13 не отступали от грехов дома Иеровоама. См. ком. к 3Цар. 12,31 . и дубрава стояла в Самарии. Эта дубрава, т.е. место поклонения языческим богам сохранилась, очевидно, со времен царя Ахава ( 3Цар. 16,33 ), так как не была вырублена при Ииуе (10,18–28). 13 пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших. При внушительной по численности пехоте конницу Иоахаз имел весьма слабую. 13 в летописи царей Израильских. См. ком. 3Цар. 11,41 . 13 В тридцать седьмой год Иоаса. Т.е. в 798 г. до Р.Х. царствовал шестнадцать лет. Иоас, царь израильский, находился на престоле с 798 по 782 г. до Р.Х. 13 не отставал от всех грехов Иеровоама. См. ком. к 3Цар. 12,31 . 13 как он воевал с Амасиею, царем Иудейским. См. 14,8–14 и 2Пар. 25,17–24 . в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 13 Иеровоам сел на престоле. Т.е. Иеровоам II, правивший с 793 по 753 г. до Р.Х. (см. 14,23–29). 13 отец мой. См. ком. к 2,12. Ранее Елисей обращался с этим восклицанием к Илии, теперь теми же словами Иоас славит Елисея. 13 отвори окно на восток. Т.е. окно, выходящее в сторону занятого сирийцами Заиорданья (10,32.33). стрела избавления против Сирии. С помощью символического действия Елисей объясняет Иоасу, какую роль тому предстоит сыграть в борьбе с Сирией. в Афеке. См. ком. к 3Цар. 20,26 . 13 И умер Елисей. Вероятно, Елисей умер от старости, однако конкретных подтверждений этому предположению нет. 13 ради завета Своего с Авраамом, Исааком и Иаковом. Божественный завет неизменен и нерушим (ср. 3Цар. 18,36 ). доныне. Это выражение соответствует положению дел, существовавшему до вавилонского пленения (см.: Третья книга Царств. Введение: Автор). 13 Венадад. Венадад III (см. ком. к ст. 3). 13 Три раза разбил его Иоас. Являясь исполнением пророчества Елисея (ст. 19), победы Иоаса лишили Сирию значительной части ее территориальных приобретений. Глава 14 14 Во второй год Иоаса. Т.е. в 796 г. до Р.Х. 14 двадцать девять лет царствовал. Амасия царствовал с 796 по 767 г. до Р.Х. 14 И делал он угодное в очах Господних. Т.е. следовал установлениям завета (см. ком. к 3Цар. 2,2–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Начиная с первых лет царствования Ииуя в Израильском царстве и до времени блестящего царствования Азарии или Озии в Иудее, т. е. в течение периода около ста лет, ассирийские летописи совершенно умалчивают о тех событиях и лицах, о которых упоминает Писание. Цари, воевавшие в Южной Сирии и Палестине, не оставили подробного повествования о своих походах, или, во всяком случае, ни одно из этих повествований еще не найдено; следовательно, мы не знаем ничего, кроме тех общих фактов, что в начале этого периода Ассирия стремилась управлять Сирией, Дамаском, Финикией и Самарией, но к концу она ослабела, страдая от внутренних смут, и предоставила Сирию своей собственной судьбе. Это временное ослабление большого азиатского государства, в первую половину века до P. X., соответствует тем сведениям из Писания, что около этого времени израильтяне и иудеи оба были способны перейти в наступление и расширить свои границы на счет своих соседей. Озия в Иудее, Иеровоам II и Менаим в Израиле дали почувствовать свою власть соседним народам – Озия, покорив филистимлян и аммонитян ( 2Пар.26:6–8 ), Иеровоам, – завоевавши Эмаф и Дамаск ( 4Цар.14:28 ), и Менаим, – сделавшись полным властителем страны между Самарией и Евфратом в Ферсе (Тапсаке) ( 4Цар.15:16 ). Только именно при таких обстоятельствах, когда власть, домогавшаяся преобладания в западной Азии, была слишком ослаблена, государства третьего разряда, как Иудея и Самария, могли попытать свое счастье в отда- ленных завоеваниях. В рассматриваемый нами период вдруг произошло событие, представляющее почти единственную историческую трудность для желающего согласовать священную историю со светской, единственный неясный пункт в рассказе, который новейшие открытия, кажется, должны были бы осветить, но на самом деле этого не сделали, оставляя факт по-прежнему окруженным мраком. Это событие – нападение на Самарию, около 760–750 года до P. X., монарха, называемого „Фул (Пул) царь ассирийский» ( 4Цар.15:19 ; 1Пар.5:26 ), предпринявшего поход против Израиля, в царствование Менаима и принудившего этого царя признать свою верховную власть и заплатить ему дань в 1,000 талантов серебра.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bibl...

