По свидетельству Иосифа Флавия, он был даже добрый человек и в своих действиях совсем даже не походил на своего отца. Возможно, что характер его исправился в последнее время его царствования. Его уважение к пр. Елисею частью оправдывает это мнение. Царь посетил пророка на смертном одре и плакал над ним, произнося те же самые слова, какие произнес некогда сам Елисей перед чудесным вознесением Илии на небо: отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его! ( 4Цap. XIII, 14 ), восклицал он и получил от пророка уверение в одержании трех побед над сириянами (ст. 19, 25). Амасия, царь иудейский, возгордившись своими победами над идумеями и, вероятно, желая отмстить за потери, нанесенные ему израильским войском, начал с Иоасом войну. Иоас предостерегал его от опасности, иронически сравнивая его с терном, который послал к кедру Ливанскому сказать ему: отдай дочь свою в жены сыну моему ( 4Цap. XIV, 9 ). Несмотря на предостережение, Амасия упорствовал и был разбит наголову при Вефсамисе. Иоас привел его пленником в его столицу, Иерусалим, и разрушил стену Иерусалимскую на четыреста локтей и затем вернулся в Самарию, захватив с собой все священные и царские сокровища Иерусалима. После шестнадцатилетнего царствования (841–825 до Р. X.) Иоас умер и погребен в Самарии в гробницах царей израильских. Ему наследовал сын его Иеровоам II ( 4Цap. XIV, 16 ); в) ( Cyд. VI, 11 ) – отец Гедеона. Он называется Авиезеров, как потомок Авиезера, из колена Манассиина. Иоас был человек состоятельный, и в то время, как мадианитяне опустошали страну, жил в г. Офре, называвшемся Авиезеровой, в отличие от Офры Вениаминовой. Хотя и полуидолопоклонник, он с такой силой защищал своего сына, разрушившего жертвенник Ваала и срубившего священное дерево, находившееся при нем, что народ начал называть Гедеона с того дня Иероваалом, что значит: пусть Ваал сам судится с ним за то, что он разрушил жертвенник его ( Cyд. VI, 32 ); г) ( I Nap. XXVII, 28 ) – из начальников над имением Давида, заведовавший запасами оливкового масла;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Золотой телец. Клеймо иконы «Св. Троица в деяниях». 2-я пол. XVI в. (ГТГ) После смерти царя Соломона царь Иеровоам I , добившись отделения 10 сев. колен, пожелал обеспечить религ. самодостаточность новосозданного Израильского царства (3 Цар 12. 26-27). По совету своих приближенных он воздвиг 2 З. т.- в Вефиле и Дане , придав им статус богов, к-рые вывели народ Израильский из Египта, т. е. отождествив их с Яхве (3 Цар 12. 28-29). Были построены альтернативные Иерусалимскому храму святилища, где служили свои священники, были установлены праздничные дни и приносились жертвы перед идолами (3 Цар 12. 30-33). Создание альтернативных святилищ осуждалось пророками Божиими как неугодное в очах Господа (3 Цар 13. 1-10). О вефильском тельце говорится у прор. Осии, к-рый предсказывает «тельцу Беф-Авена [    - дом идолослужения]», что слава отойдет от него, сам он будет отнесен в Ассирию, а святилища - разрушены (Ос 10. 5-8). Изображение быка как символа физической силы, плодородия и экономического преуспеяния встречается в самых ранних религ. традициях древнего Ближ. Востока. Подобные изображения, во мн. случаях имевшие культовый характер, были также найдены в Угарите, Тире, Хацоре, Библе, Телль-Халафе и Кархемише. Часть этих находок относится к нач. II тыс. до Р. Х., но многие датируются периодом поздней бронзы или началом железного века, т. е. временем Исхода ( Moorey. 1971; Mazar. 1982). В Египте быки рассматривались как инкарнация высших богов (напр., Мневис, бык Гелиополя,- как инкарнация бога Ра - Wyatt. 1999. P. 180). В Месопотамии Гугальанна, «Великий бык небес», муж богини Эрешкигаль (богини преисподней), отождествлялся с Ану и был убит Гильгамешем (Эпос о Гильгамеше. 4). В угаритской религии Эль был также известен как «бык Эль» (tr il), и Ваал мог рассматриваться в качестве быка ( Dietrich. KATU. 1. 5. Taf. V 18-22. (AOAT; 24/1)). В Месопотамии на страже храмов стояли статуи мифических существ - быков с человеческой головой и крыльями птиц; муж. существа назывались «шеду», женские - «ламассу». Сохранились изображения, на к-рых боги бури стоят на спинах перевозящих их животных, в т. ч. быков (ANEP, N 500, 501, 531, 534, 537). В данном контексте быки были символами могущества богов. Херувимы , к-рые на древнем Ближ. Востоке считались небесными существами, служителями бога, имели сходную символику и изображались как крылатые львы с человеческими головами (см., напр.: Albright W. F. What were the Cherubim?//BiblArch. 1938. Vol. 1. P. 1-3). В ВЗ царь Давид использовал символику херувимов для указания на могущество единого истинного Бога - Яхве (2 Цар 22. 11; ср.: Исх 25. 17-22). В богословии ВЗ эти атрибуты были призваны подчеркнуть скорее абсолютность могущества Господа, нежели Его зависимость от языческих богов, и нет никаких свидетельств в пользу того, что Яхве представлялся как восседающий на быках ( Spencer. P. 1068).

