23). Чтобы его не рвать, воины метали о нем жребий (ст, 24). Это значит, что он достался языческому солдату. Но толкователями давно было замечено, что таким был хитон иудейского Первосвященника. В скобках отметим, что это сближение было бы вторым случаем, когда повествование о Страстях требовало бы для его понимания усердного комментатора, который сопровождал бы его распространением. Но это только одна сторона. Другая, в рассказе о Предстоящих, — это усыновление Матери Иисусовой Возлюбленного ученика: «...и с того часа взял ученик Ее к себе» (ст. 27). Оба рассказа имеют экклезиологическое значение, и оба говорят о связи Нового Завета с Ветхим. Священное одеяние Ветхого Завета (прибавим: Христом освященное — у языческих солдат, то есть у людей, привлеченных от мира, «с Востока и Запада и с Севера и Юга» [ср. Лк. ХШ. 29]) и Матерь Иисуса, в лице которой получило завершение ветхозаветное подготовление Боговоплощения, — в новом доме взыскавшего любовь Иисусову и ей усыновленного ученика. Мы узнаем и в дальнейшем образ Церкви в лице Возлюбленного ученика. Место этого отрывка в повествовании о Страстях предуказано контекстом. С отречением иудеев от Христа в пользу Кесаря иудейскому религиозному строю пришел конец. В повествовании о погребении, о иудейских погребальных обычаях (ср. XIX. 40) и о пятнице иудейской (ст. 43) говорится как о чем-то для автора внешнем и чуждом. Когда писал Иоанн, тогда уже не было ни Храма, ни приносившихся в Храме жертв. Перед ним стояла та же проблема, которая еще раньше встала перед составителем Послания к евреям: о вечном в Ветхом Завете и о его рецепции в Новом. В Христианской Церкви оно оказалось вверенным новым людям языческого происхождения, вошедшим в обладание священным наследием Ветхого Завета. И усыновление Матерью Возлюбленного ученика было не только последней заботой о Матери и последней мыслью об ученике. Оно было волею Христа о Церкви. Мы видели, что термин «Церковь» в Ин. не употребляется, но что начиная с гл. IX-X вопрос о Церкви все более и более привлекает внимание евангелиста, воспроизводившего слова и дела Христовы.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

и ? лет». Если бы нам было известно, на какие именно года падало игуменство Акиндина, мы могли бы заключить из этого места, когда именно писал свое послание Поликарп и когда, по мнению этого писателя, составлено Житие Антония. Но, как известно, прошлое Печерской обители в ХШ и XIV веках остается до сих пор совершенно темным. Знаем только, что Акиндин упоминается в Лаврентьевской летописи, как архимандрит Печерского монастыря в 1231 году, знаем также, что он игуменствовал после Досифея, который в свою очередь жил до 1226 года (смерть Симона епископа Владимирского), так как Симон в своем Послании упоминает о принесенном им с Афона чине о пении дванадесяти псалмов (Макарий, Ист. русск. церкви, 111, пр. 74) 13 ). Обращаясь к приведенным выше словам Поликарпа, нахожу возможным что промежуток в 160 лет между временем, когда он писал свои сказания, и временем составления Жития Антония заимствован им из каких-нибудь хронологических данных, указанных составителем этого жития; но гораздо вероятнее допустить, что, не имея более точных данных, Поликарп относил время составления Жития Антония к году его смерти, приходившейся, как он легко мог заключить из Симонова Слова о создании церкви, на 1072 год (слова Богородицы к нанятым ею каменоздателям: «сия Антонии точию благословив отходить света сего на вечныи, а сии Феодосии в в. лета но нем идет к господоу»). Следовательно, при таком расчете, придется допустить, что Послание к Анкиндину написано им в 1232 году: это не противоречит тому, что мы знаем о времени игуменства Акиндина и согласуется с вероятным предположением о том, что Поликарп писал после смерти епископа Симона 14 ). Итак, мы выводим из слов Поликарпа заключение, что он относил составление Жития Антония к 1073 году. Уже давно утвердилось в нашей исторической науке убеждение, что составлению свода Повести временных лет предшествовали работы над менее объемистыми летописями, вошедшими в состав этого свода. Костомаров в своих Лекциях по русской истории (С.