Иеровоам II, последний израильский великий царь, умер незадолго до начала этих событий (около 746 г. до Р.Х.). Начиная с этого времени мы то и дело слышим о гражданских войнах и переворотах, очевидно связанных с ассирийским давлением. Узия все еще оставался царем Иерусалима, хотя он был болен проказой и потому «жил в отдельном доме» ( 2Пар. 26:21 ). В Сирии Тиглатпаласару противостояла коалиция, возглавлявшаяся неким Азрау (Azriau) – Азарией из Яуды (Yauda) – Иудеи. Идентификация с Узией представлялась столь маловероятной, что многие ученые стали склоняться к мысли о существовании на севере некой Иудеи, которой правил царь, носивший имя еврейского бога Яхве. Однако мы ничего не знаем о существовании такого царства, тем более, что для него нет места среди известных городов-государств Сирии. По этой причине в последнее время вновь стала рассматриваться версия южной Иудеи, которой правил Узия. Это значит, что в 744–742 гг. до Р.Х. Узия, царь иудейский, был одной из наиболее значимых фигур на всем Ближнем Востоке, являясь, помимо прочего, центральной фигурой в оппозиции Ассирии. Он умер около 742 г. до Р.Х. – с этого времени его имя внезапно перестает фигурировать в ассирийских текстах. Нам известно, что в 738 г. до Р.Х. некто Менаим (Менахем), царь Израиля, платил дань «Фулу» (имя Тиглатпаласара). Получив тысячу талантов серебра, Фул подтвердил его право на царство ( 4Цар. 15:19 ). Один из текстов Тиглатпаласара подтверждает это свидетельство, содержащееся в Библии. Тиглатпаласар «разбил» Менаима, и потому последний вынужден был «спасаться бегством подобно одинокой птице» и поклониться подножию ног его. Ассириец вернул Менаиму его трон и наложил на него дань «золотом, серебром и льняными тканями, украшенными многоцветными узорами…» Решающим временем оказались 735–732 годы до Р.Х. Ахаз, царь Иудеи, отказался вступать в коалицию с Дамаском и Израилем, направленную против Ассирии; когда же те решили напасть на него, обратился к Тиглатпаласару (Феглаффелассару) за помощью ( 4Цар. 16:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1869. Iudee T. III. p. 69. 30 Guerin. Description... 1874–5 Samarie. t. I. p. 201; t. II. p. 41. Robinson. Palästina. B. II. S. 567. 32 По 2Пар.13:4,19 Авия, царь иудейский, в войне с Иеровоамом, царём израильским, располагает свое войско «на вершине горы Цемараимской, одной из гор Ефремовых». После поражения израильтян, он преследует их до Вефиля, который и завоевывает с некоторыми другими городами. Город Цемараим упоминается наряду с Вефилем в числе городов Вениаминовых ( Нав.18:22 ). Но точное положение его, а также горы Цемараим неизвестно. Полагают, что он лежал к востоку от Вефиля. Lange. Theologisch-homiletis hes Bibelwerk. A. T. Ш, S. 227. 35 Guerin. De cription. Iudee. t. I. p. 363–384. A. A. Олесницкий. Святая земля. Т. II. Стр. 223–225. 36 Köhler. Lehrbuch der Biblischen Geschichte Alten Testamentes. 1881. II. Hälfte S. 94. 95. 135. Riehm. Handwörterbuch des Biblischen Alterthums für gebildete Bibelleser. S. 1264–65. Köhler. Lehrbnch. II. S. 95. 96. 40 ) A. A. Олесницкий говорит только o двух дорогах от Иерусалима до Яфы. «По одной чаще ходили ко гробу Господню древние христианские пилигримы из Европы, по другой чаще или даже исключительно ходят пилигримы нынешние». «Первая дорога представляет собою путь узкий в трудный среди раскиданных известковых гор, чрез едва доступные даже для пешеходов рытвины и скалы... Вторая дорога, в своем нынешнем виде, представляет совершенно удобное, хотя не без крутых подъемов, шоссе, легко могущее служить полотном для железной дороги». Первая дорога – вефоронская, вторая – чрез Кириаф-ель-Енаб (Абу-Гош). Святая Земля. 