Разделы портала «Азбука веры» Анафора (от греч. ναφορ — возношение) — 1) центральная молитва Божественной литургии ; нередко называемая евхаристическим каноном, содержащая благодарения Богу и прошение совершить чудо преложения хлеба и вина в  Тело и Кровь Христовы ; 2) (иногда) вся Литургия верных. Свое название – «Ан а фора» (в переводе с греческого «возношение»), молитва получила оттого, что во время ее чтения священнослужители «возносят» (в определенные моменты даже в прямом смысле) Евхаристические Дары Богу Отцу. В греческих и славянских рукописях иногда анафорой обозначается вся литургия верных. В Православной Церкви в России сейчас употребляется две анафоры — свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого . В древности их было значительно больше. Чтобы сравнивать их друг с другом, исследователи выделили в анафоре несколько условных частей: Общее замечание Смысловым центром каждой евхаристической (полной) Литургии (святых Иоанна Златоуста , Василия Великого , ап. Иакова и других) является таинство Евхаристии («Благодарения»), а центром текстуальным – евхаристический канон , или молитва евхаристической Анафоры, читаемая архиереем или священником над хлебом и вином, приготовленными особым образом на Проскомидии, предваряющей совершение этого основного христианского богослужения. Свое название – «Ан а фора» (в переводе с греческого «возношение»), молитва получила оттого, что во время ее чтения священнослужители «возносят» (в определенные моменты даже в прямом смысле) Евхаристические Дары Богу Отцу. Анафора, иначе именуемая Евхаристическим каноном, – «самый древний элемент богослужения всех Церквей» (иером. М. Арранц). У христиан византийской богослужебной традиции, к которым принадлежим и мы, слово «Анафора» у же, чем слово «Литургия». Анафора начинается от обращения (приглашения) священника к молящимся: «Благодарим Господа» – и заканчивается прославлением Божественного Имени и утверждением «Аминь». «Литургия» содержит всё чинопоследование (весь текст) этого богослужения, включая внеанафоральные элементы до и после Евхаристического канона.

http://azbyka.ru/anafora

«Больше в ваш храм ни ногой!» Когда у человека болит, он обращает внимание только на главное 10 ноября, 2016 Когда у человека болит, он обращает внимание только на главное Бывает, придет сторонний человек в храм, там ему скажут что-то неласковое, он обидится и решит, что больше сюда ни ногой. Или увидит, как прихожане без очереди к исповеди рвутся. Как быть? Разговор о дисциплине в храме продолжает протоиерей Димитрий Климов, настоятель кафедрального собора Святителя Николая Чудотворца (г. Калач-на-Дону, Волгоградская область). Что посеешь Протоиерей Димитрий Климов То, что происходит в храме – во время богослужения и вне его – зависит от священника, от его проповеди, от того, как он научит своих прихожан ощущать себя в храме и молиться. Если прихожане еженедельно или ежедневно слышат от священника проповеди о том, что непременное условие молитвы – это тишина, сосредоточенность, отсутствие отвлекающих мелочей, то люди будут стремиться именно такую атмосферу создавать в храме. А если вещать исключительно о том, как важно ставить свечи, заказывать обедни, молебны и другие требы и как важно все вокруг себя освятить посредством приглашения того же священника, то прихожане не будут знать, что, оказывается, еще надо молиться, пытаться во время богослужения понять, что там читается и поется. И мысли прихожан будут всецело поглощены тем, как правильно свечку на подсвечник водрузить или записку подать – и неважно, что в этот момент читается Евангелие, поется «Херувимская» или Евхаристический канон. Все-таки в храме важно не отвлекать друг друга. Важно помогать друг другу вот именно этим: создать такую благоговейную тишину, в которой человек мог бы погрузиться в слова молитвы, в свое покаяние, в свое обращение к Богу. У старообрядцев с дисциплиной в храме – строго. Все у них по определенным правилам: мужчины с одной стороны, женщины с другой, без очереди на исповедь никто не пойдет. Надо еще учитывать, что традиции прервались. Мы не знаем, как должно быть. Возрождение церковной жизни началось относительно недавно – с 1990-х годов. Нередко каждый священник в своем приходе возрождает по-своему. Каждый батюшка экспериментирует в силу своего, так сказать, разумения. У кого-то это лучше получается, у кого-то хуже.