-Пб. 1861) указал на одну из таких летописей – на летопись Печерского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в Сербии дозволено было и монахам отправлять богослужение и требы в своих приходах. С умножением же числа, мирского духовенства миновала надобность в услугах монахов, и 31 декабря 1882 вступил в силу новый закон об устройстве священнического состояния, вторая статья которого гласит так: „приходы, доныне принадлежавшие монастырям, получают своих пастырей из мирских священников. Это определение должно быть приведено в исполнение в течение одного года“. Однако, и доныне в исполнение оно не приведено. И ныне почти все сербские монастыри, особенно в тимочской епархии, имеют собственные приходы, которые обслуживаются монахами, вопреки этой статьи закона. Сербские, священники, терпящие от этого убытки, возмущаются и ходатайствуют, чтобы были закрыты монастырские приходы, подведены счеты, и чтобы весь, принятый монахами, „бир“ был передан из монастырских касс в священнической фонд. Все ходатайства Священников доселе остаются, однако, без результата 2642 . 28 и 29 июля 1903 г. состоялась XII-я монашеская скупщина в монастыре Габровце близ г. Ниша, в присутствии 30 членов, а 29-го октября 1904 г. XIII-я монашеская скупщина в монастырь Раковици, в 7 верст. от Белграда, В присутствии 45 членов. На XIII-й скупщине, открытой архимандритом Манассиина монастыря Мироном, кроме обычных отчетов и избрания должностных лиц, прочитано было и принято несколько предложений, в которых высказывались пожелания, чтобы улучшено было материальное положение монастырских братств, чтобы монастыри освобождены были от всяких налогов, барщины и дру- —184— гих повинностей, чтобы дороги к монастырям починялись и вообще содержались в исправности на общественный счет и т. д. В присутствии прибывшего на скупщину епископа нишского Никанора игумен Симеон Болманац прочитал реферат на тему: „Почему познается правая и истинная вера от неистинной“? В общем деятельность главного комитета монашеского общества за отчетные годы не может похвалиться успехами, и на XII-й и на ХШ-и скупщинах больше всего слышались жалобы на плачевное положения монастырей и мольбы о материальной помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Март Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Опущения в переводе, поправки, (Ин.13:21–26), предметный указатель: А]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1911. Т. 1. 3. С. 305–320 (1-я пагин.) —305— Опущения в переводе Т. I стр. 310 к IV, 40–41 в конце: Пусть также и отсюда боголюбивый и благоговейный узнает, что Христос отступает от оскорбляющих Его и обитает в радующих Его своим послушанием и доброю верою. Т. II стр. 211 к VII. 37 в конце: Так как более пространное об этом рассуждение нами, как уже прежде сказали мы, дано во второй книге, то не будем повторяться, но перейдем к следующему. Т. III. стр. 135, пред ХШ, 26–27: Ин.13:21 . Сия рек, Иисус возмутися духом и свидетельствова и рече: аминь, аминь глаголю вам, яко един от вас предаст Мя 354 . Для кого же не очевидно, что наша природа не обладает ни понятиями, ни словами, посредством которых можно бы было вполне верно и правильно выразить свойства Божественной и неизреченной природы? Поэтому мы вынуждены употреблять сообразные нашей природе слова, хотя бы для некоторого уяснения —306— превышающих наш ум предметов. В самом деле, разве можно ясно выразить нечто такое, что превышает и саму даже нашу мысль? Вследствие этого мы, принимая грубость человеческих понятий и слов как бы за символ или образ, должны стараться переходить, доступным нам образом, к самим свойствам Божества. Так это и по отношению к ужасному гневу Божию при обличениях и сильной ненависти к порочности тех, против которых надлежит этому быть по Божественному суду, хотя Бог и долготерпелив неизреченно. Когда поэтому Божественное Писание желает выразить как бы движение Божества против нечестивцев, то оно, пользуясь сравнением с нами и употребляя человеческие слова, называет это гневом или яростью, хотя Божественная сущность отнюдь не подвергается даже и по подобию с нами ни одному из таковых наших состояний, но только движется негодованием, как это Ей только известно и свойственно, ибо свойства Бога совершенно неизреченны. Но по примеру с нами, как мы сейчас сказали, Божественное Писание обычно описывает то, что выше нас.