Из икон старинного письма достойна внимания икона Св. Пророка Илии с житием. Позолота на иконостасе и икона в нем поновлена в 1901 году вологодским живописцем Василием Шаховым. В алтарях на восточной стене две художественные картины, по одной в каждом, в Святодуховском - " Тайная вечеря " , в Успенском - " Воскресение Христово " . На потолке в самой трапезе написаны больших размеров три картины с оригиналов храма Христа Спасителя в Москве, именно: в центре - Преображение Господне, на правой стороне - Сошествие Св. Духа на Апостолов; на левой - Успение Божией Матери. В простенках между окнами направо изображение притчи о блудном сыне, на лево - Мытаря и Фарисея. Вокруг всех картин сделаны цветные рамы. В арке, ведущей из трапезы в церковь на правой стороне художественное изображение во весь рост преподобного Феодосия Тотемского Чудотворца, а на левой - преподобного Вассиана, чудотворца тиксенского. Вся стенная живопись в трапезе работы вологодского живописца Василия Шахова. 2. Алтарь Преображенской церкви Главный алтарь Преображенской церкви пятистенный, небольших размеров, в нем три окна. Святой престол и жертвенник узаконенной меры. Одежда на престоле медная, посеребренная с изображениями: на западной стороне Тайной Вечери, на южной - Преображения господня, на северной - Рождества Пресвятой Богородицы. На углах изображения четырех евангелистов; одежда устроена в 1852 году за 200 рублей мастером Иваном Кузминым Верховским на пожертвованные от прихожан деньги. Одежда на жертвеннике шелковая, полосатая, голубого цвета. Святой антиминс на престоле атласный, священнодействован преосвященным вологодским Палладием в 1870 году. Запрестольный крест медный, резной, вызолоченный с изображением распятия Иисуса Христа с предстоящими Богоматерью и Иоанном богословом, а над главою Спасителя изображение Господа Саваофа. По правую сторону креста запрестольная " Казанская " икона Божией Матери, икона медная вызолоченная; по краям резная, весьма искусного письма; на противоположной стороне ее изображение Св. Николая чудотворца; запрестольные крест и икона приобретены в 1892 году приходским попечительством за 114 рублей в память чудесного избавления царской семьи 17 октября 1888 года. На потолке художественное изображение Славы Божией, а на простенках между царскими вратами и окнами в 7 картинах изображены явления Христа Спасителя по Воскресении. Пол в алтаре сделан под паркет. |
В. И. Вахрина, М. В. П. Иконография Известны неск. изображений К., где показано его исцеление от гроба ростовского блж. Иоанна Власатого. Наиболее раннее из них представлено на иконе «Блж. Иоанн Власатый, с деисусом и клеймами чудес» 3-й четв. XVII в., находящейся у раки подвижника в ростовской ц. Толгской иконы Божией Матери. В основе сюжетных композиций - описание исцелений перед кратким Житием блж. Иоанна 2-й пол. XVII в. (Месяца ноемвриа в 12 день о чудесах блж. Иоанна Милостивого, Власатого, Ростовского чудотворца//Ярославские ЕВ. 1877. 23. Ч. неофиц. С. 179-182). О 1-м чуде сказано, что у К. в старости «отъяся рука и нога, и всею плотию не владе и ослабе». К., «от места на место не могий двинутися», повелел отнести его к образу св. Иоанна Предтечи и гробу блж. Иоанна Власатого. Во время молебна при чтении Евангелия митрополит «пременися от недуга и нача в себе всем владети… и отыде от гроба здрав и радуяся». Во 2-м клейме иконы К. изображен в земном поклоне перед гробом блаженного. Митрополит облачен в малиновую архиерейскую мантию, на голове белый клобук; у него длинная коричневая борода, более узкая на конце, и широко поставленные крупные глаза. За гробом стоят мужчина-средовек в княжеском одеянии, диакон и священник. Житие с чудесами от гроба блж. Иоанна и эта икона были созданы по заказу ярославского «государева гостя» купца Михаила Гурьева ( Вахрина В. И. К истории создания иконы «Блж. Иоанн Власатый Милостивый с чудесами от гроба святого» XVII в.