Иоафам был вполне способен заменить отца своего и продолжить правление в его духе ( 4Цар.15:32 ; 2Пар.27 ). По смерти отца своего он усмирил восставших Аммонитян и сделал их снова данниками ( 2Пар.27:5 ). Торговля продолжала процветать и при нем, как при Озии, и сокровища, которые стекались в царскую казну, он по большей части тратил на постройки, полезные для ограждения общественной безопасности. Он основал на высоких и пустынных местах южной Иудеи новые города, в лесных чащах построил крепости и башни для наблюдения за неприятелем и для отражения его нападений. Так сильный, предусмотрительный и благоразумный царь старался устроить свое царство, обеспечить благосостояние своих подданных и оградить их от неожиданного вторжения внешнего врага. Царствование Озии и Иоафама было самым блестящим временем Иудейского царства, как царствование Иеровоама II было временем внешнего процветания и величия царства десяти колен; как то, так и другое никогда не достигали большего величия и значения, как при упомянутых царях. Мы уже знаем, что при внешнем блеске и величии царства Израильского при Иеровоаме II оно страдало многими неисцелимыми недугами. Почти то же надобно сказать и об Иудейском царстве в блестящее время Озии и Иоафама: оно уже начало страдать теми недугами, которые впоследствии расстроили крепость его внутренней жизни и довели его до падения. Но прежде, нежели мы приступим к изображению внутреннего состояния царства Иудейского, мы должны заметить, что недуги того и другого царства были почти одни и те же; без сомнения, это происходило от соседства и близких, и постоянных сношений, в которых находились между собою подданные того и другого царства. Обо всем царстве Иудейском можно сказать то же, что пророк Михей говорил о городе Лахисе: «в тебе нашлись преступления Израиля» ( Мих.1:13 ). Поэтому нет ничего удивительного, если в изображении внутреннего состояния Иудейского царства нам придется употребить подобные же краски, какими изображали внутреннее состояние царства Израильского.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

1:8. Аскалон в начале VIII в. до н. э. Как и Азот, Аскалон был одним из пяти крупных филистимских городов-государств (см. коммент. к Суд. 1и 14:19). Большая часть сведений о его положении в VIII в. до н. э. происходит из ассирийских анналов и документов о взимании дани. Однако до военной кампании, проведенной в 734 г. до н. э. Тиглатпаласаром III, Аскалон редко упоминается в этих материалах. Экзотический характер даннических приношений Аскалона ассирийскому правителю (напр., папирус и слоновьи шкуры) свидетельствует о торговых связях Аскалона с Аравией и Египтом. 1:8. Экрон в начале VIII в. до н. э. За последние два столетия 1-го тыс. до н. э. Экрон значительно сократил свою территорию. Вероятно, это было обусловлено израильским господством над Филистией, которое началось в эпоху царствования Соломона. В VIII в. до н. э. были построены отдельные сооружения, в том числе крепостная башня, что указывает на некоторое возрождение в период, когда эту территорию контролировал иудейский царь Езекия ( 4Цар. 18:8 ). Раскопки не обнаружили заметных следов богатства или процветания в начале VIII в. до н. э., поэтому упоминание Экрона является просто данью традиции перечисления филистимских городов (см.: Иер. 25:20 ). 1:9. Тир в начале VIII в. до н. э. В первой четверти IX в. до н. э. Тиром управлял царь Пигмалион. Это был золотой век Финикии, которая осуществляла контроль над торговлей почти по всему Средиземноморью. В 815 г. до н. э. финикийцы основали колонию даже в Северной Африке, в Карфагене. Знаменательно, что в ассирийском списке вассалов царя Адад-Нирари III, которые платили ему дань, числится царь Сидона, но нет царя Тира. Очевидно, Тир, как и процветавший в то время Израиль (см.: Ам. 3:15; 6:4 ), смог избежать участи ассирийского вассала. 1:11. Эдом в начале VIII в. до н. э. После присоединения к царству Давида ( 2Цар. 8:11–13 ) Эдом в конце концов поднял мятеж и обрел независимость от Иудеи во время правления царя Иорама ( 4Цар. 8:20–22 ). Амасии удалось снова отвоевать часть территории Эдома ( 4Цар. 14:7 ) в битве при Селе (es-Sela на северной границе Эдома), а в царствование израильского царя Иеровоама II (789–749 гг. до н. э.) между Эдомом и его соседями постоянно возникали пограничные конфликты.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

