Нельзя не согласиться, что, по сличению списков апостольских, Леввей или Фаддей и Иуда Иаковлев – одно и тоже лицо. Еще менее может быть сомнения в том, что Иуда Иаковлев – брат Иакова, как он сам себя называет. Но, что Иуда Иаковлев состоит в некотором родстве именно с Иаковом Алфеевым, и прямо, что он ему брат, – это еще вопрос, требующий решения. Точно третий Иуда (кроме Иаковлева и Искариотского) не известен между Апостолами, ни в лике 12-ти, ни в числе 70-ти. Но нельзя того же сказать об Иакове: всем известно древнее священное предание, что кроме Иакова Зеведеева и Иакова Алфеева – Апостолов из 12-ти, был еще Иаков, причисляемый к лику 70-ти Апостолов и особенно знаменитый в первенствующей Церкви. После этого весьма важно то, что ни в списке Апостолов, какой находим у святого Луки в Евангелии и Деяниях апостольских, ни в послании Иудином, где апостол Иуда называется Иаковлевым и братом Иакова, не выражается, чтобы он был сродником именно Иакова Алфеева. Напротив, принимая за достоверное, что во времена Апостолов, когда писаны были вышеупомянутые священные книги, особенным уважением и известностью у первенствующих христиан пользовался другой Иаков, брат Господень, предстоятель Иерусалимской Церкви, хотя и не принадлежавший к лику 12-ти Апостолов, – мы естественно можем придти к убеждению, что эта самая известность его и была причиной, почему один из самих 12-ти отличен его именем. Чтобы заставить нас принять другое убеждение, нужно представить на то ясные и положительные доказательства. А одно произвольное прибавление к имени Иаковлеву Алфеева, конечно, никого не убедит. Тем менее убедительным представляется нам умозаключение, что – так как Иаков Алфеев и Иуда Иаковлев, или Фаддей, между собой братья (что не доказано), то ясно, почему два первые евангелиста поставили имя Иакова Алфеева вместе с Фаддеем, – именно по их родству между собой, подобно как поставлены вместе братья Иаков и Иоанн, Петр и Андрей. Заметим, что один из двух первых евангелистов вовсе не держится предполагаемых автором «объяенения“ родственных соображений: после апостола Петра, в списке Апостолов евангелист Марк ставит Иакова и Иоанна, брата Иаковлева, а потом уже Андрея, который, как известно, был брат Петра ( Мк. 3:17,18 ). Выходит, что сопоставлением имен Апостолов трудно доказать сродство их. Посмотрим далее: ннт ли других, более убедительных доказательств.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Различия в списках объясняются прежде всего тем, что, как мы уже говорили, евреи во времена Иисуса могли иметь два имени или имя и прозвище. Так, например, присутствующий во всех трех списках Варфоломей обычно отождествляется с Нафанаилом, о котором упоминает евангелист Иоанн (в этом случае Нафанаил – имя, а Варфоломей – прозвище, точнее отчество, так как буквально означает «сын Толами»). Симон Зилот и Симон Кананит – одно и то же лицо (стоящее на десятом месте у Луки, на одиннадцатом у Матфея и Марка): прозвище «Кананит» в переводе с еврейского означает «ревнитель», что идентично греческому «зилот» (Лука просто переводит прозвище с еврейского на греческий). Единственная оставшаяся позиция может быть занята только одним апостолом, у которого оказывается три имени: Иуда Иаковлев, он же Фаддей, он же Леввей, прозванный Фаддеем ( Мф. 10:3 ). Очевидно, что Фаддей – это прозвище, а «Иаковлев» – тоже прозвище, указывающее на то, что этот апостол – брат Иакова Алфеева. Этот же апостол упоминается в Евангелии от Иоанна под именем Иуды не Искариота ( Ин. 14:22 ). Он же считается в церковной традиции автором Послания Иуды в составе Нового Завета, где он сам называет себя братом Иакова ( Иуд. 1 ). Он же в церковной традиции отождествляется с Иудой, братом Господним ( Мф. 13:55 ). Мы не будем входить в подробности научной дискуссии о том, одно лицо или два скрываются под именами Иуды Иаковлева, Леввея, Фаддея, и Иуды, брата Господня, поскольку данная дискуссия выходит за рамки нашей основной темы (нас вполне убеждают аргументы тех, кто считает, что речь идет об одном лице). Отметим лишь