Балканские Церкви были в другом положении. Вскоре после крещения славян им было позволено использовать богослужебные тексты на родном языке, переведенные на славянский Кириллом и Мефодием. В эпоху Первого Болгарского царства болгарский царь настаивал на назначении своего местного патриарха; после византийского завоевания, однако, балканские Церкви, сохраняя национальный язык и священство, были поставлены под власть греческого архиепископа, архиепископа Болгарского, с престолом в Охриде. В ХШ в. правители восстановленных Болгарского и Сербского царств провозгласили автономию своих Церквей и поставили своих патриархов. Титул их, однако, не признавался вполне каноническим и лишь по временам и с неудовольствием принимался в Константинополе. Оба патриархата прекратили свое существование с турецким завоеванием Балкан в XIV в.; однако, каждая Церковь осталась автокефальной, под номинальным главенством Константинополя. Позднейшие Церкви Молдавии и Валахии, хотя на протяжении нескольких веков и использовали славянскую литургию, были под непосредственным владычеством Константинополя. 28 Иной была судьба Русской церкви. Она восприняла славянское богослужение; большая часть ее клира на первых порах приходила из Болгарии. Но с начала XI до начала XIV вв. глава Церкви, митрополит Киевский и всея Руси, был греком, назначаемым Константинопольским патриархом. С XIV в. иногда назначался русский, иногда грек. Последний обычно ставился патриархом, а первый – русским князем и утверждался Константинополем. Церковь , таким образом, была автокефальной, но поддерживала тесные связи с Константинополем; эта связь была тем теснее, что многочисленные русские паломники посещали этот город, а на Афоне было много русских монахов. 29 Кипрская Православная церковь , имевшая своего архиепископа, была всегда признаваема всеми патриархами автокефальной и независимой. В XIIIXIV вв., однако, в результате попыток правительства Лусиньяна подчинить ее Латинской церкви, православные жители острова были вынуждены завязать более тесные связи с Константинопольским патриархатом, который, таким образом, получил полную неофициальную власть над ней. Трапезундский митрополит, назначаемый своим императором, Великим Комнином, был практически независимым, хотя его назначение предполагало согласие Константинопольского патриарха, которого он признавал своим главой по договору 1260 г. 30

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

89. То есть слово: тьма. 90. Дуцей советует здесь читать: «внешнее от внутреннего», согласно с Феодоритом, который в вопросе 6–м на книгу Бытия заимствует все сие место у Св. Василия. 91. То есть длине. 92. Следующие за сим сведены о реках взяты Св. Василием большею частью из Аристотеля (см. lib. 1, с. ХШ). 93. Иероним, в письме 61, приписывает сие мнение Оригену. 94. Аристотель, в своей Метеорологии кн. 1, гл. 14, говорит, что Сезострис первый из древних предпринял соединить сии моря, но нашел, что море выше земли. Это же впоследствии заставило и Дария прекратить работы. 95. Здесь разумеется соединение Индийского или Южного Океана с Океаном Атлантическим, которое во времена Св. Василия по неизвестности южных стран Африки не было еще ясно доказано, а подлежало догадкам. 96. От ςειχω чинно иду. 97. Зелень. 98. Μελανα πειρον это пшеница, родящаяся собственно в Сицилии, но также вырождающаяся и из обыкновенной пшеницы, в употреблении безвредная. 99. У Гезехия читаем следующее объяснение сему слову: Μισχος так называют то, чем примыкается к растению или плод, или лист. Μισχος зерно на листе. 100. Здесь Св. Василий, вероятно, имеет в виду место из Осии пророка (Ос. 10, 1), которое, по переводу Симмаха, читается αμπελος υλημανουσα виноград многоветвистый Израиль. 