14 Это сочинение было два раза представлено Кудрявцевым  учителю. В  первый раз  учитель, поставив  на нем  тот  же балл  1 и сделав  в  нем  некоторая поправки, написал: «Картинно. Спасибо. Переписать и представить мне снова». 17 Там  же.  Это сочинение произнесено было в  заде собрания на публичном  испытании также в  исправленном, по указаниям  учителя, вице, как  о том  свидетельствует  оставшийся в  бумагах  В. Д. Кудрявцева (см. там  же) другой экземпляр  его с  поправками учителя. 20 2) Сведения о Тарасовых  мы получили от  сына о. протоиерея Г. И. Тарасова, Николая Григорьевича Тарасова. 21 3) В  бумагах  почившего профессора философии в  Академии, протоиерея Федора Александровича Голубинского, хранящихся у сына его, профессора Дмитрия Ф. Голубинского , сохранился список  студентов  принятых  б  1848 году, с  отметками Е. А. Голубинского об  успехах  их  на приемных  испытаниях  и с  его общею характеристикою их. Здесь о 23 Сам  Ф. А. Голубинский в  рассматриваемое время читал  лишь метафизику и историю древней философии. 24 Д. Г. Левицкий, магистр  ХШ курса (выпуска 1842 года), из  бакалавров  греческого языка бакалавром  философии был  е  1844 года; в 1854 году возведен  в  звание экстраординарного профессора и рукоположен  во священника; скончался в  1856 году. Он  был  автором  знаменитого философско-богословского труда: Премудрость и благость Божия в судьбах  мира м человека (М. 1857), начало которому положено в  1-м Письме о конечных  причинах (Приб. к  Тв. св. Отц. 1847 г. ч. V Ф. А. Голубинского. 26 Т.е. «Можем  ли мы удостовериться· в  повреждении рода человеческого на основании света разума и опыта?» 27 В  той же связке 1 бумаг  В. Д. Кудрявцева. В  бумагах  Ф. А. Голубинского это сочинение значится поданным  в  декабре 1848 года и подробнее аттестовано так: «Обстоятельно, полно; слог  твердый. Оч. Хорошо»; а в  отношении к  знанию латинского языка: «Хорошо. Но вместо tam... ut=ita, quod». 32 Этот  экспромт  в  той же связке 1 бумаг  В. Д. Кудрявцева. В  бумагах  Ф. А. Голубинского сохранилось сведение еще об  одном  сочинении латинском, данном  XVШ курсу на тему: «Nun verum est. animas post mortem somno obrutas fore?» т.е. «Справедлива ли мысль, что души после смерти будут  погружены в  сон ?» при чем  о работе В. Д. Кудрявцева замечено, что в  ней «Обстоятельно и дельно объяснена, цель слова: не умре. Довольно полно, без  лишних  слов» ; что знание латинского языка в  ней обнаружено «хорошее» и что вообще она представляет  собой сочинение «очень хорошее».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Vveden...