очевидный факт наличия среди двенадцати апостолов двух людей с одинаковым именем Иуда, широко распространенным в иудейской среде. Это не могло не создавать определенные неудобства при продолжительном общении в достаточно тесной компании. Уже при жизни Иисуса одного из них могли чаще именовать по прозвищу, чтобы отличать от другого. После же того, как Иуда Искариот предал Иисуса и выбыл из числа учеников, его имя быстро стало нарицательным, и евангелисты, говоря о другом Иуде, оставшемся в числе апостолов, либо употребляли различные прозвища вместо его собственного имени (Фаддей, Леввей), либо делали добавления к этому имени (Иуда Иаковлев, Иуда «не Искариот»), чтобы четко отличить его от предателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Весь народ, слушавший Апостола, явил веру словам его, так как видел и чудеса, совершенные Апостолом: все видели исцеленным князя своего и многих других, одержимых ранее различными болезнями; все начали прославлять Господа и стали просить крещения у Апостола. Таким образом город Эдесса был просвещен святою верою во имя Господа нашего Иисуса Христа и святым крещением; после сего здесь начали строиться храмы, и были поставлены пресвитеры руковозложением Апостольским. Князь Авгарь весьма желал отблагодарить Апостола Христова чем-либо за свое чудесное исцеление, посему он предлагал ему много золота, но святой не принял ничего, сказав: — Если мы оставили свое собственное, то как пожелаем получить и приобрести что-либо от других? После того как святой Апостол Фаддей утвердил в Эдессе святую веру и благочестие и направил всё ко благу, он отправился в Месопотамию [ 4 ]; здесь он просветил многих, обратив ко Христу, и создал храмы; святой Апостол прошел по многим сирийским городам, подвизаясь во благовестии имени Христова. Потом пришел в финикийский город Бейрут [ 5 ]; проповедав здесь имя Христово и крестив многих, святой Апостол Фаддей почил здесь с миром о Господе [ 6 ]. Следует заметить, что воспоминаемый ныне святой Апостол Фаддей есть иное лицо от святого Апостола Иуды Фаддея, называемого Леввеем, Апостола из двенадцати, память коего празднуется в девятнадцатый день месяца июня (под сим числом можно читать и житие его). В Прологе под нынешним числом над синаксарем воспоминаемому ныне святому Апостолу Фаддею есть такая надпись: «Память святого Апостола Фаддея, что и Леввей». Однако следует заметить, что прозвище «Леввей» должно усвоять не сему святому Фаддею, но иному, Апостолу из двенадцати, как об этом упоминается и в Евангелии Матфея (10:3). Более подробно говорит об этом Никифор Каллист [ 7 ], древний греческий церковный историк, в 40-ой главе второй книги своей Истории. Именно Никифор Каллист говорит следующее: «Святой Иуда, не Искариот, но иной, коему усвоялось два  наименования: Фаддей и Леввей, сын Иосифа, брат Иакова, сверженного с крыши храма [ 8 ], первоначально благовествовал Евангелие в Иудее и Галилее, в Самарии и Идумее, а также и в аравийских городах, в сирийских и месопотамских странах, потом прибыл во Эдессу, город Авгаря, где ранее благовествовал имя Христово иной Фаддей, Апостол из семидесяти, и здесь восполнил всё то, что не было окончено тем Фаддеем» [ 9 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Празднество чудотворному образу Пресвятой Богородицы, именуемой Боголюбским, учреждено в 1157 г. князем Андреем Боголюбским. Когда князь отправлялся в Суздальскую землю с иконой Богородицы (см. историю Владимирской иконы, под 21 мая), тогда близ Владимира явилась ему в ночном видении Пресвятая Богородица, стоящая под шатром с хартией в руке, и сказала: «Я не хочу, чтобы ты нес образ Мой в Ростов, но поставь его во Владимире, а на этом самом месте воздвигни церковь и устрой обитель». Это было 18 июня. Князь поспешил исполнить повеление Богородицы и, призвав живописцев, велел им изобразить Богородицу в том виде, в каком Она явилась ему; вместе с тем, в память чудесного явления, в самый день явления, 18 июня, установил праздник, икону же, вновь написанную, назвал иконой Боголюбивой Божией Матери, а