Прибавление, сделанное Матфеем: «Λεββαος, πικληθες Θαδδαος» (Леввей, называемый Фаддеем) дает нам полное право заключать, что Леввей у Матфея есть одно и то же лицо с Фаддеем Марка. Правда, против такого заключения восстают некоторые ученые, заподаозривая подлинность евангельского выражения „ πικληθες Θαδδαος“, так как во многих будто-бы древнийших кодексах Евангелия от Матфея это выражение опущено. Вот почему даже Ольсгаузен 624 высказывается таким образом: „Мне также кажется, что оно (т. е. вышеуказанное выражение) не принадлежит Матфею, который нигде в других местах при этом имени (Леввея) не употребляет этой фразы; вероятно оно перешло в текст из какой-нибудь глоссы, так как на полях (евангельского повествования) кем-нибудь могло быть высказано во всяком случае очень вероятное предположение, что Фаддей Марка есть Леввей Матфея“. Мы не будем долго останавливаться на этом возражении; мы напомним только, что против него говорит уже одно то обстоятельство, что таких кодексов, которые опускают указанное выражение Матфея, сравнительно только очень незначительное количество 625 . При этом для нас важно, что имена: Леввей и Фаддей тождественны по своему значению и настолько синонимичны, что едва-ли могут быть названы именами в собственном смысле (Фаддей – могущественный, Леввей – смелый, сильный). В силу этого, нам кажется, что без особенных, посторонних побуждений, ничего нельзя сказать против отождествления Леввея у Матфея с Фаддеем Марка. Гораздо важнее вопрос о том, как смотреть на различие в этом отношении между Матфеем и Лукой. Желая запутать это дело еще более, Шлейермахер думает доказать, что на место Леввея (у евангелиста Матфея) Лука ставит Симона Зилота. Но думать так нет ровно никакого основания, и потому скорее следует предположить, что Лука ставит Симона Зилота на место Симона Кананита (у Матфея), а на место Леввея – Иуду Иаковля. Отождествлять Симона Зилота с Симоном Кананитом нам отчасти дает право самое тождество имен. Что же касается Иуды Иаковля, то из Евангелия от Иоанна (14:22) мы, действительно, знаем, что в числе двенадцати апостолов был и Иуда не-Искариот.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Иероним правильно замечает, что Спаситель не завидует тому, что Его ученики и рабы будут владеть силами, которые принадлежат Ему Самому. И как Он Сам исцелял всякую болезнь и немощь, так и ученикам передал эту власть. Но существует большое расстояние между словами «иметь» и «раздавать», «дарить» и «получать» и обозначаемыми в них действиями. Мф.10:2 .  Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, (Ср. Мк.3:16–17 ; Лк.6:13–15 ; Деян.1:13 ). При толковании этого стиха следует, во-первых, иметь в виду его связь с остальными стихами, где говорится об апостолах, т.е. с 3-м и 4-м, во-вторых, специальный смысл только 2-го стиха. 1. У нас имеются четыре списка апостолов, три у синоптиков и один в Деяниях. Первое наблюдение, которое мы можем сделать, рассматривая эти списки, заклю­чается в том, что все они различны. Это яснее будет видно из следующей таблицы: Мф.10:2–4 Симон Петр Симон Петр Симон Петр Андрей Андрей Андрей Андрей Филипп Филипп Филипп Филипп Варфоломей Варфоломей Варфоломей Матфей Матфей Варфоломей Матфей Матфей Иаков Алфеев Иаков Алфеев Иаков Алфеев Иаков Алфеев Леввей Фаддей Симон Зилот Симон Зилот  Симон Кананит   Симон Кананит   Иуда Иаковлев   Иуда Иаковлев  Иуда Искариот Иуда Искариот Иуда Искариот Матфий Не подлежит никакому сомнению, что Симон есть одно и то же лицо с Петром. Он поставляется во всех четырех списках на первом месте (но в Деяниях не называется Симоном), Филипп везде на пятом, Иаков Алфеев на девятом, а Иуда Искариот (замененный в Деян.1:26 Матфием) на последнем. Эти лица служат как бы разделителями апостольских списков на три «кватерниона», по четыре лица в каждом. Некоторые лица в списках хотя и называются по-разному, должны быть тождественны, потому что если принять, что здесь поименованы разными именами разные же лица, то это не будет согласно с прямыми показаниями синоптиков, что апостолов было «двенадцать», молчаливым признанием в Деян.1:13 со стороны писателя Деяний той же истины и ясным в Деян.1:26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.10:2 .  