В современном положении политических обстоятельств пророк не мог усмотреть ничего такого, чтобы указывало на близость разрушительного для северного царства удара и именно со стороны ассирийцев. Во дни пророка северное царство (как и иудейское) находилось и расцвете своего могущества. Еще Иоас (797–781) – (отец Иеровоама II, в царствование которого проходил свое пророческое служение Амос), положил начало быстрому росту политического могущества израильского царства счастливой войной с Сирией ( 4Цар.13:25 ). Иеровоам II (781–741) с успехом продолжал начатое отцом. Он окончательно сломил силу давнишних врагов своего царства – сирийцев: взял Дамаск и распространил пределы своей власти до Емафа на северо-востоке и Мертвого моря – на юго-востоке (4Цар.:25), т. е. восстановил границы древнего Давидова владычества. Внутри царство благоденствовало, обогащенное войнами и обширною торговлею. И царь и народ, упоенные военными успехами и достатком, не имея и основания тревожиться за свое благополучие. Менее всего в те дни могла кому-либо из израильтян прийти в голову мысль об опасности со стороны ассирийцев. Ассирийское царство пребывало в то время в состоянии замешательства и бессилия, и его история сравнительно далека была еще от той страницы, где записаны блестящие завоевания его владык. Все это давало жителям Самарии право чувствовать себя в полной безопасности извне и горделиво превозноситься своею силою ( Ам.6:13; 9:10 срв. Ос.10:13 ). А скромному пророку, который был полон только религиозной ревности о славе Божией и возмущения грехами Израиля, еще менее, чем кому-нибудь из его современников, могли быть интересны углубления в политические комбинации и занятия гаданиями о вероятной перегруппировке в соотношениях сил народов его времени. Самое большее, что пророк мог вывести из размышлений о предстоящих политических переворотах (если допустить, что он занят был ими и на них основывал свои пророчества) – это предсказание о политическом подчинении Израиля Ассирии, но не пророчество о полной гибели царства 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Сын Иеровоама II – Захария, последний представитель дома Инуя, занимавшего Израильский престол целое столетие, на 6-м месяце царствования пал жертвой заговора Селлума ( 4Цар. 15, 8–9 ). Через месяц Селлум был убит Менаимом. Власть последнего была настолько слабой, что он обратился за поддержкой к ассирийскому царю Фулу (Тиглатпалассару III), уплатив ему 1000 талантов серебра, чтобы он «поддержал царство в его руках» (ассирийская надпись) (ср. 4Цар. 15,9 ). Сын и преемник Менаима – Факия – через два месяца был умерщвлен Факеем; последний, в свою очередь, был низложен и убит Осией ( 4Цар. 15, 30 ), на 9-м году которого ассирийский царь Саргадон овладел Самарией и положил конец существованию Северного царства (722 г.). Религиозно-нравственное состояние израильтян в дни пророка Осии было неутешительным. В стране господствовал введенный Иеровоамом I культ тельцов с центральными жертвенниками им в Вефиле и Дане. Представляя Иегову в образе тельца, израильтяне все более и более приравнивали Бога к языческим богам, смешивали Его с Ваалом и даже усвояли Ему имя Ваала (2, 16). Служение тельцам, таким образом, явилось переходной ступенью от богооткровенной религии к чистому язычеству. Это отпадение от Господа отражалось и на нравственном состоянии израильтян. Исчез страх перед святостью Бога и Его Закона. Не было ни истины, ни милосердия. Клятвопреступление, убийства, обман, воровство, прелюбодеяние, согласно описанию пророка, проникли во все слои израильского общества (4, 1–2, 8. 13–14, 13; 5, 1–6). 