Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАФАМ [Иофам; евр.  ,   - Господь совершенен; греч. Ιωαθμ], 11-й иудейский царь (ок. 740-731 гг. до Р. Х.), сын царя Озии от Яруши, которая происходила из священнического рода (4 Цар 15. 32-33; 2 Пар 27. 1). Др. вариант дат его правления: 742-735 гг. до Р. Х. ( Albright. 1945. P. 21; Bright. 1960). После того как царь Озия был поражен проказой, И. фактически стал во главе гос-ва (4 Цар 15. 5). Иногда в научной лит-ре в даты правления И. включаются годы, когда он был соправителем отца. Согласно 4-й Книге Царств, И. взошел на трон в возрасте 25 лет и правил в течение 16 лет (4 Цар 15. 33), однако в 4 Цар 15. 30 упомянуто, что израильский царь «Осия… воцарился… в двадцатый год Иоафама», и это указывает на нахождение И. у власти не менее 20 лет. Данное утверждение обычно признается ошибочным ( Cogan M., Tadmor H. II Kings. N. Y., 1988. P. 181), тем более что оно отсутствует в Лукиановской рецензии LXX и противоречит свидетельству 4 Цар 17. 1. В 4 Цар 15. 32 воцарение И. сопоставлено со 2-м годом правления израильского царя Факея, а в 1 Пар 5. 17 его правление соотнесено с правлением Иеровоама II . Очевидно, в этих свидетельствах перепутаны даты начала регентства И. и его вступления на царство ( Kuntz. 1992. P. 1021). Правление И., продолжившего дело отца, можно охарактеризовать как период благосостояния и независимости Иудеи. И. удалось вернуть идумейский г. Елаф (см. ст. Эйлат ) в Эдоме, ставший морским портом Иудеи (4 Цар 14. 22). Влияние Иудеи времен И. на Эдом подтверждается находкой перстня-печати с надписью:   («Принадлежащего Иоафаму»). Перстень был обнаружен при раскопках амер. археологом Н. Глюком в Телль-эль-Хелейфе (между Эйлатом и Акабой) ( Glueck N. Rivers in the Desert: A History of the Negev. N. Y., 1959. P. 167-168). И. удалось покорить аммонитян и собрать с них дань за 3 года (2 Пар 27. 5). При И. были построены защитные сооружения, что способствовало усилению безопасности страны. Он укрепил «стену Офел» (к-рая, вероятно, находилась на юго-вост. склоне храмовой горы) в Иерусалиме (2 Пар 27. 3) и провел ремонтные работы в храмовом комплексе (4 Цар 15. 35). Согласно Иосифу Флавию, И. восстановил портики и преддверия храма, велел починить обрушившиеся части стен и возвести неприступные башни ( Ios. Flav. Antiq. IX 11. 2). Он также построил новые города, дворцы и башни в лесных регионах Иудеи (2 Пар 27. 4). В конце его правления израильский царь Факей и царь Дамаска Рецин образовали антиассир. коалицию, в к-рую, очевидно, пытались вовлечь И. с целью нейтрализовать потенциального противника (4 Цар 15. 37).