Иаков Зеведеев и Иоанн брат его. Иакова поставил впереди, так как он был старше Иоанна; но Иоанн превосходил более совершенной добродетелью. Мф.10:3 .  Филипп и Варфоломей… Они последовали за Христом после вышеупомянутых; поэтому и перечисляются в таком порядке. Мф.10:3 .  Фома и Матфей мытарь… Марк ( Мк.3:18 ) и Лука ( Лк.6:15 ) поставили Матфея прежде Фомы, потому что он стал учеником прежде Фомы; а Матфей здесь по скромности поставил себя ниже, так как для собственного уничижения назвал себя опять мытарем. Мф.10:3 .  Иаков Алфеев и Леввей, нареченный Фаддей. Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем. Этот Иаков был брат Матфея, так как Матфей, называемый не только Матфеем, но и Левием, был также сын Алфея: «виде, – говорит, – Левию Алфеова, седяща на мытнице» ( Мк.2:14 ). Лука вместо Фаддея поставил здесь Симона Зилота, или Кананита, а потом Фаддея соединил с Иудой Искариотским, называя и его Иудой: »Иуду, – говорит, – Иаковля " , и «Иуду Искариотскаго» ( Лк.6:16 ). Соединил он их по сходству имен. Итак, было два Симона: Симон, называемый Петром, и Симон Зилот, который называется и Кананитом; два Иакова: Иаков Зеведеев и Иаков Алфеев; два Иуды: Иуда Иаковлев который называется Леввеем и Фаддеем, и Иуда Искариотский. По причине сходства их имен евангелисты присоединяют для различения и другие признаки. Но если Лука, по причине сходства имен, соединил Фаддея с Иудой Искариотским, то почему он не соединил равным образом Симона Петра с Симоном Кананитом, и Иакова Зеведеева с Иаковом Алфеевым? Потому что Петр со своим братом Андреем, а Иаков вместе с братом своим Иоанном последовали за Христом, и их нужно было поставить вместе не только как братьев, но и потому, что они вместе последовали. Но почему в таком случае Иаков Алфеев не поставлен вместе со своим братом Матфеем? Потому что тот последовал после. Мф.10:4 .  Симон Кананит и Иуда Искариотский, иже и предаде Его. Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. Предал Его злоумышленникам. Мф.10:5 .  Сия обанадесять посла Иисус, заповеда им... Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им…

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

8. Поэтому я и написал Тебе и прошу Тебя: потрудись, приезжай ко мне и болезнь мою исцели. Слышал я еще, что иудеи ропщут на Тебя и против Тебя злоумышляют. Город мой очень маленький, но почтенный, и его нам двоим хватит». 9. Вот что и как писал Авгарь, когда Божественный свет лишь немного озарил его. Но нужно выслушать и письмо Иисуса, посланное к нему через того же письмоносца. Оно не многословно, но исполнено силы. Вот его текст: Ответ Иисуса топарху (Авгарю) через скорохода Ананию: 10. «Блажен ты, если уверовал в Меня, не видев Меня. Написано обо Мне: видевшие Меня не уверуют в Меня, чтобы неувидевшие уверовали и ожили. А что ты приглашаешь Меня к себе, то надлежит Мне исполнить здесь всё, ради чего Я послан; а когда исполню, то вознесусь к Пославшему Меня. Когда же вознесусь, то пошлю к тебе одного из учеников Моих, чтобы он исцелил болезнь твою и даровал жизнь тебе и тем, кто с тобой». 11. К этим письмам присоединено было следующее, написанное тоже по-сирийски: «После Вознесения Иисуса Иуда, прозванный Фомой, послал (к Авгарю) апостола Фаддея, одного из семидесяти. Придя, он остановился у Товии, Товиева сына. О нем прослышали и сообщили (Авгарю), что тут апостол Иисуса, как тебе было обещано. 12. И начал Фаддей силой Божией врачевать всякую болезнь и всякую немощь, так что все изумлялись. Когда же (Авгарь) услышал о великих и чудесных делах его, пришло ему на ум, что это как раз тот, о котором Иисус писал: «Когда же вознесусь, то пошлю к тебе одного из учеников Моих, чтобы он исцелил болезнь твою». 