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При обсуждении проекта Кодекса о браке и семье на заседаниях ЦИК СССР 17 и 19 октября 1925 года была зафиксирована тенденция резкого роста числа беспризорных детей, которую участники заседаний связали с ростом числа «фактических» браков. Одна из участниц заседания прямо заявила, что новый законопроект погубит семью». Лидеры большевистского правительства так прогнозировали будущее института семьи: «Семья распадется и исчезнет; произведенные на свет дети будут воспитываться просто в общественных детских домах и учреждениях», будет полная свобода любви и беспрепятственного спаривания. А чего стоила «теория стакана», провозглашенная Коммунистическим союзом молодежи: «Сойтись и разойтись для парня и девушки легче и проще, чем выпить стакан воды». План планомерного разрушения института семьи большевики осуществляли разными способами, среди которых, в том числе, были и такие как появление чрезвычайно распространенного обычая ведомственного принуждения женщин к половым связям; программа уплотнения жилья, в рамках которой нередко две семьи оказывались живущими в одной комнате. «Святыня брака и семьи подвергается подслушиванию, притеснению, нападениям и развенчивается», - заключает И.Ильин. Разрушение семьи дополнялось еще и коммунистической обработкой детских душ. С ликованием повествует Н. Бухарин на заседании ХШ съезда коммунистов, как удается умело настраивать детей, состоящих в пионерских организациях, против родителей: «Ведь это чрезвычайно важно, так как центр новой борьбы находится в семье, в нынешней структуре семьи» и дети своими слабыми ручонками пытаются медленно подрывать самую консервативную крепость всех мерзостей старого мира. Дети убегают из дома, не ходят в церковь, шпионят за родителями, доносят на них и заставляют их вступать в компартию... Какую изобретательность проявляют маленькие ребята, чтобы это организовать!». 5. К сожалению, Семейный кодекс Российской Федерации 1995 года выполнен в том же духе коммунистической идеологии. Достаточно сослаться хотя бы на некоторые его положения:

http://ruskline.ru/analitika/2010/05/31/...

Был образован Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР, преобразованный затем в Совет по делам религий при Совете министров Союза, как постоянный орган для решения церковно-государственных вопросов. В чисто церковном отношении эта встреча ознаменовала собой прекращение обновленчества, которое усердно насаждалось советской властью в 20-е годы с целью раскола Церкви и ее уничтожения - и вот теперь оно вскоре сошло на нет. Сталин явно сделал выбор в пользу Московской Патриархии. После самостоятельного объявления в 1917 году автокефалии Грузинской Православной Церковью оно не было признано Поместным Собором нашей Церкви и ни одной из Православных Поместных Церквей. Молитвенно-каноническое общение Грузинской Церкви с Русской было прекращено. 7 ноября 1942 г. газеты опубликовали юбилейное приветствие И.В.Сталину, под которым подписались митрополиты Сергий и Николай, Католикос-Патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе; управлял Грузинской Церковью в 1932-52 гг.). Грузинская Церковь, как и Русская, собирала пожертвования на нужды фронта, за что Католикос-Патриарх Каллистрат неоднократно получал благодарственные телеграммы от Сталина, лично знавшего его по годам совместной учебы в Тифлисской Духовной семинарии. По личному ходатайству Католикоса-Патриарха Каллистрата за время войны были выпущены епископ Ефрем (Сидамонидзе), протоиерей Иоанн Лозовский, протодиакон Амвросий Ахобадзе; открыты 23 церкви, где служили 5 архиереев, 41 священник. 19 ноября 1943 г. Синод нашей Церкви под председательством Патриарха Сергия вынес определение: «...Признать... молитвенное и евхаристическое общение между обеими автокефальными Церквами-Сестрами, Русской и Грузинской, к нашей общей радости, восстановленным...» (Православная энциклопедия, т.ХШ, с. 220, 222-223). Поддержку Сталиным автокефалии Грузинской Церкви можно посчитать нелогичной для него как государственника, всячески стремившегося к укреплению единства империи, но понятное как для сына Грузии и ее Церкви. О нем как о верующем человеке сказал в том же интервью Патриарх-Католикос Илия.

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/04/...

