Сенсационным открытием в зоне ворот стала т. н. стела из Д., обнаруженная в 1993 г. в кладке вост. фасада стены, ведущей к внешним воротам: это вторично использованный кусок черного базальта с арам. надписью из 10 строк (2 небольших фрагмента нашли в 1994, но вопрос об их месте в общем тексте остается открытым) - часть победной стелы покорившего Д. царя (правителя Дамаска Азаила или Венадада I/II?). Текст стелы, датируемый 2-й пол. IX-VIII в. до Р. Х. (до ассир. вторжения в 733 или 732), содержит имена царей Израиля, в т. ч. из «дома Давида» (чтение Бирана и Й. Наве, поддержанное А. Лемером). Это единственное в археологических материалах, а также первое и древнейшее упоминание царя Давида вне текста Библии, к-рое может служить подтверждением аутентичности и офиц. характера формулировки «дом Давида», используемой в ВЗ в отношении царей Иудеи с кон. IX в. до Р. Х. Большинство лингвистов и археологов считают стелу подлинной, а прочтение текста - весьма вероятным, хотя был предпринят ряд попыток (Р. Гмиркин, Т. Томпсон) дезавуировать значение надписи: по-иному интерпретировать буквы (сочетание букв  , читаемое как «Давид», можно, напр., прочесть и как   - «любимый») или допустить неподлинность стелы (что маловероятно, учитывая степень документированности находки). Др. район с исключительными находками - большой культовый участок вблизи источника, на сев.-вост. оконечности холма. Археологические материалы (в т. ч. обломки статуэток позднебронзового века) показывают, что святилище возникло задолго до прихода израильтян, однако первые монументальные сооружения построили именно они. В кон. X в. израильский царь Иеровоам I (ок. 928-907 гг. до Р. Х.) поставил в Д. одного из 2 золотых тельцов и ввел идолослужение на высотах (3 Цар 12. 30; 4 Цар 10. 29; ср. Ам 8. 14). Д. оставался главным религ. центром при Ахаве (ок. 871-852) и Ровоаме II (ок. 784-748 гг. до Р. Х.), что подтверждают данные раскопок: здесь открыты прямоугольная платформа из больших тесаных блоков известняка, часть большого хранилища с 2 пифосами (ок.

http://pravenc.ru/text/168792.html

Состояние веры в царстве израильском было не лучше нравственного, или, правильнее, оно-то и было причиною развращения нравов. Первый Царь отложившихся от дома Давидова десяти колен, чтобы утвердить самостоятельность своего царства и прервать союз своих подданных с храмом иерусалимским ( 3Цар.12:26 ), учредил на севере своих владений – в Дане и на юге – в Вефиле особые святилища, в которых покланялись Иегове под образом тельца, или вола. Все преемники Иеровоама до самого падения царства, по тому же побуждению поддерживали введенное Иеровоамом служение, хотя и происходили из разных династий. При Ахааве введено было в царстве израильском служение Ваалу и Астарте, заимствованное от финикиян и, не смотря на обличения Пророка Илии, оставалось и в царствование преемников Ахаава, доколе Ииуй, истребивший дом Амврия, не разрушил храма Ваалова и статуи божеств языческих. Бог чрез Пророка возвестил Ииую, что дело, которое он совершил, приятно Ему ( 4Цар.10:30 ). Это было как бы побуждением ему к такой же ревности по истинной религии. Но дела благочестия Ииуя только и ограничились уничтожением языческого святилища и идолов; увлекшись побуждениями прежних царей, он восстановил служение Иегове под образом тельца. Во времена Иеровоама II ревность к сему богослужении особенно усилилась ( Ам.4:4, 5 ). Кроме святилища в Вефиле, которое называлось царским ( Ам.7:19 ), и другого в Дане, было еще третье в Галгалах ( Ам.4:4, 5:5 . Сн. Ос.4:15, 9:15, 12:11 ). Народ израильский был так усерден, что посещал даже отдаленную Вирсавию, лежавшую на южной границе царства Иудейского, вероятно потому, что и здесь было учреждено незаконное служение Иегове ( Ам.5:5, 8:14 ) 7 . Богослужение Иегове под образом тельца было гораздо выше языческих религий ( 4Цар.3:2 ); потому что при нем соблюдаемы были празднества, установленные законом Моисеевым: праздник кущей ( 3Цар.12:32 ), новомесячия, субботы и другие праздники ( Ос.2:11 ). Пророк Амос говорит, что израильтяне любили хвалиться своею ревностью к служению тельцам, исправно приносили утренние жертвы каждый день и отдавали десятины, и не только совершали жертву хвалы, но и жертвы произвольные ( Лев.7:16, 22:18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pror...