//XV науч. чт. памяти И. П. Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Ярославль, 2011. С. 111-124). Другое изображение с исцелением К. представлено среди 5 накладных клейм (медь, чеканка, гравировка, канфарение с серебрением и позолотой) на раке блж. Иоанна, вероятно оформленной к освящению храма в 1767 г. Клеймо размещено с левой стороны в овальном картуше с надписью: «Чудо с[вя]таго Иоанна исцеление митрополита Ростовскаго Кирила». Иконография разработана с использованием текста о чудотворениях от гроба блж. Иоанна, но мастер самостоятельно решил композицию, не ориентируясь на житийный образ. В центре представлен гроб с мощами блж. Иоанна, в ногах к-рого сидит К. с небольшой кудрявой бородой, прижимая к груди левую руку, складки его архиерейской мантии спускаются на пол. В правой части композиции в изголовье гроба стоят священник с Евангелием и диакон, над ними - Казанская икона Божией Матери. За гробом и за К. изображены др. диакон и монахи, перед митрополитом - большая дымящаяся кадильница. |
Казанская икона Божией Матери со святителями Варсонофием и Гурием на полях из Спасо-Прилуцкого мон-ря в Вологде. 1-я четв. XVII в. (ВГИАХМЗ) изображения святителей Гурия и В. Согласно той же описи, в приделе московского Казанского собора во имя казанских чудотворцев Гурия и В. (освящен в 1647) находились большие иконы святых (со Спасителем вверху, в окладе (133,4 ´ 93,4 см); «ветхая» в ризнице (106,7 ´ 80 см)). В молении благословляющему Христу святители Гурий и В. представлены на иконе-пяднице XVII в. (прописи XIX в., ЦМиАР). Часто святые Гурий и В. обращены в молении образу Богоматери Казанской: иконы XVII-XIX вв. (ГИМ - со святыми на полях; ЯХМ; ПЗИХМЗ); на шитой пелене, вложенной Д. А. и Г. Д. Строгановыми в нижегородский Спасо-Преображенский собор (кон. 50-х - 60-е гг. XVII в., НГИАМЗ), Гурий и В. в молении обращены к Богоматери с Евангелием в руке, по краям пелены тропарь святителям. На пелене из Казанского девичьего мон-ря, шитой в традициях строгановских мастеров (1-я пол.- сер. XVII в., ГОМРТ), святители Гурий и В., в рост в трехчетвертных поворотах, в фелонях, омофорах, митрах, с Евангелиями на платах (у Германа в левой руке, у В. в правой), предстоят в молении Богоматери «Знамение», по краям пелены вышит тропарь святителям. Иногда святители в молении перед Деисусом, помещенным на верхнем поле (напр., икона 2-й пол. XVII в., ГИМ). На шитой жемчугом палице, вложенной, как следует из надписи, боярином Иваном Морозовым в Благовещенский собор Казанского Кремля (1654, ГОМРТ), небольшие ростовые фигуры благословляющих Гурия и В. (В. ниже Гурия) с Евангелиями в руках расположены фронтально по сторонам Благовещения, вверху Господь Саваоф, вокруг вышит тропарь Благовещению Богородицы (дониконовский вариант). На двусторонней выносной иконе нач. XVIII в. «Богоматерь Шуйская - святители Гурий и Варсонофий» предстоят святые в молении Спасителю, внизу между их фигурами - горки (ГМЗРК). В деисусной композиции Гурий и В. (в повороте влево) - на иконе XVII-XVIII вв. (ЯХМ), на складне (с Богоматерью Одигитрией в центре) - по бокам на створах (XVII в., ГИМ). Вместе они изображены также на небольших образках, украшенных серебряной басмой (XVII в., ГИМ). |
