20 в. Небольшой одноярусный иконостас в трапезной, дугообразно выступающий вперед, также принадлежит периоду эклектики. Над царскими вратами, фланкированными колонками, помещена икона " Тайная вечеря " в резном фигурном обрамлении и Распятие. Верхняя часть царских врат декорирована плотной резьбой-плетенкой. В храме сохранилась икона " Ефросинья Суздальская " 1-й пол. 18 в. и паникадило 2-й пол. 19 в. Беляев, 1863, с. 169; ИАК, 1909, с. 225, 235; Холмогоровы, 1902, с. 111-112; Они же, 1912, с. 104; Кудряшов, 1975, с. 104-105. Казаринова, 1976, с. 73-77. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 105-108. Спасская церковь с. Спасского в Березниках каменная, с такою же колокольней и оградою, построена старанием помещика Ивана Ипполитовича Протопопова в 1682 г., кладбище в церковной ограде. Престолов два: в холодной - в честь Нерукотворного образа, в теплой - в честь Казанской иконы Божией Матери. Церковный капитал в 625 руб., проценты 20 руб. 26 коп., при церкви есть церковно-приходское попечительство. Причт: священник и псаломщик. Средства причта: казенное жалование священнику 132 руб. 30 коп., псаломщику 49 руб. 98 коп.; проценты с общего причтового капитала в 1400 руб. – 53 руб. 20 коп.; доход от богослужений и треб священника 200 - 250 руб., псаломщика 50 – 75 руб. Священник живет в церковном доме, псаломщик в своем. Земли в пользовании причта усадебной 1880 кв. сажень, пахотной 28 десятин, лесной 17 десятин, сенокосной 16 десятин. Планов и межевых книг нет, земля значится в общем плане владельческом с крестьянами с. Спасского. Копия плана, вводный лист на 27 десятин 313 сажень и копия с межевой книги с 33 десятинами есть. Прихожан муж. пола 451, жен. пола 535, приход сельскохозяйственный, отчасти фабричный. Приходских селений 10, из них в двух деревнях Мальцеве и Климове по одному дому, дальняя дер. Пеньки от церкви в 9 верстах, приход разбросанный. Школ две: церковно-приходская в селе и земская в д. Пеньках. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография. 1911 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=00946

Здание церкви построено в виде четырехугольного креста; холодный храм, от западной стены до иконостаса, имеет вид квадратной палаты без всяких столбов, кончается вверху полукруглым сводом с фонарем; длина церкви от горнего места до западной стены трапезы 13 аршин, в ширину 12 аршин, алтарь отделяется каменной стеной с тремя пролетами для царских, северных и южных дверей; алтарь величиною в длину 9 арш., в ширину 8 арш. Церковь освещается 10 окнами в два света, с обеих сторон по 5 окон, по 3 с верху и 2 внизу и в самом куполе фонарем; алтарь освещается тремя окнами; входов в холодную церковь 2 с западной стороны во входные двери через трапезу (придел во имя Корсунской Богоматери), и в арку среди каменной стены, 2-й вход с южной стороны в симметрию южного входа устроен снаружи также вход с железной дверью, но на самом деле он не существует, а только устроен для соблюдения симметрии в храме; пол в церкви и алтаре каменный, помост алтаря возвышается от помоста храма на одну ступень, амвон каменный, в алтаре престол и жертвенник деревянные; иконостас в 5 ярусов, резной, по малиновому фону золоченными арабесками и орнаментами; царские двери изображают Благовещение Пресвятой Богородицы с 4 евангелистами, над ними полукругом изображена Тайная вечеря, а над ней Господские праздники, св. Троица, Успение Прсев. Богородицы, Сретение Господне, Вознесение Господне, вход в Иерусалим. 1-й ярус иконостаса состоит в местных иконах; по правую сторону царских врат, к северной стороне, древний образ св. Иоанна Крестителя с изображением чудесных событий из жизни угодника; рядом с этой иконой в выступе икона Корсунской Божией Матери, окруженная изображениями разных святых; за северной дверью на клиросе икона Казанской Божией Матери; в левую сторону царских врат икона Воздвижения Креста Господня, рядом с ней благословляющий Спаситель с открытым евангелием: «приидите ко мне вси труждахощиеся»; за южной дверью алтаря на другом клиросе храмовой престольный образ св. Троицы; во 2-м и 3-м ряду иконостаса изображены Господь Саваоф, Господь Вседержитель, по сторонам их апостолы, а в самом верху Воскресение Христово; иконы иконостаса письма новейшего времени, многие из них хорошей кисти.