место, где явилась Богоматерь, – Боголюбивым (здесь впоследствии основался город, названный Боголюбовым, в настоящее время село Боголюбово), и сам стал называться Боголюбским. В 1771 г. когда свирепствовала моровая язва в России, Боголюбивая икона прославилась тем, что язва не коснулась ни монастыря Боголюбова, ни прилегающего к нему села и в самом Владимире прекратилась, когда вследствие явлений, бывших некоторым из благочестивых горожан, перенесли икону из монастыря в город. В память сего чуда во Владимире установлен крестный ход вокруг города и ношение иконы по домам жителей. В том же 1771 году Боголюбская икона прославилась и в Москве, и ежегодно 18 июня чествуется огромным стечением народа. Стоит эта икона в часовне, а список с нее на башне, у Варварских ворот. 19-е число Св. Апостол Иуда называется братом Господним по плоти, потому что был сыном Иосифа, обрученника Пресвятой Богородицы, от умершей его жены, и братом ап. Иакова, который также по этой причине называется братом Божиим (память 23 октября). Сам Иуда почитал себя недостойным называться братом Господним, а называл братом Иакова ( Иак. 1:1 ), потому что вначале не веровал в Него и оказывал Ему небратолюбие. Когда Иосиф стал делить свою землю между детьми, рожденными от умершей жены, то пожелал дать часть и Господу Иисусу, рожденному преестественно Святой Девой Марией. Но три сына, в том числе и Иуда, не хотели этого, и только четвертый, св. Иаков, принял Его в часть свою. Впоследствии Иуда раскаялся и глубоко уверовал. Апостол Иуда называется еще Леввием, Фаддеем и Варсавой. Леввий значит: совокуплен, сердечный, потому что он после раскаяния присовокупился к верующим во Христа всем сердцем; Фаддей – хвалящий, потому что он восхвалял И. Христа; Варсава значит сын обращения, потому что он после раскаяния обратился ко Христу. Св. ап. Иуда был из числа 12. Он проповедовал во многих местах и весьма многих крестил. В Армении схватили его, жестоко мучили и, распяв на кресте, пронзили стрелами. Это было около 86 г. по Рождеству Христову. Св. ап. Иуда оставил послание, краткое, но многосодержательное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

ред.). Он умеет распорядиться деньгами, почему ему и была поручена скудная, конечно, касса апостольской общины. Деньги соблазняют его, и в этом смысле он – «вор», сребролюбец. Но прежде всего он иудейский мессианист, как многие вокруг его, революционер, мессианский марксист, «большевик». Город лишил его поэзии души, но он пробудил в нем острую протестующую мысль. Однако он страдает именно от своего ума, которым не может утишиться его сердце, ждущее и жаждущее любви, и он изнемогает в этом противоречии. Ему нет друга в апостольстве, хотя все двенадцать апостолов разделены на двоицы, так что свою пару получает и он. 176 Но кроме этой апостольской двоицы есть для него в апостольстве и личная двоица, хотя и отрицательная, как полярная антитеза духовного облика: это Иоанн, возлюбленный ученик. В четвертом Евангелии мы все время ощущаем и эту полярность, и это молчаливое противопоставление. Оно выражается даже и в том особом оттенке непримиримости, который присущ изображению Иуды в Иоанновом Евангелии. Иуда Искариот принадлежит к пяти апостолам (Фома Близнец, Иаков Алфеев, вероятно, брат его Иуда Леввей-Фаддей и Иуда Симон Кананит и Зилот), о коих до перечисления их в списке двенадцати ничего не сообщается в Евангелиях. 177 Самое последнее место в этом списке занимает Иуда Искариот, очевидно, ввиду его предательства и устранения из апостольской среды, как и указывают выразительно евангелисты: κα παραδος ατν (Μф.10:4);ς κα παρδωκεν ατν (Μκ.3,19); ς κα γνετο προδτης (Лκ.6:16). У Иоанна вообще нет апостольского списка. В перечне апостолов замечается явное намерение называть их попарно, вероятно, как посылались они Христом на проповедь, причем пары определяются: а) родством, родные братья: Петр и Андрей, Иаков и Иоанн Зеведеевы, Иаков и Иуда Леввей-Фаддей Алфеевы; б) какими-либо особыми отношениями до следования за Христом и после: Филипп и Нафанаил-Варфоломей (не совсем ясны отношения Фомы и Матфея). У Матфея и Марка в паре с Иудой Искариотом стоит Симон Кананей или Хананей, но у Луки и в Деяниях апостольских пару Иуды Искариота составляет Иуда Иаковлев (такая же двойственность и во внеканонических списках апостолов).