил свое время: в ответном указе Священного Синода от 21 (8) октября подчеркивалось, что «монашествующие только временно могут быть откомандированы к приходской церкви» 865 . Не прошло и двух месяцев, как Петроградский архипастырь вызвал иеромонаха из «временной командировки». 14 декабря 1919 года о. Николай стал наместником Александро-Невской лавры и на следующий день был возведен в сан архимандрита 866 . О том, какого напряжения требовала его деятельность в условиях «советской действительности», свидетельствуют неоднократные прошения о. Николая на имя митрополита о предоставлении краткого отпуска «ввиду сильного нервного переутомления». Одному митрополиту никакого отпуска не полагалось. Даже лаврский скит под Лугой, где владыка мог провести несколько дней на лоне природы, в начале 1920 года был реквизирован и переоборудован «под дом отдыха для рабочих» 867 . Любимым местом уединенных прогулок митрополита стало Никольское кладбище Лавры. Захарьевская церковь до революции была полковым храмом Кавалергардского полка. Вопрос о положении церквей бывшего военного ведомства требовал скорейшего разрешения, и на рубеже 1918/1919 года Петроградский митрополит дважды направлял в Священный Синод соответствующие представления. Благодаря его настойчивости 12 апреля (30 марта) 1919 последовал синодальный указ об их передаче в епархиальное ведомство. Также по его донесению в начале сентября 1919 года Священный Синод издал указ о передаче в ведение Петроградского епархиального начальства всех церквей Синодальных подворий (Ярославского, Благовещенского, Митрофаниевского, Троицкого) и бывших синодальных учреждений Петрограда 875 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Студентов 1, 2 и 3-го курсов «ввиду исключительно тяжелых политических и бытовых условий переживаемого времени» было решено перевести на следующие курсы без экзаменов с условием их последующей сдачи в течение 1918/19 уч. г. На 2-й год на тех же курсах было оставлено 38 студентов, 8 не являвшихся на занятия в течение всего года были исключены из академии. В авг. 1918 г. МДА в последний раз перед почти 30-летним перерывом приняла абитуриентов в Троице-Сергиевой лавре. 1918/19 уч. год был для академии чрезвычайно сложным. «Из зданий нас постепенно вытесняют, а денег на содержание Академии у Церкви нет»,- писал в февр. 1919 г. проф. Попов петербургскому коллеге Н. Н. Глубоковскому (цит. по: Сосуд избранный. 1994. С. 258). 23 марта 1919 г. был арестован архим. Иларион. Академический Покровский храм был запечатан, начали служить в надвратной ц. св. Иоанна Предтечи, но там было тесно и холодно, поэтому службы перенесли в трапезный храм прп. Сергия (Там же. С. 265). С осени 1919 г. занятия академии стали проходить в Москве. Приход академического храма, после скорого закрытия лавры был переведен в Пятницкую, затем во Введенскую ц. около лавры, в помещении же Покровского храма разместился городской клуб. На основании введенных в марте 1917 г. «Временных правил» в состав студентов Академии зачислялись без поверочных испытаний воспитанники духовных семинарий 1-го и 2-го разрядов и окончившие курс в высших светских учебных заведениях. Принимались и выпускники 4-годичных семинарий и средних учебных заведений, но с обязательством сдать необходимые экзамены в течение 1-го года обучения в академии. Для организации учебных занятий в Москве и решения текущих вопросов Совет МДА учредил исполнительную комиссию во главе с ректором прот. А. П. Орловым (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 3. Д. 394). К нач. 1919/20 уч. г. состав академической корпорации был еще довольно полным: ректор, проректор, 9 ординарных и 14 экстраординарных профессоров, доцент, и. д. доцента и лектор. Занятия 1919/20 уч. г. начались с торжественного молебна, отслуженного 10 окт. в Князь-Владимирской ц. епархиального дома патриархом Тихоном. Академические занятия проходили до нояб. 1919 г. в помещении Усачевской биржевой артели на Мясницкой (д. 8), с нояб.