15, 1–7. В Иудее продолжительное царствование А3АРИИ (он же Озия, 791 – 740), современника Иеровоама II израильского (793 – 753) и трех его преемников, (Захарии, Селлума и Менаима), правивших в 752 – 742 гг., также было временем наибольшего процветания, за исключением последних лет. Став царем после гибели Амасии, Азария долгое время находился под влиянием пророка Захарии, поучавшего его страху Божию ( 2Пар. 26, 5 ), часто прибегал к Богу и имел успех в своих предприятиях. При нем страна освободилась от вассальной зависимости от Самарии, восстановлены были разрушенные стены Иерусалима, реорганизовано войско, усилены оборонительные башни столицы и важнейших в стратегическом отношении городов страны. Традиционные враги были усмирены: филистимляне, неоднократно нападавшие при его отце, окончательно покорен Едом, побеждены аммонитяне и аравитяне. Благодаря этим успехам были расширены границы на западе и на юге, вплоть до Еланитского залива на Красном море, где была возвращена торговая гавань Елаф ( 4Цар. 15, 1 ; 2Пар. 26, 1 ). При поддержке Азарии в стране успешно развивалось орошаемое земледелие, садоводство, скотоводство, возобновилась добыча меди в копях Соломона, процветала торговля ( 2Пар. 26, 10 ; ср. 1Пар. 5, 3–26 ). После же смерти наставника царя Азарии – пророка Захарии слава и успехи постепенно настолько вскружили голову этому царю, что он утратил представление о пределах своей власти и авторитета и пытался посягнуть на священнические прерогативы. Вопреки протесту иерусалимского священства (85 священников во главе с первосвященником Азарией), царь Азария дерзнул войти «в храм Господень, чтобы воскурить (фимиам) на алтаре кадильном». Наказанный проказой, царь Азария до конца своей жизни вынужден был жить «в отдельном доме» вне Иерусалима, а делами государства стал заведовать его сын Иоафам ( 2Пар. 26, 16–21 ). Несмотря на внешнее процветание, Иудея при Азарии и Иоафаме (750/740 – 731; 15, 32–38; 2Пар. 27 ) внутренне была также развращена как и северные колена при Иеровоаме II. Упадок веры, обрядоверие, социальное неравенство, несправедливость, угнетение богатыми бедных, нарушение правосудия настолько распространились среди иудеев, что стали предметом обличений пророков. В год смерти царя Азарии был призван к пророчеству великий Исаия ( Ис. 6 ). Он и его современник Михей Морасфитянин проходили свое служение при трех преемниках Азарии: Иоафаме, Ахазе и Езекии ( Ис. 6, 1; 1, 1 ; Мих. 1, 1 ) в годы 740 – 690 до Р. Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Что касается царства Иудейского, то царь его Охозия поддерживал с Иеровоамом II мир, вследствие чего между обоими царствами установились дружественные отношения, и Иерусалим и Самария соперничали лишь на поприще мирной промышленности и торговли. Материальное благосостояние государства вследствие этого достигло высокой степени. Самария разбогатела от военных добыч и торговли. Повсюду возвышались великолепные дома, внутренние стены которых, в подражание дворцу Ахава, обшивались плитками слоновой кости, привозившейся из Африки финикиянами. Комнаты наполнялись роскошною мебелью, отделанною тем же дорогим материалом. Были особые прохладные дома для жаркого времени года, и теплые дома для зимы. Превосходными виноградниками покрывались прилегавшие к ним склоны гор. Все богатые равнины к востоку и западу от Иордана засевались разнородными хлебами и повсюду видны были сеятели и жнецы – каждые в свое время. Богатые люди обоего пола блистали изысканною роскошью; но вместе с тем, большинство населения находилось в нужде и бедности. В то время как богатство немногих все возрастало, масса населения все более беднела. Огромное большинство населения уже не имело собственной земли, которая, вследствие всеобщего попрания законов Моисеевых, переходила в руки богатых, и народ принужден был жить лишь наемною платою за обработку чужой земли, что низводило его на степень рабов. Уже из последнего обстоятельства видно, что все внешние успехи Иеровоама II не имели для себя прочного обеспечения в религиозно-нравственном отношении, так как в общем он держался того же направления, которое намечено было первым царем израильского народа, Иеровоамом I. Государственной религией по-прежнему оставалось поклонение Иегове, но под языческим символом в виде священного тельца. В Вефиле, религиозной столице государства, был особенный храм со множеством священников и пышною обрядностью. Сделанная попытка очистить религию от наиболее грубых наростов язычества не имела успеха, и идолопоклонство вторгалось со всех сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

