— Есть ведь и таиная молитва об оглашенных — как бы на границе между Литургиеи оглашенных и Литургиеи верных… — Да, священник читает ее про себя, в то время как диакон провозглашает «Оглашенныя, главы ваши Господеви приклонити…»: «Призри на рабы Твоя оглашенныя, подклоньшия Тебе выи своя и сподоби я (их) во время благополучнои бани пакибытия» (т. е. Крещения). Дальше — молитва во время просительнои ектении перед « Символом веры ». Именно в неи начинается призывание Святого Духа. В Литургии Василия Великого она длиннеи, чем в Литургии Иоанна Златоуста , и изобилует ссылками на ветхозаветные образы: священник просит Бога принять Бескровную Жертву, как Он принимал жертвы ветхозаветных праведников: «якоже приял еси Авелевы дары, Ноевы жертвы, Авраамова всеплодия, Моисеева и Ааронова священства, Самуилова мирная». — И, наконец, Евхаристическии канон… — Когда пресвитер возглашает «Благодарим Господа», а хор поет «Достоино и праведно есть…» — читается первая, благодарственная часть таинои молитвы Евхаристического канона «Достоино и праведно Тя пети». В неи перечисляются все деиствия Бога, начиная с сотворения мира и кончая ниспосланием Духа Святого. Далее, когда хор поет «Свят, Свят, Свят…», священник читает вторую часть этои молитвы — «С сими и мы блаженными силами», где происходит переход от благодарения к воспоминанию истории Искупления: «Иже мир Твои так возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единородного дати, да всяк веруяи в Него не погибнет, но имать живот вечныи». И завершается эта молитва тем, что Господь Иисус Христос «прием хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек…». Это то, что мы не слышим, а дальше мы слышим: «Приимите, ядите. Сие есть Тело Мое…». Это установительные слова Евхаристии. После установительных слов и после «Твоя от Твоих…», когда хор поет «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим…» — священник читает молитву, которая называется «эпиклеза» — призвание Святого Духа: «Еще приносим Тебе словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем (смягчаем свои сердца, делая себя “милыми”), ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия».

http://azbyka.ru/tajnye-molitvy-kashkin

— Есть ведь и таиная молитва об оглашенных — как бы на границе между Литургиеи оглашенных и Литургиеи верных... — Да, священник читает ее про себя, в то время как диакон провозглашает «Оглашенныя, главы ваши Господеви приклонити...»: «Призри на рабы Твоя оглашенныя, подклоньшия Тебе выи своя и сподоби я (их) во время благополучнои бани пакибытия» (т. е. Крещения). Дальше — молитва во время просительнои ектении перед «Символом веры». Именно в неи начинается призывание Святого Духа. В Литургии Василия Великого она длиннеи, чем в Литургии Иоанна Златоуста, и изобилует ссылками на ветхозаветные образы: священник просит Бога принять Бескровную Жертву, как Он принимал жертвы ветхозаветных праведников: «якоже приял еси Авелевы дары, Ноевы жертвы, Авраамова всеплодия, Моисеева и Ааронова священства, Самуилова мирная». — И, наконец, Евхаристическии канон... — Когда пресвитер возглашает «Благодарим Господа», а хор поет «Достоино и праведно есть...» — читается первая, благодарственная часть таинои молитвы Евхаристического канона «Достоино и праведно Тя пети». В неи перечисляются все деиствия Бога, начиная с сотворения мира и кончая ниспосланием Духа Святого. Далее, когда хор поет «Свят, Свят, Свят...», священник читает вторую часть этои молитвы — «С сими и мы блаженными силами», где происходит переход от благодарения к воспоминанию истории Искупления: «Иже мир Твои так возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единородного дати, да всяк веруяи в Него не погибнет, но имать живот вечныи». И завершается эта молитва тем, что Господь Иисус Христос «прием хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек...». Это то, что мы не слышим, а дальше мы слышим: «Приимите, ядите. Сие есть Тело Мое...». Это установительные слова Евхаристии. После установительных слов и после «Твоя от Твоих...», когда хор поет «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим...» — священник читает молитву, которая называется «эпиклеза» — призвание Святого Духа: «Еще приносим Тебе словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем (смягчаем свои сердца, делая себя “милыми”), ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия».

