Мы подкрепились чаем, что так кстати было после сырой и чуть не холодной ночи. У пастухов по профессии, конечно, нашлось бы что-нибудь и для напутственной закуски дорогим гостям, но – на дворе стояли Петровки.., а в комнате сидел местный „батюшка», да еще и не один, для которого эластичное слово наших Петровок облекалось в твердую и жесткую форму: Σαρακοστ, (четыредесятица). Мы пригласили честный клир к участию в своем чае, который, видимо, был предметом пытливого внимания для него. Для меня же предметом истинного недоумения были эти самые пастыри словесного стада, державшие себя во всех отношениях безукоризненно. Их семь человек на 350 домов, неотступно думалось мне. Все они люди семейные, конечно, из тех же пастухов вышедшие и, следовательно, не располагавшие никакими особенными средствами. Как же и чем живут они? Круглым числом приходится по 50 домов на каждого, от которых и должны получать себе содержание. Не тема ли это для исследования тем, кто у нас столько уже времени занят вопросом „об улучшении быта духовенства»? Далек я от мысли считать напрасным вопрос этот, сам – воспитанный „ругою» и „требами“, и имевший всю печальную возможность видеть, как, после оплакиваемой кончины воспитавшего меня, остался только деревянный дом с рябинным садиком и огородом при нем, и -положительно, ничего более! А между тем, приход, питавший семью нашу, состоял, думаю именно из 350 домов, если не более. Каким же образом выходит то разительное обстоятельство, что на приходах, вроде Перивольских, из 50 домов, люди успевают составлять себе даже капиталец, так что дети священнические – не редкость увидеть – открывают лавочки на Востоке и ведут торговлю не хуже настоящих купеческих домов, а у нас, если случится безвременная кончина служителя алтаря Господня, его семейство хоть иди по миру? Что-нибудь одно: либо наши 300 – 350 домов беднее здешних 50-ти, либо способ содержания духовенства здесь доходнее, чем у нас, либо люди тут скопидомнее и нетребовательнее, чем там... Или, уж не сказать ли, в успокоение себя, что над всем царит fatum, – что, то – римляне и греки, хотя и десятая вода на киселе, а то – мы – варвары, хотя тоже значительно попросеянные уже сквозь сито жизни от времен Анахарсисов?

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

С прекращением ежедневного богослужения в храме в 1818 г., вследствие причисления его к Верхоспасскому собору и закрытия особого причта при нем, Екатерининская церковь пришла в еще большее запустение, и потому, при осмотре ее архитекторами в 1840 г., были найдены ветхости в сводах, стенах и арках, на исправление которых по приблизительной смете требовалось 493 р. 69 . Впрочем, в сем году была устроена лишь одна лестница для входа от Екатерининской церкви в галерею Воскресенского храма за 260 р. 70 ; и только с 1843 года началось полное возобновление храма. В сем году барон Воде поручил архитектору Чичагову составить смету на реставрацию всего храма. Чичагов положил произвести штукатурные работы внутри храма и прилегающей к нему галереи на сумму – 325 р., сделать лепные украшения в церкви и трапезе – на 406 р., новый паркетный пол здесь же – на 624 р., каменный пол в галерее с высечкою орнаментов – на 220 р., пневматическую полупечь для отопления церкви, трапезы и галереи – на 1771 р., дубовые переплеты в окнах со стеклами, в сосновых рамах, с приборами, окраскою, и лакировкою – на 978 р., устроить вновь иконостас с клиросами, с резьбою и позолотою под масть и колер – на 350 р., написать вновь 22 образа разной величины – на 1150 р., раскрасить стены на масле колером, с написанием трех образов – 350 р., устроить в окнах железные решетки, заделать окна кирпичом и отделать двери – на 350 р. Всего по смете на возобновление Екатерининской церкви требовалось 10255 р. В оправдание же столь большой составленной им сметы архитектор указал на то, что Екатерининский храм находился в весьма ветхом состоянии и стены его имели от ветхости и запущение настолько значительные повреждения, что со временем могли угрожать опасностию и всей части сего строения, почему он и нашел необходимым устроить совершенно новый иконостас и всю внутренность исправить, как следует. В 1844 г. последовало разрешение на устройство нового иконостаса, и архитектор Тон составил было уже и рисунок оного в новом стиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Мартиниане белозерском . После собора 1547 года житие пр. Мартиниана представлено митрополиту Макарию и он установил ему праздновать. Мощи открыты в 1514 году. В Троицком трефологионе 628 л. 33 есть канон ему – творение инока Матфея. 