492: Акты приемки церк. ценностей уездными финотделами, 1922-1925 гг.; Воронежская гор. управа. Оп. 1. Д. 166: Док-ты по учету церк. имущества, 1918 - 1919 гг.; Воронежская духовная консистория. Оп. 1. Д. 1925: Опись указов духовной консистории за 1848-1882 гг.; Д. 1927: Опись имущества в Воронежском архиерейском доме, сделанная после смерти архиеп. Игнатия, 1850 г.; Домовая крестовая ц. в Архиерейском доме. Оп. 1. Д. 1: Опись имущества церкви и ризницы, 1839 г.; Введенская ц. (так в назв. фонда, на самом деле - Покровская); Успенская ц. с. Монастырщенки. Оп. 1. Д. 1: Церк. летопись Успенской ц., 1888 - 1914 гг.; Вознесенская кладбищенская ц. Оп. 1. Д. 1-9: Приходо-расходные кн. Вознесенской ц., 1824-1913 гг.; Д. 11: Зап. кн. Вознесенской ц., 1922 - 1927 гг.; Колл. док-тов мон-рей; Троицкий собор. Оп. 1. Д. 1 - 14, 1834 - 1877 гг.; Архивное упр. Центральночернозёмной обл. Оп. 3. Д. 1, 78: Наблюдательное дело Никольской ц., 1943-1983 гг.; Д. 12, 70: То же - Казанской ц., 1944-1990 гг.; Д. 51, 66, 86: То же - Покровского собора, 1945-1989 гг.; Исполком Центральночернозёмной обл. Оп. 3. Д. 32: Выписки из протоколов заседаний президиума облсовета о закрытии церквей, 1930 - 1932 гг.; Обл. церк. митрополитанское упр. (обновленческое). Оп. 1. Д. 11: Отчеты и клировые вед. церквей, 1933-1935 гг.; Архив Воронежского ЕУ. Годовые отчеты по Воронежской епархии за 1945 и 1953 гг. Ист.: Акты свт. Тихона; Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 312, 313; Правдин А. М. Алф. список приходов Воронежской епархии с показанием числа душ в приходе и количества церк. земли//Памятная кн. Воронежской губ. на 1893 г. Воронеж, 1893. Отд. стат. С. 96-117; он же. Опись указам Св. Синода, относящимся до Воронежской епархии, хранящимся в Воронежской духовной консистории, за 1743-1850 гг.//Воронежская старина. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 357, 359, 361, 365; Стат. описание Воронежской епархии в настоящем ее составе//Воронежские ЕВ. 1866. 1-7. Лит.: Димитрий (Самбикин), архим. Указ. храмовых празднеств в Воронежской епархии.