http://sobory.ru/article/?object=44927

икону, и указал место, где она была скрыта. Но Матрона, боялась сначала открыть об этом и уже спустя неделю рассказала матери о благодатном сне своем. Мать сперва не обратила на рассказ до­чери должного внимания и отнесла сон еë к обык­новенной детской грезе. Через несколько времени тоже сновидение повторилось во второй и в третий раз и уже с угрозою. Святитель и воевода, к ко­торым обратилась Матрона и мать еë, не обратили внимания на слова девочки. Тогда, 8 июля, около по­лудня, мать Матроны пришла с заступом на ука­занное дочерью место и начала копать землю. Долго копала она, но св. иконы не находила. После нее принялись копать соседи еë, собравшиеся толпою из любопытства, вскопали все место, но также ничего не находили. Наконец, вместе с другими, начала копать сама девочка Матрона в том месте, где прежде находилась печь, и только что прорыла землю на пол-аршина, вдруг явилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем на руках, обвернутая в ветхое сукно вишневого цвета. Чудным светом сияла св. икона, как будто недавно была изображена она и прах земли, каза­лось, не коснулся еë. Матрона с благоговейным страхом и необыкновенною радостью приняла на руки Пречистую икону и поставила ее на том же месте. Чудесно явившаяся икона Божией Матери сразу сделалась оплотом Православия среди сильного иноверия в Казанском крае. Сказание о явлении Казанской ик. Божией Матери патр. Гермогена. Его собственная рукопись Другой отрывок рукописи патриарха Гермогена Первым, кто удостоился взять св. икону Божией Матери от земли и показать ее народу, потом пе­ренести в ближнюю церковь св. Николая Тульского с благословения Казанского архиепископа Иеремии, был Николо-Гостиннодворский священник Гермоген, впо­следствии патриарх. Будучи уже митрополитом, Гер­моген в 1594 году составил сказание о явлении этой иконы и о совершившихся от нее чудесах: рукопись этого сказания хранится в Московской Сино­дальной библиотеке 2 . При нем совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Троицкая церковь стояла без пения до 1930 года, в том году церковь была разобрана и из кирпича была построена школа в деревне Павловское. Краевед Николай Чулков, 2002г. http://is-tok.ru/publ/selo_pakhrino/2-1-0-378 Название селение получило от места своего расположения на правом берегу р. Пахры. Существовало оно еще в XVI в. В 1623 г. «пустошь, что была деревня Пахрино» купил князь А.М. Львов. Продолжал застраивать сельцо окольничий князь С.П. Львов, который поставил в сельце деревянную церковь во имя Архангела Михаила. После его гибели в крымском плену в октябре 1660 г. село Пахрино отписано было на Государя и вошло в состав конюшенной Домодедовской волости, тогда же в селе была основана конюшня Государя, где содержалось более сотни царских коней. В 1677 г. по велению царя Федора Алексеевича в селе построена каменная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом Феодора Стратилата. Строилась она для обслуживания государевых людей и считалась казенной, в то время как приходской считалась первоначальная деревянная церковь Архангела Михаила. Новую церковь сложили из кирпича, покрыли тесом, на главе придела и колокольне поставили деревянные кресты, а пол выстлали кирпичом. Со временем деревянную церковь упразднили, а каменная содержалась за счет дворцового ведомства. В 1795 г. по указу придворной конюшенной конторы тесовую крышу перекрыли вновь, покрасив ее красной краской, кресты заменили на железные, стены снаружи побелили известью, а кирпичный пол заменили белокаменным. В истории церкви видное место занимает осень 1812 г. После занятия Москвы французы в Успенском соборе Кремля устроили специальную печь, в которой плавили золотые и серебряные вещи, собранные по всему городу. В числе ограбленных оказалась и чудотворная икона Казанской Божией Матери, украшенная по обету князя Д.И. Пожарского драгоценными камнями и являвшаяся святыней Казанского собора, построенного князем на свои средства в 1630–36 гг. Золотая рама иконы оказалась в Успенском соборе, но переплавить ее французы не успели. Саму же икону дьячок собора Захарий Сафонов перенес в дом протоиерея Иоанна Сергеевича Машкова. 29 сентября 1812 г. спасаясь от неприятеля, о. Иоанн, как и большинство москвичей, покинул столицу, а небольшую икону захватил с собой. Местом его нового пристанища стало Пахрино.