http://pravenc.ru/text/578134.html

Приложения к разделу 2 главам 7 и 8 Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета К главе 7: Хронологическая таблица истории Северного царства Цари. Годы правления. События. 1-я династия Иеровоам I (Ефремялянин) 926 – 907 925 Поход фараона Сусакима (Шешонка) на Израиль. Столица: Сихем, Пенуэл, Фирца. Нават (Падав), сын Иеровоама 907 – 906 2-я династия Вааса . Стал царем, убив Навата 906 – 883 Нападение арамеев во главе с Вендадом Ила , сын Ваасы 883 – 882 Между- цартвие Замврий 882 Начальник колесниц, убив Илу, семь дней на троне 3-я династия Фамний и Амврий 882 – 878 (Ком. армией) царствуют вместе Амврий — царь 878 – 871 Основание города Самарии. Ахав , сын Амврия 871 – 852 Союз с Иудеей. Культ Ваала 853 Битва при Каркаре 853 Поражение Ахава и Иосафата при Рамофе Галаадском. Смерть Ахава. Охозия , сын Ахава 852 – 851 Иорам , сын Охозии 851 – 845 Моавитяне стали независимы от Израиля. Военачальник Ииуй 845 Убивает Иорама и Охозию, царя иудейского. 4-я династия Ииуй 845 – 818 Уничтожение культа Ваала. Подчинение Ассирии и выплата дани. Иоахаз 818 – 802 Отражение нападения Асаила Дамасского. Иоас 802 – 787 Отвоевывает у Сирии потерянные области. Платит дань ассирийцам. Смерть пророка Елисея 797 Иеровоам II становится соправителем отца. 792 Иоас овладевает Иерусалимом и разрушает часть стены. Иеровоам II , сын Иоаса 787 – 747 Восстановление прежних границ. Последний расцвет Израильского царства. Внутренние раздоры. Религиозный упадок. Пророки Амос и Осия Захария , сын Иеровоама 747 На престоле 6 месяцев. Убит Селлумом. Отдельные правители Селлум 747 На престоле 1 месяц. Убит. Менаим 747 – 738 Факия , сын Менаима 737 – 736 Продолжение идолопоклонства. Убит Факеем. Факей 735 – 732 Союз с Сирией против Ассирии. Поход на Иудею 733 Тиглатпалассар III превращает большую часть Израиля в провинцию Ассирии. Факей сменен Осией, за которым остается только гора Ефремова и Самария. Осия 732 – 722 725 Осия прекращает выплату дани. Начало осады Самарии. 722 Падение Самарии. Прекращение существования Израильского царства. К главе 8. Прп. Исидор Пелусиот ч. 2–3, с. 75]: «Иерусалим (воспользуюсь ясным примером), когда был подкрепляем Божиим споборничеством, стоял непреклонно и без труда и кровопролития одерживал победы, а когда лишался оного за то, что воставал против Него, вражеский огонь удобно преклонял его к земле. Так и душа, когда за постоянство нравов она будет ограждена силой свыше, легко преодолеет врагов, а когда согрешит, будет и здесь объята огнем страстей, и там мучима огнем суда». Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/431285/

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Салманассар Салманассар (в совр. литературе – Салманасар), [ассир. Шульману-ашаред, «(Бог) Шульману – первый (т.е. наивысший)» ]. Имя ряда ассир. царей, из которых к истории Израиля имели отношение прежде всего Салманасар III и Салманасар V: 1) Салманасар III был сыном и наследником ассир. царя Ашшур-нацирапала II и правил в 858–824 гг. до Р.Х. В Библии он не упоминается, но его воен. походы на запад имели решающее значение для истории Израиля. Уже в 858 г. до Р.Х. он, разгромив хеттов, вышел к Средиземному морю. Угроза ассир. владычества вынудила сир.-палест. царства оказать совместное сопротивление захватчикам. В 853 г. до Р.Х. Салманасар III при Каркаре вступил в сражение с войсками союзников, в рядах которых вместе с Ададири (царем Дамаска ⇒ Венададом) сражался и израил. царь ⇒ Ахав. Ассир. источник говорит о двенадцати царях, которых разбил Салманасар III. Но поскольку эта победа не имела последствий, то можно предположить, что исход битвы, скорее всего, остался неопредел. Последующие походы Салманасара III были направлены против коалиции сир. гос-в (849, 848 и 845 гг. до Р.Х.) и не затрагивали Израиль непосредственно. Когда в 841 г. до Р.Х. Салманасар III вновь предпринял поход на запад, в Дамаске уже пришел к власти ⇒ Азаил, а в Израиле – Ииуй. Азаил оказал ассирийцам сопротивление, а Ииуй, наряду с правителями Тира и Сидона, покорился и платил дань; 2) поход против Дамаска, предпринятый Салманасаром IV (781–772 гг. до Р.