13 Текст греческий Метафрастова жизнеописания мучч. Ермила и Стратоника издан со списка XI в. в полном курсе Патрологии Мини (Т. 114, стр. 553). Июня 1 память их совершалась в Царьграде в монастыре Спудеев. (Дю-Канж lib. IV. 161). Главы их были в Софии в Царьграде в 1200 году, по свидетельству паломника Антония. Архиеп. Филарет считает их славянами. См. святые южн. 13 января. Об Иакове нисивийском. Буттлер кончину его относит прямо к 350 году к 11 июля, Фесслер в 338 или 350 г. (Instit. II. 12. ). Болландисты (Iul. IV, 28) полагают ее между 350–361 годами. Сведения об нем достоверны, ибо собраны Феодоритом кирским . Житие пр. Иринарха ростовского написано современником старцем Александром. 14 О св. отцах на Синае и Раифе . Первое избиение отцов было при Диоклитиане и патриархе александрийском св. Петре (300–313). Оно описано Аммонием, египетским иноком очевидцем. После посещения св. мест палестинских Аммоний пришел и на Синай, где иноки проводили весьма строгую жизнь. В то время, 14 января, на синайских пустынников напали Сарацыны; одно арабское племя, по смерти своего вождя. В Четьей-Минее они названы Влеммианами (по славянскому переводу глазатые – ( βλμμοι); но Влеммиане напали на раифских отцов с египетского берега в тот же самый день. Раифа – место близ Фарана на восточном берегу Красного моря на два дни пути от Синая. Инок из Раифы, пришедший на Синай, принес известие о сем событии Аммонию. Второе избиение синайских и окрестных подвижников было в V веке и описано также очевидцем монахом Нилом, бывшим прежде префектом константинопольским († 450–456). Оно совершено было Сарацынами, а не Влеммианами, как сказано в месяцеслове импер. Василия. Преп. Нил и сын его Феодул скончались в мире. По кончине телеса их перенесены в Царьград импер.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Спасибо за обнаруженную историческую неточность. 350 миллиардов долларов должны только Пибалтийские республики, или Евросоюз их принявший. Финляндия должна заплатить за то, что Александр I сохранил финнов, как нацию, в дополнение к 350 миллиардам. 3. Ответ на 2, Потомок подданных Императора Николая II: Верное наблюдение насчёт " новых территорий " . Только вот зря уважаемый автор обвиняет ретивых пересказчиков новостей и спущенных сверху установок в злонамеренности, пусть не осознаваемой. Такая терминология прямое следствие " независимости РФ " , того, что совок похоронен. Возвращение территорий - это же ненавистное кондовым " патриотам " возрождение СССР. Именно такая ассоциация возникает и за рубежом, и у нормальных граждан России при словах " возвращение территорий " . Вот и делаем выводы - очевидные. Почему возрождение СССР, а не Российской Империи? 2. Верное наблюдение насчёт " новых территорий " . Только вот зря уважаемый автор обвиняет ретивых пересказчиков новостей и спущенных сверху установок в злонамеренности, пусть не осознаваемой. Такая терминология прямое следствие " независимости РФ " , того, что совок похоронен. Возвращение территорий - это же ненавистное кондовым " патриотам " возрождение СССР. Именно такая ассоциация возникает и за рубежом, и у нормальных граждан России при словах " возвращение территорий " . Вот и делаем выводы - очевидные. 1. Финляндия может откупиться. В нынешних ценах Швеции было заплачено 350 миллиардов долларов. Площадь купленных территорий 513 516 квадратных километров. Площадь Финляндии 338 400 квадратных километров, или 65,9% от купленных Петром Первым земел. Пётр Первый Финляндию у шведов не покупал. По условиям Ништадтского мира Пётр Первый Финляндию шведам вернул. А компенсацию в 2 млн. ефимков серебром русский царь, если читать п. 5 мирного договора, обязывался выплатить в качестве компенсации, там не сказано, что это была плата за территории. И даже если была бы плата,ила присоединила Россия тогда, в тогдашних наименованиях, Ингерманландию (левый берег Невы южный берег Финского залива), южную Карелию (т.е. Карельский перешеек), Эстляндию с островом Дано и Лифляндию с островом Эзель. А Финляндию Пётр Швеции вернул, предварительно " испражнив " (т.е. " очистив " ) от русских войск. Таков текст Ништадского мирного договора

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/18/ro...

