См.: Востоков А.Х. Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842.; Словарь церковно-славянского языка/Имп. АН. От-ние рус. яз. и словесности. СПб., 1858-1861. 2 т. Мельков А. Ректор Московской Духовной Академии А.В. Горский и его вклад в развитие русской церковно-исторической науки//Журнал Московской Патриархии. 2002. 12. С 47. Там же. С. 49. [iv] Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. СПб., 1827. 2 т. [v] Полевой Н.А. История русского народа. Т. 1-6. М., 1829-1833. [vi] Карамзин Н.М. История государства Российского: В 3 кн., заключающих в себе 12 т. с полными примеч./Изд. И. Эйнерлинга. 5-е изд. СПб., 1842-1843. 3 кн. [vii] Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы. Харьков. 1859-1861. 2 кн. [viii] Тихонравов Н.С. Горский и Невоструев//У Троицы в Академии, 1814-1914 гг.: Юбилейный сборник исторических материалов/Издание бывших воспитанников Московской Духовной Академии. М., 1914. С. 343. [ix] Там же. С. 343-344. [x] См.: Даниил, митр. Московский. Послания, поучения, Слова – Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. [xi] Востоков А.Х. Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842 [xii] См. подробно о Московской Синодальной библиотеке: Иконников В.С. Опыт истории русской историографии. Киев, 1891-1892. Т. 1. [xiii] Филарет (Дроздов), митр. Письма к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843-1867. М., 1883. С. 45-46. [xiv] Горский А.В. Дневник/Под ред. С.К. Смирнова//Прибавления к творениям святых отец. 1884. Т. 34. С. 315, 319, 330. [xv] ОР РГБ, ф. 78, к. 39, ед. хр. 22, л. 1-6. [xvi] Срезневский И.И. Отчет о первом присуждении Ломоносовской премии//Записки Императорской Академии наук. СПб., 1868. Т. 12. Кн. 2. С. 202. [xvii] Там же. С. 202-203. [xviii] ОР РГБ, ф. 78, к. 20, ед. хр. 22, л. 1-71. [xix] Тихонравов Н.С. Указ соч. С. 352. [xx] Там же. С. 350-351. [xxi] Невоструев К.И. Слово святого Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку XII века.

http://pravoslavie.ru/5235.html

Это объясняется тем, что чин проскомидии написан позднее – в XIV веке, а сама служба с предуготовительными молитвами написана в XII–XIII вв. Наше объяснение оправдывается тем во 1-х, что проскомидия написана более мелким и весьма значительно отличающимся уставом, чем сама служба с предуготовительными молитвами, а, во 2-х, тем, что после второй молитвы. «Владыко..., ныне хотящу...» читаем такое, наиболее свойственное служебникам XII–XIII вв., замечание о проскомидии «посем бывает проскуромисание и покровение даром и прочая служба начинается». Наконец, в 3-х, в чине проскомидии указанные молитвы также помещены, но после облачения. 585 Ркп. Синод. библ. XII в. 604/343, л. 10. Вторая молитва записана в конце литургии Златоуста, после молитвы «потребите святая» и псалма, читаемого при умовении рук, л. 19 об. – Ркп. Казан. Духов. Акад. XIII в. 702/1016, л. 1–6. Первою стоит молитва: «Владыко..., не хотяй смерти грешником». Так и в двух ркп. XIV века: Типогр. библ. 127, л. 1–2 и Воскресенского монастыря 7, л. 5–8. 586 Вероятно и молитва: «Владыко, не хотяй смерти грешником» также читалась при облачении, потому что иногда встречается с таким надписанием: «молитва иереови за ся, егда хощет служити в ризах». 587 См. Требник Петра Могилы библ. Москов. Дух. Ак. 7/438, л. 350. В служебнике преп. Никона эта молитва написана в конце литургии Преждеосвященных даров, после молитвы, читаемой в сосудохранительнице: «Господи Боже...., введый...» 