- в новом помещении той же артели в Спасоглинищевском пер. (д. 4). Весной 1920 г. академия ненадолго переместилась в Московский епархиальный дом в Лиховом пер. В 1920/21 уч. г. занятия продолжились с окт. в храме св. Иоанна Воина на Божедомке, а с 1 янв.- в храме Св. Троицы в Листах. 1921/22 уч. г. начался 15 авг. в помещениях Высокопетровского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

Соловьев Сергей Михайлович (1885–1942), поэт, прозаик, переводчик, филолог, теоретик символизма, религиозный мыслитель. Диакон (1915), священник (1916). И. д. доцента МДА (1918–1919). Православный, а с конца 1920 униатский священник, вице-экзарх российских греко-католиков (с 1926), служил в униатском пределе католического собора на Малой Грузинской ул. в Москве (1921–1931). Преподаватель греческого языка и литературы ФОН 1-го МГУ (1924–1927). В 1931 арестован, приговорен к высылке в Казахстан, замененной на лечение в течение года в психиатрической больнице. Впоследствии, неоднократно находился там на лечении. Сын М. С. Соловьева , внук С.М. Соловьева, племянник и биограф Вл. Соловьева; Сосницкий Евгений А., мировой судья из Таврической губ., бывший офицер 7-го гренадерского Самогитского полка (с 1896); Софийский И.В., знакомый М. М. Богословского ; Софья Алексеевна (1657–1704), царевна, правительница России при малолетних царях Иване V и Петре I (1682–1689), в 1689 заточена в Новодевичий м-рь, в 1698 пострижена в монахини под именем Сусанны; Спенсер Герберт (1820–1903), английский философ, социолог, психолог, один из родоначальников позитивизма, глава «органической школы» в социологии; Сперанский Михаил Михайлович (1772–1839), граф (1839), государственный деятель, автор многочисленных проектов государственных преобразований. Начинал свою деятельность как преподаватель математики, физики, красноречия в Александро-Невской духовной семинарии (1792–1795), по прошению, уволен из духовного звания (1797), служил в Канцелярии ген.-прокурора кн. А. Б. Куракина (1798), начальник 3-й экспедиции Непременного совета (с 1801), директор Департамента МВД (с 1803), статс-секретарь Александра I (1807–1812), член (1808–1810), председатель (1810–1812) Комиссии составления законов, товарищ министра юстиции. В 1812 уволен от службы, в ссылке в Н. Новгороде, затем в Перми (1812–1816), пензенский губернатор (1816–1819), ген.-губернатор Сибири (1819–1821). В 1821 возвращен в Петербург, назначен членом Государственного совета и Сибирского к-та, начальник II Отделения Собственной Его Имп. Величества Канцелярии (1826–1839), член Верховного уголовного суда по делу декабристов (1826), с 1838 председатель Департамента законов;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Смирнов Василий Александрович – смотритель Старорусского ДУ в 1890–1909; впоследствии священник Смирнов Василий Иванович – священник, прадед св. митрополита Вениамина по матери Смирнов Димитрий Александрович, протоиерей Смирнов Иоанн Александрович, протоиерей