Вязниковская Казанская икона Божией Матери Вязниковская Казанская икона Божией Матери Уже с 1-й пол. XVII в. В. и. приобрела общерус. известность. В 1640 г. паломническую поездку к ней совершил царь Михаил Феодорович (Дворцовые разряды. СПб., 1851. Т. 2. Стб. 646-647). Каменная соборная церковь, где впосл. пребывала В. и., была построена в 1670-1674 гг. на средства дворцовой казны царя Алексея Михайловича, церковной казны и мирского подаяния. После пожара в храме 1 июля 1703 г. чудотворная икона находилась в течение 5 лет в располагавшейся рядом теплой Никольской ц., у царских врат. В 1708 г. образ при большом стечении народа перенесли в приготовленный к освящению Казанский храм, откуда он на зимний период возвращался в Никольскую ц. (ежегодный крестный ход, приуроченный к этому событию, был установлен по распоряжению архиерея в 1875). Вокруг г. Вязники крестный ход с В. и. был учрежден в 1892 г. в память избавления от эпидемии холеры в 1891 г.; проводился в последнее воскресенье перед храмовым праздником - 8 июля ст. стиля. В 10-ю субботу по Пасхе из вязниковского Казанского собора по окончании поздней литургии ежегодно совершался крестный ход в погост Никологорский, через деревни Лукново и Синяткино, установленный, по преданию, по случаю избавления жителей погоста и окружавших его 30 деревень от моровой язвы в 1771 г. В. и. оставалась в Казанском соборе до 1929 г., когда Владимирский губисполком вынес решение о закрытии храма в Вязниках и об использовании его «для культурных целей». 1 марта 1929 г. началось разрушение церковных зданий, внутреннее убранство из металла пошло на лом, иконы продавались на дрова, нек-рые предметы попали в краеведческий музей. В. и. была сохранена одной из прихожанок храма. В годы Великой Отечественной войны икона была помещена в открывшемся в Вязниках Крестовоздвиженском храме, где находится и в наст. время. Наиболее раннее описание В. и. относится к 1702 г. (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. 18). Икона находилась в створчатом киоте, была украшена басменным окладом с изображением 4 евангелистов по углам, резными венцом, короной и цатой с драгоценными камнями и жемчугом. К образу на серебряных цепочках были подвешены 2 резные позолоченные Казанские иконы, приложен золотой крест с алмазом (вклад царя Феодора Алексеевича, сделанный в 1682 во время проезда через Вязники на богомолье во Флорищеву пуст.).

http://pravenc.ru/text/161155.html

Девять мучеников Кизических. Икона. Кон. XVIII в. Палех (частное собрание) Ни в одном из источников не указано время, когда пострадали К. м. В Четьих-Минеях свт. Димитрий Ростовский упоминает о том, что казнь К. м. произошла за неск. лет до воцарения равноап. имп. Константина I Великого, однако это только его предположение. Поэтому датировка их кончины в совр. календаре РПЦ 286-299 гг. (1-й половиной правления Диоклетиана и Максимиана) является условной. В тексте Мученичества в рукописи Patm. 254 указано, что святые пострадали 4 апр. В греч. печатной Минее (Венеция, 1603) сведения о К. м. помещены под 28 апр. Под этой датой память К. м. вошла в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца и в совр. календари греч. Церквей. В большинстве визант. календарей имена К. м. указаны 29 апр. Эта дата закрепилась в совр. календаре РПЦ. Девять мучеников Кизических. Икона. 1-я четв. XIX в. (Музей рус. иконы, Москва) Девять мучеников Кизических. Икона. 1-я четв. XIX в. (Музей рус. иконы, Москва) В России К. м. особо активно почитались во 2-й пол. XVII в. Поскольку святые считались целителями от лихорадки, то в 1687 г., во время эпидемии этой болезни в Казани, Адриан , митр. Казанский и Свияжский (впосл. патриарх Московский и всея Руси), предложил общему городскому совету поставить ц. во имя К. м. Строительство деревянного храма было завершено к июлю 1688 г. После этого эпидемия пошла на убыль и вскоре совсем прекратилась. Храм стал местом массового паломничества, по ходатайству митр. Адриана здесь был основан казанский Кизический в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужской мон-рь . Став патриархом, Адриан продолжал заботиться об этой обители. Так, в июле 1693 г. мон-рю были переданы частицы мощей К. м., подаренные в 1645 г. царю Михаилу Феодоровичу Кизическим митр. Анемподистом (по греч. источникам, Кизической епархией в то время управлял митр. Анфим) ( Никанор (Каменский), еп. Кизический Казанский мон-рь: Ист. очерк его 200-летнего существования. Каз., 1891. С. 169). Об этом сообщается в утраченной кн. «Спирида, или Кошница» (1691), написанной ктитором Кизического мон-ря иеродиак. Стефаном (Сахаровым). В книгу входили служба К. м., Слово об их мучениях и рассказ об устроении мон-ря в Казани. Содержание книги известно благодаря цитатам, приведенным в исследовании еп. Никанора «Кизический Казанский монастырь». Эта реликвия была утрачена в 20-х гг. ХХ в. В наст. время в казанском Кизическом мон-ре хранится икона с частицей мощей К. м., недавно подаренная московской церковью Кизических мучеников.

