Глава 9) " Постановлений киновитян " - " сказать о непрестанной молитве " [с. 323].Преподобный Кассиан, прежде всего, говорит об условиях " горячей " - правильной молитвы, а затем о ее видах и " действенном проникновении к Богу " . В этом его изложении подчеркивается необходимость выработки " непрерывного постоянства " молитвы.Молитва должна быть чистой, задушевной, или искренней, горячей. Для сего должно отложить всякое земное попечение, убежать от всех развлечений, пустословий или многословий, от шуток, " а более всего надобно исторгнуть с корнем расположение к гневу или унынию и вовсе истребить пагубное разжжение плотской похоти и любостяжания " [с. 324]. Прежде чем начать молитву, должно привести себя в такое состояние, в каком мы хотим быть во время молитвы. " Ибо дух наш во время своей молитвы необходимо получает настроение от предшествующего состояния и, молясь, возносится к небесному или погружается в земное теми же помыслами, какими занимался пред молитвою " [с. 365].Во время самой молитвы не надо стараться извлекать слезы, если они не текут сами собой. Искусственное исторжение плача приземляет молящегося, погружает вниз, низводит с небесной высоты, " на которой изумительный дух молящегося неуклонно должен быть утвержден " [с. 343]. Авва Антоний о стоянии на молитве говорил: " Несовершенна та молитва, в которой монах сознает себя, или то самое, что молится " . Преподобный Кассиан называет это мнение аввы " небесным " , подчеркивая этим самым необходимость устремления молящегося к Небу всем своим существом [с. 343, 344].Представить все виды молитв невозможно без " чистоты сокрушенного сердца и просвещения Святого Духа " . Их столько, сколько и состояний души. По мере преуспеяния в чистоте меняется и вид молитвы. Иначе молятся в веселии и иначе - в печали, иначе - в безопасности и иначе - в спокойствии, иначе - при мысли о Страшном Суде и иначе - при желании и надежде на будущие вечные блага... [с. 329, 330].Но при всех обстоятельствах подвижник однозначно должен вырабатывать " непрерывное постоянство " молитвы, ибо в этом путь к совершенству сердца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