http://pravenc.ru/text/155254.html

В октябре 1917 г. он был оставлен при Св. Синоде для работы. В 1918 г. оказался на Юге России. В мае 1919 г. участвовал в организации в Ставрополе Юго-Восточного церковного Собора, который приветствовал ген. А.И. Деникина и учредил Временное Высшее церковное управление Юго-Востока России. При А.В. Врангеле Владыка Димитрий был избран председателем церковного управления. В 1919 г. эмигрировал, но пробыл за границей недолго. В конце 20-х гг. в Киеве принял схиму под именем Антоний и находился в затворе, взяв на себя крест духовного старца. Литература Биографический словарь. М., 1993. Голостенов МЕ. Политические деятели России. 1917//Биографический словарь. М., 1993– Кирилл (Зайцев), протоиерей. Время святителя Тихона. М., 1996. Репринт; Священник Кирилл Зайцев. Православная церковь в Советской России. 4.1. Шанхай, 1947. Цыпин В. А, протоиерей. История Русской Церкви, 1917–1925. М., 1996. Димитрий (Самбикин), архиепископ Казанский и Свияжский (1839– 1908) Образование получил в Воронежской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил в 1865 г. Преподавал библейскую и церковную историю в Воронежской духовной семинарии. В 1866 г. рукоположен во иерея. С 1872 г. – ректор Тамбовской духовной семинарии. В 1877 г. был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. С 1881 г. – ректор Воронежской духовной семинарии. В 1866 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. С 1877 г. – епископ Балтский, викарий Подольской епархии. Позднее занимал следующие кафедры: епископа Подольского (1890), епископа (с 1898 г. – архиепископа) Тверского и Кашинского (1896), архиепископа Казанского и Свияжского (1905). В 1907 г. при Владыке Димитрии было учреждено третье викариатство для епархиального миссионера, которым стал еп. Андрей (Ухтомский). Будучи замечательным ученым в области церковной истории и археологии, он оставил после себя множество научных трудов. Труды Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местночтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Никон (Рождественский, 1851 - 1919), позднее архиепископ, известный проповедник и духовный писатель. Вологодским губернатором в это время был Хвостов Алексей Николаевич (1872 - 1918) - позднее (1915 - 1916) министр внутренних дел. Расстрелян в один день с протоиереем Восторговым, при тех же обстоятельствах. Епископ Анастасий (Грибановский, 1873 - 1965) - епископ Серпуховской, четвертый викарий Московской губернии, впоследствии - митрополит, первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. Митрополит Владимир (Богоявленский, 1848 - 1918), позднее митрополит Киевский, священномученик. Джунковский Владимир Федорович (1865 - 1938) - в 1905 - 1913 гг. московский губернатор, позднее товарищ министра внутренних дел. После революции сотрудничал с большевиками, расстрелян на Бутовском полигоне в Москве. Рейнбот Анатолий Анатольевич (1868 - 1918?) - московский градоначальник с 30 декабря 1905 по 12 декабря 1907 гг. В 1907 г. Тайно обвенчался с вдовой С.Т. Морозова З.Г. Морозовой, в 1916 г. развелся с ней. Викарным архиереем Вятской епархии в это время был епископ Глазовский Павел (Поспелов, 1855 - 1925). «Обновленческое братство» - Братство ревнителей церковного обновления, выросшее из группы «32-х» петербургских священников. Подробнее, см. например: Ореханов Г., свящ. На пути к Собору: Церковные реформы и первая русская революция. М., 2002. «Колокол» - ежедневная политическая и церковно-общественная газета, в которой регулярно публиковался протоиерей Иоанн Восторгов. Издатель - известный правый деятель В.М. Скворцов. Остроумов Михаил Андреевич (1847 - 1920) - писатель, богослов, профессор Харьковского университета, в этот период (1907 г.) - главный редактор официального журнала «Церковные ведомости», впоследствии член Поместного собора 1917 - 1918 гг. Крыжановский Сергей Ефимович (1862 - 1935) - товарищ министра внутренних дел, соавтор избирательных законов 1905 - 1907 гг., впоследствии государственный секретарь. После революции - в эмиграции. Архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин, 1839 - 1908).