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Вернуться 12 Язык арамейский , всем известный под именем сирийского, и есть, собственно говоря, эдесское наречие. Вернуться 13 Мар Апрем – преподобный Ефрем Сирин (ок. 309–373). О его жизни известно крайне мало. Судя по его произведениям, он получил хорошее образование, включавшее и знакомство с античным языческим наследием. Его наследие чрезвычайно обширно и включает в себя толкования на Священное Писание, проповеди и поучения, многочисленные гимны и молитвы, вошедшие отчасти в современное богослужение. Еще при жизни преподобного они были переведены на греческий язык. Вернуться 14 Назианзин – прозвание св. Григория Богослова по месту рождения близ города Назианза в Капподокии (Турция). Вернуться 15 Шербет – Турецкое слово «erbet» заимствовано из других восточных языков, а сам напиток изобретен персами и на персидском называется «шарбат». Очень может быть, что ко времени действия романа этот прохладительный напиток уже был известен сирийцам от персов. Вернуться 16 Масьюн (от римского mancsio, «день пути») – время, затраченное на путешествие от одного ночлега до другого; по расстоянию это около 45 км. Вернуться 18 По-сирийски Мар Аддай. Фаддей – один из 12 апостолов, брат Иакова Алфеева. Упомянут в списках апостолов в Евангелиях от Луки (6, 16) и от Иоанна (14, 22), а также в Деяниях апостолов (1, 13). В Евангелии от Матфея (10, 3) и от Марка (3, 18) упоминается Фаддей, или Левей, прозванный Фаддеем. Его другое имя – Иуда, или Иуда Иаковль – по брату; в Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной вечери задает вопрос Иисусу о Его грядущем Воскресении. При этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды-предателя. Апостол Фаддей проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии и умер мученической смертью в Армении во второй половине I b. н. э. Вернуться 20 Предание повествует, что Христос явился в видении Эдесскому епископу и повелел спрятать Свое изображение. Епископ пришел ночью к воротам, зажег перед Образом лампаду и заложил его глиняной доской и кирпичами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

По-сирийски Мар Аддай. Фаддей — один из 12 апостолов, брат Иакова Алфеева. Упомянут в списках апостолов в Евангелиях от Луки (6, 16) и от Иоанна (14, 22), а также в Деяниях апостолов (1, 13). В Евангелии от Матфея (10, 3) и от Марка (3, 18) упоминается Фаддей, или Левей, прозванный Фаддеем. Его другое имя — Иуда, или Иуда Иаковль — по брату; в Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной вечери задает вопрос Иисусу о Его грядущем Воскресении. При этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды-предателя. Апостол Фаддей проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии и умер мученической смертью в Армении во второй половине I b. н. э. По-сирийски Уфама, или Уккама. Предание повествует, что Христос явился в видении Эдесскому епископу и повелел спрятать Свое изображение. Епископ пришел ночью к воротам, зажег перед Образом лампаду и заложил его глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Так было до 545 г., когда персидский царь Хозрой I ocaдuл Эдессу. В эти дни епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от разорения. Разобрав нишу, епископ нашел Нерукотворный Образ неизменным: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. В 630 г. Эдессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 г. византийский император Константин Багрянородный (912—959) пожелал перенести Образ в Константинополь и выкупил его у эмира — правителя Эдессы. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены в столицу империи. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. О последующей судьбе Нерукотворного Образа (Убруса) существует несколько неподтвержденных преданий.

