С нач. 1919 г. В. м. происходило повсеместно. 28 янв. 1919 г. состоялось В. м. свт. Тихона Задонского , 3 февр.- свт. Митрофана , еп. Воронежского и Елецкого. В февр. 1919 г. состоялось 25 публичных В. м., в основном в храмах Владимирской и Тверской губерний: св. блгв. кн. владимирского Георгия (Юрия) Всеволодовича , св. блгв. кн. Глеба Андреевича , св. блгв. кн. владимиро-суздальского Андрея Юрьевича Боголюбского , св. блгв. кн. муромского Петра (Давида) и св. кнг. муромской Февронии , прп. Нила Столобенского и прп. Макария Калязинского и др. В апр. 1919 г. вскрытию подверглись 11 гробниц святых в Новгороде и Ярославле. Опасаясь паломничества, в ряде случаев вскрытые мощи перевозили в местные музеи. Так, в 1919 г. мощи прп. Феодосия Тотемского из Суморина в честь Преображения Господня муж. мон-ря перевезены в Вологодский музей. В ответ на В. м. верующие направляли протесты и ходатайства на имя председателя ВЦИК: из Тверского епархиального совета - против В. м. прп. Нила Столобенского и передачи мощей в Музей религ. старины; из с. Б. Троицкое - об отмене постановления о передаче мощей в Музей церковной старины; от прот. Успенского собора Николая Любимова ходатайство об оставлении мощей группе верующих. На эти просьбы органы власти отвечали отказами и «разъяснениями», что мощи не признаются богослужебными предметами и, следов., не могут быть оставлены у «частных лиц для эксплуатации народных предрассудков». Надругательство над религ. чувствами верующих вызвало волну антиправительственных выступлений по всей России. Столкновения произошли, напр., в марте 1919 г. во время В. м. прп. Саввы Сторожевского в Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре близ Звенигорода и в др. местах. Возмущение и негодование верующих вызвало В. м. прп. Сергия Радонежского в г. Сергиеве (ныне Сергиев Посад) в апр. 1919 г. Кощунственный акт властей привлек к мощам прп. Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского большое число верующих. С целью воспрепятствовать осквернению святынь свт. Тихон , Патриарх Московский и всея Руси, неоднократно направлял письма руководителям Советской России. В письме от 10 мая 1920 г. Председателю Совнаркома В. И. Ленину (Ульянову) Патриарх настойчиво просил оставить мощи прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре и «возвратить верующим свободу почитания священных останков Преподобного Сергия...». Но власть продолжала разворачивать кампанию по В. м., к-рая сопровождалась закрытием мон-рей. Весной 1920 г. вскрытию подверглись мощи святых Ростова. Летом 1920 г. была национализирована Троице-Сергиева лавра.

http://pravenc.ru/text/155572.html

После выхода декрета об отделении Церкви от гос-ва 4 февр. 1918 г. состоялся крестный ход из Перми на Белую Гору, в к-ром приняли участие ок. 20 тыс. чел., т. е 1/5 населения города. Применив оружие, власти разогнали верующих. В авг.-окт. 1918 г. Б. м. был разорен, имущество разграблено, престол осквернен. Архим. Варлаам был арестован и принял мученическую кончину, 102 насельника угнаны на принудительные работы, 41 убит, остальные мобилизованы в армию. Братия Серафимо-Алексеевского скита была замучена и утоплена в яме с нечистотами. Когда тела иноков извлекли из ямы, на них не было следов разложения, очевидцами засвидетельствовано благоухание. На короткое время и. о. настоятеля мон-ря стал иером. Сергий (Вершинин), а после его мученической кончины - иером. Антоний (Арапов; последнее упом. о нем в марте 1919). В февр. 1919 г. Б. м. оказался на территории, занятой армией А. В. Колчака , часть братии вернулась, к сер. марта 1919 г. в мон-ре было 132 чел., из них 35 чел. в скиту (ГА Пермской обл. Ф. 37. Оп. 7. Д. 1. Л. 1, 2). 4 марта 1919 г. еп. Борис (Шипулин) назначил и. о. настоятеля иером. Иосифа (Воробьёва; † 1919?). 19 мая по благословению еп. Бориса (Шипулина) состоялось вторичное (малое) освящение Крестовоздвиженского собора, оскверненного большевиками. 18 июня 1919 г. обитель была временно захвачена большевиками, убито 34 насельника. В авг. 1919 г. братия вновь собралась, 4 сент. и. о. настоятеля стал иером. Афанасий (Одегов; † 1922?), в янв. 1922 г.- иером. Никон (Коробкин; † 1922?), в авг. 1922 г.- иером. Иоанн (Ветер). В марте 1923 г. Б. м. был закрыт, Иверский храм разобран, в корпусах организован детский приемник для малолетних преступников, переоборудованный в 30-х гг. в дом инвалидов. В июне 1923 г. в здании Пермского отдела ГПУ произвели кощунственное «обследование» святынь мон-ря, в т. ч. частиц мощей прп. Серафима Саровского, вмч. Георгия, прмч. Игнатия Афонского. На месте уничтоженного в 1918 г. Царского креста поставили памятник Ленину. В годы Великой Отечественной войны здесь располагался госпиталь, а в 50-70-х гг. ХХ в.- психиатрическая больница. В 20-50-х гг. XX в. в землянке близ Б. м. по благословению прмч. Варлаама подвизалась схим. Евдокия .