1878. Т. II. Стр. 221–222. 41 Севернее вади Солейман и пути вефоронского какая-то вади перерезывает всю западную часть горного Ханаана. Восточные её выходы к Ель-Бире находятся как раз на одной линии с западным выходом к тому же месту вади Сувеинит. Вместе взятые обе эти вади перерезывают весь Ханаан во всю его ширину от Средиземного моря до Иордана в юго-восточном направлении и еще лучше, чем указанная в тексте линия, могли бы быть естественною границею между средним и южным Ханааном.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

был смертельно ранен Ахав. Если так, то Ахав умер в том же 6-м году царствования Салманассара II, к которому, по надписи этого ассирийского царя, относится и его борьба с союзниками, во главе которых стоял царь сирийский. Если уже под 18-м годом Салманассара II в ассирийском памятнике упоминается об изъявлении покорности этому ассирийскому царю Ииуем израильским, то и библейские свидетельства о продолжительности царствования двух ближайших преемников Ахава могут быть соглашены с этим показанием ассирийского памятника. По 3Цар.22:51 , Охозия, сын и непосредственный преемник Ахава, воцарился в17-й год Иосафата иудейского и царствовал два года, так, однако ж, что его преемник Иорам другой сын Ахава, воцарился еще в 18-м году Иосафата. Следовательно, если Ахав умер Охозия воцарился в 6-м году Салманассара II, то и восшествие на престол Иорама должно было последовать уже в следующем 7-м году того же царя. Иорам по 4Цар.3:1  царствовал 12 лет, которых конец совпадает с 18-м годом Салманассара, когда по ассирийскому памятнику изъявил покорность этому Салманассару уже Ииуй. Последний, по этому вычислению, должен был в тот год только что воцариться. Если так, то от 18 года Салманассара II до 1 года Саргона прошло столько же, сколько от вступления на престол Ииуя до падения Самарии и от воцарения Гофолии, одновременного по Библии с воцарением Ииуя, до 6 года Езекии включительно. Между тем по Библии в Иудее царствовали: Гофолия 7 лет Иоас 40 Амасия 29 Озия 52 года Иоафам 16 лет Ахаз 16 лет и Езекия 6, всего 166 лет. Продолжительность царствования царей израильских в промежуток между теми же событиями определяется цифрами, дающими меньшую сумму. Ииуй, вступивший на престол в одно время с воцарением Гофолии в Иерусалиме, царствовал 28 лет Иоахаз 17 лет Иоас 16 лет Иеровоам II 41 год Захария 6 месяцев Селлум 1 мес. Манаим 10 лет Факия 2 года Факей 20 лет Озия 9 лет, всего 142 года 7 месяцев, «Христ. Чтен.», 1884 г. По списку же эпонимов, не допуская в нем перерыва, от 18-го года Салманассара II (=1-го года Ииуя) до 1-го года царствования Саргона (=года падения Самарии), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

1:1. Хронология. Имена царей, перечисленных в этой книге, позволяют определить период пророческого служения Амоса. Царь Иудеи Озия и царь Израиля Иеровоам II правили в первой половине VIII в. до н. э. Землетрясение, о котором говорит пророк, зафиксировано раскопками в Асоре и датируется 760 г. до н. э. Поскольку Амос не претендует на роль профессионального пророка, многие комментаторы считают, что пророчества, изложенные в этой книге, охватывают небольшой промежуток времени. 1:2. Вершина Кармила. Гора Кармил находится в северной части средиземноморского побережья Израиля. Влажный ветер с моря и осадки, ежегодный уровень которых составляет 28 дюймов, делают этот район цветущим краем, каких мало в стране. В древности плодородные склоны Кармила были покрыты оливковыми рощами, виноградниками и тучными пастбищами (см.: Иер. 46:18 ). Амос и другие пророки создают выразительный образ, противопоставляя обычное плодородие этого региона засухе, вызванной Божьим гневом. О масштабах засухи позволяют судить упоминаемые пророком ориентиры – от Иерусалима на юге до Кармила на севере. 