13. Позвал он Товию, у которого Фаддей остановился, и сказал: «Слышал я, что какой-то могущественный человек остановился у тебя. Приведи его ко мне». Товия, вернувшись к Фаддею, сказал: «Топарх (Авгарь) позвал меня и велел привести тебя к нему, чтобы ты исцелил его». И Фаддей сказал: «Иду, я ведь к нему и послан в силе». 14. На другой день на рассвете Товия, взяв Фаддея, отправился к Авгарю. Когда он вошел, то Авгарю, перед которым стояли первые люди страны, явилось великое знамение на лице апостола Фаддея. Видя это, Авгарь поклонился Фаддею до земли. Все стоявшие вокруг изумились, потому что не видели знамения, которое явилось одному Авгарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Следует заметить, что воспоминаемый ныне святой Апостол Фаддей есть иное лицо от святого Апостола Иуды Фаддея, называемого Леввеем, Апостола из двенадцати, память коего празднуется в девятнадцатый день месяца июня (под сим числом можно читать и житие его). В Прологе под нынешним числом над синаксарем воспоминаемому ныне святому Апостолу Фаддею есть такая надпись: «Память святого Апостола Фаддея, что и Леввей». Однако следует заметить, что прозвище «Леввей» должно усвоять не сему святому Фаддею, но иному, Апостолу из двенадцати, как об этом упоминается и в Евангелии Матфея ( Мф. 10:3 ). Более подробно говорит об этом Никифор Каллист 5158 , древний греческий церковный историк, в 40-ой главе второй книги своей Истории. Именно Никифор Каллист говорит следующее: «Святой Иуда, не Искариот, но иной, коему усвоялось два наименования: Фаддей и Леввей, сын Иосифа, брат Иакова , сверженного с крыши храма, первоначально благовествовал Евангелие в Иудее и Галилее, в Самарии и Идумее, а также и в аравийских городах, в сирийских и месопотамских странах, потом прибыл во Эдессу, город Авгаря, где ранее благовествовал имя Христово иной Фаддей, Апостол из семидесяти, и здесь восполнил всё то, что не было окончено тем Фаддеем» 5159 . Так говорит Никифор Каллист о сих двух Фаддеях: одного он именует (из числа двенадцати Апостолов) Леввеем, а другого же (воспоминаемого ныне), – из числа семидесяти Апостолов, – только Фаддеем, а не Леввеем. Следует заметить также, что и святой Апостол и Евангелист Матфей называется у некоторых Евангелистов Леввеем 5160 . Кондак, глас 4: Яко звезду пресветлую церковь тя стяжа, апостоле Фаддее, чудесы твоими всегда просвещаема: спаси верою чтущыя память твою. 5152 Эдесса, нынешняя Урфа, – город на севере Месопотамии, на реке Евфрате, с 137 года до Р. Х. главный город вновь образованного Озроенского или Эдесского государства; в 217 г. по Р. Х. Здесь был превращен римлянами в восточную колонию. – В Эдессе в IV веке св. Ефремом Сириным была основана богословская школа, в V веке склонившаяся к несторианству, в пользу которого особенно много действовал учитель Эдесской школы пресвитер Ива. В 614 г. Эдесса была покорена арабскими калифами; в 1098 г. ей овладел граф Балдуин, сделавший ее главным городом княжества эдесского; в 1144 г. она была покорена турками и с этого времени переходила из рук в руки, пока в 1637 г. окончательно не подпала под власть Турции.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Фрументий (хлебный, лат.), архиеп. индийский, 30 ноября. Фулвиан (желтоватый, рыжий, лат.), князь ефиопский, в крещении Матфей , 16 ноября. Фусик , муч. пероидский, 17 апр. Хараламний (радостию сияющий, греч.), священномуч., еп. магинский, 10 февр. Харисим (прелюбезный, лат.), муч. киликийский, 22 авг. Харита (любезная, греч.), мученица римская, 1 июня. Харитина (благодатная, греч.), муч. 5 окт. Харитон (благодатный, греч.), муч. римской, 1 июня. Харитон клирик, муч. анкирский, 23 янв. Харитон муч., 9 сент. Харитон , преп. палестинский, 28 сент. Хариесса (милая, веселая, греч.), муч. коринфская, 16 апр. и 10 мар. Херимон (радующийся, довольный, греч.), муч. адександрийский, 4 окт. Херимон , преп. египетский, 16 авг. Хиония (снежная, греч.) дева. муч. иллирийская 16 апр. Хиония египтяныня, муч. кесарийская, 16 июля. Хрисанф (златоцветный, греч.), муч. римский, 19 марта. Хрисия (золотая, греч.) дева, муч. римская, 30 янв. Хрисогон (возникший из золота, рожденный золотом, греч.), муч. аквидейский, 22 дек. Хрисотел (золотой конец, златосовершенный, греч.), пресв. вавилонский, муч. кордувский, 30 июля. Христина , (Христова) муч. тирская, 24 июля. Христина , муч. лампоакская, 18 мая. Христина , муч. л Кесарии каппад. с Дорофею и др., 6 февр. Христина , муч. персидская, 13 марта. Христодула (раба Христова, греч.), 4 сент. Христофор ( Христоносец , греч.), муч. ликийский. 