http://pravmir.ru/gospodu-pomolimsya/

Возможно ли спасение в миру, или надо, чтобы спастись, все-таки в монастырь уйти? Отвечают протоиерей Димитрий Смирнов и священник Александр Березовский. 20.03.2013 11:20:33 Протоиерей Дмитрий Смирнов -  Добрый вечер! Я по поводу Софии Премудрости, вы помните, это была разработка отца Сергия Булгакова и иже с ним. Что высказывает по этому поводу современная богословская мысль? Второе. Как-то была пресс  - конференция, и там были заданы вопросы по еретическому общению некоторых архиереев православной церкви. И по этому поводу Митрополит Иоанн выступал, что таковых нужно лишать священнослужения, даже если, оно были не только священниками, но и даже архиереями. Я сам священник, и меня волнуют подобные вопросы. - Дорогой отче, что вы мне рассказываете, мне все это прекрасно известно! Вы мне так рассказываете, как будто я вчера с Луны приехал. Дело вот в чем. Канон, которому мы все следуем очень строго, запрещает совершать Божественную Литургию вместе с людьми, принадлежащими к церкви, с которой у нас нет евхаристического общения. Не надо это распространять. Вот у нас круглая земля, сейчас в Армении читают вечерние молитвы, а я буду здесь читать  - утренние, и что из-за этого изменится?  Он читает по-армянски, я по-русски. Нельзя вместе совершать евхаристию, и вместе причащаться, вот это запрещено Каноном. И вот, собственно, и все. Никогда ни Митрополит Илларион, ни Вселенский Патриарх,  присутствуя на мессе, которую совершал Папа, не причащались, никогда они вместе не совершали  Божественную Литургию, нет такого факта. Поэтому что сочинять то? Теперь по поводу отца Сергия Булгакова. Был такой исторический эпизод, в этом богословии о Софии Премудрости Божьей участвовало всего несколько человек. Было создано  много интересных богословских исследований и книг, которые остались в истории церкви. Но, может быть, к сожалению, может, ни к сожалению, но со смертью отца Сергия эта тема потихонечку перестала быть актуальной. Но, все, кто интересуется богословием, те конечно, касаются этих предметов. Отец Павел Флоренский в этом направлении также сказал свое слово. Это был такой период в  русском богословии, вот и все. А сейчас,  про то, чтобы кто-то эту тему разрабатывал, мне неизвестно. Я конечно, не богослов, может кто-то из молодых этим заинтересовался, дело в том, что это вопрос весьма непростой. Чтобы вникнуть в то, что реализовал в своих писаниях отец Сергий, это нужно иметь семь пядей во лбу. Такого уровня богословов, как отец Сергей, вообще на земном шаре больше двух не встречается в одну и ту же эпоху.

http://radonezh.ru/text/vozmozhno-li-spa...

Евхаристия в раннехристианской Церкви Апостолы собирались по домам вместе со своими учениками для того, чтобы преломлять хлеб. Первые христиане были традиционными иудеями и регулярно посещали Иерусалимский Храм вплоть до его разрушения в 70 году римским императором Титом. 18 октября, 2012 Апостолы собирались по домам вместе со своими учениками для того, чтобы преломлять хлеб. Первые христиане были традиционными иудеями и регулярно посещали Иерусалимский Храм вплоть до его разрушения в 70 году римским императором Титом. Книга «Божественная Литургия» протоиерея Алексея Уминского , выпущенная издательством «Никея» , теперь доступна для бесплатного скачивания в электронных форматах (epub, fb-2, mobi и др.) на сайте «Никеи» . Цель наших бесед состоит в том, чтобы выяснить, насколько духовная жизнь христианина связана с Евхаристией. Возможно ли жить духовной жизнью вне Евхаристии, или причащаясь время от времени? Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо понять, чем была Евхаристия для раннехристианской Церкви, в каком состоянии пребывает наше богослужение сейчас и, наконец, разобраться, насколько каждый из нас понимает, что означает лично для него участие в Божественной Литургии. Впервые Евхаристия была совершена на Тайной Вечере Спасителем перед Своими крестными муками. «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26–2). Господь заповедовал апостолам, а, вместе с ними и всем нам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 19). Средоточием каждой Литургии и является воспоминание о той самой Тайной Вечере, которую мы проживаем, мистическим образом входя в вечность и являясь реальными участниками этого события. В книге Деяний святых апостолов мы встречаем описание Евхаристии. Богослужения первых времен христианства, на которых совершалось причащение, назывались по-разному, но наиболее часто встречались названия «Преломление хлеба» и «Евхаристия». И сейчас для обозначения Литургии нередко используется слово «Евхаристия», тем более что сердцевиной Литургии является именно Евхаристический канон.