Задача ариан после Никейского собора состояла в том, чтобы свести к нулю все сделанное собором в догматическом отношении. Но самый собор был делом Константина Великого, и сколь бы неточно понимал император его догматическую формулу (а он понимал ее, несомненно, по–своему), как бы благосклонно не относился к врагам его, он не позволил бы прямых нападений на собор; он оставался формально верным собору до самой смерти. Действуя против собора, ариане должны были поэтому избрать особую тактику. Они направили удары не прямо на собор, а на защитников и истолкователей сформулированной на нем веры, которые своим авторитетом и ученостью могли влиять на прочих рядовых епископов и на массу простых верующих. При Константине (325–337) борьба со стороны ариан ведется, собственно, пока лишь против лиц, отстаивавших Никейское исповедание. По смерти Константина программа арианской деятельности могла быть расширена. Сыновья Константина Никейским собором непосредственно не были заинтересованы, и при Константин (337–361) ариане направляют усилия уже к тому, чтобы Никейскую формулу заменить другой. Открывается целый ряд соборов на Востоке, на которых утверждается ряд формул (Socr. Η. Ε. II, 41: λαβρινθος τν εκθσεων). Но Константий в первую половину своего царствования (337–350) обладал только Востоком. Запад же, под управлением сначала Константина II (1340 г.) и Констанса, потом одного Констанса (t 350 г.), выступил на защиту и Никейской формулы, и принимавших ее лиц, подвергшихся гонению на Востоке. Первоначальные попытки ариан ввиду этого имели мало успеха, зато когда Константий сделался единодержавным властителем и Востока, и Запада (350–361), они достигли через него сначала внешнего господства и на Западе, а потом заменили Никейскую веру Нике кой (в г. Ника) формулой (=IV Сирмийская). Первая половина царствования Константия может быть названа периодом Антиохийских соборов и формул, вторая — периодом соборов и формул Сирмийских. Защитниками Никейской веры, на которых обращено было, главным образом, внимание ариан при Константине Великом, были: св. Евстафий Антиохийский, св. Афанасий Александрийский и Маркелл Анкирский. Представителем ученых епископов–оригенистов, союз с которыми был так важен для ариан, можно считать Евсевия Кесарийского. Вождем арианской партии и главным деятелем в истории арианских смут является, наконец, Евсевий Никомидийский. В лице Евстафия, Афанасия и Маркелла выступили в разных местах Востока — в Сирии, Египте и Малой Азии — в качестве защитников Никейской веры представители всех трех направлений богословской мысли, какие обозначались еще в до–никейский период. Евстафий вышел из Антиохийской школы, Афанасий — из Александрийской, Маркелла не без основания можно ставить в ближайшее отношение к малоазийскому богословию по характеру его ученой деятельности и воззрений.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Нифонт, святой 74 Ницше Фридрих (1844–1900), немецкий философ 451 Ноак Август (1 822–1905), немецкий художник 295 Носов Исаак Павлович (1847–1940), старообрядческий священник, собиратель и торговец иконами 188 О Овербек Фридрих Иоганн (1789–1869), немецкий художник 310 Овчинникова Е.