В виду всего этого судьба царства Израильского была решена безвозвратно, и оно с этого времени быстро устремилось к подготовленной им себе погибели. После Иеровоама II начался ряд политических смут, которые были явным предвестием рокового конца. Иеровоам II умер в мире, и погребен был с царскою торжественностью. Но его сын, Захария, был последним царем, который правильно занимал престол израильский. Развращенная знать однажды приготовила ему великолепное пиршество, до безумия напоила молодого царя и увлекла его своим распутством. Но на следующее утро составлен был заговор, и царь был убит. Год смерти Захарии был вероятно годом уже упомянутого выше солнечного затмения. После убийства Захарии идет целый ряд царей (Селлум, Менаим, Факия, Факей), которые быстро сменяются один за другим на престоле в Самарии, ознаменовывая свое кратковременное правление нечестием и кровожадностью, и все более ослабляя свое царство и подготовляя ему неминуемую гибель. Но Господь и тогда все еще не оставлял Своего народа без нравственного ободрения и посылал пророков, которые своею проповедью напоминали о попранном законе и своими пророчествами предостерегали о наступающем гневе Божием. Таков был относящейся к этому времени пророк Осия. Он уже явно предсказывал о предстоящем пленении, и хотя смягчал это страшное предсказание пророчеством об избавлении, но в пророчествах его слышался неутешный плач о предстоящей участи. Обращаясь к народу израильскому, пророк Осия так говорил от лица Бога: «народ_Мой закоснел в отпадении от Меня, и хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно. Как поступлю с тобою, Ефрем? Как предам тебя, Израиль? поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму 252 . Повернулось во Мне сердце Мое; возгорелась вся жалость Моя». Грозными предостережениями народу служили и страшные естественный бедствия, как напр. землетрясение, о котором предсказывал Амос. Но все было напрасно. Нечестие и неправда переполнили чашу долготерпения Божия, и тогда Господь попустил грозному завоевателю положить конец царству Израильскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

После Иоахаза восходит на престол – как мы видели – Иоас, и после этого правнук Ииуя, Иеровоам II. По всей вероятности Иона жил при Елисее до смерти его, имевшей место при Иоасе, и поэтому – как мы думаем – путешествие Ионы в Ниневию должно было совершиться после смерти Елисея, в последние годы Иоаса, или в первые годы царствования Иеровоама. Весьма интересный и важный вопрос возникает в уме нашем: к какому именно периоду Ассирийской монархии должна быть отнесена проповедь Ионы в Ниневии? При каких обстоятельствах могла иметь место эта проповедь, и какие мы имеем исторические данные для разрешения этого вопроса? Если мы обратимся к выводам и предположениям Джорджа Роулинсона и к его истории Ассирии 1067 , то мы можем найти несколько исторических моментов, во время которых Ниневия была в великой опасности вследствие неурядиц и внутренних смут. Из числа этих моментов мы считаем самым правдоподобным для проповеди Ионы и в хронологическом и в нравственном отношении конец царствования Салманассара II (приблиз. между 858 и 823 годами до Р. Хр.). После славного царствования, в продолжение которого Салманассар поражает Азаила Сирского и Ахава Израильского и принимает подарки от «сына Омри» 1068 в своей столице, престарелый монарх к концу жизни подвергается величайшей опасности вследствие возмущения собственного своего сына. Из стелы времен Шамаса Вула, (или по чтению Менана-Самси-Бина), сына и преемника Салманассара 1069 , – видно, что в конце его царствования вспыхнуло великое возмущение. По-видимому один из лучших военачальников Салманассара, Дайан Ашур, заручившись согласием и именем старшего сына престарелого царя Ашур-Данин-пала, поднял под именем последнего знамя восстания и успел возмутить большую часть областей Ассирии, которые и признали над собою власть наследника престола. Всеми почти покинутый Салманассар оставался в столице царства Ниневии, которая из всех городов одна осталась ему верною. Соображая цифры годов этих событий, мы склоняемся к мысли, что Иона был в Ниневии именно тогда, когда этому городу грозила страшная опасность быть взятым приступом возмутившимися, разграбленным и сожженным ими за верность престарелому монарху. Надо иметь в виду, что здания Месопотамии все были построены из саманного кирпича 1070 , и ненавистный город был бы вероятно разрушен до основания, так как новый царь возвел бы легко столицу в другом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

