Вопрос Апостола Иуды не Искариотского: Господи, и что бысть, яко нам хощеши явитися, а не мирови? – совершенно подобен сейчас приведённой речи к Господу всех братьев Его, и, сравнивая их между собою, трудно не прийти к тому заключению, что в числе этих братьев был и ныне собеседующий с Господом Иуда. Родственная любовь не покинула Господа и теперь, и в эти тяжкие минуты Его жизни; но, как ясно из предложенного Иудою вопроса, – и она не могла усладить Ему горечи этих минут. Любовь эта, по-прежнему, не соединялась с пониманием Его, а между тем давала дерзновение, порождала уверенность в особых правах на доверие со стороны Его, на особую близость к Нему и участие в Его делах; вопрос, уже давно таившийся в душах Апостолов, но доселе безмолвный, – теперь предлагается Иудою прямо. Но появление Иуды в качестве совопросника Господа объяснение для себя находит и в личном характере его и в складе его воззрений. Иуда был человеком характера любвеобильного и мужественного. Самое имя его, с каким известен Он у Матфея и Марка: Леввей или Фаддей, указывает на человека отважного, смелого и в то же время – сердечного 302 . Если принять во внимание, что имя это ему усвоено было уже впоследствии, – вероятно, по вступлении в число учеников Христовых, – то право видеть в этом добавочном имени указание на действительные отличительные свойства его души станет ещё яснее. Духом любви запечатлено и краткое послание его (см. стихи 3, 17, 20, 21, 22, 23). Отважный и всем любящим сердцем своим входивший в интересы Господа, – как Он их понимал, – брат Его и стремится ныне преподать Ему свой решительный совет – явить Себя миру, не обращая внимания на всю злобу врагов. В этом предложении его любовь к Господу соединилась с любовью к ближнему вообще: «достоин подражания и сказавший это Ученик, пишет св. Кирилл. Ибо смотри, как Он желает, чтобы, подобно солнцу, слава Спасителя явилась для обитателей всей земли, хотя ему, если бы только о себе самом Он имел заботу, поскольку он имел уже обетование знания, – можно было радоваться о собственном благополучии. Однако, (ему) было недостаточно для счастья благо, исключительно как бы ему дарованное, но боголюбивый и вместе братолюбивый, он желает, чтобы слава Спасителя (широко) распространилась, и чтобы всем братьям предлежала общая благодать». 303

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Я в Отце Моем и пр. Когда слышишь сии слова, то не понимай их в одном и том же значении. Ибо Сын во Отце, как единосущный, а в апостолах, как помощник и споспешник, и апостолы в нем, как получающие от Него помощь, содействие и горячность.(Феофил, Златоуст). Кто имеет заповеди и пр. „Имеет в мысли и осуществляет в жизни“. (Августин). А кто любит Меня, тот и пр. Потому что Отец не может не любить всех, кто любит вечный предмет Его любви – Его единородного Сына. Иуда не Искариот, называемый Леввий или Фаддей, сын Иакова. Господи, что  это и пр. Иуда, как видно, не разстался еще с любимой мыслию иудеев, которой долго держались и ученики Господа – о чувственном явлении Мессии, в чувственном, внешнем политическом царстве, которое должен учредить Мессия и воцариться в нем. Господь не отвечает прямо на вопрос Иуды, но повторяет Сказанное o своем духовном таинственном явлении своим последователям. Обитель сотворим – образное выражение внутреннего духовного таинственнаго общения Бога с человеком, внутреннее духовное общение и единение Бога в Троице с верующими в Искупителя и оправдывающим веру делами человека. „Утешитель придет во имя Мое – это значит Он не будет учить вас ничему, чуждому Моего учения, не будет искать своей славы; но придёт во имя Мое т.е. во славу имени Моего, а не своего, как делают враждебные друг другу учители. (Феофил). Научит вас всему – откроет истину вполне. Напомнит и пр.