Разделы портала «Азбука веры» Захотелось перед постом разобраться как устроены постные будничные службы, что и как там меняется по сравнению с внепостной службой. Где можно почитать об этом, чтобы разобраться? Похожие вопросы 3 Ответа ВП службы имеют несколько важных отличий. Все службы Великого Поста построены на основе Постной Триоди, с небольшим количеством элементов Октоиха. Конечно, добавляются элементы Минеи, по дню святого. В будние дни, в пн-пт, за небольшим исключением не служат полных Литургий, но Литургию преждеосвященных Даров (ЛПД). Причем, ЛПД служат только в ср. и пт., опять же за небольшим исключением. Во время ЛПД нет Евхаристического канона, центрального элемента Литургий, на котором преосуществляются Святые Дары. Но Святые Дары для ЛПД приуготовляются на предшествующей полной Литургии. ЛПД происходит на вечерней, после службы 9го часа (под закат), в то время как полная Литургия обычно происходит после службы 6го часа (в полдень). В пн., вт., чт. ЛПД не служат, но служат аллилуйную службу, в эти дни за службой не причащают Святых Даров. На утреней в будние дни пн-пт читают особый составной канон с трипесницами. В будние дни читают великопостные часы, которые включают в себя кафизму из Псалтири и чтение ветхозаветных паримий. Эти чтения довольно продолжительны, в отличие от обычных часов. За неделю на всех службах дважды прочитывается вся Псалтирь, обычно за неделю Псалтирь обязаны прочитать 1 раз. В богослужебном строе,  сб. и вс. не являются постными днями, т.к. в эти дни служится полная Литургия, и читаются обычные часы, службы так же расположены обычно. В сб. служат Литургию Иоанна Златоуста , в вс. Литургию Василия Великого . Можно прочитать лекции Красовицкой. На мой взгляд очень доступно для понимания Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 66  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/kak-razobratsja-...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Троицкое слово: " Больший в рожденных женами... 08.07.2018 20:00 Больший в рожденных женами. Центральная тема программы – житие и подвиг Святого Иоанна Крестителя, Рождество которого Святая Церковь отмечает как один из важнейших праздников богослужебного круга. Центральная тема программы – житие и подвиг Святого Иоанна Крестителя, Рождество которого Святая Церковь отмечает как один из важнейших праздников богослужебного круга. О нем рассказывает один из ученейших монахов Троице-Сергиевой Лавры, игумен Климент (Березовский). В программу так же входит цикл заслуженного профессора Московской духовной академии, доктора богословия К. Е. Скурата, который излагает в кратких тезисах жизнеописание современного нам подвижника благочестия; редкая запись, сделанная в келии одного из старейших насельников Лавры, ныне почившего игумена Виссариона (Остпенко); фрагмент лаврского богослужения, которое своим пением сопровождает Объединенный лаврский хор под управлением приснопамятного архимандрита Матфея (Мормыля). 1. Проповедь игумена Климента (Березовского) на Рождество святого Иоанна Предтечи; 2. «Жизнь блаженная и светлая есть жизнь во Христе...», по письмам священномученика протоиерея Илии Четверухина. Доктор богословия К. Е. Скурат. 3. Интервью с главным звонарем Троице-Сергиевой Лавры игуменом Антонием, часть 2. 4. Наш архив: фрагмент богослужения в Успенском соборе Лавры в 1989 году. Евхаристический канон (хор отца Матфея (Мормыля) 5. Воспоминания старейшего насельника Лавры приснопамятного игумена Виссариона (Остапенко): о матушке Магдалине. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2018/07/08/20-0...

