С этой промыслительной значимостью числа двенадцать связано и избрание апостола Матфия на место Иуды Искариота ( Деян.1:21–26 ) 167 . Двенадцать апостолов избраны Спасителем для того, чтобы пребывать с Ним, проповедовать ( Мк.3:14 ) и свидетельствовать об исполнении пророчеств: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» ( Лк.24:45–48 ). Во время Своей земной жизни Господь запрещал апостолам идти к язычникам, они должны были проповедовать только избранному народу: «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.10:5–6 ). А после Воскресения Христова задача апостолов коренным образом изменилась, теперь их проповедь должна была охватить весь мир: «идите, научите все народы» ( Мф.28:19 ), «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ) 168 . Двенадцать апостолов – это Симон (Петр) и его брат Андрей, братья Иаков и Иоанн Зеведеевы, Филипп, Варфоломей (Нафанаил), Фома, Матфей (Левий), Иаков Алфеев и его брат Иуда Иаковлев (Фаддей, Леввей), Симон Зилот (Кананит), Иуда Искариотский. По Вознесении Господа, вместо Иуды жребием был избран и причтен к апостолам Матфий ( Деян.1:15–26 ). Первыми к апостольскому служению были призваны Андрей, Иоанн, Иаков, Симон, нареченный Петром, Филипп и Нафанаил ( Ин.1:35–49 ). Андрей и Иоанн прежде были учениками Иоанна Крестителя ( Ин.1:35–40 ). После первой встречи с Христом они еще некоторое время продолжали заниматься рыболовством, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь ( Лк.4:31–5:1 ). Апостолы оставили все ( Лк.5:11 ) и последовали за Спасителем после чудесного улова рыбы ( Лк.5:2–12 ). Евангелист Лука говорит о Петре, Иакове и Иоанне ( Лк.5:10 ), другие евангелисты указывают и на четвертого – Андрея ( Мф.4:18–22 , Мк.1:16–20 ) 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тем не менее Матерь Божия сказала слугам, чтобы они делали все, что повелит Ее Сын. A Он велел им наполнить водою шесть каменных водоносов до верха, почерпнуть отсюда и отнести распорядителю пира. Распорядитель отведал и увидел, что это не вода, а самое лучшее вино, много лучше того, какое подавали раньше. Таким образом, Господь обратил воду в вино. С этого времени число учеников Христовых все увеличивалось, и Господь избрал среди них 12, которые постоянно следовали за Ним и приготовлялись к тому, чтобы и самим быть посланными на проповедь. Они и назывались поэтому посланниками, или апостолами. Имена их: Андрей и Петр (братья), Иаков и Иоанн (тоже братья, сыновья рыбака Заведдея), Филипп и Нафанаил (иначе Варфоломей), Матфей и Фома, Иаков, сын Алфея, и Фаддей (иначе Иуда Иаковлев), Симон Зилот и Иуда Искариотский. Иисус ходил по всей Галилее, уча народ всюду, проповедуя Царствие Божие и исцеляя всякую болезнь и немощь в людях. Слух о нем прошел по всей стране, и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи, Иерусалима, Иудеи и из-за Иордана. 10. Изгнание торгующих из храма (Ин. 2:13–20) Ha праздник Пасхи Иисус Христос пошел из Галилеи в Иерусалим. Сюда стекалось к этому празднику множество народа. И вот торговцы разными товарами и скотом строили на улицах, ведших ко храму, лавки и начинали торговлю. Тут же располагались менялы денег, раскладывавшие на столах столбиками монеты разных стран. Евреи должны были выменивать у них серебряные монеты, которыми каждый из них платил священный сбор на содержание храма. Но улицами торговцы и менялы не ограничивались: они проникли в священную ограду самого храма, во двор его. Увидев это, Христос сделал бич из веревок и выгнал им из храма весь скот, а затем и торговцев; опрокинул столы менял и рассыпал их деньги, а продавцам голубей сказал: «Возьмите это отсюда и дом Отца Моего не делайте домом торговли». Разогнанная толпа не оказала сопротивления, так как все чувствовали, что Иисус был прав, только некоторые иудеи подошли к Нему и спросили: «Каким знамением Ты докажешь, что имеешь власть так поступать?» Господь отвечал им: «Разорите храм сей, и Я в три дня воздвигну его».