http://foma.ru/taynyie-molitvyi.html

Еще мне удалось дозвониться до храма святых отцов Всех Вселенских соборов, где я теперь служу. В нем тогда служил мой теперешний настоятель, а тогда просто близкий духовный друг отец Александр Бочаров. Сослужил ему духовник моей матушки отец Илия, старенький священник. И вот этот батюшка как бы случайно забыл переносной храмовый телефон в алтаре. Мой звонок раздался во время литургии прямо в алтаре. Отец Александр возмущенно жестом показал отцу Илье, чтобы тот убрал телефон. Тот, кланяясь и желая отключить телефон, нажимает, опять же якобы случайно, на кнопку включения. И я, сидя в этом кошмаре, под вопли окружающих меня людей, переношусь прямо в центр Божественной литургии. Как раз начинается евхаристический канон. Я подумал, что Сам Господь перенес меня на богослужение. И я молился так в храме вплоть до «Отче наш». А потом прервалась связь. Чудо, кстати, состояло еще и в том, что все телефонные линии были обрублены. А моя почему-то работала. После этих событий произошел подъем патриотизма. Люди, даже неверующие, потянулись в церкви различных конфессий. Народ наполнил храмы, они были битком набиты в течение нескольких дней. Собор Александра Невского в Нью-Джерси, куда я тогда ходил, стал собирать людей каждый день на утренние и вечерние молитвы. Тогда, правда, было еще неизвестно, как поминать людей – о здравии или об упокоении. Служили просто молебны о ниспослании милости Божией. Никто из церковных людей не погиб. Погибли несколько крещеных, но они никогда не заходили в церковь. Потом, когда собирали свидетельские показания о теракте, наши братья и сестры рассказывали, каким чудом они спаслись. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме

http://pravmir.ru/11-sentyabrya-2001-god...

—Именно здесь звучит обращение к Божией Матери… —Да, мы слышим возглас «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней…», а хор поет «Достойно есть» или «О Тебе радуется», если совершается Литургия святителя Василия Великого. Пока поется это песнопение, священник тайно молится за всех усопших, а затем и за живых: «В первых помяни, Господи…». «И всех и вся» — продолжение этой молитвы хором. Затем мы слышим слова о нашем единении перед Божественной трапезой: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное имя Твое». Завершается Евхаристический канон возгласом священника «И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего со всеми вами...». —Далее, после второй просительной ектении «Вся святыя помянувше…» нас ждет общее пение молитвы Господней, «Отче наш». Почему? —Это одна из древнейших особенностей Литургии, восходящая к III веку. А поем мы ее все вместе перед Причащением — не только потому, что эта молитва дана нам Самим Господом, но и потому, что в ней есть слова «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Мы можем воспринимать их как слова о хлебе насущном, о том пропитании, которое подает нам всем Господь, но святые отцы подразумевали здесь Хлеб Евхаристии — Святые Дары. И воспринимали «Отче наш» как молитву о даровании возможности причащаться Святых Таин, что было особенно актуально в периоды гонений. После «Отче наш» находящийся в алтаре священник, преподав «мир всем», закрывает завесу царских врат (напомним, сами они закрыты еще с окончания Великого входа). Диакон возглашает «Главы ваша Господеви приклоните» — мы приближаемся к непосредственной встрече со святыней, к Причащению Святых Таин. Священник тайно читает молитву «Благодарим Тя, Царю невидимый…», которая продолжается возгласом «Благодатью, и щедротами, и человеколюбием Единородного Сына Твоего…». Диакон возглашает «Вонмем» (то есть «Будем внимательны»). —Многие спрашивают: почему перед Причащением духовенства в алтаре мы слышим возглас «Святая святым», разве мы святые?