2. Состав и содержание книги Книга пророка Осии состоит из 14 глав и по содержанию может быть разделена на две части: символическую (1–3 гл.) и пророческую (4–14 гл.). Всю книгу объединяет одна идея: любовь и брак как символы отношений между Богом и избранным народом. I ч. (1–3 гл.) заключает в себе описание эпизодов из личной жизни пророка в первый период его служения при Иеровоаме II, имевшем символическое значение. По повелению Божию Осия взял себе в жены блудницу (Гомерь, дочь Давлаима), и она родила ему двух сыновей и дочь, которым пророк дал символические имена: 1-й сын – «Изреель», дочь – «Ло-руха-ма» («Недомилованная»), 2-й сын – «Ло-Амми» («Не Мой народ»). Эти символические имена указывают на измену Израиля своему Богу и на грядущее за это наказание – отвержение и плен. Но потом Господь помилует вразумленный бедствием народ, и он снова станет народом Божиим (1–10–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Allen Leslie С. Книга Пророка Амоса Введение Эпоха Амоса Дату землетрясения, о котором идет речь (1:1), установить в наши дни практически невозможно, поэтому время пророческого служения Амоса в точности неизвестно. Период правления Озии, царя Иудейского (767–740 гг. до н. э.) и Иеровоама II, царя Израильского (782–753 гг. до н. э.) составляют временной интервал, в пределах которого дата начала служения Амоса соответствует примерно 760 г. до н. э. См. табл. на с. 217 Иеровоам, будучи сильным монархом, использовал всякую возможность для расширения своих владений. Политическая ситуация благоприятствовала ему в этом деле, поскольку в 805 г. до н. э. ассирийский царь Ададнерари, покорив Сирию, устранил давнего врага Израиля. Вслед за этим в самой Ассирии наступил период упадка, который дал возможность Иеровоаму восстановить территориальные владения Израиля в границах Соломонова царства. Это в свою очередь предоставило ему контроль над торговыми путями и обеспечило процветание торговли, что сказалось на верхах общества, утопавших в великой роскоши. Как часто бывает, обогащение состоятельных сопровождалось эксплуатацией обездоленных и неимущих (5:11; 6:6). Здесь уместно подчеркнуть, что обличения Амосом крайностей Израиля, Северного царства, особенно возмущали верхи общества, потому что сам пророк был родом из Иудеи, с юга (7:10–17). Итак, несмотря на то что беды этой земли были еще на памяти живущего ныне поколения (4:6–11), ближайшее будущее воспринималось в розовом свете. Поэтому все тревоги можно было считать делом далекого будущего (5:18; 6:3) и забыть о том, что сон Ассура еще не есть его смерть. Учение Амоса Бог Хотя Амос подчеркивает уникальное, особое положение Израиля (2:9–11; 3:2), тем не менее он нигде не говорит, что Господь есть «Бог Израилев»; также он не употребляет и термина «завет». По–видимому, он избегает всего, что могло бы поощрить в Израиле самодовольство или ложную уверенность в безопасности. Провидец использует по преимуществу следующие титулы Бога: «Господь Бог» (1:8; 8:1,3,9,11; 9:8) и «Господь Бог Саваоф», т. е. Бог великий, сильный и всемогущий (4:13; 5:14– 16,27; 6:8,14). Несомненно, Амос использует Божественное имя «Яхве» («Господь») шире, чем любое иное, но на всем протяжении своего пророчества он акцентирует внимание на тех атрибутах Бога, которые лежат в основании Его всемогущества и владычества. Он рассматривает Господа в качестве Творца (4:13; 5:8; 9:5,6), действующего Начала всей истории (3:6; 4:6–11; 9:7), Наставника и Судии всех народов (1:3 – 2:16). Он исповедует единого Бога и подчеркивает, что обращение к другим объектам поклонения (5:26; ср.: 1Кор. 8:5 и дал.) может увести людей от истинного Бога. Суд