2 . Построение храма (6,1–38) 3 . Строительство царского дворца (7,1–12) 4 . Окончание построения храма (7,13–51) 5 . Молитва Соломона и освящение храма (8,1–66) 6 . Завет Господа с Соломоном (9,1–9) 7 . Соломон на вершине славы (9,10 10,29) В. Духовное и политическое падение Соломона (гл. 11) 1 . Грехи Соломона (11,1–13) 2 . Наказание Соломона за его грехи (11,14–25) 3 . Возвышение Иеровоама (11,26–43) II. Ранняя эпоха разделенного царства (12,1 16,34) А. Отделение северных колен израилевых (12,1–24) Б. Иеровоам I, царь израильский (12,25 14,20) 1 . Установление Иеровоамом языческих жертвенников (12,25–33) 2 . Два пророка (гл. 13) 3 . Суд Божий над Иеровоамом (14,1–20) В. Ровоам, царь иудейский (14,21–31) Г. Авия, царь иудейский (15,1–8) Д. Аса, царь израильский (15,9–24) Е. Нават, царь израильский (15,25–32) Ж. Вааса, царь израильский (15,33 16,7) З. Ила, царь израильский (16,8–14) И. Замврий, царь израильский (16,15–20) К. Амврий, царь израильский (16,21–28) Л. Ахав, царь израильский (16,29–34) III. Пророки и цари ( 3Цар. 17,1 4Цар. 8,15 ) А. Пророки и Ахав (17,1 22,40) 1 . Илия фесвитянин (17,1–24) 2 . Илия против хананейских пророков (18,1–46) 3 . Явление Господа Илии на горе Хорив (19,1–21) 4 . Неправильное поведение Ахава во время священной войны (20,1–43) 5 . Ахав с помощью Иезавели отнимает виноградник у Навуфея (21,1–29) 6 . Осуждение Ахава пророком Михеем (22,1–40) Б. Иосафат, царь иудейский (22,41–50) В. Охозия, царь израильский, противится Илии ( 3Цар. 22,51 4Цар. 1,18 ) Глава 1 12,11 Соломон становится царем, несмотря на происки другого сына Давида Адонии, также претендующего на отцовский престол. 1 состарился, вошел в преклонные лета. Ко времени описываемых событий Давиду было около семидесяти лет (2,11; 2Цар. 5,4.5 ). 1 Ависагу Сунамитянку. Т.е. Ависага родом из города Сонама (Сунема), который находился в Изреельской долине неподалеку от горы Гелвуй ( Нав. 19,18 ; 1Цар. 28,4 ; 4Цар. 4,8 ). 1 но царь не познал ее. Давид не имел супружеской связи с Ависагой, и поэтому желание Адонии взять в жены Ависагу после кончины Давида (2,17) не противоречило закону ( Втор. 22,30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

И это тем скорее было возможно, что дух возмущения и восстания проник слишком глубоко в членов царства Израильского. Каждый значительный человек в государстве, каждый в особенности военачальник, считал для себя доступным царский трон, он смотрел на царя не как на Божия помазанника, но как на счастливого и более сильного соперника своего и до времени повинуясь ему, внутренне только и ждал удобной минуты к тому, чтобы свергнуть его и самому стать на его место; а народ помогал этим искателям престола в их предприятиях. Он готов был всегда к государственным переворотам и желал их; потому что для него – угнетенного, униженного, лишенного всех прав, разоренного и ограбленного, существующий порядок дел был невыносимо тяжел и всякий новый переворот, не обещая худшего, мог подавать надежду к лучшему. При таких отношениях долгое и совне очень счастливое царствование Иеровоама могло не исцелить глубоко проникшее в народ израильский зло, но только усилить его, когда народ, злоупотребляя богатством изливающихся на него Божественных благодеяний и милостей, видел в своей счастливой судьбе одно только должное воздаяние ему со стороны Бога за его мнимую праведность и через то более и более грубел в своей беспечности и своих грехах, – заблуждение, которое