Середина ХШ в. (Стоглав) – середина XVII в. (Большой Московский собор) – тот хронологический рубеж, на котором с определенными колебаниями отслеживаются сельские иконные мирки в большинстве православных стран. «Россыпь» новых небольших иконописных промыслов во второй половине XVI – первой половине XVII в. обнаруживает в Македонии К. Балабанов. Они возникают в горной и труднодоступной сельской местности вокруг монастырей. Иконы пишут миряне, те же «люди из посада». В Прилепском районе деревенские иконные мастерские «облепили» монастыри Трескавац и Зрзе, в Слепче – храм Иоанна Крестителя, в Топлице – Никольский монастырь. Иконы пишут в деревнях Жван и Журче, в посаде монастыря в Лесново и вокруг церквей в Кратово, Карпино, наконец, в небольших монастырях Скопской Черногории (Балабанов, 1959, с. 52). И заметим, вся эта оживленность – в связи с восстановлением Печской патриархии. 1557 г. принес независимость сербской церкви, когда под юрисдикцией Печского патриархата оказалась огромная зона: от областей Болгарии до Кира в Кроации и от Штипа в Македонии до Будапешта в Венгрии (Петкович, 1965, с. 216). Возглавлявшим Печскуло патриархию в начальный период родственникам великого турецкого визиря Мехмета Соколовича удалось добиться при дворе султана серьезных уступок. Поэтому уже в первые десятилетия переписываются тысячи богослужебных книг, оживают старые монашеские центры – Печская патриархия, Грачаница, Будисавчи, Никола Даборски. Восстанавливаются на старых фундаментах храмы в Пиве, Хопово, Ломниках, Озрене. Кругом наблюдается оживленное движение, появляется много маленьких сельских церквушек, которые надо было наполнить моленными образами. Сотни сохранившихся икон второй половины XVI в. диагностируют резкий подъем иконного дела. По наблюдению С. Петковича, на территориях Печской патриархии иконописью все больше начинают заниматься миряне, не только лица духовного звания (Петкович, 1965, с. 217). Значит, в этом аспекте мы имеем дело со схожей с Россией (как и везде) ситуацией: религиозный подъем сразу отражается в увеличении потребности в моленной иконе, в распространении иконного дела в миру.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Практика первого рода узаконена была отцами стоглавого собора, которые категорически утвердили, что “второму браку венчания несть, но токмо молитва“ (гл. 23). В оправдание этого узаконения стоглав ссылается на какие – то правила по – видимому Никифора исповедника и Никиты Ираклийского; но ссылка эта не совсем точна. Если разуметь под правилами – правила касательно этого предмета в греческой церкви, то они не узаконяют на этот раз какого либо одного определенного обычая. По правилу Никифора исповедника (пр. 2 и 5) двоеженцы не венчаются (гл. 21), по правилу Никиты Ираклийского (XI в.) в его ответах еп. Константину – также (т μεν κρβεια τους δγαμους οκ οΓδε στεφανοον); но великая константинопольская церковь , как свидетельствует тот же Никита и., не соблюдала этого правила и возлагала венцы даже на двоеженцев διγμος τους νυμφικος στεφνους’ πιτθησι), и никто не осуждал этого обычая. Следовательно, определение стоглава касательно этого предмета основано не на всеобщей практике древней греческой церкви, но на частной и притом наиболее строгой. Быть может поэтому оно и не всегда выполнялось в практике русской церкви. В старинных русских служебниках указывается нередко в чинопоследовании о второбрачных возлагать венец на правое плечо вдовца (соф. б. 1066, 1085 и др ); при этом первобрачный при бракосочетании с вдовой или девица с вдовцом удерживают все преимущества первобрачных; ограничение при возложении венца распространялось единственно на второбрачных 1085, 108: указ о втором браку; на обороте: “а венец держат на отроке или на девице на главе, а вдовцу на правом плече»). Видно, что венец признавался символом высокого достоинства и не применялся одинаково без разбора во всех случаях. Снятие венцов с новобрачных в