http://pravenc.ru/text/1684590.html

Г. являлся членом ОЛДП, Петроградского и Московского археологических ин-тов, МАО, Комиссии по осмотру и изучению церковной старины Москвы и Московской епархии, Ростовского музея церковных древностей, Владимирской губ. ученой архивной комиссии, Румянцевского музея, нек-рых благотворительных учреждений. Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими свт. Алексием Московским и прп. Серафимом Саровским. Иконописец В. П. Гурьянов. 1912 г. (ГТГ) Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими свт. Алексием Московским и прп. Серафимом Саровским. Иконописец В. П. Гурьянов. 1912 г. (ГТГ) Др. значительное направление деятельности Г.- публикация памятников древнерус. живописи и лит-ры. Благодаря Г. увидели свет такие издания, как «Переводы с древних икон» (1902), «Лицевые святцы XVII в. Никольского единоверческого монастыря в Москве» (1904), «Иконы Спасителя письма Симона Ушакова» (1907) и др. В них, в частности, встречаются ссылки на иконы и прориси из собственной коллекции Г. Мастер снимал прориси с древних памятников, напр. с уникальной иконы «Московские святые» 2-й пол. XVII в. из старообрядческой молельни на Преображенском кладбище в Москве ( Успенский А. И. Икона с изображ. Моск. святых из молитвенного дома Преображенского старообр. кладбища в Москве//Моск. ЦВед. 1902. 40. С. 465-466; Маркелов. Святые Др. Руси. С. 340-341, 616-617. 169). После событий 1917 г. художник, очевидно, вернулся в Мстёру ( Семеновский Д. Н. Мстёра. М.; Иваново, 1937. С. 137-138). В наст. время в музейных, церковных и частных собраниях выявлено ок. 40 икон с подписями Г., выполненными, как правило, мелкими буквами справа возле нижней лузги, на обороте иногда встречается штамп мастерской или дарственная надпись художника. Наиболее ранним произведением является Казанская икона Божией Матери 1892 г. (частное собрание), написанная, очевидно, самим Г. по заказу А. М. Гордеева ( Данченко Е. А. , Красилин М. М. Мат-лы к словарю иконописцев XVII-XX вв.: (По данным обследования церк. и др. коллекций 1973-1993 гг.). М., 1994. С. 14-15. 41). Иверская икона Божией Матери 1898 г. (частное собрание), согласно подписи, «в меньшем размере точная копия» чудотворного образа из Иверской часовни у Воскресенских ворот в Москве. Аналогичный список большого размера создан в 1901 г. (ГРМ) как дар Е. В. Богданович от московских хоругвеносцев, в числе к-рых поименован Г. К авторским произведениям мастера, по мнению К. Коткаваара, относится икона Божией Матери «Иерусалимская» 1901 г. из Нововалаамского мон-ря в Финляндии ( Kotkavaara. 2000. S. 77, 80). Вкладом мч. имп. Николая II в часовню г. Торнио являлся образ «Спас Нерукотворный» 1909 г. (Музей Правосл. Церкви в Куопио, Финляндия).