http://pravenc.ru/text/77928.html

Т. II. М., 1840. С. 144 109 Вопросы и ответы краткие о вере//Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. I. М., 1839. С. 76 110 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. IV. Летопись, сказующая деяния от начала миробытия до Рождества Христова. М., 1849. Ч. I. С. 30 111 Георгий Кедрин – византийский историк конца XI или начала XII века, автор Σνοψις στορι ν (Обозрение Истории) 112 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. IV. Летопись, сказующая деяния от начала миробытия до Рождества Христова. М., 1849. Ч. I. С. 117 113 Вопросы и ответы краткие о вере//Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. I. М., 1839. С. 102 114 Вопросы и ответы краткие о вере//Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. I. М., 1839. С. 104 115 Вопросы и ответы краткие о вере//Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. I. М., 1839. С. 106. Одно из творений свт. Димитрия направлено непосредственно на утверждение и раскрытие этого православного догмата – «Двенадцать статей, иже уверяют сомнящихся, или неверство имущих человеков о пресуществлении хлеба в Тело и вина в Кровь Господа нашего Иисуса Христа, многие образы показующи»//Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. V. М., 1835. С. 130–134 116 Свт. Димитрий испытывал глубокое благоговение перед Св. Дарами. Примечателен следующий случай из его жизни. В Ростове, в доме архиерейском, жил монах Варлаам, скончавшийся до 1709 года. Он обладал большой бородой и усами и однажды, сослужа свт. Димитрию, причащался. При этом он замочил усы Св. Тайнами, и не отерши их, так и пошел к умывальнику. Святитель, ужаснувшись о таком небрежении, запретил ему навсегда сослужение с собою. Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891. С. 449 117 Вопросы и ответы краткие о вере//Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. I. М., 1839. С. 113 118 Хотя, безусловно, основными источниками богословия свт. Димитрия, кроме Св. Писания и богослужебных книг, являются восточные и западные Отцы Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По свидетельству пр.Василия, к концу 1839 года почти все священники епархии выдали подписки в том, что они присоединяются к православной церкви 1149 . Только некоторые, ранее бывшие за штатом или теперь по старости вышедшие за штат, держались унии, желая в ней закончить дни свои. Да высланные из епархии в великороссийские монастыри продолжали упорствовать. По словам свящ.Зах.Марковского, их страшило «торжественное с клятвой отречение от догматов западной церкви» 1150 , которое они должны были произнести при переходе в православие. Однако, и они понемногу начали сдаваться. Зах.Марковский, бывший Чашницкий протопресвитер, в феврале 1839 г. сосланный в Курскую губернию 1151 , сдался первым. Тоска по родине и семерым детям, усиливпиаяся после смерти жены, умершей вскоре после его ссылки, сломили его упорство, и он в марте 1839 г. заявил пр.Курскому Илиодору о своей готовности принять православие 1152 . Марковский убеждал и Пия Перебилло, который также находился в мрачной задумчивости «от скорби и разлуки с детьми», перейти в православие, но тот отказался. В ноябре 1839 г. раскаялись и были возвращены в епархию, бывшие в Тригурском монастыре, священники Иос.Маковецкий и Иоанн Лаппо 1153 , а в декабре И.Обух, находившийся в Черниговской губернии 1154 . В начале 1840 г. раскаялся и Пий Перебилло, которому, как хорошо аттестованному настоятелем монастыря, в 1839 г. пр.