http://pravenc.ru/text/199981.html

Прор. Елисей помазал своего ученика, военачальника Ииуя, на царство, повелев ему от лица Господа истребить дом Ахава, «чтобы... отмстить... за кровь всех рабов Господних, павших от руки Иезавели» (4 Цар 9. 7). Ииуй преследовал Иорама, ссылаясь «на любодейство [евр.   - неверность Господу] Иезавели... при многих волхвованиях ее» (4 Цар 9. 22). Когда И. услышала весть о гибели Иорама от руки Ииуя, то, надев царские одежды, она встала у окна и гордо и бесстрашно приветствовала убийцу, сравнивая его с Замврием , узурпатором царского трона. В ответ оскорбленный Ииуй приказал евнухам при дворе И. выкинуть ее из окна. «...И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее» (4 Цар 9. 33), а псы обглодали труп И. Картина гибели И. напоминает предсказания о наказании израильских царей Иеровоама I (3 Цар 14. 10-11) и Ваасы (3 Цар 16. 3-4). Ииуй распорядился похоронить останки И. так, как хоронят дочь царя (4 Цар 9. 34). Гибель И. в точности соответствовала предсказанию прор. Илии: «...на поле Изреельском съедят псы тело Иезавели, и будет труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, так что никто не скажет: это Иезавель» (4 Цар 9. 36-37). Согласно Иосифу Флавию, отец И., царь Ефваал, был священником финик. культа богини Астарты ( Ios. Flav. Antiq. VIII 13. 2; Idem. Contr. Ap. I 18). Вероятно, в Финикии, так же как и в Месопотамии, дочь царя назначалась верховной жрицей главного местного божества - Ваала Мелкарта. Поэтому так широко распространились финик. религ. традиции в Израиле при И., к-рая еще до замужества имела опыт гос. управления ( Yee. P. 849). Ап. Иоанн Богослов сурово осуждает Церковь малоизвестного г. Фиатира (М. Азия) за то, что попускает «жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать [πορνεσαι] и есть идоложертвенное» (Откр 2. 20-23). Именем Иезавель (отсылая к 3 Цар 18. 19; 4 Цар 9. 22) ап. Иоанн называет некую малоазийскую лжепророчицу, к-рая заняла влиятельную позицию в христ. общине Фиатиры и смущала верующих лжеучением. Глагол πορνεειν, как и производные от него формы, в этом и в др. местах Апокалипсиса (Откр 14. 8; 17. 2, 4) употреблен скорее всего в переносном смысле ( Aune D. E. Revelation 1-5:14. 2002. P. 204. (WBC; 52A)). По мнению свт. Андрея Кесарийского († 614), ап. Иоанн Богослов иносказательно употребляет имя Иезавель, подразумевая под ним ересь николаитов ( Andr. Caes. Apoc. II 6). Позже это имя стало нарицательным - так называли грешных и нечестивых жен, восстававших против учения Церкви и святых ( Ioan. Chrysost. In Psalm. 92. 2; Athanas. Alex. Ep. ad epp. Aegypti et Libyae. 23; Greg. Nazianz. Or. 35). В раввинистической традиции И. предстает главной виновницей совершенных в период правления Ахава преступлений (Санхедрин 10. 2, 28b).