Астерий делал только натянутый и действительно нелепый вывод, будто, с точки зрения Православных, Сын есть причина Божественности Отца, виновник (causa quo) того, что Отец есть Бог 219 . Кроме συνταγμτιον, которое послужило ближайшим поводом 220 к появлению объёмистого сочинения Маркелла Анкирского. Περ τς το υο ποσταγς, Астерий, по свидетельству блаженного Иеронима 221 написал толкование на Псалмы, Евангелия и Послание к Римлянам, которые пользовались ещё во времена Сократа большим распространением 222 , но не дошли до нас, кроме (?) толкования на 4-й Псалом, изданного Монфоконом на Греческом и Латинском языках в Novacollectio patrum. Parisinus, 1706, t.I, pp. 28–30. Евдоксий Германикийский Евдоксий Германикийский († 370), по Филосторгию 223 , происходил из Арабиссы в Каппадокии. Когда он родился неизвестно; однако есть основания сомневаться в достоверности Филосторгия 224 , что он был учеником мученика Лукиана. В 311-м году, когда Лукиан пострадал, Евдоксий вряд ли было больше 10-ти лет. Но совершенно вероятно, что Евдоксий вращался в среде лукиановских традиций и получил своё богословское образование в Антиохии. По сообщению Афанасия 225 (Hist. Ar.; Adv. monach., 4. M.P.G., 25:700), Евдоксий принадлежал к тем единомышленникам Ария в Антиохии, которых Евстафий Антиохийский отказался принять в клир. «По низвержению Евставия» он был – время не известно – возведён в сан епископа Германикийского. Как последователь партии евсевиан, Евдоксий принимал участие в Антиохийском Соборе 341 года 226 , а также вместе с Восточными в Сардийском (343–344 г.г.. Hilarius, Fragm. До 343 года не играл никакой выдающейся роли: анафема ортодоксальных участников Сардийского Собора игнорирует его. Только в 344-м году он выступает как посланец Антиохийского Собора 344 года, отправившийся вместе с тремя другими Восточными епископами на Западе, чтобы вручить тамошним епископам формулу этого Собора (так называемая κθεσις μακρστιχος) 227 . В последующее десятилетие Евдоксий завоёвывает всё более видное положение между евсевианами и принадлежит среди них уже к πισημτατοι 228 . Что он участвовал в Сирмийском Собор 351 года, это возможно, хотя и не доказано, ибо источник, на который в данном случай ссылаются 229 (Hilar. Fragm. 6:7, M.S.h.10, 692 А.), указывает на позднейшее присутствие Евдоксия в Сирмии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Следует отметить, что значительную часть представителей западной части Империи составляли епископы дунайских и балканских провинций, 541 что указывает на вовлечение в конфликт епископата региона. Однако следует отметить, что этот вывод касается в первую очередь Дакии 542 (и Македонии, церковная история которой в рамках настоящего исследования не рассматривается). Паннония оказалась представлена на соборе только тремя делегатами – Марком из Сисции (Marcus a Savia de Siscia), Евтерием из Сирмия (Euterius a Pannonis) 543 и Валентом из Мурсы, – последний из которых перешел на сторону восточных. 544 Кроме того, восточным епископам, вероятно, сочувствовал и епископ Салоны (Salonae Dalmatiae episcopo), упомянутый в преамбуле к их посланию как один из его адресатов. 545 Таким образом, если епископат Дакии занимал в 343 г. достаточно однозначную позицию и поддерживал в своем большинстве свят. Афанасия и его западных сторонников и защитников, то ситуация в Паннонии была намного более сложной. 1.1.2. Дело Фотина. Сирмийский собор 351г. Если превращение, в 343 г., Балкано-Дунайского региона в один из важнейших «театров» арианской смуты было мотивированно, насколько об этом можно судить, стремлением императоров провести собор восточных и западных епископов в непосредственной близости от границы двух частей Империи, то активизация церковно-политической борьбы в регионе на рубеже 40-х и 50-х гг. IV столетия была вызвана внутренними причинами. Кафедру одного из важнейших административных, политических и церковных центров Иллирика – города Сирмия – занял епископ Фотин, проповедовавший учение, близкое, по мнению большей части современников и ближайших потомков, к динамизму Павла Самосатского. 546 Следует отметить, что Фотин не был уроженцем Иллирика и прибыл в столицу Паннонии из Анкиры, будучи в течение некоторого времени диаконом и учеником епископа этого города Маркелла, осужденного за ересь (монархианскую по своему характеру) восточными епископами и оправданного Римским, а затем и Сердикским соборами. 547 Богословское учение Фотина вызвало в равной мере беспокойство, как среди западных, так и восточных епископов. В 344 г. Антиохийский собор осудил его наравне с Маркеллом Анкирским. 548 На Западе Фотин был осужден, по крайней мере двумя соборами, которые, судя по всему, имели место в Медиолане в 345(6) и 347(8) гг. соответственно. 549

