Митрополит Варсонофий молился за уставными богослужениями в Казанском соборе апреля 2020 Вечером в Великую среду, 15 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился за уставными богослужениями в Казанском кафедральном соборе - малым повечерием и утреней Великого четверга. За богослужением также молились секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, духовенство кафедрального собора и другие священнослужители. После мирной ектении на утрени тропарь " Егда славнии ученицы " , напоминающий о страшной духовной, а затем и физической гибели Иуды, одного из двенадцати, добровольно отказавшегося от апостольства, исполнили духовенство в алтаре, хор собора и трио священнослужителей (протоиереи Андрей Герасимов и Алексий Дорофеев , протодиакон Симеон Белецкий ). В богослужении этого дня продолжается тема предательства Иуды. То, что он задумал в среду, когда Христос пребывал в доме Симона, теперь решил исполнить во время Тайной Вечери (ужина) Господа со Своими учениками в четверг вечером. Лучше всего события этого дня передает умилительный тропарь Великого Четвертка, который также исполняется и на утрене Великой Пятницы: " Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе " . После пения тропаря митрополит Варсонофий прочитал зачало из Евангелия от Луки, повествующее о Тайной вечере. В отличие от всех будних дней Великого поста, а также и предшествующих страстных дней канон утрени Великого четверга является полным. В тропарях канона последовательно раскрываются ветхозаветные прообразы Тайной вечери, повествуется о самоуничижении Христа, умывшего ноги апостолов, и обличается Иуда, уже решивший предать Христа и, тем не менее, простерший руку к евхаристическому хлебу.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Разделы портала «Азбука веры» ( 57  голосов:  4.4 из  5) Предыдущий Следующий Божественная Литургия с объяснениями митрополита Илариона (Алфеева). Часть 1 Божественная Литургия с объяснениями митрополита Илариона (Алфеева). Часть 2 Божественная Литургия с объяснениями митрополита Илариона (Алфеева). Часть 3 Божественная Литургия с объяснениями митрополита Илариона (Алфеева). Часть 4 Часть 1. Есть удивительный формат церковной службы: литургия с объяснениями. Это значит, что священники, совершая богослужение, сами объясняют его присутствующим: комментируют обряды, раскрывают смысл молитв. Такая практика ещё довольно редка, но есть священнослужители, которые берут на себя эту задачу. Команда православного портала «Иисус» зафиксировала для вас литургию, которую провел очень авторитетный богослов Русской Православной Церкви: митрополит Волоколамский Иларион. Неоднократно во время богослужения архипастырь обращается к собравшимся, объясняя смысл происходящего. Видеозапись, предлагаемая вашему вниманию, содержит первую часть литургии с объяснениями: от входных молитв до пения Трисвятой песни. Она открывается вступительным словом митрополита Илариона, где он не только говорит о значении литургии, но и объясняет символизм богослужебных облачений. Запись литургии с объяснениями будет полезна и постоянным прихожанам православных храмов, желающим глубже узнать свою веру, и тем, кто только начинает свой путь в Церкви или же проявляет интерес к христианской традиции. Часть 2. Если литургия — это участие в Тайной вечери Иисуса Христа, то звучание Евангелия на литургии напоминает нам о том, что и мы — ученики Христовы, внимающие Его слову. Второе видео из цикла «Литургия с объяснениями» охватывает именно эту часть главного христианского богослужения: от чтения Апостола и Евангелия до Херувимской песни. После чтения Евангелия митрополит Волоколамский Иларион обращается к присутствующим, комментируя совершаемые священнодействия. Часть 3. Из третьей части «Литургии с объяснениями» вы узнаете, что значит стать соучастниками самого главного чуда Иисуса Христа. Митрополит Волоколамский Иларион расскажет о смысле таинства Евхаристии — чуда, совершаемого незаметно для человеческих глаз по всему миру. Вы узнаете, что такое евхаристический канон, какие священнодействия совершаются в это время в алтаре, в чем смысл тайных молитв и о чем священник просит Бога от лица всего мира.

http://azbyka.ru/video/bozhestvennaja-li...