С. 97, 99, 100, 101, 139, 160, 206, 316, 467, 481 Олеарий Адам (1603–1671), немецкий путешественник, автор «Описания путешествия в Московию» 24, 26, 28, 37, 44, 76, 467 Олсуфьев Юрий Александрович, историк искусства 304 Ольга, великая княгиня 350 Ольга, святая 350 Онаш К. 7, 467 Онуфрий, святой 74 Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (ок. 1605–1680), боярин, государственный и военный деятель 370 Островский Г. 30, 292, 467 Острогорский Г. 230, 296, 467 Остроухов Илья Семенович (1858–1929), художник, коллекционер 195 П Павел, апостол 92, 141, 277 Павел (1754–1801), император (с 1796) 108 Павел, архимандрит 34, 122–124, 135, 212, 467 Павел Алеппский (ок. 1627–1680), архидьякон, автор описания путешествия в Россию 21, 22, 24, 28, 32–39, 54, 77, 100, 135, 148, 158, 159, 170, 410, 411, 459 Павел Любопытный, старообрядческий писатель 148 Паисий 81 Палеотти Габриэль 394 Палецкие, князья 159 Панкратов Семен (упом. 1648–1649), иконописец из Владимира 182 Панкрышевы А.И. и ИА. (вторая половина XIX-haчaлo ХХ в.). иконописцы, владельцы иконописной мастерской в Мстере 168, 332, 350, 354, 355 Панофский Э. 436 Пантелеймон (ум. 305), св. великомученик 278 Панченко Х.М. 83, 380, 396, 447, 465, 467 Папулин Николай Андреевич, судиславский купец, собиратель и торговец иконами 216 Параскева, святая 234, 332 Парилов Иван Иванович, иконописец из Палеха 190, 191 Парилов М.И. (конец XIX-haчaлo ХХ в.), иконописец из Палеха 385 Парилов М.Л., иконописец, преподаватель Палехской учебно-иконописной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи 279 Париловых Л. и М. мастерская, в Палехе 168 Пармиджанино Франческо (1503–1540), итальянский художник 305 Пафнутий Боровский (ум. 1478), святой 67, 240 Пекарский П.П. 221–223, 234, 467

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

12 января 1893 г. правление Иеввенского отделения Прибалтийского братства «за истощением собственных своих средств» обратилось за помощью в этом вопросе к князю С. В. Шаховскому, а тот 19 января ходатайствовал перед К. П. Победоносцевым об отпуске из казны 500 пудов меди для этой цели. Обер-прокурор поддержал прошение, адресовав его 4 февраля военному министерству и дописав собственной рукой: монастырь является «единственным выразителем интересов православия среди иноверного населения» [ РГИА. 350 ]. 6 марта 1893 г. Военный совет через генерала от артиллерии Леонида Петровича Софиано разрешил отпустить медь из артиллерийских складов, а именно от Усть-Двинской крепостной артиллерии (ныне — район Риги). Военный совет, правда, посетовал, что «отпуск ведомству православного исповедания казенного металла из артиллерийских складов на отливку колоколов для церквей является потребностью почти постоянной и… достигает уже значительной цифры: в последние два года он дошел до 1500 пудов», а металл этот мог быть продан или востребован позднее. Поэтому совет «признал необходимым сократить количество просимого металла наполовину»: 250 пудов меди без оплаты доставки. 22 апреля Победоносцев сообщил об этом князю [ РГИА. 350, 9–18; ERA. Tartu. 3751 ]. Вскоре были приобретены первые звоны: Большой — весом 2648 кг; Полиелейный — 1326,8 кг и Малый — 350 кг. После скоропостижной и безвременной кончины князя С. Д. Шаховского его супруга соорудила над могилой, на вершине горы на свои средства шатровый, «из круглых бревен» храм «в северно-русском стиле XVII столетия», примыкающий к ее дому. В согласовании строительства она вновь выступала как представительница Прибалтийского братства. «Храм во имя св. Сергия Радонежского над могилою князя и среди Эстляндской святыни, будет служить постоянным напоминанием о бывшем Эстляндском губернаторе князе Сергии Шаховском и о неутомимой его деятельности во вверенной губернии во славу Божию и на пользу дорогого нашего Отечества», — писал 18 октября 1894 г.