101. Плодотворная пыль на дереве мужеского пола, которую некоторые древние естествословы представляли в виде червячков или мошек, к чему привело их, вероятно, наблюдение над смоковничными деревьями. Ибо насекомое, известное под именем орехотворки, гнездясь на сих деревьях и покрываясь пылью из тычинок, переносить сию пыль на женские цветки и оплодотворят их. 102. Из рода вьюнчиков (convolvulus): дает из корня сок острый и молочный, имеющий сильное слабительное свойство, подобно корню ялаппа. 103. Свет и светлое тело. 104. Жителям Мавритании. 105. Так называются раковины, в которых заключающиеся животные выпускают из себя шелк. 106. Породы морских раков. 107. В подлиннике дрепаны, которых Плиний пречисляет к безногим птицам, а по переводу Евстафия — мероисы.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

– Наконец в 4-х, имя Лукий (или Люций) было в большом употреблении и едва ли Дееписатель (сам св. Лука) стал бы свое имя писать в сокращении (Лука вместо Лукий). Фаррар справедливо заметил, что предположение, чтобы Лукий (Люций) – одно и тоже лицо с евангелистом Лукою, слишком безосновательно и не заслуживает опровержения (Жизнь св. ап. Павла, 1887, 222). Церковное Предание (Дорофей и др.) ясно различает евангелиста Луку от Лукия (см. в списках 70 апостолов). Лука был епископ в Фивах (Виотии), а Лукий – в Лаодикии Сирской; память первого из них совершается 18 октября, а второго 10 сентября. В Церковной службе 70 Апостолам (4 янв.) отдельно прославляется и евангелист Лука: «Клеопа… Луку священными песньми, вернии, ублажим» (1-ая стихира на Господи воззвах). «Пуда… Лукия… почтим честныя богопроповедники» (2-я стихира там же). И в других песнопениях евангелист Лука ясно отличается от ап. Лукия, так что нет основания в смешении (соединении) этих лиц в одно и тоже (лицо). Об ап. Лукий остались краткие сведения в Новозаветных книгах (Деян. ХШ, 1; Puм. XVI, 21 ) из коих видно, что он был рабом из г. Киринеи и от того был назван Киринеянином – и стоял во главе Антиохийской церкви, со времени ее основания, вследствие чего он участвовал в посвящении св. Варнавы и Павла на проповедь среди язычников. «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава и Симеон, нарицаемый Нигер, и Лукий Киринеянин… когда они служили Господу и постились, Дух святый сказал: отделите мне Варнаву и Савла на дело к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву возложивши на них руки, отпустили» (Деян. XIII, 1–3). Нужно думать, что св. Лукий призван был к Христовой церкви еще в праздник Пятидесятницы, в день сошествия Духа на Апостолов, так как, по заявлению евангелиста Луки среди видевших это дивное явление (событие) были из Египта, и странах Ливш, прилежащих к Киринее ( Дeяh. II, 10 ). Вероятно, св. Лукии был начатком Церкви в Киринее и в течении нескольких лет (7–8) он был основательно посвящен в тайны Евангельского учения, а потому занимал видное место в Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

XX. 30-31. После рассказа об обращении Фомы стоят в Ин. два замечательных стиха — XX. 30-31, которые имеют близкое отношение к Фоме, но покрывают и все содержание Евангелия. Евангелист обращает мысль к читателю. Ее цель заключается в том, чтобы они «веровали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и чтобы, веруя, имели жизнь во Имя Его» (ст. 31). Под это заключение подходит все откровение Евангелия. Если это исповедание веры есть богословское выражение веры Фомы, то вера Фомы есть условие его общения с возвратившимся Господом. Это богословское выражение допускает расширение и углубление. Евангелист ссылается на знамения Христа, Его σημεα (ст. 30). Мы знаем, что знамения, символически или типологически, определяют все учение Христово. Ссылка на знамения есть ссылка на учение Христово во всем его объеме и во всей его глубине. Свои знамения Христос совершил перед учениками. Евангелист их сохраняет для