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

В Москве Е. пробыл не более 2 лет (1661-1662), находясь в тесном общении с противниками осуществлявшейся богослужебной реформы (см. Никон , патриарх Московский и всея Руси). В столице в это время находились такие активные защитники «старой веры», как диак. Благовещенского собора Федор Иванов , Вятский еп. Александр , Ф. П. Морозова и люди из ее окружения. Придя из смоленских земель, являвшихся пограничьем между Православием и униатско-католич. миром и ареной конфессионального противостояния, Е. остро воспринял богослужебную реформу. Прекрасно знавший антиуниат. и антикатолич. сочинения юго-западнорус. богословов, монах не просто присоединился к московскому кружку противников реформы, но стал рьяным защитником «старой веры» и обличителем «новин». Его писания входили в круг авторитетных старообрядческих текстов, хранившихся у Феоктиста , игум. московского во имя святителя Иоанна Златоуста монастыря , к-рый получил их «у старца Зосимы золотописца, что жил на Патриаршем дворе и в Новинском монастыре» («тетради» Е. среди др. материалов были конфискованы при обыске у Феоктиста на Вятке в янв. 1666). Написанные Е. в эти годы сочинения пользовались авторитетом у единомышленников, игум. Феоктист рассказал о полученных от старца Зосимы золотописца рукописях - «тетрадях Ефрема Потемкина», списке «Проскинитария» Арсения (Суханова) и «тетрадях... на книгу Евангелие Кирилла Транквиллиона», что «собрал-де он те письма для несогласия новыя печати книг с прежними московскими пяти патриархов книгами, совет приемля от Александра епископа и от старца Григория (Неронова.- Е. Ю.)» (МДИР. Т. 1. С. 343). В списках «тетради» Е. могли распространяться среди единомышленников. Сочинения Е., за исключением поданного Собору в 1666 г. «покаянного письма» (ГИМ. Син. собр. свитков. 1144; опубл.: МДИР. Т. 1. С. 445-451; в изложении вошло в 7-е деяние Собора 1666 г.), неизвестны. Субботин отмечал, что «сочинения Ефрема Потемкина в «Росписи» (перечне книг и писем, взятых при обыске у игум. Феоктиста.- Е. Ю.) не значатся» (МДИР. Т. 1. С. 343), однако логичнее предположить, учитывая, что 15 февр. 1666 г. Феоктист давал объяснения именно по найденным у него бумагам, что сочинения (или сочинение) Е. там были, но либо отсутствовало имя автора, либо его не указали в описи. Анализ «Росписи» с учетом уже известных старообрядческих произведений и круга тем, интересовавших Е., позволяет выдвинуть предположение о принадлежности Е. «четырех тетратей о истинном Дусе; в начале написано: «Покажите нам, христолюбивии, на сем утвердившеся»» (МДИР. Т. 1. С. 325, 9). Нек-рые документы из архива игум. Феоктиста попали в Патриарший разряд, а оттуда в Патриаршую (позднее Синодальную) библиотеку (ныне в ОР ГИМ), но судьба принадлежавших ему рукописей («тетрадей») неясна. Не были известны труды Е. и исследователям нач. XX в., в частности В. Г. Дружинину , в 1915 г. выдвинувшему идею подготовки издания «Памятники истории старообрядчества XVII в.» (ЛЗАК за 1915 г. Пг., 1916. Вып. 28. С. 17-19, 22, 23).

http://pravenc.ru/text/182131.html

21 правило Ельвирского собора (305 г.), 11 правило Сердикского собора (343 г.), повторенное 80 правилом Трулльского собора (692 г.) извергает из клира и отлучает клириков и мipяh, «не приходящих к Литургии в три воскресные дня в продолжении трех седмиц». Но эти меры не оказали должного действия. Мы знаем, что в Византии иногда даже патриарх или император уходили из храма после чтения Евангелия 31 . Упадок духовной жизни продолжался и выражался в уклонении от участия в Литургии и причащении. Во времена св. Иоанна Златоуста 32 некоторые причащались один или два раза в год, несмотря на обличение святителя. Эту практику редкого причащения осуждает и преп. Кассиан. Против нее же направлены «ежедневные епитимии для монахов», приписываемые преп. Феодору Студиту 33 . Происходят другие перемены в литургийной практике. Постепенно вводится тайное 34 чтение евхаристических молитв. Некоторые литургисты видят зародыш этой практики в 19 правиле Лаодикийского собора (343 г.), что, однако, подвергается сомнению 35 . Тайное чтение анафоры распространяется в эпоху Юстиниана. Тщетно борется с этим нововведением император перед своей смертью, ссылаясь на послания св. Апостола Павла: «Повелеваем, чтобы все епископы и пресвитеры не тайно (sesiopimenon) произносили молитвы божественного приношения и святого крещения, но голосом (meta phonis), который был бы слышим верным народом, дабы умы слушающих возбуждались к большему угрызению совести… Приличествует молитве к Господу нашему Иисусу Христу, нашему Богу с Отцом и Святым Духом во всяком приношении и других службах возносить громко (meta phonis). Те, которые откажутся, дадут ответ у престола Божия, и мы, если узнаем, не оставим их без наказания» 36 . К VIII веку тайное чтение анафоры становится общепринятой практикой 37 , хотя продолжаются недоумения, вопрошания и споры, отмечаемые литургистами, которые дают объяснение появлению заамвонной молитвы 38 . Однако, несомненно, что тайное чтение связано с евхаристическим небрежением церковного народа.

http://azbyka.ru/evxaristiya-v-drevnej-c...