http://pravmir.ru/evxaristiya-v-rannexri...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 23.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Собор Архистратига Михаила Церковь Святая наша празднует сегодня торжество Небесных Сил бесплотных, и исповедуем мы эту тайну в нашей жизни, что силы небесные с нами всегда и в самые решающие часы нашей жизни. За Божественной Литургией мы молимся вместе с ними, вместе совершается всё, все эти таинственные священнодействия, к которым с трепетом приникают ангелы. Совершается вход с Евангелием, священник читает молитву: “Сотвори со входом нашим входу Святых ангелов быть, сослужащих нам и сославословящих Твою славу”. Это не слова, это то, что происходит с Церковью. И песнь херувимская, когда вся Церковь, молящаяся прежде, чем наступит таинство пресуществления, великая тайна, всегда присутствующая среди нас, воплощения Слова Божия, Его Крестной смерти и Воскресения, приобщения нашей плоти и крови, всей нашей жизни. Эта херувимская песнь и Евхаристический канон, где все ангелы, как в откровении, как было показано апостолу Иоанну Богослову, вместе с двадцатью четырьмя старцами, со всей Церковью, припадая к Престолу Божию, вопиют: “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних. Благословен Грядый во имя Господне”. Это реальность, о которой свидетельствует опыт Церкви в лице святых ее. Мы знаем, как преподобному Серафиму во время Божественной Литургии открылся Господь с сонмом ангелов, присутствующих за этим служением. Как преподобному Сергию сослужил ангел во время Божественной Литургии. Это всегда происходит. Это напоминание, что Господь, все святые, все любящие Бога не оставляют тех, которые к Богу стремятся. И это не только за Божественной Литургией происходит, это во всей жизни происходит нашей. И идет та самая война, которая началась когда-то на небе  между Архистратигом Божиим Михаилом и предателями Бога, отступниками от Него, сатаной и всеми его подлыми клевретами, идет эта страшная война здесь на земле людей. И как сказала одна монахиня, подвижница, вся жизнь христианина заключается в том, что то враг побеждает нас, то мы его побеждаем. То он тебя бросит в этой схватке рукопашной, то ты его. И Господь Сам участвует в этом сражении. Потому не зависит исход его от того, сколько здесь тех, кто на стороне Бога, правды Его, и добра, и сколько их. То откровение, которое было когда-то пророку Даниилу: “Не бойся, нас больше, чем их”, до скончания века имеет силу.

http://moral.ru/собор-архистратига-михаи...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Что мы без Никейского Символа веры? 23.05.2015 Рубрика: Перед Пасхальным Судом Слова Метки: Неделя святых отцов Первого Вселенского Собора Слово в неделю 7-ю по Пасхе Символ веры, который мы исповедуем в начале каждого дня и за каждой Божественной литургией, неотделим от наших молитв и таинств. Никогда уже не можем мы помолиться и причаститься без исповедания веры в Господа Иисуса Христа, «иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийском Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца». В каждом из этих слов звучат голоса людей, которым мы молимся сегодня, — святых отцов I Bceлehckoro Собора и всех до них и после них потрудившихся, чтобы сохранить для нас эту веру. Всем нам известны эти имена: Ириней Лионский, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский, Кирилл Александрийский и Кирилл Иерусалимский, Максим Исповедник, Августин Иппонийский, Лев Великий и великое множество бесстрашных свидетелей истины, поддерживаемых Духом Святым всякий раз, когда возникала угроза истине. Они смерть предпочитали отступлению от истины. И вместе с их голосами, когда мы читаем утренние молитвы и когда поем за Божественной литургией, прежде чем вступить в Евхаристический канон, звучат голоса миллионов людей, из небытия в бытие призванных Богом. Через все века звучит наша вера, зажигая огнем Пятидесятницы души верующих в Господа Иисуса Христа, будь это ученый богослов, будь это патриарх или смиренный юноша, или простая бабушка, или едва научившийся говорить младенец. Символ веры, который мы исповедуем, означает, что Бог предлагает нам все, что есть у Него, все самые сокровеннейшие тайны о Себе и Самого Себя. Христос — Бог и Господь наш — так, как Он восхотел. В Нем господство смиренной любви — то, что столь трудно дается духу человека. Бог, царствующий через уязвимость Богомладенца и через распятие на Кресте. И никто не может остаться нейтральным по отношению к Нему. Все стоят перед выбором: либо отвергнуть Его как Бога, либо открыться Его свету. Либо возвести Его на Крест, либо уверовать в Него. Иного не существует.