– все учение Господа, изреченное Им не только теперь, но все время Его служения; учение, нечто, из которого могло быть не понято ими и быть забыто, будет ясно для них и вспомнится (Феофил). Мир оставляю вам – Мир понимается здесь в смысле внутреннего умиротворения возмущенного, смущенного, неспокойного духа. Господь желал 6ы при отшествии своем оставить учеников своих соверершенно успокоенными ,умиротворенными. Не так, как дает мир „Внешний мир часто бывает и вреден и безплоден и безполезен для тех, которые имеют его; а Я даю такой мир по которому вы будете жить в мире между собою, а это сделает вас особенно сильными“(Златоуст, Феофил).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

е. во второй период), а во время пред нашествием Сеннахерима вставил в нее 22–23 стихи: грозный тон этих стихов не подходит к более мягкому тону предшествующих стихов. Но в действительности, нет никаких оснований видеть в пророчестве о Самарии (28:1–6) применение прежнего пророчества; характер речи таков, что получается впечатление действительного пророчества. Таковы выражения: «горе венку гордости Ефремлян!» – вот, крепкий и сильный... «повергает или повергнет» (стоит. imperf.), которые обыкновенно указывают на будущее время. Пророк мог начать свои грозные обличения еще до падения Самарии (ср. 18, 20 глл. с 27:4–5), – тем более, что Езекия отложился от царя ассирийского, по-видимому, еще в начале своего царствования и тогда же заключил союз с Египтом. След. и глава 28-я могла б. написана во 2-й период. Что касается мысли Гизебрехта, будто пророк три раза, так сказать, переменял свои воззрения, соответственно с нравственным состоянием народа; то основания ее очень непрочны. Образ будущего (Zukunftbild) в первый и третий момент пророческой деятельности Исаии был, по Гизебрехту, почти одинаков: пророк выступает с грозными обличениями, возвещает бедствия народу и спасение – только небольшому остатку. А во второй период своей деятельности пророк не обличает резко жителей Иудеи, он обещает спасение всему Иуде (Ефрему же, наоборот, гибель). Но на чем основано у Гизебрехта выделение второго периода? Главным образом на гл. 28:1–6 и на гл. 10:5–34, из которой притом Гизебрехт выделяет 22 и 23 стихи, считая их внесенными в 10-ю главу в третий период. В 28:1–6 под «остатком» народа будто бы разумеется Иуда в его целом, а не «обратившиеся» из Иуды, будто всему Иуде обещается славное будущее, мысль же о наказании всего Иуды исключается; точно также и в 10 гл. 20 ст. под «остатком» нельзя будто бы разуметь только «обратившихся» сынов Иуды, но следует разуметь Иуду в его целом. Но как можно говорить, что (по мысли пророка – во второй период) весь Иуда не подлежит наказанию, если в 10:5 Ассур называется «жезлом гнева», который назначен для наказания «народа гнева» Божия – народа нечестивого? Не странно ли говорить, что «спасшиеся из дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Иуда-Фаддей спросил: — Господи, что это, что Ты нам хочешь являть Себя, а не миру? — Если кто любит Меня, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его. и к нему мы придем и обитель Себе у него сотворим. Нелюбящий Меня слов Моих не соблюдает. А слово Мое, которое вы слышите, – не Мое, но пославшего Меня Отца. Это Я сказал вам, с вами пребывая. Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, Он вас научит всему и напомнит вам все, что Я сказал вам. Действительно, только много позже им открылась вся глубина слов Учителя. Он знал, что они понимают Его лишь сердцем, что разум их в смятении, а воля поколеблена. Он хотел подготовить их. Времена изменились, впереди борьба и искушения. — Когда Я посылал вас без мешка, и сумы, и обуви, – спросил Он, – имели ли в чем недостаток? — Ни в чем, – признали ученики. — Но теперь, у кого есть мешок – пусть возьмет его; также и суму. И у кого нет – пусть продаст одежду свою и купит меч. — Господи, вот здесь два меча… — Довольно, – прервал Он, видя, что они не понимают. – Я уже не буду много говорить с вами, ибо идет князь мира и во Мне не имеет ничего… Вставайте, идем отсюда. С пением псалма они покинули дом и по спящим улицам города направились к воротам — Все вы соблазнитесь из-за Меня в эту ночь, – сказал по пути Иисус, — ибо написано: “Поражу пастыря, и будут рассеяны овцы”. По восстании же Моем Я предварю вас в Галилее. Петр продолжал настаивать: — Если и все соблазнятся, я никогда не соблазнюсь. Точно так же и другие говорили Учителю о своей верности. Глава шестнадцатая. Ночь в Гефсимании С 6 по 7 апреля 30 г. Покидать дом в ночь пасхальной трапезы не полагалось, но Иисус нарушил это правило, вероятно заботясь об учениках. В горнице их легко могли взять вместе с Ним. Не исключено, что Иуда сначала удостоверился, что дом опустел, и лишь потом повел стражу в глухой сад за Кедроном, где Учитель часто уединялся с Двенадцатью. По пути Христос продолжал беседовать с учениками. Он объяснял им смысл таинства Чаши, которое слило причастников в единое целое. “Я – истинная виноградная лоза, – говорил Господь, – и Отец Мой – виноградарь. Всякую ветвь на Мне, не приносящую плода, Он удаляет, и всякую, приносящую плод, — очищает, чтобы больший плод приносила… Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не пребывает на лозе, так не можете и вы, если во Мне не пребываете. Я – лоза, вы – ветви” 364 .

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/5

Толкование на послание святого апостола Иуды Скачать epub pdf О внимательности к вере во Христа по причине появления нечестивых и развратных людей. – О предстоящем наказании их по подобию древних грешников и злодеев. – Горе им за соблазн, нечестие, разврат, хулы, и лицемерие, чтобы обмануть. – О твердости тех, кому пишет, в вере и о их сочувствии и пощаде к ближнему в видах спасти чрез святую жизнь. – Молитва за них об освящении и чистом дерзновении и славословие Богу. Содержание послания святого апостола Иуды Апостол Иуда Фаддей пишет это послание к тем, которые уже уверовали. Повод к написанию был следующий. Появились некоторые люди и учили, что грех безразличен, и отвергали Христа. Апостолу нужно было писать и утвердить братьев. И он, во-первых, убеждает их подвизаться за преданную им веру и пребывать в ней; потом, опровергает лжеучителей, как обманщиков, и заповедует верующим не иметь никакого общения с ними, зная, что недостаточно быть только призванным, но нужно еще ходить достойно призвания. Ибо хотя в древности Господь вывел народ Свой из Египта, но, когда народ этот не пребыл Ему верен, погубил его. Не пощадил Господь и ангелов, не соблюдших своего чина. Поэтому должно удаляться от лжеучителей. Ибо и Михаил Архангел не потерпел хулы диавола. Посему апостол учит, что лжеучители погибнут, как содомляне. Потом преподает нравственные правила, и молитвой ко Господу об утверждении верующих в вере их оканчивает послание. Иуд.1:1 .  Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем По моему мнению, для этого апостола достаточно было, в доказательство своего достоинства, после того, как назвал себя рабом Христовым, указать еще на родство свое с Иаковом. Ибо Иакова все восхваляли за его добродетель. Это обстоятельство должно было и этому апостолу доставить большее доверие от слушателей к учению слова, так как сомнительно, чтобы общник в рождении и крови оказался и в нравах весьма далеким от того, с которым имел общение в родстве, особенно тот, кто служит одному Владыке Христу и равномерно с единокровным несет бремя рабства.