Разделы портала «Азбука веры» См. также: Как готовиться ко Святому Причащению Вопрос: Что может служить препятствием к участию в причащении Святых Тайн? Ответ: «Евхаристия — центральное Таинство Церкви. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” ( Ин.6:53-54 )» (из документа «Об участии верных в Евхаристии»). В любом из Таинств Церкви, если оно правильно совершено, тому, кто его принимает, подается Божественная благодать. Однако Таинство, как может послужить на пользу человеку, так и навредить ему, в зависимости от того, в каком расположении и состоянии он участвует в нем. Так, по учению Церкви, «пречистое Тело и Кровь Господня раздаются и входят в уста и утробы причащающихся, как благочестивых, так и нечестивых. Только благочестивым и достойно принимающим доставляют отпущение грехов и жизнь вечную, а нечестивым и недостойным уготовляют осуждение и вечное наказание» ( Посл. восточ. патриархов, чл. 17 ). Препятствия духовно-нравственного характера: • наличие тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид; • состояние озлобленности, гнева; • нахождение под запрещением от архиерея или священника-духовника; • многоядение и многопитие с вечера; • осквернение во сне (поллюция), если оно было вызвано греховными причинами (см. 4 канон. ответ свт. Дионисия Александрийского , 12 канон. ответ Тимофея Александрийского); • состояние одержимости демоном, если одержимый хулит Святые Тайны (см. 3 канон. ответ Тимофея Александрийского). Препятствия дисциплинарного порядка: • интимная близость в ночь накануне причастия (см. 5 и 13 канон. ответ Тимофея Александрийского); • вкушение пищи и питье с полуночи до святого причащения (см. 41 (50) канон Карфагенского собора ). Требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин;

http://azbyka.ru/prepjatstvija-k-uchasti...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика. Основные понятия КОНЕЧНОЕ ТРИСВЯТОЕ фиксированный набор молитвословий, исполняемый по совершении Ефрема Сирина молитвы перед отпустом служб суточного круга при постовом богослужении КРЕСТНОЕ ЦЕЛОВАНИЕ (крестоцелование), христ. обряд (целование креста, к-рый держит священник или к-рый лежит на аналое) КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ 3-е воскресенье Великого поста в правосл. традиции, в которое совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих ЛЕКЦИОНАРИЙ литургическая книга, содержащая чтения из Свящ. Писания, расположенные в соответствии с порядком их использования в богослужении, который определяется лекционарной системой ЛЕКЦИОНАРНАЯ СИСТЕМА в христ. богослужении регламентация набора и распределение чтений Свящ. Писания в течение церковного года ЛЕКЦИОНАРНЫЙ АППАРАТ вспомогательные паратекстуальные элементы, маргинальные пометы и др. знаки в рукописях и печатных книгах Свящ. Писания, облегчающие его чтение, использование за богослужением, изучение и понимание ЛИТУРГИКО-КАНОНИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ раннехрист. сборники указаний о морально-нравственных основах христ. жизни и церковном устройстве, в т. ч. совершении богослужения и церковных Таинств ЛИТУРГИЯ АПОСТОЛА ПЕТРА содержащееся в небольшом числе греч., слав. и груз. рукописей богослужебное последование, в котором в визант. чин евхаристической литургии включены отдельные молитвы и песнопения, заимствованные из чина рим. мессы, а в качестве анафоры используется канон рим. мессы ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА в правосл. Церкви основное чинопоследование евхаристической литургии с послеиконоборческого времени и до наших дней ЛОБЗАНИЕ МИРА [«святое целование»], в христ. богослужении один из древнейших жестов литургических,обмен ритуальным поцелуем-приветствием, означающим духовное родство и единство в вере, а также примирение друг с другом МАРКОВЫ ГЛАВЫ богослужебные уставные указания о совпадении неподвижных праздников с днями годового и седмичного подвижного циклов