После сего он приказал Иоасу бить стрелами по земле, Иоас ударил три раза и остановился. Пророк пришел в сильное, волнение и с огорчением сказал царю: «надобно было ударить пять или шесть раз. Тогда бы ты совершенно уничтожил сириян, а теперь одержишь над ними только три победы». Иоас действительно одержал обещанные ему победы над сирианами и возвратил от них потерянные его отцом города. Сын Иоаса Иеровоам II-й продолжал побеждать сириан и в конец сокрушил их могущество, завоевав у них Дамаск. При нем царство Израильское восстановлено было в тех пределах, какие оно имело при Давиде. Оно простиралось от Емафа и Дамаска и до Евлонитского залива. По смерти Иеровоама II-ro на престол Израильский вступил сын его Захария, но по шестимесячном правлении он был убит Селлумом. По падении дома Ииуя царствовали пять царей, принадлежавших к четырем различным династиям и восходивших на престол один по убиении другого: 1) Селлум, 2) Манаем с сыном Факиею, 3) Факей и 4) Осия. При Факее Салманассар, царь ассирийский, увел многих израильтян в плен, а на прочих наложил дань. Преемник Факея Осия хотел свергнуть ассирийское иго, но Салманассар разрушил Самарию и другие израильские города, заключил Осию в оковы, a всех израильтян отвел в ассирийские области и рассеял за Евфратом. В опустошенную страну, на место израильтян, Салманассар переселил жителей Вавилона, Сирии и Мессопотамии. Новые поселенцы, устрашенные необычайным размножением львов и приписывая это гневу Бога израильского, Которого они доселе не чтили, упросили Салманассара прислать к ним израильского жреца, который научил бы их, как должно служить Богу Израилеву. Присланный жрец поселился в Вефиле и стал учить самарийских поселенцев Моисееву закону. Они охотно приняли веру в истинного Бога, но удержали при этом и прежние свои языческие обычаи. Отсюда образовалась та смешанная религия, которая впоследствии стала называться расколом Самарянским. § 75. История Товита Добродетельная жизнь Товита. Из св. Писания видно, что между израильтянами, отведенными в ассирийский плен, находились и люди благочестивые.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Что же, наконец, касается имени ниневийского царя, при котором была эта проповедь, то оно не обозначено потому, что царь этот играет в книге пр. Ионы совершенно второстепенную роль и по своей личности совершенно индифферентен для целей книги пр.Ионы. И в исторических библейских книгах собственные имена языческих царей не всегда обозначаются 441 ; почему же не может этого быть в книге пр.Ионы? Итак, заключаем мы разбор возражений против подлинности книги пр.Ионы, заимствуемых из самой книги, должно признать несомненным, что не только содержание книги, а и изложение содержания говорят в пользу подлинности книги, но не против неё. II. Каждая история, кроме внутренних оснований своей достоверности, заимствуемых из самой книги – из её содержания и способа изложения, должна иметь и внешние свидетельства об этой достоверности. Так должно быть и по отношению к книге пр.Ионы. В виду же особенного характера содержания этой книги с одной стороны, с другой в виду того обстоятельства, что из времени жизни пр.Ионы и непосредственно за ним следовавшего до нас дошло немало других исторических письменных памятников не только народа еврейского, а и ассирийского, указанное требование исторической науки по отношению к книге нашего пророка особенно желательно и даже необходимо. Удовлетворяет ли ему книга пр. Ионы? Вот вопрос, исследование которого составит собою содержание второго отдела настоящей главы и отрицательный ответ на который дают и стараются обратить в свою пользу противники исторического понимания нашей книги. В подтверждение этого обвинения они указывают на то, что о фактах, рассказанных в книге пр. Ионы, при всей их поразительности и необычайности, ни одним словом не упоминается ни у какого другого современного пророку, или непосредственно после него жившего писателя, – ни у ассирийских, ни у других языческих, которые писали об ассириянах, ни даже у еврейского историка, который в своей истории царств иудейского и израильского упоминает всё-таки о пр. Ионе, говоря о предсказании, данном им израильскому царю Иеровоаму II. «Не ясный ли это знак, что книга пр. Ионы, лишённая этих свидетельств, не подлинная современная пророку история, а позднейший вымысел, или легенда если о ней не знали современники рассказанных в ней событий и люди, непосредственно за тем жившие и могшие знать её», – восклицает в своём обозрении различных взглядов на книгу пр.