Смирнов Михаил Иванович (1899–1975), священник Смирнов Николай Петрович (1876–1942), протоиерей Смирнов Павлин Матвеевич, протоиерей Смирнов Петр Алексеевич (1831–1907), протоиерей Смирнов Петр Семенович (1861 – не ранее 1934), профессор 32 Смирнова Анна Александровна (урожд. Охотина) – бабушка св. митрополита Вениамина по матери Смирнова Мария Ивановна (урожд. Валамская) – прабабушка св. митрополита Вениамина по матери Смирягин Николай Григорьевич (1839–1919), протоиерей, настоятель Исаакиевского кафедрального собора Петрограда в 1917–1919 Снитко Владимир Фаддеевич (около 1851–1911) Соболев Николай Васильевич (1854 – около 1932), протоиерей; уклонился в обновленчество Советов Сергей Евгеньевич (в монашестве – Пантелеймон, впоследствии снял сан и монашество; 1896–1967), профессор Соколов Иван Тимофеевич († 1911), инженер-чертежник Соколов Павел Ильич (в монашестве с 1919 – Палладий; 1850–1919), протоиерей; впоследствии – архиепископ Солженицын Александр Исаевич Соллертинский Сергей Александрович (1846–1920), профессор-протоиерей София (Шилина), монахиня Софроний, архимандрит Софроний (Дука), архимандрит Софроний, св. (Кристалевский Стефан Назарьевич; 1703–1771), епископ Иркутский Ставровский Алексий Андреевич (1834 – расстрелян 1918), протоиерей-священномученик Сталин Иосиф Виссарионович (1879–1953) Старк Борис Георгиевич (1909–1996), протоиерей Старорусский Василий Федорович († 1871), священник Стефан, св. (около 1345–1396), епископ Пермский Стефан (Бех Валерий Степанович; 1872–1933), епископ Стефанович Димитрий Феофанович, протоиерей; уклонился в обновленчество Стрельников Алексий Никифорович, протоиерей Суперанский Иоанн Исидорович (1834–1901), протоиерей Сурожский П. Сусанна, игумения Сыренский Николай Александрович (1882 – расстрелян 1937), священник; уклонился в обновленчество

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1357 Цитата приведена по рукп. Москов. Дух. Ак. 197, л. 60. Только под (не разборчиво) слова привнесены из рукоп. Импер. Пуб. библ. F. I, 522, л. 53, которых недостает в Москов. Акад. Сборник. 1359 Соч. Максима Грека II. 32, 34, 43, 44, 94, 106–107, 129–130. Акты А. Эк. 1, 369, 461–463. Послание митроп. Фотия в Новгороде в 1410 г. Полемич. Соч. Вассиана Патрикеева. Прав. Собес. 1863 г., III. 108–110, 112. Рассужд. Вассиана о неприличии монастырям владеть вотчинами. Чт. в Общ. ист. и древн. 1839 г., кн. III, отд. 3. Курбский. Прав. Собесед. 1863 г. II, Акты ист. т. I, 204, Послание Грозного в Кириллов монаст., письмо Грозного к Гурию. арх. казанск. Продолж. древ. рос. (не разборчиво), ч. V. 241–244. Стоглав. изд. Кожанчикова. 44–45. Значительная часть внутренней торговли России в XVI в., говорит Костомаров, была в руках монахов. Очерк торговли Моск. Государства в XVI и XVII, 137. 1362 Стоглав, изд. Кожанчикова. 7. Срав. Послание Георгия Скрипицы, Чт. в Общ. Ист. и древн. 1848 г., VI, отд. IV, 45–54. 1369 Прибавл. к Твор. Свв. отец ч. X. Отношения иноков Кирилло-Белозерского и Иосифова монаст. Чтен. в Общ. Ист. и древн. 1847, 9. Прение митр. Даниила с Вассианом. 1371 Слово о посте. Пр. Соб. 1858 г. ч. I, 138–168. Два слова о деннонощной молитве. Пр. Собес. 1858 г., ч. II, 599–607. Правило, како пети себе пред св. образы в рукоп. Соф. библ. 1457 л. 188. Слово св. отец, како житии христианом Пр. Соб. 1859 г., ч. I, 129–146. Слово о уставе жития человеч. в рукоп. Новгор. Соф. библ. 1266 л. 51–54. Наказание ко всякому христиану в рук. Соф. библ. 1529, л. 85. 