http://pravenc.ru/rubrics/122646_4.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как готовиться к Причастию? 4 мин., 23.04.2019 Содержание 01 Пост Отказ от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молочные продукты), супружеских отношений и развлечений. Срок — от 1 до 3 дней. Если литургия с утра, после 24.00 есть нельзя — это называется «евхаристический пост». Если литургия служится вечером или в обед, евхаристический пост длится не менее 6 часов – к Причастию подходят натощак. 02 Вечернее богослужение Присутствие на вечернем богослужении обязательно. Например, вечером в субботу всегда совершается воскресная всенощная, на которую церковные люди стараются ходить неопустительно, даже когда не имеют возможности причаститься в воскресенье. Если нет возможности прийти на службу, нужно обязательно сказать об этом священнику. Здесь тоже может быть очень много исключений, но это не отменяет самой идеи участия в церковном богослужении как необходимой составляющей жизни христианина, вершиной которой является Евхаристия. 03 Исповедь Таинство Православной Церкви, на котором человек в присутствии священника раскаивается в своих грехах и получает прощение. Исповедь перед Причастием обязательна, кроме тех случаев, когда верующий по благословению духовника причащается несколько раз в неделю. На исповеди священник может скорректировать индивидуальную подготовку к Причастию — продолжительность и строгость поста, вид молитвенного правила, присутствие на богослужениях. Исповедь проходит во время вечернего богослужения или утром перед литургией. 04 Молитвенное правило Включает в себя последование ко святому Причащению: канон к Причастию и молитвы. Дополнительно иногда читаются каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю. Они могут заменяться на другие молитвы или отменяться вовсе в зависимости от подготовленности и жизненных обстоятельств человека. Этот вопрос обсуждается с духовником, но если его нет, то просто со священником, который принимает исповедь. Это правило касается только взрослых и не подходит для детей, которым требуется другая молитвенная практика.

http://foma.ru/kak-gotovitsya-k-prichast...

Богослужение в Великую Субботу 21 марта/3 апреля. Суббота Страстной седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Вечерня с Литургией Василия Великого. Хор Сретенского монастыря. 3 апреля 2010 г. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Комментарии Алла 30 апреля 2016, 18:58 Очень люблю Сретенский монастырь и Богослужения в этом монастыре!Зашла из любопытства,после прочтения книги Несвятые Святые и осталась на службе.Душа первый раз там ощутила благодать и я поняла,что в храм нужно ходить не только за святой водой в Крещение и святить куличи перед Пасхой.Службы проходят действительно очень понятно.Шикарный хор!На службе душа и плачет и радуется!Слава Богу за все!Спасибо епископу Тихону!Через Вас меня призвал Боженька и спас от многих бед. Виктор 2 июня 2010, 19:23 Благодарен за создание данного сайта.Давно хотел подключиться к интернет порталу благо Господь позволил мне этому произойти.Посетив сайт вздохнул кислорода,стало легче на душе.Благослови Вас Господи! Виктор 5 апреля 2010, 21:26 Я за то, чтобы службы велись на понятном современном языке! Разборчиво и понятно! Поэтому полностью согласен с комментарием М.Н.Беляевой-Яновской. И хочется иметь Библию в формате МП-3. Только вместе с Ветхим Заветом. Если кто знает где скачать-подскажите. Вторая просьба: я слушал прекрасное исполнение песни " Следуй за мной " . Может где скачать можно? Спасибо. Лично я себя считаю христианином. Вот только православным больше или протестантом для меня это не важно. Дай, Бог, всем мира! Мария Николаева Беляева–Яновская 4 апреля 2010, 05:02 Особая признательность за отличное, непревзойденное чтение: наилучшеее, которое мне за всю жизнь довелось слушать: внятное, бодрое, но в то же самое время и проникновенное, и молитвенное, оптимально доходчивое... Много лет тому назад, когда мне объясняли (зарубежом) наши боголюбивые старцы и архипастыри, еще с дореволюционным опытом, они всегда настаивали именно на этом: на дикции, на доходчивости чтения. И это естественно прежде всего относится ко всем великопостным, страстным и пасхальным богослужениям. " Читать надо так " –– показывали они –– " чтобы всякий человек, всякая душа заблуждшая, возможно впервые очутившись в храме, могли понять по форме чтения всю суть паремий, шестопсалмия и пр., не взирая на порой достаточно необычные церковнославянские слова, на построение стихов... Когда чтущие полностью вникают в смысл каждой фразы, отражая верно все изложенное, сосредотачиваясь молитвенно, то все всем ясно. Тогда даже случайно зашедшие не хотят уже и расставаться с храмом. " Именно так у Вас с великим вниманием совершаются все богослужения. Спаси Вас всех Господь! Низкий поклон за молитвенные подвиги, особенно певчим. Особенно, и особенно сей раз за нежное, до слез умилительное исполнения турчаниновской композиции " Да молчит всякая плоть " и за Евхаристический канон. Все великолепно, но эти важнейшие места –– особенно. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