Илиодор разрешил перейти из Обоянского монастыря в Курскую обитель 1155 . Тоска по семье и родине заставила и его сдаться. Рассказывают, что, стоя на пасхальном богослужении, когда мысли его невольно были обращены к находившейся вдали от него семье, Перебилло услышал пение концерта «Слыши, дщи, и виждь»... Под влиянием священной песни еще сильнее нахлынули воспоминания о доме, о семье покинутой, и Перебилло решил положить конец своим испытаниям, в тот же день он заявил о своем согласии присоединиться к православной церкви 1156 , а вскоре затем «с радостью отправился восвояси» 1157 . Раскаялись затем и оба Лосские, Хруцкий Игн. и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Четыредесятница. Важность Четыредесятницы Скриж. Ч. 2 стр. 196. Почему она установлена, там же 199– 200. О Четыредесятнице Дни Богосл. Ч. 2 стр. 7–18. О святом провождении Четыредесятницы Воскр. Чт. 1843 48. Церковные правила о посте в Четыредесятницу тоже 1840 51. Как древние Христиане постились в Четыредесятницу, Хр. Чт. 1839 Февр. Древнее употребление четыредесятницы Воскр. Чт. 1839 47. Св. четыредесятница Воскр. Чт. 1844 50. Приготовительные недели к четыредесятнице Скриж. Ч. 2 стр. 198. Приготовление ко Св. Великой четыредесятнице Воскр. Чт. 1843 42. Церковное приготовление к Великому посту тоже 1841 41. Счет дней четыредесятницы Скриж. Ч. 2 стр. 200 – 7. Четыредесятница–десятая часть года Воскр. Чт. 1842 г. стр. 448. В каком отношении четыредесятница наз. десятою частью года и пр. Воскр. Чт. 1842 54. Письмо о счислении дней св. четыредесятницы тоже 1850 55. Дни Богос. Ч. 2 стр. 7. Богослужение в четыредесятницу. Богослужение 1-й и прочих седмиц В. поста Воскр. Чт. 1841 45 и след. Молитва св. ЕФрема: Господи и Владыко тоже 1839 58. Чтения из книги Бытия во св. четыредесятницу Воскр. Чт. 1848 50, 51, 52, 55. Богослужение православной Церкви в недели приготовительные к Великому посту и в самый пост Христ. Чт. 1846 Февраль. Некоторые обряды, относящиеся ко св. четыредесятнице Воскр. Чт. 1844 53. О значении поклонов св. четыредесятницы. Воскр. Чт. 1850 55. Прощеный день дни Богосл. Ч. стр. 51. Сырная седмица Дни Богосл. Ч. 2 стр. 49 Скриж. Ч. 2 стр. 198. Покаяния отверзи ми двери Воскр. Чт. 1844 41. Иконоборство Воскр. Чт. 1857 52 и пр. Феодор Тирон Скриж. 2,223. Церковное употребление анафемы Воскр. Чт. 1839 46. Неделя православия Хр. Ч. 1851 Март. Святого Григория Паламы о свойстве света, виденного Апостолами на Фаворе Воскр. Чт. 1852 Св. Григорий Палама и Варлаамиты тоже 1859 51. Размышление в неделю Крестопоклонную Дух. бес. 1859 Черты из жизни Преподобного Иоанна Лествичника Хр. Чт. Март 1853. Лествица там же. Лествица Апрель. Преподобный Иоанн Лествичник Воскр. Чт. 1849 49. Суббота Акафиста Скр. 2, 58. Дни Богосл. 1,104; 2 ч. стр. 79–83; Воскр. Чт. 1837 стр. 416. Акафист Богородице Приб. к Твор. св. О. 1855 кн. 2. Память Преподобной Марии Египетской Воскр. Чт. 1854 50. Богослужение в первые три дня Страстной седмицы Воскр. Чт. 1841. Иуда предатель Воскр. Чт. 1839 52. Чин св. умовения ног Воскр. Чт. 1851 51. Скриж. ч. 2 стр. 158–60. Дни Богосл. ч. 2 стр. 103–4. Умовение ног Апостолам Воскр. Чт. 1843 29. Совершил ли И. Христос Пасху Иудейскую на последней Вечери своей с учениками Приб. к Твор. Св. О. 1853. кн. 3 Страстное шествие Г. Η.И. Христа от Гефсимании до Голгофы и беззаконный суд над ним Иудеев Воскр. Чт. 1854 52. Св. Великая Суббота Хр. Чт. 1850 Апрель. Канон Великой Субботы Воскр. Чт. 1857 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть Доклад на торжественном собрании, посвященном 185-летию Полоцкого объединительного Собора 1839 года 09.03.2024 56 Время на чтение 6 минут Источник: Наука Вера Культура Высокопреосвященнейшие Владыки, досточтимые отцы, братья и сестры! Сегодня мы молитвенно и торжественно вспоминаем одно из важнейших событий истории Православия на белорусских землях – Полоцкий объединительный Собор 1839 года, который состоялся 185 лет назад. Полоцким Собором 1839 года называется совместное богослужение иерархии и духовенства униатских Белорусской и Литовской епархий, располагавшихся в границах Российской империи. Во время Литургии вместо папы Римского во всеуслышание поминались Святейший Синод Русской Православной Церкви и предстоятели всех Православных Поместных Церквей. Полоцкий Собор состоялся в Софийском соборе города Полоцка 25 февраля по новому стилю 1839 года в неделю Торжества