409 Соч. Максима, ч. II, Послание к митрополиту Макарию, 365. Сказание о Максиме Греке в рукописи Москов. Синод. библ. Горский и Невоструев. Описа-рукоп. Москов. Синод. биб, отд. II, кн. 2, 578–581. Курбский. Сказания, 39–40, по 2 изд. Востоков. Описание Румянц. Музея, 242–243. Описание рукоп. Соловецк. биб. Прилож. к Прав. Соб. 1878 г. апрель, 163–164. Рукоп. купца Хлудова в Москве. 60, л 29–30. 417 Этот абзац вставлен в текст из дополнения к печатному оригиналу – прим. электронной редакции. 421 Сказание Максима ркп. Импер. Пуб. Библ. F, 1 447. – Карамзин. VII, примеч. 343, 345. – Сочин. Макс. Грека, ч. II, 369–370, 374. Опис. рукоп. Московской Синод. Библ. отд. II, кн. 2, 578–581. 424 Первый сослан был в Коломну, а последний, по одним известиям в Соловки, по другим – в Волоколамский монастыре. – Карамз., т. VII, примеч. 343. – О сочетании второго брака Василия Иоанновича. Чт. в Общ. Истор. и Др. Росс, 1847 г. 8, 4; ркп. Имп. Пуб. Биб. из древлехр. Погодина, 1597, л. 1–18. Курбский говорит, что Сильван уморен был злою смертью за малые дни в своем епископском дому самим митрополитом Даниилом. Курбск. Сказания, изд. 2, 42. – по другим сказаниям, Сильван был заточен м. Даниилом в Волоколамский монастырь и там иноки сего монастыря «в дым повесили» Сильвана и там он «в дыму задушен скончался». Ркп. Моск. Синод. Библ. (не разборчиво) л. 26–35. Описание Горского и Невоструева, отд. II, кн. 2, 578–581. Описание рукоп. Соловецкой библиотеки, прилож. К Прав. Соб. 1878 г. апрель, стр. 163–164. – Из всех разнородных сказаний можно вывести только то общее заключение, что м. Даниил действительно жестоко преследовал и наказывал просвещенного старца Сильвана – деятельного сотрудника и соучастника Максима Грека . Скорее всего можно согласиться с известием, что Сильван попал в заключение в Волоколамский монастырь, который во время Даниила сделался постоянным убежищем для всех более или менее важных преследуемых им лиц. Доказательством просвещенности Сильвана может служить и то, что в некоторых рукописных списках бесед Златоуста на св. Матфея сохранялось свидетельство, что перевод их сделан Сильваном. Рукоп. Моск. Син. Типогр. 1553 по стар, каталогу, и 83 по новому каталогу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

304-306 307-331 ВАХБ ибн Муннабих ибн Камил ибн Сайадж, Абу Абдаллах (654 или 655 - 728 или 732), мусульм. ученый-традиционалист, принадлежавший к табиун 332-333 333-335 ВАХРАМ РАБУН (ок. 1215 - ок. 1290, Киликия), вардапет, арм. ученый, богослов, философ, политический деятель ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый 336-337 337-338 ВАХХАБИЗМ Ваххабизм , в XVIII - сер. XX в. учение Мухаммада Абд аль-Ваххаба и его последователей; с кон. XX в. в России - обобщающее название для мусульм. фундаменталистских религиозно-политических орг-ций и движений 338-339 339-340 ВАЧЕ II царь Албании Кавказской (444-463) из династии младших Аршакидов, сын Есуагена и сестры шаханшаха Йездигерда II 340-341 341-342 342-343 ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ один из великих церковных праздников, установленный в честь события приведения Пресв. Богородицы Ее родителями в иерусалимский храм для посвящения Богу 343-348 ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Мукачевской и Ужгородской епархии), в с. Кушница Иршавского р-на Закарпатской обл. Украины 348-349 ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ муж., действующий; принадлежит Этолийской и Акарнанийской митрополии Элладской Православной Церкви 349-352 352-353 353-354 354-355 355-358 ВДОВСТВУЮЩАЯ КАФЕДРА наименование епископской кафедры после кончины занимающего ее архиерея до поставления на нее нового епископа 358-360 ВЕБЕР Макс [Карл Эмиль Максимилиан] (1864 - 1920), нем. социолог, историк, экономист, философ, юрист 360-362 ВЕДАНГА букв.- части тела Вед, др. название - шаданга, 6 разделов знания и фиксирующие их тексты, предназначенные для поддержания традиций ведийского ритуала ВЕДАНТА в Индии наиболее популярное философское направление, разрабатывавшееся как истолкование ведийских текстов (прежде всего Упанишад), непосредственно связанное с течениями индуизма 363-364 ВЕДАСТ († ок. 540), еп. Атребатский (Аррасский), свт. (пам. зап. 6 февр., перенесение мощей 5 окт., в диоцезе Аррас также 6 апр. с октавой)

