Казанская икона Божией Матери со святителями Варсонофием и Гурием на полях из Спасо-Прилуцкого мон-ря в Вологде. 1-я четв. XVII в. (ВГИАХМЗ) изображения святителей Гурия и В. Согласно той же описи, в приделе московского Казанского собора во имя казанских чудотворцев Гурия и В. (освящен в 1647) находились большие иконы святых (со Спасителем вверху, в окладе (133,4 ´ 93,4 см); «ветхая» в ризнице (106,7 ´ 80 см)). В молении благословляющему Христу святители Гурий и В. представлены на иконе-пяднице XVII в. (прописи XIX в., ЦМиАР). Часто святые Гурий и В. обращены в молении образу Богоматери Казанской: иконы XVII-XIX вв. (ГИМ - со святыми на полях; ЯХМ; ПЗИХМЗ); на шитой пелене, вложенной Д. А. и Г. Д. Строгановыми в нижегородский Спасо-Преображенский собор (кон. 50-х - 60-е гг. XVII в., НГИАМЗ), Гурий и В. в молении обращены к Богоматери с Евангелием в руке, по краям пелены тропарь святителям. На пелене из Казанского девичьего мон-ря, шитой в традициях строгановских мастеров (1-я пол.- сер. XVII в., ГОМРТ), святители Гурий и В., в рост в трехчетвертных поворотах, в фелонях, омофорах, митрах, с Евангелиями на платах (у Германа в левой руке, у В. в правой), предстоят в молении Богоматери «Знамение», по краям пелены вышит тропарь святителям. Иногда святители в молении перед Деисусом, помещенным на верхнем поле (напр., икона 2-й пол. XVII в., ГИМ). На шитой жемчугом палице, вложенной, как следует из надписи, боярином Иваном Морозовым в Благовещенский собор Казанского Кремля (1654, ГОМРТ), небольшие ростовые фигуры благословляющих Гурия и В. (В. ниже Гурия) с Евангелиями в руках расположены фронтально по сторонам Благовещения, вверху Господь Саваоф, вокруг вышит тропарь Благовещению Богородицы (дониконовский вариант). На двусторонней выносной иконе нач. XVIII в. «Богоматерь Шуйская - святители Гурий и Варсонофий» предстоят святые в молении Спасителю, внизу между их фигурами - горки (ГМЗРК). В деисусной композиции Гурий и В. (в повороте влево) - на иконе XVII-XVIII вв. (ЯХМ), на складне (с Богоматерью Одигитрией в центре) - по бокам на створах (XVII в., ГИМ). Вместе они изображены также на небольших образках, украшенных серебряной басмой (XVII в., ГИМ).

http://pravenc.ru/text/154327.html

Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в мастерских русских обителей на Афоне писали списки чудотворного образа в основном для мон-рей (особенно женских) и храмов в России. Одна из привезенных с Афона местночтимых икон (1879, написана в Благовещенской келлии иером. Серафимом (Титовым)) находилась в Таволжанском Казанском жен. мон-ре (Новохопёрский у. Воронежской губ.); после его закрытия образ передан монахинями в ц. иконы Божией Матери «Знамение» Борисоглебска Воронежской обл. Др. чтимый список иконы был прислан в 1852 г. по инициативе иеросхим. Сергия (Веснина) в Новодевичий Воскресенский мон-рь в С.-Петербурге, где в честь ватопедского образа в 1850-1854 гг. была устроена домовая церковь (в юж. главном корпусе при игуменских покоях). В XX в. икона была сохранена верующими в Тамбове и передана в дар Вышенской Успенской обители, в 2014 г. возвращена в Новодевичий мон-рь. На ее обороте - дарственная надпись с благословением от старцев Русского Пантелеимонова мон-ря месту, «идеже волею Августейшаго Монарха Николая Iro по благоволению Свыше воздвигается тихое пристанище Невест Христовых». Аналогичная икона того же автора сер. XIX в. (частное собрание) дополнена фигурами великомучеников Димитрия Солунского и Феодора Стратилата. Сохранились упоминания о том, что списки «О. или У.» и. были отправлены российскому послу в К-поле И. А. Зиновьеву (к 50-летию службы, 17 дек. 1901), настоятельнице мон-ря Тихвинской иконы Божией Матери в слободе Борисовка Курской губ. игум. Маргарите (Соломенцевой) (сент. 1881; см.: История Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1735 до 1912 г. Св. Гора Афон, 2015. С. 683, 757. (Рус. Афон XIX-XX вв.; 5); Старцы-возобновители Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Св. Гора Афон, 2014. Ч. 1: Духовник Иероним. С. 498-505, 511, 517. (Рус. Афон XIX-XX вв.; 9)). Список образа находился в Краснослободском жен. монастыре (Республика Мордовия), в храме общины в честь «О. или У.» и. в с. Добрыниха (в имении гр. М. В. Орловой-Давыдовой, ныне городской окр. Домодедово Московской обл.) и в др. церквах.