Православия. Он проходил под руководством епископа Литовского Иосифа (Семашко) при участии епископа Полоцкого Василия (Лужинского) и викария Литовской епархии епископа Брестского Антония (Зубко), а также 21-го представителя органов административного управления унией и униатских духовных школ. Перед Полоцким Собором все его участники одобрили и подписали Соборный Акт, объявлявший о возвращении униатов к православному вероисповеданию. После Собора на имя императора Николая были отправлены Соборный Акт и прошение о присоединении униатов к Греко-Российской Православной Церкви. К этим документам прилагались 1305 собственноручных подписок униатских приходских священников, в которых выражалось принципиальное согласие на воссоединение с Православием. Полоцкий Собор прекратил действие Брестской церковной унии 1596 года на белорусских землях, введение которой мыслилось ее идеологами и творцами, как инструмент вытеснения Православия из жизни русского населения Речи Посполитой и навязывания ему другой национальной идентичности. По итогам Полоцкого Собора к православному вероисповеданию вернулись более 1900 священнослужителей и монашествующих, 1 500 000 белорусских и 100 000 украинских униатов. По религиозным мотивам отказались от Православия 20 униатских священников и монахов. Им было предложено самим выбрать место своего поселения вне пределов компактного проживания воссоединенного из унии народа, и правительство Российской империи пожизненно выплачивало этим людям пенсию в размере 350 рублей в год. Степень суровости обращения российских властей с несогласными на воссоединение униатскими священнослужителями ярко оттеняет тот факт, что самое высокое жалование, на которое в середине XIX века мог рассчитывать действующий православный священник, составляло 250 рублей в год .

http://ruskline.ru/opp/2024/03/09/doklad...

Примечания Изд. по: Макарий [Булгаков], архиеп. Винницкий. Православно-догматическое богословие. Т.2. [Коломна, 1993]. (Репр. воспр. изд: СПб., 1857). 259. С.463-467. - Изд. 1. Perrone. Praelectiones theologicae. Vol.III.308-310. Louvain, 1839 [Перроне. Курс богословия. Том III. Лувен, 1839. С.308-310]; Feier. Institutiones Theologiae dogmaticae [Фейер. Основы догматического богословия]. VII. Р.41-47; Cursus Theologiae completus VII. P.1604 et squ [Полный курс богословия. Часть VII. С.1604 сл.]; Liebermann. Institutiones Theologiae. V. Paris, 1839. P.406-413 [Либерман. Основы богословия. Часть V. Париж, 1839. С.406-413]. 2. Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Ч.1. О вере. Ответ 64//Догматические Послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. [Сергиев Посад], 1995. С.48-49. - Изд. 3. На Флорентийском соборе это учение выражено так: " si vere poenitentes in charitate Dei decesserint, antequam dignis poenitentiae fructibus de commissis satisfecerint et omissis: eorum animas poenis purgatorii post mortem purgari, et, ut a poenis hujusmodi releventur, prodesse eis fidelium suffragia, missarum scillicet sacrificia, orationes... " [ " если истинно кающиеся отойдут в благодати Божией прежде, чем удовлетворят достойными плодами покаяния за совершенное и упущенное, души их очищаются после смерти наказаниями чистилища, и, дабы от наказаний этого рода освободиться, полезны им ходатайство верных, жертвоприношения месс, молитвы... " ]. (In definit. Fidei [В " Определении веры " ]). 4. См. нашего Православно-догматического богословия 226-228: Об епитимиях и так называемых индульгенциях. [С.336-355]. 5. Православное исповедание... Ответ 66//Догматические послания... С.50. - Изд. 6. Православное исповедание... Ответ 64; Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере. Член 18//Догматические послания... С.48-49,182-183. - Изд. 7. Cursus Theologiae completus. T.VII. P.1607; Feier. Institutiones Theologiae dogmaticae VII. P.42; Liebermann. Institutiones Theologiae. Paris, 1839. V.413.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/319/...