589 Ркп. Син. библ. 604/343, л. 26: «молитва комкати (от латинск. слова communicatio) хотящи». Ркп. Петерб. Духовн. Ак. 518, л. 36 об. 524, л. 48 об.; 530, л. 52 об. Ркп. Воскр. мон. 7, л. 37 и др. Срав. с этой молитвой молитву пред причащением в литургии Иакова: «Господи Боже наш, небесный хлеб». Swainson. р. 317. 591 Swainson, р. 88. Молитва эта встречается также на малом входе и в Порфириевском евхологионе, в литургии Златоуста, φυλ. 16 об. 592 См. Записки Императ. Акад. Наук, за 1863 г. том IV. кн. 1. стр. 23. Известия Импер. Археол. общества, 1863 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

343-348 НАЗОРЕИ в ветхозаветном иудаизме люди, давшие определенные обеты Богу: не стричь волос, воздерживаться от употребления вина и не касаться мертвых 348-350 НАКИПАРИ ц. во имя вмч. Георгия (сван.- Джграг) Местийской и Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви 350-352 352-355 НАМЕСТНИК должностное лицо в России в разные периоды ее истории, в Великом княжестве Литовском и нек-рых др. гос-вах, а также в РПЦ 355-356 356-366 366-367 НАНА св. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 23 мая и 1 окт. (с супругом, царем Картли св. равноап. Мирианом)), груз. царица (сер. III - сер. IV в.) НАНТСКИЙ ЭДИКТ эдикт умиротворения, подписанный 13 апр. 1598 г. франц. кор. Генрихом IV Бурбоном в г. Нанте 367-371 НАПЕВКА пласт устного пения в совр. старообрядческой богослужебно-певч. культуре, исполнение к.-л. песнопения не по крюковым книгам (письменной версии), а изустно, по сложившейся в общине традиции 372-373 НАПИСАНИЕ О ПРАВОЙ ВЕРЕ («Написание о правой вере, изложенное Константином блаженным Философом учителем о Боге на славянском языке»), догматическое сочинение, приписываемое равноап. Кириллу (Константину Философу) 373-374 НАПРАВНИК Направник Эдуард (в правосл. крещении Димитрий) Францевич (1839-1916), рус. дирижер и композитор 374-375 НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ предмет христ. богослужения, один из важнейших предметов в наборе литургической утвари и в церковном убранстве каждого правосл. храма 375-383 384-385 385-391 НАРВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО 1. С.-Петербургской (Петроградской, Ленинградской) епархии, существовало в 1887-1927 гг. 2. Эстонской Православной Церкви, существовало в 2009-2011 гг. 391-393 НАРКИСС (I в.), ап. от 70 (пам. 31 окт. и 4 янв. в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 31 окт. и 30 июня в Соборе всех апостолов), еп. Афинский 394-395 393-394 НАРОДЫ МОРЯ большие этнические группы, которые, согласно егип. источникам, в кон. XIII - нач. XII в. до Р. Х. перемещались по древнему Ближ. Востоку, опустошая города и страны, и в конце концов вторглись в Египет

http://pravenc.ru/vol/XLVIII.html

Киев, 1905. С. 235–239; Его же. Слово о целомудрии//Творения. Киев, 1905. С. 304–305; Его же. Слово о том, как человек приходит в чувство, и познает полезное//Творения. Киев, 1905. С. 323–342), свт. Григория Паламы (Григорий Палама, свт. Антирретики против Акиндина. Краснодар: «Текст», 2010), свт. Симеона Блаженного, архиеп. Фессалоникийского (Симеон Блаженный, архиеп. Фессалоникийский, свт. Сочинения. СПб., 1856) и некоторых других Святых Отцов, упомянутых в Древнем патерике (Древний патерик. М., 1899), Достопамятных сказаниях (Достопамятные сказания), «Лавсаике» (Палладий, еп. Еленопольский. Лавсаик или повествование о жизни святых и блаженных отцов. СПб., 1873), Добротолюбии (Добротолюбие. В 5 тт. СТСЛ, 1993) и Огечнике свт. Игнатия (Брянчанинова) (Игнатий (Брянчанинов), свт. Огечник//Полное собрание творений. Т. 6. М.: «Паломник», 2004. С. 5–494); см.: Основы. Т. 1. С. 14–348; Т. 2. 