читателей. Это то же расширение круга учеников, о котором говорил (ст. ХШ. 20) и молился (XVII. 20) Христос. Можно было бы думать, что на этом Евангелие кончилось. Однако к разобранным нами двадцати главам во всех наших рукописях, переводах и изданиях прибавляется еще одна, XXI, глава. Чарльз Додд. Из «Основателя христианства» VIII  Основные события    2 Иерусалим . После той драматической сцены, которую мы рассмотрели, в Евангелиях появляются новые названия мест; по- видимому, значит это, что Иисус и Его последователи стали ходить дальше. Однако все попытки восстановить их путь, должно быть, бесперспективны. Сведения наши обрывочны, и придать им связное единство — задача нелегкая. Едва ли Иисус и ученики действовали в Галилее и позже — по крайней мере так же широко и активно, как вначале. Читаем другое: о том, что они бывали за пределами Иудейской Палестины и за Иорданом, и на границах Самарии, расположенной на западном берегу, к югу от Галилеи. Некоторые из этих странствий, вероятно, происходили после галилейской неудачи, но доказательств у нас нет. Впрочем, строить догадки мы можем. Конечно, после встречи с пятью тысячами ревностных патриотов что-то изменилось, и неудивительно, что Иисус, как сообщает нам Марк, покинул пределы Галилеи. Без сомнения, Ему все больше противились в синагогах по наущению " учителей Закона " , которые " пришли из Иерусалима " . Он мог опасаться и преследований Ирода Антипы, под чьей властью была Галилея. Однажды (хотя мы не знаем, когда именно) Иисуса даже предупредили о том, что Ирод собирается убить Его, как он убил Иоанна Крестителя1. Но, по всей видимости, временный уход был вызван не столько угрозами врагов, сколько излишним пылом мнимых последователей. Дошло до того, что в Галилее больше нельзя было проповедовать открыто. Приходилось действовать иначе.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

939 Опис. Докум. и Дел. Ар.х. Св. Син. XXXIX, 95 и Приложения IV-XIV. Тут изданы доклад Хорвата, приговор офицеров и народа, все документы самого Геннадия и проч. 940 В 30-х гг. XVIII в. униатских приходов в западной Малороссии – Правобережной Украине считалось – 150, в 1747 г. уже – 800 приходов, а около 1764 года до 2000 приходов. В половине XVIII в. в западную Малороссию в Радомысль перенесена была униатская митрополия. Сами униаты называли это время цветущим временем унии (Проф. М. Коялович. История воссоединения западных униатов старых времен. Спб. 1873 г., стр. 6). 941 Полтав. Епарх. Вед. 1867 г. 20, стр. 311–314. В конце первой и начале второй половины ХШ века выходцы из России устроили по западной стороне Днепра свою сторожевую линию для охраны и оживления православия. По западному берегу, южнее Киева, особенно против Переяславля, в лесах был ряд монастырей – опора православия и прибежище православных. Особенно важное значение имели монастыри: Мотренинский, Мошенский, Корсунский и Жаботинский (Проф. М. Коялович. История воссоединения униатов, стр. 10). 942 Народные массы в 1758 г. просили комиссара Потоцкого дозволить им восстановить давнюю духовную связь с переяславским епископом, чтобы он ставил в православные приходы священников. Потоцкий, боясь нового гайдамацкого восстания в Чигиринщине, исполнил просьбу народа (Проф. М. Коялович. История воссоединения униатов, стр. 14–15). 944 Там же, стр. 72, 83. Православные требовали от польского правительства: 1. дозволения свободно совершать православное богослужение, 2. строить и поправлять храмы, 3. восстановить православные епархии, признанные трактатом 1686 г., 4. возвратить отнятые монастыри и церкви и дать свободу возвращаться униатам в православие, 5. восстановить старые православные училища и семинарии, 6. православное духовенство с семьями должно подлежать суду своего епископа и многое другое. 945 Проф. М. Коялович. История воссоединения униатов... стр. 86–113. Вл. Пархоменко. Очерк Переяславско-Бориспольской епархии... стр. 61–68. О Гервасий есть специальное новое исследование С. Иваницкого «Переяславский епископ Гервасий Линцевский и начало воссоединения униатов в западной или польской Украине». Каменец-Подольск. 1904 г. и в Труд. Кам.-Под. церк.-ист. археол. общ. кн. X.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