Никанор (Клементьевский), еп. Волынский и Житомирский. Портрет. Посл. четв. XX в.(?) (Почаевская Успенская лавра) После кончины 13 июля 1834 г. товарища Н. по семинарии экзарха Грузии архиеп. Моисея (Богданова-Платонова) Н. был 3-м в списке кандидатов на Грузинский Экзархат. 1 сент. 1834 г. экзархом был поставлен 2-й кандидат еп. Минский Евгений (Баженов) , а Н. 5 сент. переведен во второклассную Минскую и Гродненскую епархию. 17-18 сент. во время посещения Калуги имп. Николаем I состоялась его беседа с Н. о подготовке в зап. губерниях воссоединения униатов с правосл. Церковью (РНБ ОР. Ф. 15. А-141. Л. 190-191 об.). 19 окт. 1834 г. Н. покинул Калугу, 30 окт. 1834 г. прибыл в Минск, 4 нояб. служил 1-ю литургию в кафедральном Свято-Духовом соборе. 21 апр. 1835 г. возведен в сан архиепископа, с 1839 г. именовался архиепископом Минским и Бобруйским. Был назначен архимандритом слуцкого во имя Святой Троицы мужского монастыря , где до сент. 1840 г. пребывали Минские архиепископы. По ходатайству Н. в 1836 г. утвержден новый штат минского кафедрального собора. За годы его управления епархией было открыто неск. приходов, увеличилось число правосл. церквей, более 16 тыс. униатов присоединены к Православию ( А. К. 1856. С. 19). Н. инициировал неск. совместных служений правосл. и униат. священников. При встрече в Минске 21 июня 1837 г. с еп. Иосифом (Семашко) Н. просил о предоставлении права правосл. священникам служить в униат. церквах, 24 авг. 1837 г. с той же просьбой Н. обращался к обер-прокурору Н. А. Протасову ( Шавельский. 1910. С. 255). 15-16 июля 1837 г. Н. встречался с униат. еп. Василием (Лужинским) , в июле 1838 г. посетил пинский Братский в честь Богоявления мужской монастырь . 11 авг. 1837 г. при проезде имп. Николая I из Минска в Бобруйск состоялась очередная встреча Н. с государем, на которой обсуждалось «униатское дело». 10 мая 1839 г. Н. получил из Синода указ (от 14 апр. 1839) о совершившемся в марте присоединении униатов к Православию вместе с разъясняющими письмами обер-прокурора гр. Протасова, к-рыми Н. предписывалось, не оглашая самого указа, согласовать с ним «все свои личные действия и распоряжения, не полагая более различия в вероисповедании между Древлеправославными и между доселе бывшими Униатами», а также, чтобы населению «оказано было снисхождение касательно не противных сущности Православия местных обычаев» (РНБ ОР. Ф. 15. А-142. Л. 26 об.- 27, 31-31 об.). 26 мая 1839 г. обер-прокурор сообщил Н. о Высочайшем повелении служить литургию в минском кафедральном соборе совместно с митр. Иосифом (Семашко). Первое совместное торжественное богослужение в Минске состоялось 11 июня 1839 г. Несмотря на присущую Н. осторожность, он не избежал пересудов, одни превозносили его, другие распространяли слухи о ригоризме и нетерпимости в отношении униатов, что Н. опровергал в письмах обер-прокурору.