старину происходило у нас при такой обстановке, которая в настоящее время уже не имеет места. Из ХШ и XIV вв. мы имеем сведения, что священник после венчания при пении стиха “славою и честию венчал еси“... сажал новобрачных на лавицу и здесь снимал с них венцы (Соф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Надписи у евангелистов греческие. Благодушный тип Матфея. Аркада заключает каждого пишущего евангелиста; на аркаде Марка чудные голубые цветы с золотою звездою. В одном каноне во внутреннем своде хищная птица с козулей, терзаемой. На заставке при евангелисте Марке грифон терзает оленя или сохатого, другой грифон по ту сторону фонтана. Рядом светильник, ниже лампада. Два слона около фонтана. По сторонам аркад птички. Иоанн с Прохором. Оклад евангелия серебряный чеканный, хотя разрушен, не имеет уже боковых створок, но дощечки лицевая и оборотная еще современны: Распятие с Иоанном и. Марией и 2 ангелами, отличается всеми типическими чертами ХШ в.: обвислые тонкие члены, резкие складки, дурная техника горельефа. На обороте оклада Деисус с разрушенным ликом Спаса, благословляющего как Вседержитель, тройным, неименословным сложением; схематическая фигура Предтечи, узкая, тонкая, без членов; кайма как в окладах евангелий Цхароставского и Бертского в Гелате. Запись, сделанная письмом мхедрули, характера XIV–XV в., без указания исторических лиц, см. у Броссе Voyage archéol., XI p. 47. 2 . Киот иконки Спаса Вседержителя, 0,09 выш. и 0,07 шир. сер. чеканный, прекрасной работы, быть может, вклад Вардана Дадиана – по грузинской надписи, вероятно, относящейся, по данным палеографии, ко временам царицы Тамары. Письмо головы иконки местное; оклад, действительно, отличной работы начала XIII или конца XII в., представляет ризу и рамку, с характерным подражанием филиграни, уже спутанного древнего рисунка с жемчугом и камнями. Сбоку сложный грузинский орнамент, грузинской работы. Христос благословляет тройным сложением перстов, как Вседержитель. Надпись на ней: «Боже, распныйся на кресте невредимо и прославивший Святых Твоих, будь покровителем и мне дадиани Вардану». Вардана этого Броссе относит ко времени царицы Русудани, причем признает двух Варданов: одного при царице Тамаре (1184–1212), а другого, внука первого (?), при Русудани (1223–1247), по надписи на иконе Спаса в Хопи (Voyage archéol., XI Rapp., 48; VII, 43). Объяснение это едва ли основательно: во 1-х, в летописях Грузии известен только один Вардан, игравший при царице Тамаре весьма видную роль (Н. de 1а G., I, 409 и 424), о втором же нет помину; во 2-х, между царствованием царицы Тамары и Русудани прошло так мало времени, что в этот промежуток один и тот же Вардан мог продолжать свою деятельность, а потому нам кажется, что Вардан надписи Моцамета и надписи Хопи есть одно и то же лицо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

–       16.      О соединении под общим управлением Болгарского Рыльского и Русского Афонского монастырей. III, изслед., стр. 1 – 6. 1870.       17.       Обращение Сеньки (Сильвестра) Медведева. II, смесь, 1 – 12 . –       18.       Сочинения блаженнаго Феофнлакта болгарского, архиепископа первой Юстинианы. IV, изслед., стр. 6 – 12. –       19.      Обозрение Цареградских памятников и святынь XIV и XV вв. по русскнм паломникам (с литограф, чертеж. Цареградского Седмихолмия). IV, изслед., стр. 21 – 62. –       20.       Последний патриарх Болгарского царства, блаженный Евфимий, и его сочинения. IV, изслед., стр. 13 – 18. –       21.      Греческия книгохранилища Востока и их рукописи, осмотренные одним аиглийским путешественником в 1858 г. С предисловием О. М. Бодянскаго. IV, смесь, стр. 1 – 32. 1871.       22.       Иерусалим, Палестина и Афон по русским паломникам XIV – XVII вв. Сводные тексты оных, с объяснительными примечаниями, основанными на местных изследованиях. I, матер, отеч., 1 – 122. –       23.       