http://bogoslov.ru/article/456983

302        Митрополит Крутицкий Евсевий (Никольский, 1861–18.1.1922) – родился в Тульской губернии в семье священника. В 1855 г. окончил Московскую Духовную Академию. Пострижен в монахи (1893), тогда же рукоположен в иеромонаха. Хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии (26.1.1897). Епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский (4.10.1897); Владивостокский и Камчатский (1.1.1899; с 6.5.1906 – архиепископ). С 1916 г. архиепископ Владивостокский и Приморский. За годы своего правления построил на Дальнем Востоке более ста храмов. Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг., после которого остался в Москве в связи с невозможностью вернуться назад из-за начавшейся гражданской войны. Митрополит Крутицкий, временно управляющий Московской Патриаршей областью (1920). Скончался в Москве. Погребён у Смоленского собора Новодевичьего монастыря. 303        Архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин , 1839–17.3.1908) – образование получил в Воронежской Духовной Семинарии и Санкт-Петербургской Духовной Академии (1865). Ректор Тамбовской Духовной Семинарии (1872). Пострижен в монашество и возведён в сан архимандрита (1877). Ректор Воронежской Духовной семинарии (1881). Хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии (4.1.1887). Епископ Балтский, викарий Подольской епархии (28.10.1887); Подольский и Брацлавский (13.12.1890); Тверской и Кашинский (2.11.1896; с 6.5.1898 – архиепископ). Архиепископ Казанский и Свияжский (26.3.1905). В 1907 г., в годы правления Владыки, в епархии было учреждено третье викариатство для епархиального миссионера, которым стал епископ Андрей (Ухтомский). Будучи замечательным учёным в области церковной истории и археологии, архиепископ Димитрий оставил после себя множество научных трудов. 304        Епископ Благовещенский и Приамурский Иннокентий (Солодчин, 1842–23.10.1919) – родился в семье священника Рязанской губернии. После окончания Томских Духовных училища и Семинарии, а также Санкт-Петербургской Духовной Академии (1863) поступил в Алтайскую Духовную миссию, где состоял учителем Улалинского миссионерского училища. Трудился в Забайкальской миссии (с 16.2.1874). Пострижен в монахи (30.11.1876). Возведён в сан игумена (1889) и архимандрита (1893). Миссионерское служение сочетал с преподавательской работой. Настоятель Томского Алексеевского монастыря (31.8.1898). Хиротонисан во епископа Благовещенского и Приамурского (9.2.1899). На покое (24.9.1900). Проживал в одном из монастырей Таврической епархии. Принял схиму с именем Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

(5) Евсевий (Никольский, 1861–1922), архиепископ (позже митрополит) Владивостокский и Камчатский — родился в Тульской губернии в семье священника. В 1885 г. окончил Московскую духовную академию. Пострижен в монахи (1893), тогда же рукоположен во иеромонаха. Епископ Киренский, викарий Иркутской епархии (1896— 1897). Епископ (1899), а позже архиепископ (1906) Владивостокский и Камчатский (с 1916 г. — Владивостокский и Приморский). За годы своего епископства построил на Дальнем Востоке более 100 церквей, участник Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., после которого остался в Москве в связи с невозможностью вернуться назад из-за начавшейся гражданской войны. Митрополит Крутицкий. Временно управлявший Московской Патриаршей областью (1920–1922). Скончался в Москве в январе 1922 г. (6) Димитрий (Самбикин, 1839–1908), архиепископ Казанский и Свияжский. Образование получил в Воронежской Духовной семинарии и Санкт-Петербургской Духовной академии (1865). Преподавал библейскую и церковную историю в Воронежской духовной семинарии, рукоположен во иерея (1866). С 1872 г. — ректор Тамбовской духовной семинарии. Пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита (1877). Ректор Воронежской духовной семинарии (с 1881). Епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии (1866). Епископ Балтский, викарий Подольской епархии (1887). Епископ Подольский (1890). Епископ (с 1898 — архиепископ) Тверской и Кашинский (1896). Архиепископ Казанский и Свияжский (1905). В 1907 г. при Владыке Димитрии было учреждено третье викариатство для епархиального миссионера, которым стал епископ Андрей (Ухтомский). Будучи замечательным ученым в области церковной истории и археологии, оставил после себя множество научных трудов. (7) Иннокентий (Солодчин, 1842 — 23.10.1919), епископ Приамурский и Благовещенский — родился в семье священника Рязанской губернии. После окончания Томских духовных училища и семинарии, а также Санкт-Петербургской духовной академии (1863) поступил в Алтайскую духовную миссию, где состоял учителем Улалинского миссионерского училища. Трудился в Забайкальской миссии (с 16.2.1874). Пострижен в монахи (30.11.1876). Возведен в сан игумена (1889) и архимандрита (1893). Миссионерское служение сочетал с преподавательской работой. Настоятель Томского Алексеевского монастыря (с 31.8.1898). Хиротонисан во епископа Приамурского и Благовещенского (9.2.1899). На покое (с 1900) проживал в одном из монастырей Таврической епархии. Принял схиму с именем Иоанн.