17 поступали... по всем грехам Иеровоама. См. ком. к 3Цар. 12,30; 14,15 . 17 царь Ассирийский. Очевидно, Саргон II. Одновременно с выселением из Израильского царства евреев ассирийцы заселяли их земли другими народами полагая, что тем самым будет исключена возможность восстановления уничтоженного ими царства. из Вавилона. В описываемое время Вавилон находился под властью Ассирии. из Куты. Этот город располагался приблизительно в двенадцати километрах к северо-востоку от Вавилона. из Аввы. Авва (или Ивва 18,34; 19,13), по-видимому, находилась в Сирии. из Емафа. Емаф, располагавшийся на берегу реки Оронт (см. ком. к 14,25), также находился под властью Ассирии. из Сепарваима. Этот город, по-видимому, находился в Сирии. овладели Самариею. Северное царство, после захвата его ассирийцами, стало называться Самарией (см. 3Цар. 16,24 ). 17 Господь посылал на них львов. Как орудие наказания за грехи ( 3Цар. 13,24; 20,36 ; Ам. 3,12 ). 17 не знают закона Бога той земли. Ассирийцы, как и другие ближневосточные народы, были убеждены в необходимости отдавать должное божествам покоренных народов, которые, как они считали, в противном случае могли всячески вредить победителям на завоеванных землях. 17 сделал каждый народ и своих богов. Приглашение в Вефиль израильского священника отнюдь не привело к обращению пришельцев в веру Израиля. Несмотря на его проповедь, они устанавливали в старых языческих святилищах изваяния своих богов и отправляли там свои обряды. в капищах высот, какие устроили Самаряне. См. 23,19; 3Цар. 12,31; 13,32 . «Самарянами» или «народом Самарии» население северного царства называется не только в Библии, но начиная с VIII в. до Р.Х. также и во многих небиблейских письменных источниках. 17 Между тем чтили и Господа. Религия нового населения Самарии была синкретической поклонение Господу сочеталось в ней с культами языческих богов. 17 До сего дня. См. ком. к 3Цар. 8,8 . сынам Иакова, которому дал Он имя Израиля. Отношения между Богом и избранным Им народом были закреплены в завете, заключенном на горе Синай (ст. 35; Исх., гл. 19–24) и возобновленном на «равнинах Моавитских» (Втор., гл. 1 –34). Принадлежность к Израилю определялась не по этническому, а, главным образом, по религиозному признаку: к Израилю принадлежал тот, кто чтил Господа, как того требовали условия завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Влияние пророков израильского народа и раньше простиралось за пределы его владений и признавалось даже во враждебной Сирии, но теперь силу боговдохновенного слова посланников Иеговы должны были признать и жители далекой, гордой столицы могущественной Ассирии. Посланничества этого устрашился даже сам пророк и хотел тайно бежать в Фарсис, далекую финикийскую колонию в Испании; но во время бури, изобличенный мореходами в своем грехе и выброшенный по жребию в море, он был пожран большою морскою рыбою, и только уже выброшенный ею на берег отправился к месту своего назначения. Ниневия в это время находилась на вершине своего могущества и богатства. Это был один из величайших городов древности. Стены его грозно возвышались почти на пятнадцать сажен и были настолько широки, что по ним могли рядом скакать три колесницы, и они защищались 1 555 башнями, каждая до тридцати сажен высотою. Занимаемое ею пространство было не менее ставерст в окружности. Что касается населения, то о нем можно судить по тому, что в нем числилось 120 000 таких младенцев, которые не умели еще различать правой руки от левой. Как город языческий, Ниневия отличалась чрезмерной гордостью и нечестием, и вот израильский пророк и должен был преподать ей урок смирения и благочестия. И проповедь его имела полный успех. Ниневитяне смирились и покаялись, признавая в Ионе вестника какого-нибудь «неведомого Бога», которого, однако же, чтили язычники. Подробности этого знаменитого путешествия пророка Ионы описаны в его книге, именно в «книге пророка Ионы». Таким образом, на время была отвращена от царства Израильского опасность чужеземного завоевания и предоставлена возможность для покаяния и исправления. Но зло в нем восторжествовало окончательно. После Иеровоама II идет ряд царей (Захария, Селлум, Менаим, Факия, Факей), которые быстро сменяются один за другим на престоле