С другой стороны, нужно сказать, каким вообще должно быть хорошее богословское образование. Известный богослов отец Георгий Флоровский, который был профессором Свято-Сергиевского богословского института в Париже, считается отцом возрождения святоотеческого богословия. Он сказал, что учиться мы должны у отцов, а не по схоластическим учебникам, которые были составлены в синодальный период. Все знают, что эта литература отмечена влиянием католической или протестантской схоластики, и очень часто проблематика, которая в них затрагивается, нас совершенно не касается. Важно, чтобы все богословие было пропитано пониманием отцов Церкви. Это надо сказать и о догматике, и о литургике. Наша литургическая жизнь богата. Но мы знаем, что и в нашей практике есть много того, что можно еще улучшить. Например, участие мирян в богослужении. Любимый мной профессор протоиерей Николай Афанасьев, пишет в уже ставшем классическом труде «Церковь Духа Святого» о том, что в Церкви есть всеобщее служение: каждый служит на своем месте. Это нам показывает сам строй богослужения. Ведь в раннехристианские времена возглас: «Двери, двери, премудростию вонмем», — соответствовал моменту, когда запирали врата храма и все, кто пребывал внутри, составляли единое евхаристическое собрание. То есть каждая Литургия, каждая Евхаристия — это единство всех присутствующих. Есть попытки подчеркнуть это единство. Думаю это хорошо. У нас в Западной Европе очень часто евхаристический канон читают вслух, а хор в это время поет немного короче. Это может быть неожиданно, но зато все слышат, о чем идет речь. И действительно совершается соборная молитва. Это я даю как пример, но есть много других очень важных вопросов. Например, икона должно быть выражением молитвы. Хорошая икона обучает молитве. Пресс-служба ПСТГУ /Патриархия.ru за темою У збори Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Затверджено склад ради наукового журналу «Богослов» монастиря з чернечого постригу : та звернення] Церкви взяв участь у в У представили видання, дипломами церковного конкурсу через книгу» В Об " ПСТГУ та СПбДА захисти двох наукових праць Навчального «Лики святих став переможцем у грантових у 2024 Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы, именуемой «Целительница» [Документи] У вийшло окреме видання служби преподобному Текст служби свята Господнього церковнослов " янською та мовами з поясненнями коментарями [Документи] Священний Синод затвердив низку богослужбових У ФЗ РФ XII «Моделювання системного розвитку школи.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204435...

Итак, разбирая чинопоследование Божественной литургии (смотрите публикации в предыдущих номерах газеты и на сайте Саратовской епархии), мы подошли к ее вершине — Евхаристическому канону. Рассказывает нам о нем и объясняет отдельные его моменты наш постоянный собеседник, доцент Саратовской православной семинарии Алексей Кашкин. —Алексей Сергеевич, почему в данном случае мы употребляем именно это слово — канон? —Греческое слово «канон» означает правило. Канонами назывались правила Вселенских Соборов. И в данном случае канон утверждает правило священнодействия, совершаемого в алтаре, его последовательность. Ведь это священнодействие — важнейшее из совершаемых в храме, здесь нет ничего второстепенного и мелкого. Канон регламентирует каждое движение и каждое слово. —Для нас, мирян, Евхаристический канон начинается с возгласа «ГорЕ имеим сердца». Как его понимать? —«ГорЕ» значит вверх, глагол «имеим» можно перевести как «давайте будем иметь» — это призыв обратить сердца от дольнего («нижнего»), от наших земных забот и проблем к горнему. Но обратить сердца — значит не просто не думать, не вспоминать обо всем этом во время совершения Евхаристии. Церковь в эту минуту призывает нас к большему, к тому, чтобы жить горним, пребывать сердцем в Боге. На самом деле, мы всегда должны жить так, чтобы сердца наши были обращены горЕ. Но мы по немощи нашей не справляемся с этим и должны хотя бы сейчас, перед великим чудом преложения хлеба и вина в Плоть и Кровь, сделать сугубое усилие. —С возгласа «Благодарим Господа» начинается анафора — главная часть Божественной литургии. Почему она предваряется именно этим возгласом и что она такое? —Слово «Евхаристия» означает благодарение; Сам Господь перед тем, как установить Евхаристию, возблагодарил Отца (см.: Лк. 22, 19). И мы, приступая к Божественной трапезе, благодарим Господа за дело нашего спасения, осуществленное Им. И в тайных молитвах, читаемых священником в алтаре, главное место занимает именно благодарение Бога. Слово «анафора» греческое, оно означает возношение. В ветхозаветном понятии жертва именно возносится — в виде дыма, к небесам. Слово «анафора» говорит о том, что мы приступаем к жертвоприношению, к бескровной жертве.

