Толкование Евангелия на каждый день года. 26 февраля И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать им Иисуса. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его. В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам. И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху. Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием. И, воспев, пошли на гору Елеонскую. И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы. По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее. Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя.

http://pravoslavie.ru/4037.html

Учеником Своим. Здесь под этим именем разумеются не только Апостолы, но и все слушавшие Господа в то время, особенно же мытари – сборщики податей ( Лк.15:1 ), которые не очень совестливо и честно относились к своему делу, и Иуда Искариот, который был неверным хранителем порученных ему денег, жертвованных Христу с Его учениками ( Ин.12:6 ). Притча о неверном приставнике дает назидание и каждому христианину – всячески устроять спасение своей души. Также указывает людям пристрастным к богатству: 1) к каким порокам ведет страсть сребролюбия (ст. 1); 2) в какие затруднения может быть поставлен человек недобросовестный при собирании богатства (2–7); 3) – необходимость делать доброе употребление из временных благ (8–9) и, наконец, 4) невозможность служить Богу и богатству, миру – мамоне (10–13). Человек некий бе (был) богат и пр. Здесь разумеется Бог, во власти Которого все блага мира и Который разделяет их по своей премудрости и благости. Под приставником или управителем имения разумеется всякий человек; он в настоящей жизни пользуется богатством и другими дарами Божия творения и провидения, не как независимый обладатель, никому не обязанный отчетом, но как приставник, обязанный отчетом Богу, Которому одному первоначально и существенно все принадлежит (Филар.). Расточает имения его, т. е. употребляет неправильно, не на то, на что следует, – к ущербу благосостояния хозяина управляет, распустил имение, ни за чем не смотрит, – словом, небрежет и злоупотребляет своею должностью. Так злоупотребляет дарами Божиими тот, кто пользуется ими неправильно, т. е. не употребляет их для славы Божией, на пользу ближним и для спасения своей души, небрежет об этом. О приставнике говорится в славянском тексте, что он был оклеветан, по-русски: на него было донесено. Этот донос, видимо, был правый; оклеветанным же назван приставник, может быть, потому, что донос был сделан не открыто, а тайно, на ухо (Феоф.). Все течение речи показывает, что приставник был виноват; и сам он против обвинения господина ничего не говорит, верно потому, что нечего было сказать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Иуда — герой или злодей? Фигуру Иуды традиционно видят как фигуру величайшего злодея, эталон всех предателей всех эпох. Даже как фигуру трагическую, того, кто пожертвовал всем на свете ради то ли выполнения Божьего плана, то ли какой-то странной любви к Учителю. Есть и варианты додумывания в поведении Иуды любовной истории или прямого богоборческого бунта в стиле Лермонтова или Мильтона. У Леонида Андреева он пусть и неприятный, но вообще единственно живой персонаж. Он «решает», пока остальные мнутся и осторожничают. Во всех этих случаях Иуда не лишкн величия. Но история из Писания иная. Ни рыба ни мясо Иуда Евангелий очень-очень прост. Это не мятущийся Петр и не сомневающийся Пилат. Иуда не принимает решений. В Новом Завете нет подробного анализа, а как же так получилось, что Иуда стал предателем. Он вообще лишен момента выбора — просто пошел и сделал, без объяснения причин, кроме краткого «потому что был вор». Хотя и Закхей был вором, и благоразумный разбойник был вором. Но они покаялись, а Иуда предал, сделав это, по большому счету, нипочему. Иуда — статист, он не главный герой и вообще не герой. Он неинтересен автору Писания. И это не просто так. Зло надо отвергать, а не понимать Это важный намек — не надо вглядываться в зло, не надо искать ему объяснения. Иосиф Бродский писал предельно прямо — «зло существует, чтоб с ним бороться, а не взвешивать на коромысле». Этому же учат и аскетические книги — искушение следует отсекать на стадии помысла, не давая ему превратиться в прилог, в мысль, в план и далее в действие. Все воспеватели и почитатели Иуды, все, кто ищет в его истории высокую трагедию и великую миссию, первую ошибку сделали здесь: вместо того, чтобы отвергать зло, они начали его «понимать», а далее — и любоваться им. У зла нет причин И поэтому история предательства Иуды из Библии — правда, а пышные построения гностиков и литераторов — чушь. Любой из нас знает, что грех совершается нипочему. Просто очень хочется именно вот это сделать, именно сейчас и именно так. А потом уже мы ищем причины и оправдания. «Я сделал это ради детей», «там такие бабки», «это потому что я сильно люблю «, «да я просто не подумал», «ты не представляешь, какие у нее ноги», «у меня был приказ», «меня бы не поняли», «слишком многое стояло на кону», «мне не хватило сил», «это он меня достал и провоцировал» и так далее — всё это возникает потом, чтобы объяснить то, что уже было сделано. Зло не дает свободы. Зло всегда ее лишает.