http://pravenc.ru/text/168404.html

В 1770 г. на пожертвования помещика А. Ф. Кареева на месте деревянной была построена теплая каменная Сергиевская ц. с 2-ярусным иконостасом. В 1-й пол. XIX в., при строителе Иосифе, на пожертвования скопинского купца А. А. Буянкина была построена кирпичная трапезная, в 1863 г. перестроенная в придельный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В том же году в Сергиевском храме был освящен придел во имя св. равноапостольных Константина и Елены. Стены и своды храма были покрыты росписями. В нач. XIX в., при настоятеле Ипполите, была возведена 3-ярусная колокольня с воротами. Одновременно Д. м. был обнесен каменной оградой с 2 св. вратами. К 1914 г. в Д. м. также располагались 2-этажный настоятельский корпус (низ каменный, верх деревянный), 4 братских корпуса (одноэтажные каменный на 2 кельи, 2 деревянных на 4 кельи, 2-этажный деревянный на 8 келий). За оградой находились гостиница (из 2 изб) с 6 номерами, изба для трудников, скотный двор, конюшни, каретный сарай и 2 сарая для телег, деревянный амбар, рига, баня. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского. Фотография. 2006 г. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского. Фотография. 2006 г. Среди чтимых икон известны «древние» Казанская икона Божией Матери в серебряном окладе, с серебряным венцом и подвесками; икона Двунадесятых праздников в посеребренной ризе; икона «Избранные святые» на кипарисовом дереве с надписью: «В 1852 г. 8 апреля пожертвована в сей монастырь при строителе Феодорите»; икона прп. Сергия Радонежского, пожертвованная иером. Даниилом 25 сент. 1853 г.; икона св. блгв. царицы Александры в серебряно-позолоченной ризе (1844). В алтаре хранился посох, по преданию принадлежавший прп. Александру (Пересвету). С XIX в. по просьбам прихожан реликвия находилась за клиросом в специальном футляре. Верующие приписывали посоху целительную силу при зубной боли, поэтому рукоять его обгрызена. Среди др. реликвий в Д. м. хранились серебряные богослужебные сосуды (сер. XVIII в.), потир с иконными изображениями и чеканкой, звездица, лжицы, 2 тарели, копие, серебряный ковш для теплоты, пожертвованные купцом г. Старобельска Харьковской губ. А. М. Поповым; напрестольный серебряно-позолоченный крест с финифтяными изображениями на одной стороне и чеканными - на другой, с надписью: «Крест сей ряжского Димитриева монастыря, приложил строитель иеромонах Ипполит в 1825 г.»; крест серебряно-позолоченный (1802); крест из серебра, с финифтяными изображениями и надписью: «За упокой рабов Божиих Ольги, Силы, Ирины и Варвары»; 2 серебряно-позолоченных ковчега для Св. Даров, в т. ч. с финифтяной иконой «Воскресение Христово»; 6 Евангелий, в т. ч. 3 в серебряно-позолоченных окладах, с финифтяными и серебряными изображениями (1758, 1798 и 1841). Близ мон-ря существовал целебный источник, водой из к-рого кропили рус. воинов, отправлявшихся в военные походы.