С. 55-56). В новой каменной Казанской ц., освященной в 1864 г., икона также находилась в иконостасе слева от царских врат «в серебряно-вызолоченном окладе и украшена аметистами и топазами» (Там же. С. 72), по др. описанию, «как храмовая, украшенная серебро-позлащенною ризою, жемчугом и др. камнями» (Описание церковных вещей. 1887. С. 310), в раме со сценами из Жития Богоматери. В касимовском Казанском монастыре почитались 2 др. Казанские иконы XVII в.: пожертвованные бабушкой царевича Иакова царицей Фатимой Султан-Сеитовной и его матерью Марией Никифоровной (урожд. Плещеевой), известные по фотографиям, вклеенным в рукопись 1933 г. о касимовских подвижниках ( Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. 2005. Ил. на с. 20, 21). Сохранился шитый покровец (2-я пол. XVII в., кайма XVIII в., Касимовский краеведческий музей) с изображением Казанского образа, возможно находившийся в касимовском Казанском мон-ре. После закрытия мон-ря К. К. и. была перенесена в близлежащую, находившуюся на его территории Пятницкую ц. По свидетельству настоятеля Никольского храма Касимова прот. Владимира Сергеевича Правдолюбова (род. в 1931) и его сестры Веры Сергеевны Правдолюбовой (род. в 1922), изгнанные насельницы мон-ря перешли в Пятницкую ц., хранительницей К. К. и. советом сестер была назначена мон. Ирина (Разорёнова; † 1971). В 1930-1935 гг. икона находилась в Пятницкой ц. В 1935 г. прот. сщмч. Николая Анатольевича Правдолюбова арестовали, храм был закрыт, в 1936 г. разрушен. Монахини перешли в соседний не закрытый Никольский храм (1705; перестраивался в 50-60-х гг. XIX в.). К. К. и. была принесена сюда и положена на аналой у левого придела. При угрозе конфискации ее прятали. С осени 1940 по март 1943 г. в Никольском храме службы не совершались, все священники города были арестованы, но община не распалась. Староста А. А. Вереина не отдала ключи от храма в исполком даже под угрозой расстрела, что сохранило от уничтожения иконы храма, в т. ч. и К. К. и. В марте 1943 г. вернувшийся из очередной ссылки прот. |
Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в мастерских русских обителей на Афоне писали списки чудотворного образа в основном для мон-рей (особенно женских) и храмов в России. Одна из привезенных с Афона местночтимых икон (1879, написана в Благовещенской келлии иером. Серафимом (Титовым)) находилась в Таволжанском Казанском жен. мон-ре (Новохопёрский у. Воронежской губ.); после его закрытия образ передан монахинями в ц. иконы Божией Матери «Знамение» Борисоглебска Воронежской обл. Др. чтимый список иконы был прислан в 1852 г. по инициативе иеросхим. Сергия (Веснина) в Новодевичий Воскресенский мон-рь в С.-Петербурге, где в честь ватопедского образа в 1850-1854 гг. была устроена домовая церковь (в юж. главном корпусе при игуменских покоях). В XX в. икона была сохранена верующими в Тамбове и передана в дар Вышенской Успенской обители, в 2014 г. возвращена в Новодевичий мон-рь. На ее обороте - дарственная надпись с благословением от старцев Русского Пантелеимонова мон-ря месту, «идеже волею Августейшаго Монарха Николая Iro по благоволению Свыше воздвигается тихое пристанище Невест Христовых». Аналогичная икона того же автора сер. XIX в. (частное собрание) дополнена фигурами великомучеников Димитрия Солунского и Феодора Стратилата. Сохранились упоминания о том, что списки «О. или У.» и. были отправлены российскому послу в К-поле И. А. Зиновьеву (к 50-летию службы, 17 дек. 1901), настоятельнице мон-ря Тихвинской иконы Божией Матери в слободе Борисовка Курской губ. игум. Маргарите (Соломенцевой) (сент. 1881; см.: История Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1735 до 1912 г. Св. Гора Афон, 2015. С. 683, 757. (Рус. Афон XIX-XX вв.; 5); Старцы-возобновители Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Св. Гора Афон, 2014. Ч. 1: Духовник Иероним. С. 498-505, 511, 517. (Рус. Афон XIX-XX вв.; 9)). Список образа находился в Краснослободском жен. монастыре (Республика Мордовия), в храме общины в честь «О. или У.» и. в с. Добрыниха (в имении гр. М. В. Орловой-Давыдовой, ныне городской окр. Домодедово Московской обл.) и в др. церквах. |