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Из книги прор. Малахии в праздники в честь Иоанна Предтечи (24 февр., 25 мая, 24 июня, 29 авг.) читается паремия из стихов: 3–4 глл.: 3, 1–3, 5–7, 12. 17–18; 4, 4–6. Хронология библейской истории I. Период Праотцев (Быт. 12–50) ок. 1850 – поселение Авраама в Ханаане. ок. 1700 – 1650 – поселение Израильтян в Египте. II. Моисей и Иисус Навин (Исх., Числ., Втор., Ис. Нав.) ок. 1250 – исход из Египта. Моисей. Синайское законодательство. ок. 1220 1200 – завоевание Палестины Иисусом Навином. III. Период Судей и Царей (Суд., 1 и 2 Цар., 3 Цар.1–11, 1 Пар., 2 Пар. 1–9) 1200 – 931 1200–1025 – Судьи. ок. 1040 – Самуил – последний из Судей. ок. 1030–1010 – Саул – первый царь Израильский. Резиденция в Гиве. ок. 1010–970 – Давид. Взятие Иерусалима ок. 1000. 970–931 -Соломон. IV. Разделение Царств: Иуда и Израиль (3 Цар. 12–22; 4 Цар. 1–17; 2 Пар. 10–28; Ам., Ос., Ис., Мих.). Израиль (931–722) Иеровоам I 900 – подъем Ассирии 722 – падение Самарии Ассирийский плен (Тов.) Иуда (931–587) Ровоам 612 – падение Ниневии, столицы с 612 – Вавилонское владычество Ассирии 587 – падение Иудеи Вавилонский плен. 539 – взятие Киром Вавилона Персидское владычество. V. Восстановление в персидскую эпоху (538–333) (Езд., Неем., Агг., Зах., Мал.) 538 – Указ Кира о возвращении иудеев. 537–515 – построение Второго храма. 458 – возвращение второй группы иудеев с Ездрой при Артаксерксе. 445–433 – деятельность Неемии. 350 – Иудея становится теократическим государством и чеканит свои монеты. VI. Эпоха эллинизма (333–63) (1 и 2 Макк., Дан. 11) Платон 356 – Филипп Македонский. Аристотель. 336–323 – Александр Великий (Македонский). 333 – покорение Сирии. 332 – вторжение в Египет. 331 – завоевание Персии. 330–326 – основание Александрии и завоевание Индии. 323 – смерть Александра в Вавилоне. Борьба преемников Александра. В Сирии и Вавилоне – Селевкиды, в Египте – Лагиды. до 200 – Иудея подчинена Лагидам (3 Макк.). с 200–142 – Иудея подчинена Селевкидам. 141 – конец оккупации Иудеи Селевкидами. 143–134 – Симон Макк.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Тогда Пророк новое получил повеление идти в Ниневию, и оному повиновался. Жители, быв устрашены его угрозами, оставили беззаконие, принесли покаяние, наложили всенародный пост; и Господь, вняв их раскаянию, отменил Свое определение и простил их. Иона, между тем, удалился в сделанную им кущу, чтоб наблюдать из оной, что воспоследует с сим великим градом. Но видя, что Бог милосердствовал, он опасался, чтоб не сочли его ложным пророком: возопил ко Господу и просил у Него смерти. Хорошо ли ты делаешь, что гневаешься ( Ион.4:4 ), ответствовал ему Всевышний. Как солнце весьма беспокоило Пророка в его куще, то Бог произрастил тыкву, которая вдруг столько выросла, что могла защитить его от солнечного зноя. Человек Божий весьма тому обрадовался. Но на другой день рано червь подточил корень тыквы, от чего она засохла, и Иона по прежнему палим был солнечным зноем, он впал в великое уныние, и опять желал смерти. Тогда Господь сказал ему: Ты оскорбился еси о тыкве, о ней же не трудился еси, ни воскормил еси ея, яже родися обнощь, обнощьи погибе. Аз же не пощажду ли Ниневии, града великаго, в нем же живут множайшии неже дванадесять тем (120:000) человек, иже не познаша десницы своея, ниже шуйцы своея, и скоти их мнози! (10. 11). По смерти Иеровоама II Царство Израильское было потрясаемо сильными смятениями. Оно многие годы пребыло без правителя, в конце коих Захария, сын последнего Государя, вступил наконец на престол. Он царствовал только полгода; Селлум убил его и заступил его место, Так исполнилось слово Господне, сказанное Ииую: Сыны твои до четвертого рода сядут на престол во Израили ( 4Цар.10:30 ). Чрез месяц, Манаим исторг у Селлума и венец, и жизнь; и в течении десяти лет сей новый хищник не преставал раздражать Бога предков своих. Для восстановления своего Царства, истощенного толикими переворотами, он прибегнул к Ассириянам, которых Господь воздвиг против него, и ценою тысячи серебряных талантов купил их заступление; но Ассирийский Царь явился для получения только дани, и оставил его собственной его слабости.