http://pravenc.ru/text/2565314.html

6 марта 1839 года епископ Иосиф (Семашко) был принят в сущем сане в лоно Русской Православной Церкви. 25 марта 1839 года возведен в архиепископский сан. 23 марта 1839 года Святейший Синод рассмотрел «Соборный акт» и принял постановление о присоединении Греко-униатской Церкви к Православной Всероссийской. 25 марта акт был подписан Николаем I; этот день и следует считать официальной датой возвращения униатов в Православие. 30 марта 1839 года на заседании Святейшего Синода была зачитана синодальная грамота о совершившемся событии воссоединенным епископам и духовенству. На этом же заседании Греко-униатская духовная коллегия была переименована в Белорусско-Литовскую, председателем которой назначался высокопреосвященный Иосиф. Так совершилось возвращение полуторамиллионного западнорусского населения в лоно Православной Церкви. Это событие, неразрывно связанное с именем преосвященного Иосифа, было признано всеми необычайно великим не только в церковном, но и в государственном отношении. Оно закрепило этот край за Россией на вечные времена, сохранив русскую народность и веру от попыток Польши уничтожить все русское и полностью подчинить этот край своему влиянию. Разработанная епископом Иосифом глубоко продуманная и строго проведенная им система воссоединения увенчалась блестящим успехом. Испытав в последние годы много трудностей, неприятностей и противодействий от своих и от чужих, архиепископ Иосиф 26 февраля 1839 года подал прошение об увольнении на покой. Прошение это не было удовлетворено; кроме того, на него была возложена задача насаждения и утверждения Православия среди воссоединенной литовской паствы. Вся последующая деятельность архиепископа Иосифа, по его словам, обязанного ответственностью перед воссоединенными и за воссоединенных, была посвящена устранению многих остатков латино-униатской старины, перевоспитанию духовенства на православно-русских началах, улучшению его быта, обновлению и украшению храмов и охранению православной паствы от усилившейся латино-польской пропаганды. Его деятельность не ограничивалась пределами образованной им Литовской епархии. Он заботился об укреплении Православия и в других воссоединенных епархиях. Много сил, опытности, умения и тактичности в обращении требовалось от архиепископа Иосифа в этот период. Побежденные противники не могли простить ему своего поражения, распускали о нем различные небылицы, подкапывались под него со всех сторон. Они даже покушались на его жизнь. Только его мудрость, остроумие и необычайная проницательность помогли ему достигнуть поставленной цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Примечания Изд. по: Макарий [Булгаков], архиеп. Винницкий. Православно-догматическое богословие. Т.2. [Коломна, 1993]. (Репр. воспр. изд: СПб., 1857). §259. С.463-467. - Изд. 1. Perrone. Praelectiones theologicae. Vol.III.308-310. Louvain, 1839 [Перроне. Курс богословия. Том III. Лувен, 1839. С.308-310]; Feier. Institutiones Theologiae dogmaticae [Фейер. Основы догматического богословия]. VII. Р.41-47; Cursus Theologiae completus VII. P.1604 et squ [Полный курс богословия. Часть VII. С.1604 сл.]; Liebermann. Institutiones Theologiae. V. Paris, 1839. P.406-413 [Либерман. Основы богословия. Часть V. Париж, 1839. С.406-413]. 2. Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Ч.1. О вере. Ответ 64//Догматические Послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. [Сергиев Посад], 1995. С.48-49. - Изд. 3. На Флорентийском соборе это учение выражено так: " si vere poenitentes in charitate Dei decesserint, antequam dignis poenitentiae fructibus de commissis satisfecerint et omissis: eorum animas poenis purgatorii post mortem purgari, et, ut a poenis hujusmodi releventur, prodesse eis fidelium suffragia, missarum scillicet sacrificia, orationes... " [ " если истинно кающиеся отойдут в благодати Божией прежде, чем удовлетворят достойными плодами покаяния за совершенное и упущенное, души их очищаются после смерти наказаниями чистилища, и, дабы от наказаний этого рода освободиться, полезны им ходатайство верных, жертвоприношения месс, молитвы... " ]. (In definit. Fidei [В " Определении веры " ]). 4. См. нашего Православно-догматического богословия §226-228: Об епитимиях и так называемых индульгенциях. [С.336-355]. 5. Православное исповедание... Ответ 66//Догматические послания... С.50. - Изд. 6. Православное исповедание... Ответ 64; Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере. Член 18//Догматические послания... С.48-49,182-183. - Изд. 7. Cursus Theologiae completus. T.VII. P.1607; Feier. Institutiones Theologiae dogmaticae VII. P.42; Liebermann. Institutiones Theologiae. Paris, 1839. V.413.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010