http://sobory.ru/article/?object=54608

В 1988 году храм был возвращен верующим и 6 декабря того же года освящен. Церковь святой великомученицы Екатерины в селе Мурино была первым храмом, освященным будущим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II по восшествии 29 июня 1986 года на Ленинградско-Новгородскую митрополичью кафедру. На звоннице храма 11 колоколов, самые большие - 600, 350 и 197 кг. В 1989 году за алтарем храма был воздвигнут крест в память клириков и мирян, прихожан храма, погибших в 1930-е годы. По материалам сайтов: www.rusk.ru al-spbphoto.narod.ru Село Мурино названо Мурином, говорят, оттого, что первые поселенцы привезены были сюда из Муромского уезда. Церковь устроена в 1789 г. на средства помещика, графа Александра Романовича Воронцова. Церковь находится на окраине села, в полуверсте от реки Охты. Она одноэтажная, в один престол, каменная, с деревянной колокольней, представляющей в верхнем ярусе подобие круглого фонаря. Церковь крестообразная, с полукружиями на восточной и западной стене. Длина и ширина церкви 9 сажень. В западной части церкви сторона с одним окном; на западной и южной сторонах - плитные крыльца в 5 ступеней. В храме 6 окон с железными решетками; печей в церкви две, в алтаре - камин; пол в церкви из лещадной плиты. Солея возвышается на 2 ступени и отделяется деревянною решеткою. Над престолом - сень из тонкого канифасного полотна с изображениями Господа Саваофа, благословляющего, и Духа св. в виде голубя. Сень вновь вызолочена в 1862 г. Престол и жертвенник из дуба; запрестольный крест в серебряной ризе, в которой весу 5 фунт. и 3 золотника. Из местных икон Спаситель и икона Скорбящей Божией Матери обложены сребропозлащенными ризами в 1846 г., на церковную сумму. Церковь содержится на свои доходы, капитал ее простирается до 1200 руб. в билетах. В храме достопримечательны: золотой крест, пожертвованный в 1863 г. церковным старостою, петербургским купцом, Иваном Арсеньевичем Соколовым; икона св. Екатерины, работы Малышева, приношение того же Соколова в 1861 г.; иконы: Казанской Божией Матери, Богородицы " Утоли моя печали " и Николая Чудотворца, в серебряных ризах, с вызолоченными венцами; евангелие, изданное в Москве в 1784 г., в сребропозлащенной оправе, с финифтяными иконами; оно не употребляется и хранится в стеклянном футляре; старинные, сребропозлащенные священные сосуды с принадлежностями, сделанные в 1786 и 1788 гг; несколько богослужебных книг старинного издания 1737 - 87 гг.