1:3. Пророчества о судьбе языческих народов. Об этой теме, общей для многих пророков, см. коммент. к Иер. 46:1 . 1:3. Дамаск в начале VIII в. до н. э. Это столетие началось для Сирии и ее столицы Дамаска с тяжелых бедствий. Ассирийский царь Адад-Нирари III произвел успешную осаду города в 796 г. до н. э. Согласно ассирийским анналам, сирийский царь Бир-Адад стал вассалом Ассирии. Его заставили заплатить огромную контрибуцию, в том числе 2300 талантов серебра и 5000 талантов железа, чтобы спасти город. Существует также мнение, что в середине VIII в. до н. э. ослабленная сирийская монархия и ее территория находились под контролем израильского царя Иеровоама II (см.: 4Цар. 14:28 ). 1:3. Железные молотила. В анналах ассирийского царя Тиглатпаласара III описывается завоевание другого народа, который попал в такую ситуацию, как будто по нему прошли железными молотилами. Событие, описанное здесь Амосом, может относиться к имевшему место в середине IX в. до н. э. вторжению войск сирийского царя Азаила в Галаад и в Галилею (см.: 4Цар. 8:12 и недавно обнаруженную надпись Азаила из Тель-Дана). Другие случаи использования молотил см. в коммент. к Втор. 25:4 ; 2Цар. 24и Ис. 28:28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Личность пророка и его время. Пророк Осия (евр. [Хошеа] – «спасение»), согласно надписанию его книги ( Ос.1:1 ), жил и пророчествовал в Израильском царстве «во дни Озии (791–740 гг.), Иоафама (751–736 гг.), Ахаза (735–716 гг.), Езекии (729–687 гг.), царей иудейских, и во дни Иеровоама II (793–753 гг.), царя израильского». Из этого надписания следует, что Осия, начавший пророчествовать, самое позднее, в последнее десятилетие 40-летнего царствования израильского царя Иеровоама II далее проходил своё служение при его преемниках: Захарии, Селлуме, Менаиме (751–742 гг.), Факии, Факее (740–732 гг.) и Осии (731–723 гг.), так как эти преемники Иеровоама II были современниками перечисленных в надписании трёх иудейских царей. Конец служения пророка можно определить из Ос. 12:1 , где содержится обличение пророка за поиски союза с египтянами против ассирийцев, которые имели место за несколько лет до 722 г. до Р.Х. и послужили поводом для нашествия ассирийцев, окончательно разрушивших Израильское царство в 722 г. Пророческое служении Осии, таким образом, приходится на 760–725 гг. до Р.Х. Вполне возможно, что пророк дожил до падения Израильского царства в 722 г. Время пророческого служения Осии было очень бурным, как в политическом, так и в религиозно-нравственном отношении. Иеровоам II расширил пределы Израильского царства от Емафа (севернее Дамаска) до Мёртвого моря ( 4Цар. 14:25–28 ) и доставил ему могущество и силу, которого оно не знало со времени Давида и Соломона. Но после смерти Иеровоама II начался целый ряд дворцовых переворотов и быстрый упадок царства. Сын его Захария, последний представитель дома Ииуя, занимавшего израильский престол целое столетие, на 6-м месяце своего царствования пал жертвой заговора Селлума ( 4Цар. 15:8–10 ). Через месяц Селлум был убит Менаимом. Власть последнего была настолько слабой, что он обратился за поддержкой к ассирийскому царю Фулу (Тиглатпаласару III), уплатив ему 1000 талантов серебра, чтобы он (как говорит ассирийская надпись) «поддержал царство в его (Менаима) руках» (ср. 4Цар. 15:19 ). Сын и преемник Менаима – Факия – через два года был умерщвлён Факеем; последний в свою очередь был