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Тогда абиссинцы обратились к александрийскому патриарху, в надежде от него получить себе святителя; но на кафедре православного патриарха Александрии был в то время копт. Абиссинцы приняли митрополита от патриарха коптского и тем самым подчинились начальнику еретической секты, для них ненавистной. Впрочем, это обольщение продолжалось не слишком долго. Абиссинцы скоро начали отвергать митрополитов, которых присылал к ним патриарх-копт 199 , и в промежуток времени, протекшего с половины десятого века до пятнадцатого, неоднократно обнаруживали желание иметь не коптского митрополита, даже пытались образовать у себя иерархию отдельную 200 . Бывали и такие примеры, что сами цари Абиссинии, из ревности ко благу подданных своих, но по неведению, принимали на себя сан святительский 201 . К коптскому патриарху обращались абиссинцы уже в крайности, когда недостаток священнослужащих угрожал прекращением совершения таинств по духу Веры Христовой 202 . Впрочем, с шестнадцатого века, когда Абиссиния сделалась известною нам чрез португальцев, в ней находят уже постоянную иерархию митрополитов коптских 203 . В таком положении находятся абиссинцы до настоящего времени. С шестнадцатого же века латины, при всяком удобном случае, начали покушаться и доныне покушаются обратить Абиссинию в свою веру; но усилия проповедников сей веры между ними как прежде оставались, так и теперь остаются пока тщетными 204 . III. Об армянах § 44. История армян По преданию, сохранившемуся во всем христианском мире, армяне прежде других народов вне Иудеи поверили божественному посланничеству Иисуса Христа 211 . После того, как Господь Иисус, совершив дело искупления, вознесся на небо, к армянам явился с проповедию о Нем св. апостол Фаддей (от седмидесяти), к которому присоединились потом свв. апостолы Варфоломей и Иуда Левий, и все запечатлели ее своею кровию 212 . В конце третьего века прибыл в Армению св. Григорий, крестил царя ее Тиридата (в 301 г.), утвердил насажденное в ней св. апостолами Христианство, и стал известен в истории церковной под именем просветителя Армении 213 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

8 . Фома. Проповедовал в восточной Азии. Некоторый писатель утверждает, что он крестил и потом имел своими спутниками волхвов, поклонившихся Иисусу Христу 366 . Умер, по свидетельству некоторых, естественно, по другим – от меча, по иным – от копья 367 . 9 . Иаков Малый. Сын Алфеев, брат Господа (вероятно, двоюродный, родством сестер – матерей). Некоторые сии наименования разделяют на два лица и отличают Иакова, брата Господа, епископа Иерусалимского, но их соединяет в одно Апостол Павел 368 . Сей муж настолько был уважаем самими иудеями, что, если верить Егезипу, ему дозволен был вход во Святилище храма так, как бы он был его Священником 369 ; и что Флавий падение Иерусалима считает казнью за смерть его 370 . Литургия, известная под его именем, не теряет своего характера древности от того, что в ней есть прибавления, сделанные другой рукой в последующее время. Святый Кирилл признает ее подлинность. 10 . Симон Кананит, или Зилот 371 . И то и другое проименование означяет ревнителя, и, вероятно, члена секты зилотов, к которой Симон принадлежал, может быть до апостольства. 11 . Иуда, иначе Леввей или Фаддей 372 . Разногласные предания полагают его проповедь и смерть то в Ливии, то в разных странах Азии. 12 . Матфий. Из семидесяти Апостолов, по избранию и жребию причислен к двенадцати. Предания о его происхождении от колена Иудина, из благородной фамилии и о кончине в Эфиопии подлежат недоумению 373 . 