Между тем под влиянием событий второй мировой войны И. В. Сталин начал менять политику в отношении Церкви. В частности, было принято решение об открытии духовных учебных заведений, а также нескольких монастырей, в том числе Троице-Сергиевой Лавры. Неизвестно, каким образом удалось Святейшему Патриарху Алексию I вызволить отца Вениамина из ссылки, но уже в июне он поступил в число братии Лавры, а с осени начал преподавать патрологию в Московской духовной академии в звании доцента. В праздники, субботние и воскресные дни отец Вениамин служил раннюю литургию в храме Всех святых, в земле Российской просиявших. При этом он всегда проповедовал. Евхаристический канон отец Вениамин служил с особой проникновенностью и трепетом, всегда со слезами. Трепет охватывал и окружающих. С 1947 года начались службы в Трапезном храме. Здесь пел уже монашеский хор. Отец Вениамин сам регентовал за всенощными, а в Великий пост всегда пел басом в трио с отцом Антонием (тенор) и протодиаконом Даниилом (баритон): " Да исправится молитва моя… " С 1947 года отец Вениамин стал исповедовать. В июле 1948 года архимандрит Вениамин защитил диссертацию " Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви " , получив степень магистра богословия, и был утвержден в звании профессора кафедры патрологии и в должности инспектора академии. За недолгие годы преподавания он написал несколько работ: " Чтения по литургическому богословию " , " Грехопадение человеческой природы в Адаме и восстание во Христе " (по учению преподобного Макария Великого), " Опыт приспособления " Догматики " митрополита Московского Макария (Булгакова) к потребностям современной духовной школы " , собрание лекций по пастырскому богословию за 1947-1948 годы, " Троицкие цветки с луга духовного " (по воспоминаниям преподобномученика архимандрита Кронида (Любимова; †1937), бывшего наместника Лавры). Вот что вспоминает об этом периоде жизни отца Вениамина митрополит Санкт-Петербургский Владимир (Котляров), учившийся в это время в Московской Духовной Семинарии: " Когда наступил Рождественский пост, он служил каждый день раннюю Литургию, потреблял большую просфору и три стакана воды, и больше ничего не ел.

http://lib.cerkov.ru/authors/205

…Мы только что вернулись из Дивеева, куда ездили в паломничество вместе с ребятами из детского дома «Павлин» отца Димитрия Смирнова. Один мальчик после поездки спросил меня: «У вас будет время?» – «Будет, Савелий, я отодвину все консультации». Мы сели с ним в трапезной, и он сказал: «Вы, знаете, когда я был в храме, со мной случилось что-то невероятное». – «А что с тобой случилось?» – «Я плакал». – «Савва, ты знаешь, я тоже плакала. Я стояла у мощей и тоже проревела весь Евхаристический канон. А ты почему плакал?» – «А на меня обрушились мысли, что я не так относился к маме, что отчима я ненавижу, а ведь он сейчас поддерживает моих братьев. Я презирал маму, а она все, что могла, делала для меня. Она тянет, как может, младших ребят, забрала всех домой, она ведь и меня просит идти домой. Я стоял и плакал». – «Савва, это очень хорошо. Знаешь, я тебе могу сказать, наверное, очень важные слова: ты сейчас узнал Бога. Ты придешь сейчас, и там, где никого нет, тихонечко встань и говори Ему все. А на исповедь ты вынесешь это так, как ты вынесешь, и ты увидишь, какая радость будет у тебя на душе». Вот такая встреча ребенка с Богом через родителей. А подчас – наоборот – наши дети ведут нас к Богу. Я расскажу еще один случай, о котором я говорила на Рождественских чтениях. …Мы едем в Псково-Печерский монастырь – мои мальчишки, четверо талантливых педагогов, а в детских домах работают действительно люди от Бога. Один из мальчиков родом из Печор. У монастыря стоят нищие, среди них женщина, которая просит милостыню. И наш мальчик вдруг вбирает голову в плечи, низко опускает ее и быстро-быстро идет под врата монастыря. Вечером, когда мы пришли в гостиницу, расположились, раздался жуткий стук в дверь. На пороге стояла пьяная женщина, та самая, которая просила милостыню. Это была Сережина мама. Педагоги запротестовали: «Не пускать… не давать… нельзя… либо пусть забирает ребенка…» А у нас благотворительный детский дом. Все правильно педагоги говорят. И неправильно одновременно. «Коллеги, вы забыли самое главное. Это мать. Это его мать! А если завтра она умрет от пьяной горячечной колики, если завтра ее не станет, простит ли нам 13-летний отрок, что мы не пустили его своим волевым решением к матери. В суде учитывается мнение даже 10-летнего ребенка. А ему 13. Давайте все-таки по-другому будем решать вопрос».