http://pravenc.ru/text/2581723.html

иконах: «Благовещение» (1558 и 1580-1590 - обе в СИХМ; 1603, ПГХГ); «Рождество Богородицы» (нач. XVII в., ГМЗК); «Покров Богородицы» (XVII в., СПГИАХМЗ); «Сошествие Св. Духа на апостолов» (1682, Симон Ушаков, Троицкий собор ТСЛ); «Воскресение - Сошествие во ад» (40-е гг. XVII в., ЯХМ); «Сретение», «Крещение» (XIX в., частное собрание). Изображения Г. С. включаются в сложные композиции, основанные на текстах псалмов и литургических песнопений: «Богоматерь Гора Нерукосечная» (кон. XVI в., СИХМ); «Что Тя наречем» (сер. XVII в., ЦМиАР); «Отрыгну сердце Мое слово благо» (2-я пол. XVI в., ЦМиАР); «Богоматерь Непроходимая Дверь» (2-я пол. XVII в., ГРМ); «Державная икона Божией Матери» (XIX в., ц. Казанской иконы Божией Матери в Коломенском) и др. На миниатюрах XVI в., прежде всего в Лицевом летописном своде и Годуновских Псалтирях, Г. С. изображается в «небесах» благословляющим, часто с державой в левой руке. Г. С. как Творец мира представлен в сценах «Творения» в цикле «Бытие» в росписи ц. во имя Св. Троицы в Вязёмах, в церквах во имя свт. Николая (Николы Мокрого) в Ярославле (1673) и в честь Воскресения Христова в Ростовском кремле (1675) и в Тутаеве (1679-1680). В XVII-XVIII вв. образ Г. С. встречается в росписях балканских храмов: в композициях «Отечество» в ц. вмч. Георгия Полошского мон-ря (Македония, 1609), «Сопрестолие» в церкви мон-ря Драгомирна (Румыния, 1607-1609). Образ Г. С. был запрещен на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. как несоответствующий правосл. вероучению, поскольку, согласно соборным определениям, являл собой попытку изображения Бога Отца - неизобразимой первой Ипостаси Св. Троицы. Однако, несмотря на запрет, иконы т. н. новозаветной Троицы - «Отечество» и «Сопрестолие», в композицию к-рых входит образ Г. С., продолжали создаваться, помещались в иконостасы центральных соборов (Успенский собор Московского Кремля), украшали интерьеры храмов (Троицкий собор ТСЛ). Следует отметить, что, несмотря на отчетливую символическую связь с представлением о первой Ипостаси, рядом с подобными изображениями не встречается надпись: «Бог Отец».