Х.) в 773 г. до Р.Х., способствовал тому, что Иеровоам II смог покорить Емаф (Хамат) и Дамаск (см. 4Цар. 14:25.28 ); 3) имя Салманасара V (727–722 гг. до Р.Х.), преемника Тиглатпаласара III, связано с падением Израильского царства. Израил. царь ⇒ Осия покорился Салманасару V, вероятно, вскоре после его воцарения ( 4Цар. 17:3 ). Согл. ассир. источникам, последние три года правления Салманасара V ознаменованы воен. походами, но страна, против которой они были предприняты, не названа. Можно, однако, предположить, что речь идет о трехлетней осаде Самарии (см. 4Цар. 17:4–6 ; 4Цар. 18:9–12 ), которую ассир. царь начал в 724 г. до Р.Х., после того как Осия стал искать союза с Египтом. Город пал в 722 г. до Р.Х., как минимум за девять месяцев до смерти Салманасара V. Правда, в более поздних надписях его преемник Саргон II приписывает эту победу себе. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

224 Имя Гиезий означает “долина видения”. После известных событий Гиезия с Нееманом мы видим его при дворе царя Иорама повествующим о чудесах пророка Елисея (IV Цар. 8, 5–6). 225 Имя Ииуй означает “Господь есть Он”. Он был сыном Иосафата, внук Намессиев, десятый царь Израильский, родоначальник пятой династии. По смерти он был погребен в Самарии. Имя Ииуя встречается на многих древних Ассирийских памятниках и, между прочим, на черном обелиске, находящемся ныне в Британском музее. 226 Имя Иоахаз означает “которого укрепляет Бог”. Иоахаз был сыном Ииуя. Он наследовал престол в 856 году до Р.Х. Был идолопоклонником и упорствовал в нем до своей смерти. 227 Имя Иоас означает “Бог подпора”. Иоас был двенадцатым царем Израильским, сыном Иоахаза, внуком Ииуя. Был чуть менее нечестив, чем большая часть царей Израильских. По свидетельству Иосифа Флавия он был даже добрый человек и в своих действиях не походил на отца. После шестнадцатилетнего царствования (841 – 825 гг. до Р.Х.) Иоас умер и погребен в Самарии в гробницах царей Израильских. 228 Имя Иеровоам означает “народ умножается”. Иеровоам II, царь Израильский, был сыном Иоаса и правнуком Ииуя. Правил с 835 по 794 года до Р.Х. Его царствование продолжалось 41 год. Это был предпоследний царь Израильский. 229 Пророк Иона был сыном Амафия из Гафхефера. Он принадлежал к колену Завулонову. Одно из Иудейских преданий говорит, что Иона был сыном вдовы Сарептской, которого чудесно воскресил пророк Илия. На пути от Бейрута (Ливан) к Сидону (Финикия) указывают могилу пророка. На пророка Иону указывает Сам Господь наш Иисус Христос в следующих словах: “Ибо как Иона был в чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи” ( Мф. 12, 39–41 ). И еще: “Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка” ( Мф. 16, 4 ; Лк. 11, 29–32 ). Память святого пророка Ионы празднуется Церковью 22 сентября (5 октября). 230 Имя Захария означает “воспомянутый Господом”. Захария был сыном Иеровоама II. После своего шестимесячного царствования был убит Селлумом, сыном Иависа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Поэтому перед Ваасой пишите цифру «3» Но над Ваасой пишите цифру «II» – это будет вторая династия. Римскую цифру «II» над Ваасой поставьте, и это будет говорить о второй династии. И когда он воцарился, «то избил весь дом Иеровоамов, не оставил ни души у Иеровоама, доколе не истребил его по слову Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Ахию Силомлянина Прочие дела Навата, все, что он сделал, описано в летописи ». Так вот, 33-й стих смотрите: «В третий год Асы воцарился Вааса [Баша буквально] и царствовал двадцать четыре года [Отмечайте против Ваасы: двадцать четыре года и указывайте – 3-я Царств, 15-я глава, 33-й стих. Вот, хотя он и исполнил волю Божию, но вот что у него в мозгах было? Сам угождать Господу не хотел. Не хотел. Делал он за все двадцать четыре года – стих 33-й]. И ходил путем Иеровоама и во всех грехах его, которые тот ввел». И вот через некоего пророка Иуя, сына Ананиева, о