13 . Павел, иначе Савл. Догадываются, что из сих имен одно имел он, как еврей, а другое, как гражданин римский. Родился в фарисействе и, будучи наставлен в законе просвещенным и добродетельным Гамалиилом, сделался жарким ревнителем оного, но после обращения своего, с такой же силою противополагал ему благодать и свободу христианскую. Среди подвигов апостольства занимался изготовлением палаток 374 . Говоря Духом Божьим, не гнушался языком еллинских пророков 375 . Восхищен был до третьего неба, и, несмотря на то, не переставал быть озлобляем ангелом сатанинским 376 . В столице веры (Иерусалиме) потерял свободу, и возвратил ее в столице идолопоклонства (Риме). Но около 68 года в Риме же скончался казнью гражданина, то есть, от меча. Сомнительные памятники его истории суть: обращение Феклы, девицы иконийской, чудесно победившей потом огонь, воду и зверей, описанное в сочинении, которое Тертуллиан еще признавал подложным 377 ; и взаимная переписка его с Сенекой, которую находят недостойной ни того, ни другого.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Сладкие весенние баккуроты. Великий понедельник» — это первый роман задуманного Вяземским цикла из семи книг, каждая из которых посвящена одному из дней Страстной недели: с Великого Понедельника по Христово Воскресение. Книга имеет жанровую особенность, которую определил сам автор: это «роман-искушение». Вяземский комментирует это так: «…когда люди говорят о том, что искусство произошло от слова “искушать”, я с ними абсолютно согласен, потому что искусство вообще для этого существует. Это — искушение, потому и мой роман называется прямо: роман-искушение. Искушение не только своего читателя, но прежде всего — самого себя, потому что, если ты не искушаешься, ты не художник, ты не писатель. Но вот в вопросе о цели этого искушения среди художников нет единства. Для меня она в том, чтобы, пройдя через искушения, познать себя и, по возможности, очистить душу». Большую часть романа составляют диалоги героев. Основные их участники — Филипп, Фаддей и Толмид (Нафанаил) — представители разных религиозно-философских течений: гностицизма, буддизма и зороастризма. Этот прием помогает автору лучше показать мотивы того, почему эти люди последовали за Спасителем.     ...Иуда, смотри! Отрывок из книги Юрия Вяземского «Сладкие весенние баккуроты» в а человека сидели на горе под старой маслиной перед лицом заката. Один был необыкновенно красив, другой — поразительно уродлив. Уродливый был весь освещен солнцем. Другой же сидел ближе к маслине, и тень от ствола наполовину закрывала его лицо. Но и по освещенной половине можно было заключить, что человек этот красив и даже очень красив. Урод смотрел на солнце, и оно отражалось в его белесых, влажных глазах навыкате, словно в двух маленьких зеркалах… Молчали. Затем уродливый шумно вдохнул и взволнованно выдохнул из себя: — Какая красота! Красавец и бровью не повел. Левый его глаз хоть и был направлен в сторону солнца, однако был словно задернут шторкой. Человек смотрел в глубину себя, а шторка на глазах служила для того, чтобы никто не мешал ему разглядывать свои мысли.

http://foma.ru/yuriy-vyazemskiy-posvyati...

– Кезер аш кп эди, ишчилер дезе ас. 38 Анайдарда, кыраны Бийин кыразына ишчилер ийзин.   10   Он эки апостолды ийгени   (Мк. 3:13-19; 6:7-13; Лк. 6:12-16; 9:1-6)   1 Иисус он эки ренчигин кычырып алды, кара бажын билип, чыгара срзин деп, кандый ла ооруны, кандый ла деп, олорго берди. 2 Он эки апостолды бу: баштапкызы Симон, оны база Петр дейтен, оны карындажы Андрей, Зеведейди уулы Иаков , оны карындажы Иоанн , 3 Филипп ле Варфоломей, Фома ла Матфей каланчы, Алфейди уулы Иаков ло Фаддей дейтен Леввей, 4 Симон Кананит ле Иуда Искариот, соында Иисусты садып ийери ол болгон. 