http://pravenc.ru/text/166347.html

До 1941 г. помещения В. м. занимал инвалидный дом, проживавшие в к-ром люди (ок. 300 чел.) в годы нем. оккупации были расстреляны захватчиками. В 1942 г., когда линия фронта проходила у стен мон-ря, фашисты устроили здесь опорный пункт. При обстреле его советской артиллерией постройки В. м. были полностью уничтожены, осенью 1943 г. сгорело здание подворья в Любани. После 1945 г. неск. иноков В. м. откопали спрятанные на территории обители святыни: Евангелие было подарено Пюхтицкому жен. мон-рю, Казанская икона Божией Матери в 2005 г. находилась в Казанской ц. в г. Тосно Ленинградской обл.; в историко-краеведческом музее Тосно хранятся почитаемая икона прп. Макария и неск. экспонатов, связанных с В. м. Во 2-й пол. 50-х гг. XX в. на месте алтаря Успенской ц. и раки прп. Макария верующие установили 2 деревянных креста. К 2005 г. территория мон-ря заросла лесом. На островке прп. Макария - руины ц. Всех преподобных, над алтарной частью к-рой установлен деревянный крест, сохранился колодец. Арх.: ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 49. Д. 84; Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-68567. Лит.: Сыренский А., диак. О Макариевской пуст., находящейся в Новгородской губ. и уезде. СПб., 1873, 18913; Корольков А. И. Прп. Макарий Римлянин Новгородский чудотворец и его обитель, ныне Воскресенский миссионерский мон-рь. СПб., 1895, 19025; Владимир, иером. Краткое описание жизни прп. Макария Римлянина Новгородского чудотворца и его обители - Новгородского Воскресенского муж. мон-ря. СПб., 1907; Краснов-Левитин А. Лихие годы, 1924-1941. П., 1977. С. 215-221; Таисия (Карцова), мон. Жития рус. святых. Джорд., 1984. Т. 2. С. 102; Толпыга С. М. Макариевская пуст.//София. 1998. 1. С. 13-15; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 167, 168, 244-247, 289, 290, 300, 301; Орлов В. С. Макариевская пуст.//С.-Петерб. ЕВ. 2000. Вып. 21/22. С. 92-105; Земля Невская Правосл.: Крат. церк.-ист. справ. СПб., 2000. С. 77-78. М. В. Шкаровский Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/155316.html

Бурные политические события начала XX века не позволили Свято-Покровской церкви превратиться в классический храм-памятник. Более того, после потери для православных Гродно Софийского собора, церковь из гарнизонной, военной церкви превращается в кафедральный собор. Тогда же в собор была перенесена часть мощей мученика младенца Гавриила Заблудовского. В 1938 г. из разрушенной Александро-Невской церкви в собор передали утварь, в том числе и весьма ценную икону «св. Александр Невский с предстоящими». Из Софийского собора перенесена и чудотворная Казанская икона Божьей Матери, которая находится в Никольском приделе Покровского собора. Мощи мученика младенца Гавриила Белостоцкого, которые находились в соборе с 1946 по 1992 гг., были торжественно перенесены в кафедральный собор Белостока. В храме осталась только святая частица мощей, которая находится в особом ковчеге возле правого клироса. Возле левого клироса находится копия креста преподобной Ефросиньи Полоцкой с частицами мощей белорусских святых. В Никольском приделе храма находится икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей. Имеются также частички от креста Господня и камень с Гроба Господня, помещенные в иконе Белорусских Святых. Почти все киоты, расположенные на стенах храма, были сделаны в начале XX века, о чем свидетельствуют подписи на них. Также почти половина подсвечников остались с того же времени. Сильный вертикальный акцент главному фасаду придает восьмигранная колокольня с шатровым перекрытием и маковкой. По бокам от нее небольшие шатры с маковками. Над алтарной частью небольшой четверик с пятикупольем. Ризницы завершены шатрами с маковками. Каждый из трех входов на центральном фасаде - с 2-колонным рундуком и высоким крыльцом. Декор фасадов - реминисценция к древнерусскому стилю - украшен кокошниками, сандриками, витыми колонками, дыньками, килеподобными бровками арочных оконных приемов. Продолговатые боковые фасады по обоим ярусам ритмично разделены прямоугольными оконными проемами в богатых теремочных наличниках, простенки выделены широкими лопатками с ширинками. Белоковровое декоративное покрытие фасадов живописно выделяется на кирпично-красном фоне стен. Внутреннее пространство храма разделено 12 столбами и перекинутыми через них аркадами на три нефа перекрытых плоским потолком и опоясано по периметру мощным карнизом. Пол - кафельный с орнаментальным рисунком. Притворы перекрыты крестовыми сводами. Апсида выделена боковыми и главным иконостасами, которые имеют коричневую тонировку и позолоту. Их силуэт формируют трехлопастные килеобразные фронтоны, луковицеобразные головки. Хоры над входом консольной конструкции. Большую сложность при строительстве храма представляли внутренние работы по устройству интерьеров, так как храм должен был служить и памятником, и музеем.