http://pravenc.ru/vol/vii.html

Теперь хотелось бы вспомнить некоторые примеры " примирения " церквей из истории христианства, приводимые А.В.Карташевым в его статье " Соединение Церквей в свете истории " : " В арианскую эпоху восточный епископат под водительством антиохийцев отпал от никейской ортодоксии, строго охранявшейся западными церквами под водительством Рима. Опыт примирения через собор в Сердике 343 года повел только к формальному разделению церквей, наложивших взаимно отлучение на девять главных епископов с каждой стороны. " После этого собора " , по словам историка Созомена, " восточные и западные уже не смешивались между собой и не имели общения как единоверные " . В течение следующих четырех десятилетий восточная церковь внутренне выздоравливала от отравлявших ее арианских ядов и по инициативе святителя Василия Великого долго старалась убедить Рим и Запад, что пора им восстановить мир и единение с православным ядром Восточного епископата. Первый сговор и подпись под никейским символом в Риме от лица 64 восточных состоялись в 364 г. Но фактически сближения не произошло. В Риме на соборе 378 г. устами Петра Александрийского антиохийцы еще честились именем ариан. Лишь в 379 г. Рим признал, что 146 восточных епископов около Мелетия Антиохийского есть православное ядро, хотя многие из них получили рукоположение от ариан. Тогда в ответ на это на Антиохийском соборе 379 года примирение церквей было формально засвидетельствовано и восточными, а затем торжественно утверждено на всевосточном соборе 381 года в Константинополе, признанном впоследствии вселенским. При этом воссоединении раздельно живших церквей просто не вспоминали взаимных отлучений Сердикского собора 343 г. Обе стороны отказались от взаимных подозрений в противоположных ересях. Обе приблизились друг ко другу во взаимном понимании, сохраняя каждая свой оттенок в богословии. Восточные подписали вновь никейское " единосущие " . Западные приняли восточную формулу " три Ипостаси " и не отвергли арианских хиротоний восточных. Никто никого не " присоединял " к себе. Обе половины Церкви вновь соединились. Все прожитое в раздельности время не сочтено пустым или безблагодатным. Таинства, подвиги, спасение душ христианских самоочевидно считались за это время реальными. Никому и в голову не приходила кощунственная мысль, что, например, литургии, совершавшиеся святителем Василием Великим, формальным " омиусианином " , т.е. для западных (в 360-х годах) " еретиком " , были лжелитургиями. Две благодатно живые части Церкви вновь внешне и видимо соединились, очевидно невидимо, за время их ссоры, не переставая быть соединенными в лоне Духа Святого, Животворящего Церковь. Это не " уния " и не " присоединение " , но примирение " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