http://azbyka.ru/fiction/jedesskoe-chudo...

Серес (Σηρες) — греческое название Китая. Язык арамейский, всем известный под именем сирийского, и есть, собственно говоря, эдесское наречие. Мар Апрем — преподобный Ефрем Сирин (ок. 309—373). О его жизни известно крайне мало. Судя по его произведениям, он получил хорошее образование, включавшее и знакомство с античным языческим наследием. Его наследие чрезвычайно обширно и включает в себя толкования на Священное Писание, проповеди и поучения, многочисленные гимны и молитвы, вошедшие отчасти в современное богослужение. Еще при жизни преподобного они были переведены на греческий язык. Назианзин — прозвание св. Григория Богослова по месту рождения близ города Назианза в Капподокии (Турция). Шербет — Турецкое слово «erbet» заимствовано из других восточных языков, а сам напиток изобретен персами и на персидском называется «шарбат». Очень может быть, что ко времени действия романа этот прохладительный напиток уже был известен сирийцам от персов. Масьюн (от римского mancsio, «день пути») — время, затраченное на путешествие от одного ночлега до другого; по расстоянию это около 45 км. Перевод стихов Сергея Аверинцева . По-сирийски Мар Аддай. Фаддей — один из 12 апостолов, брат Иакова Алфеева. Упомянут в списках апостолов в Евангелиях от Луки (6, 16) и от Иоанна (14, 22), а также в Деяниях апостолов (1, 13). В Евангелии от Матфея (10, 3) и от Марка (3, 18) упоминается Фаддей, или Левей, прозванный Фаддеем. Его другое имя — Иуда, или Иуда Иаковль — по брату; в Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной вечери задает вопрос Иисусу о Его грядущем Воскресении. При этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды-предателя. Апостол Фаддей проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии и умер мученической смертью в Армении во второй половине I b. н. э. По-сирийски Уфама, или Уккама. Предание повествует, что Христос явился в видении Эдесскому епископу и повелел спрятать Свое изображение. Епископ пришел ночью к воротам, зажег перед Образом лампаду и заложил его глиняной доской и кирпичами.

http://azbyka.ru/fiction/jedesskoe-chudo...

«И бе об нощь в молитве, Божии» ( Лк.6:12 ). На утро, призвав к Себе на гору учеников Своих, избирает из них 12 для того, чтобы они были постоянно при Нем и чтобы впоследствии могли свидетельствовать, что сами видели, слышали, осязали ( Мк.3:14 ). Это были как бы начальники новых будущих 12 колен нового Израиля ( Откр.21:14 ). Число 12 имеет в Священном Писании и в священной истории знаменательное значение: оно состоит из 3х4; Три представляет как вечное, несозданное существо открывшего Себя Бога, так и временное развитие всего сотворенного. Вспомним о триедином Боге, о тройственном разделении скинии свидения храма, а также и человека; о трех главных моментах времени – прошедшем, настоящем и будущем, о тройственном благословении и т.д. Четыре есть число мира: вспомним о четырех странах света, о 4 стихиях и т.д. Число двенадцать, произведение трех и четырех, выражает тесное проникновение человеческого и мирового Божественным. Поэтому оно есть число народа завета: 12 колен, 12 столбов у жертвенника ( Исх.24:4 ), 12 хлебов предложения, 12 драгоценных камней на первосвященнической дщице, 12 звезд на главе жены ( Откр.12:1 ), 12 врат небесного Иерусалима и т.д. Вот имена апостолов, которые мы находим у евангелистов и в Деяниях Апостольских. Μ ф . 10:2–4 Мк . 3:16–19 Лк . 