7–314; Т. 3. С. 7–357; Т. 4. С. 7–277. 126 См.: Основы. Т. 1. С. 95, 305, 355, 375, 380, 387, 396–399, 403, 405–408, 421, 423; Т. 2. С. 318, 328–330, 342, 348–350, 372, 393, 395, 397, 400, 404, 405, 408; Т. 3. С. 167, 168, 297, 307, 348, 356, 357, 369, 390, 391, 395–399, 401, 404, 406, 411–413, 416, 417,423, 427, 441, 448, 456, 459, 461, 464–466, 468, 470–472; Т. 4. С. 285, 287, 288, 297–299, 305, 307, 308, 312, 315, 320, 321, 335, 336, 338, 345, 347, 349, 350, 367. 128 Димитрий Ростовский , свт. Богодухновенное наставление христианское//Творения. , «Второе приуготовление», «Исповедание грехов генеральное», «Зерцало православного исповедания», «Слово в субботу четвертой недели Великого Поста», «Слово о страхе Божии, какой той имети всякому человеку», «Поучение ко иереем», «Розыск о раскольнической брынской вере»//Творения. В 2 частях. СПб., 1910. 129 См.: Основы. Т. 1. С. 21–28, 84, 86, 209, 211, 302, 323; Т. 2. С. 105, 109, 173, 194, 228, 243, 245, 275, 313; Т. 3. С. 45, 102, 136, 168, 170, 171, 186, 191, 207, 209, 210, 224, 231, 343, 344, 354; Т. 4. С. 106, 120, 164, 167, 174, 204, 205, 212, 214, 215.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В 350 году, после смерти Константа, Констанций один стал править всей империей. В период его правления арианство восторжествовало повсюду, и западная Церковь также была вынуждена согласиться с осуждением св. Афанасия и принять " примирительные " формулы. Глава 9. Святой Афанасий Великий Св. Афанасий Великий родился в Александрии в 293 году в христианской семье. В отличие от многих других знаменитых богословов философии он не изучал, хотя и получил хорошее образование. Еще в молодых летах он предался строгому аскетизму. В 319 году он был посвящен в дьякона епископом александрийским Александром и участвовал в Никейском соборе (325 год). По смерти Александра (328 год) Афанасий был избран его преемником, после чего занимал епископскую кафедру в Александрии в течение сорока семи лет, из которых пятнадцать провел в изгнании.В 335 году стараниями своих противников - ариан Афанасий был низложен Тирским собором и осужден на изгнание в город Трир на далеком Западе. По смерти Константина I (337 год) он возвратился из ссылки, но вражда ариан была очень сильна, и они продолжали интриговать против него. Несколько лет спустя, пользуясь поддержкой императорских солдат, они насильно поставили архиепископом александрийским арианина Григория. Афанасий был вынужден бежать в Рим к архиепископу Юлию, благодаря которому учение Афанасия было объявлено согласным с православными догматами на римском соборе 341 года. В 343 году состоялась неудачная попытка примирения между арианами и никейцами на соборе в Сердике (нынешняя столица Болгарии София). В 346 году Афанасию было разрешено вернуться в Александрию в качестве архиепископа - единственного в тот период православного епископа на всем Востоке. Своим личным авторитетом и сочинениями он завоевал любовь и уважение своей паствы, и влияние его было очень велико.Выше уже говорилось, что в 350 году, когда арианин Констанций стал самодержавным монархом, арианство одержало победу как на Востоке, так и на Западе. В 356 году в результате преследований Афанасий вынужден был бежать в египетскую пустыню, где он скрывался по монастырям в течение шести лет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1433...