ложные пророки своими льстивыми, убаюкивающими речами поддерживали и развивали ( Ос.9:7 ). Таковая неисправимая развращенность Израильского народа была причиной того, что со смертью Иеровоама начал исполняться над этим народом суд Божий: наступила около 12-ти лет продолжавшаяся анархия, после которой сыну Иеровоама II-ro удалось завладеть престолом. Но через 6 месяцев своего царствования Захария (так звали сына Иеровоамова, овладевшего престолом) был убит мятежником Селлумом, а этот в свою очередь после одномесячного управления царством был умерщвлен другим искателем престола – Менагемом (Манаимом – слав.), царствовавшим 10-ть лет в Самарии ( 4Цар.15:14–17 ). Уже в дни его царствования призванный им к себе на помощь и поддержку на колеблющемся престоле, царь ассирийский Фул вошел в землю Израильскую, и только тяжелая дань в 1000 талантов серебра, потребованная Фулом в награду за свою помощь и уплаченная Менагемом, могла побудить Фула оставить землю не опустошенной ( 4Цар.15:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Менаим умер спокойно после десятилетнего правления, но сын его Факия после двухлетнего правления был свержен с престола и убит Факеем. Для восстановления своего государства за счет родственного иудейского царства он заключает союз с Рецином, царем сирийским, но следствием этого союза было завоевание Рецином для себя же заиорданских областей до Елафа при аравийском заливе, принадлежавших раньше израильскому царству. Вслед затем Факей является подвластным Феглафелассару ассирийским наместником в Израиле. Его долгое царствование (20 лет по 4Цар.15:27 ), ознаменованное постоянными и неудачными войнами, истощило наконец терпение подданных, и он был умерщвлен заговорщиком Осией, занявшим трон. Этот последний царь не в состоянии был удержать падение государства. Он вздумал освободиться из-под подданства Ассирии, но заключенный им с этой целью союз с Египтом послужил поводом ассирийскому царю Салманассару к открытому походу против Самарии, которая и была взята после трехлетней осады, и таким образом был положен конец израильскому царству, – после чего израильтяне отведены в плен в Ассирию. Благоденствие народа в царствование Иеровоама II и богатства, бывшие плодом его завоеваний и обширных торговых сношений с иноземцами, порождали в израильтянах гордость и беспечность, склонность к изнеженной жизни и роскоши, страсть к чувственным удовольствиям. Проникновение иноземных языческих обычаев разрушило древнюю строгость нравов Израиля. Страсть к роскоши и пышности послужила источником для хищничества и всех видов обмана по отношению к беззащитным простым гражданам государства. Блестящие военные дела Иеровоама имели своим следствием и то, что военные вельможи в государстве получили неограниченное преобладание, из которого они делали самое широкое употребление. Утопая в роскоши и изнеженности, они грабили и истощали бедный народ, являвшийся совершенно бесправным по отношению к вельможам. Об упорядоченном охранении общественного права не было и речи. Подкупом перед судом можно было достигнуть всего; посему бедный никогда не мог достигнуть справедливости, а достойный смерти тиран оставался безнаказанным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Иаковом. Со стороны изложения кн. Амоса отличается высокими качествами, и является одним из наиболее совершенных произведений ветхозаветной письменности. Вопреки мнению блаж. Иеронима, который называет Амоса – imperitus sermone, неопытным в речи, новейшие комментаторы единогласно признают, что язык пророка отличается простотою, чистотою, изяществом и силою. В речи пророка изобилуют образы, причем эти образы пророк заимствует весьма часто из пастушеской жизни. Так, глас Господа пророк уподобляет рычанию льва, устрашающего пастухов ( Ам 1:1–2, 3:4–8 ); спасение Израиля уподобляет отнятие пастухом голени или части уха из пасти льва ( Ам 3:12 ), женщин самаринских сравнивает с телицами васанскими ( Ам 4.1 ) и т. д. Вообще, по мнению одного из комментаторов кн. Амоса (Эвальда), «пастушеская жизнь отражается не только в сравнениях и пророческих образах, но и в тончайших нитях представлений и языка этого пророка, во всем его жизненном опыте и мировоззрении» (Ewald, Die Propheten. I, 84). Из других особенностей изложения пророка комментаторы отличают частое употребление одних и тех же формул с целью выдвинуть мысль ( Ам. 1:3–2:6 ; Ам 7:1–3, 4–6 ), пользование созвучными словами или игру слов ( Ам 5:5, 4:4 ), частое употребление παξ λεγμενα. При этом новейшие авторы находят, что в построении речей Амоса соблюдено деление на строфы, хотя в указании этих строф новейшие авторы весьма расходятся. Относительно текста кн. Амоса полагают, что он сохранился в большей чистоте, чем, напр., текст Осии. Но в тоже время есть, в кн. Амоса несколько мест, темнота которых заставляет предполагать в них порчу текста. Литература о кн. Амоса.: 1) Иностранная: Baur, Der Proph. Amos erklart 1847. chel, Amos. 1893. Valeton. Amos und Hosea 1894 Harper, Comment. on Amos and Hosea. 1906. Touzard, Le livre d " Amos. 1909. См. также общие труды о книгах малых пророков. 2) Русская: М. О. Вержболович , Прор. служение в изр. десятиколенном царстве. 1891. Проф. П. А. Юнгеров . Книга пророка Амоса. Введение, перевод и объяснение. 1887. Здесь на с. LIV-LV см. библиогр. указания. 1 Годы царствования Иеровоама II-ro трудно определить с точностью, и они указываются неодинаково: 823–783 (Юнгеров), 787–746 (Гоонакер) и др. В клинописи под 736 г. израильский царь Менахим упоминается, как данник ассирийского царя Фула (Феглаф-Фелассара), при помощи которого он, очевидно, утвердился на трон. Если предположить, что до этого Менахим царствовал несколько лет, затем добавить 7 месяцев царствования Захарии и Селлума и 41 год царствования Иеровоама II, то начало этого последнего царствования будет падать на годы 785–780. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 5: Пророческие книги. - 992 с./Книга пророка Амоса. 210-268 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иеровоам II, царь израильский, послал к нему Иону для переговоров, которые должны были предотвратить угрожающее Израилю бедствие. На пути к Фулу Ионе пришло на мысль для более успешного ведения своего дела выступить пред ассирийским царём не в качестве политического деятеля или государственного посла, а в качестве посланника Иеговы, и он решился это своё намерение привести в исполнение. Но вдруг им овладело опасение, что им самим выдуманный план действия не удастся, и вот он бежит в Иоппию, а оттуда в Фарсис, чтобы скрыться от глаз своих соотечественников. Дорогой при поднявшейся буре он, как по жребию оказавшийся виновным в этом бедствии, был высажен в лодку, на которой случайно и доплыл до берега. Приняв этот случай за указание провидения следовать своему плану, Иона снова пошёл в Ниневию и с таким жаром говорил Фулу о всемогущем Иегове, что суеверный деспот испугался и устроил торжественное обращение к Богу. Когда Иона в уединении дожидался исхода дела, им снова овладело беспокойство, снова явилось охлаждение к задуманному им делу. Но случай с доставлявшим ему приятную тень шалашом из клещевины скоро смягчил его печаль и снова принёс покой в его смятенную душу». Гольдхорн, выставив этот факт, как первооснову книги Ионы, указал и способ, которым из названного факта в народном предании сложился рассказ книги пр.