http://sobory.ru/article/?object=00557

В нач. 1663 г. Л. снова был вызван в Москву, где стал 1-м архиереем на Соборе по делу о самовольном оставлении кафедры при Архангельском соборе Московского Кремля бывшим Суздальским архиеп. Стефаном. В февр. 1665 г. участвовал в заседаниях по делу о смещении Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) с поста местоблюстителя Патриаршего престола. В февр.-сент. 1666 г. Л. принимал участие в заседаниях Собора рус. архиереев о церковной реформе и судьбе опального патриарха. 2 нояб. 1666 г. по царскому поручению Л. встречал Восточных патриархов в Москве на Лобном месте и произнес приветственную речь, после чего сопровождал их в Новоспасский мон-рь. Подписи Л. стоят под основными решениями Большого Московского Собора 1666-1667 гг.: 12 дек. 1666 г.- о низложении патриарха Никона, об утверждении церковной реформы и др. В нач. июня 1668 г. царь отпустил из Москвы патриарха Александрийского Макария. Л. было предписано встретить его в Казани и проводить до Симбирска. Несмотря на длительные периоды пребывания в Москве, Л. немало сделал и для своей епархии. В 50-60-х гг. XVII в. происходило активное заселение и освоение территорий Казанского края, что было связано с завершением строительства Симбирской (1654) и Закамской (1656) засечных черт. Мон-ри способствовали распространению христианства в крае. Л. активно участвовал в обустройстве в 30 км от Казани основанной в 1-й пол. XVII в., но запустевшей Раифской Богородицкой пуст. (см. Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери мужской монастырь ). В 1662 г. Л. дал разрешение преобразовать пустынь в мон-рь, лично посетил ее, назначил строителя иером. Савватия, пожертвовал средства на строительство 3 церквей. Главной святыней мон-ря стала чудотворная Грузинская икона Божией Матери , происхождение которой также связано с Л. В 1661 г. по распоряжению владыки была снята копия с прославленного в 50-х гг. XVII в. по инициативе патриарха Никона чудотворного образа, хранившегося в Красногорском Богородицком мон-ре под Архангельском. В 1662 г. копия была принесена в Раифский мон-рь, от нее стали происходить чудеса. В память об этих событиях Л. установил ежегодный крестный ход (31 июля) с иконой из мон-ря в Свияжск. Еще один ежегодный крестный ход (26 июня), установленный Л., совершали с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери «Одигитрия» из Седмиезерной Богородицкой пустыни в Казань. В течение месяца икона пребывала в городских храмах. По распоряжению Л. началось составление описания истории Седмиезерной пуст. и чудес от иконы, прославление к-рой состоялось в нач. 50-х гг. XVII в. и было связано с избавлением города от морового поветрия.

http://pravenc.ru/text/2462459.html

Не прерывалась память о К. и. и в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре, из к-рого происходит единственный список Симеоновской летописи кон. XV в. с известием о явлении К. и. В хозяйственных книгах обители под 23 дек. 1592 г. записано, что в москве для монастыря «образ пречистые богородицы Колотцкие обложили серебром, окладу пошло и за дело дано 3 рубли 10 алтын 4 деньги» (Вотчинные хозяйственные книги XVI в.: Приходные и расходные книги Иосифо-Волоколамского монастыря 80-90-х гг./Ред.: А. Г. Маньков. М.; Л., 1987. Ч. 2. Л. 81 об.). Празднование К. и. было учреждено под 9 июля, видимо на церковном Соборе 1547 г. Об этом сохранилось известие только в одном варианте соборного послания - в рукописи кон. XVI в. (ГПНТБ СО РАН. F. IV. 3. Л. 177). Праздник был включен в церковный календарь столичного Успенского собора, однако за пределами столицы, скорее всего, распространения не получил. Так, в Чиновнике Софии Новгородской сер. XVII в. сведений о праздновании этой иконе нет. Поскольку день воспоминания о принесении К. и. в Москву соседствует с другими праздниками в честь явленных или поновленных в столице икон Божией Матери (8 июля - в честь Казанской иконы Божией Матери, явленной в 1579; 11 июля - в честь Ржевской (Оковецкой) иконы Божией Матери, посвященный «отпуску» из Москвы после поновления в 1540), праздновать 9 июля в 1-й пол. XVII в. могли др. иконам. В церковном уставе Успенского собора 1634 г. 9 июля вместо К. и. праздновалось «явление чудотворной иконы Пречистые Богородицы Ржевские». Подобно празднику 29 июля, праздник К. и. 9 июля имеет одинаковый чин с обрядами празднования ржевским иконам вмц. Параскевы Пятницы и преподобной Параскевы 29 нояб. В 1611 г. 1 сент. К. и. была поновлена, о чем сообщалось в 3 «столбцах», найденных на иконе при снятии с нее драгоценного оклада в 1839 г. В одном из «столбцов» икона названа «чудотворного образа Пресв. Богородицы Колочския с предвечным Младенцем Господом нашим Иисусом Христом»; возможно, поновлен был именно средник складня. Из тех же «столбцов» известно имя жертвователя, на чьи средства было сделано поновление: «Пречестныя и великия обители Колочевского монастыря труды и тщанием… Григорьева сына, а прозвище Богдана Вологжанина» ( Трофимовский. 1864. С. 364-365; То же. 2013. С. 252).