монастырей (Каптерев I. с. со ссылкой на дела малороссийкие Моск. Арх. М. И. Д.). В 1640 г. в Москву приезжал от м. Петра Могилы Игнатий Оксенович Старушич с предложением завести латино-славянскую школу в Москве (Каптерев, стр. 161). В 1641 г. 9 октября Иоанникий Голятовский говорил орацию в придворной Московской церкви (Пам. Древн. Письм. XII ук. рукопись Новгор. Соф. библ. 28). См. также книги Дворцовых разрядов и Выходов царей, где много подобного материала, равно как и в Московском Архиве Мин. Ин. Дел. 494 Указ напечатан в Потребнике мирском и иноческом 1639 г. стр. 398–43 и Пращице, стр. 268–273. Ср. статью Каптерева Прав. Обозр. 1887, 1, 147, а также Православный Собеседник 1864. 495 Горский, Опис. рукопис. М. син. биб. IV 294. Собр. госуд. грам. и договор. III 77, стр. 298–299. Дворцовые разряды II, 822, перевод евангелия в Руководстве для сельск. пастырей 1873,1, стр. 241 и II, 486. Любопытно что уже в 1622 г. в Москве были люди похвалявшие сочинение Кирилла (Пекарский II, 16). 496 Прение напечатано в Лет. Рус. Лит. и Др. II, 80–99 и Общ. Люб. Древн. Письмен. в 1818. Разбор в Прав. Соб. 1855, 3, стр. 129. Местный южнорусский патриотизм выразился здесь довольно ясно, например хотя бы в такой фразе: «у нас у киевлян от Константина правила сохраняются». 499 Макарий. Ист. рус. церкви XII, 12, 951, 458. (поляк – Николай Ольшевский), см. также Записки отдел. рус. и слав. арх. II, 528 и Каптерева Патриарх Никон как церковный реформатор и его противники. (Православное Обозрение 1887, I, особенно стр. 145–164). 500 Материалы для ист. раскола М. 1879, V, стр. 279, 288. В 1677 году в Сибири сын толмача Никита Елизарьев говорил, что в Тобольске не церкви, а костелы, а священники псы (Воробьев О моск. соборе 1681–82 г. Спб. 1885, стр. 48, Соловьев, ХШ, 287). 502 См. Русскую историческую библиотеку, т. V. В иверских изданиях достаточно встречается и белорусских слов. 504 Сумцов, Лазарь Баранович. Харьков, 1885, стр. 44–46, Каптерев (Прав. Обозр. 1887, I, стр. 164). Еще в 1652 году были вызваны архидьякон киево-братского монастыря Михайло, да спевак Федор Тернопольский с товарищи, всего 11 человек: о их присылке хлопотал Ртищев и поселил их в Андреевском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Молодое поколение, прошедшее безрелигиозную школу, представляло собою такое печальное явление в нравственном отношении, что в целесообразности такого воспитания у су мнились даже крайние сторонники секуляризации, а последовавшее затем дикое противогосударственное движение анархизма, находившее себе приверженцев именно в «секуляризованной» молодежи, заставило и само правительство отчасти искать себе опоры у церкви, а отселе недалеко было и до негласного допущения открытия церковных школ под руководством прежде изгнанных братьев и сестер разных орденов. Таким образом к концу века Лeb XIII успел покончить и с «культурной борьбой» во Франции и уже спокойно мог относиться к тем маленьким неприятностям и недоразумениям, которые не перестают происходить по временам (как напр. арест братьев-успенцев и закрытие их конгрегации по делу Дрейфуса в 1899 г.) и которые неизбежны в стране, где в течение целого века свободно проповедовались и насаждались идеи неверия и отрицания в духе Вольтера, Ренана и их многочисленных последователей. 