в Самарии, ознаменовывая свое кратковременное правление нечестием и кровожадностью, все более ослабляя свое царство и подготовляя ему неминуемую гибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Во-вторых, в этой отчаянной ситуации в Самарии, и вновь через переворот, приходит к власти новый царь, выражающий свою полную покорность ассирийскому владыке. Израиль вновь становится вассалом Ассирии. Этого последнего израильского царя звали Ошеа( Осия,732–724): «И составил заговор Осия, сын Илы, против Факея, сына Ремалиина, и поразил его, и умертвил его, и воцарился вместо него» (4Цар 15:30). Востоковед Игорь Липовский предполагает, что Осия «представлял интересы тех же сил, что и династия Йеху, то есть яхвистов из израильских племен, компромиссно настроенных в отношении Ассирии» . Свое предположение ученый обосновывает ссылкой на библейский текст: «И делал он неугодное в очах Господних, но не так, как цари Израильские, которые были прежде него» (4Цар 17:2). Возможно, прийти к власти Осии помогли сами ассирийцы. По крайней мере, об этом говорит сам Тиглатпаласар III, если только не видеть в этом одно лишь обычное для ассирийских документов хвастовство: «Дом Омри, весь его народ со всем его имуществом я переселил в Ассирию. Так как они свергли ( iskipuma ) их царя Пекаха, я поставил Осию управлять ими» . Риччиотти считает, что для Тиглатпаласара III Осия стал этакой longamanus : «Заговор против Пекаха… мог быть инспирирован самим Тиглатпаласаром… Цареубийца был премирован короной, но признан лишь как царь-вассал, который… должен был, согласно ассирийскому документу, выплатить Тиглатпаласару дань в размере десяти талантов золота и неуточненного количества серебра» .     Гибель Израиля Весь период от смерти Иеровоама II в 747 г. до падения Самарии в 722 г. Финкельштейн называет «предсмертной агонией (the Death Throes) Израиля» . Особенно хорошо эта метафора подходит к последнему десятилетию израильской истории. В 727 году умер Тиглатпаласар III. Время от смерти одного повелителя до интронизации другого – это всегда время нестабильности, особенно на окраинах, где в такие критические моменты «мятутся народы и племена замышляют» (Пс 2:1), как бы им выйти из-под чужеземного ярма.

http://bogoslov.ru/article/4241753

Вследствие всего этого народ, получивший священнейшие законы Иеговы,  до того упал, что удивились бы даже язычники, если бы увидели, что совершается в Самарии: «объявите на чертогах в Азоте, и на домах в земле Египетской, и скажите: соберитесь на горы Самарии и посмотрите на великие беспорядки в ней, и на притеснения среди ея. Не умеют они поступать справедливо, – говорит Иегова, – обиду и грабительство копят в чертогах своих» ( Ам.3:9–10 ). Но, кроме неправедных судей, бедняков тяжко угнетали вельможи, вообще лица, имевшие власть правительственную, люди, пользовавшиеся значением и силой в государстве. В царствование Иеровоама II, отличавшееся военным деспотизмом, около царя образовалось большое сословие вельмож, людей военных, гордых своей силой и победами ( Ам.2:14–16, 6:13 ; Ос.1:5, 7, 10:13 ). Опираясь на них, царь покровительствовал им и предоставлял особенные права и преимущества сравнительно с прочими своими подданными. Чувствуя свою силу и могущество, понимая, как царь нуждается в них, вельможи пользовались выгодами своего положения и старались еще больше расширить свои права, часто не стесняясь в выборе средств для достижения своих целей. Добившись широких прав и сильной власти в государстве, а с тем вместе и больших богатств, они стали тяжелым бременем для остальной части народа: расширение их прав неминуемо влекло за собой стеснение прав и унижение прочих членов общества. С другой стороны, развитие и процветание торговли создало значительный класс богачей и людей торговых. При упадке строгой религиозной и нравственной жизни, торговое сословие стало сущей язвой для Израильского царства. Пользуясь продажностью правительственных лиц, оно покупало себе право беспрепятственно разорять и истощать народ; особенно страдал от бессовестной торговли этих барышников бедный класс народа. Чтобы увеличить свои капиталы и вытянуть последнее достояние у бедных людей, они употребляли все уловки бессовестных торгашей: их торговля основывалась на обмеривании, обвешивании и вместе на слишком дорогой цене жизненных припасов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