1372 Поучение о златицах и сребренницах, иже бывают на иконах в приклад. Летописи русской литературы и древности, изданные Тихонравовым, т. V, отд. III. 90–105. Отзыв Максима Грека об Акакие, еп. Тверском, соч. Макс. Грека, ч. II, 260–290. Три неизданные доселе послания князя Курбского Прав. Собесед. 1863 г. II, 558–562. Рущинский. Религиозный быт русских, по сведениям иностранных писателей. XVI и XVII вв. Чтен. в общ. ист. и древн. Росс. 1871 г. кн. III. 66–67. 44–45.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

В Соловецком монастыре в 1668 году было келарей в монастырских вотчинах и усольях 16 человек (Дополнен. к «Акт. Истор., т. V, 67, § XXIX, с. 361 col.). 161 Павел Алеппский монастырских слуг называет монастырскими архонтами («Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс.», 1898, кн. IV, с. 24 sub. fin.). См. в ркп. Вахрамеева по Описанию Титова 136, л. 15, вып. I, М., 1888, с. 106 – о боярских слугах, кто чей бывал послуживец). Послужильцы при боярах – Карамзин (т. IV, с. 149; т. VI, прим. 201, col. 36); Бычков А. Ф. Описание сборников (т. I, с. 257, 322). Послуживец у Рязанскаго великого князя – «Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс.» (1898, кн. II), Акты XIII – XVII вв. (с. 1; грамота подложная. Никоновск. лет., т. VI, с. 124–125). 162 Монастыри выставляли своих служек – «конных людей» – в военную службу «с боем, со всею службою и с полными запасы» («Акты Рязанск. края» Пискарева, 50, с. 126; в 1682 году со 100 дворов по человеку. Милютин. «О недвижимых имениях», с. 388, прим. 747). Грозный в 1556 году (впервые) определил: со 100 четвертей доброй земли – человек на коне и в полном доспехе, а в дальний путь – на двух конях. По соборному определению 1604 года – человек с 200 четвертей. В 1617 году – опять человек со 100 четвертей. См. у Неволина. 163 Гл. 49, Казанск. изд., с. 233 fin. Ср. сейчас указанное постановление собора 1681 года. Петр Великий, восстановляя прежний порядок (в действительности, вероятно, и не нарушавшийся), предписал в указе 1701 года: «в патриарших, архиерейских и монастырских вотчинах посельским старцам не быть, а быть прикащикам» (Собрания законов, т. IV, 1839). Незадолго до отобрания вотчин у монастырей, в октябре 1757 года, состоялось было предписание императрицы Елизаветы Петровны, чтобы вотчинами управляли не монастырские служки, а из отставных штаб- и обер-офицеры (ibid., т. XIV, 10765). 164 О слугах Троицкого монастыря см. статью иеромонаха Арсения «Доклады, грамоты и другие акты Троицкого Сергиева монастыря о служках», напечатанную в III кн. «Чтен. Общ. Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Итак, мы видели, что русские люди верили в волшебство и чародейство и обращались к кудесникам. Собственно, древняя Русь более боялась чародейства, чем занималась им. Церковь различными способами боролась против этого отрицательного явления в народной жизни. С Петровской эпохи вера в колдовство заметно падает. Это мы приписываем просвещению, которое с Петра стало распространяться на Руси. Конечно, прежде всего колдовству перестали верить высшие слои русского общества. Народная масса продолжала верить и обращаться к колдунам, под которыми вернее подразумевать ведунов и знахарей, или же обманщиков и эксплуататоров народной темноты. Но по мере развития просвещения и подачи научной медицинской помощи населению угасает вера и в ведунов, и некогда выгодная профессия колдуна и шептуна в настоящее время находится в упадке.   