Описание славянорусских рукописей библиотеки Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря и заметки о старопечатных церковнославянских книгах той же библиотеки. I, матер, литер., 1 – 71. –       24.       Упраздненный Пятницкий Берендеевский монастырь, ныне село Пятница-Берендеева, и акты, относящиеся к нему. IV, 1 – 35. –       25.       Заметка о Бессах славянах. IV, 36 – 38. 1872.       26.      Надгробное слово Григория Цамблака российскому архиепископу Киприяну. I, стр. 25 – 32. –       27.       Рапорт московского Архангельского Собора протоиерея Петра Алексеева об исповеди и причастии Пугачева с товарищи. 1, стр. 178. –       28.       Лукьян Степапович Стрешнев. II, стр. 1 – 9. 1872.       29.       Изследование о роде Стрешневых. II, стр. 1 – 18 . –       30.       Несколько разсказов о Петре Великом из записной книжки ХШ стол. II, стр. 1 9 – 2 1 . –       31.       Историческое описание Борисовской Тихвинской пустыни, составленное по монастырским письменным памятникам и записям (с 4 изобр.). II, стр. 99 – 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Р.404–407; Smolitsch I. Le Mont Athos et la Russie//Millénaire du Mont Athos, 963–1963. Chevetogne, 1963. T. 1. P. 279–318; Tachiaos A. A μετ το «Αγου ορος σχσεις της » Ρωσας μχρι το 14ου ανος//Αθωνικ πολιτεα πι τ χιλιετηρα το »Αγου ορος. Thessalonike, 1963. Ρ. 491–528, особ. 496–508; Dujev I. Le Mont Athos et les Slaves au Moyen-Âge//Dujev I. Medioevo (прим. 318). Ρ. 487–520; Vlasto Α.Ρ. (прим. 62). Ρ.298–302; Просвирнин А. Афон и Русская церковь : Библиография//БТр. 1976. Т.15. С. 185–256 (912 наименований!). (Thomson F.J. Saint Antony of Kiev – the Facts and the Fiction: The Legend of the Blessing of Athos upon Early Russian Monasticism//ByzSlav. 1955. T.56. P. 637–668.) 283 Actes de Zographou I Ed. W. Regel et al. (Actes de l’Athos. IV). SPb., 1907. P. 1–3 (ВВ. Прилож. к т. 13/1) (перепеч.: Amsterdam, 1969). 284 Actes de Lavra. T.l/Ed. G. Rouillard, P. Collomp. (Archives de l’Athos. I). Paris, 1937. P.50–52 [новое дипломатическое издание: Actes de Lavra. T.l/Ed. P.Lemerle et al. (Archives de l’Athos. V). Paris, 1970. – Прим. изд. (К.А.)]. 286 Молдован A.Μ. (прим. 55). C.93; Des Metropoliten liarion Lobrede (прим. 55). S.106 (40.20 f). 287 ПСРЛ. T.l. Стб.151. [Если основание обоих монастырей относится летописью к 1037 г., то освящение церкви Св. Георгия приписывается проложным сказанием Илариону и тем самым датируется после 1051 г.: Раппопорт П.А. Русская архитектура X–XIII вв. (прим. 102). С. 14. – Прим, изд. (КА.)]. 288 “...они предназначались для погребения членов правящего дома”. Однако и Ингигерд, и Ярослав были погребены (в 1050 и 1054 гг.) в Софийском соборе, который, если верить летописи, был заложен прежде Георгиевского и Ирининского монастырей (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 151). Эти данные делают мысль автора маловероятной. (А.Н.) 289 Laran Μ., Saussay J. La Russie ancienne, IXe–XVIIe siècles. Paris, 1975. P. 71 (план города) [см. также план древнего Киева в кн.: Толочко П.П. Древний Киев. Киев, 1983. – Прим. изд. (А.Н.)] [ср.: Раппопорт П.А. Русская архитектура Х–ХШ вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все чаши покрыты небольшой очистительйой тканью, такой маленькой, что сосуды кажутся почти непокрытыми. На дискосах также небольшие покрывала. Но они являются дополнением к двум покрывалам, что на плечах ангелов-диаконов 621 . Исключительно сложная композиция дохиарской фрески, во многом совпадающая с современным великим входом архиерейской литургии, не могла быть плодом творческой фантазии художника. Ее сюжет был заимствован из действительности. И порядок, в каком идут участники шествия, и их облачения (у диаконов стихари, а у пресвитеров фелони), и даже небольшие покрывала, положенные на плечи диакону, несущему две рипиды, и следующему за ним диакону, несущему на голове дискос, – все это напоминает торжественное шествие на великом входе современной архиерейской