http://predanie.ru/velikijpost/taina-iud...

Скачать epub pdf ГРЕХ ИУДЫ «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвешахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся». Как могло случиться, что Апостол Иуда Искариотский предал своего Учителя и Бога? Ведь он был приближенным учеником Спасителя, не из 70 даже, а из 12 учеников Его ( Мк. 3:13–19 ). Иуда Искариотский, подобно другим Апостолам, имел дар исцелений: изгонял бесов и творил чудеса, он внимал глаголам Божественного Учителя ( Ин. 6:67–71 ), постоянно был с Ним ( Деян. 1:20–22 ). И, однако, Его предал. Где причина сего предательства? В страсти сребролюбия. Апостол Иуда Искариотский был казначеем небольшого общества учеников Христовых, «он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» ( Ин. 12:6 ). И привязался сердцем к деньгам, так что стал, по выражению того же Евангелиста, вором. Любовь к деньгам омрачила сердце Иуды, и он из-за денег согласился предать Спасителя книжникам и фарисеям. " Тогда, повествует св. Матфей, один из двенадцати, называемый Иудой Искариотом, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебренников. И с того времени он стал искать удобного случая, предать Его» ( Мф. 26:14–16 ). В чем же состояло предательство Иуды? Книжники и фарисеи хотели взять и убить Спасителя, но не на людях, т.к. они боялись народного возмущения, ибо народ любил Спасителя ( Мф. 26:3–5 ). Иуда же помог им, указав им уединенное место Спасителя – Гефманский сад. Ночью Иуда, окруженный слугами первосвященника и воинами, пришел в Гефманский сад и дал знак: кого я поцелую, тот есть, берите его. И поцеловал Спасителя. Тогда воины взяли Спасителя и повели Его на суд. ( Мк. 14:43–46 )... Предательство Иуды говорит нам о том, чтобы мы постоянно следили за чистотой своего сердца, чтобы никакая страсть не овладевала нами: ни сребролюбие, ни блуд, ни гордость, ни честолюбие или иные. Когда на душе у нас нет грехов, тогда мы с Богом пребываем в единении, а когда сердцем нашим овладевает какая-либо страсть, она отделяет нас от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Гнусность сердца предателя Иуды Митр. Григорий. Из Слова во святую Великую Среду. «Духовная беседа», 1858 Тогда шед един от обоюнадесяте, глаголемый Иуда Искариотский, к архиереом, рече: что ми хощете дати, и аз вам предам Его ( Мф. 26:14–15 ). Иуда, предатель нашего Господа, весьма примечателен в истории дурных людей и стоит того, чтобы обратить на него внимание. Ни мудрость, ни святость жизни, ни многоразличные благодеяния нашего Господа Иисуса Христа не произвели спасительного действия на Иуду. Он никогда не был привязан к Господу сердечною любовью и оставался при Нем не по чему иному, как только по корысти. Главная страсть Иуды была корыстолюбие, родившееся, вероятно, оттого, что у него находился денежный мешок, принадлежавший нашему Господу с Его учениками. Корыстолюбие, наконец, взяло над ним такую силу, что он не стыдился красть из общего мешка, и брал себе даже и то, что назначалось в милостыню бедным. Когда же он увидел, что ему от Иисуса Христа нельзя ждать никаких временных выгод, то охладел к Нему до того, что даже тридцать сребреников могли расположить его сделаться Его предателем. Корыстолюбие подавило в Иуде все добрые чувствования; он не устыдился даже сам предложить злобным и крайне злонамеренным еврейским архиереям