http://moral.ru/symbol/

Православний центр по з глухими слабочуючими «Десниця» випустив з тлумаченням 22 2019 р. 11:25 Православный Уоитиве-канал Центра по работе с глухими и слабослышащими «Десница» опубликовал 30 видеосюжетов по теме «Видеоразбор и толкование Божественной литургии на жестовом языке». «Мало кто знает, что главным центром Православия является особое богослужение — Литургия. Еще она называется " Евхаристия " и " Причащение " , — говорится в первом видео цикла роликов. — Мы решили выпустить для вас видео, чтобы объяснить смысл Литургии и чтобы вам стало ясно, почему она так важна для Церкви и для каждого человека». В чем заключается главное Таинство Церкви, рассказывает в роликах на русском жестовом языке слабослышащий диакон Павел Афанасьев — носитель жестового языка. В роликах он поясняет, какие бывают богослужения, какой была Литургия, рассказывает об отличиях в Литургиях и условиях, при которых может совершаться богослужение. Также в роликах детально объясняются части Литургии: великая ектения, антифоны, Великий вход, Символ веры, Евхаристический канон и причащение. Видеоролики созданы для глухих и слабослышащих, а также для всех интересующихся вопросами веры. Сюжеты сопровождаются субтитрами и закадровым голосом и ориентированы на широкую аудиторию. Священнослужители и сотрудники приходов, которые работают с людьми с нарушениями слуха, могут использовать ролики, выпущенные на канале «Десница» как учебно-методический материал. Проект по толкованию Литургии на жестовом языке осуществляется при участии глухих и слабослышащих — носителей русского жестового языка. Работа ведется Центром по работе с глухими и слабослышащими «Десница» в сотрудничестве с Координационным центром по работе с глухими, слепоглухими и слабослышащими Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Предыдущим совместным проектом было «Евангелие от Марка на русском жестовом языке» в приложении для Android. Приложение включает видеоролики с переводом Евангелия от Марка на русский жестовый язык, разделенные на смысловые отрывки. Жестовый перевод сопровождается подключаемыми субтитрами с адаптированным русским текстом, созданным на основе обратного перевода с русского жестового языка.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5358392...

Путешествие в Четвертый удел Богородицы Паломничество в Дивеево — это классика… Но и дивеевское путешествие может стать настоящим открытием. Читайте о паломничестве в Дивеево и в другие сокровенные места в августовском номере журнала «Нескучный сад» 1 августа, 2010 Паломничество в Дивеево — это классика… Но и дивеевское путешествие может стать настоящим открытием. Читайте о паломничестве в Дивеево и в другие сокровенные места в августовском номере журнала «Нескучный сад» Паломничество в Дивеево — это классика… И как любая классика, с первого взгляда может показаться чем-то банальным. Святая Земля, Афон, Египет: наши паломники все чаще едут за яркими впечатлениями в дальние страны. Но и дивеевское путешествие может стать настоящим открытием, если не забывать оглядываться по сторонам и хоть на полшага отходить в сторону от протоптанных троп. Именно так поступили корреспонденты «НС», отправившись к мощам преподобного Серафима на автомобиле по маршруту Москва—Владимир—Муром—Дивеево. Читайте о паломничестве в Дивеево и в другие сокровенные места в августовском номере журнала «Нескучный сад» Из Москвы в Россию… Приложиться к мощам препоодобного Серафима можно в любое время, исключая богослужебные моменты чтения Священного Писания, Шестопсалмия и Евхаристический канон. В этих случаях монастырские охранники останавливают очередь. Они же следят за порядком во время богослужения Русская провинция — это совсем близко: нужно только выбраться из Москвы за МКАД. В малых городах по статистике проживает около половины населения страны. По пути в Дивеево, в 62 километрах от столицы, первый из таких городов — Павловский Посад. История «изобретателей» павловопосадского платка, как ни странно, имеет и церковное измерение. Из двух компаньонов, управлявших мануфактурой в XIX веке, один чтится Русской Церковью в лике святых. Это меценат и миссионер — праведный Василий Грязнов, или Павловопосадский: в купеческом старообрядческом Павловском Посаде он вернул около семи тысяч раскольников в лоно Церкви, прославился аскетичной и нравственной жизнью. В 1903 году на месте его погребения открылся Покрово-Васильевский монастырь, где сейчас покоятся мощи преподобного.

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-chetver...