Ионы Фридрихсен, выставляя в этом своё последнее основание против справедливости исторического понимания нашей книги 442 . Но и это основание точно также, как и разобранные выше, не справедливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Что касается царства иудейского, то царь его Осия поддерживал с Иеровоамом II мир, вследствие чего между обоими царствами установились дружественный отношения: Иерусалим и Самария соперничали между собой лишь на поприще мирной промышленности и торговли. Материальное благосостояние государства вследствие этого достигло высокой степени. Самария разбогатела от военных добыч и торговли. Повсюду возвышались великолепные дома, внутренние стены которых, в подражание дворцу Ахава, обшивались плитами слоновой кости, привозившейся из Африки финикиянами. Комнаты наполнялись роскошною мебелью, обделанною тем же дорогим материалом. Были особые прохладные дома для жаркого времени года, и теплые дома для зимы. Превосходные виноградники покрывали прилегавшие к ним склоны гор. Все богатые равнины к востоку и западу от Иордана засевались разнородными хлебами и повсюду видны были сеятели и жнецы, в должное время. Богатые люди обоего пола блистали изысканною роскошью; но вместе с тем большинство населения находилось в нужде или бедности. В то время как богатство немногих все возрастало, масса населения все более беднела. Огромное большинство населения уже не имело собственной земли, которая, в виду всеобщего попрания законов Моисеевых, переходила в руки богатых, и народ принужден был жить лишь наемною платою за обработку чужой земли, что низводило его на степень рабов. Уже из последнего обстоятельства видно, что все внешние успехи Иеровоама II не имели для себя прочного обеспечения в религиозно-нравственном отношении, так как в общем он держался того же направления, которое намечено было первым царем израильского народа, его соименником Иеровоамом I. Государственной религией хотя оставалось поклонение Иегове, но под языческим символом в виде священного тельца. В Вефиле, религиозной столице государства, был величественный храм со множеством священников и пышною обрядностью. Сделанная попытка очистить религию от наиболее грубых наростов язычества не имела успеха, и идолопоклонство вторгалось со всех сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

195. То, что фараон в данном случае представлен не богом или сыном бога, как его давнымдавно воспринимали сограждане, и, кроме того, борется с напастями вполне технично и полюдски, уже свидетельствует о чемто весьма интересном. Никакую магию для предотвращения кризиса фараон не использует. Читателям, так сказать, приоткрыта кухня хозяйственной политики, ее «тайна», заключающаяся в мудрой реакции на полученную информацию. 196. Поскольку примеры таких пророчеств могут быть найдены в истории во множестве, то этой проблемой заинтересовался и впервые ее описал социолог Роберт Мертон в своей книге «Социальная теория и социальная структура». 197. Нельзя сказать, что политологи не занимаются будущим. Разница заключается в том, что экономисты гораздо больше убеждены в своей способности точно предсказывать развитие событий. Более того, к разработке долгосрочных прогнозов этих современных пророков подталкивает еще и то, что на основе их «пророчеств» принимается великое множество решений на всех уровнях экономики. В соответствии с ними планируют свою деятельность государства, фирмы и домашние хозяйства. 198. Кроме того, эта драгоценная тайна была доверена не евреям, а фараону, благодаря проявленной проницательности значительно усилившему собственные позиции путем порабощения окружающих народов (сыновей Иосифа, например) и укрепившему свою власть, в том числе и финансово, так как в голодные времена он зерно продавал или менял на земельные участки. 199. Множество примеров тому отмечено при описании захвата Земли обетованной в Книге Чисел в главе 31 и других. 200. Здесь будет уместно в качестве основного примера привести события времен царств Давида и Соломона. См., например, Вторую книгу Паралипоменон, главу 9. 201. Втор. 7:12–16. Другим примером являются слова из Книги Исхода, 23:25: «…Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни». 202. Исх. 22:22–24. 203. 4 Цар. 13:1–3. Для полноты картины добавим, что израильский царь Иеровоам II, хотя и был безбожник, экономически весьма преуспевал: «…И делал он неугодное в очах Господних». Экономическое процветание, однако, комментируется в Библии следующими словами: «…Ибо Господь видел бедствие Израиля… и спас их рукою Иеровоама, сына Иоасова» (4 Цар. 14:26–27).