http://pravoslavie.ru/78257.html

Именно этот параграф стал главным толчком к осуществлению литургической реформы. Папа Павел VI, который изначально собирался отредактировать уже существующий чин Тридентской Мессы, для чего установил Consilium ad exsequendam Constitutionem de Sacra Liturgia (Совет по осуществлению Конституции о Священной Литургии), вскоре отказался от этой идеи и, созвав комиссию, выпустил в 1970 году совершенно новый чин мессы, который ныне известен как Novus Ordo и используется во всей католической церкви. [Папа Франциск в своем послании motu proprio «Tradimiones Cusmodes» от 16 июля 2021 года назвал этот чин мессы единственным Lex Orandi (законом молитвы) в церкви]. Преобразования были действительно фундаментальными и превзошли даже то, о чем говорил Второй Ватиканский собор. Так, был полностью пересмотрен и упрощен чин самой мессы, было разрешено использование национальных языков, которое вскоре приобрело абсолютный характер, покрой облачений был изменен, и отдано предпочтение легким тканям и современным дизайнам, были разрешены национальные музыкальные инструменты, что породило такое явление, как «месса под гитару». Священнику было разрешено совершать богослужение лицом к народу, что также приобрело абсолютный характер, для чего во всех храмах были установлены новые, современного вида престолы. Один католик вспоминает: «Спору нет, традиционный обряд искореняли методично и с воодушевлением, которому позавидовали бы комсомольцы, скидывавшие кресты с куполов в 20-х. Никогда не забуду, как один пожилой священник из Германии рассказывал мне, как, будучи семинаристом, он вместе со своими соучениками по заданию начальства выламывал из какой-то церкви старый деревянный алтарь, чтобы потом заменить его современным легким столиком. Делалось это с радостью, казалось, вот она, приходит, настоящая – «живая и насыщенная» – жизнь Церкви. А в свои 65 лет он рассказывал об этом с горечью, потому что эйфория тех лет давно уже прошла» В результате всех проведенных реформ новая месса кардинально отличалась от старой и, хотя сохраняла традиционный римский евхаристический канон практически нетронутым, акцент с сакраментального служения Жертвы Христовой был смещен в сторону общей трапезы в непринужденной обстановке.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pech...

Ис. 6:1–10 В год смерти царя Озии, – потом мы узнаем, кто это был царь Озия. Чтобы понимать книги пророческие, надо их вписать в исторический контекст: когда они жили, при каких царях они служили. В первой главе, в первых стихах, говорится: видение Исаии, сына Амосова, который служил при таких-то и таких-то царях. Значит, Пророческая книга тянет за собой целый каталог исторических книг. Исторические книги – это 4 книги Царств, книги Паралипоменон – все исторические книги, потому что это было не вне истории, не где-то совершалось, а в определённой географической точке и времени. Поэтому неплохо знать то время, в какое жили пророки: они не в вакуум говорили. Когда они говорили эти речи, они учитывали тот уровень народа, всех слоёв населения, политическое положение, и вот это всё нам надо учитывать . «В год смерти Царя Озии видел я Господа [вот это ему вменяли, когда казнили: как это он мог сказать: видел он Господа? Да Господь невидим видел я Господа], сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! [вот эти слова из видения Исайи Церковь включила в Евхаристический канон Божественной Литургии] И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. [Курениями от ладана, от кадил. Дым кадильный символизирует молитвы. Когда кадит священник или дьякон приступает к каждению, он просит молитвы на кадило: “Благослови, владыко, кадило”. И вот архиерей говорит: “Кадило Тебе приносимъ, Христе Боже нашъ, въ воню духовнаго, еже въ пренебесный Твой жертвенникъ, возниспосли намъ благодать Пресвятаго Твоего Духа”, – мы приносим Тебе благоуханные молитвы, как кадильный дым, а Ты возниспосли нам вместо этого благодать Святаго Духа. Если не будете вписаны в литургическую жизнь Церкви, в богослужение Её, не будете знать литургических текстов – я имею в виду тропари, кондаки, ирмосы, экзапостиларии, Троичны и антифоны всякие, – то вы на 70 % не будете знать Священное Писание и Богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