http://pravoslavie.ru/111169.html

Неправильно, если стоящие за ящиком чувствуют себя главными в храме, распорядителями или хозяевами. (в г. М. Тамбовской епархии свечной ящик занимал очень много места, за ним стоял стол с самоваром и посудой для чаепития, постоянно на столе лежали кошки, которые во время службы расхаживали по храму и даже заходили в алтарь). Долг священника призвать работников свечного ящик к смиренному служению Церкви, к сознанию своей ответственности за сохранение святости храма. Главное в храме молитва, а «служение Марфы» не получило одобрение Христа ( Лк.10:38–42 ). Желательно, чтобы деньги за свечным ящиком не лежали открытыми, т.к. это вызывает интерес у некоторых людей и бывали случаи, когда похищали деньги, протянув руку в глубину ящика. Подсчет денег в присутствии народа в храме ни в коем случае допускать не следует (о сборе денег за службой сказано ниже в главе 4-й во 2-м приложении раздела «Сотрудники по церковно-приходской службе»). Как все в храме, так и свечной ящик, должен быть местом благоговейной молитвы, внутренней собранности, умения работать быстро и без разговоров между сотрудниками, ограничиваясь краткой, но благожелательной информацией для приходящих и вопрошающих. Если храм небольшой по размерам и свечной ящик находится в средней части храма, то желательно в наиболее важные моменты богослужения (чтение Евангелия, пение херувимской, Евхаристический канон) продажу свечей не производить. Надо приучить народ к святости, совершаемому богослужению, подчинению своих желаний более значительному, сохранению в любых обстоятельствах выдержки. Дисциплина за свечным ящиком во много раз повысится, если ограничить количество лиц за ним стоящих, только теми, кто принимает непосредственное участие в работе. Родственникам причта или членов церковного совета, бывшим служащим или просто знакомым стоять за свечным ящиком не положено, они мешают и отвлекают от напряженной работы. Во избежание вредных пересудов от любых денежных операций в храме следует лишнюю публику отстранить. В более крупных приходах регистрацию крестин и других треб желательно производить вне храма, например, в сторожке.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Новооткрытая часть Евхология в первой своей части содержит антифонные молитвы часов, утрени и литии, из чего надлежит сделать вывод, что в начале рукописи находилось последование самой Божественной литургии, которого, к сожалению, найти не удалось. Однако сама атмосфера, в которую переносит нас рукопись, открывает особенности евхаристической богослужебной жизни Кирилло-Мефодиевской апостольской миссии, восходящей к переходному периоду Константинопольской богослужебной традиции IX–X вв. Как в столице, так и с некоторым промедлением во всем Византийском государстве мелодичная светскость песнопений уступала место Иерусалимскому палестинскому монашескому уставу 976 . Ту же картину переходного периода IX–X вв. представляет нам и Псалтирь, которая, помимо псалмов и часов, содержит чин «вечерни» в том виде, в каком она совершалась в Иерусалиме, хотя и с некоторыми богослужебными следами предыдущего периода. Этот текст на глаголице имеет следующий вид: (Чин вечерни: Пой псалом 103, Благослови, душе, моя, Господа, Господи Боже мой; после этого на соответствующий глас: Господи, воззвах к Тебе, и пой на тот же глас Гласом моим ко Господу воззвах... Стих: Христе, Спасе, помилуй; и: Хвалите Господа, вси языцы... В конце стихов: Свете тихий святыя славы... Певец – прокимен дня; далее просительную молитву: Господи, в вечер сей... Господи помилуй, 3 раза, отпустительные тропари дня, и Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром... Святый Боже, и Богородице Дево, радуйся... Слава Отцу и Сыну. Крестителю Христов, всех нас помяни, да избавимся...) 977 Выразительна картина богослужебной традиции, которую дает нам краткая, но особенно важная часть славянской Минеи, где содержится завершающий фрагмент (самогласны вечерни) службы на Рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня), а также канон утренней службы на праздник свв. Апостолов Петра и Павла 978 (29 июня). Известно, что именно в ту эпоху, после восстановления иконопочитания (843 г.) в богослужебный порядок Восточной Церкви были внесены значительные изменения. Среди них самым характерным новшеством было появление служб святым, составленных в определенной заданной последовательности (минейной), где особые песнопения и каноны описывают и восхваляют их добродетели и подвиги 979 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако да не подумает кто, будто устав этот проведен в Церкви по какому-нибудь недоверию или пренебрежению к содержанию названной священной книги. Отнюдь нет. За непререкаемый и прямо богодухновенный характер ее и авторитет говорит явно и для всякого верующего убедительно уже одно то, что она включена в канон книг новозаветной нашей Библии , так что вы не найдете теперь ни одного издания последней, где бы не имелся в круге их и наш Апокалипсис, где бы, таким образом, полный состав книг подлинно богодухновенных, т.