низложен и убит Осией ( 4Цар. 15:30 ), на 9-м году которого ассирийский царь Саргон овладел Самарией и положил конец существованию Израильского царства в 722 г. до Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Если бы Осия время своей деятельности определил только правителями царства Иудейского, то принимая во внимание, что эта деятельность нисходит даже до времен царя иудейского Езекии, могли бы поэтому относить начало ее к последним годам 52-летнего царствования Озии, когда уже видимым образом началось падение царства Израильского, и когда погибель его окончательная могла быть предусматриваема одной просто человеческой проницательностью. Для того, чтобы предотвратить подобный взгдяд на свои пророчества, взгляд на них не как на недостижимые для ума человеческого предсказания будущего, но как на предсказания человеческой именно проницательности, пророк после царей иудейских и помещает Иеровоама II-ro, царя израильского, царствовавшего не в последние годы, а в первые 26 лет царствования Озии, царя иудейского, и приведшего царство израильское в прежнее наивозможно цветущее состояиие, – помещает затем, чтобы через это более точное определение своей деятельности показать, что его пророческие предсказания погибели царства начались тогда, когда не существовало даже и вероятного предположения, с человеческой точки зрения, такой погибели. Причина же, почему помещается один только царь израильский, а не несколько, хотя пророк пророчествовал долго спустя и после смерти Иеровоама, упоминаемого им, заключается в том значении, какое имело для десятиколенного Израиля царствование Иеровоама II-ro. Дом Иуя, к которому принадлежал этот царь, был призван Богом на царство через пророка Елисея, призван с поручением истребить в Израиле ваалово идолослужение, за исполнение которого Иуй получил обетование, что его дети будут сидеть на престоле до четвертого рода ( 4Цар.10:30 ). Иеровоам был царь из четвертого именно рода, следовательно, последний, через которого Господь, согласно со своим обетованием, помогал еще десятиколенному Израилю. По смерти Иеровоама наступила уже анархия и сын Иеровоама Захария мог полгода только держаться на престоле. Следующие правители быстро погибали один за другим, делаясь жертвами заговоров, так что со смертью Иоровоама прекратилось непрерывное и правильное наследование престола в царстве Израильском и из 6-ти управителей, управлявших после этого царя престолом, ни один не был призван к этому званию Богом через пророка, и только двое из них были в состоянии удержаться на престоле довольно долгое время, а именно Менагем – 10 лет, и Пеках – 20 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

И по смерти ему не дали гроба между царями. 4Цар 13:1–10, 22, 23 , В двадцать третьем году Иоаса, царя Иудейского, в Израильском царстве, по смерти Ииуя, воцарился сын его, Иоахаз. Он был предан идолослужению Иеровоамову: за то и Бог предал его в руки Азаилу, царю Сирийскому, и его сыну Бенададу. Но когда Иоахаз помолился Господу,– Господь избавил его из-под власти Сирии. Впрочем, это обращение, вынужденное тесными обстоятельствами, не было совершенное; поклонение тельцам и даже служение Астарте не прекращалось; и потому царство Израильское до смерти Иоахаза находилось в расстроенном состоянии. Он оставил его сыну своему, Иоасу, который, впрочем, начал царствовать еще при жизни своего отца, в тридцать седьмом году Иоаса, царя Иудейского. 