За стенами ютится странное, разношерстное население. Хотя было 8 ч. утра воскресенья, но службы не было. На наш вопрос, почему это, ответили, что теперь рабочая пора и для феллахов нельзя служить долго. Снаружи обычные стены и линия куполов. Церковь в пять престолов крайне убога и неопрятна. Иконостас обычный резной. Икон почти нет. Из братии умеет читать по-коптски только один монах и два послушника. Они пропели нам несколько стихир из «Псалмодии». Нельзя сказать, чтобы напев был неприятный. Предлагаем вниманию читателей внешний и внутренний виды монастыря, по фотографии Б. В. Фармаковского. Другой посещенный нами монастырь уже с ХШ века не имеет обитателей. Это знаменитая пустынь Св. Симеона на противоположном высоком берегу Нила, против Ассуана. Эти почтенные развалины с их надписями и остатками фресок были неоднократно предметом описаний 22 и мы ограничимся только сообщением древних, лежащих в грудах обломках и еще никем не изданных крестов, снятых по нашей просьбе Б. В. Фармаковским. Предлагаем их вниманию читателей, надеясь, что среди них найдутся более сведущие в христианской археологии. Не могу похвалиться обширностью моих наблюдений над коптским богослужением. Только пять раз пришлось мне на нем присутствовать, и только два раза я мог достоять службу от начала до конца. Это было в пасхальную ночь и в один из будних дней. Пасхальная служба меня особенно интересовала, так как я сам несколько лет тому назад ее издал и перевел по рукописям петербургским и парижским 23 . Наблюдая теперь ее, как она совершается фактически, я заметил интересные различия. Предварительно осведомившись в патриархии, мы узнали, что служба начнется не раньше 9 часов. Я был в полной уверенности, что речь идет о начале полуношницы или утрени, на самом же деле оказалось, что в это время начинается служимая в этот день с вечера литургия. Служил сам патриарх со всем кафедральным причтом. Пело 12 юных диаконов в белых стихарях и красных орарях с красными венцами на головах и зажженными свечами в руках, стоя по обе стороны помещенного против царских врат аналоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/e...

Главным условием был выбор общины». А между тем, на деле выбор общины вовсе не был главным условием. И таковой порядок велся не со времен Московского собора 1551 года; митрополит русский Кирилл в ХШ в. уже пишет: «Епископы, когда хотят поставить попа или дьякона, да изучат житие его, какое он имел до поставления, да призовут знающих соседей, которые знают его с детства, как гласит седьмое правило Феофила, архиепископа александрийского: да судят поставление все священники, если одинаково мыслят, и тогда епископ да испытает... Если достоин будет поучениям отца духовного, если поручатся 7 попов иных с прочими добрыми свидетелями, да поставят его». Выбор же общины, так соблазняющий автора, соблюдался в христианской церкви с первых веков; о выборе упоминается и в номоканоне, где в 28 грани градского закона о поставлении епископов и пресвитеров сказано: «Причетники и прочие люди града того, перед св. Евангелием, в трех человеках суд избрания да творят в человеках, епископам клянущеся, что не дания ради, ни иной никакой любви избрали тех, но что они их знают как церковных, и чистых житием, и тридесяти лет возрастом и более». Таким образом ясно, что отношение причта к архиерею и общине, нисколько не было оригинально; оно основывалось прямо на номоканоне; и на соборных постановлениях и вполне согласовалось с сущностью дела; избирался в священники человек, известный приходу и уважаемый прихожанами, что конечно и для священника и для прихожан весьма важно; а с другой стороны, выбор прихожан не отклонял архиерейского испытания избранному; и представленный приходом тогда только получал искомый сан, когда по строгом испытании оказывался достойным сана. 6. Автор нарушает порядок сочинения: говоря о причте, вдруг обращается к архиерейской власти в селах. Далее, разбирая отношения архиереев, когда один владел селами в епархии другого, автор говорит, что «по неразвитости юридического смысла, в древней России иногда архиерей-вотчинник смешивался с духовным начальником, и желал иметь духовную власть в своих селениях, лежавших в других епархиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Еще интимнее впечатление производит интерьер. Неширокие пилястры в месте стыка еле заметных округлых конх фиксируют их границы. Они легко возносятся вверх, продолжаясь в нервюрах свода, повторяющего волнистую форму плана. Подобные группы-нервюры были в сферическом своде последнего яруса башни в Каменце возле Береста, которую построил в 1271 – 1289 г.