услугу предать им своего Учителя и Господа. За пасхальною вечерею совесть сильно обличала Иуду в преднамеренном им предательстве, однако он, слыша слова Господа к Своим ученикам: един от вас предаст Мя ( Мф. 26:21 ), смело, вслух своих собратий, спрашивал: еда аз есмь, Господи? ( Мф. 26:22 ). Боль, какую Иисус Христос произвел в нем обличением его в предательстве, он сильно чувствовал. Глубокая скорбь Иисуса Христа о том, что Он предается одним из Своих учеников, именно Иудою, не согрела и не смягчила Иудина сердца, хотя он ясно видел ее: Иуда не способен был к состраданию. Чем яснее Иуда видел, что узнают его предательство, тем сильнее побуждало это его к скорейшему исполнению предательства. Потеряв все уважение и всю привязанность к своему Учителю и Господу, Иуда исполнил предпринятое им злое дело в самом присутствии своего Учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Разделы портала «Азбука веры» Христианское искусство Сюжет В картине повествуется о глубочайшей человеческой драме – позднем раскаянии Иуды, который был одним из двенадцати апостолов Христа, а затем предал Его. Повествование об этом мы встречаем у Евангелистов Матфея, Марка и Луки. Так описывает предательство апостол Матфей: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился» ( Мф. 27:3-6 ). Описание На картине показана сцена раскаяния Иуды. Действие происходит в храме, где собрались иудейские священники и старейшины, которые в изумлении смотрят на убегающего Иуду, бросившего деньги. Главный поток света падает на роскошный трон с восседающим старейшиной в белых одеждах, по левую руку его за столом восседают книжники, толкующие текст Священного Писания. Они удивлены действиями бывшего ученика Спасителя, тщетно пытаясь понять причину столь непредсказуемого действия Иуды. Яркий свет падает на их изумленные лица, на распахнутую книгу, оставленную на столе. Отражаясь от книжных листов, свет проносится направо и освещает центральную часть пола, устланного искусно расписанным ковром, на котором сверкают только что брошенные Иудой серебряные монеты. Безмерное отчаяние, страх, одиночество и раскаяние преисполняют душу предателя. Бросив деньги, он устремляется прочь, жестом руки останавливая пытавшегося уговорить его старейшину. Его фигура создает резкий контраст по сравнению с уверенными в своей правоте толкователями Писания, не понимающих его отчаянного поступка. В их взглядах прочитывается недоумение вкупе с высокомерием и презрением к тому, кто совсем недавно сам пришел к ним, предлагая свои услуги. Иуда облачен в красный плащ, символизирующий пролитую кровь Спасителя. Движения его резки и порывисты. Лица его зритель не видит, следуя иконографической традиции, художник изображает Иуду в профиль. Можно предположить, что Иуда ослепленный сребролюбием, не думал о последствиях своего предательства. Однако после казни Спасителя, увидев страдающего Учителя, Иуда ощутил внезапно весь ужас содеянного им ради наживы преступления. Предатель раскаялся, но это раскаяние было соединено с глубоким отчаянием, а не с надеждой на всепрощающее милосердие Божие. Это раскаяние есть только невыносимое мучение совести, без всякой надежды на исправление. Именно в этом отчаянии был еще более тяжкий грех – грех неверия, который и подвел роковую черту, доведя Иуду до самоубийства. Рекомендуемая литература Тематическая подборка