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их», т. е. на Ассура 73 . В другое время, кроме Ахаза, не могло быть речи об «уповании на помощь царя ассирийского. Замечательно, что о помощи Египта и надежде на Египет, с которыми вошел в союз Езекия, отложившись от царя ассирийского, в 10-й главе ничего не упоминается, как постоянно с 20-й главы 74 . А в 10:27 говорится об «ярме» Ассура, лежащем на земле иудейской: это – дань, наложенная на Ахаза Феглаффелласаром ( 2Пар.28:20–21 : «был – Феглаффелласар – в тягость Ахазу»; ср. еще 4Цар.16:7 : «я раб твой», 8 – о дани; 18:7 и Ис.9:4 ). Об «ярме» Ассура, которое сверг Езекия и, вероятно, в начале (о чем ниже) своего царствования ( 4Цар.18:7 ), уместнее было говорить также в царствование Ахаза. Характеристично, наконец, сходство словесного выражения 10-й главы с соседними, написанными при Ахазе. Так, выражения 10-й главы: «поразит тебя жезлом и трость Свою поднимет на тебя, как на Египет» (24 ст.); «поднимет Господь бич на него, как во время поражения Мадиама» (26 ст.), «будет в тот день, снимется с рамен твоих бремя его, и ярмо его с шеи твоей, и распадется ярмо от тука» (27 ст.) встречаются в том же сочетании в одном 4-м стихе главы 9-й; затем ср. 10:19: «дитя будет в состоянии сделать опись» ср. с 11:6; речь о «срубленных» кедрах (10:33) тесно связана с 11:1: – «из усеченного корня»: 10:1–4: «при всем том не отвратится гнев Его и рука Его еще простерта» ср. с 9:12 и др. Равным образом нельзя признать более поздними 75 и поставить вне связи с отделом главы 11:10–12. Глава 12-я составляет самое подходящее заключение отдела, а в главе 11-й предполагается еще существование царства израильского. Выражение 11:13: «прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены; Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять (не будет враждовать) Ефрема» подходит только ко времени до падения Самарии (в 6-й год Езекии) и более всего – ко времени сиро-израильской войны (как и пар. 9:19–21) 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Начнется в самом Израиле братоубийственная война 61 за теперешнюю «ревность» или «зависть» в отношении к Иуде (19–21). – Но и Иуда предан нечестию: его судьи и князья «постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения», бедных и малосильных из народа устраняют от правосудия. Итак, к кому они прибегнут за помощью «в день посещения?» (10:1–4); ибо Господь назначил Ассуру быть «жезлом гнева» Своего на нечестивый народ (5). Но горе и Ассуру: он «не так помыслит» о своем назначении: он возгордится своими победами и задумает «истребить немало народов» и поступит с Иерусалимом, как с «царствами идольскими». Ибо он скажет: не все ли цари мои князья? Халне не тоже ли, что Кархемис? Емаф не тоже ли, что Арпад? Самария не тоже ли, что Дамаск? 62 Так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и в Самарии; то не сделаю ли с Иерусалимом и с изваяниями его того же, что сделал с Самариею и с идолами ее?» (8–11). – Но когда Господь совершит «все Свое дело на горе Сионе», Он «посмотрит на успех надменного царя ассирийского» (12–13), полагавшего, что собственною силою и мудростью завоевал он народы и царства (13–14): «тучных его, славный лес его и сад его от души до тела истребит» (16–18, 19); так как может ли «величаться секира пред тем, кто рубит ею?» (15). «И будет в тот день, остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их (т. е. на ассириян, которым Ахаз уже принужден был платить дань, и которые еще после причинят немало бедствий); но возложат упование на Господа, Святого Израилева, чистосердечно. Остаток обратится, остаток Иакова – к Богу Сильному» (20–21). Как бы ни был Израиль многочислен, только остаток спасется, ибо «истребление определено изобилующею правдою по всей земле» (22–23). «Посему, (т. е. потому, что Господь определил не губить Иерусалима совершенно, но «истребить» Ассура – ст. 12–19, и спасти «остаток Израиля» – ст. 20, – хотя только «остаток» спасется 21–23), жители Сиона не должны бояться Ассура (24–25).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