http://pravoslavie.ru/34755.html

В Великую среду митрополит Варсонофий молился за уставным богослужением в Казанском соборе апреля 2021 За богослужением также молились секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, духовенство собора и другие священнослужители. После мирной ектении на утрени тропарь " Егда славнии ученицы " , напоминающий о страшной духовной, а затем и физической гибели Иуды, одного из двенадцати, добровольно отказавшегося от апостольства, исполнили духовенство в алтаре, хор собора (регент - Светлана Румянцева) и хор священнослужителей под управлением протодиакона Симеона Белецкого . В богослужении этого дня продолжается тема предательства Иуды. То, что он задумал в среду, когда Христос пребывал в доме Симона, теперь решил исполнить во время Тайной вечери (ужина) Господа с учениками в четверг вечером. Лучше всего события этого дня передает умилительный тропарь Великого четвертка, который также исполняется и на утрене Великой пятницы: " Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся (просвещались), тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся (обезумел) и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю (собиратель), сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия (беги от ненасытной души, видя, на что она дерзнула по отношению к Учителю). Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе " . После пения тропаря митрополит Варсонофий прочитал зачало из Евангелия от Луки, повествующее о Тайной вечери. В отличие от всех будних дней Великого поста и предшествующих страстных дней (Великих понедельника, вторника и среды) канон утрени Великого четверга является полным. В тропарях канона последовательно раскрываются ветхозаветные прообразы Тайной вечери, повествуется о самоуничижении Христа, умывшего ноги апостолов, и обличается Иуда, уже решивший предать Христа и, тем не менее, простерший руку к евхаристическому Хлебу.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

«Господи, только бы успеть!»: киевский священник спас женщину от самоубийства 22 ноября, 2016. Новостная служба «Я рассказал этой женщине, что Бог любит ее и вообще всех людей, как свое творение, предложил ей еще раз все обдумать» 22 ноября. ПРАВМИР. Настоятель киевского храма Святителя Николая чудотворца (и Благоверного князя Игоря Киевского и Черниговского страстотерпца) протоиерей Николай Загородний спас пожилую женщину от самоубийства. Трагедия едва не произошла в субботу, 19 ноября, в Киеве, по улице Драгоманова, сообщается на сайте прихода, в котором служит отец Николай. Пожилая женщина, жительница одного из многоэтажных домов, находящихся рядом с храмом, выбралась из своей квартиры на карниз балкона. Свидетели происходящего вызвали полицию и спасателей. Первым на место прибыл наряд полиции. Но стражи порядка и медики не знали, что предпринять, и растерянно наблюдали за развитием событий из окна соседней квартиры. Совершенно неожиданно на помощь правоохранителям пришел протоиерей Николай. Он заметил происходящее и поднялся в квартиру, где находились полицейские. Затем он заговорил с женщиной, она стала его слушать, а затем даже дала ему руку. Отец Николай продолжал разговаривать с женщиной и убеждать ее не совершать опрометчивых поступков, пока дверь квартиры не взломали спасатели. «Первой мыслью, когда я узнал о происходящем было: «Господи помилуй, только бы успеть!». Я рассказал этой женщине, что Бог любит ее и вообще всех людей, как свое творение, предложил ей еще раз все обдумать. Я напомнил ей о ее детях и внуках, о том что, жизнь прекрасна несмотря ни на что, и даже если что-то случилось, чтобы это исправить, нужно жить. Также и о том, что необходимо исповедоваться в своих грехах», — рассказывает отец Николай. Фото: druzhina.kiev.ua По его словам, в этот самый момент в храме совершался Евхаристический канон — самая главная часть Божественной литургии. «Именно ради Жертвы бескровной (Евхаристии), ужасная кровавая трагедия не совершилась», — считает настоятель.

http://pravmir.ru/gospodi-tolko-byi-uspe...