Разделы портала «Азбука веры» священномученик Анатолий Жураковский Благодарим Господа " loading="" decoding="" title=""/> В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда внезапно воскресает в памяти вся жизнь. В один миг проносятся в сознании долгие прожитые годы, годы печалей и радостей, годы трудовой борьбы, мгновения восхождений и падений, восторгов и отчаяния — все воплощается тогда в душе в едином мгновении, в одной точке времени. В эти минуты со дна души встает, вырастает самое затаенное, самое сокровенное, что-то такое, чего сам человек в себе не знал и не видел. И даже в каком-то страшном предчувствии самое будущее поднимает тогда свою завесу, и человек как будто видит свои грядущие судьбы, прозревает то, что ожидает его там, впереди. Трудно, невозможно рассказать другому об этих минутах. Нужно было бы говорить многие часы, многие дни, рисовать перед сознанием другого целые вереницы событий, воспоминаний, и все-таки самое главное, самое важное осталось бы и нерассказанным, и непонятным. Такими минутами, когда время как будто бы свивается, сосредотачивается в одной точке, являются мгновения, когда совершается Божественное Таинство, когда возглашается в храме Евхаристический канон, когда священник читает перед престолом молитву святого возношения, так наз. анафору. Ведь все так называемые молитвы Евхаристического канона со всеми их возглашениями и с ответами ликов на эти возглашения составляют одну молитву, и эта молитва есть самое великое, самое таинственное в христианском богослужении. Это живое сосредоточие, сердце сердец христианской жизни. В миг, когда возглашается анафора, проходит перед сознанием верующих, раскрывается перед благоговейными взорами «желающих проникнуть» к таинству ангелов целая жизнь. Но это не маленькая жизнь одного маленького человека, это жизнь всей вселенной, всего космоса от первого мгновения, когда прозвучало творческое «да будет» и до последнего страшного дня, когда «времени уже не будет», и откроется бездна вечности от светоносных ангельских сфер и до последнего атома, до последней пылинки, затерянной в бесконечных просторах мироздания. Все собирается здесь, все смыкается в этой молитве, в этих таинственных и тайносовершительных глаголах.

http://azbyka.ru/propovedi/blagodarim-go...

Размышления перед Почаевской иконой Богородицы На некоторых изводах иконы фигура Христа – словно сердце. Евхаристия и есть сердце Церкви 5 августа, 2015 На некоторых изводах иконы фигура Христа – словно сердце. Евхаристия и есть сердце Церкви В день, когда Церковь празднует память Почаевской иконы Богородицы, Ольга Шульчева-Джарман делится с читателями «Правмира» своими размышлениями Двумя руками держит Христа Богородица – и в одной из рук Ее плат. Держит Церковь в дланях своих Того, кто простер длани на Кресте, Того, кто подал ей Чашу Своей Крови. Словно живая Чаша – фигура Младенца, или, на других изводах — словно укрух Хлеба. Ольга Шульчева-Джарман «Распростертыма дланьма на Кресте, отеческаго исполнил еси благоволения, благий Иисусе, всяческая. Темже победную песнь Тебе вси поим» (Канон воскресный, гл.6). В соприкосновении ликов – символ теснейшего Богообщения. Церковь общается со Христом не просто в молитве – это знала и Церковь Ветхого Завета. Нет – здесь Тот, кто более Авраама, и дает в пищу Плоть Свою, ибо Плоть Его – воистину есть брашно бессмертия (Ин.6:55). В тайне Евхаристии Церковь общается со Христом, и видит Его лицем к лицу (1 Кор.13:12), познавая Его, восходя от силы в силу, ибо явился в Сионе, Горе святой Своей, Бог (Пс.83:7). «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Духа Господня», — пишет о тайне Евхаристического общения со Христом Воскресшим святой апостол Павел (2 Кор. 3:18). «Как в воде лицо — к лицу, так сердце человека — к человеку» (Притч 27.19). Христос открылся Церкви Своей, омывшейся, крестившейся в Него водами Крещения, и пришедшей к священной трапезе. Древний священный образ камня – олицетворение святынь Авраама и детей его, скитальцев и сновидцев – наполнен новым смыслом, обновлена юность упования Авраамова и детей его, скитальцев и сновидцев – наполнен новым смыслом, обновлена юность упования Авраамова. Не просто свято место сие, это Дом Божий (Быт. 28, 17), наполненный не дымом кадильным от ветхого ладана Ааронова, но вознесенная превыше небес Скиния, основанная на камне, Скиния Бога с человеками.

http://pravmir.ru/razmyishleniya-pered-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010