14): упоминаемый в 12–14 ст. «шум народов многих» (в ст. 12–14) начался уже во времена Ахаза (8, 9, 10), когда Иудея вошла в более близкие столкновения с бурными волнениями среди могущественных тогдашних народов – ассириян, вавилонян, египтян, эфиоплян и мидян. Так становится понятным и происхождение отдела 17:12–14, в котором видели то фрагмент, то начало пророчества об Ефиопии – 18 гл. Пророчество об Эфиопии и Египте – 18–20 Время осады Самарии Салманассаром наступало или уже наступило, когда пророк провозвестил погибель земле Эфиопской (18 гл.). Израиль не обращался к «Биющему его» (9:13), «глаза его не были устремлены к Творцу Своему, Святому Израилеву» (17:7). Как Дамаск, так и царь израильский Осия обратились за помощью к Египту. Осия посылал послов к царю эфиопскому ( 4Цар.17:4 ) 118 к «народу крепкому и бодрому» (18:2). По-видимому, в то же время 119 Езекия отложился от царя ассирийского, и в Иудее думали «опереться на помощь Египта» (20:5–6; ср. 36:6...). Пророк провозглашает гибель Египту и Эфиопии, у которых Израиль и Иуда напрасно искали спасения (18–20 гл.) 120 . «Горе земле, осеняющей крылами (расположенной) по ту сторону рек Эфиопских», «посылающей послов по морю», прежде всего разумеется, вероятно, – к израильскому царю Осии. Господь посылает быстрых вестников бедствия к народу эфиопскому, «бодрому, крепкому и страшному от начала» (2). Все живущие на земле должны смотреть, когда «знамя поднимется на горах, и слушать, когда загремит труба» (3). Господь спокойно «из жилища Своего» смотрит, как совершается Его определение, – как «светлая теплота» в отношении к Сиону; ибо прежде «собирания винограда» Господь отрежет «ветви и отрасли», «и оставят (народы, собравшиеся против Сиона, а также эфиопляне, обещавшие помощь Израилю) все хищным птицам на горах и зверям полевым, и птицы будут проводить там лето, и все звери полевые будут зимовать там» (4–6). «В то время будет принесен дар Господу от народа крепкого и бодрого... на гору Сион» (7 ст.). – Пророчество об Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Вообще в пророчествах Исаии относятся прямо к Мессии те славные действия Господа, которые в псалмах Давида изображаются только после и как бы плод страданий Мессии ( Пс.21:23–32; 39:11; 68:31–37 ), или те, которые в псалмах приписываются Самому Господу ( Пс.22:7–10; 68:19–25 ), но по изобразительности и по некоторым особенным чертам могут быть относимы к тому же славному «Царю», о Котором говорится в псалмах 2-м и 109-м, т. е. к Мессии, – или, наконец, страдания, которые Давид иногда представляет, как бы пережитые им самим. – Пророки, следующие за Исаией, не только знали пророчества о Мессии всей книги Исаии (которые, следовательно, должны быть написаны ранее плена), но и относили пророчества о Рабе Господа к Мессии. Так, например, в пророчестве Иеремии в 23:5–6: «вот, наступят дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную (ср. Ис.53:3, 11; 11:1 и дал.), и воцарится Царь (ср. Ис.32:1 ), и будет благоуспешен ( – ср. 52:13 Исаии), и станет производить суд и правду на земле (ср. Ис.32:1 и дал.). Во дни Его Иуда спасется, и Израиль будет жить безопасно (ср. Ис.32:17–18 ); и вот, имя, которым назовут Его: Господь оправдание наше» (ср. Ис.53:11 ) – нельзя не заметить знания пророком Иеремией пророчеств Исаии и пользования ими, – особенно, если припомнить сказанное выше, что прор. Иеремия постоянно приводил в своих пророчествах изречения других пророков и в частности в 11 главе и дал. пользовался при изложении пророчеством Исаии 52:13–53 гл. Равным образом, пр. Даниил, при написании своей книги, имел пред собою пророчества Исаии о Рабе Господнем в Ис.52:13–53 гл., 55 гл., о «Камне краеугольном» в Ис.28:16 ... и относил эти пророчества к Мессии (см. об этом выше). То же самое, наконец, мы видим в пророчествах Захарии, гл. 3:8–9: «вот, Я привожу Раба Моего Отрасль, или по 6:12: «вот Муж, имя Ему: Отрасль; Он произрастет из Своего корня» (ср. Ис.53:2–3; 11:1 ); «ибо вот тот камень (или по 4:7: «краеугольный камень», по 12:3: – «тяжелый камень»,.. все, которые будут поднимать его, «надорвут себя», ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