Ваасе было сказано так: за то, что Я поднял тебя из праха и сделал царем Израильским, а ты ходил в грехах Иеровоама, вот твой дом также будет отвергнут, и потомство твое будет истреблено, как и потомство Иеровоама. Вот прочие дела Ваасы, все, что он сделал, и подвиги его описаны в летописи царей Израильских. И почил он. И похоронили его в Фирце. И воцарился после него Ила, сын его. Смотрите 16-ю главу, 8-й стих: «В двадцать шестой год Асы, царя Иудейского, воцарился Ила, сын Ваасы ». Царствовал два года. Это был не только царь, который ходил в грехах отца своего, но ещё и любил заложить за воротник изрядно. И вот, был в таком состоянии во дворце, против него сделал заговор офицер его Замврий и истребил весь дом Ваасы. Вот пишите следующий порядковый номер и пишите: «Замврий». И напишите над ним цифру «III» римскую – это уже третья династия. Замврий. Правильно спишите имя – 10-й стих 16-й главы: «тогда вошел Замврий, поразил его и умертвил его, и воцарился вместо него. Когда он воцарился, то истребил весь дом Ваасы». Ну полностью – это вот в восточном стиле. Смена власти обязательно .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Далее мы видели, как Иоас в конце своего царствования, забыв благодеяния первосвященника Иодая, и данную перед ним клятву в верности Богу завета, начал склоняться к идолопоклонству и не постыдился приказать убить обличавшего его сына Иодая, Захарию первосвященника. Но в царстве была уже сильная партия, противодействующая идолопоклонству и всем иноземным влияниям, и Иоас был убит заговорщиками. На престол Иудейский восходит Амасия, современник Иоаса Израильского, внука Ииуя, ( 4Цар. 14:1 ). Эти события относятся к половине IX столетия. В конце царствования этих царей возникает между ними война;-она не имеет особо важного значения, но она важна для нас в том смысле, что она доказывает, что Палестина считала себя в это время безопасною от иноземного нашествия, а это обстоятельство указывает на то, что в это время могущественная Ассирия была временно ослаблена. Поэтому то, и в виду других обстоятельств, о которых мы говорим в IV т. Св. Летописи (кн. пр. Ионы), мы ко времени царствования этих двух царей, и скорее к началу, чем к концу их царствования, относим посылку в Ниневию пророка Ионы. И в Египте в это время Ассирийская династия Бубастидов доживает последние дни свои 41 . Амасия, царь Иудейский, разбит в войне против Израиля. Позже он погибает от руки заговорщиков. Во Израиле царствует четвертый представитель рода и династии Ииуя, Иеровоам (II). В Иерусалиме после Амасии возводят на престол шестнадцатилетнего сына его, носящего два имени: Азарии в 4Цар. 14:21 ; и Озии (Uzziah у западных) по 2Пар. 26:1 42 . Положение дел таково: „В двадцать седьмой год Иеровоама царя Израильского воцарился Азария (Озия) сын Амасии, царь Иудейский. Шестнадцати лет был он, когда воцарился и пятьдесят два года царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Иехолия из Иерусалима “ ( 4Цар. 15:1–2 ). Лет через двенадцать после его воцарения умирает в Израиле Иеровоам и после него начинаются в царстве Израильском внутренния смуты, впродолжение которых нападает на это царство Фул, названный в 4Цар. 15:19 царем Ассирийским 43 , но который по всей вероятности был (как мы говорили прежде) или возмутившийся Ассирийский военачальник или признанный Вавилонянами, во время отделения их от Ассирии, царь Вавилона, так как в это время Ассирия раздираемая внутренними смутами теряет много владений своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Иоас постепенно отвоевал все города Заиорданья, захваченные арамеянами при его предшественниках. Г. СЕВЕРНЫЕ И ЮЖНЫЕ КОЛЕНА ПОСЛЕ ИЛИИ И ЕЛИСЕЯ. 4ЦАР. 14–17. 