8. Амасия, сын Иоаса,– цари Израильские:13. Иоас и 14. Иеровоам II–kohчuha Елисея пророка 4Цар. 13:11–14,19–25 Иоас, царь Израильский, не истребил поклонения тельцам, несмотря на то, он имел глубокое уважение к пророку Елисею. Когда пророк приближался к смерти, Иоас посетил его, и, чувствуя, что он теряет в Елисее охрану своего царства, плакал над ним и говорил ему то же самое, что некогда сам Елисей говорил, разлучаясь с Илиею: «отец мой! отец мой! колесница Израилева и всадники его!» Елисей велел ему взять лук и стрелы и натянуть лук, причем положил свои руки на руки царя: потом велел ему отворить окно к востоку и пустить туда стрелу. Когда Иоас это сделал, Елисей сказал: «этою стрелою Господь спасет тебя от Сириян: ты одержишь над ними в Афеке решительную победу». После этого пророк велел Иоасу бить стрелами по земле. Царь ударил три раза и остановился. Елисей приведен был этим в сильное волнение и сказал царю; «надобно было ударить раз пять или шесть, тогда бы ты совершенно уничтожил Сириян, а теперь ты одержишь над ними только три победы». Эти победы одержал Иоас над сыном Азаила, Бенададом, и возвратил те города Израильские, которые отнял у Иоахаза Азаил. 4Цар. 13 : 20 –21 Елисей умер и погребен, но и после успения оказало пророческую силу тело его 133 . Господь прославляет самые мощи святых. Несли хоронить за город одного умершего. В это самое время появилась толпа Моавитян, которые производили набег на Израильскую землю. Несшие умершего испугались и бросили его в одну пещеру, которая была у них под рукою. Это была та пещера, в которой за год перед тем похоронили Елисея. И как только умерший коснулся останков Елисеевых, тотчас же ожил и стал на ногах своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Пророк Осия превосходно изображает эти изменнические отношения вельмож и народа к царской власти, этот дух революции и беспорядков, который обуял народ после Иеровоама II. «Злодейством своим увеселяют царя и неправдами своими – князей... Все они раскалены, как печь, и пожирают своих властителей. Падают все цари их; никто из них не вопиет ко Мне» ( Ос.7:3, 7 ).  Понятно, что при таких общественных отношениях положение царской власти было весьма шатко; царь не имел под собой прочных оснований, трон его колебался. Подобно жителю при подошве вулкана, царь постоянно был в страхе и опасности погибнуть от взрыва народных страстей или заговора царедворцев и т.п. А вследствие непрочности своего положения царская власть не могла иметь благотворного влияния на страну, не могла восстановить прочный мир и порядок в государстве, хотя бы и желала этого для своего блага и блага своих подданных; достигнув престола, счастливый искатель царской власти не мог сосредоточить своего внимания на нуждах государства и удовлетворить им; потому что он должен был заботиться больше о себе, чем о своих подданных. Из вышесказанного видно, что в царстве Израильском даже и в то время, когда оно наружно благоденствовало, было по внешности могущественно и сильно, – уже началось внутреннее гниение и разложение. В нем не было ни одной живой и здоровой силы, которая могла бы противодействовать начавшемуся разложению, обновить жизнь общества, дать ему новое лучшее направление и цель: в царстве Израильском не было уже животворной силы религиозной, не было истинных нравственных начал; основы гражданской жизни колебались, и условия прочной общественной жизни исчезали; оно было подобно ветхому зданию; стоило только ударить по верхним частям его – и оно потрясется до основания и рухнет, и задавит своей тяжестью живущих в нем ( Ам.9:1 ); оно отживало свой век, кончало свое поприще; оно созрело для погибели и скоро прекратятся его развитие и жизнь, подобно тому, как прекращается жизнь спелого плода, когда его срывают с дерева.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010