«Да будет по вере вашей!» 30. И открылись у них глаза. А Иисус строго повелел им: «Смотрите, чтобы никто не узнал об этом». 31. Но они, уйдя, разнесли слух о Нем по всей земле той. 32. И как раз они уходили, как привели к Нему человека, страдавшего немотой и одержимого бесом; 32. и когда бес был изгнан, немой заговорил. И дивился народ, говоря: «Никогда еще не было видано такого во Израиле!» 34. Но фарисеи говорили: «Действием князя бесов изгоняет Он бесов».   35. И обходил Иисус все города и селения, уча в местных синагогах, возвещая Благовестие Царства и исцеляя всякий недуг и всякую немощь. 36. Но видя толпы народа, ощутил Он жалость к ним, потому что они были удручены унынием, как овцы без пастуха. 37. Тогда говорит Он ученикам Своим: «Жатва обильная, а работников мало; так просите Хозяина жатвы, чтобы Он выслал работников убирать жатву Свою».   10 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть изгонять нечистых духов и исцелять всякий недуг и всякую немощь. 2. Имена же Двенадцати Апостолов таковы: во-первых, Симон, по прозванию Петр, и брат его Андрей, и Иаков, сын Зеведея, и брат его Иоанн, 3. Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей Мытарь, Иаков, сын Алфея, и Фаддей, 4. Симон Кананит и Иуда Искариот, тот, что предал Его. 5. Этих-то Двенадцать послал Иисус, наказав им: «На путь язычников не вступайте, и в город к самаритянам не входите, 6. a идите прежде к потерянным овцам Дома Израилева. 7. И когда пойдете, возвещайте, что близко Царство Небесное; 8. больных исцеляйте, мертвых воскрешайте, прокаженных очищайте, бесов изгоняйте; даром получили — даром давайте. 9. Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясах ваших, 10. ни сумы на дорогу, ни второй рубахи, ни обуви, ни посоха; труженик зарабатывает себе пропитание. 11. И в какой бы город или селение вы ни вошли, вызнайте, кто в нем есть достойный, и у него оставайтесь, пока не тронетесь в путь. 12. А когда вы в дом входите, призывайте на него мир, 13. и если дом того достоин, да сойдет на него мир ваш, а если не достоин, да возвратится мир ваш к вам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

И когда Иисус выходил оттуда, следовали за ним двое слепых, крича и говоря: «Помилуй нас, сын Давидов». Когда же Он вошел в дом, слепые подошли к Нему. И сказал им Иисус: «Веруете ли, что Я могу сделать вам сие?» Они говорят Ему: «Не сомневаемся, Господи». Тогда коснулся Он очей их, говоря: «Да будет с вами согласно с верой вашей». И открылись очи их, и пригрозил им Иисус, говоря: «Смотрите, чтобы никто не узнал». Они же, выйдя, расславили Его по всей земле той. Он же вышел и, се, предстал пред Ним человек немой, одержимый демоном. И когда демон был изгнан, заговорил немой, и изумлялись толпы, говоря: «Никогда не видали такого в Израиле». Фарисеи же говорили: «Изгоняет Он демонов при помощи начальствующего над демонами». И обходил Иисус все города и укрепления, уча в синагогах их, и проповедуя евангелие царства, и исцеляя всякий недуг и всякую немощь. Видя же толпы, Он пожалел их, ибо они были колеблемы и безначальны как овцы, не имеющие пастыря. Тогда сказал Он ученикам своим: «Воистину жатва велика, но мало работников. Посему молите Господина жатвы, чтобы послал работников на жатву свою». Глава 10 И созвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгоняли их и исцеляли всякий недуг и всякую немощь. Имена же двенадцати апостолов таковы. Первый – Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей откупщик, Иаков Алфеев и Фаддей, Симон Хананеянин и Иуда Искариот, который и предал Его. Сих двенадцатерых послал Иисус, наставляя их и говоря: «На путь язычников не сворачивайте и в города самаритян не входите, а идите вместо сего к погибшим овцам дома Израилева. Идите же проповедовать, говоря, что приблизилось царство небесное. Больных исцеляйте, мертвых поднимайте, прокаженных очищайте, демонов изгоняйте, даром получили, даром давайте. Не имейте ни золота, ни серебра, ни денег в поясах ваших, ни сумы дорожной, ни двух туник, ни сандалий, ни посоха, ибо достоин работник пропитания своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