литургии. Так представил в красках этот вход художник второй половины XVI века. Но первоначально покров представлял собой большое покрывало, которым закрывали все чаши и дискосы, поставленные на престоле 622 . Никаких данных, подтверждающих, что воздух был как-то разукрашен, нет. Обычай употреблять вышитые церковные облачения и ткани появился в Константинополе в период династии Палеологов (ХШ-ХУвека) 623 . Около XIV века появляется вышитый воздух, на котором было изображено мертвое тело Христа. Затем стали добавлять фигуры Богородицы, Иоанна Богослова и Иосифа Аримафейского. Позднее стали вносить в рисунок Никодима и жен-мироносиц, память которых также чествуется в третью неделю по Пасхе. В данном случае происходило явление, аналогичное тому, какое происходило в Русской Церкви с появлением плащаницы в XVI веке. В Великую Субботу утром плащаницу выносили из алтаря и совершали перед ней пение Непорочных и прочее последование утрени. В конце утрени по целовании плащаницы ее относили в алтарь и полагали на престол, где она лежала до субботы Святой недели. В этот день после литургии ее относили в ризницу. На престоле оставался антиминс. Антиминсы же у нас имели крест. На некоторых была надпись «Царь славы. ИС.ХС.НИ.КА», на некоторых – еще изображение копия и губы, или «КОП.ТРОСТ».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Изображался в крылатых сандалиях в с жезлом, с помощью которого насылает на людей сны. 315 Аватара (др.-инд.) – в индуизме воплощение, преображение божества в смертное существо. Наиболее известны 10 аватар бога Вишну. 316 Святой царь Николай II (1868, Царское Село – 1918, Екатеринбург) – последний российский император (1894–1917), старший сын императора Александра III. В ходе февральской революции 2 марта 1917 г. отрекся от престола в пользу брата Михаила, 8 марта был арестован. Расстрелян вместе с семьей и приближенными лицами в Екатеринбурге. Память Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии († 1918) 4 (17) июля. 322 Антанта (от франц. – согласие) – союз Великобритании, Франции и России («Тройственное согласие»), направленный против Германии и ее союзников, оформленный рядом соглашений в 1904–1907 гг. и объединивший в ходе Первой мировой войны свыше 20 государств, среди которых были США, Япония, Италия. После октября 1917 и принятия Декрета о мире Россия фактически вышла из Антанты, заключив сепаратный Брестский мир в 1918 г. 323 Георг V (1865–1936) – английский король, император Индии, главнокомандующий вооруженными силами Великобритании. Матери Николая II и Георга V были родные сестры, дочери датского короля Христиана IX. В ходе февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. династия Романовых была свергнута, русский император Николай II подписал отречение от престола 2 (15) марта 1917 г. в пользу брата Михаила Александровича, который под давлением революционных сил престола не принял, но его венценосный родственник Георг V оказался неспособным оказать ему какую-либо помощь. В октябре 1917 г. король Альфонс ХШ и испанское правительство пытались добиться взаимопонимания в Лондоне для подписания соответствующего соглашения с Временным правительством об организации выезда царской семьи через Финляндию и Швецию. С этой целью испанский король лично обращался к королю Англии Георгу V, а также к королевским особам Швеции и Норвегии, однако его обращение не имело успеха.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