22 об.–25; службы: 24) Стефану Пермскому (265–272 об.). В конце этой службы почерком конца XV в. киноварью: «В лето 6981 (1473) при великом князе Иване Васильевиче всея Руси и при его сыне великом же князе Иване Ивановиче всея Руси и при преосвященном Филиппе митрополите всея Руси, повелением господина епископа Филофеа Пермского сии канон сложил святителю Стефану епископу Пермскому на Москве иеромонах Пахомий Сербин». По шестой песни канона на лл. 269–270 житие святителя Стефана. Начало: «Сей преподобный и богоносный отец наш епископ Стефан бысть от страны Двиньскыа»; 25) Дионисию Глушицкому, без конца (273–280 об.); 26) Кириллу Белозерскому (281–296 об.); 27) Алексию митрополиту (297–308 об.); 28) Леонтию Ростовскому (308 об.–322 об.). Укажем на одну особенность этой службы святителю. За стихирами «на стиховне» следует «преломление и благословение хлебом. В куроглашение, пред заутренею поется Блажение святаго святителя Леонтия, вжигают свещи и дают братьи. всреди церькви поем кафизму 17-ю Блажени непорочни. Припев. Величаем тя святителю Леонтье иже благочестно церковь Гооподню непорочно сохраншу. Другая статья. Руце твои сотвориста мя. Припел. Достойно есть величати тя чудотворче Леонтье глубины духа изыскавшаго и доброты вещания приимшаго. Третья статья. Припел Роди вси песньми»... (часть листа истлела). За седальном по втором стихословии «Хвалите имя Γοсподне. Таж гласом избранной припев. Блажен еси и преблажен свягителю Леонтье яко своими учении вселеную просветил еси. Други припев. Тебе блажим вси святителю Леонтье, ты бо молиши за ны Христа Бога нашего. Третьи припев. Похвалим братье святителя Леонтия, яко молит за ны Христа Бога нашего» (часть листа истлела). За евангелием канон гласа 6; 29) Сергию Радонежскому (322 об.–343); 30) Варлааму Хутынскому (343–359 об.); конец службы, кажется, на 281 л.; 31) Петру митрополиту (360 об.–371 об.); 32) Алексию митрополиту – 12 февраля, без конца (371 об.–385 об.); 33) в субботу Лазареву и в неделю Цветоносную (338–425 об.); последняя неполная; 34) канон на повечернице в великий пяток (без начала) и на утрени в великую субботу (426–435 об.); 35) паремии из чина водоосвящения на день Богоявления (436–442); из 16-ти паремий нет 1, 14, 15 и 16; службы: 36) Сретению Господню, без начала (443–456 об.); 37) Вознесению Господню (456 об.–471 об.); оканчивается катавасиею по 9 песни канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Издания 476 : 1. Слова·, а) В неделю цветную: Калайдович К. Памятники (прим. 218). С.3–9 (editio princeps); Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского //ТОДРЛ. 1957. Т.13. С.409–411 (критич. изд.); нем. перев.: Rose К. (прим. 26). S. 122–126; б) На св. Пасху (краткая и древнейшая пространная ред.): Калайдович К. С. 10–17; Еремин И.П. С.412–414; в) По Пасце, похваление Воскресения (в новую неделю) (пространная и сокращенная ред.): Калайдович К. С. 18–27; Еремин И.П. С.415–419 [ Кирилл Туровский . Слово об артосе/Подг. текста и перев. Т.В. Черторицкой//Красноречие Древней Руси, XI–XVII вв. Μ., 1981. С. 71–80 (по изд. Еремина). – Прим. изд. (А.Н.)]; нем. перев.: Zenkovsky S.A. Aus dem Alten Rußland – Epen, Chroniken, Geschichten. München, 1968. S.59–62 (сокращ.); г) Слово о снятии тела Христова с креста и о мироносицах (в неделю 3-ю по Пасце) (6 редакций): 1 ред. (основная): Калайдович К. С. 28–42; Еремин И.П. С.419–426 [ПЛДР, XII век. Μ., 1980. С.311–324 (подг. текста и перев. В.В. Колесова); Красноречие Древней Руси... С.80–92 (подг. текста и перев. Т.В. Черторицкой) (в обоих изданиях в основу положен текст изд. Еремина). – Прим, изд. (А.Н.)]; 2-я и 3-я ред. не изданы; 4-я ред. (две группы списков): Лопарев Хр. Слово в Великую субботу, принадлежащее св. Кириллу Туровскому . (ПДП. 97). СПб., 1893; 5-я и 6-я ред. (под другим названием, так как отсутствует плач о снятии с креста) не изданы; д) Слово о расслабленем (в неделю по Пасце): Калайдович К. С.43–52; Еремин И.П. Указ. соч.//ТОДРЛ. 1958. Т.15. С.331–335; е) Слово о слепьци и о зависти жидов (в неделю 6-ю по Пасце): Калайдович К. С. 56–64; Еремин И.П. С.336–340; ж) На Вознесение Господне: Калайдович К. С.65–73; Еремин И.П. С.340–343 [Красноречие Древней Руси... С.92–99 (подг. текста и перев. Т.В. Черторицкой) (по изд. Еремина). – Прим. изд. (А.Н.)]; з) Слово на сбор св. отец 300 и 18 (в неделю преже Пянтикостия) (список краткой ред.): Калайдович К. С. 74–85; Еремин И.П. С.343–348; англ.перев.: Franclin S. Sermons and Rhetoric of Kievan Rus’ (см. выше, с.165). P.55–157 (здесь и слова, и притчи к монахам!); 2. Притчи к монашествующим (см. в разделе об аскетической литературе); 3. Молитвы (см. в разделе о богослужебной литературе).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010