14, 1–22. В Иудее АМАСИЯ (796 – 767), сын и преемник Иоаса, казнил заговорщиков-убийц отца своего, но детей их не тронул, руководствуясь Второзаконием 24, 16, текст которого цитируется в 14, 6. Это место имеет особую важность в связи с тем, что подтверждает древность Второзакония вопреки выводам критики, относящей происхождение этой книги ко времени Иосии (640 – 609). Амасия снова подчинил Едом, но настолько возгордился своей победой над идумеями, что спровоцировал Иоаса израильского на войну. Иоас безуспешно пытался предотвратить столкновение метафорическим ответом на вызов Амасии. В битве при Вефсамисе иудейское войско Амасии потерпело полное поражение. Иерусалим был взят, часть его стен разрушена. Иудея стала вассалом северного царства. Царь Амасия, потерявший доверие народа, бежал в крепость Лахиш и был убит там заговорщиками. Во 2Пар. 25, 14 слл. несчастная для Амасии и возгордившихся иудеев война объясняется как наказание Божие («от Бога было это»; 2Пар. 25, 20 ) за поклонение Амасии «богам сынов Сеира», привезенным в качестве трофеев в Иерусалим. 14, 23–29. ИЕРОВОАМ II (793/782 – 753) в Израиле. Пророк Иона. После Елисея в северном царстве при Иеровоаме II, четвертом из рода Ииуя, проходил служение пророк Иона, сын Амафии, из Гефхефера. Этому царю он предсказал восстановление древних границ страны (14, 25). Иеровоам II, как и его предшественники, осуждаемый священным автором за то, что он «не отступал от всех грехов» первого царя этого же имени, был одним из наиболее способных и счастливых правителей северных колен. Его сорокалетнее царствование было временем апогея могущества и благосостояния северных колен. После побед при Карнаиме и Лодебаре ( Ам. 6, 13 ) были подчинены Арам, Аммон, Моав, и территория северных колен была восстановлена от входа в Емаф, на севере, до Мертвого моря, на юге, то есть в пределах времени Давида-Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Закон вечной справедливости остается вечным и неизменяемым, но душа человеческая, искренно молящаяся за врагов своих, сама светлеет высшим светом любви Божией. «Господи! не вмени им греха сего!» восклицает побиваемый каменьями, как Захария, христианский мученик Стефан; и в этой молитве об убийцах своих его светлая душа еще более светлеет, озаряемая светом Божиим, и приближается к недосягаемому человеком вечному светочу, воссиявшему нам ( 2Nemp. I, 19 ), который глаголал в страшные минуты распятия Его: «Отче, отпусти им; не ведят бо, что творят»! (Луки XXIII, 34). Иоаса, как мы видим, постигает Божие наказание: на него нападают Сирийцы; грабят его сокровища; он сам, тяжко больной, откупившись от их нашествия, чувствует, что окружен заговорщиками, и затворяется в Иерусалимской крепости Милло; но и здесь он убит на постели своей слугами своими, и «не похоронили его в царских гробницах» ( 2Nap. XXIV, 25 ). Сорок лет царствовал Иоас (4 Ц. XII, 1), воцарившись семи лет отроду в седьмой год царствования во Израиле Ииуя; так что дни его рождения совпадают с днями переворота, совершенного во Израиле. Через 23 года по его воцарении (4 Ц. XIII, 1) умер в Израильском царстве Ииуй, и воцарился сын его Иоахаз, который «делал неугодное в очах Господних». Как мы видели выше, Азаил, царь Сирии Дамасской, взял большую дань с Иоаса, царя Иудеи, и он же, а после него Венадад (II), сын его, беспрестанно тревожили царство Израильское. Ииуй, как сказано в 4 Ц. X, 31–32, «не старался ходить в законе Господа Бога Израилева от всего сердца... и не отступал от грехов Иеровоама 1054 ... в те дни начал Господь отрезать части от Израильтян, и поражал их Азаил во всем пределе Израилевом». И об Иохазе (id. XIII, 2 – 3), как и об отце его, сказано, что он не отступал от грехов Иеровоама... «и возгорелся гнев Господа на Израиля, и Он предавал их в руку Азаила царя Сирийского, и в руку Венадада, сына Азаилова, во все дни». Id ст. 4. «И помолился Иоахаз лицу Господню и услышал его Господь, потому что видел стеснение Израильтян, как теснил их царь Сирийский». 5. «И дал Господь Израильтянам избавителя и вышли они из-под руки Сириян»...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Самуил – врата помазанника (машиаха), которыми пророчество, царство и священство вступило на землю Израиля, им ожило и осуществилось. Самуилом пришел в Израиль помазанник, но это пришествие оказалось в свою очередь преддверием следующего пришествия – воплощения Логоса, а то пришествие будет предварять грядущее явление Помазанника во славе. В таком случае вполне можно выстроить цепь – Самуил, пророк Илья, Иоанн Предтеча. 