иконах: «Благовещение» (1558 и 1580-1590 - обе в СИХМ; 1603, ПГХГ); «Рождество Богородицы» (нач. XVII в., ГМЗК); «Покров Богородицы» (XVII в., СПГИАХМЗ); «Сошествие Св. Духа на апостолов» (1682, Симон Ушаков, Троицкий собор ТСЛ); «Воскресение - Сошествие во ад» (40-е гг. XVII в., ЯХМ); «Сретение», «Крещение» (XIX в., частное собрание). Изображения Г. С. включаются в сложные композиции, основанные на текстах псалмов и литургических песнопений: «Богоматерь Гора Нерукосечная» (кон. XVI в., СИХМ); «Что Тя наречем» (сер. XVII в., ЦМиАР); «Отрыгну сердце Мое слово благо» (2-я пол. XVI в., ЦМиАР); «Богоматерь Непроходимая Дверь» (2-я пол. XVII в., ГРМ); «Державная икона Божией Матери» (XIX в., ц. Казанской иконы Божией Матери в Коломенском) и др. На миниатюрах XVI в., прежде всего в Лицевом летописном своде и Годуновских Псалтирях, Г. С. изображается в «небесах» благословляющим, часто с державой в левой руке. Г. С. как Творец мира представлен в сценах «Творения» в цикле «Бытие» в росписи ц. во имя Св. Троицы в Вязёмах, в церквах во имя свт. Николая (Николы Мокрого) в Ярославле (1673) и в честь Воскресения Христова в Ростовском кремле (1675) и в Тутаеве (1679-1680). В XVII-XVIII вв. образ Г. С. встречается в росписях балканских храмов: в композициях «Отечество» в ц. вмч. Георгия Полошского мон-ря (Македония, 1609), «Сопрестолие» в церкви мон-ря Драгомирна (Румыния, 1607-1609). Образ Г. С. был запрещен на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. как несоответствующий правосл. вероучению, поскольку, согласно соборным определениям, являл собой попытку изображения Бога Отца - неизобразимой первой Ипостаси Св. Троицы. Однако, несмотря на запрет, иконы т. н. новозаветной Троицы - «Отечество» и «Сопрестолие», в композицию к-рых входит образ Г. С., продолжали создаваться, помещались в иконостасы центральных соборов (Успенский собор Московского Кремля), украшали интерьеры храмов (Троицкий собор ТСЛ). Следует отметить, что, несмотря на отчетливую символическую связь с представлением о первой Ипостаси, рядом с подобными изображениями не встречается надпись: «Бог Отец». |
До 1941 г. помещения В. м. занимал инвалидный дом, проживавшие в к-ром люди (ок. 300 чел.) в годы нем. оккупации были расстреляны захватчиками. В 1942 г., когда линия фронта проходила у стен мон-ря, фашисты устроили здесь опорный пункт. При обстреле его советской артиллерией постройки В. м. были полностью уничтожены, осенью 1943 г. сгорело здание подворья в Любани. После 1945 г. неск. иноков В. м. откопали спрятанные на территории обители святыни: Евангелие было подарено Пюхтицкому жен. мон-рю, Казанская икона Божией Матери в 2005 г. находилась в Казанской ц. в г. Тосно Ленинградской обл.; в историко-краеведческом музее Тосно хранятся почитаемая икона прп. Макария и неск. экспонатов, связанных с В. м. Во 2-й пол. 50-х гг. XX в. на месте алтаря Успенской ц. и раки прп. Макария верующие установили 2 деревянных креста. К 2005 г. территория мон-ря заросла лесом. На островке прп. Макария - руины ц. Всех преподобных, над алтарной частью к-рой установлен деревянный крест, сохранился колодец. Арх.: ЦГА СПб. Ф. 1000. Оп. 49. Д. 84; Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-68567. Лит.: Сыренский А., диак. О Макариевской пуст., находящейся в Новгородской губ. и уезде. СПб., 1873, 18913; Корольков А. И. Прп. Макарий Римлянин Новгородский чудотворец и его обитель, ныне Воскресенский миссионерский мон-рь. СПб., 1895, 19025; Владимир, иером. Краткое описание жизни прп. Макария Римлянина Новгородского чудотворца и его обители - Новгородского Воскресенского муж. мон-ря. СПб., 1907; Краснов-Левитин А. Лихие годы, 1924-1941. П., 1977. С. 215-221; Таисия (Карцова), мон. Жития рус. святых. Джорд., 1984. Т. 2. С. 102; Толпыга С. М. Макариевская пуст.//София. 1998. 1. С. 13-15; Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 167, 168, 244-247, 289, 290, 300, 301; Орлов В. С. Макариевская пуст.//С.-Петерб. ЕВ. 2000. Вып. 21/22. С. 92-105; Земля Невская Правосл.: Крат. церк.-ист. справ. СПб., 2000. С. 77-78. М. В. Шкаровский Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл. |