http://pravoslavie.ru/78257.html

Именно это означает выражение «Евхаристический канон» или «канон Евхаристии», вошедшее в историю христианства с момента заключения Иисусом Христом Нового Завета (т. е. Договора) на Тайной вечере. Что именно поется и читается в этот самый важный момент литургии? Именно это означает выражение «Евхаристический канон» или «канон Евхаристии», вошедшее в историю христианства с момента заключения Иисусом Христом Нового Завета (т. е. Договора) на Тайной вечере. Завет состоит в том, что безгрешный Христос отдает Себя на заклание, чтобы искупить грешников из-под власти греха и смерти, а выкупленные ценою Его Крови люди имеют возможность приобщиться спасительным плодам Его жертвенного подвига посредством благодарственного воспоминания, правила которого заложены Самим Христом: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19). О том, что именно поется и читается в этот самый важный момент литургии, рассказывает ведущий рубрики диакон Михаил АСМУС. Христос — новая Пасха Древним иудеям было заповедано Богом ежегодно благодарно вспоминать важное событие — исход из Египта, означавший для израильского народа освобождение от рабства и смерти. Египтяне, не желавшие отпустить от себя порабощенное ими племя, которое они использовали как дешевую рабочую силу, жестоко поплатились за свое противление Богу: в ночь исхода все первенцы Египта были умерщвлены. Смерть обошла стороной только дома евреев, помазавших косяки дверей кровью ягненка, которого Бог повелел им съесть перед долгим путем. Отсюда название как самого праздника, так и праздничной трапезы, ягненка, — Пасха (от еврейского «прошел мимо»). Тайная вечеря Спасителя и апостолов осталась бы такой же ветхозаветной Пасхой с ее благодарением за исход, если бы Господь, идя как чистый Агнец на добровольную смерть, не добавил к древнему чину благодарения слова, наполнившие иудейский обычай новым, всемирным по масштабу смыслом. В этом «правиле благодарения» центральное место заняло воспоминание избавления, представляющее всю историю нашего спасения. Но, как и в древности, это воспоминание приурочено к священной трапезе. Как и в Сионской горнице (месте Тайной вечери), молитвы хвалы, благодарения и прошения в христианском храме произносятся над хлебом и вином, которые по слову Спасителя превращаются в Его Тело и Его Кровь, навсегда заменившие собою древнего Пасхального агнца.

http://pravmir.ru/pravilo-blagodareniya/

Отец Михаил Харчук, настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Коноше Архангельской области, делится своими наблюдениями и мыслями о духовной жизни нынешних православных. Дружная община храма преподобного Серафима Саровского в Коноше Архангельской области В литургии участвует вся община – Евхаристический канон, Символ веры, антифоны, а часто и ектении поются всеми прихожанами Интересная особенность этого храма: алтарь на южной стороне, а не на восточной. А что делать, если храм находится в ветхом деревянном доме, лишь приспособленном для служб? Если алтарь устроить по всем правилам, то места прихожанам просто не хватит. Есть и другая особенность: в литургии участвует вся община – Евхаристический канон, как и Символ веры, и антифоны, а часто и ектении поются всеми прихожанами. Служба не воспринимается отстраненно: мол, священник – отдельно «у себя в алтаре», а прихожане – «у себя», за оградой иконостаса. То есть пространство в храме едино, нет разделения, хоть иконостас и есть. И диалог между священником и общиной – живой, осознанный: «Простите меня, братия и сестры» – «Бог тя простит, честный отче, молись и ты о нас» – не дань традиции, а молитвенный разговор предстоятеля и паствы. А когда на воскресной литургии звучит «Христос воскресе!» после проповеди, понимаешь, что Пасха – «малая» или «большая» – главное событие не только в церковном году, но и в твоей жизни. Да и можно ли обойтись без постоянного утешительного пасхального приветствия в церкви преподобного Серафима Саровского? Его настоятель, протоиерей Михаил Харчук, рассказывает: – Храм в маленькой Коноше находится в здании бывшего банка, построенном в 1937 году. Когда в конце 90-х годов прошлого века появилась православная община в этом районном центре Архангельской области, стали искать помещение для служб, и власти городка смогли предложить только это находившееся в аварийном состоянии здание, уже предназначенное для сноса. Можно увидеть некоторую символичность в этом эпизоде: в аварийном состоянии находилась и вера людей, и каким-то чудом из недалекого страшного прошлого, из лет гонений, у общины появилась возможность устроить церковь.