http://pravenc.ru/text/293569.html

Гегемония Дамасского царства в Юж. Сирии и Палестине продолжалась и при Азаиле, захватившем престол ок. 842 г. до Р. Х. (4 Цар 8. 7-15). Будучи вначале ослаблен противостоянием с Салманасаром III в 841 и 838 гг. (а также, вероятно, и в 837), Азаил впосл. укрепил свою власть и начал проводить политику по созданию империи. К времени его смерти арам. царство Д. контролировало большую часть территории Юж. Сирии и Палестины, включая Израиль (области к западу и востоку от Иордана), Иудейского царства, Филистии и, вероятно, гос-ва в Заиорданье (4 Цар 10. 32-33; 12. 17-18). Прор. Илия получил от Господа повеление помазать Азаила на царствование в Сирии (3 Цар 19. 15), которое, видимо, смог исполнить только прор. Елисей (4 Цар 8. 7-15). При преемнике Азаила, его сыне Венададе III (кон. IX в. до Р. Х.), империя арамеев распалась. Ок. 796 г. ассир. царь Ададнирари III осадил Д. и вынудил Венадада III заплатить большую дань. Израильский царь Иоас нанес поражение Венададу в 3 сражениях (4 Цар 13. 24-25), сумев вернуть города, захваченные прежде арамеями (4 Цар 10. 32). Из внебиблейских источников известно, что Д. также потерпел поражение в конфликте с правителем объединенных земель Хамата и Луаша Закиром (ANET. 655-656). В 1-й пол. VIII в. до Р. Х. арам. царство Д. переживало упадок и по сути стало вассалом Израиля во время правления Иеровоама II (ок. 782-748 гг.; 4 Цар 14. 25, 28). Однако Д. играл ведущую роль в антиассир. коалиции ок. 735 г. наряду с Тиром, Израилем и др. Дамасский царь Рецин и израильский царь Факей пытались вступить в союз и с иудейским царем Ахазом , но его отказ (4 Цар 15. 36; 16. 5) привел к вторжению этих царей в Иудею и осаде Иерусалима. Тогда Ахаз обратился за помощью к Ассирии. Тиглатпаласар III вторгся в Сирию ок. 733-732 гг. и разрушил почти все города в арам. царстве (согласно его анналам, 591 город в 16 округах Арама - ANET. 283). Он также убил Рецина и переселил жителей Д. в Кир (4 Цар 16. 9; Ам 1. 5; 9. 7). Дамасское царство было разделено на области и вошло в состав Ассирийской империи. С этого времени Д. превратился в столицу ассир. провинции (названной также Дамаск), что стало исполнением пророчеств о суде над Д. (Ис 17. 1, 3; Иер 49. 23-27). В Д. находился храм главного божества пантеона арамеев - бога грозы Хадада (см. упоминание в 4 Цар 5. 18 святилища «дом Риммона» в Д.), к-рый, вероятно, был расположен на участке мечети Омейядов в нынешнем Старом городе.