е. именно книг Божественного Откровения, не завершался данной таинственно-пророческой книгой, которая поэтому точно и именуется как в заглавии, так и в своем первом стихе Откровение Иисуса Христа. Больше того: ни для одной новозаветной книги исключительное достоинство и священная неприкосновенность ее не устанавливается в самом тексте Писания столь авторитетно и сильно, как именно для этой последней книги. Ибо, в то время как, например, во Втором послании ап. Павла к Фессалоникийцам, каковое признается одним из первых из всех написанных апостолами посланий, сказано лишь: Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата ( 2Фес.3:14–15 ), то в Апокалипсисе мы и в конце его, и в начале, читаем иное. Ибо там не только сказано: Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем ( Откр.1:3 ), но в заключение в духе прещения говорится: Если кто приложит что к ним (пророчествам книги сей), на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей ( Откр.22:18–19 ). А с другой стороны, и об отношении книги Апокалипсис к нашему богослужению мы имеем полное право сказать, что ни одна книга в Библии не нашла себе такого полного и разностороннего отражения в этом богослужении, и особенно в венце его – Божественной литургии, как именно Апокалипсис, как, в свою очередь, и сам он стоит в связи с этим богослужением христианской Церкви. Ибо в символических образах этой книги справедливо видят отражение литургической практики церковной, и даже – еще за апостольский период. Таков характер уже внешних принадлежностей наших храмов: семисвещника, престола, фимиама кадильного, положения частицы мощей под престолом. Таковы и те священные возгласы наших служб, которые, по высокому их значению, и теперь положено произносить только епископам и пресвитерам (начиная с первого же возгласа литургии: Благословенно Царство... Ср.: Откр.12:10; 19:6 ). Такова и передача апокалиптического прославления Достоин Ты, Господи, приять славу и честь, и силу ( Откр.4:11 ) в благодарственной молитве евхаристического канона, а равно и в песни «Свете тихий».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Он Сам – единственный истинный Священнослужитель Церкви. Все прочие – лишь распорядители его таинств. Они выступают за него перед общиной; и именно потому, что тело осуществляется лишь во Главе, составляется и соединяется ею и через нее, духовенство в Церкви есть духовенство единства. Единство всякой местной конгрегации возникает из единства в евхаристической трапезе, и священник становится строителем и служителем единства Церкви именно в служении обедни с обрядом причащения. Но есть и другое служение – это обеспечение всеобщего и «кафолического» единства всей Церкви во времени и пространстве. Это служение и назначение епископа. Епископ, которому доверено «рукоположение» духовенства, является строителем единства Церкви в широком масштабе. В епископском служении Троица обретает универсальность и последовательность; в нераздельном епископате Церкви обеспечивается единство в пространстве. Через епископа или, скорее, в епископе все отдельные или местные Церкви включаются в кафолическую полноту Церкви, связываются с прошлым и, преодолевая собственные пределы, органически соединяются друг с другом. Таким образом, апостольская преемственность есть не столько каноническая, сколько мистическая и сакраментальная основа единства Церкви. Это основное средство сохранения мистической сущности тела в веках. За счет последовательности рукоположений вся Церковь укрепляется в единстве. Епископальный порядок никогда не отрывается от тела Церкви; это не автономная система, поскольку – особенно при рукоположении и освящении – епископы всегда выступают как руководители определенных местных общин. Удалившийся от дел епископ не имеет права рукоположения не потому, что не имеет «власти» или «полномочия», а потому, что не представляет и не возглавляет отдельную местную Церковь . По той же причине устав (см. шестой канон Халкидонского Собора) запрещает «абстрактные» рукоположения, то есть рукоположения без особого «звания». Священники должны прикрепляться к отдельным паствам и конгрегациям. Привилегии чина всегда должны использоваться в конкретной общине.