Затем следует сам Евхаристический канон с освящением Даров (подробно о нем сказано будет ниже). Так как чтение диптихов в данном чине литургии положено после перенесения проскомисанных Даров на престол, то Евхаристический канон не имеет молитвенной части, связанной в восточной православной литургии с возгласом «Изрядно о Пресвятей». Отсюда нет здесь пения «Достойно есть», возгласа «В первых помяни, Господи» и т. д., нет и ектении «Вся святыя помя-нувше». После освящения Даров непосредственно следует молитва Господня. Когда народ пропоет молитву, диакон возглашает: «Се, Агнец Божий». Предстоятель возносит Дары: «Святая святым». Народ в ответ на это поет трижды «Агнец Божий, вземляй грехи мира, помилуй нас». В это время предстоятель раздробляет агнца на четыре части и одну из них опускает в потир. Прочие три части предстоятель раздробляет на малые частицы соответственно числу причащающихся. После этого полагается причащение священнослужителей и мирян. В отличие от восточного православного чина, в данном случае каждый из священнослужителей причащается Святого Тела и сразу же Святой Крови. (В восточном православном чине сначала все священнослужители причащаются Святого Тела, а затем испивают от святой чаши.) Во время причащения священнослужителей лик поет «Вечери Твоея тайныя». Причащение мирян совершается также отдельно обоими Видами Святых Даров. Сначала предстоятель влагает в уста причастника часть Святого Тела. Затем второй иерей или диакон дает ему испить Святой Крови из чаши. Миряне, как и священнослужители, испивают от святой чаши по одному глотку. Во время причащения мирян лик поет «Вкусите и видите» или «Премудрость созда себе дом». По причащении мирян предстоятель читает краткую послепричастную молитву. Затем, когда народ пропоет стих «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его», диакон относит Дары в приалтарное (жертвенное) помещение и потребляет их. Предстоятель же, умыв руки, раздает верующим благословенные хлебы (те, которые были принесены верующими и были положены на престоле сбоку от антиминса). Хор в это время поет псалом «Благословлю Господа на всякое время». Предстоятель читает заамвонную молитву и преподает благословение: «Да благословит вас всемогущий Бог , Отец и Сын и Святый Дух». После этого хор поет «Видехом свет истинный», и верующие, взяв свои диптихи, оставляют храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Заключительная сессия Л. С. началась с утренней папской мессы в Латеранской базилике. После богослужения понтифик огласил Символ веры (включен в постановления Собора как 1-й канон) и осудил еретические учения Иоахима Флорского и Амальрика Бенского (канон 2). Эти постановления были поддержаны всеми присутствовавшими. Вероятно, Иннокентий III произнес также проповедь, но ее текст не сохранился (Ibid. P. 154). После этого обсуждались меры по организации крестового похода в Палестину. В связи с этим Иннокентий III обнародовал важные политические решения. Он объявил об отлучении от Церкви англ. баронов, восставших против кор. Иоанна Безземельного, к-рый признал себя вассалом папы и принес обет участвовать в крестовом походе на Св. землю. В то же время папа не стал снимать отлучение с Оттона IV и поддержал совершённое нем. князьями избрание кор. Фридриха II Штауфена. Затем Иннокентий III огласил подготовленные ранее 68 постановлений, к-рые были одобрены без обсуждения. В заключение вынесли частицу Св. Креста, привезенную из К-поля. Иннокентий III пропел гимн «Te Deum», произнес коллекту «Omnipotens sempiterne Deus» и, благословив присутствующих Св. Крестом, объявил о завершении Собора. Постановления Собора Постановления Собора включают 70 канонов, которые по объему и широте затрагиваемых вопросов намного превосходят решения католич. Соборов XI-XII вв. Совр. исследователи считают, что автором канонов был сам Иннокентий III; об этом упоминали и нек-рые авторы XIII в. (см.: Duggan. 2008. P. 343-344). Канон 1 с пространным изложением догматов Символа веры основан гл. обр. на идеях парижских богословов XII в., в особенности Петра Кантора († 1197), у к-рого буд. понтифик учился в 70-х гг. XII в. ( Baldwin. 1997; Mews, Monagle. 2010). В этом каноне впервые в истории богословия было сформулировано и провозглашено учение о Церкви как о евхаристическом единстве верных и использовано понятие «пресуществление» (transsubstantiatio) применительно к Телу и Крови Христовым (подробнее см. ст.

http://pravenc.ru/text/Латеранский IV ...