http://pravenc.ru/text/168694.html

Описанные выше события могут неверующим и скептичным людям показаться абсолютно невероятными. Однако верующий человек понимает, что для Бога нет ничего невозможного. «Человек провел трое суток во чреве огромной рыбы и остался жив, а большое дерево, способное дать тень, выросло в одну ночь и на следующую ночь погибло. Разве такое бывает? «Наверное, перед нами сказка», – говорят одни. «Нет, – отвечают им другие, – это – чудеса, а для чудес нет ничего невозможного. На то оно и чудо, чтобы нарушать законы природы» 7 – замечает А. Десницкий в статье «Иона, неправильный пророк». Следует уточнить: дерево, о котором говорит автор статьи, упоминается в четвертой главе книги пророка Ионы. Оно выросло за одну ночь. Пророк ему очень обрадовался, однако вскоре оно погибло. Иона очень огорчился, «даже до смерти» ( Иона 4, 9 ). Эпизод с быстрым произрастанием и скорейшей гибелью дерева был результатом желания Божия вразумить пророка: он был огорчен проявлением Его милосердия к жителям Ниневии, которые раскаялись в своем нечестии и встали на путь исправления. Господь сказал пророку: «ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» ( Иона 4, 10–11 ). Примечательно, что на святого пророка Иону ссылался Сам Господь Иисус Христос в Евангелии от Матфея. В беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими от Него знамения, Спаситель сказал, что роду лукавому и прелюбодейному не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы пророка ( Мф. 12, 39 ). Далее Господь прямо указал на прообразовательное значение трехдневного пребывания пророка во чреве кита: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12, 40 ). 1.2. Пророчества о Мессии в книге пророка Амоса Книга пророка Амоса – более по объему, нежели книга пророка Ионы: первая состоит из девяти глав, вторая – всего из четырех. Время пророческого служения Амоса определяется достаточно ясно уже в начале книги: в первом стихе первой главы упоминаются Озия, царь Иудейский (783–742 гг. до Р. Х.), и Иеровоам II, царь Израильский (ок. 793–753 гг. до Р. Х.). Говорится также, что пророк был «одним из пастухов Фекойских» ( Ам. 1, 1 ). Однако можно предполагать, что он не был простым пастухом, а занимался разведением скота.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Первый поход Ахава на Сирию Краткая историческая справка – Сирия: Слово Сирия означает в еврейском тексте словом Арам или Арамея, что переводится “страна высокая”. В обширнейшем значении слова Сирия простиралась от Средиземного моря и реки Кидна до Евфрата и от горы Тавр на севере до Аравии и до границ Египта на юге. Она разделялась на Сирию Палестинскую, которая вмещала в себя Ханаан и Финикию; Килисирию – между двумя рядами гор Ливана, и верхнюю Сирию. Последняя была известна под названием Сирия в тесном смысле. Первоначально столицею Сирии был город Ионния, а затем Дамасск. Антиохия была некогда царскою резиденцией и считалась третьим городом в мире по богатству и населению. Баалбек и Пальмира доселе еще представляют замечательнешие развалины своего древнего величия. Здесь в различные времена сражались за свое господство Ассирияне, Иудеи, Греки, Парфяне, Римляне, Сарацины, Крестоносцы и Турки. Нина, Семирамида, Сезострис, Александр, Помпей, Антоний, Тит, Аврелиан и другие, в позднейшее же время Готфрид Бульонский, Ричард-Львиное Сердце, Саладин и другие, а во времена ближайшие к нам Наполеон и Магомет-Али на равнинах Сирии представляли собой грозных завоевателей. В Сирии преобладает арабский язык. 3Цар. 20, 1–6 : Требование Венадада 214 , царя Сирийского. 3Цар. 20, 7–12 : Отказ Ахава по совету старейшин. 3Цар. 20, 13–15 : Обетование Божие о победе. 3Цар. 20, 16–21 : Победа Ахава. 4 книга ЦАРСТВ Иеровоам IIцарь Израильский (4 Цар. 14, 23–29) Иеровоам II 228 – сын Иоаса, – один из замечательных царей царства Израильского; полный разгром языческого окружения; дружеские отношения с Иудейским царством; великолепие двора. Но: попрание закона Моисеева – лишение земель основной части населения, рабский труд; непрочность государства в религиозно-нравственном отношении; элементы идолослужения в стране. Блестящее царствование Иеровоама II было последним и притом призрачным расцветом пред полным увяданием. Царствовал Иеровоам II 41 год. Краткая историческая справка – Ассирийская монархия и древний город Ниневия

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Он завоевал снова все прежние области к востоку и северу, покорил Дамаск и Емаф, отложившийся при Соломоне; Моавитяне и Аммонитяне, хотя находились под управлением собственных царей, были обложены данью ( 4Цар.14:25 ; Ам.6:14 . ср. Ам.1:4,14,15; 2:2,3 ). Народонаселение по ту сторону Иордана, по восстановлении там областей, было снова исчислено ( 1Пар.5:17 ). Могущество Израиля было упрочено на всем пространстве от Евфрата до Египетских границ. Но это мимолетное могущество Израиля было началом разрушения царства. После смерти Иеровоама II государственный строй был скоро потрясен; тотчас наступило состояние полного безначалия; один царь за другим был поставляем и низвергаем. Наследник Иеровоама, его сын Захария, процарствовал только шесть месяцев и затем был публично убит Селлумом. Этот заговор был началом длинного ряда других заговоров и междоусобиц, волновавших царство в последнее полстолетие его существования. Внутренние раздоры и сами собою довели бы царство до погибели, если бы Богу не было угодно поразить преступников чуждой рукой. И действительно, по божественному попущению, в это время с севера поднимаются ассириане, а с юга египтяне, и в своей борьбе из-за мирового господства делают сценой состязаний область израильского царства; внутренние же смуты в последнем только облегчают их усилия. Так, Селлум после одномесячного правления был убит военачальником Менаимом, который и воцарился на троне. Новый царь принужден был много трудиться для восстановления спокойствия внутри волновавшегося государства, а потому не только не предпринимал ничего против Озии иудейского, принявшего под свою защиту многие израильские области по ту сторону Иордана, и против отпавших от Израиля иноземных народов, покоренных Иеровоамом II, но и не в состоянии был совладать с сирийцами, напавшими на Израиля со стороны Дамаска, и с Филистимлянами, опустошавшими его южные границы. После долгих колебаний со стороны образовавшихся в Израиле, партий, искавших союза то с Ассирией, то с Египтом, был призван в страну Фул, царь ассирийский, получивший за восстановление в ней спокойствия 1000 талантов серебра.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