Ионы, и первооснову остальных образов книги. В этом заключается главное преимущество гипотезы Гольдхорна пред разобранными раньше мнениями, делающее ценным свидетельство его против тех мнений и бывшее причиной того, что и все последующие защитники легендарного происхождения книги Ионы безбоязненно стали под влияние его гипотезы в этих последних отношениях. Но замечательно, что ни Форбигер, ни Розенмюллер, ни Гезениус, ни Бертольд, ни Винер, ни Фридрихсен, ни другие, которые стали под влияние воззрения Гольдхорна в указанных отношениях, не согласились, однако, с ним относительно предполагаемой им первоосновы книги пр. Ионы из жизни самого пророка, и не без причины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Глава 2. Книги малых пророков Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета По порядку мы должны были бы начать с книги святого пророка Исаии. Но в самом начале изучения этого раздела Ветхого Завета знакомство с такой сложной книгой может оказаться затруднительным. Поэтому для того, чтобы освоиться с тематикой, терминологией и особенностями пророческих книг для начала мы займемся книгами малых пророков Осии, Амоса, Иоиля и Софонии. 2.1. Книга пророка Осии Книга пророка Осии стоит самой первой в собрании книг малых пророков. О жизни пророка известно весьма немного. В книге говорится, что он пророчествовал во времена Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских и Иеровоама, очевидно, Иеровоама II, царя Израильского. Если просуммировать время царствования каждого из этих четырех иудейских царей, то получится цифра порядка ста лет. Именно так считал преподобный Ефрем Сирин, указавший в своем толковании, что служение этого пророка продолжалось около ста лет. Минимальный срок, который мы можем предположить, – не менее пятидесяти лет. Тоже немало. Историческая обстановка. Пророк Осия пророчествовал на территории северного, то есть Израильского царства. Вспомним, что же происходило в VIII веке до рождества Христова в Израильском царстве. Там шла постоянная смена династий и прогрессировало нравственное и политическое разложение. Царство Иеровоама II было еще достаточно сильным. Его границы раздвинулись от Мертвого моря до Емафа, то есть северную половину царства он привел в те же самые границы, которые она имела во времена Соломона. Но это экономическое и политическое процветание отнюдь не сопровождалось процветанием религиозным и нравственным. Продолжалось идолопоклонство, продолжалось отступление от закона Божьего. Поэтому дальше следует падение, династия обрывается, и дальше идут одно убийство за другим. Царь Захария убит Селлумом, Селлум в свою очередь сменяется Менаимом, который 10 лет царствовал и уже был данником Ассирии, о чем есть даже и ассирийские документы. Затем сын его Факия убит через два года Факеем, который держался антиассирийской позиции. Затем правил царь Осия, при котором была разрушена Самария, когда он в очередной раз отложился от Ассирии, и вошел в союз с Египтом.