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

1781 год Над ракой с мощами преп. Саввы Сторожевского была установлена деревянная сень на средства графа Н.В. Шереметева. 1782 год Разбираются больничные палаты с церковью св. Иоанна Лествичника. Над Братским корпусом надстраивается второй этаж. Фасады всех зданий, выходящие на Парадный двор, декорируются в псевдорусском стиле. 1799-1919 годы Настоятелями монастыря являются епископы Дмитровские (позже Можайским), которые были викариями (ближайшими помощниками) Митрополита Московского. 1800-е гг Дворец царя Алексея Михайловича по проекту архитектора Борисова перестраивается под Духовное училище. 1806 год Обрушились своды Трапезной палаты XVII века, здание перестраивается и приспосабливается под нужды Духовного училища. 1807 год К Сергиевской (Троицкой) церкви пристраивается Казанская трапезная над фамильным склепом Шереметевых. 1812 год, август-сентябрь Вице-король Италии, наследный принц, пасынок Наполеона Евгений Богарне останавливается во дворце царя Алексея Михайловича и в первую же ночь, по преданию, явился ему преподобный Савва и обещал сохранить жизнь, если тот оградит собор от расхищения французскими солдатами, а также (согласно семейному преданию) предрек принцу, что его дети будут жить в России. Богарне исполнил просьбу святого старца и единственным из Наполеоновских военачальников остался жив и даже не ранен и прожил долгую и счастливую жизнь. 1825 год Сергиевская церковь переосвящается во имя Живоначальной Троицы, а Троицкая церковь на Звоннице - во имя преподобного Сергия Радонежского. 1830-е гг Начато строительство монастырских гостиниц за северными вратами обители. 1837 год В ходе путешествия по России, обитель посещает наследник престола Цесаревич Александр Николаевич. 1839 год, август В монастырь приезжает сын принца Евгения Богарне герцог Максимилиан Лейхтенбергский с императором Николаем I и его дочерью Марией Николаевной. В том же году герцог принимает православие, женится на Марии Николаевне и остается жить в России. 1841 год В монастырь приезжает наследник престола Цесаревич Александр Николаевич с супругой Марией Александровной.

http://sedmitza.ru/text/415775.html

Никандре (Сапрыкине; 1 мая 1919). К 1825 г. в К. м. проживали 80 чел. братии, в 1856 г.- 96, в 1868 г.- 124 (в т. ч. игумен, казначей, 14 иеромонахов, 9 иеродиаконов, 20 монахов, 19 указных послушников), в янв. 1914 г.- 321 насельник (в т. ч. 2 архимандрита, 25 иеромонахов, 11 иеродиаконов, 4 схимонаха и 34 монаха). Однако после начала первой мировой войны число насельников уменьшалось: в 1916 г.- 165 чел., в 1917 г.- 139 чел. Часовня прп. Арсения Коневского на Конь-камне. 1895 г. Фотография. Нач. ХХ в. Часовня прп. Арсения Коневского на Конь-камне. 1895 г. Фотография. Нач. ХХ в. В XIX - нач. XX в. К. м. посещало множество паломников, особенно 12 июня - в день памяти прп. Арсения и 10 июля - в праздник Коневской иконы Божией Матери. Корабли подходили к гавани, защищенной от волн бревенчатыми ряжами, заполненными камнями и укрепленными с берега гранитными блоками. В 1840-1841 гг. ее устроил настоятель (1839-1858) игум. Амфилохий. В 1843 г. началось регулярное движение колесного парохода «Валаам», следовавшего через Коневец. Пожертвования богомольцев, проценты с капитала и доходы от столичной часовни служили основными источниками благосостояния обители. 12 июня совершался крестный ход с пением молебна с чудотворным Коневским образом в Казанский скит. Пассажирские суда, следовавшие на Валаам, обычно прибывали на Коневец вечером, к службе, и оставались на причале до утра. С приходом судов открывалась часовня на пристани. Все посетители мон-ря по завету прп. Арсения 3 дня бесплатно пользовались кровом и трапезой. Бедным странникам давали одежду, обувь и хлеб. После неурожая в Финляндии в 1867-1868 гг. финны (большинство лютеране) обращались в К. м. за помощью. 14 мая 1844 г. К. м. неожиданно посетил 16-летний вел. кн. Константин Николаевич. Впосл. он прислал в обитель напрестольный позолоченный серебряный крест, украшенный бирюзой, финифтью и стразами (Музей Православной Церкви в Куопио). 28 июня 1858 г. К. м. посетил имп. Александр II в сопровождении вел. кн. Александра Александровича (впосл.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