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Основание для такого предположения можно находить отчасти в том значении, какое придается в Библии царствованию Иеровоама II израильского: со смертью Иеровоама II наступал конец тому пределу, о котором было предсказано Ииую: «сыновья твои до 4-го рода будут сидеть на престоле Израилевом ( 4Цар.10:30; 15:12 ): сын Иеровоама II Захария царствовал только 6 месяцев. Захария был последний царь, поставленный, по словам пр. Осии, «с ведома Господа» (8:4; поэтому, по-видимому, пр. Осия и упоминает в 1:1 только об одном Иеровоаме 2). При Иеровоаме 2 в последний раз Господь хотел помиловать Израиля ( 4Цар.14:26–27 ): «он восстановил пределы Израиля от края эмафского до моря пустыни» по особенному предсказанию о том пророка Ионы (там же 25 ст.). В силу такого значения Иеровоама 2 в истории царства израильского, с Иеровоама 2 мог быть начинаем пророком Исаиею и счет 65 лет. – Если бы в Ис.7 :8б была вставка со стороны интерполятора, как утверждают некоторые, то, вероятно, обозначено было бы время, с которого начинать счет, а между тем в начале главы совсем не показано, к какому году относится произнесение пророчества. 55 В евр. тексте . Слово означает: «верить» (в Гифиль) и «быть твердым»; этим двойным значением глагола пророк пользуется для выражения той мысли, что неверие Ахаза в Господа само по себе есть уже «нетвердость» царства его. 56 Смысл знамения таков: если дому Давидову в лице Мессии, сына Давидова, обетовано остаться непоколебимым на веки, то не может прийти в исполнение замысл союзников поставить в Иудее царем сына Тавеилова – не из потомства Давидова. 57 Это исполнилось при нашествии Феглаффелласара, Сеннахерима, особенно же Навуходоносора, – так как вавилонское царство образовалось из ассирийского. Что касается египтян, то фараон Нехао, отправляясь на войну против Навуходоносора, хотел пройти чрез страну иудейскую; но царь Иосия вышел к нему навстречу и вступил в сражение при Мегиддоне, окончившееся смертью царя ( 2Пар.36:20–23 ). Ср. толкование бл. Феодорита, бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Ассирийцы также оставили нам прекрасную архитектуру – дворцы, городские стены, фортификационные сооружения. Их религия была политеистической. Захватив какой–либо город, они воздвигали жертвенник, украшенный религиозными символами. Иудейский царь Ахаз, увидев такой жертвенник в Дамаске, скопировал его, для того чтобы построить подобное сооружение в Иудее ( 4Цар. 16,10–11 ). При всем этом ассирийцы были известны своей жестокостью, бесчеловечностью, дикостью и зверством. После сражений большую часть населения, покоренного ими города, они уводили в плен, а остальных подвергали ужасным мучениям. Археолог Томпсон пишет: «Фактически не существовало ни одного известного людям примера варварства и зверства, в котором не были бы замечены ассирийцы». 286 Такими, в общих чертах, были ассирийцы – народ с высоким уровнем культуры и искусства, исповедующий некоторым образом облагороженное идолопоклонство, но не боящийся Бога, не знающий любви и не проявляющий справедливости по отношению к ближнему, народ жестокий, варварский, бесчеловечный... В дальнейшем мы рассмотрим археологические находки, проливающие свет на то, как этот народ пришел в столкновение с Израилем.   Иеровоам, Ровоам, Вааса и Аса   Иеровоам был первым царем Израильского государства, т.е. десяти северных колен после их отступления от сына Соломона Ровоама (3 Пар. 12, 20). В результате раскопок, проведенных в Мегиддо немецкой экспедицией (1903–1905 гг.) под руководством Готлиба Шумахера, имя Иеровоама получило археологическое подтверждение. В пятом слое во дворце эпохи Израильского царства была обнаружена печать с надписью: «Принадлежит Шема, слуге Иеровоама». Неизвестно, был ли Шема слугой Иеровоама I (931–910 или 922–901 гг. до Р. X.) или Иеровоама II (782–753 гг. до Р. X.). Так или иначе, печать выявляет существование этого личного имени в период существования израильской монархии. 