Как правильно креститься православным христианам? 11 апреля, 2012 Содержание статьи Смысл крестного знамения един у всех христианских конфессий. Осеняя себя крестным знамением люди свидетельствуют свою верность Христу. Господь принял на себя крестную смерть, чтобы даровать нам спасение. Само крестное знамение отличается у православных, католиков и старообрядцев. Как правильно креститься православным христианам? Чтобы не запутаться и правильно осенять себя крестным знамением, прочитайте наш материал о том, как правильно креститься. Как правильно креститься — история Василий Великий называл крестное знамение одним из тех апостольских Преданий, которые пришли к нам не через Писание, но через обычай. Везде, где апостолы проповедовали Слово Божие, люди, принявшие христианство, начинали изображать на себе знак креста. Крестились во всех странах по разному. На Западе — всей ладонью, в Африке было принято креститься одним пальцем, указательным или большим, в знак веры в одного Бога. Креститься также могли необычно — не крестом полностью, а только чело, уста и сердце. Согласно православной традиции, крестным знамением благословляются меньшие от больших: миряне от священника и дети от родителей. Ответа на вопрос, почему католики крестятся слева направо, а православные справа-налево не существует. Из-за дальности расстояний, культурных особенностей и различий, крестное знамение отличается в разных странах и конфессиях. Можно сказать, что начало расхождениям положил церковный раскол, который произошел в XI веке. Различаются не только особенности осенения себя крестным знамением, но и облачения священников, храмы, некоторые обычаи. При этом у всех христианских традиций один общий корень — вера во Христа. Так при различии в богослужениях, евхаристический канон в православии и католичестве остается практически идентичным. Читайте также — Возрождение древнерусской богослужебной традиции Как правильно креститься — перстосложение Перст — это палец. Православные для осенения себя крестным знамением складывают воедино три перста в знак триединства Господа. Собираются большой, указательный и средний палец. Остальные остаются зажатыми в кулаке. Эти два пальца означают, что Иисус Христос одновременно оставался Богом и человеком.

http://pravmir.ru/kak-pravilno-krestitsj...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Шаг за шагом разбирая последовательность Божественной литургии, мы подошли к кульминационной части Литургии верных. Ключевое евхаристическое священнодействие, требующее всеобщего внимания и благоговения, именуется анафорой, что в переводе с греческого означает «возношение». Нетрудно заметить, что слова «анафора» («возношение») и «просфора» («приношение») являются однокоренными. Принесенные нам в знак жертвы благодарения, хлеб и вино будут вознесены пред очами Божиими со словами: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся!» («Мы приносим Тебе то, что и так Твое о всех и за все!»). Именно такой символический смысл имеет действие, запечатленное на фото: диакон возносит ввысь над престолом дискос с хлебом и чашу с вином. Эти хлеб и вино, принесенные в церковное собрание и вознесенные к Престолу Божию, через благодарное воспоминание о Христе станут нашим Причастием к Нему Самому, к Его Телу и Крови. Этот момент по праву можно охарактеризовать как наиболее таинственный (с ударением на первом слоге, как в слове «Таинство»), ибо речь идет о призывании Святого Духа для того, чтобы принесенные вещества непостижимым образом были освящены Богом и были даны нам в соединение с Его Божественной природой. Всю эту часть Литургии, которая включает в себя анафору с воспоминанием о Тайной Вечере, молитву о том, чтобы к таинственному общению с Ним были сопричастны все члены Церкви (и усопшие, и живые, и прославленные в лике святых, и все мы, кающиеся грешники) называют также Евхаристическим каноном. Слово канон, как известно, означает «правило», «схему», оно встречается в самых разных областях и всегда подразумевает строгую упорядоченность, следование установленным традициям. И в данном случае мы имеем дело со странным парадоксом: действие Святого Духа как бы подчинено определенному канону, правилу, чинопоследованию. В действительности речь здесь идет лишь о том, что по прошествии многих веков с того самого момента, как Христос повелел совершать евхаристическую трапезу в воспоминание о Нем, ее порядок и общий смысл не изменился. Какое бы мы ни взяли последование Литургии, будь то вышедшие из употребления древние уставы или практикуемые доныне в других христианских традициях евхаристические богослужения, оно всегда состоит из благодарения, воспоминания, возношения даров и молитвы об освящении Святым Духом.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ в католич. Церкви ряд пастырских инициатив в 1-й четв. XX в., к-рых было возрождение литургического благочестия ЛИТУРГИЯ АПОСТОЛА ПЕТРА содержащееся в небольшом числе греч., слав. и груз. рукописей богослужебное последование, в котором в визант. чин евхаристической литургии включены отдельные молитвы и песнопения, заимствованные из чина рим. мессы, а в качестве анафоры используется канон рим. мессы ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО чин полной евхаристической литургии, некогда использовавшийся в византийской богослужебной традиции по воскресеньям и праздникам, а в настоящее время совершаемый в православной Церкви 10 раз в год ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА в правосл. Церкви основное чинопоследование евхаристической литургии с послеиконоборческого времени и до наших дней ЛОБЗАНИЕ МИРА [«святое целование»], в христ. богослужении один из древнейших жестов литургических,обмен ритуальным поцелуем-приветствием, означающим духовное родство и единство в вере, а также примирение друг с другом ЛЮДОГОЩИНСКИЙ КРЕСТ поклонный деревянный крест 1359 г. из новгородской ц. во имя святых Флора и Лавра на Людогощей ул. «MAGNIFICAT» жанр католич. и протестант. церковной музыки, песнопение на текст библейской песни «Величит душа моя Господа» МАНИПУЛ в католич. Церкви до реформ II Ватиканского Собора одно из литургических облачений, относящееся к числу инсигний МАРКОВЫ ГЛАВЫ богослужебные уставные указания о совпадении неподвижных праздников с днями годового и седмичного подвижного циклов МАРТИРОЛОГ богослужебная книга Римско-католической Церкви, в которой указаны дни памяти святых и др. праздники, приведены краткие сведения о них МЕССА общепринятое наименование чинопоследования евхаристического богослужения в римском и др. зап. обрядах МЕСЯЦЕСЛОВ Месяцеслов - одно из названий правосл. церковного календаря, т. е. богослужебной книги, отражающей год церковный