К вечеру я пошла пройтись по кладбищу. Все давно разошлись, но кто-то всем ангелам, которых много на надгробиях, вложил в руки букеты живых цветов. И я переменила свое мнение: ну раздавали бы людям гречку, тут же все выстроились бы в очередь, началась бы давка, часть пакетов порвались, крупа рассыпалась… А здесь старушки понесли по домам невиданной красоты цветы – здорово! Ко мне приходили люди и спрашивали: «Чем помочь?» Первое время после открытия монастыря мы все жили на подъеме, все делали быстро и с радостью, не жалея своих сил. В Большом соборе полы были из больших чугунных плит, на которые в советское время было приклеено несколько слоев линолеума. Женщины приходили вечером после работы в собор очищать полы от линолеума. Воду в ведрах носили из семинарского корпуса и, стоя на коленях в неотапливаемом соборе, очистили полы месяца за два. Конечно, во славу Божию! Ко мне приходили люди и спрашивали: «Чем помочь?», – и с энтузиазмом растирали краски для икон, мыли окна и полы. Наместник отец Агафодор ходил по монастырю в телогрейке и первым брался за работу – лез на крышу чистить снег или разбирать завалы мусора в башнях. Наместник ходил по монастырю в телогрейке и первым брался за работу: чистил снег на крыше, разбирал завалы мусора У меня сложился хороший режим дня: вставала в 6:30, через 15 минут уже стояла на Полунощнице в Малом соборе. Я любила эту совсем короткую службу, полумрак собора. В храме – только послушники и монахи, монастырь еще заперт. Все опускаются на колени, поют «Се, Жених грядет в полунощи» и «Под Твою милость». Потом открывался монастырь, начиналась служба, а я шла на кладбище и читала утреннее правило, которое знаю наизусть. По пути заходила в часовню Левченко к мозаичной иконе Николая Чудотворца и к бронзовой скульптуре Христа, которую любил отец Александр Мень. Потом я возвращалась в церковь, где в этот момент начинался Евхаристический канон, после «Отче наш» я уходила, завтракала у себя и садилась работать. Обедала я с рабочими в столовой. Монастырю отдали постное масло из просроченных армейских запасов, на нем готовили нам еду. Часа в 4 дня меня начинало клонить ко сну. Чтобы побороть лень, я как раз в это время читала неусыпаемую псалтирь, одну кафизму с помянниками – полчаса молитвы, потом опять работа до ужина. После ужина ходила по кладбищу и читала молитвы на сон грядущим. Что-нибудь еще перед сном почитаешь и – спать!

http://pravoslavie.ru/142147.html

Какое имеет к нам отношение убийство иудейских детей по приказу фараона? У себя в Отечестве мы уже давно — как в плену Египетском, где убивают наших детей, как в Египте. Как в Вифлееме. Только масштабы иные, и убийство — не только телесное. Подобно волхвам, услышавшим повеление царя Ирода, подобно святым апостолам и всем древним и новым мученикам, которые, когда им запрещали проповедовать о Христе, говорили: «Подобает нам слушаться Бога более, нежели человеков», — такими должны быть все православные христиане. Когда государственные законы под видом защиты «прав человека» дают возможность физического и духовного уничтожения наших детей, все мы должны сделать простой выбор, кого слушаться: Бога или государство. Святые отцы говорят, что если кто хочет научиться истинному послушанию, тот должен молиться об этом сугубо Божией Матери. Вы знаете, что в Церкви одна из Ее чудотворных икон именуется «Скоропослушница». Эта икона являет нам неизъяснимую красоту Пречистой Девы, держащей на руках Богомладенца. Божия Матерь — скорая Послушница наших молитв, потому что Она — скорая Послушница Бога. В этом Ее красота, не сравнимая ни с чем. И Своей красотой Она помогает нам исцелиться от некрасоты греха. Будем молиться Божией Матери, чтобы Она скоро услышала нас в нашей главной беде и просветила разумением тайны истинного послушания. Слушать Бога, говорящего нам: «То, что вы сделали другому, то вы сделали Мне», и слышать всех, кто взывает к нам о спасении. Я недавно принял крещение, стараюсь регулярно исповедоваться и причащаться святых Христовый Тайн. А вопрос у меня такой. Человек создан по образу Божию. Но вот, я где-то прочитал, что Церковь создана по образу Божию. Не могли бы Вы, насколько возможно доступно, объяснить, что это значит. И.В. Кошелев, г. Подольск Это значит, что Бог есть общение. Прежде чем вступить во Святое Святых Божественной литургии, в Евхаристический канон, мы должны воспеть Символ веры. «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы. Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».