http://bogoslov.ru/article/6191776

«Во всякое время» – всегда надо бороться с неподобающими помыслами – «немедленно гнать их молитвой и страхом Божиим, и не попускать им ни одной минуты» быть на сердце. Когда они появятся – стараться подумать о могущей быть внезапной смерти и сказать: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: воздрема душа моя от уныния. Буди милость Божия с нами!» (3:349–350). Особенно губительны мысли хульные, почему их гнать и искоренять надо как можно скорее. – «Находящие хульные мысли, или от кого произносимое хульное слово должно уничтожать в то же мгновение, и не давать места им на памяти. Ежели они и неотступно находят, то и тогда не внимать им, и посрамившись отойдут, видя непрестанно призываемое имя Христово», молитву, псалмопение, размышление «о вышних предметах»... «Чего не преодолеют труды и терпение!» (2:191; 3:154). «Спасайтесь милостью Божией, храня во всякой чистоте и непорочности свое сердце», – взывает Подвижник (2:191). – «Спасайтесь о Господе, покуда время есть!» (3:350). И молится: «Да поможет вам Господь побеждать самих себя, и каждый день полагать начало благое» (3:350). Да устроит Он вас «по милости Своей! – Матерь Божия да сохранит нас под кровом Своим от находящего смущения и уныния, наносимого неприязненным духом; да проженет окаянного возмутителя Святой Хранитель Ангел наш! Радуйтесь о Господе! Наше Отечество на Небеси!» (3:471). 5. «Не слушайте лукавого» 10 «Един страх нам буди – страх Божий!» (3:375) Духи злобы – «ангелы, не соблюдшие своего начальство, но оставльшие свое жилище» ( Иуд.1:6 ) – враги нашего спасения. Отпав от Бога и впав в самолюбие, гордость и злобу, они хитро лукавствуют, коварствуют над людьми, обольщают их, внушают им ложные, плохие мысли и желания, смущают их, наводят страхования... Иногда принимают вид Ангела светла, чтобы вызвать доверие и таким образом придать своим действиям силу. Их лукавством нельзя обольщаться, как нельзя их самих смущаться и бояться. Долг христианина смело вступить в борьбу с ними и победить. Для этого у него имеется надежное оружие: Крест Христов и Сам Господь Спаситель! Злые духи – «миродержатели» – хитры «в своих умышлениях, – говорит инок Георгий.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Божья Матерь Черной горы (Фоторепортаж) Литургия в горах Турции совершается второй раз после многолетнего перерыва… Полтора миллиона армян и от 350 до 700 тысяч греков – такова численная потеря зарезанных и изуверски замученных людей в турецком геноциде 1915-1922 годов. 24 апреля, 2012 Литургия в горах Турции совершается второй раз после многолетнего перерыва… Полтора миллиона армян и от 350 до 700 тысяч греков – такова численная потеря зарезанных и изуверски замученных людей в турецком геноциде 1915-1922 годов. 24 апреля — День памяти жертв геноцида армян Панагия Сумела, или Божия Матерь Черной горы — так называется высеченный в горах Турции монастырь. Монастырь был основан монахом Варнавой в конце IV в. и до XX века Панагия Сумела была главным монастырем для православных понтийцев. Полтора миллиона армян и от 350 до 700 тысяч греков – такова численная потеря зарезанных и изуверски замученных людей в турецком геноциде 1915-1922 годов. Подробнее: Понтийский геноцид Выгнанные со своих земель, разбросанные по разным странам, потомки беженцев поддерживают тесные связи друг с другом. В аэропорту Ростова-на-Дону царила атмосфера радости от встречи с близкими людьми. Вот уже более пяти лет подряд понтийцы, а именно так они себя