Судебный приговор в Лос-Анжелосе, не признавшийправ Американской Митрополии на имущество ЗарубежнойЦеркви. Переезд Синода Зарубежной Церкви в СоединенныеШтаты Америки. Архиерейский Собор в Джорданвиле-Могопаке.Собор Северо-Американской Митрополии в Нью-Йорке,отклонивший Митрополию от Московского Патриархата. Канонизация Зарубежной Церковью Новомучеников иИсповедников Российских. Празднование 1000-летия крещения Руси на Родинеи за рубежом. Освящение храма-памятника в Джексоне. ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ Аббас, персидский шах 181, 235 Абрамович-Барановский С., проф. 434 Аввакум, протопоп 198, 200, 203, 204, 207, 208, 209 Август III, король 356 Августин Сахаров, епископ 318 Аверкий, архиеп. 494 Аверкий, епископ 434, 435 Авраамий Болгарский, муч. 87 Авраамий Галичский, преп. 105 Авраамий Палицын, архим. 170, 175, 177 Авраамий Ростовский, преп. 13 Авраамий Смоленский, преп. 87, 117, 119 Авраамий, епископ 433 Агапий, епископ 467 Агапий, схимонах 336 Агафангел Преображенский, митроп. 377, 381, 383, 394, 414, 415, 416, 418, 427, 428, 429, 430, 434, 435, 437, 438, 439 Агафья Карпова 342 Агафья Мельгунова(Александра), старица 330 Агафия (сестра хана Узбека Кончака) 41 Адам, епископ 453, 468 Адашев, временщик 77 Адриан, патриарх 205, 216, 217, 218, 230, 232, 260, 331 Адриан, старец 335 Айвазов И. 375 Аквилонов Е. , проф. 318 Акчурин С. 275 Алачев, князь 234 Александр, папа 134 Александр Немоловский, епископ 483 Александр, архиеп. 154, 155, 468 Александр, епископ 202, 203, 204, 476 Александр I, Император 5, 277, 278, 292, 293, 294, 306, 307, 320, 321, 322, 334, 343, 349, 350, 358, 371 Александр И, Император 280, 281, 292, 326, 326, 350, 366, 375 Александр, царь 235 Александр Александрович, цесаревич 279 Александр Ошевенский, преп. 121 Александр Владимирович, князь 62 Александр Казимирович, князь 141, 144, 145 Александр Михайлович , князь 42, 48, 122 Александр Невский 31, 40, 43, 48, 87, 129, 134, 135, 276, 292, 293, 327 Александр (внук Мамая, князь Олекса) 41 Александр 347 Адександра Феодоровна, царица 399

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

133 «Пространное изложение веры» более подробно, чем предыдущее, освещает позицию умеренных ариан. Оно ничего не говорит о единосущии Христа и Бога-Отца, но в то же время отвергает идею, что Сын произошел не от Бога, а из не-сущего или из какой-либо другой ипостаси. 134 То есть в 347 г. По другим данным Сердикский собор состоялся в 343 или 344 г. Согласно Феодориту, в нем участвовало 250 епископов II.7 . Сократ же называет другую цифру около 376 членов . На Сердикском соборе, где преобладали западные ортодоксальные епископы и где был подтвержден Никейский символ веры, потерпела неудачу политика примирения противоборствующих религиозных партий, и восточные епископы впервые открыто отделились от западных. 135 Филиппопольский собор заявил, что не присоединится к Сердикскому, пока там будет присутствовать Афанасий вместе с другими низложенными епископами Созомен. III.11 . 136 Аквилея — город в северо-восточной Италии в Истрии на побережье Адриатического моря. 137 В 348 г. По другим данным — в 346 г. 138 См. прим. 90 к Первой книге. Отцом Далмация Младшего был Далмаций Старший, сводный брат Константина Великого, убитый в 337 г. вместе с сыном. 139 Война Констанция с Шапуром II продолжалась до 350 г. Она вновь возобновилась в 359 г. и шла до 361 г. 140 Легковооруженные воины Шапура II, окопавшегося на высотах у Сингары, атаковали римлян, однако были отбиты. Но римляне, увлекшиеся преследованием персов, были вынуждены стать лагерем в низине и были разгромлены атакой лучших сил шаха. Римляне понесли огромные потери. 