9 марта. Христофор , муч. никомидийский, 19 апр. Христофор клирик, муч. анкирский, 23 янв. Христофор , палестинский препод., 30 авг. Худион , из 40 муч. севастийских, 9 марта. Фавмасий (удивительный греч.), муч. кизический 29 апр. Фаддей (хвала, по другим грудь, евр.), ( Иуда, Леввей ) ап. из 12, 19 июня. Фаддей , ап. из 70, 21 авг. Фаддей , преп. цареградский. в 9 веке, 29 дек. Фалалей (цветущая маслина, греч.), врач, муч. киликийский. 20 мая. Фалалей преп., отшельник сирийский. 27 февр. Фалассий (морский, греч.), преп. сирийский, 22 февр. Фал (молодая ветвь. особенно масличная, греч.) пресв., муч. лаодикийский (в Карии), 16 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

п., Петр действительно был первым. «Ты Христос, Сын Бога живого, сказал он первый, когда Господь спросил Апостолов: за кого они почитают Его ( Мф. 16:15, 16 )? «Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они»? спрашивал Иисус Христос Петра. «Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя», отвечал Петр ( Ин.21:15 и дал. Еще чит. Деян.1:15, 2:14, 5:3 и дал.). Католики признают преимущественное пред другими Апостолами первенство ап. Петра; но это неверно: он был только «первый между равными», но никогда и нигде не выставлял себя иным. Иаков и Иоанн, это были родные братья, сыновья Зеведея рыбаря. Варфоломей иначе называется Нафанаилом ( Ин.1:45 ). Варфоломей значит сын Фоломея. Вар значит сын. Иуда Иаковлев иначе называется Леввей и Фаддей. Леввеем назван он при избрании в апостольское звание в отличие от соименного ему Иуды Искариотского, так как у иудеев было в обычае принимать новое имя при особенно важных случаях (Мих.). Фаддеем же он назван при крещении. Иуда Искариот назван так потому, что происходил из города Кариота (Иис. Нав.25:25 ). «Не стыдится евангелист говорить о предательстве Иуды (иже и предаде Его, И. X.). Так евангелисты никогда не скрывают ничего, даже и того, что казалось предосудительным», замечает при этом Златоуст. Все апостолы были избраны Господом из простых людей, как более способных своими простыми сердцами воспринять учение Его. Апостолов Господь избрал в сотрудники Себе, – вместе с Ним, при Нем, а затем одни после Его вознесения, они должны были продолжать дело спасительной Его проповеди. И Господь открывал им тайны царствия Божия, подготовлял их на опыте к будущему их великому служению и, вдохновляя Своим примером, приучал к опасностям и трудам. Апостолы были постоянными Его спутниками, и Он называл их Своими детьми, братьями и друзьями. – Является вопрос: «Господь, по Своему всеведению, знал, что Иуда – худой человек, что он изменит Ему, предаст Его; для чего же Он избрал его в ученики, даже в Апостолы?» Один из духов. писателей отвечает на этот вопрос таким образом: «Не Иисус Христос искал Иуду, но Иуда Его, и, встретив Иуду, Господь признал в том действие Божественного Промысла, волю Своего Отца небесного, которой Он всегда оказывал безусловное послушание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Матфей, глава 10 Марк, глава 3 Лука, глава 6 Симон-Петр Симон-Петр Симон-Петр Андрей, брат его Андрей, брат его Андрей, брат его Иаков Зеведеев Иаков Зеведеев Иаков Зеведеев Иоанн, брат его Иоанн, брат Иакова Иоанн Филипп Филипп Филипп Варфоломей Варфоломей Варфоломей Матфей-мытарь Матфей Матфей Фома Фома Фома Иаков Алфеев Иаков Алфеев Иаков Алфеев Леввей, прозванный