Большинство ученых Нового времени называли автором К. м. или свт. Геласия, или свт. Григория I Великого, следуя во многом надписаниям в Сакраментариях. Критические реконструкции ранней истории текста К. м. стали появляться только во 2-й пол. XIX в. Так, К. Й. фон Бунзен полагал, что евхаристические молитвы Римской Церкви уже при свт. Льве Великом отличались от молитв церквей Милана, Галлии и Испании ( Bunsen. 1852). В Риме сохранялись молитвы эклектичные и краткие, характерные для периода кон. III-IV в., а в др. церквах развивались молитвы иного типа - продолжительные и риторически украшенные. Главной причиной нарушения логики и отсутствия связей между отдельными частями К. м. Бунзен считал включение в текст диптихов и связанных с ними текстов («Memento Domine», «Memento etiam» и «Nobis quoque»), прежде читавшихся диаконами. По мнению Ф. Пробста, радикальные изменения произошли в рим. богослужении при св. Дамасе I , к-рый решил составить полный круг изменяемых молитв для церковного года, сохранив неизменным только К. м. (за исключением префации, которая тоже стала изменяемой) ( Probst. 1870; Idem. 1893; Idem. 1896). П. Кажен сравнил рим. К. м. с амвросианскими и галликанскими молитвами и пришел к выводу, что все они имеют общий источник, различаясь лишь местоположением диптихов и ходатайственных прошений ( Cagin. 1896). Позже он скорректировал свою теорию, пытаясь вывести все зап. евхаристические молитвы из той модели, к-рая представлена в «Апостольском предании» ( Idem. 1912; Idem. 1919). П. Древс сопоставил К. м. с вост. анафорами и пришел к выводу, что в нем переставлены местами нек-рые разделы: изначально «Hanc igitur» и «Supplices te rogamus» находились в начале молитвы, а «Te igitur» и «Communicantes» - после освящения Св. Даров, о чем, по его мнению, свидетельствуют «De sacramentis» и сочинение св. Иннокентия I ( Drews. 1902). Перестановка произошла в V в. под влиянием александрийских и миланских евхаристических молитв. Окончательно текст был отредактирован при св.

http://pravenc.ru/text/1470229.html

Да, Михаил, согласен 6. Re: Кризис в отношениях с Константинополем нужно перевести в плоскость смысловую Кризис означает суд. 5. Ответ на 3., М.Яблоков: Волю Божию надо искать, а волю Божию никто не ищет, только личные интересы, обиды и эмоции. А народ Божий страдает. Господь сжалится над народом. 4. Ответ на 3., М.Яблоков: Волю Божию надо искать, а волю Божию никто не ищет, только личные интересы, обиды и эмоции. А народ Божий страдает. К так. 3. Re: Кризис в отношениях с Константинополем нужно перевести в плоскость смысловую Волю Божию надо искать, а волю Божию никто не ищет, только личные интересы, обиды и эмоции. А народ Божий страдает. 2. Re: Кризис в отношениях с Константинополем нужно перевести в плоскость смысловую " Между тем, хотелось бы верить в то, что пощёчина, которую получил наш Патриарх от Константинопольского собрата, " понятно, что публицистический жанр подзуживает к ходульным выражениям, но все же... учитывая тему, можно как-то поприличнее? 1. Re: Кризис в отношениях с Константинополем нужно перевести в плоскость смысловую «События, связанные с расколом между Москвой и Стамбулом» Нельзя вслед за нецерковными СМИ употреблять слово «раскол». Раскол - понятие каноническое. Раскол по канонам Православной Церкви (1-е канон. прав. св. Василия Великого) - безблагодатное сборище. Никто не считает ни Константинопольскую Церковь, ни Русскую Церковь безблагодатными (кроме единичных отъявленных отморозков). Тем более, что прекращение евхаристического общения было только односторонним, зеркального ответа со стороны Стамбула не последовало; и прочие Поместные Православные Церкви в этом не участвуют, не прерывая евхаристического общения с обеими Церквами. Лучше другое слово или словосочетание использовать. Например, «прекращение общения». Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