37 Тогда глагола учеником своим: жатва убо многа, делателей же мало: 38 молитеся убо Господину жатвы, яко да изведет делатели на жатву свою. Глава 10 1 И призва обанадесять ученики своя, даде им власть на дусех нечистых, яко да изгонят их, и целити всяк недуг и всяку болезнь. 2 Дванадесятих же апостолов имена суть сия: первый симон, иже нарицается петр, и андрей брат его: иаков зеведеев и иоанн брат его: 3 филипп и варфоломей: фома и матфей мытарь: иаков алфеев и леввей, нареченный фаддей: 4 симон кананит и иуда искариотский, иже и предаде его. 5 Сия обанадесять посла Иисус, заповеда им, глаголя: на путь язык не идите и во град самарянский не внидите: 6 идите же паче ко овцам погибшым дому израилева: 7 ходяще же проповедуйте, глаголюще, яко приближися Царствие небесное: 8 болящыя изцеляйте, прокаженныя очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите. 9 Не стяжите злата, ни сребра, ни меди при поясех ваших, 10 ни пиры в путь, ни двою ризу, ни сапог, ни жезла: достоин бо есть делатель мзды своея. 11 В оньже аще (колиждо) град или весь внидете, испытайте, кто в нем достоин есть, и ту пребудите, дондеже изыдете: 12 входяще же в дом целуйте его, глаголюще: мир дому сему: 13 и аще убо будет дом достоин, приидет мир ваш нань: аще ли же не будет достоин, мир ваш к вам возвратится. 14 И иже аще не приимет вас, ниже послушает словес ваших, исходяще из дому или из града того, оттрясите прах ног ваших: 15 аминь глаголю вам: отраднее будет земли содомстей и гоморрстей в день судный, неже граду тому. 16 Се, аз посылаю вас яко овцы посреде волков: будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие. 17 Внемлите же от человек: предадят бо вы на сонмы, и на соборищих их биют вас, 18 и пред владыки же и цари ведени будете мене ради, во свидетелство им и языком. 19 Егда же предают вы, не пецытеся, како или что возглаголете: дастбося вам в той час, что возглаголете: 20 не вы бо будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас. 21 Предаст же брат брата на смерть, и отец чадо: и востанут чада на родители и убиют их:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=759...

Затем имеются списки, где имена апостолов то смешиваются, то различаются. Таковы, кроме вышеприведенных: Псевдо-Ипполит: Иаков Алфеев, Иуда также Леввей, Симон Кананит сын Клеопы (Иуда Иаковлев?) также Иудою называемый, Матфий, Павел, – Псевдо-Дорофей: Иаков Алфеев, Симон Зилот, Иуда Иаковлев, Симон Иуда, Матфий, Павел, – Пасх. Хрон. Bonn, p 399: Иаков Алфеев брат Господень и епископ Иерусалимский, Матфей, Фаддей-Леввей или Варсава, Симон Кананит названный Иудою Иаковлевым, Иуда Искариот. Тоже в Еванг. код. (Lips. ib. 1. 24): 10-м стоит Фаддей, у Матфея Леввеем названный, а у Луки Иудою Иаковлевым, у Марка же мытарем Левием, – 11. Симон Кананит, называемый и Симеоном и Клеопою, – 12 Матфий. Добраться до исторического зерна здесь можно, кажется, при предположении, что среди двенадцати апостолов было три Иуды с именами Симона: Иуда Симон Иаковлев (брат Иакова Алфеева), по прозванию Леввей-Фаддей, – Симон Иуда по прозванию Кананит или Зилот и Иуда Симон по прозванию Искариот. Отсюда естественно предполагать, что прозвания даны были среди Двенадцати апостолов для отличия этих трех соименников, – и притом, как обычно это бывает в общинной жизни, в этих прозваниях отмечены отличительные черты и личные особенности каждого Иуды. Один отличается сердечностью и душевностью, почему зовется «душа или сердце-человек» – Леввей-Фаддей. Особенность другого Иуды составляет «ревность, пылкость, стремительность» и под., но в хорошем и нравственном смысле, как пламенное рвение к добру, правде, любви, почему называется Зилотом-Кананитом. Третий Иуда – крайний иудаист, зилот в худом направлении упрямства, патриотического и религиозного фанатизма, националистического эгоизма, мрачный самолюб, – почему его, быть может родовое, прозвание по месту родины Искариот толкуется как «человек упрямства, вражды, противления». (Подобное сопоставление двух Иуд имеем у Оригена вышец. м.). Различие в характере Иуд – Иаковлева или Фаддея–Леввея и Симона Искариота, вероятно, и лежит в основе апостольского списка Луки и Деяний, где эти Иуды и поставлены поэтому в паре.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010