http://sobory.ru/article/?object=03897

Ист.: Жития святых Российской Церкви, также Иверских и Славянских, и местно чтимых подвижников благочестия. СПб., 1858. Июль. С. 101-106; ЖСв. Кн. доп. 1: Сент.-дек. С. 239-249. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 11-12; Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 172; Краснянский Г., свящ. Месяцеслов новгородских святых угодников Божиих, открыто и под спудом почивающих. Новгород, 1876. С. 106-108; Преподобный Антоний Леохновский, новгородский чудотворец. СПб., 1880, 1994п; Строев. Списки иерархов. Стб. 110; Филарет (Гумилевский). РСв. СПб., 1882. Т. 3. С. 241-243; Дмитрий (Самбикин). Месяцеслов. Воронеж, 1883. Август. С. 371-373; он же. Тверской патерик. Каз., 1907. С. 160-163; Преподобный Антоний Леохновский (Новгородский чудотворец). СПб., 1994 . А. А. Романова Иконография Сохранилось сравнительно немного изображений А. Л. Неск. икон находится в Преображенском храме с. Леохнова; наиболее ранняя, кон. XVIII - нач. XIX в., помещена над ракой А. Л. На ней святой представлен старцем с седой бородой средней длины и короткими волосами, облачен в рясу, епитрахиль и монашескую мантию, руки сложены на груди. А. Л. изображен в правой части средника стоящим на берегу реки перед Спасителем в облаке, на др. берегу - основанный А. Л. мон-рь с 6-гранной в плане стеной, на углах - башни, впереди - надвратная церковь, внутри ограды - 5-главый Преображенский собор с 3-ярусной колокольней, одноглавая церковь и неск. построек. На иконе кон. XIX в. того же извода у святого в левой руке четки, правая прижата к груди, храм имеет 3 главы и 3-ярусную колокольню. Храмовая икона из ц. с. Леохнова с тем же типом изображения находится под масляной записью 2-й пол. XX в. (сохранность первоначальной живописи и ее датировка пока не установлены) - собор с колокольней и часть монастырской стены представлены крупным планом, в левом верхнем углу - поддерживаемая ангелом Казанская икона Божией Матери , к-рой посвящен один из приделов собора.