http://pravoslavie.ru/155479.html

Благовещение в Великую Субботу – почему этот день особенный Как устроена служба, что можно есть и как провести праздник 5 апреля, 2018 Как устроена служба, что можно есть и как провести праздник Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в этом году выпадает на Великую Субботу. В последний раз это красивое сочетание, когда встречаются первые и последние мгновения земной жизни Спасителя, было в 2007 году. Какие особенности есть в богослужении этого дня и как провести праздник. Как устроено богослужение После Чина Погребения Плащаницы (обычно в Великую Пятницу вечером или в ночь на Великую Субботу) поется трогательное величание праздника: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Евангельских чтений два: конец 27-й главы Евангелия от Матфея, где повествуется о погребении Христа, и традиционное чтение богородичных праздников, о встрече Девы Марии с Елисаветой, матерью Иоанна Предтечи. Фото: simbeparhia.ru Объединяют два канона: знаменитый канон Великой Субботы «Волною морскою», написанный замечательной церковной поэтессой преподобной Кассией, и не менее знаменитый канон Благовещения, построенный на воображаемом диалоге Архангела Гавриила и Божией Матери («Ангел возопи… — Богородица рече…»). Утром, на литургии Василия Великого, снова объединяются апостольские и евангельские чтения Великой Субботы и Благовещения Пресвятой Богородицы. А по завершении Евхаристического канона, когда обычно поется «Достойно есть…» или (на литургии Василия Великого) «О Тебе радуется…», хор поет одно из самых любимых песнопений, посвященных Матери Божией, — «Не рыдай Мене, Мати…». Оно вдохновляло многих художников и поэтов — от Микеланджело с его душераздирающей «Пьетой» до Анны Ахматовой с горькой поэмой «Реквием». Фото: Spbda.ru Но если престольный праздник вашего приходского храма — как раз Благовещение, то, скорее всего, вы услышите другое песнопение: «Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных. Устне же верных, Богородице, немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Как украшают храм

http://pravmir.ru/blagoveshhenie-v-velik...

Каждый заключенный имеет право на встречу с духовным лицом Окт 3, 2014 Актуальное интервью Председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх ответил на вопросы посетителей сайта СИНФО. — Владыка, благословите! Как Вы полагаете, нельзя ли было бы провести что-то типа конкурса на лучшее убранство храма в ИУ в каждой епархии, а старост храмов-победителей из числа осужденных как-то поощрить? Как Вы на это смотрите? Артемий, Череповец — В 2012 году руководством ФСИН России, Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, Общественного Совета при Федеральной службе исполнения наказаний и Общероссийской общественной организации «Попечительский совет уголовно-исполнительной системы» утверждено Положение о Всероссийском смотре религиозной деятельности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, «Не числом, а смирением». В рамках этого смотра ежегодно проводятся поочередно Конкурс православной иконописи осужденных «Канон» и Конкурс православной живописи осужденных «Явление». В 2013 году во всех без исключения колониях проводился конкурс «Канон», заключительный этап которого состоялся в январе 2014 года в Москве во время XXII Международных Рождественских образовательных чтений. Осужденные, занявшие призовые места, поощрены денежными премиями и почетными званиями лауреатов конкурса, а православные общины храмов, которые представили на конкурс иконы, написанные заключенными — Благословенными грамотами Синодального отдела по тюремному служению и ценными подарками (из числа напрестольной богослужебной утвари — Евхаристический Потир, напрестольное Евангелие в металлическом окладе и напрестольный Крест). Так, за первое место, присужденное за написание Владимирской иконы Божией Матери, православная общину ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Новосибирской области награждена ценным подарком — богослужебной евхаристической Чашей — Потиром; за второе место, присужденное за написание иконы преподобного Сергия Радонежского, православная община ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области награждена ценным подарком — богослужебным Евангелием в металлическом окладе; за третье место, присужденное за написание иконы «Господь Вседержитель», православная община ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области награждена ценным подарком — богослужебным напрестольным Крестом.