16. Наступательные движения папства на Восток Успех папства на западе и движения его к подчинению православного Востока. – Деятельность в этом направлении новейших пап и особенно Льва ХШ. Грандиозный план образования олатиненного славянского мира в противовес православнославянскому миру. – Плоды унии – особенно в Галиции. – Козни Римской пропаганды в Боснии и Герцеговине, а также и в других странах Балканского полуострова. Успешно выйдя из трудного положения, созданного враждебным столкновением с такими сильными государствами, как Германия и Франция, папство вполне уже могло с надеждой взирать на будущее, так как во всех других государствах оно без труда одолевало все враждебные ему силы и водворяло свое господство. В Англии со времени эмансипации католиков римско-католическая церковь быстро разрасталась и усиливалась, вербуя притом себе приверженцев и обращенцев из высших аристократических классов и даже духовенства, так что вопрос о полном возвращении Англии в лоно Римской церкви сделался любимым предметом рассуждений римских публицистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Дело дошло до посадников. Когда ловцы и пред судьями заявляли права свои на бочку, утверждая, что она принадлежит им, как опущенная ими в воду; тогда преподобный предложил судьям спросить, что в ней положено? Ловцы не знали, что отвечать на это, а преподобный объявил, что в бочке заключена церковная утварь, несколько золота и серебра, оставшегося ему от родителей. Открыв бочку, судьи нашли все так, как говорил преподобный, и отдали ему бочку без дальнейших расспросов. По совету святителя, Антоний на эти сокровища начал сооружать новую каменную церковь Рождества Богородицы, вместо деревянной, устроять и распространять обитель. В скором времени св. епископ Никита предал праведную свою душу Богу. Место его на Софийской кафедре занял такой же богобоязненный муж св. Нифонт, который также полюбил преп. Антония. Уже четырнадцать лет подвизался Антоний в распространявшейся обители своей, когда братья стали умолять его, дабы восприял над ними начальство в сане игумена со степенью пресвитерскою, и он, несмотря на свое смирение, не мог отказать усерднейшей просьбе своих иноков. Святый владыка Нифонт с радостью рукоположил его во пресвитера и еще 16-ть лет игуменствовал блаженный пришелец Римский в созданной им обители. Предчувствуя кончину, он собрал вокруг себя плачущую братию, утешил ее словами писания и дал ей настоятелем некоего инока Андрея, которому открыл свою чудную повесть, заповедав предать ее будущим родам, во славу Божию. Преставился он на 81 году своей жизни, 3-го августа 1147 года. Святые мощи преп. Антония Римлянина, который местно был чтим едва-ли не с ХШ-го века, обретены нетленными и открыты только в 1597 году, чрез 450 лет после погребения, в царствование благочестивого царя Феодора, последнего из рода Рюрикова. Поводом к этому открытию послужило следующее обстоятельство. Инок обители Антониевой, по имени Нифонт, имевший теплую веру к преподобному, видел однажды во сне угодника Божия, лежащего в открытой раке, поверх помоста, и подле него святителя Никиту. Ему пришло на мысль: не есть ли это тайное указание на то, что и преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Таковы были события в истории Церкви, которые вызвали потерю единства среди ее членов. Сначала в течение 5 и 6 века раскололись Восточные христиане, а затем в XI-oм веке ссора между папским представителем и Константинопольским Патриархом привела к прекращению братского общения между двумя половинами Вселенской Церкви. Эти пререкания вызвали братоубийственную войну в ХШ-ом веке, которая окончательно разделила Православный Восток и Католический Запад. Но эти тяжелые явления в жизни Церкви, свидетельствовавшие о проникновении в ее среду национальных и политических страстей, были все же бессильны закрыть источник воды живой. Он не прекращал пробиваться через труды мусора и