2 . Наказание Израиля и милосердие Бога (13,1 14,1) 3 . Призыв к возвращению к Богу и обетование обновления (14,2–10) Глава 1 1 Слово Господне. Т.е. все сказанное далее есть слово Божие, данное через Осию. Осии. Это имя, происходящее от глагола «спасать», вероятно, означает «Он (Яхве) спас». В то время как здесь названы по именам четыре царя иудейских: Озия (ок. 783–742 гг. до Р.Х.), Иоафам (ок. 742–735 гг. до Р.Х.), Ахаз (ок. 735–715 гг. до Р.Х.) и Езекия (ок. 715–687 гг. до Р.Х.), из царей северного царства Израиля упоминается только один Иеровоам II (ок. 786–746 гг. до Р.Х.). Возможно, автор считал, что израильские цари, правившие после Иеровоама II и до падения северного царства в 722 г. до Р.Х. (четверо из них были убийцами), не заслуживают упоминания. 13,5 Осия подробно излагает историю своей семейной жизни, символизирующей примирение Бога с северным царством Израилем. 12,1 Повествование о начале семейной жизни Осии указывает на желание Бога наказать неверный Израиль, а затем примириться с ним. 1 возьми себе жену блудницу и детей блуда. См. Введение: Трудности истолкования; Особенности содержания и темы. сильно блудодействует земля. Жена Осии и ее дети, а также все жители страны считаются неверными. 1 Гомерь. Имя жены Осии не имеет того символического значения, которое содержат имена ее детей. ему. Отсутствие этого слова в ст. 6 и 8 не означает, что Осия не был отцом второго и третьего ребенка его жены. 1 Изреель. Букв.: «Бог посеет». Так называется и прекрасная долина между горными грядами Самарии и Галилеи (в этой долине Гедеон одержал победу над мадианитянами; Суд. 6,33 ), и город в южной части этой долины, где Ииуй пришел к власти путем насилия ( 3Цар. 21,1 ; 4Цар. 9,10 ). См. 2,22, где имя Изреель служит символом благословения и плодородия. с дома Ииуева. Царь Иеровоам II был из династии Ииуя, которая начала свое правление с кровавой бойни в Изрееле ( 4Цар. 9,14–37 ; ср. 3Цар. 19,16.17 ) и окончила его убийством царя Захарии ( 4Цар. 15,8–10 ). 1 лук Израилев. Военная сила Израиля ( Быт. 49,24 ; 3Цар. 2,4 ; Иез. 39,3 ; ср. Иер. 49,35 ) была сломлена ассирийским войском под предводительством Феглаф-феллассара, который завоевал северные территории Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

102b). Согласно раввинистической традиции, М. является одним из «трех царей» (наряду с израильскими Иеровоамом I и Ахавом ), у которых «нет доли в грядущем мире» (Мидраш Санхедрин. 10. 2; Санхедрин. 102b - 103a). М. погубил прор. Исаию : спасаясь от царя, тот, произнеся Имя Божие, чудесным образом укрылся внутри ствола кедра и был поглощен им; однако царь приказал распилить дерево надвое и умертвил тем самым пророка (Йевамот. 49b; ср.: Санхедрин. 103b). В то же время в раввинистической традиции присутствуют и апологетические суждения в отношении М. Так, рабби Йехуда, ссылаясь на 2 Пар 33. 13, полагал, что у М. «есть доля в грядущем мире», ибо он раскаялся (Мидраш Санхедрин. 10. 2; Санхедрин. 102b; ср.: Иерусалимский Талмуд. Санхедрин. 10. 2, 27с). Согласно др. преданию, М. слыл истолкователем законов. Когда рабби Аши спросил М., явившегося ему во сне, почему столь рассудительный человек, как он, впал в идолопоклонство (букв.- «служил звездам»), царь ответил: «Будь ты там (т. е. живи ты в то время.- И. Т.), ты ухватился бы за края [моего] облачения и поспешил бы за мной» (Санхедрин. 102b - 103b). Лит.: Albright W. F. The Chronology of the Divided Monarchy of Israel//BASOR. 1945. Vol. 100. P. 16-22; Ehrlich E. L. Der Aufenthalt des Konigs Manasse in Babylon//ThZ. 1965. Bd. 21. S. 281-286; Ahlstr ö m G. W. Royal Administration and National Religion in Ancient Palestine. Leiden, 1982; idem. The History of Ancient Palestine from the Palaeolithic Period to Alexander " s Conquest. Sheffield, 1993; Spieckermann H. Juda unter Assur in der Sargonidenzeit. Gött., 1982; Soggin J. A. A History of Ancient Israel. Phil., 1985; Cogan M., Tadmor H. II Kings. Garden City, 1988; Horn S. H. The Divided Monarchy: The Kingdoms of Judah and Israel//Ancient Israel/Ed. H. Shanks. Wash. etc., 1988. P. 109-150; Evans C. D. Manasseh, King of Judah//ABD. 1992. Vol. 4. P. 496-499; Cogan M. Judah under Assyrian Hegemony: A Reexamination of Imperialism and Religion//JBL. 1993. Vol. 112. N 3. P. 403-414; idem.