44 Из сербских государей Стефан Неманя, первовенчанный Стефан, Владислав, Урош, Драгутин, Мплутпп, Урош и Дечанский назывались королями, а Душан и Урош– царями. Столицею их были города: Десница, около южной Дрины, потом в 2 половине XI в. Скутари, в ХП– ХШ веке Раса (близ нынешнего Пазара), при Дечанском и Душане две столицы: Призрен и Скопия; при Стефане Лазаревиче– Белград, при Бранковиче – Смедерево (на Дунае). – Голуб, стр. 443– 444 46 Гойку он поручил управление Дакиею и Македонией, а Углеше– Яниною и другими областями, завоеванными от Византии. Углеша носил титул: «Благоверный Кесарь Господарь Серблем и Подунавию и всех западных стран». 48 По словам Муравьева, Милица была дочь Юга-Богдана Житие свят. слав, и иверск. июнь, стр. 206. 49 В каких размерах Сербия была при Лазаре, см. у Голуб, стр. 440. – Лазарь титуловался так: «Во Христа Бога благоверный, самодержавный господин Серблем и Подунавию Стефан князь Лазарь», или так: «Князь самодержец всей сербской земли». Ист. серб. яз. Майкова, стр. 267. 50 Коссово поле, между Македонией и Босною, имеющее около 80 верст длины, и 30 в. ширины, пропитано кровью человеческою. Тут лилась кровь в 1073 г., когда оно принадлежало еще болгарам, и когда Сербы сражались здесь с греками и союзниками их, болгарами; лилась в 1170 г., когда Неманя должен был отстаивать самодержавие против братьев своих, и помогавших им греков и франков; лилась в 1389 г., когда сербское государство должно было потерять свою независимость, лилась в 1403 г., когда сербы хотели было возвратить свою независимость, лилась в 1448 г., когда герой Гуниад три дня бился с турками, и проиграл сражение, лилась в 1689 г. во время сражения австрийцев с турками, лилась в 1831 г., когда турки разбили босняков, восставших против янычар. Собр. соч. Гильферд. 231 –233. 52 Милица, по словам других Ангелина, в старости постриглась в монашество с именем Евгении в монастыре Люботинии. ею основанном: здесь она и скончалась 11 ноября 1405 г. – Филар. архиеп. жит. св. июль, стр. 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

д) «Иудеи ожидают для себя в будущем времени, когда вместо Христа они примут антихриста во исполнение пророчества Господа Спасителя: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене; аще ин придет во имя свое, того примите ( Ин.5:43 )» (ч. ХШ, стр. 194). е) «Несчастный народ иудейский ожидает себе этого с помазанником своим, которого мы уже выше видели в лице пастыря неразумного» 6 (ч. XV, стр. 145). II. Св. Иоанн Златоуст : а) «Касательно антихриста Павел высказывает и другую причину. Какую же именно? А ту, чтобы устранить всякую возможность извинения для иудеев. Какое бы могли иметь извинение те, которые, не приняв Христа, стали бы веровать в антихриста? Поэтому и говорит апостол: да суд примут вси, неверовавшие истине но благоволившии в неправде, ( 2Фес.2:11 ), т. е. антихристу. Ведь иудеи говорили, что не веровали Христу потому, что Он называл самого Себя Богом: камение не мещем на Тя, но о хуле, яко Ты человек сый, твориши Себе Бога ( Ин.10:33 ), хотя они и слышали, что Он наибольшее могущество приписывал Отцу в говорил, что пришел с Его соизволения, что и засвидетельствовал, многими делами: что же они скажут, когда примут антихриста, который будет говорить, что он есть Бог, и, ничего не упоминая об Отце, все будет делать вопреки Ему? Поэтому Христос, укоряя их, предсказывал, говоря: Аз приидох во имя Отца Моего и не приемлете Мене; аще ин приидет во имя свое, того приемлете ( Ин.5:43 ) (т. III, стр. 529). б) «Пророчество есть не что иное, как предсказание будущих событий. Поэтому кто не знает времени, к которому относится сказанное или случившееся, тот как может доказать спорящему достоинство пророчества? Отсюда у нас борьба и победа над язычниками, когда мы доказываем, что наше учение древнее того, которое у них. Отсюда у нас доказательства истины и против иудеев, – против жалких и несчастных Иудеев, которые по незнанию времени впали в величайшее заблуждение. Если бы они слушали слова патриарха: не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему ( Быт.49:10 ), и если бы внимательно исследовали времена Его пришествия, то не отпали бы от Христа, и не предались бы антихристу, как и сам Христос, внушая им это, сказал: Аз приидох во имя Отца Моего и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете ( Ин.5:43 ) (т. VI, стр. 394–395).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010