http://moral.ru/dom_06_2016/

—Когда епископ входит в алтарь, проскомидия священниками уже совершена, предложение Честных Даров находится на жертвеннике: а что такое архиерейская проскомидия? —Это довольно поздняя греческая особенность архиерейской Литургии — вторая проскомидия: архиерей вынимает частицы из просфор, совершая поминовение живых и усопших. Лишь после этого совершается покровение Святых Даров на жертвеннике. Происходит это во время Великого входа. —А почему архиерей не выходит вместе с духовенством во время Великого входа, почему он остается в алтаре? —Это тоже отголосок древней практики, согласно которой Дары освящались в отдельном помещении («предложении»; по-гречески оно именовалось скевофилакион — «сосудохранительница»), и диаконы приносили их оттуда в алтарь, где уже находился епископ: он сам в скевофилакион не заходил. Поэтому и сегодня епископ принимает вносимые дары в алтаре, а не вносит их в него. Перед чтением Символа веры в алтаре происходит целование мира: архиерей говорит каждому подходящему священнику: «Христос посреди нас», а священник отвечает: «И есть и будет», целуя при этом плечи и правую руку архиерея. Затем аналогичный диалог с целованием друг друга в плечи и руку происходит между священниками (такое целование бывает на каждой Литургии, просто на Литургии архиерейским чином выглядит более торжественно). Евхаристический канон и причащение духовенства и мирян в данном случае не имеют никаких отличительных особенностей. Однако есть практика — архиерей во время канона читает тайные молитвы так, что их слышат, по крайней мере, все, находящиеся в алтаре. Газета «Православная вера» 8 (532) Рейтинг: 7.5 Голосов: 57 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алик 9 октября 2019, 09:41 Насколько мне известно,изначально христианские епископы не носили митры и саккосы,песнопение " испола... " во время богослужения стало петься тоже весьма поздно. Евгений 27 ноября 2016, 22:41 Хорошая информация в этом материале. Прочитал, буду иметь ввиду, ибо 11 декабря 2016 года к нам в приход на Литургию прибывает митрополит Виленский и Литовский Иннокентий.

http://pravoslavie.ru/78930.html

Между тем как в других окрестных церквах этого не соблюдалось и для них следовало бы доказать, что тогдашнее обыкновение Римской церкви есть действительно предание апостольское 1421 . Папа Целестин I († около 432) в своем послании к галликанским епископам, рассуждая о святых Таинствах и упоминая о содержании некоторых литургических молитв, хотя говорит об апостольских преданиях Римской церкви (apostolicae sedis), но не отличает их от таких преданий, которые одинаково соблюдаются во всём мире (quae ab apostolis tradita in toto mundo atque in omni catholica ecclesia uniformiter ce lebrantur). Этими словами по меньшей мере нисколько не доказывается апостольское происхождение тех порядков позднейшей литургии Римской церкви, в которых она не согласна с прочими церквами 1422 . Папа Вигилий, посылая к Бракаренскому епископу Профутуру канон римской миссы (в 538 г.), указывал на главенство Апостола Петра и преимущества Римской церкви, как бы основания и образца других церквей (fundamentum et forma ecclesiarum), и только поэтому требовал, чтобы в Испанских церквах литургия совершалась одинаково с Римской (quod in capite praecessit, in membris sequi necesse est). Между тем он нисколько не прояснил, сохранила ли сама Римская церковь предания Апостола Петра касательно совершения Таинства Евхаристии 1423 . Все эти свидетельства, обыкновенно приводимые в защиту апостольского происхождения римской формы литургии, очевидно не представляют твердых доказательств того, что эта форма была одинакова с существовавшим в Риме со времен апостольских особенным чином Евхаристического богослужения. Напротив, ни об одной из древних литургий, как восточных, так и западных, не высказывается столько преданий, указывающих на видоизменение ее чинопоследования, сколько о римской литургии. По свидетельствам западных историков и толкователей богослужения, хотя слишком поздним (VIII, IX и дальнейших веков), притом не вполне достоверным и нередко противоречащим одно другому, но, вероятно, основанным на преданиях Римской же церкви, не только второстепенные части литургии, предшествующие канону и последующие за ним, но и важнейшие части и даже многие молитвы самого канона постепенно были введены в литургию теми или другими папами, заимствовавшими свои нововведения с разных сторон и отчасти руководившимися собственным соображением 1424 , так что если исключить все такие прибавления, то для предполагаемой апостольской формы литургии не останется ничего, кроме разве слов Спасителя об установлении Таинства Евхаристии и молитвы Отче наш 1425 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010