идентифицируют, раз в год едут на свою историческую родину в Понт, в монастырь Панагия Сумела. Подавляющее число христианских церквей при турках были переделаны в мечети, частично сейчас в них устроены музеи. Второй участи удостоился и Сумельский монастырь. Усилиями Константинопольского Патриархата и Ассоциации греческих общественных объединений России в этом году удалось во второй раз получить разрешение на проведение Божественной Литургии в этом древнем монастыре. Ассоциация Греческих Общественных Объединений России под руководством Ивана Саввиди уже второй год возит паломников на литургию в Панагии Сумела. В этом году на Литургии побывала фотокорреспондент Правмира Юлия Маковейчук. Фото и текст Юлии Маковейчук Перелет занял чуть больше часа, и еще чуть-чуть пришлось подождать в аэропорту Трабзона, чтобы встретить самолет из Салоник. Тут уж перемешались и языки, и лица, слышался русский, украинский, греческий, турецкий языки. Многие понтийцы довольно хорошо говорят по-турецки.

http://pravmir.ru/bozhya-mater-chernoj-g...

4 . Антиохийский собор 217 . По случаю освящения новой церкви в Антиохии собралось в половине 341 года около 100 епископов. После совершения освящения собравшиеся епископы составили собор, чтобы издать несколько постановлений относительно повсеместного однообразия церковного управления. Председательствовал на этом соборе Плакет, епископ Антиохийский, и издано было 25 канонов, которые все вошли в общецерковный канонический сборник и о которых с особенным уважением отзывается как Восток, так и Запад. В Кормчей они составляют 9 главу. 5 . Лаодикийский собор 218 . По всей вероятности, в 343 году, в Лаодикии, главном городе Фригии, был составлен многими епископами Малой Азии собор, на котором было издано 60 канонов разного содержания, и каноны эти, хотя различно разделяемые вошли в канонические сборники. В Пидалионе они помещены в том же числе, как и в Книге правил. В Кормчей каноны Лаодикийского собора составляют 10 главу, и хотя по числу их 58, но со стороны содержания они все находятся в ней. В Indreptarea стоит 59 канонов, что зависит от того, что последние два составляют один канон. 6 . Сардикийский собор 219 . На границе между восточной и западной частями греко-римской империи, в Сардикии (нынешней Софии) состоялся в 343 220 году многочисленный собор, с целью установить согласие относительно Афанасия Великого между восточными и западными епископами, разъединенными арианскими интригами. Присутствовавших на этом соборе членов насчитывается 376, из которых было 300 западных епископов и только 76 восточных. Председательствовал, известный со времени Никейского собора, Осия, епископ Кордубский. Когда были объявлены безосновательными все обвинения, возникшие против Афанасия, и утвержден Никейский Символ, собор издал 91 канон относительно церковной дисциплины, и все эти каноны вошли в общецерковный канонический сборник. В нынешних наших сборниках различие этих канонов состоит лишь в порядке нумерации, со стороны содержания они все находятся в них. В Indreptarea помещены все каноны. В Пидалионе их 20; нет 18 канона, но так как он имеет нераздельную связь с следующим (19) каноном, в котором говорится о том же предмете, то содержание самых канонов ничуть не страдает. В Книге правил тоже 20 канонов, что зависит от того, что 18 и 19 каноны составляют один, именно 18 канон. Причина этого та же, что и в Пидалионе. В Кормчей порядок канонов иной, хотя число их полное, а именно 21 канон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010