287 Вскоре после своего восшествия на престол Иеровоам I учредил культ золотого тельца и поставил его изображения в Вефиле (на южной окраине своего государства) и в Дане (на северной окраине). Священное Писание говорит, что таким образом он хотел помешать своим подданным покидать пределы своего государства и посещать столицу южного царства Иерусалим, полагая, что подобные посещения повлияют на народ и заставят его снова возвратиться к Ровоаму (царю южного царства), от которого он отступил ( 3Цар. 12, 26–29 ). В этом случае на Иеровоама I оказало влияние поклонение тельцу, увиденному им в Египте во время своего бегства. Этот факт подтверждают немецкий египтолог Штейндорф, американский исследователь Ветхого Завета Г.Л. Робинсон и американский профессор археологии Джозеф П. Фри. Своим деянием Иеровоам I попрал вторую из десяти заповедей и отлучил народ от единственного Истинного Бога. 288

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Преемником Иоаса был сын его, Иеровоам II, один из замечательнейших царей царства Израильского. Он царствовал сорок один год и за этот продолжительный период сумел на время восстановить могущество и блеск своего государства. Это был царь воинственный, и прежде всего он направил свое оружие против хищных врагов своего царства – моавитян и аммонитян, которые, пользуясь неурядицами царства Израильского, стали опять расхищать его. Для наказания их полки израильские переправились за Иордан, взяли Равву, столицу аммонскую, сожгли ее и взяли в плен самого царя с его главнейшими сановниками. Подобная же участь постигла и моавитян. После отступления израильтян от Кир-Харешета, столицы моавитской, Меса конечно опять продолжал отказывать в дани израильтянам, а затем стал делать даже хищнические набеги на Израильскую землю. Теперь моавитяне должны были понести должное наказание. Иеровоам II, в союзе с эдомитянами, сделал грозное нашествие на них. Города их подверглись истреблению, и вопль населения пронесся по всей пустыне. Счастлив был тот, кто хоть нагим бежал в пустыню и спасся от гибели. Все, кто успели, бежали в горы, но множество было убито или продано в рабство. Самые виноградники, нивы и пастбища были выжжены и истреблены. Смирив эти мелкие хищные народы, Иеровоам II выступил и против более могущественных врагов своего царства, именно сириян, и достиг в этом отношении блестящих успехов. Пред его могуществом склонился даже самый Дамаск, столица Сирии, которую он принудил к сдаче. В этом отношении неожиданную помощь оказал ему Салманассар II ассирийский, который стеснил сирийского царя с востока, взяв с него огромную контрибуцию, подорвавшую силы государства. После этих побед у Иеровоама II не было сильных соперников на востоке. Оставалась только Финикия на северо-западе; но и эта страна истощалась от внутренних раздоров. Междоусобные войны, заставившие наконец бежать знаменитую царевну Элиссу, которая под именем Дидоны прославилась как основательница знаменитой финикийской колонии в северной Африке, именно Карфагена, подорвали могущество Тира, который также подпал под власть Салманассара II.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Могла быть и другая случайная причина вкравшегося в текст дупликата, может быть однородная с тою, которая из первоначальной единичной цитаты имени иудейского царя Манассии (по кн. Парал.) сделала две отдельных цитаты, т.е. страсть позднейших иудейских книжников к умножению свидетельств и разного рода обращений к авторитетным лицам и изречениям. 9) Девятая цитата частных признаков стоит в заключении царствования Иеровоама II (14, 28) и читается так: остальное о делах Иеровоама, и все что он совершил, и воинская сила его, которою он воевал, и как он возвратил Израилю Дамаск и Емаф, принадлежавшие некогда Иуде (LXX: πςρεψε τν Δαμασκν κα τν Αμθ τ I ουδ ν Ισραλ...) разве они не записаны в книге летописей принадлежащей царям израильским. Что Иеровоам II быль предан войску и воинским занятиям, и что эти занятия были выставлены на вид в его царской летописи, это допустить не трудно. Но указанный вслед за тем в цитате другой частнейший предмет