http://pravenc.ru/text/178249.html

В поисках нового места для уединенной жизни Г. с частью учеников оставил Болдинский мон-рь и поселился на берегу р. Бебри, в лесу, на окраине Вязьмы. По словам святого, «на месте том бысть сход корчемником и зерньщиком, и съезд разбойником, и душегубство велие, и убийство, и кровопролитие» ( Крушельницкая. Автобиография и житие. С. 211). В 1543 г. в новооснованном вяземском во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ре был возведен и освящен деревянный храм во имя св. Иоанна Предтечи (в честь Усекновения главы?) с трапезной и келарской (дата, приведенная в статье о вяземском мон-ре,- 1542 (ПЭ. Т. 10. С. 139) - неточна). Преподобный получил от вел. кн. Иоанна IV грамоту, по к-рой крестьяне, селившиеся в слободе близ мон-ря, получали освобождение от посадского тягла. Святой имел тяжбу с неким великокняжеским посланником, пытавшимся заставить крестьян платить подати. Устроив обитель и поставив в ней игуменом своего ученика Симеона, Г. вернулся в Болдинский мон-рь. Прп. Герасим Болдинский и свт. Николай, архиеп. Мирликийский, с Казанской иконой Божией Матери. Икона. 2-я пол. XIX в. (Герасимов Болдинский мон-рь) Прп. Герасим Болдинский и свт. Николай, архиеп. Мирликийский, с Казанской иконой Божией Матери. Икона. 2-я пол. XIX в. (Герасимов Болдинский мон-рь) Однако вскоре, ища уединения и избегая почета, преподобный вновь ушел из Болдинского мон-ря и поселился в Брынском лесу, на месте впадения в р. Жиздру р. Бредни. Здесь Г. с учениками поставил церкви Св. Троицы, Введения во храм Пресв. Богородицы и прп. Сергия Радонежского - так был основан Троице-Введенский мон-рь, строителем к-рого стал ученик Г. Петр (Коростелёв). В с. Свирковы Луки (Сверколучье) на левом берегу Днепра (в 40 км от Болдинского мон-ря и 36 км от Дорогобужа), на месте небольшой запустевшей обители, преподобный положил начало Сверколуцкому в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рю. Согласно 2-й редакции Жития святого, ему пытался оказать сопротивление местный землевладелец Я. А. Салтыков, к-рый использовал пустовавшие монастырские постройки для ночлега во время охоты. Преподобный отправился в Москву и получил от Иоанна IV жалованную грамоту на выбранное им под мон-рь место. Салтыков, ставший к тому времени боярином, принял постриг в Болдинском мон-ре (это произошло после смерти Г.), скончался там в 1571/72 г., погребен рядом с первоначальной могилой святого (ранее 1567 состоялось перенесение мощей Г. в Троицкий храм). Когда в Сверколуцкой обители собралось 35 монахов, строителем в ней Г. поставил своего ученика Сергия, сам же вернулся в Болдинский мон-рь. Во всех основанных им обителях Г. установил строгий общежительный порядок и впосл. посещал их. По-видимому, перед кончиной преподобный отдал «болшей» Болдинский мон-рь под покровительство московских властей: «Бил есмя челом царю Ивану Васильевичу и митрополиту Макарию о брежении монастыря» ( Крушельницкая. Автобиография и житие. С. 212).