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Пастор Вальтер Цельм бывал в моем доме каждую неделю, заходил и в дни наших праздников. Прибалтийский немец, он прекрасно владел русским литературным языком. Виртуоз-пианист, Вальтер проводил у нас время за пианино и в беседах о современном состоянии лютеранства. Нередко приходил он с группой пасторов, интересовавшихся главным образом литургикой. Их особое внимание привлекали проскомидия и Евхаристический канон. Глядя на дискос, они с восторгом восклицали: – Ведь здесь вся Церковь Христова, и небесная и земная, с Ее Краеугольным Камнем – Агнцем Иисус Христом! Мы, лютеране, потеряли все, что от древней Апостольской Церкви сохранили вы, православные, и если бы Лютер восстал из могилы, он бы предал нас анафеме. Во второй половине 1942 года прокатилась волна арестов актива украинской общественности. К моему ужасу были арестованы о. Стефан Жуковский и ряд лиц, бывших за пасхальным столом у В. И. Криницкого. В тюрьме оказались и оба брата Криницкие, самые спокойные, самые приветливые и безобидные. Без вины виноватым оказался я. Злобные взгляды родственников и друзей арестованных и их отточенные языки атаковали меня... Трудно описать, что я переживал. И как благодарил я Всевышнего, когда все они вышли из тюрьмы. Некоторые из них, уподобляясь евангельскому самарянину, пришли ко мне выразить благодарность за хлопоты об их освобождении. Кто помог мне в этих хлопотах? Благодарил я Того, Кто апостола Петра из темницы вывел, благодарил и моих добрых друзей полк. Ермолова и И. Ляссена, введенных в мой дом Самим Пастыреначальником нашим Господом Иисусом Христом. Но злой западный дух галицийский, ненавидящий Православие, не оставил меня в покое. Ранние часы осеннего утра. Я еще лежу в постели. Входит в спальную комнату папа и протягивает мне бумажку, кем-то подсунутую под дверь прихожей. Читаю. В ней – угроза: «як не пидешь разом з нами, спивай соби панихиду ще живцем». – Что ты скажешь? – спрашивает папа. – Скажу словами Библии : «Страху не предавайся душею твоею... от себя печаль удаляй».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

После падения российской монархии в марте 1917 г. церковь оказалась накануне перемен: оживление приходской жизни, литургические реформы, переустройство церковной жизни на основе философии славянофилов, – все это буквально витало в воздухе . Тогда же Жураковский писал с фронта : «У нас задача срочная, серьезная, неотложная. Это задача церковная. По-видимому, близится час, когда церковь , быть может, потеряет свою пышность, но обретет свободу. Из рабы, да будет прощено мне жесткое слово, наложницы государства, обласканной, но лишенной свободы, русская церковь сделается свободной. Час... близок. И мы должны быть готовы» с. 60]. В Киеве Анатолий Жураковский входит в редакцию журнала «Христианская мысль», там же у него завязывается тесная дружба с архим. Спиридоном (Кисляковым), бывшим афонским монахом, а затем полковым священником. В совместных миссионерских трудах с о. Спиридоном у Анатолия окрепнет желание посвятить себя живому общению в вере с братьями и сестрами, важной частью которого является совместное богослужение. В июле 1917 г. Жураковский пишет работу «Литургический канон теперь и прежде» Его размышления о литургии есть, по сути, размышления о сущности Церкви, о церковной истории и христианской жизни: «Евхаристия – это закваска, заложенная в тело церкви, долженствующая просветить его до конца и претворить в высшую реальность. Когда мы оцениваем наличную церковную действительность или исторический процесс в развитии христианства, мы должны, прежде всего, исходить в наших оценках из евхаристического догмата. И вот мы должны сказать, что догмат Евхаристии не только не выявлен до конца в церковной действительности, но даже и не осознан в полноте в церковном сознании» с. 59]. Однако, провозглашая центральным евхаристический принцип, Анатолий Жураковский видит, что литургическая жизнь и молитвотворчество могут возродиться не в результате реформ, а лишь «наряду с возрождением любовного единомыслия во всех частях распавшегося церковного организма», – то есть, лишь при активном участии всех верных. Он утверждает: «...Только религиозное, мистическое объединение душ и сердец не только в сфере внешних отношений, но в самых глубинах чувства и воли будет началом нашего возрождения» с. 61–62].