http://pravenc.ru/text/116078.html

Более распространенная иконография А. Д., известная по сохранившимся памятникам иконописи, складывалась не ранее 2-й пол. XVII в. одновременно с составлением жития святого, вероятно под влиянием иконографии прп. Варлаама Хутынского. Описание облика А. Д. имеется в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. в основном старообрядческого происхождения. В одном указано, что преподобный «подобием аки Варлаам Хутынский, брада руса, схима на плечах» (РНБ. O.XIII.1. Л. 124 об., 3-я четв. XVIII в.); в др. отмечено, что «в схиме, брада аки Александра Ошевенскаго» (БАН. Двин. 51. Л. 260, кон. XVIII в.), в 3-м - «рус, брада аки у Василия Кесарийскаго, на конце остряя, на плечах схима, риза преподобническая, ряска вохра» (РНБ. Погод. 1931. Л. 138 об., 20-е гг. XIX в.). В текстах подлинников отсутствует упоминание, а на иконах - изображение железной шляпы, хранившейся у раки А. Д. Образ А. Д. на фоне своей обители (типичный для основателя мон-ря иконографический извод) представлен, напр., в иконах посл. четв. и кон. XVII в. (ГРМ; МИИРК): А. Д. изображен в схимническом одеянии, с куколем на голове, без свитка, в молении Иисусу Христу в небесном сегменте, на фоне густого леса, озера и панорамы деревянного мон-ря, окруженного высокой оградой. К данному изводу относится икона из ризницы Антониева Дымского мон-ря, описанная в 1907 г. К. К. Романовым (не сохранилась): «Образ преподобного Антония Дымского старого письма. На нем изображен монастырь Дымский, обнесенный деревянною стеною с деревянными башнями, деревянной церковью и кельями внутри. Церковь изображена шатровая с папертью, над которой две главки, над шатром главка, а за нею еще две также над шатрами» (ИИМК. Ф. 29. Ед. 472. Л. 4-4 об.). Подобное изображение деревянного мон-ря (отстроенного ок. 1655 игум. Филаретом) соответствует описанию его построек в описях 1682 г. и 1689 г. после пожара 1687 г. (СПб ФИРИ. Ф. 132. Оп. 2. Ед. 609. Л. 3), при этом изображение 2 глав на соборной церкви, очевидно, восходит к облику мон-ря в XVI в., согласно его древнейшей описи 1583 г. (ВОИДР. С. 89). Во 2-й четв. XIX в. появились иконы, на к-рых А. Д. с развернутым свитком в руке обращен в молении к Казанской иконе Божией Матери (этому образу был посвящен соборный храм обители) на фоне панорамы каменного мон-ря, архитектурный облик к-рого сложился к 30-40-м гг. XIX в. (деревянной оставалась лишь ц. во имя св. Иоанна Предтечи), напр., на иконе ок. 1815 г. (ГМЗК), на гравюре 1815 г. (частное собрание), иконах 1-й трети XIX в. (частное собрание. С.-Петербург), 1842 г. (ГРМ), сер. XIX в. (ГРМ), сер. XIX в. (частное собрание. Тихвин).

http://pravenc.ru/text/116056.html

Дофин (ВУИАХМЗ) В кон. XIX-XX в. закрепился иконографический тип К., отличающийся от сведений иконописных подлинников: удлиненный лик с впалыми щеками и длинным прямым носом, взор больших глаз обращен к небу, брови сдвинуты, уголки губ чуть опущены. Святой убелен сединами, длинные волнистые пряди спускаются на плечи, пышная борода до середины груди раздвоена. Изображения восходят к общему прототипу и принадлежат к одному художественному кругу. Наиболее интересна икона 1897 г., выполненная Н. А. Дофиным в Великом Устюге (ВУИАХМЗ): К. написан в рост на фоне основанной им обители с 2 деревянными храмами (церкви Введения и арх. Михаила?), облачен в темно-охристую рясу и темную мантию, на голове клобук, в правой согнутой руке четки, в левой развернутый свиток с текстом: «                      », в облаках - образ Богоматери с Младенцем. На лицевой стороне авторская подпись: «Писанъ въ 1897 году, живописецъ Н. Дофинъ в Устюге». Подобный образ К., с немного иным пейзажным фоном, помещен на зап. стене в росписи интерьера ц. во имя свт. Стефана Пермского в Вел. Устюге (1965-1966 (?) возможно, на основе более ранней живописи). К. представлен в левой части композиции на опушке елового леса (напротив - прп. Лонгин Коряжемский), в молении Казанской иконе Божией Матери. Пальцы правой руки К. сложены, как на иконе 1897 г., но четки не изображены, в левой руке - раскрытый свиток (без текста); вверху надпись: «Св. преп. Kunpiahъ В. Устюжс.». Поясной образ К., исполненный или поновленный во 2-й пол. XX в. (1965-1966?), находится на горнем месте придела в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» ц. свт. Стефана. Изображение во многом повторяет образ 1897 г., по стилю и иконографии схоже с росписью на зап. стене. На верхнем поле иконы помещен образ Богоматери с Младенцем, совпадающий по колориту с др. образами в этой группе произведений. В 70-х гг. XIX в. образ К. встречается в ряду рус. святых на стене лестницы, ведущей на хоры сев. части зап. крыла храма Христа Спасителя ( Мостовский М.