141 Воин варварского происхождения Магненций захватил власть на Западе в январе 350 г. Переворот Магненция застал императора Константа врасплох в галльском городе Августодуне. Констант пытался бежать в Испанию, но был настигнут и убит в Еленополисе. 142 Ветранион был командующим войсками в Иллирии. За его спиной стояла дочь Константина Великого Константина, вдова Аннибалиаиа Младшего, убитого в 337 г. сына Далмация Старшего. 143 Есть версии, что Павел Константинопольский был удавлен арианами 6 ноября 351 г. собственным омофором наплечником .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Исправленный на основании «Выписок кратких» Печерский Патерик был напечатан в Москве в 1759 г. 342 , в количестве 396 экземпляров: из них 46 подносных и 350 для продажи (по цене 1 р. 89 ½ к.) 343 . Это издание, с незначительными изменениями, перепечатывается и до настоящего времени. III. О литературных источниках Печерского Патерика. 1. Общий критико–библиографический обзор переводной агиографической литературы до монгольского периода: отдельные жития Как известно, древнерусская оригинальная литература сложилась под сильным влиянием переводной, главным образом – греческой. Не представляет какого–нибудь счастливого исключения и наша агиография, очень богатый отдел старинной русской письменности. 2. Патерики Памятники переводной агиографической литературы дошли до нас (больше всего – через южных славян) в двух видах: 1) в виде отдельных монографий, обнимающих жизнь и подвиги того или другого святого, и 2) в виде целых сборников житий – Патериков, Прологов и Четий–Миней. Из отдельных (переводных) житий у нас очень рано стали известны – житие Антония Великого , составленное Афанасием Александрийским 344 , жития Саввы Освященнаго 345 и Евфимия Великого 346 , составленные Кириллом Скифопольским , житие Евстафия Плакиды 347 , Панкратия Тавроменийского 348 , Нифонта, епископа Констанции Кипрской 349 , Феодора Студита 350 , Феодора Едесского 351 , Епифания Кипрского 352 , Симеона Столпника 353 , Иоанна Златоустог о, составленное Георгием Александрийским 354 , Илариона Великого 355 , Феодосия Киновиарха 356 . Жития – мучен. Кодрата 357 , муч. Феклы 358 , Романа Сладкопевца 359 , муч. Никиты и Варвары 360 – известны по Прологу и Чет.–Минеям. Вопрос о переводных Патериках ждёт ещё своего исследователя, но уже заранее можно сказать, что изучение славяно–русских переводов прольёт некоторый свет на их ближайший оригинал – греческие Патерики, в которых так же много невыясненного и загадочного 361 . Напр., в славянском переводе Синайского Патерика XI–XII в. (рукоп. Моск. Син. б. 551) главы 302–336 не находят для себя оригинала в известном нам греческом «Λειμν» или «Λειμωνριων» Иоанна Мосха 362 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Подпись М. присутствует в актах Сардикийского Собора 343 г. ( Mansi. Т. 3. Col. 69). Однако он не присутствовал на нем, а подпись, означавшая согласие со спорными постановлениями, была поставлена позже, в 346 г., когда свт. Афанасию было позволено вернутся из ссылки в Александрию. Во время путешествия свт. Афанасия из Антиохии в Египет М. принимал его в Иерусалиме, где состоялся Собор Церкви Палестины, к-рый объявил о поддержке оправдания свт. Афанасия. Большинство палестинских епископов вступили в общение с ним. В «Апологии против ариан» свт. Афанасий привел окружное послание этого Собора, адресованное народу