Он Сам — единственный истинный священнослужитель Церкви. Все прочие — лишь распорядители его таинств. Они стоят за Него перед общиной; и именно потому, что тело едино существует лишь во Главе, собирается и соединяется ею и через нее, духовенство в Церкви есть духовенство единства. Единство всякого местного прихода исходит из единения в евхаристической трапезе, и священник становится строителем и служителем церковного единства именно при отправлении евхаристической службы. Но есть и другая служба — это сохранение всеобщего и «кафолического» единства всей Церкви во времени и пространстве, оно относится к епископальной обязанности и функции. Епископ, которому доверено «рукоположение» духовенства, является строителем церковного единства в широком охвате. В епископском служении, Троица становится всеобщей и постоянной; в нераздельном епископате Церкви сохранено единство в пространстве. Через ее епископа или, скорее, в ее епископе, все отдельные или местные Церкви содержатся в Кафолической полноте Церкви, соединяются с прошлым, со всеми эпохами. Через ее епископа каждая отдельная Церковь перерастает и выходит за свои собственные границы, органично соединяясь друг с другом.    Таким образом, апостольская преемственность есть не столько каноническая, сколько мистическая и сакраментальная основа единства Церкви. И является основным способом удержания мистического тождества тела в веках. Посредством непрерывности ее рукоположений укрепляет единством целостность Церкви. Конечно, епископальный порядок никогда не отделяется от тела Церкви; это не самостоятельная система, поскольку — особенно при рукоположении и освящении — епископы всегда выступают как главы определенных местных общин. Удалившийся от дел епископ не имеет права рукополагать не потому, что не имеет «власти» или «полномочия», а потому, что не представляет и не возглавляет отдельную местную Церковь. По той же самой причине канонически запрещены (см. шестой канон Халкидонского Собора) «абстрактные» рукоположения, т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Елеосвящение издревле применялось также и к кающимся – на основании слов апостола Иакова о том, что в этом Таинстве даруется оставление грехов. Древнейшее упоминание о таком применении елея содержится у Оригена, учителя Церкви III века. Поначалу елей преподавался только тем проходившим покаянную дисциплину христианам, которые находились под угрозой смерти, – ради того, чтобы через очищение от грехов им даровалось право приобщаться Святых Христовых Тайн. Затем это Таинство стало применяться вообще к любым кающимся – ради их примирения с Церковь ю, для того, чтобы они, завершив свою покаянную дисциплину, получили право приступить к Евхаристической Чаше. Сегодня в Церкви существуют дни общего Елеосвящения, предназначенного и для больных, и для здоровых: такая практика существовала на Руси приблизительно с XVI века. Чаще всего Елеосвящение в древности совершалось в Великую субботу, но шире – и в дни Великого поста. Как говорится в Требнике, елей для освящения вливается в «кандило молитвомаслия», то есть в лампаду. Хорошо известно то благоговейное чувство, которое издревле испытывают христиане по отношению к маслу горящих у почитаемых икон лампад. Для Таинства Соборования бралось масло из лампад, горевших возле икон Спасителя, Богоматери, у Креста, в запрестольном алтарном семисвечнике. Сегодня в Русской Православной Церкви для совершения Таинства Соборования используются елей и вино. Истоки семикратного помазывания больного кроются в следующем. Дело в том, что в древности, когда человек болел, и над ним было необходимо совершить Таинство Соборования, к нему в течение семи дней приходили священники, помазывавшие его освященным елеем: отсюда, вероятно и возникла практика семикратного помазания. Теперь краткая схема самого чинопоследования Таинства Елеосвящения. Оно начинается возгласом «Благословен Бог наш…», за которым следует «общее начало»: «Трисвятое» до « Отче наш » и так далее… Потом звучит 142-й псалом, в котором выражается осознание человеком его духовной немощи и содержится прошение ко Господу услышать молитву грешника. Потом произносится малая ектения, звучит «Аллилуия», а следом за этим поются покаянные тропари. Далее покаянный 50-й псалом. Затем начинается « канон ». Канон составлен в девятом веке святителем Арсением, епископом Керкирским (Корфским). Потом поются стихиры, далее звучит тропарь «Скорый в заступлении един сый Христе…».

http://pravmir.ru/tainstvo-eleosvyashhen...