http://pravenc.ru/text/1841796.html

Евангелий 3, все в окладе, с металлическими изображениями. В архиве хранятся метрические книги лишь с 1867 года. Вокруг церкви есть ограда - с двух сторон каменная и с двух - деревянная. На колокольне имеется 4 колокола: в 35, 20, 15 и 2 пуда. Кладбищ в приходе 2, а кладбищенских церквей и часовен нет. В состав прихода входят следующие селения: Смиловичи, Корзуны, Старино, Подгорье, Убель, Дукорщина, Луговая Слобода и Кривополье. Большинство прихожан крестьяне, занимающиеся хлебопашеством. Причт состоит из настоятеля и псаломщика. Настоятелем храма состоит священник Владимир Крониковский, окончивший курс наук в духовной семинарии. Священствует с 1878 года. С 1888 года настоятелем был Иоанн Воронец. Годовой церковный доход составляет 60 рублей. Земельные владения занимают 33,53 десятины, в том числе усадебная - 1 десятина, пахотная - 12, сенокосная - 10,63, пастбищная - 9,53, под дорогами - 0,73. Возле церкви имеется усадьба. При церкви находится церковно-приходское попечительство и штатное народное училище. Грамотных среди прихожан около 1 %. Богадельни в приходе нет. О Свято-Георгиевской церкви на конец 19 века сохранились следующие сведения. В 1865 году, на отпущенную казной сумму 15 000 рублей, на месте ветхой деревянной церкви, была вновь отстроена приходская Георгиевская церковь. Это каменное строение представляло собой равносторонний крест с одним глухим деревянным куполом и колокольней во фронтонной части. Крыша в церкви цинковая, купол покрыт белой жестью, снаружи церковь покрашена в желтовато-белый цвет, а купол желтый, входная дверь одна. Внутренняя площадь занимала около 35 сажень. Пол деревянный, стены оштукатурены и выбелены, окна расположены в 2 ряда и не имеют решеток, отопления в церкви не было. Клиросы расположены на солее, возвышенной на 2 ступени. Иконостас нового устройства, с колоннами, золочеными карнизами и рамами. Общий фон иконостаса — темноватый, состоит из 20 икон нового письма, распложенных в 5 ярусов. В церкви находилась местночтимая чудотворная икона Казанской Божьей Матери величиной в 5 вершков - греческой живописи, написана на кипарисовом дереве.