709 Вольга и Микула. Запись Гильфельдинга. Онежские былины. «сборн. отд. рус. яз. и слов. Академия Наук, т. 60, 1896 г., стр. 5. 736 Архангельский. Образование и литература в Московск. госуд. конц. 15–17 вв. Записк. Казанск. Универ. 1898 г. Апрель, стр. 119–120. 743 Горсей. Записки о Москве. Библиот. Для чтения. 1865, стр. 63 и 65 Карамзин. Истор. госуд. Рос. изд. Журн. Север, 1892 г., т. 9, стр. 272. 744 Соловьев. История России. Книга 2, т. 7, гл. 4, стр. 662–663. Карамзин. Истор. , 9, прим. 221. 749 Адам Алеарий. Описание путешествия в Московию и черз Московию в Персию и обратно. Перев. Ловягина. Изд. Суворина. 1906 г., стр. 179–181. 754 Чудо 25, по ркп. граф Уварова, (Царск. Буслаев. Истор. очерк. 2, стр. 51. Смерть св. Никиты относят к 1186 г. 769 «Притча о женской злобе», по ркп. Румянцев. Музея напечатана в Памятниках старинной русск. литературы. Кушелева Безбородка, вып. 2-й: соответствующее нашей выдержке на стр. 464. Изложение «беседы» в книге Забелина «Опыт изучения русск. древностей и истории», чт. 1, наша выдержка на стр. 167. 770 Пользуемся Книгой правил св. апостолов, св. соборов вселенских и поместных, св. отец, изданной на греческом и славянском языках в Спб, 1839 г., стр. 107.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вашего Вбия покорнейший слуга Гр. .4. Толстой. С.-Петербург, 30 апреля 1860 г.» Р. S. Вероятно все возбужденные теперь у нас вопросы разрешаются удовлетворительно, изданными по тому предмету книгами или палатскими прениями — рассуждениями и я поспешаю просить Вас, в таком случае не давать себе труда к составлению записки, ограничиваясь присылкой книг или брошюр, какие Вами признаны будут для нас полезными. Платон (Фивейский) Арх. Костромской — 1834 г. авг. 14 магистр и бакалавр Моск. дух. академии; 1848 г. — ректор Казанск. семинарии; 1843 г. мая 3 — Орлов; 1844 г. апр. 30, по болезни уволен; 1847 г. — ректор Тамбовской; 1852 г. — Владимирской; 1856 г. апр. 30 — епископ Старорусский; 1856 г. июля 31 — епископ Вевельский; 1857 г. февр. 15 — Костромской: 1868 г. — архиепископ. Ск. 1877 г. мая 12. Из-за неотправления курьера это письмо не отравлено на прошлой неделе, а сумма сбора уже теперь возросла 300000 франков!!! См. выше, письмо См. Собрание мнений и отзывов Филарета М. Московского, т. IV Палладий (Кафаров), известный синолог и миссионер. Род. 1817 г.; 1839 г. — пострижен; 1830 г. — архимандрит и начальник Пекинской миссии; 1856 г. — перемещен в Рим, а в 1805 г. — снова в Пекин. Ск. 1878 г. См. дело Канц. обер-прок. 1 от. 2 ст. 1860 «Святейшему Синоду Российскому. Ваше Святейшество! Достопочтенный друг мой о. прот. И. Васильев, только что известил меня, что Вы, Святой Собор, изъявили согласие признать меня своим сыном в Господе нашем Иисусе Христе, принять меня в общение с Православной Церковью, и поддерживать в моих трудах, направленных к разоблачению заблуждений и злоупотреблений Римской Церкви. Поставляю за высокую для себя честь этот знак благоволения ко мне со стороны досточтимых руководителей Русской Церкви. С давнего времени, Владыки, я сердцем и душой принадлежу Св. Восточной Церкви, часть которой составляет Русская Церковь, с давнего времени я почитаю ее Православнейшей частью Церкви Иисуса Христа, вернейшей хранительницей, во всей чистоте, сокровища Святого Учения, святых апостольских преданий и постановлении Вселенских Соборов.

http://azbyka.ru/fiction/parizhskie-pism...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010