http://sinfo-mp.ru/intervju-irinarh.html

Красногорський Кожен ув " язнений право на з духовною особою 3 жовтня 2014 р. 17:39 Председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх ответил на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела . — Владыка, благословите! Как Вы полагаете, нельзя ли было бы провести конкурс на лучшее убранство храма в исправительных учреждениях в каждой епархии, а старост храмов-победителей из числа осужденных как-то поощрить? Как Вы на это смотрите? Артемий, Череповец — В 2012 году руководством ФСИН России, Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению, Общественного Совета при Федеральной службе исполнения наказаний и Общероссийской общественной организации «Попечительский совет уголовно-исполнительной системы» утверждено Положение о Всероссийском смотре религиозной деятельности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, «Не числом, а смирением». В рамках этого смотра ежегодно проводятся поочередно Конкурс православной иконописи осужденных «Канон» и Конкурс православной живописи осужденных «Явление». В 2013 году во всех без исключения колониях проводился конкурс «Канон», заключительный этап которого состоялся в январе 2014 года в Москве во время XXII Международных Рождественских образовательных чтений . Осужденные, занявшие призовые места, поощрены денежными премиями и почетными званиями лауреатов конкурса, а православные общины храмов, которые представили на конкурс иконы, написанные заключенными — Благословенными грамотами Синодального отдела по тюремному служению и ценными подарками (из числа напрестольной богослужебной утвари — Евхаристический потир, напрестольное Евангелие в металлическом окладе и напрестольный крест). Так, за первое место, присужденное за написание Владимирской иконы Божией Матери, православная общину ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Новосибирской области награждена ценным подарком — богослужебной евхаристической чашей — потиром; за второе место, присужденное за написание иконы преподобного Сергия Радонежского, православная община ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Иркутской области награждена ценным подарком — богослужебным Евангелием в металлическом окладе; за третье место, присужденное за написание иконы «Господь Вседержитель», православная община ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области награждена ценным подарком — богослужебным напрестольным крестом.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3775719...

Продолжается празднование Богоявления Господня . В течение 9 дней празднования, как и в самый день праздника, поется канон, который церковное предание приписывает Косме Маиумскому. Этот замечательный древний канон пронизан высоким троическим богословием и украшен удивительно емкими и яркими поэтическими образами, за которыми стоят древние и глубокие предания. Для их истолкования и рассказа о них потребовалась бы целая книга. В этом статье мы рассмотрим лишь один образ — огненную воду на Иордане. Крещение Господне      Обратим внимание на ирмос 8-й песни Богоявленского канона в поэтическом переводе с греческого оригинала: Тайну удивительную Печь показала Вавилонская, точившая росу. Ибо должен был поток Иорданский восприять невещественный огонь и покрыть Крещаемого Плотию Создателя, Его благословят народы и превозносят во все веки . Этот перевод несколько отличается от привычного церковнославянского текста, в силу того, что Элладская Церковь и восточные Патриархаты используют ныне другой греческий оригинальный текст. Тайну преславную вавилонская показа пещь, истощившая росу, яко струями имяше невещественный огнь восприяти Иордан и объяти плотию крещаема Зиждителя, Егоже благословят людие и превозносят во вся веки . Так или иначе, идея ясна: Вавилонская печь показала преславную тайну, ибо поток Иордана должен был воспринять невещественный огонь и покрыть Творца, Крещаемого во Плоти. Данный ирмос построен на третьей главе книги Даниила, где рассказывается о мужественном исповедании веры в Единого Бога тремя юношами — Ананией, Азарией и Мисаилом — и об их чудесном спасении из огня. Если быть точнее, ирмос построен на Песне трех отроков, (Дан. 3:52–88) (оттуда взят припев «благословят и превозносят»), а также на предшествующем ей 49-м стихе 3-й главы («Ангел Господень сошел с тем, кто были с Азарией в пещи и угасил пламя огня и сотворил среду пещи как дух росу точащий») . Что в данном ирмосе целесообразно выделить? Во первых, мы видим четкую крещальную экзегезу: вавилонская пещь прообразует крещение — крещение огнем. С одной стороны, это естественно: в контексте праздника, а также в связи с тем, что песнь Трех отроков с раннехристианских времен входила в крещальное и в преданафоральное последование . Следы крещального употребления данной песни до сих пор прослеживаются в паримийных чтениях Великой Субботы, которые заканчиваются ею. С другой стороны, ирмос — уже не песнь: в ирмосах разрабатывается либо евхаристическая экзегеза , либо тематика Воплощения , либо прославляется мученичество трех отроков .

http://pravoslavie.ru/67824.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010