http://sobory.ru/article/?object=14110

И когда я в необыкновенном восторге спросил: «Кто это?» - мне отвечал невидимый голос: «Святая Святых Большая!»» (Там же. С. 88). Для увековечения памяти об этом событии И. поставил в херсонском соборе, на горнем месте, икону Успения Божией Матери, а под ней - медную дощечку с надписью: «Радуйся, Святая Святых Большая»; рядом положил резной позолоченный венок с крестом посередине. Позже, пребывая на Тобольской кафедре, И. составил акафист Абалакской «Знамение» иконе Божией Матери , в каждом икосе к-рого имеется воззвание: «Радуйся, Святая Святых Большая». В период пребывания И. на Рязанской кафедре была написана большого размера, в рост, икона Божией Матери, к-рую украшал венок («во образ виденного»). И. передал ее в Успенский Ольгов мон-рь в Рязанском у. и губ., обращенный им из мужского в женский. 16 дек. 1889 г. И. возглавил Тобольскую и Сибирскую кафедру. В Тобольск прибыл 13 февр. 1890 г., во вторник на 1-й седмице Великого поста. Вскоре по прибытии И. подарил всем настоятелям церквей г. Тобольска свое соч. «Догматическое богословие»; собственноручно на каждом экземпляре святитель написал наказ пастырям «исполнять закон Божий и ревностно проходить свои обязанности». Трудами И. в Тобольске были «поновлены» 2 флигеля при архиерейском доме, отремонтированы храмы во имя свт. Николая Чудотворца (1-я треть XVIII в.) и в честь Казанской иконы Божией Матери (2-я пол. XVIII в.), в Тобольской ДС построена ц. во имя свт. Димитрия Ростовского. В Междугорском во имя св. Иоанна Предтечи мон-ре близ Тобольска была возведена новая каменная 2-этажная церковь-усыпальница, в которой И. хотел быть похороненным. На заимке обители в Жуковке поставлена небольшая деревянная ц. во имя мч. Феодота и 7 дев - в память жертв голода и холеры 1891-1892 гг. Архиерей чтил память «апостола Сибири» митр. Тобольского Филофея (Лещинского) . В Тюмени И. освятил ц. во имя Сорока мучеников Севастийских, великомучеников Георгия, Феодора Стратилата и царицы Александры, первоначально устроенную митр. Филофеем (Лещинским) в тюменском во имя Св.

http://pravenc.ru/text/1237927.html

Спасская церковь в настоящем виде своем построена около середины XVII столетия игуменом Корнилием. Ее иконостас, возвышающийся до самых сводов, заслуживает внимания по скромной простоте столярной работы и по живописи икон в русском вкусе XVII столетия. Он сделан резных дел мастером старцем Ипполитом, иноком Московского Новоспасского монастыря. Договорная запись, заключенная им с игуменом Ионой в 1638 году, показывает, что он подрядился сделать иконостас несравненно великолепнее существующего. Но так как игумен Иона был в том же году переведен в настоятели Новоспасского монастыря, то крестник его Корнилий, соорудивший каменную церковь Спаса вдвое меньше предполагавшейся к постройке Ионой, подрядил инока Ипполита выстроить иконостас меньших размеров и без украшений. В Спасской церкви замечательна и чествуется особым поклонением древняя икона Божией Матери в деревянном вызолоченном киоте, стоящая за настоятельским местом в церкви. На доске, находящейся под ней, полууставом описано происшествие, случившееся в 1732 году 2 июня. Во время вечерни, когда читался акафист Божией Матери, сильный удар грома разбил большую главу и свод соборной церкви, и вслед за тем молния, опалив столбы у местных образов, зажгла пол у южных дверей. Братья, пораженные страхом, пали в беспамятстве на помост храма, но были спасены заступлением Божией Матери, образ Которой изображен в этом киоте. Украшение и киот для этой иконы сделаны архимандритом Иоасафом. Кроме Казанской иконы Божией Матери в церкви замечательны: 1) Животворящий Крест Господень; 2) киоты со святыми мощами. В ризнице хранятся некоторые древние грамоты, планы и межевые книги на поземельные владения монастыря». Преоображенский собор – трёхпрестольный. Центральный престол освящен в честь праздника Преображения Господня. Описание монастыря конца XIX века говорит, что в церкви Преображения «два придела: с правой стороны – во имя Успения Божией Матери, с левой – во имя преподобной Марии Магдалины». В описи 1763 г. упомянут один из приделов Преображенского собора: «…предел во имя преподобного Варлаама Хутынского».

http://sobory.ru/article/?object=04942

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010