Бурные политические события начала XX века не позволили Свято-Покровской церкви превратиться в классический храм-памятник. Более того, после потери для православных Гродно Софийского собора, церковь из гарнизонной, военной церкви превращается в кафедральный собор. Тогда же в собор была перенесена часть мощей мученика младенца Гавриила Заблудовского. В 1938 г. из разрушенной Александро-Невской церкви в собор передали утварь, в том числе и весьма ценную икону «св. Александр Невский с предстоящими». Из Софийского собора перенесена и чудотворная Казанская икона Божьей Матери, которая находится в Никольском приделе Покровского собора. Мощи мученика младенца Гавриила Белостоцкого, которые находились в соборе с 1946 по 1992 гг., были торжественно перенесены в кафедральный собор Белостока. В храме осталась только святая частица мощей, которая находится в особом ковчеге возле правого клироса. Возле левого клироса находится копия креста преподобной Ефросиньи Полоцкой с частицами мощей белорусских святых. В Никольском приделе храма находится икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей. Имеются также частички от креста Господня и камень с Гроба Господня, помещенные в иконе Белорусских Святых. Почти все киоты, расположенные на стенах храма, были сделаны в начале XX века, о чем свидетельствуют подписи на них. Также почти половина подсвечников остались с того же времени. Сильный вертикальный акцент главному фасаду придает восьмигранная колокольня с шатровым перекрытием и маковкой. По бокам от нее небольшие шатры с маковками. Над алтарной частью небольшой четверик с пятикупольем. Ризницы завершены шатрами с маковками. Каждый из трех входов на центральном фасаде - с 2-колонным рундуком и высоким крыльцом. Декор фасадов - реминисценция к древнерусскому стилю - украшен кокошниками, сандриками, витыми колонками, дыньками, килеподобными бровками арочных оконных приемов. Продолговатые боковые фасады по обоим ярусам ритмично разделены прямоугольными оконными проемами в богатых теремочных наличниках, простенки выделены широкими лопатками с ширинками. Белоковровое декоративное покрытие фасадов живописно выделяется на кирпично-красном фоне стен. Внутреннее пространство храма разделено 12 столбами и перекинутыми через них аркадами на три нефа перекрытых плоским потолком и опоясано по периметру мощным карнизом. Пол - кафельный с орнаментальным рисунком. Притворы перекрыты крестовыми сводами. Апсида выделена боковыми и главным иконостасами, которые имеют коричневую тонировку и позолоту. Их силуэт формируют трехлопастные килеобразные фронтоны, луковицеобразные головки. Хоры над входом консольной конструкции. Большую сложность при строительстве храма представляли внутренние работы по устройству интерьеров, так как храм должен был служить и памятником, и музеем. |
Ист.: Жития святых Российской Церкви, также Иверских и Славянских, и местно чтимых подвижников благочестия. СПб., 1858. Июль. С. 101-106; ЖСв. Кн. доп. 1: Сент.-дек. С. 239-249. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 11-12; Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 172; Краснянский Г., свящ. Месяцеслов новгородских святых угодников Божиих, открыто и под спудом почивающих. Новгород, 1876. С. 106-108; Преподобный Антоний Леохновский, новгородский чудотворец. СПб., 1880, 1994п; Строев. Списки иерархов. Стб. 110; Филарет (Гумилевский). РСв. СПб., 1882. Т. 3. С. 241-243; Дмитрий (Самбикин). Месяцеслов. Воронеж, 1883. Август. С. 371-373; он же. Тверской патерик. Каз., 1907. С. 160-163; Преподобный Антоний Леохновский (Новгородский чудотворец). СПб., 1994 . А. А. Романова Иконография Сохранилось сравнительно немного изображений А. Л. Неск. икон находится в Преображенском храме с. Леохнова; наиболее ранняя, кон. XVIII - нач. XIX в., помещена над ракой А. Л. На ней святой представлен старцем с седой бородой средней длины и короткими волосами, облачен в рясу, епитрахиль и монашескую мантию, руки сложены на груди. А. Л. изображен в правой части средника стоящим на берегу реки перед Спасителем в облаке, на др. берегу - основанный А. Л. мон-рь с 6-гранной в плане стеной, на углах - башни, впереди - надвратная церковь, внутри ограды - 5-главый Преображенский собор с 3-ярусной колокольней, одноглавая церковь и неск. построек. На иконе кон. XIX в. того же извода у святого в левой руке четки, правая прижата к груди, храм имеет 3 главы и 3-ярусную колокольню. Храмовая икона из ц. с. Леохнова с тем же типом изображения находится под масляной записью 2-й пол. XX в. (сохранность первоначальной живописи и ее датировка пока не установлены) - собор с колокольней и часть монастырской стены представлены крупным планом, в левом верхнем углу - поддерживаемая ангелом Казанская икона Божией Матери , к-рой посвящен один из приделов собора. |
Из других святынь следует отметить икону Пресв. Богородицы и св. Иоанна Предтечи, в которую был вставлен небольшой серебряный ковчежец с частицей ризы Господней. Этот ковчежец в 1-й пол. XVIII в. «привесил» к чудотворному образу «боярина Николая Григорьевича Строганова житель Семен Дмитриев, сын Истомин». В XVIII в. над могилами Судовщиковых рядом с храмом была выстроена часовня, при входе в которую имелось изображение всей семьи, несущей чудотворную икону, с пояснительной надписью: «Здесь покоится прах Московского гостя Третьяка-Тимофея Никитича Смирнова и супруги его Евфимии Симеоновны, принесших чудотворную икону Казанския Богоматери из города Везников в город Калугу, и брата его Константина, в монашестве схимника Кирила, и младенца Василия». Послереволюционная судьба чудотворного списка неизвестна. Документы, литература Вязниковский ист.-худож. музей. Собр. ркп. 988, 1025, 1026; ГА Владимирской обл. Ф. Р-357. Оп. 2. 177; ОР РГБ. Ф. 173; Собр. МДА. Оп. 1. 201; РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. 18. Федоров А. Ист. собр. о богоспасаемом граде Суждале//ВОИДР. 1855. Т. 22. Отд. мат-лы. С. 189-196; Орлов В. М., прот. Сказание о чудесах, бывших от Вязниковской-Казанской иконы Божией Матери, в точности списанное со старинной рукописи, хранящейся при церк. б-ке Вязниковского Казанского собора. Вязники, 1907; Сказание о чудотворных иконах Богоматери. Коломна, 1994. С. 440. Иоасаф (Гапонов), иером. О св. иконах особо чтимых, находящихся во Владимирской епархии. Владимир, 1859. С. 28; Веселовский К. А. Перенесение иконы Казанския Божией Матери из холодного в теплый Никольский собор//Владимирские ЕВ. 1876. Ч. неофиц. 7. С. 335-340; Миловский Н., свящ. Неканонизированные святые г. Шуи Владимирской губ. М., 1893. С. 1-17; Добронравов В., Березин В. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898. Вып. 5. С. 292-300; О Казанской чудотворной иконе//Калужские ЕВ. 1905. Ч. неофиц. 19-21; Малинин Д. Калуга: Опыт ист. путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912. С. 84-88; Прп. Иринарх, затворник Борисоглебский//Ярославские угодники Божии/Сост. гр. М. В. Толстой. Ярославль, 1991р. С. 30-33; Вестник Вязниковско-Гороховецкого благочиния Владимир-Суздальской епархии. Вязники; Владимир, 1999. [Спец. вып.]: 1624-1999 гг. 21 июля. Казанской-Вязниковской иконы Божией Матери чудотворной 375 лет; Тельчаров А. Д. Вязниковская слобода. М., 1999. С. 10-12. |
| |