http://sedmitza.ru/lib/text/431390/

Глава 8. Книга Пророка Осии 33. Сведения о пророке Осии Книга пророка Осии начинается следующим образом: слово Господне, которое было к Осии, сыну Беериину, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского ( Ос 1:1 ). Отсюда очевидно, что Осия был сын Беера. Но кто был сей Беер – достоверно неизвестно. По сходству имени указывают на Беера(по Славянскому переводу Векра), которого отвел в плен Феглафелласар, царь Ассирийский. Он был князем Рувимлян ( 1Пар 5:6 ). Но по времени жизни этот Беер придется сыном Осии; ибо отведен был в плен (следовательно, годился еще в работу) около шестого года Езекии, т. е. чрез 80 лет по вступлении Осии в пророческое служение. Указывают также на правило раввинов, что надобно родителей пророка считать пророками, когда они упомянуты в начале книги, – и что каждого пророка следует считать Иерусалимлянином, когда место жительства его определенно не указано в книге. Но это правило находится почти в постоянном противоречии со свидетельствами древних христианских писателей; следовательно не может служить руководством в определении происхождения и места жительства пророков. Святой Ефрем Сириянин говорит, что «пророк Осия был родом из Веелмофа, находившегося в колене Иссахаровом; в мире почил и погребен в земле своей; пророчествовал 113 лет и пришествие Христово предварил восмьюстами лет» (Предис. толков. на Осию). Те же сведения о пророке Осии находятся у Дорофея (De vita prophet, cap. 11) и святого Епифания (tom. 11, pag. 244). Имя Осия (Hoschia), по толкованию блаженного Иеронима, значит Спаситель. этом блаженный Иероним заметил, что то же имя имел сын Нуна, прежде нежели его имя Hoschia переменено было в Jehoschua ( Чис 13:17 879 ), – и что Осия предсказал падение царства Израильского и под конец жизни своей видел исполнение этого пророчества Феглаффелласаром и Салманассаром (Comment. in Osee). 34. Место и время пророческого служения Осии; состояние Израильского царства По собственному указанию, Осия проходил свое пророческое служение в царствование Озии Прокаженного, Иоафама, Ахаза и Езекии, царей Иудейских, и современного первому из них Иеровоама II, царя Израильского ( 4Цар 14:23 ; 880 15:1–2 881 ), т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Глава 12. Книга Пророка Ионы 49. Сведения о пророке Ионе и время его служения Пятая книга в ряду меньших пророков содержит слово Господне Ионе, сыну Амафиину ( Ион 1:1 ). В четвертой книге Царств упоминается Иона, сын Амафиин, пророк от Гефаховера, предсказавший исполнившееся при Иеровоаме II восстановление древних пределов царства Израильского от входа Емафова даже до моря Аравитского или Мертвого ( 4Цар 14:25 1132 ). Отсюда очевидно, что Иона был сын Амафии или Амитая из Галилейского города Геф-Офера, в колене Завулоновом (Иис. Нав. 19:13 1133 ). Блаженный Иероним говорит, что этот город незначительный, лежит в двух милях от Диокесарии или Лидды на пути в Тивериаду; – и что там в его время показывали гроб этого пророка (Praefat. in Jonam). Турки чтут это место и никому не дозволяют в обуви спускаться в гробовую пещеру Святого Ионы. Поскольку пророчество Ионы о восстановлении древних пределов царства Израильского, по указанию четвертой книги Царств, исполнилось при Иеровоаме II (царств. 842–801 г. до Рождества Христова): то очевидно оно произнесено раньше сего времени, вероятно при отце Иеровоамовом Иоасе (858–842 г. до Рождества Христова), когда царство Израильское вступило в борьбу с царством Сирийским, но не могло одержать над ним решительного перевеса, и следовательно имело нужду в одобрении и подкреплении извещением о благополучном исходе начатой войны. К этому же времени надобно относить изложенное в сей книге путешествие Ионы в Ниневию с проповедию покаяния; потому что: 1) Ниневия была еще городом великим, на три дня ходьбы ( Ион 3:3 ), каковой она едва ли осталась после разрушения Мидянами под предводительством Арбака за 800 л. до Рождества Христова; – и 2) жители ее и царь настолько еще сохранили чувство страха Божия, что по одному слову пришедшого вестника или пророка назначили всеобщий пост и исполнили его со всею строгостью не по внешности только, но по исправлению своей жизни; что едва ли вероятно после того, как Ниневия понесла самое суровое наказание от руки Арбака конечно за грехи, требовавшие небесного отмщения и воздаяния?!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010