http://pravenc.ru/text/164547.html

Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. множество списков чудотворного образа было написано и освящено в рус. мон-рях на Афоне, а затем прислано в Россию, напр. в 1858 г. в Оренбург для жен. обители, к-рую предполагали построить. В нач. XX в. прославленный чудесами список образа находился в храме с. Юрьева Котельничского у. Вятской губ. ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 346). Для одной из таких икон, привезенной ок. 1887 г. миссионером иером. Арсением с Афона, был построен храм в Галерной гавани в С.-Петербурге с одноименным посвящением главного престола ( Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Христ. ист.-церк. энцикл. СПб., 2003. С. 114). В 1950 г. по благословению митр. Григория (Чукова) образ был передан в ц. Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище в С.-Петербурге, где в его честь освящен сев. придел. Списки «Д. е.» и. находятся в домовой ц. во имя мц. Александры царицы в здании Русской духовной миссии в Иерусалиме (1910, работа афонского иером. Серафима (Титова)), в Троицком соборе в Иерусалиме, над входом в гробницу праведных Иоакима и Анны в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в Гефсимании, в ц. во имя прп. Сергия Радонежского в ТСЛ, в Троицком соборе Данилова мон-ря в Москве, в церквах во имя прор. Илии во 2-м Обыденском пер. в Москве, в честь Казанской иконы Божией Матери в Рыбинске (с частицами мощей, из ц. Св. Троицы с. Верхне-Никульского Ярославской обл.), в честь Успения Богородицы в Чухломе (мироточивый образ), в нижегородской Троицкой ц. в Высокове (написана в афонском Пантелеимоновом мон-ре), в Покровском соборе Самары (в шитом окладе) и др., в частных собраниях (напр., своеобразная по стилю икона нач. XIX в. с текстом песнопения «Достойно есть» вверху на свитке, руки ангелов сложены на груди). Икона Божией Матери " Достойно есть " . Кон. XIX в. Афон (Троицкий собор Серафимо-Дивеевского мон-ря) Икона Божией Матери " Достойно есть " . Кон. XIX в. Афон (Троицкий собор Серафимо-Дивеевского мон-ря) За редким исключением это иконы большого размера, написанные в академической манере в традициях поздней святогорской иконописи на голубом или золотом фоне (на иконе из Троицкого собора Серафимо-Дивеевского мон-ря, с частицами мощей святых, вверху - голубой фон, под облаками - золотой), с текстом на свитке на рус. или греч. языке: «Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя…» (Ис 61. 1; Лк 4. 18). Младенец одет в белую рубашку с препоясанием, Богородица - в мафорий красного оттенка и светлый (розовый) плат, у Обоих на головах венцы (как правило, у Иисуса Христа - закрытый венец, у Богородицы - корона); левая рука Иисуса Христа спрятана под плат. Корону или нимб Божией Матери поддерживают 2 ангела на облаках, вверху - Господь Саваоф, Св. Дух в виде голубя и херувимы (рисунок фигур и цвета одеяний ангелов, расположение надписей варьируются). Иногда на обороте иконы врезаны афонские сургучные печати, сделаны вкладные надписи.

http://pravenc.ru/text/180369.html

Собор в честь Казанской иконы Божией Матери. 1831–1843 гг. Фотография. 2005 г. Собор в честь Казанской иконы Божией Матери. 1831–1843 гг. Фотография. 2005 г. В 1799 г. В. м. был отнесен к Тамбовской епархии. Архиеп. Тамбовский Феофил (Раев) перевел из Саровской пуст. в В. м. строителя иером. Тихона, к-рый застал обветшавшие Никольскую ц. («пол сгнил и служение исправлять опасно»), колокольню, обвалившиеся кельи. Трудами иером. Тихона были возведены каменные 8 келий, ограда с башнями и кельями в них, 4-ярусная колокольня, на 2-м ярусе к-рой 8 янв. 1818 г. освящена ц. во имя Св. Троицы. Иером. Тихон ввел в В. м. правила, близкие к уставу Саровской пуст. Монахи проживали в кельях по одному, занимались рукоделием, изготовляли крестики из кипариса, шили, вязали рыболовные сети. 7 марта 1827 г. насельница московского в честь Вознесения Господня мон-ря мон. Миропия (Аденкова) передала в В. м. чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери, ставший главной святыней обители, а также серебряный позолоченный крест с частицами мощей ап. Матфея, святителей Василия Великого, Спиридона Тримифунтского. Перед образом горела неугасимая лампада, мн. паломники получали исцеления, к 30-м гг. Успенская ц. не вмещала молящихся. В 1831-1843 гг. на средства прот. И. Наполинского был построен 5-главый собор, главный престол к-рого освящен еп. Тамбовским Николаем (Доброхотовым) 16 июня 1844 г. в честь Казанской иконы Божией Матери, правый придел - 15 авг. 1845 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый придел - 16 авг. 1845 г. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Зимой Вышенская Казанская икона находилась за правым клиросом теплой Успенской ц., летом - по левую сторону от царских врат Казанского собора. 30 марта 1862 г. еп. Тамбовский свт. Феофан Затворник назначил настоятелем В. м. эконома Тамбовского архиерейского дома игум. Аркадия (Честонова; впосл. архимандрит). Святейший Синод разрешил жителям Тамбова, Кирсанова, Моршанска переносить из мон-ря крестным ходом чудотворный образ Вышенской Казанской Божией Матери для служения молебнов с 19 апр. в течение всего лета. В 1891-1892 гг. архим. Аркадий устроил на могиле мон. Миропии (Аденковой) в тамбовском в честь Вознесения Господня мон-ре часовню с неугасимой лампадой.