http://azbyka.ru/art/iuda-iskariot-brosa...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет «Поцелуй Иуды» — эпизод в Евангелии. Художник изобразил непосредственно сцену предательства. Иуда Искариот, один из учеников Иисуса Христа, чтобы указать и выдать Учителя, пришел в Гефсиманский сад: «…Вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его…» ( Мф.26:47-49 ). Описание Джотто стал первым западноевропейским живописцем, который отдалился от устоявшихся канонов искусства Средневековья, чтобы ввести в живопись элементы реализма. Именно так он трактует образы, в том числе, в сцене «Поцелуй Иуды», где все лица, практически впервые в Италии, портретированы, и даже фигуры наделены некоторыми психологическими характеристиками. Джотто ди Бондоне изобразил на фоне синего неба вздымающиеся колья, дубины и факелы. Многофигурную групповую композицию он условно поделил на три части. В правой части представлена стража и первосвященники. Их лица полны осуждения, а жесты — изобличения преступника. В левой части можно увидеть одного из учеников Христа — апостола Петра, пытающегося защитить своего Учителя. Выхватив нож, он словно ненароком отрезает ухо стражнику, который мешает ему добраться до предателя. В центральной части композиции, на первом плане, мастер представил Иисуса Христа, Которого обнимает и закрывает своим золотым плащом Иуда Искариот. Он только собирается поцеловать своего Учителя, и два стражника за его спиной, затаив дыхание, следят за его действиями. Вся композиция наполнена напряжением и экспрессией. Чего стоит солдат, который расположен за спиной Иуды. Словно случайно, в напряжении, он наступил одному из своих сподвижников на ногу. Сцена будто списана из современной жизни автора. В центре композиции «среди угрожающе взметнувшихся копий и факелов, он помещает два профиля – Христа и Иуды , они близко-близко смотрят друг другу в глаза. Чувствуется, что Христос до дна проникает в темную душу предателя и читает в ней как в открытой книге. А того страшит непоколебимое спокойствие взора Христа». Это едва ли не первое и едва ли не лучшее в истории искусства изображение безмолвного поединка взглядов – труднейшее для живописца. Джотто мастерски умел передавать молчаливые, многозначительные паузы, мгновения, когда поток внутренней жизни как бы останавливается, достигнув высшей кульминации.

http://azbyka.ru/art/vzyatie-hrista-pod-...

Новый том «Православной энциклопедии» рассказывает об Иуде, Италии, Йемене, иудаизме и йоге 15 июня, 2012. Новостная служба Вышел в свет очередной, 28-й, том «Православной энциклопедии», который продолжает публикации материалов на букву «И». 15 июня. ПРАВМИР. Вышел в свет очередной, 28-й, том «Православной энциклопедии», который продолжает публикации материалов на букву «И», сообщает «Интерфакс-религия» . Том открывается статьей, посвященной истории и коллекциям Исторического музея в Москве, а завершается материалом «Йэкуно Амлак», рассказывающим об основателе одной из самых «долгоживущих» царских династий не только в истории Эфиопии, но и во всем мире, сообщает сайт Московского патриархата. Центральная публикация тома посвящена Италии. В ней, помимо общего исторического и религиоведческого очерка, содержится обширный материал, посвященный развитию христианской архитектуры и изобразительного искусства на полуострове от периода поздней античности и до наших дней. Не обошли вниманием авторы и церковную музыку, а также знаменитых итальянских композиторов, значительное место в творчестве которых занимают духовные произведения. Среди публикаций страноведческого характера — статья «Йемен». Значительное место среди материалов в области религиоведения занимают статьи, посвященные иудаизму. Помимо этого, заслуживают внимания такие статьи, как «Иштар», «Ишвара», «Йезиды», «Йога» и «Йогачара». Как обычно, том содержит большое количество статей, посвященных отдельным персоналиям: «Иувеналий», «Иулиан» и «Иулиана», «Иулий», «Иустин», «Иуда, Праведный», «Иуда, Брат Господень» и «Иуда Искариот». В том вошли статьи о знаменитом сербском богослове — преподобном Иустине (Поповиче), святом мученике Иустине Философе и др. В статье «Исход» не только приводится анализ 2-й книги Пятикнижия с точки зрения текстологии и структуры ее содержания, но и рассматриваются вопросы, касающиеся археологических данных и контекста египетской истории. 28-й том также содержит статью, посвященную одной из неканонических книг Ветхого Завета — «Иудифи Книга». Новозаветную тематику в томе представляет статья о послании Иуды. Затрагиваются в нем и апокрифы, в том числе гностический текст, известный как Евангелие Иуды.

http://pravmir.ru/novyj-tom-pravoslavnoj...