г. мастер Алексей. В ней тоже заметно тенденцию к смягчению суровых образов архитектуры. Как видим, стилистическое развитие искусства шло одними путями в литературе, архитектуре и живописи. Описываемая ротонда, по-видимому, является «часовней над гробом бабы Анны», жены князя Романа, которую построил Мстислав Данилович. Этим объясняется ее аристократическая капризность, однако и она обозначена влиянием искусства народа. Здесь чувствуется стремление не подавить строгостью и аскетизмом, а наоборот, приблизиться к человеку, придать образам архитектуры лиризма и уютности. Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г., перевод с украинского Васильевская церковь (конец ХШ – начало XIV в.) – в плане восьмиконховое сооружение. Большие конхи расположены по странам света, а малые – между ними. Алтарная восточная конха больше других по длине на 1,35 м. На стыках конх в интерьере устроены пилястры, которые как бы продолжаются в гуртах купола (высота до зенита - 12 м). Храм имеет два портала – западный перспективный, выложенный из кирпича, и северный, главный, белокаменный, с резьбой романо-готических форм. Первоначальная гонтовая кровля была шлемовидной формы, а в конце XIX в. вместо нее был устроен фальшивый купол луковичной формы. Масштабный человеку живописно расчлененный объем, светотеневая игра выступающих конх, резной белокаменный декор портала придают внешнему облику Васильевской церкви своеобразное очарование. Интерьер отмечен особой прелестью и уютом, его высота до зенита купола 12 м. Хотя иконостас и относится к началу XIX в., но своей сдержанной резьбой и строгой живописью икон в стиле классицизма он как нельзя лучше связан с интерьером. Архитектура, оригинальный план делают храм уникальным произведением украинской архитектуры конца XIII – начала XIV в.

http://sobory.ru/article/?object=08956

6) Епархия баньская. Быв в первый раз открыта и закрыта при Милутине, потом снова была открыта при Дечанском или при Душане, и упоминается в правление последнего (с титулом епископии) после 1346 г. (Гласи. XXIV, 239). По всей вероятности и во второй раз существовала также недолго; но когда именно была закрыта, остается неизвестным (знаменитая, построенная Милутином и бывшая кафедральною епископиею, баньская церковь первомуч. Стефана, см. Родосл. стр. 149 fin. sqq u летопись в Памятн. Шафар. стр. 61, вероятно, обращена была турками в мечеть, каковою она есть в настоящее время, см. Записок Географич. Общ. ХШ, 301sub fin., при самом завоевании сербского государства: а этим определяется крайний возможный предел существования и баньской епископии). 7) Епархия вучитрнская. Городок Вучитрн (волчий терн) находится на Косовом поле, к северо-западу от Приштины, на р. Ситнице (см. о нем в Записках Географич. Общ. XIII, 287). Когда была открыта и когда была закрыта епархия вучитрнская, остается неизвестным; единственное известное упоминание о ней читается в сопочанском помяннике, записи которого относятся к пространству XV – XVII столетий (ibid. стр. 152). Вероятно, она была продолжением епископии баньской и, вероятно, существовала также очень недолго. В 1766 г., в минуту уничтожения патриархата, г. Вучитрн принадлежал г собственной епархии патриарха (в брошюре Τ κατ τς ρχιεπισκοπς стр. 64, а прежде к епархии новобрдовской, Гласн. XXV, 45). 8) Епархия ужицкая. Город Ужица находится в нынешнем княжестве сербском, в югозападной его части, на р. Детине, впадающей слева в верхнюю сербскую Мораву. Позднейшая епархия ужицкая, с титулом митрополии, была продолжением древней епархии моравской или моравицкой, т. е. или была перенесена кафедра епископа из монастыря Св. Ахиллия в город Ужицу, или может быть и не была переносима, а только епархия стала называться по имени этого главного места области (что епархия ужицкая была продолжением моравской, видно из того, что и в позднейшее время митрополит ужицкий назывался ужицким и ахилльским, см. у Раича кн. XI, гл. XIV, § 15, у Шафарика Древн. II, I, 257 прим,). Перестала существовать как особая епархия или в конце XVII или в начале XVIII в. (см. следующую).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010