и клиру Египта, Ливии и Александрии ( Atahanas. Alex. Apol. contr. ar. 57). Сократ Схоластик, довольно критично настроенный к М., указывает, что мн. противники епископа видели в этом решении не более чем соглашательство М., к-рый торжественно примирился со свт. Афанасием именно тогда, когда Афанасий был уже реабилитирован имп. властью ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 24). Время и обстоятельства завершения епископата М. весьма сложны для реконструкции. Согласно сведениям Сократа Схоластика и Созомена, М. был низложен арианствующими епископами Акакием Кесарийским и Патрофилом Скифопольским и заменен пресв. Кириллом , которого ариане на тот момент считали своим сторонником ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 38; Sozom. Hist. eccl. IV 20). Дата событий в этих источниках не определена; ориентировочно ок. 350 г. Эта т. зр. преобладает в трудах позднейших визант. историков, в т. ч. у Феофана Исповедника (IX в.- Theoph. Chron. P. 41-42). Никита Хониат (XIII в.), анализируя данные ранних историков, соотносил низложение М. со смертью имп. Константа (350), покровителя свт. Афанасия Великого. После его смерти имп. Констанций II вновь получил свободу в принятии решений в пользу арианской партии ( Nicet. Chon. Thesaur. V 15//PG. 139. Col. 1374). В «Древнем синодике» (после 886) низложение М. было показано как следствие решений, принятых на Соборе 346 г. Согласно этой версии, еп. Акакий Кесарийский, пользуясь своим правом митрополита, созвал в Иерусалиме новый Собор и на нем низложил М.

http://pravenc.ru/text/2561628.html

2260 Полемисты против русского раскола заинтересованы в буквальном понимании пророчества Мал.3:23 и в отнесении его исполнения во времени пришествия антихриста. Раскольники утверждают, что в Греко-российской Церкви воцарился антихрист. Православные, опровергая это заблуждение, в числе самых веских прямых доказательств выставляют то, что пророк Илия еще не приходил. При этом они всемерно стараются показать невозможность аллегорического понимания Илии в Мал.3:23 (ср. у Нильского, стр. 343–350) 2263 См. свод этих свидетельств в книге Bousset. «Der Antichrist» (SS. 134–139). Также у Нильского, стр. 333–350. Любопытно отметить, что и бл. Иероним в толковании на Мф.17:11 говорит: «Ipse Elias, qui ventarus est in secundo Salvatoris adventu juxta corporis fidem, nunc per lohaunem venit in virtute et spiritu» (цит. у Hengst, 447). 2264 Приводимые проф. Нильским доказательства едва ли даже и заслуживают опровержения. Ссылка его на название Илии «Фесвитянином» показывает лишь его незнакомство с еврейским текстом Малахии. А указание на слова Ин.3:17 ослабляется, во-первых, контекстом этих слов: «верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (ст. 18–19). И, во-вторых, изречением Ин.12:31 ; «ныне суд миру сему» – в каком бы смысле оно ни понималось. 2265 Вопроса об антихристе, равно как и причин, обусловивших в древней церкви напряженный интерес к этому вопросу, мы в своем исследовании вообще касаться не желаем. 2267 Мнение о тожестве Илии с , как мы видели (стр. 421, 424), разделяется многими толкователями ст. 1. Ср. еще Hengst, 441 f. – Reinke, 543 ff. – Nowack, 441; и др. 2268 Напр., обычные для классической древности – синекдохи: Homerus aut Maro pro optimo poeta, Maecenas pro benefico in doctos, Cato pro homine severo и т. п. (у Hengst, 445). 2271 По Jalkut Chadasch, это изречение указывает на сходство в характере их деятельности (цит. у Hengst., a. a. O.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010