высотами (Bamah) был построен Иеровоамом I в конце X века до н.э. после распада единого Израильского государства на две части — собственно Израильское и Иудейское царства. Этот же царь, как известно, водрузил в Дане одно из двух изображений " золотого тельца " . Святилище занимало площадь 60 х 45 м. Оно представляло собой широкий внутренний двор с алтарем в центре, окруженный по периметру комнатами. Первую реставрацию осуществил в середине IX века израильский царь Ахав, который выстроил большой алтарь — площадку размером 20 х 18 м. Его внешняя стена была сложена из тесаных камней с углублениями для деревянных балок. По мнению исследователей, это явная реминисценция храма Соломона в Иерусалиме с его " тремя рядами тесаных камней и одним рядом кедровых брусьев " (3 Книга Царств 6:36; 7: 12). В начале VIII века до н.э. при Иеровоаме II к южной стороне алтарной площадки была пристроена лестница и сооружен алтарь меньших размеров. В одном из прилегающих помещений найдены три железных совка длиной около 54 см. По аналогии с иерусалимским храмом, полагают, что это были ритуальные орудия mahta и ya " eh, использовавшиеся для удаления пепла из алтаря. Культовый комплекс Дана был разрушен во время захвата города царем Ассирии Тиглатпаласаром III в 732 году до н.э. Хотя святилище вскоре и восстановили, прежнего значения оно уже не приобрело. Израильтяне расположили двойные городские ворота из базальта у южного подножия холма. Они прилегали к площади размером около 400 кв. м., от них поднималась вверх по склону процессионная дорога. Лучше всего сохранились внутренние ворота классической конструкции. Они состояли из четырех караульных помещений, по два на каждой стороне мощеного прохода. В пороге сохранились гнезда для крепления деревянных дверных конструкций. Снаружи были вертикально поставлены пять необработанных камней высотой около 60 см. Исследователи считают, это т.н. matzevot — " прямо стоящие камни " , отмечающие границы культового места. Неподалеку была найдена скамья — место, где согласно библейскому тексту заседали старейшины (Бытие 19:1; Псалмы 69:13; Руфь 4:1-2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

Это «дыхание моря» придает Самарии совсем иной колорит, в сравнении с обеими более древними столицами Израиля – Сихемом и Фирцей (Тель аль-Фара). Об основании города в Библии сказано так: «В тридцать первый год Асы, царя Иудейского, воцарился Амврий над Израилем и царствовал двенадцать лет. В Фирце он царствовал шесть лет. И купил Амврий гору Семерон у Семира за два таланта серебра. И застроил гору, и назвал построенный им город Самариею, по имени Семира, владельца горы. И почил Амврий с отцами своими и погребен в Самарии» (3 Цар. 23–24,28). «Семир» означает «страж», и «Семерон» – «сторожевая гора». Что касается хронологии, из приведенной цитаты следует, что Самария получила статус новой столицы Израильского царства в 914 г. до P. X. Сын Амврия, царь Ахав, женившийся на дочери царя Сидонского, страстной и грешной Иезавели, был известен склонностью к «языческому нечестию». «И поставил он жертвенник в капище Ваала, которое построил в Самарии. И сделал дубраву (имеется в виду священная языческая дубрава. – H. Л.), и более всех царей Израильских делал то, что раздражает Господа» (3 Цар. 16:32–33). Так начиналась Самария. И как считают историки, дело здесь не в «нечестии». Царь Амврий и его сын Ахав положили начало принципиально новой политической и культурологической ориентации. Их взгляд действительно был устремлен «к морю», к преодолению этно-религиозной обособленности Израиля, включению его в круг великих цивилизаций Восточного Средиземноморья. При этом, естественно, значение Финикии не ограничивалось династическим браком с Сидонской царевной и не сводилось к активизации торговли и влиянию на материальную культуру. Воздействие было гораздо более глубоким, затрагивало самую сокровенную, духовно-религиозную сторону жизни. Свидетельством ожесточенной борьбы с финикийским языческим влиянием является знаменитое религиозное состязание с «пророками дубравными» и жрецами Ваала, которое устроил пророк Илия на горе Кармил. Расцвет Самарии связан с царствованием Иеровоама II (784–748 гг. до P. X.). Пышные дворцы аристократии, составлявшие разительный контраст с обнищанием основной массы населения, были для пророков Осии и Амоса явным знаком духовной деградации и неизбежного возмездия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010