http://pravenc.ru/text/161125.html

С. 55-56). В новой каменной Казанской ц., освященной в 1864 г., икона также находилась в иконостасе слева от царских врат «в серебряно-вызолоченном окладе и украшена аметистами и топазами» (Там же. С. 72), по др. описанию, «как храмовая, украшенная серебро-позлащенною ризою, жемчугом и др. камнями» (Описание церковных вещей. 1887. С. 310), в раме со сценами из Жития Богоматери. В касимовском Казанском монастыре почитались 2 др. Казанские иконы XVII в.: пожертвованные бабушкой царевича Иакова царицей Фатимой Султан-Сеитовной и его матерью Марией Никифоровной (урожд. Плещеевой), известные по фотографиям, вклеенным в рукопись 1933 г. о касимовских подвижниках (Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. 2005. Ил. на с. 20, 21). Сохранился шитый покровец (2-я пол. XVII в., кайма XVIII в., Касимовский краеведческий музей) с изображением Казанского образа, возможно находившийся в касимовском Казанском мон-ре. После закрытия мон-ря Касимовская Казанская икона была перенесена в близлежащую, находившуюся на его территории Пятницкую ц. По свидетельству настоятеля Никольского храма Касимова прот. Владимира Сергеевича Правдолюбова (род. в 1931) и его сестры Веры Сергеевны Правдолюбовой (род. в 1922), изгнанные насельницы мон-ря перешли в Пятницкую ц., хранительницей Касимовской Казанской иконы советом сестер была назначена мон. Ирина (Разорёнова; † 1971). В 1930-1935 гг. икона находилась в Пятницкой ц. В 1935 г. прот. сщмч. Николая Анатольевича Правдолюбова арестовали, храм был закрыт, в 1936 г. разрушен. Монахини перешли в соседний не закрытый Никольский храм (1705; перестраивался в 50-60-х гг. XIX в.). Касимовская Казанская икона была принесена сюда и положена на аналой у левого придела. При угрозе конфискации ее прятали. С осени 1940 по март 1943 г. в Никольском храме службы не совершались, все священники города были арестованы, но община не распалась. Староста А. А. Вереина не отдала ключи от храма в исполком даже под угрозой расстрела, что сохранило от уничтожения иконы храма, в т.

http://pravicon.com/info-3983

Из икон старинного письма достойна внимания икона Св. Пророка Илии с житием. Позолота на иконостасе и икона в нем поновлена в 1901 году вологодским живописцем Василием Шаховым. В алтарях на восточной стене две художественные картины, по одной в каждом, в Святодуховском - " Тайная вечеря " , в Успенском - " Воскресение Христово " . На потолке в самой трапезе написаны больших размеров три картины с оригиналов храма Христа Спасителя в Москве, именно: в центре - Преображение Господне, на правой стороне - Сошествие Св. Духа на Апостолов; на левой - Успение Божией Матери. В простенках между окнами направо изображение притчи о блудном сыне, на лево - Мытаря и Фарисея. Вокруг всех картин сделаны цветные рамы. В арке, ведущей из трапезы в церковь на правой стороне художественное изображение во весь рост преподобного Феодосия Тотемского Чудотворца, а на левой - преподобного Вассиана, чудотворца тиксенского. Вся стенная живопись в трапезе работы вологодского живописца Василия Шахова. 2. Алтарь Преображенской церкви Главный алтарь Преображенской церкви пятистенный, небольших размеров, в нем три окна. Святой престол и жертвенник узаконенной меры. Одежда на престоле медная, посеребренная с изображениями: на западной стороне Тайной Вечери, на южной - Преображения господня, на северной - Рождества Пресвятой Богородицы. На углах изображения четырех евангелистов; одежда устроена в 1852 году за 200 рублей мастером Иваном Кузминым Верховским на пожертвованные от прихожан деньги. Одежда на жертвеннике шелковая, полосатая, голубого цвета. Святой антиминс на престоле атласный, священнодействован преосвященным вологодским Палладием в 1870 году. Запрестольный крест медный, резной, вызолоченный с изображением распятия Иисуса Христа с предстоящими Богоматерью и Иоанном богословом, а над главою Спасителя изображение Господа Саваофа. По правую сторону креста запрестольная " Казанская " икона Божией Матери, икона медная вызолоченная; по краям резная, весьма искусного письма; на противоположной стороне ее изображение Св. Николая чудотворца; запрестольные крест и икона приобретены в 1892 году приходским попечительством за 114 рублей в память чудесного избавления царской семьи 17 октября 1888 года. На потолке художественное изображение Славы Божией, а на простенках между царскими вратами и окнами в 7 картинах изображены явления Христа Спасителя по Воскресении. Пол в алтаре сделан под паркет.