грязи, набрасываемых на него недостойными членами христианской общины, и продолжал утолять духовную жажду людей, искавших истину. Благодатные плоды христианского благовестия Восточное Православие, несмотря на борьбу внешнюю и внутреннюю в описываемый период своей истории, как и раньше светило миру, возвещая ему радостную весть о Боговоплощении, укрепляя и возрождая жизнь человечества Святыми Таинствами. Оно учило его милосердию, помощи обездоленным и беззащитным, развивало его духовно и умственно. Приходы, монастыри и отдельные христиане отдавали свои силы и средства на дела благотворительности. При церквах строились госпиталя, убежища для престарелых и сирот. Многие иерархи, как, например Патриарх Александрийский Иоанн Милостивый (609–620), никогда не отказывали в помощи никому из просящих. Их примеру следовали и многие миряне. Особенно прославились подвигами своего милосердия женщины христианки. Имена матерей и жен великих святых, как, например, Диакониссы св. Нонны († 374), матери св. Григория Богослова и жены Еп. Григория Назианского († 374), св. Макрины († 379), сестры Василия Великого и св. Григория Нисского , св. Олимпиады (t 410), верной помощницы Иоанна Златоуста , а также св. Ксении († 457), св. Нины, просветительницы Грузии († 335), св. Публии Сирской († 369) и св. Мелании († 439), сияют яркими светочами в истории человечества. Эти богатые и знатные женщины добровольно сложили с себя все свои земные преимущества и отдали себя всецело на служение ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Особенно много было уведено в плен искусных русских мастеров и ремесленников, которых татары выявляли среди населения покоренных русских княжеств и уводили в Орду для служения ханам. Так, в частности, Плано Карпини встретил в Орде русского по имени Косьма, «бывшего золотых дел мастером у императора и очень им любимого». Согнанные из разных стран, эти ремесленники и создали ту пеструю и яркую материальную культуру, которая была характерна для золотоордынских городов. Позднее в Орду стало ездить много русских купцов и «гостей», торговавших со странами Востока. Несмотря на то, что на Русской земле не было постоянного ордынского войска, покорность завоеванных областей поддерживалась регулярными опустошительными набегами, которые предпринимались с целью устрашения и грабежа. Лишь за последнюю четверть ХШ века татарами было организовано полтора десятка походов в Русь. Помимо ремесленников, монголы забирали в плен мужчин, годных к военной службе. Плано Карпини писал, что «татары требуют от них [покоренных народов], чтобы они шли с ними в войске против всякого человека когда им угодно». «Годных для битвы воинов и поселян, - писал вергерский монах-францисканец Иоганки, - они, вооруживши, посылают против воли в бой впереди себя,...если даже они хорошо сражаются и побеждают, благодарность невелика; если погибают в бою, о них нет никакой заботы, но если в бою отступают, то безжалостно умерщвляются татарами». О насильственном участии пленных в боевых операциях русская летопись сообщает, что после восстания в нескольких русских городах «была... великая нужда от поганых и угоняли людей и велели с собой воевать». Захваченных в рабство использовали и для домашних работ, здесь особенно ценились русские женщины. Арабский автор, перечисляя богатую добычу ордынцев, переходит на стихи: «Что я скажу о подобных пери - как будто розы, набитые в русский холст». Родившиеся в Орде дети пленников также становились рабами. ОБРАЗОВАНИЕ САРАЙСКОЙ ЕПАРХИИ. Посреди такого сокрушительного бедствия лишь одна сторона русской жизни, по воле Божией, уцелела от разгрома. Непоколебимо и неповрежденно в своем спасительном делании стояла Православная Церковь.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/16/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010