http://pravenc.ru/text/1684702.html

Лит.: Бережков М. Н. Троицкая Сергиева лавра в Смутное время Московского гос-ва нач. XVII в. К., 1893. С. 20; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 19092. С. 149; Чугреева Н. Н. Икона прп. Сергия Радонежского с клеймами жития Симона (Азарьина)//Филевские чт. М., 1994. Вып. 8: Мат-лы 3-й науч. конф. по проблемам рус. культуры 2-й пол. XVII - нач. XVIII в., 8-11 июля 1993 г. С. 53, 59; Баталов А. Л. Московское каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 22, 27; Тюменцев И. О. Страницы истории Троице-Сергиевой лавры: Осадное сидение 1608-1610 гг.//Историко-археол. альманах. Армавир, 1996. Вып. 2. С. 217-218; он же. Смутное время в России нач. XVII ст.: Движение Лжедмитрия II. М., 2008. С. 545; Кириченко Л. А. Актовый материал Троице-Сергиева мон-ря кон. XVI - сер. XVII в. как источник состава монастырской администрации//Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения, 2000. М., 2000. С. 47; Костомаров Н. И. Смутное время Московского гос-ва в нач. XVII ст., 1604-1613 гг. М., 2008. С. 388; Макарий (Веретенников), архим. Из истории осады Троице-Сергиевой лавры: Подвиг архим. Иоасафа/ТСЛ. [Серг. П.], 2008. Ркп.; Герасименко Н. В. Святое воинство: Образы небесных защитников в рус. искусстве XII - нач. XX в.: Кат. выст. М., 2010. С. 74. 108; С. 94. Архим. Макарий (Веретенников) Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих)

http://pravenc.ru/text/578048.html

В 1947 г. над собором вновь были воздвигнуты кресты. В 1-й пол. 50-х гг. XX в. был осуществлен капитальный ремонт внутренней части храма, на что была израсходована значительная сумма (500 тыс. р.). В 50-х гг. XX в. из закрытого минского храма вмц. Екатерины в Свято-Духовский собор была перенесена Минская икона Божией Матери . В 1953 г. с сев. стороны собора был устроен придел во имя вмц. Варвары, в к-ром поместили ковчег с частицей мощей этой святой. В 1968 г. в юж. части собора был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. У сев. стены храма установлена рака с мощами св. Софии, кнг. Слуцкой, а в крипте собора освящен придел во имя равноапостольных Мефодия и Кирилла. Капитальные ремонты проводились в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в., когда настоятелем собора был прот. Михаил Булгаков († 1995), и в 1996 и 2000 гг., при настоятеле прот. Геннадии Дзичковском. Во время последнего ремонта произведена реконструкция Варваринского придела, алтарь которого перенесен на новое место, а также был обновлен иконостас. К нач. 2017 г. бывш. монастырский Свято-Духовский храм является кафедральным собором г. Минска, а монастырский корпус - соборным домом, где проходят церковные мероприятия. Арх.: РГИА в СПб. Ф. 797. Оп. 72. 74 [Сведения о мон-рях, общинах и пустынях Минской епархии за 1901 г.]. Ист.: Путешествие стольника П. А. Толстого/Предисл.: Д. А. Толстой//РА. 1888. 2. С. 161-204; То же. М., 1992. Лит.: Николай (Трусковский), архим. Ист.-стат. описание Минской епархии. СПб., 1864; Александр (Добрынин), еп. Речь при открытии правосл. мон-ря в г. Минске//Минские ЕВ. 1870. Ч. неофиц. 1. С. 1-7; Игнатьев Р. Археологическое обозрение церквей г. Минска: Свято-Духов 1-кл. муж. мон-рь//Там же. 1877. 22. С. 457-461; 24. С. 517-524; 1878. 3. С. 62-66; Николай, иером. Заметка на ст. «Археологическое обозрение церквей г. Минска: Свято-Духов первоклассный мужской мон-рь»//Там же. 1877. 24. С. 524-527; он же. Ист.-стат. описание минского Свято-Духова муж. однокл. мон-ря//Там же. 1879.

http://pravenc.ru/text/2563290.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010