http://sobory.ru/article/?object=41439

В. И. Вахрина, М. В. П. Иконография Известны неск. изображений К., где показано его исцеление от гроба ростовского блж. Иоанна Власатого. Наиболее раннее из них представлено на иконе «Блж. Иоанн Власатый, с деисусом и клеймами чудес» 3-й четв. XVII в., находящейся у раки подвижника в ростовской ц. Толгской иконы Божией Матери. В основе сюжетных композиций - описание исцелений перед кратким Житием блж. Иоанна 2-й пол. XVII в. (Месяца ноемвриа в 12 день о чудесах блж. Иоанна Милостивого, Власатого, Ростовского чудотворца//Ярославские ЕВ. 1877. 23. Ч. неофиц. С. 179-182). О 1-м чуде сказано, что у К. в старости «отъяся рука и нога, и всею плотию не владе и ослабе». К., «от места на место не могий двинутися», повелел отнести его к образу св. Иоанна Предтечи и гробу блж. Иоанна Власатого. Во время молебна при чтении Евангелия митрополит «пременися от недуга и нача в себе всем владети… и отыде от гроба здрав и радуяся». Во 2-м клейме иконы К. изображен в земном поклоне перед гробом блаженного. Митрополит облачен в малиновую архиерейскую мантию, на голове белый клобук; у него длинная коричневая борода, более узкая на конце, и широко поставленные крупные глаза. За гробом стоят мужчина-средовек в княжеском одеянии, диакон и священник. Житие с чудесами от гроба блж. Иоанна и эта икона были созданы по заказу ярославского «государева гостя» купца Михаила Гурьева ( Вахрина В. И. К истории создания иконы «Блж. Иоанн Власатый Милостивый с чудесами от гроба святого» XVII в.//XV науч. чт. памяти И. П. Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Ярославль, 2011. С. 111-124). Другое изображение с исцелением К. представлено среди 5 накладных клейм (медь, чеканка, гравировка, канфарение с серебрением и позолотой) на раке блж. Иоанна, вероятно оформленной к освящению храма в 1767 г. Клеймо размещено с левой стороны в овальном картуше с надписью: «Чудо с[вя]таго Иоанна исцеление митрополита Ростовскаго Кирила». Иконография разработана с использованием текста о чудотворениях от гроба блж. Иоанна, но мастер самостоятельно решил композицию, не ориентируясь на житийный образ. В центре представлен гроб с мощами блж. Иоанна, в ногах к-рого сидит К. с небольшой кудрявой бородой, прижимая к груди левую руку, складки его архиерейской мантии спускаются на пол. В правой части композиции в изголовье гроба стоят священник с Евангелием и диакон, над ними - Казанская икона Божией Матери. За гробом и за К. изображены др. диакон и монахи, перед митрополитом - большая дымящаяся кадильница.

http://pravenc.ru/text/1840433.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010