содержания летописи – возвращение Израилю сирийских городов Емафа и Дамаска – возбуждает недоумение. Первый из названных городов (Емаф, у греков Епифания), лежавший в северной области Ливана, не только никогда не принадлежал Израилю, но и лежал вне тех возможных крайних границ, которые были начертаны для обетованной земли Моисеем; в кн. Числ. 34, 8 он указан как пограничная черта, до которой (не включительно) должна была простираться земля владения Израиля, черта столь же внешняя на северной стороне, как гора Ор на южной. И впоследствии, при Давиде и Соломоне, не видно, чтобы этот город был во власти евреев. Следовательно и возвращать его Иеровоам не мог. Что касается Дамаска, то хотя он был во власти Давида и после Соломона отпал, но Иеровоамом возвращен не был. Это ясно видно из того, что в дальнейших повествованиях кн. Цар. Дамаск продолжает быть сирийским владением до тех пор, пока его не покорил Феглафалассар, царь ассирийский. Таким образом рассматриваемая цитата показывает, что царская израильская летопись, на которой основываются выставляемые ею частные предметы содержания, в преувеличенном виде представляла завоевания Иеровоама. Это преувеличение заметил и писатель кн. Цар. и говоря от себя (ст. 25) о завоеваниях этого царя, известие о Дамаске совершенно исключил, а известие об Емафе изменил приблизительно к тому выражению, которым у Моисея определено отношение Емафа к обетованной земле: «Иеровоам расширил свои пределы до прохода, который вел в Емаф», следовательно не до самого Емафа, тем более не до Емафа включительно. – Цитата стоить на своем обычном месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

По 3Цар.16:22  и сл. Амврий воцарился, одержав верх над Фамнием и по смерти этого последнего, в 81-м году Асы, царя иудейского, и царствовал 12 лет, по истечении которых умер, уступив престол своему сыну, Ахаву, вступившему на царство, однако уже в 38-м году Асы (там же ст. 29). Эти данные можно объяснить только тем предположением, что царствование Амврия, окончившееся в 38-м году Асы, началось раньше 31 года этого царя. Прямое основание для такого пред­положения заключается в том свидетельстве 3Цар.16:21 , что до смерти Фамния царство израильское разделено было на две части, из которых одна признавала царем Фамния, а другая – Амврия. Только единоличное царствование последнего началось с 31 года Асы; но не с этого года считаются те 12 лет царствования Амврия, о которых сказано в ст. 23 и в числе которых посчитаны, очевидно, и те годы, которые Амврий царствовал одновременно с Фамнием. Предположение о междуцарствиях, к которому гораздо чаще прибегали для примирения хронологии царей иудейских с хронологией царей израильских, основывается обыкновенно также на сопоставлении некоторых библейских свидетельств. Именно: а) по 4Цар.14:17 , Амасия, царь иудейский, жил после смерти Иоаса израильского 15 лет: следовательно, преемник Амасии, Озия или Азария, должен был бы взойти на престол не позже, как в 14-м году Иеровоама II (вступившего на престол после 16-летннго царствования Иоаса). А между тем, по 4Цар.15:1 , этот Азария вступил на престол в 27-м году Иеровоама II. Таким образом, считают возможным предполагать, что после смерти Амасии в иудейском царстве имело место междуцарствие, продолжавшееся лет 14. Но это предположение делается не нужным, если держаться мнения (как выше показано, также имеющего свои основания), что 27 год Иеровоама II соответствует первому году только единоличного царствования Азарии, – году, который был вместе и 29-м (последним) годом Амасии. Мы видели, в самом деле, что при счислении лет царствования Азарии свящ. писатель книг Царств в одном случае ( 4Цар.15:8 ) считает эти лета, очевидно, со времени вступления Азарии в управление народом страны еще при жизни Амасии, а в другом ( 4Цар.15:1 ) – с начала его единоличного царствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010