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

Правда ли, что на Литургии после «Верую» вплоть до «Отче наш» нельзя выходить из храма. Почему? Отвечает священник Андрей Солодко, настоятель храма Новомучеников и исповедников Саратовских г. Саратова: -Выходить из храма вообще не положено до конца богослужения. Конечно, в жизни бывают различные обстоятельства, и иногда всё же приходится уйти со службы раньше времени, но это должно быть исключением из правил, а не обычным делом. На Литургии после «Символа веры» начинается Евхаристический канон - самая главная ее часть, на которой предложенные Честные Дары (Хлеб и Вино) силой и действием Святого Духа становятся истинными Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому во время Евхаристического канона верующие стараются молиться в полной тишине и благоговении. И в этот период лучше не только не выходить из храма, но и не перемещаться по нему. Ну а после возгласа священника: «Святая святым», если человек не причащается и имеет крайнюю необходимость, он может, не создавая шума, выйти. Когда нужно креститься на службе? Отвечает протоиерей Анатолий Страхов, настоятель Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова: -Совершая крестное знамение, человек исповедует Святую Троицу, Божественную и человеческую природы во Христе, а также показывает осознание того, что именно страдания, смерть и воскресение Богочеловека дают нам возможность обрести единство с Богом. Христианин творит крестное знамение при входе в храм и при выходе из храма, перед тем как приложиться к иконам и святыням. На богослужении крестное знамение совершается на каждом прошении, произносимом диаконом или священником на ектениях, и на возгласах священника. Совершением крестного знамения за богослужением христианин являет свое единство с общей церковной молитвой. Как быть, если на службе рядом кто­то шепчется, и это отвлекает от молитвы? Отвечает священник Макарий Тагаев, настоятель храма Преображения Господня с. Пристанное: -Когда мы сталкиваемся с чем-то подобным, многое зависит от степени знакомства с человеком, который нас отвлекает. Человеку хорошо знакомому мы можем сказать: «Дорогой, не отвлекай меня, пожалуйста, от службы». Прочим, думаю, не следует делать замечаний. Чтобы не раздражаться, стоит напомнить себе, что многие люди только воцерковляются и совершают что-то по незнанию. И мы сами тоже когда-то были на их месте.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/13/ispo...

Прежде проскомидию мог совершать диакон, без непременного участия священника. И тогда так называемая литургия оглашенных соединялась с литургией верных в одну службу. «Единородный Сыне» вставлено было в 536 г. при Юстиниане Великом , коему и принадлежит эта молитва. Малый вход прежде был простым изнесением Евангелия для чтения его из ризницы или диаконика в центральную часть храма; ему был придан потом аллегорический смысл выступления Господа Христа на проповедь . «Святый Боже» введено было с 438 г. Херувимская песнь внесена была при Юстиниане Младшем (565–578). Символ веры , как известно, был составлен на Первом Вселенском Соборе (325) и дополнен, с 8-го по 12-Й член, на Втором Вселенском Соборе (381), а введен в богослужение в 510 г. «Достойно есть» – в честь Божией Матери – внесено с 980 г. «Да исполнятся уста наша» – с 620 г. Уже отсюда становится ясно, что существенной частью литургии были Евхаристический канон и Причащение. Поэтому и мы останавливаемся далее именно на литургии верных, которая установлена в самой сути Господом Иисусом Христом на Тайной вечери и практиковалась с апостольких времен до настоящего времени. Только прежде она была короткой ( Деян. 20, 7–11 ), а все собрание посвящалось молитвам и поучениям, но главной целью была Евхаристия. Про это прямо говорится следующее: «В первый же день недели» (Воскресение), «когда ученики» (христиане) «собрались для преломления хлеба..». ( Деян. 20, 7 ). А так как на этот раз в Троаду прибыл апостол  Павел, то, естественно, сначала христиане слушали длинную – было уже зажжено «довольно светильников» ( Деян. 20:8 ) – беседу его, так что «некоторый юноша, именем Евтих»даже задремал и упал с третьего этажа «и поднят мертвым» ( Деян.20:9 ). Апостол прекратил беседу и побежал вниз: оказалось, отрок был жив, так что после привели его в собрание «и немало утешились» ( Деян.20:12 ) этим. Но Павел, убедившись, что Евтих жив, воротился опять наверх, и, сказано, «преломив хлеб и вкусив», продолжал беседу «довольно, даже до рассвета» ( Деян.20:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010