http://pravenc.ru/rubrics/122642_13.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОРДИНАРИЙ МЕССЫ [Лат. Ordinarium missae]: 1) подробное изложение чинопоследования мессы римского обряда (аналог диатаксиса в правосл. традиции); 2) в узком смысле - 5 неизменяемых в отличие от проприя мессы песнопений: Kyrie , «Gloria in excelsis Deo», Credo (см. ст. Символ веры ), Sanctus (см. в ст. Канон мессы ), Agnus Dei (иногда к ним добавляют заключительные благословения - Ite, missa est и Benedicamus Domino, а также 2 антифона - Asperges и Vidi acquam при окроплении святой водой в начальной части мессы). Хотя описания порядка молитв и обрядовых действий, составляющих евхаристическое богослужение, были известны еще в эпоху ранней Церкви (см. в ст. Евхаристия ), исследователи, опираясь на разные источники (преимущественно Ordines Romani ), реконструируют римский О. м. лишь на уровне кон. VII в. (т. н. Апостольское предание III-IV вв., относящееся к литургико-каноническим памятникам , в наст. время исключено из числа надежных свидетельств древнего римского богослужения, см. также в ст. Ипполит Римский ). Как отдельный связный текст О. м. появляется впервые в рукописях Григория Сакраментария IX в. (в Hadrianum и, в более полном варианте, в его тридентской редакции). Однако принято считать, что О. м. в период до появления Миссала переписывали чаще, не включая его в состав Сакраментариев, а в виде отдельного буклета (libelli) (см.: Leroquais. 1927). Известно неск. вариантов О. м. в источниках кон. X-XI в. ( Pierce. 1997). Чаще всего его текст располагался перед службой Пасхи. Типология О. м. была предложена Б. Лёйксом ( Luykx. 1961). К 1-й группе относятся самые ранние тексты О. м., содержащие неск. священнических молитв-апологий (к-рые читались у подножия алтаря, во время оффертория и при причащении). Ко 2-й (т. н. франкской) группе принадлежат памятники, в к-рых помимо апологий присутствуют приватные молитвы и стихи псалмов, сопровождающие обряд облачения, процессию к алтарю, каждение престола, офферторий, Sanctus, вложение гостии в чашу и окончание мессы. Для этой группы характерно детальное указание на поклоны и крестные знамения, совершаемые священником. Третья (рейнская, или лотарингская) группа памятников включает тексты О. м., в к-рых практически каждому действию соответствуют приватные молитвы и жесты литургические (в т. ч. совершаемые без произнесения слов). Она, вероятно, появилась в нач. XI в. в аббатстве Санкт-Галлен и распространилась в Райхенау, Майнце и др. герм. центрах. Эта группа отражает доминирующее положение приватной мессы и по сути (с помощью большого числа аллегорических образов) представляет литургию как последовательность личных мистических переживаний ее совершителя, а не как совместное действие общины.

http://pravenc.ru/text/2581493.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010