Прежде всего, деление очень общее, на Западные и Восточные. На первый взгляд, оно бесспорно и принято всеми литургистами. Но сами ученые признают, что различие между этими двумя группами, скорее, кажущееся, чем реальное 92 . Что же, однако, отличает эти две основные группы? О. Каброль видит, в первую очередь, особую многочисленность восточных анафор, при сравнительной единообразности западных канонов мессы. «Кроме римского канона, – говорит он, – можно насчитать разве только галликанский, мозарабский, может быть, амвросиев (миланский) и, если угодно, равеннский, тогда как на Востоке у одних яковитов и маронитов до 65 анафор, у эфиопов – 15 и т. д.». Причина этого явления на Востоке была указана несколько выше. «Но, – как указывает о. Каброль, – это единство анафор на Западе, скорее, кажущееся. Западный канон сам по себе допускает большое количество вариантов в своих, казалось бы, неподвижных рамках». Это можно пояснить так. В Православной Церкви, например, положено служить всегда литургию св. Иоанна Златоуста и только 10 раз в году литургию св. Василия Великого . В те дни, когда служится та или иная литургия, она почти ни в чем не меняется, кроме чтения Апостола и Евангелия, и пения некоторых песнопений (антифонов, тропарей и кондаков). Разнообразные заамвонные молитвы в Порфириевом Евхологии являются, пожалуй, единственным исключением. Точно так же и в александрийском типе литургий, например, в Коптской церкви, когда совершается литургия ап. Марка или св. Кирилла Александрийского , то совершается в том же непеременном составе молитв. Вариантов в составе евхаристического канона нет. И это общее правило на Востоке. Совсем другое дело на Западе. Там, при кажущемся единообразии литургического типа (например, римский канон мессы), допускается очень часто в году, в зависимости от праздника или времени церковного года, изменение то той, то иной молитвы евхаристического канона, например, «praefatio», или другой. Иными словами, если принять, что при совершении Литургии активно участвуют три лица: 1. иерей, служащий Литургию и читающий молитвы, 2. диакон, читающий Св. Писание и произносящий ектении, и 3. хор или певец, исполняющий положенные песнопения, – то в восточных типах евхаристических молитв всё, что положено читать священнику, не подвергается изменению в рамках одной и той же литургии, будь то Златоустова, ап. Марка, ап. Иакова или CA VIII. А что касается диаконской, или певческой части, то она варьируется гораздо больше, в зависимости от праздника или времени года, т.е. читается всегда разное зачало Апостола или Евангелия, и поется то тот, то другой тропарь или антифон. На Западе, как раз, обратная картина, т.е., в одной и той же мессе – Римской, Мозарабской или Миланской – сами молитвы евхаристического канона меняются.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом предстоятель дает наставление подражать слышанному в слове Божием. Затем все встаем и снова воссылаем молитвы и благодарения. По окончании молитв приветствуем друг друга лобзанием. Затем предстоятелю приносятся хлеб и чаша вина с водою. Предстоятель воссылает молитвы благодарения, сколько может; взяв хлеб и чашу, он воссылает именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу и подробно совершает Евхаристию, чтобы по слову молитвы пища эта стала Плотию и Кровию Христа Спасителя. После того как он совершит молитвы и благодарение, весь народ отвечает: аминь! Когда это совершится, диаконы дают каждому присутствующему причащение Евхаристии, а небывшим освященные Дары посылаются чрез диаконов». В Сборнике Постановлений Апостольских, от конца 3 века, мы находим уже весьма подробное чинопоследование литургии с Евхаристическою молитвою. К началу 4 в. в известных поучениях Кирилла Иерусалимского встречается уже катехизическое объяснение литургии, по крайней мере – важнейшей её части – Евхаристической молитвы. Евхаристическая молитва , предваряемая возгласом: «Горе сердца! Благодарим Господа!» – по своему содержанию – точно та же, какая читается и ныне. «Освятившись песнями, – пишет Кирилл Иерусалимский , – молим Бога ниспослать Св. Духа на предложенное, чтобы Он сделал хлеб Телом Христовым, а вино – Кровию Христовою. В силу освященных Даров, как умилостивительной, бескровной жертвы, молимся о мире церквей, о благосостоянии всего мира, о царе, воинстве, жертвователях, и приносим сию жертву. Также молимся о прежде почивших святых епископах, отцах и братиях. Затем следует молитва Господня. Потом – «святая святым», «един свят, един Господь Иисус Христос», причастен «вкусите и видите», самое причащение и, наконец, дождавшись молитвы, благодари Бога, сподобившаго тебя таинства». Современник Кирилла Иерусалимского , Василий Великий вводя в своем округе повсеместно канон литургии своего имени, свидетельствует что, поступив на епископскую кафедру в Неокесарии, он нашел готовый канон литургии, написанный рукою предместника его, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010