В 1710 году строительство церкви было завершено, и она была освящена в честь Воскресения Христова. Эпоха перестроек и дополнений здания церкви новыми объёмами и площадями началась примерно после Отечественной войны 1812 года. Важная веха: 1839-1940 гг. – строительство всем известной колокольни и трапезной (часть храма, соединяющая колокольню и основное здание). В результате архитектурных преобразований некогда сельская церковь превратилась в большой просторный городской собор. К слову, собором наш храм прослыл в народе, а официально он назывался «Воскресенская церковь в Павловском посаде». Дело в том, что собор – это, как правило, место служения епископа (высший церковный сан), которого Павловский Посад никогда не имел. И тем не менее, наш собор отличался большим священническим штатом (до 5 мест), что выделяло его на общем фоне уездных приходов. Ведь очень долгое время в приход храма входили деревни, отошедшие позднее к церквям, построенным только в начале 20 века. Вот приход Воскресенской церкви по метрическим книгам 1858 года: Павловский посад (бывш. с. Павлово), Слободы: Мелинская, Захаровская, Усовская, Дубровская. Деревни: Юдино, Евсеево, Трубицыно, Степурино, Грибово, Игнатово, Фомино, Сонино, Меря, Грибаново, Криулино, Субботино, Прокунино, Игнатьево, Фатеево, Быково, Дмитрово, Рахманово, Филимоново, Назарово, Афанасьево. Всего шесть с половиной тысяч душ. Прирост населения за период 19-нач. 20 века абсолютно нивелировал и перекрыл потерю в количестве прихожан из-за отделения некоторых деревень в новообразованные приходы (Казанский 1863, Никольский 1902, Рахмановский 1906, Манаевский 1906, Филимоновский 1914). Огромный Воскресенский храм не вмещал всех своих прихожан, которых к 1919 году было больше 8 тысяч. После революции храм Воскресения Словущего продолжал действовать до окончательного закрытия в 1939 году. Последние 3 года перед закрытием храм не принадлежал Русской Православной Церкви, так как советской властью был передан раскольникам-обновленцам. По этой причине практически весь приход перешёл в Вознесенский храм на Городке, сохранив верность Московскому патриарху.