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

4Цар. 14:1–7 ; 2Пар. 25:1–12 В Иудейском царстве, во второй год Иоаса, царя Израильского, начал царствовать Амасия. Он не уклонялся от обязанностей благочестия, но не имел той ревности и усердия, которые оставил в пример своим потомкам Давид. Утвердившись на престоле, он казнил убийц своего отца, но не коснулся их семейств. Решившись воевать с Идумеями, он образовал трехсоттысячное войско из колена Иудина и Вениаминова; и, кроме того, за сто талантов серебра 134 нанял 100,000 Израильтян. Но это вспомогательное войско тотчас же было отпущено по совету одного пророка, который говорил, что в союзе с Израильтянами, чуждыми Господа, Господь не даст царю победы, серебро же, отданное им, может возвратить с избытком. Иудеи сошлись с Идумеями на долине соляной и одержали над ними решительную победу; 10,000 пленников свергнуты были со скалы. 2Пар. 25:14–24; 4 Цар. 14:8–14: 16 Между добычею находились идолы Идумейские. Амасия принес их в Иерусалим и вздумал поклоняться им и возжигать пред ними фимиам. Бог послал к нему пророка, который сказал царю: «для чего ты стал почитать таких богов, которые не могли освободить своего народа от твоего владычества?» На это царь сказал: «разве тебя поставили советником царю? Берегись, чтобы тебе не подвергнуться смерти!» Пророк не продолжал обличения, он сказал только: «вижу, что Господь восхотел погубить тебя, потому что ты согрешил и не послушал моего совета», И действительно, Бог наказал его. Пришла Амасии тщеславная мысль помериться силами своими с Иоасом, чрез послов он вызвал царя Израильского на бой. Иоас отвечал ему: «ты побил Идумеев и уже возгордился. Величайся про себя и сиди у себя дома. Для чего тебе ссориться на свою беду? Пропадешь и ты, и Иудея с тобою!» Но Амасия не послушался этого благоразумного предостережения. Оба царя сошлись при Вефсамисе в колене Иудином, и Иоас разбил Амасию, взял его в плен и повел пленника в его же столицу, в Иерусалим; здесь он разрушил стену Иерусалима на протяжении четырех сот локтей 135 , выбрал золото и серебро и все сосуды из храма и из дворца, взял заложников и возвратился в Самарию. Он вскоре умер, оставивши престол Израильский сыну своему Иеровоаму II.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Даже идолослужение Ваалу, столь ревностно искорененное Ииуем, опять водворилось в различных городах страны. В самой Самарии было несколько капищ. Вновь открыто было в столице и капище Ашере. Женщины по примеру идолопоклоннических народов приносиликурения пред постыдными символами богини и совершали разгульные празднества. Изображения Ваала, сделанные из золота и серебра, воздвигались даже частными лицами. Дым идольских жертв курился на горных высотах, и идолослужение совершалось в священных дубравах. Бесстыдством языческого культа вновь осквернялась земля обетованная. Девицы и женщины забывали женскую честь и делались блудницами при капищах. Все это показывало, что сила зла окончательно водворилась в царстве Израильском, и блестящее царствование Иеровоама II было лишь последним и, притом, призрачным расцветом пред полным увяданием. Так именно и оказалось по смерти этого царя. После его сравнительно благоустроенного царствования, царство Израильское вновь поверглось в страшную неурядицу, во время которой престол сменялся рядом цареубийц-узурпаторов, в свою очередь делавшихся жертвою следующих узурпаторов. Могущество государства чрез это быстро падало, и оно само собою стремилось к разрушению, а между тем на востоке, за великой рекой Евфратом быстро росла и развивалась великая Ассирийская монархия, скоплявшая силы для завоевания мира. Ассирийская монархия после временного ослабления, благодаря которому Давид мог распространить владычество израильтян до самой реки Евфрата, опять начала быстро развивать свое политическое могущество. На ассирийском престоле в столице монархии – Ниневии появляется ряд знаменитых царей-завоевателей, которые начали предпринимать далекие походы. Первый удар они нанесли Сирийскому царству, которое и должно было положить оружие пред грозными завоевателями. Та же участь затем ожидала и царство Израильское. Но Бог хотел еще продлить свое долготерпение по отношению к нему, а так как у народа израильского уже не было достаточных военных сил для противодействия завоевателям, то спасение его оставалось только еще в силе нравственной, и вот представителем этой именно силы явился пророк Иона, который послан был проповедовать ниневитянам смирение и покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Елисей, объявляя эту милость Божию о спасении Самарии, будит в сердце царя язычника веру в милосердие истинного Бога, Бога завета, Иеговы, настоящего Царя народа обетования. Но и в эту минуту, когда сердце царя