4.13. Хронология пророков Израиля. Картина мессианского чаяния Израиля Самуилом пророки пришли в Израиль. Приведем краткую хронологию израильских пророков, сопоставляя свидетельства традиции и современной библеистики. Многие вопросы хронологии пророков не могут быть окончательно решены ввиду отсутствия достаточных для этого исторических данных Традиция Современная библеистика Годы до Р.Х. Царство Иудейское Годы до Р.Х. Царство Израильское Годы до Р.Х. Самуил помазывает Саула Ок. 1040 Самуил. При нем святилище в Силоме 1060–1020 Царь Давид 1010–970 Царь Давид 970–931 Царь Соломон 1020–980 Царь Соломон сер. IX Пророк Илья Кон. X в. Илья-пророк вт. пол. IX Пророк Елисей в. Елисей-пророк 829–716 Иоиль, по свидетельству блж. Иеронима, св. Кирилла Иерусалимского , блж. Феодорита и др., пророчествовал при Озии, Иоафаме, Ахазе, Езекии, царях Иудейских и, по-видимому, предшествовал Амосу 836–767 Иона свое служение начал при Иеровоаме II ( 4Цар. 14:25–26 ) не ранее 836 г. и был с проповедью в Ниневии не позже 767 г. в царстве Фула, отца Сарданапалова. 829–716 Осия пророчествовал во дни Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии, царей иудейских, и Иеровоама II царя Израильского, следовательно, более 100 лет. При нем Салманасар отвел 10 колен Израиля в плен и рассеял за Евфратом в 739 г. 805–716 Исаия, по свидетельству блж. Иеронима, начал служение в 25 г. царя Озии прокаженного (ок. 805 г.) и проходил оное при Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии, ум. ок. 716г. Оба Талмуда, св. Иустин, бл. Иероним свидетельствуют, что Исаия в царствование Манасии перепилен Между двумя кедровыми досками после 716 г. (воцарение Манасии)

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Поэтому, хотя за выказанную им ревность, основанной им династии обещана была устойчивость до четвертого рода (династия его царствовала 111 лет), но в его именно царствование началось и общее падение царства Израильского, которое, как не оправдавшее высших намерений Божиих, с этого времени «Господь начал урезывать по частям», предоставляя их иноплеменникам, и особенно Азаилу сирийскому, который при Ииуе завладел всей заиорданской страной. После 28-летнего царствования Ииуя, ему наследовал сын его Иоахаз 240 , который за свою преданность идолопоклонству также подвергался нападениям сириян и избавился от них только своей пламенной молитвой. Милость Божия, однако же, не исцелила всех язв его совести и государства, и он передал престол не более благочестивому своему преемнику – сыну Иоасу 241 . При этом царе скончался пророк Елисей 242 . Когда он приближался к смерти и лежал на одре болезни, его посетил царь Иоас и, вполне оценивая значение великого пророка в государстве, плакал над его постелью, приговаривая те самые слова, которыми сам Елисей прощался с возносившимся на небо Илией: «Отец мой, отец мой, колесница Израилева и кони его!» В утешение царю Елисей велел ему стрелять из лука в землю, в знак того, что он победил сириян. Иоас выпустил только три стрелы и остановился, не веря в возможность одержать над сириянами более трех побед. Если бы он имел больше веры и упования на всемогущество Божие, то совершенно бы низложил их, – заметил ему умирающий пророк. Но и тремя одержанными победами над Венададом, сыном Азаила, Иоас возвратил отнятые у отца его владения, и смирил надменность иудейского царя Амасии. В его царствование совершилось последнее чудо Елисея. Чрез год после смерти пророка моавитяне сделали набег на землю Израильскую. В это самое время несли погребать покойника. Устрашенные набегом, носильщики бросили тело в первую попавшуюся гробницу, которая оказалась гробницей Елисея, и от соприкосновения с костями чудотворца мертвец ожил и встал. Преемником Иоаса был сын его Иеровоам II, один из замечательнейших царей царства Израильского 243 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010