http://sobory.ru/article/?object=00567

Записка от 10 июня 1838, с мнением об участи вызванных по Высочайшему повелению в С.-Петербург неблагонадёжных иеромонахов Андрушкевича и Лисовского. Записка от 1 декабря 1838, о способах порешить окончательно воссоединение Униатов с Православною Церковью. Проект акта присоединения Униатов к Греко-Российской Церкви, составленный 30 января 1839. Черновое письмо к епископу Антонию Зубко от 24 января 1839, при котором препровождён был акт воссоединения, для подписи в Жировицах начальствующим духовенством. Черновое письмо к графу Протасову от 8 февраля 1839, из Полоцка, об усмирении бывшего между тамошним Униатским духовенством волнения и о приближающемся воссоединении. Копия указа Святейшего Синода от 14 апреля 1839 за о совершившемся присоединении Греко-Униатской в России Церкви к Православно-Кафолической Церкви. Подлинная грамота Святейшего правительствующего всероссийского Синода от 30 марта 1839, о том же. Список с отношения графа Протасова от 28 марта 1841 за о выбитой медали в память воссоединения Униатов. Отношение графа Протасова от 30 апреля 1839 за о Высочайшем соизволении на облегчение воссоединённым некоторых местных обычаев. Черновое отношение к графу Протасову от 26 февраля 1839, об интриге, породившей всеподданнейшую просьбу, поданную по доверенности 111 священников Белорусской епархии против воссоединения. Две записки: от 26 сентября 1839 с удовлетворительно-успокоительным сведением о последствиях воссоединения; и от 28 того же сентября о предположении взять в казну церковные имения с крестьянами. Шесть черновых писем, писанных к графу Протасову из путешествия по обеим епархиям в июне, июле, августе и сентябре 1839 года. Записка о поставлении из воссоединённого духовенства двух викариев для обеих воссоединённых епархий. Список с предложения, данного Литовской консистории от 3 июня 1839 за о воспрещении давать при крещении имена святых, свойственных Латинской Церкви. Список с отношения к Филарету, митрополиту Киевскому, от 29 апреля 1839 за с поручением его вниманию и покровительству воссоединённого духовенства Киевской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Именно его 1 декабря 1918 г. Миссионерский Совет при Священном Синоде пригласил на свое заседание при обсуждении темы «организация борьбы с возрастающим неверием» Миссионерский Совет при Священном Синоде 3 августа 1919 г. назначил его лектором по Новому Завету на организуемых полугодичных курсах С 1918-1919 учебного года архимандрит Иларион был проректором МДА, однако, с 1919 г. жил в основном в Москве. 1 февраля 1919 г. он писал Н.Н.Глубоковскому: «Живу в Москве…Занимаюсь больше богослужением и проповедую. Академия влачит свою жизнь едва-едва, но все же влачит» Однако активная деятельность архимандрита Илариона не осталась без внимания ВЧК. В феврале 1919 года был образован Секретный отдел ВЧК, в обязанности которого входила «борьба с враждебной деятельностью церковников»; среди его специальных подразделений было 7 отделение, курировавшее церковные вопросы Именно это отделение арестовало 10 марта 1919 г. архимандрита Илариона. С этого дня он находился в Бутырской тюрьме в Москве. Обвинение, как писал архимандрит Иларион, даже следователю показалось смешным однако следствие затянулось почти на четыре месяца. Члены корпорации МДА обращались к властям с ходатайством о его освобождении 3 мая 1919 г. проф. С.С.Глаголев писал: «О. Илариона арестовали, он теперь пребывает в бутырской тюрьме. Дел за ним на самом деле никаких нет, но, кажется, скоро выпускать его не собираются» Архимандрит Иларион был освобожден 7 июня 1919 г. Академия в Троице-Сергиевой лавре в это время заканчивала свое существование. 9 мая 1919 г. ВЦУ, рассмотрев предложение и.о. ректора Московской Духовной академии профессора С.С.Глаголева о возобновлении занятий в ней 29 (16) августа, уведомило Совет академии, что «не может принять на себя обязательство по обеспечению ее содержанием с будущего года» и предложило учредить при академии особую ликвидационную комиссию 1 июля 1919 г. библиотека академии перешла в ведение Наркомпроса. Совет Академии с осени 1919 г. перенес занятия в Москву. Для организации учебных занятий в Москве и решения текущих академических дел Совет избрал Исполнительную комиссию во главе с ректором прот.

http://sedmitza.ru/text/401259.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010