Фаддеем Фаддей Иуда Иаковлев Симон- Кананит Симон-Кананит Симон-Зилот Иуда Искариот Иуда Искариотский Иуда Искариот Симона Иисус назвал Петром при первом призвании его ( Ин. 1, 42 ); теперь же, вероятно, повторил это название. Иакова и брата его Иоанна, сыновей Зеведея, Иисус назвал сынами грома, и тем определил особенности их характеров: как сыны грома, они будут проявлять, и в слове и в деле, силу и стремительность. Эти особенности характера они вскоре проявили, попросив у Иисуса позволения свести с неба огонь на не принявших Его в одном самарийском селении ( Лк. 9, 54 ). Исцеление всех собравшихся больных и бесноватых Призвав к Себе на гору некоторых ( кого Сам хотел ) из Своих учеников и избрав из них двенадцать, Иисус сошел с ними с горы и стал на ровном месте ( Лк. 6, 17 ), окруженный множеством учеников и толпой народа, сошедшегося из разных мест послушать Его и исцелиться; тогда же все ожидавшие исцеления больные и страдавшие от нечистых духов исцелились; исцелились даже те, которые только прикасались к Иисусу, потому что , как удостоверяет Евангелист Лука, от Него исходила сила и исцеляла всех ( Лк. 6, 19 ). Что действительно от Иисуса исходила сила, исцелявшая болезни, доказывается Его же словами, переданными нам Евангелистами Марком и Лукой: когда к Иисусу, окруженному толпой народа, прикоснулась, незаметно для окружающих, женщина, страдавшая двенадцать лет кровотечением, то Иисус спросил: кто прикоснулся к Моей одежде ? ( Мк. 5, 30 ). Когда же все отрицались... Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня ( Мк. 5, 30 ; Лк. 8, 45–46 ). Объяснение силы сходившей из Иисуса при исцелении больных

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

П е т р. Вроде бы все. Что там у тебя, Иоанн? И о а н н. Горькие травы. П е т р. Положи здесь, у Него под рукой. Что там у Женшин? И о а н н. Все готово. Как только придут, можем есть. П е т р. Надеюсь, не запоздают. И о а н н. Иуда и Филипп идут по лестнице… Иуда, еще кто-нибудь пришел? И у д а. Андрей, Иаков и Фома должны были выйти вслед за нами. Как, вышли, Филипп? Ф и л и п п. Да. Учитель сказал идти по двое, по трое, осторожности ради. И о а н н. Хорошо. А то хозяин волнуется. Нет, не обижает, но побаивается нас, что ли. П е т р. Наслушался сплетен. И у д а. В конце концов, он прав. И о а н н. Все спрашивает, мы будем весь праздник или только сегодня. Ты, часом, не знаешь? И у д а. Не удостоили сообщить. Марфа спросила, вернемся ли мы на ночь в Вифанию. Пришлось сказать, что не знаю. И о а н н. Спросим Учителя, когда придет… Вон еще кто-то. И у д а. Наверное, твой брат. Нет, другой Иаков. П е т р. И другой Иуда. А что с моим братом, Андреем и Фомой? Иуда–Фаддей. Мы их обогнали. У Фомы волдырь на пятке. И о а н н. Бедный! Всегда с ним что-то случается! Когда воссядет на престоле, подушка будет в буграх. Ах ты, я волнуюсь и спать хочу! Как будто жду чего-то ужасного и боюсь проспать. Так бывает в день рождения, перед гостями. П е т р (практично). Устал ты за день. И у д а. А что, по–твоему, случится? И о а н н. Не знаю. Учитель так странно говорит, что я не удивлюсь, если придет Царство. И у д а. Очень интересно. П е т р. А, вот они! Как пятка? И а к о в. Марфа прислала еще опресноков. Смотри, какие! Прямо из печи. Хрустят. П е т р. Верно. Заходи, Андрей, заходи! И а к о в. Нафанаил и Симон Кананит входят в калитку. И о а н н. Значит, все, кроме Матфея. Фо м а. Он с Учителем. Ну, я сяду. Нога болит. И а к о в. Вон туда. Здесь — Иоанн. Фо м а (обижен). Прости. Сяду пониже. Надеюсь, никто не возражает? И о а н н. Ой, Фома! Мне все равно, где сидеть. П е т р. Опять эти споры! М а т ф е й (входит). Споры? Ну и люди вы, честное слово! Собираемся праздновать Пасху, мы с Учителем идем, радуемся, смотрим на луну, Он мне такую хорошую историю рассказывает, про доброго самарянина -а вошли сюда, и пожалуйста!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=983...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010