5 Иисус бу он экни ийип, олорго – ск калыктар ууланган барбагар, самарлар калазына кирбегер. 6 Э озо Израиль калыкка – азып койлорго барыгар. 7 Теери Каандыгы келди деп, базып, 8 лгндрди тиргизигер, капкаш балулу улусты арутагар, шилемирлерди чыгара сргер. Тегинге алганыгар, тегинге беригер. 9 Алтын да, кмш те алып курыгарда те акчалу 10 баштык та, солып кийер кеп те, дк те, тайак та албагар, нени учун дезе иштеген кижи курсакту болор. 11 Кандый бир калага эмезе кирзегер, ондо кижи кем болгонын сурулап угала, ого тжгер; тшкен йде барганча 12 йге кирзегер оны уткып, «Бу йдеги улуска амыр болзын!» – дегер. 13 йдеги улус болзо, амырыгар олорго эмес болзо, амырыгар слерге бурылар. 14 Кем слерди сзигерди укпаза, ол йде эмезе ол калада чыгып барадып, будыгарда тоозынды кактагар. 15 Чынын айдадым слерге: болор кнде Содом ло Гоморра ол калага кр, болор.   Болотон истежлер   (Мк. 13:9-13; Лк. 12:2-9; 21:12-17)   16 – Бат, слерди брлер ортодо койлорды чылап ийип ойгор болыгар, кледий чм болыгар. 17 Улуста Олор слерди берер, синагогаларында камчылаар. 18 Слерди Мени адым учун башчыларына, каандарына апарар. Олорды ла ск калыктарды алдына Мен керегинде кереледип, 19 слерди олорды колына берип ийзе, канайып айдар эмезе нени айдар деп санааркабагар. Айдар сс ол тушта слерге берилер. 20 Слер бойыгарда айдар эмезигер, Адагарды Тыны ичигерде айдар. 21 Карындаш карындажын, адазы уулын лмге берер; балдары ада-энезине удура туруп чыгып, олорды лтрер. 22 Мени адым учун слерди ончо улус крр. Учына чыдашканы дезе, аргадалар. 23 Слерди бир калада истегежин, ск калага качыгар. Чынын айдадым слерге: Израильди калаларын эбирип тгескелегерде, Кижи Уулы келер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Затем, 3) 25а и вообще 5:25–30 служит прямым продолжением и развитием мысли о воздаянии «бесплодному винограднику», которая содержится во всей 5-й главе и в частности в 24 стихе, – продолжением речи о наказании «мужам Иуды» (5:7); «народы дальние» (5:26) суть прежде всего ассирияне; если они здесь не названы по имени, то это признак более раннего происхождения отдела 5:26–30. чем 9:18–21 или даже 7 гл., где уже упоминается об ассириянах. На тесную связь отдела 5:25–30 ст. с 5:1–24 указывают еще, напр. выражения: «поднимет знамя народам дальним,... он легко и скоро придет,.. не задремлет и не заснет», – здесь, по всей видимости, пророк имеет в виду ответить на вышеприведенные слова современников: «пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится совет Святого Израилева, чтобы мы узнали!» (5:19) Таким образом, отдел 5:25–30 составляет наиболее подходящее заключение не к 9:8–21, а к 5:1–24. – Равным образом, отдел 10:1–4 стоит на своем месте, а не есть какой-н. бессвязный вставочный отрывок; от наказания Израиля пророк, естественно, обращается к судьбе Иуды, – народа, столь же «нечестивого» (10:1–4, 6), как Израиль; пророк предвидит, что на нечестие и Иуда испытает «жезл гнева Божия», нашествие царя ассирийского (5 ст. и дал). Такой переход от Израиля к Иуде мы встречаем уже и выше в 8:1–4, 5... и ниже: в 17:1–11, 12–14; ср. 24:13, 14; особенно 28:6, 7... Слово же: «горе!» (10:1) нисколько не говорит за то, что отдел 9:1–4 нужно отнести к 5-й главе, где нередко повторяется это слово: ведь, и 5-й стих главы 10-й начинается словом: «горе!»; но отсюда сам Гизебрехт не делает заключения, будто отдел 10:5–34 первоначально помещался и был написан вместе с 5-ю главою. Гизебрехт не принимает в соображение того, что в 10-й главе (в 1–4 и вообще в 5–34 стихах) воспроизводятся прежние мысли, высказанные уже в 5-й главе, – только по новому поводу, и что, если бы 10:1–4 и 5 гл. была одна речь, то пророк допустил бы в ней излишние повторения. Так 10:1–2 сопост.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010