4:14–16 Андрей Андрей Андрей Филипп Филипп Филкпп Варфоломей Варфоломей Варфоломей Матфей Матфей Матфей Иаков Алфеев Иаков Алфеев Иаков Алфеев Леввей Фаддей Симон Зилот Симон Кананит Симон Кананит Иуда Иаковлев Иуда Искариотский Иуда Искариотский Иуда Искариотский Хотя порядок везде различен, однако постоянно мы видим три отделения по четыре имени в каждом, во главе которых во всех перечислениях стоят всегда одни и те же имена. В первом отделении первый везде Петр, во втором везде Филипп, в третьем Иаков младший, сын Алфея; последний везде Иуда Искариотский. К первому отделению во всех перечислениях принадлежат: Петр, Андрей, Иаков старший и Иоанн; ко второму точно также: Филипп, Варфоломей, Матфей и Фома; а к третьему Иаков младший, Симон, Иуда Иаковлев (прозываемый также Фаддеем и Леввеем) и Иуда Искариотский. Только в пределах отделений в различных перечислениях меняется порядок апостолов. Для чего Иисус Христос избрал Иуду Искариотского в число Своих учеников?

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Самое последнее место в списке занимает Иуда Искариот не только по отсутствию таких впечатлений, но и в виду его предательства и исчезновения из апостольской среды, на что евангелисты выразительно указывают своими дополнительными о нем замечаниями: κα παραδος ατν Мф.10:4 ς κα παρδωκεν ατν Мк. 3:19 , ς κα γνετο προδτης Лк. 6:16 . У Иоанна нет апостольского списка. Но в Ин.6:70–71 предполагается избрание Двенадцати апостолов (οκ γ μς τος δδεκα ξελεξμην?), причем также указывается на Иуду, как на будущего изменника (κα ξ μν ες διβολς στι). Последнее место в апостольском списке предполагается для Иуды и в Деян. 1:13 сл. ср. Деян.1:17 . Так как в перечне апостолов замечается явное намерение называть имена попарно, вероятно как посылались они Христом на проповедь и апостольствовали при жизни Господа ( Мк. 6:7 ср. о других Семидесяти учениках у Лк. 10:1 ), то для ближайшего уяснения личности Иуды Предателя не безразличным представляется – точно определить его пару. Дело в том, что пары – не случайны, но определяются: а. одни – родством, как родные братья Андрей и Петр, сыновья Заведея – Иаков и Иоанн (у Мф. и Лк. ясно указано это родство, – у Мк. Андрей стоит после Иоанна, хотя в нек. латинских имеется вариант согласный Матфею, – очевидно Марк перечисляет уже по позднейшему значению апостолов в христианской церкви, как «столпов церкви» Гал. 2:9 , – тоже в Деян. Андрей поставлен после Петра, хотя код. Е читает согласно Мф. и Лк.), Иаков и Иуда Леввей-Фаддей Алфеевы (Мф. и Мк. Иаков и Фаддей, Лк. и Деян. Иаков Алфеев и Симон Зилот, Иуда Иаковлев и Иуда Искариот, – очевидно для сопоставления двух Иуд сделано отступление от пар апостольского списка Мф. и Мк.), – б. другие – какими-либо особенными отношениями до следования за Христом и после, как Филипп и Нафанаил-Варфоломей ( Ин. 1:43–45 – пара у Мф. Мк. Лк, но Деян. Филипп стоит в паре с Фомою, а Варфоломей с Матфеем, вероятно по каким-либо обстоятельствам уже позднейшей деятельности апостолов в христианстве). Не совсем ясны только отношения пары Фомы и Матфея (у Мф.) или обратно – Матфея и Фомы (Мк. и Лк.), хотя прозвание «двойник» и своеобразный скепсис Фомы пожалуй могут духовно сближать его с «мытарем» Матфеем-Левием. Во всяком случае совершенно ясно указанная близость отношений в первых четырех парах позволяет искать каких-либо следов подобного же сближения и между апостолами последней пары – Иудиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010