http://pravenc.ru/text/2561806.html

Местом жительства Товита и некоторых из его соплеменников в Ассирии служила, по книге Товита, Ниневия ( Tob. I:3, VII:3, XI:14–16, XIV:1 ). Свидетельство это, вопреки мнению некоторых исследователей кн. Товита, удобосогласимо со свидетельством 4Цap. XVII:6, XVIII:11 о территории расселения израильтян в ассирийском плену, – и это тем более, что и по книге Товита, как по 4 Цар., израильские поселенцы были и в городах мидийских: Рагах или Раге ( Tob. V:1, 20, V:6, IX:2 ) и Екбатанах ( Tob. III:7, VII:1, XIV:12–13 ). 2б-3 . (LXX 3 ст.). Отличительным свойством и основным достоинством Товита была цело-жизненная его верность путям истины, αληθεας, т.е. вере и богопочтению отцов, и правды, δικαιοσνης – деятельной любви и благотворительности к бедным соплеменникам, к чему в плену было весьма немало поводов (ср. ст. 17). Тов.1:4 Когда я жил в стране моей, в земле Израиля, будучи еще юношею, тогда все колено Неффалима, отца моего, находилось в отпадении от дома Иерусалима, избранного от всех колен Израиля, чтобы всем им приносить там жертвы, где освящен храм селения Всевышнего и утвержден во все роды навек. Тов.1:5 Как все отложившиеся колена приносили жертвы Ваалу, юнице, так и дом Неффалима, отца моего. Тов.1:6 Я же один часто ходил в Иерусалим на праздники, как предписано всему Израилю установлением вечным, с начатками и десятинами произведений земли и начатками шерсти овец, Тов.1:7 и отдавал это священникам, сынам Аароновым, для жертвенника: десятину всех произведений давал сынам Левииным, служащим в Иерусалиме; другую десятину продавал, и каждый год ходил и издерживал ее в Иерусалиме; Тов.1:8 а третью давал, кому следовало, как заповедала мне Деввора, мать отца моего, когда я после отца моего остался сиротою. 4–8 . Верность же Товита чистой вере отцов и законному богоучрежденному культу выразилась еще во дни юности его в бытность его на родине – в том, что, при всеобщем господстве в Израильском царстве введенного Иеровоамом I культа тельцов (ст. 5, см. 3Цap. XII:19, 23, 30 , см. Толков. Библ. т. II), и при всеобщем же отпадении израильтян от Иерусалима, как религиозно-политического центра, – Товит один с немногими неопустительно посещал Иерусалимский храм, ревностно совершая там установленные законом жертвы и теократические приношения (ст. 4, 6–8, сн. Ucx. XXII:29, XXIII:17 ; Bmop. XVI:16–17 ). Возможность для Товита совершать эти паломнические путешествия в последние дни существования Израильского царства подтверждается известием 2Пар. ХХХ гл., что на призыв иудейского царя Езекии праздновать пасху в Иерусалиме туда прибыли некоторые жители Израильского царства, чему не делал препятствий последний царь израильский Осия ( 4Цap. XVII:1–2 , см. Толков. Библ. т. II, ср. у проф. Дроздова, с. 430–431). В отличие от т. LXX и других, Вульгата ведет речь о Товите в 3-м лице, а не в первом, как др. тексты.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010