начинает раскрываться надежде и вместе с тем вере, один из приближенных к царю сановников высказывает явное неверие в Господа и всемогущество Его. «Если бы, говорит он, – Господь и открыл окна на небе, и тогда может ли это быть?» Елисей отвечает ему на эти слова сокрытым пророчеством о смерти его за его неверие и за то, что он колеблет веру царя и других присутствующих. При этом замечательно, что самое исполнение пророчества, которое увидит сановник, будет причиною его смерти. «И сказал Елисей: вот увидишь глазами своими, но есть этого не будешь» (VII, 2). В это время вот что происходило в стане Сирийском: В стихе 6 этой главы мы читаем, что «Сирийцам послышался стук колесниц и ржание коней, шум войска большого». При этом указано, что «Господь сделал то, что стану послышался»... этот шум. Страх внезапного нападения подсказал им и – очень впрочем правдоподобное по политическим обстоятельствам того времени – объяснение появления войска для освобождения Самарии: «И сказали они друг другу: верно нанял против нас царь Израильский царей Хеттейских и Египетских, чтобы пойти на нас. В это время 970 царствовала в Египте династия Бубастидов, всегда враждебная Иудее, но с самого начала царствования Иеровоама I покровительствовавшая ему и дружественная царству Израильскому. Резиденция царей этой династии, тяготевших к Ассирии, была в нижнем (северном) Египте, и потому сношения их с Палестиной могли быть часты. Во время событий, о которых мы говорим, царем в Бубастисе, или Пи-Басте 971 , был Такелат II, и к нему на помощь вероятно приходили Ассирияне (как указывает Бругш) против Эфиопов. Но тем не менее царство Бубастидов начинает при нем распадаться на мелкие владения в нижнем Египте. С другой стороны Хета, или Хеттеи, всегда составляли союз мелких царьков к северу от Целе-Сирии. Хотя покоренные Ассириянами, они долго сохраняли свою национальность и устройство, платя дань сильнейшему государству. Мы думаем, что именно это положение вещей и изображено в 6 стихе главы VII четвертой кн. Царств, в котором Сирийцы говорят о многих царях Хеттейских и Египетских, которые – как все мелкие владетели – по всей вероятности с охотою продавали свои услуги могущему уплатить известную сумму за нанятое войско. Поэтому страх Дамасских Сирийцев, осадивших Самарию, имел основание, и ими овладевает паника; «и встали, и побежали в сумерки, и оставили шатры свои, и коней своих, и ослов своих, весь стан, как он был, и побежали, спасая себя» (ст. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ииуй истребил Ваала с земли израильской ( 4Цар.10:28 ) и исполнил волю Божию относительно дома Ахавова (ст. 30); но и он «не старался ходить в законе Господа, Бога Израилева, от всего сердца. Он не отступал от грехов Иеровоама, который ввел Израиля в грех» (ст. 31); от них не отступал Ииуй, – от золотых тельцов, которые в Вефиле и Дане (ст. 29). Иоахаз, сын Ииуя (13:2), Иоас (ст. 11), Иеровоам II (14:24), Захария (15:9), Менаим (ст. 18), Факия (ст. 24) и Факей (ст. 28) – все эти государи делали неугодное в очах Господних, не отставали от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел в грех Израиля. Ничего не говорится в этом отношении о Селлуме ( 3Цар.15:10,13–15 ); но, быть может, по причине краткости его царствования, – он царствовал всего один месяц. Осия, последний царь израильский, также делал неугодное в очах Господних, – «но не так, как цари израильские, которые были прежде него» (17:2). Что значат последние слова, неизвестно. Все приведенные нами суждения писателя 3 и 4 книг Царств о введенном Иеровоамом культе показывают, прежде всего, что таково было мнение о нем самого писателя, а также и его современников; за последнее говорит и вышеуказанный подобный взгляд на тот же предмет книги Паралипоменон, не далекой по времени происхождения от книг Царств. 357 В это время (плена и после плена) особенно ревностного устранения из культа Иеговы всего чуждого, языческого, служение тельцам, хотя бы оно относилось и к Иегове, естественно должно было казаться в глазах иудеев отступлением от Иеговы, грехом против Него и даже чистым идолопоклонством. Но есть данные утверждать, что такой или подобный взгляд на культ тельцов в израильском царстве существовал и до плена вавилонского и даже в самом израильском царстве, что, следовательно, священные писатели приведенных выше книг выражают не свой только и своих современников взгляд на культ тельцов, 358 но древний, прежде них существовавший. Отражение этого взгляда можно, кажется, видеть у пророка Иезекииля в символическом имени Самарии – Огола=шатер ее, указывающем на самовольно введенный культ в израильском царстве, тогда как Иерусалим называется тут же Оголива – шатер Мой в ней ( Иез.23:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010