Закрыть itemscope itemtype="" > О мировой радости по поводу убийства убийцы Или почему нет «праздника смерти Иуды Искариота»? 03.05.2011 1388 Убит террорист N1 (версия США) Усама бен Ладен . Тысячи людей вышли в Нью-Йорке на улицы городов и устроили «массовые гуляния». Английские народные торжества по поводу свадьбы принца Вильяма, «не останавливаясь, плавно перешли в торжества» по поводу убийства Ладена. Такое ощущение, что западный мир сошел с ума. Можно радоваться достижению какой-то гуманной благородной цели. К примеру, тому, что мир стал абсолютно безопасным и нет причин для возникновения терроризма в принципе. Но как можно радоваться уничтожению человека, пусть страшного преступника? Человек с нормальной психикой, думаю, может переживать самые разные чувства по поводу убийства (самоубийства) или смертной казни какого-то преступника. Облегчение, удовлетворение от наступившего возмездия, удивление нераскаянностью преступника. Но переживать чувство радости? Вы не задумывались, почему за две тысячи лет мировое Христианство так и не установило «Праздник самоубийства» человека, совершившего Главное Преступление в истории человечества, самоубийства Иуды, предавшего Богочеловека Иисуса Христа? Не потому ли что христианину свойственно скорбеть о погибели любой человеческой души, даже души маньяка, то есть абсолютно осатаневшего человека, который уже не принадлежит себе, которого ведет страсть (или бес). Скорбеть, а не радоваться. Христос, зная, что Иуда предаст Его, до самой Гефсиманской ночи старается спасти предателя, вызвать в нем чувства раскаяния. Христос не проклинает Иуду, а говорит о нем, как обреченном на огромное «горе» - по своей собственной воле стать предателем Бога. Над страшным преступником совершается земной приговор суда. Что делает вменяемый человек, каким-то образом причисляющий себя к христианской культуре? Идет и «радостно поет песни на улице» или молится Богу о том, чтобы Тот, на Своем Суде, вынес этому человеку Свой Приговор (потому как любой человеческий суд несовершенен)? Мы можем сказать себе: но это же Иуда Искариот, апостол, которого Сам Господь избрал учеником, одним из 12. Хорошо. А почему послевоенный мир не установил другого, абсолютно светского «праздника»? «Дня самоубийства» Адольфа Гитлера? Самого страшного злодея XX века?! Не потому ли, что такой человек уже сам себя осудил, а дальнейшая загробная участь его только в Божиих руках?

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/03/o_...

Слово на Светоносное и Святое Воскресение Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Святого Григория, епископа Нисского Благословен Бог ! Прославим ныне Единородного Сына Божия, из темных недр земли исшедшего и светоносными лучами всю вселенную озарившего. Прославим ныне воскресение Победителя, восприявшего на Себя грехи наши. Прославим ныне Бога Слово, посрамившего премудрость мира, утвердившего предречение пророков, скрепившего союз апостолов, распростершего всюду благодать Св. Духа. Вот мы, некогда чуждые ведения Божия, познали Бога. Исполнилось написанное: помянутся, и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык ( Пс. 21:28 ). Что помянутся? Древнее падение и новое восстание, – прежнее преступление и настоящее исправление, – смерть Евы и рождение Девы, – отпущение грехов, предречение пророков, проповедь апостолов, возрождение в купели, вселение в рай, вход в небеса Творца, воскресшего, отложившего бесчестие и Своим Божественным всемогуществом переменившего тление в нетление. Какое же бесчестие отложил Господь? То, о котором сказал Исаия пророк: и видихом Его, и не имяше вида, ни доброты: но вид Его безчестен, умален паче всех сынов человеческих ( Ис. 53:2–3 ). Когда вид Его (Господа) был безчестен? тогда, когда (Господь) обращался среди беззаконных иудеев и называем был от них и «Самарянином», и «имеющим беса» ( Ин. 8: 48;10:20 ); когда Иуда искариотский и сыны тьмы взяли Необъятного, чтобы умертвить Его. Когда (вид Его) был безчестен? тогда, когда Его – воплощенную кротость ударяли в ланиту, и когда Его – Судию клятв с клятвой вопрошали; когда Судию осуждали и над имеющим судить мир произносили приговор; когда слуга вопрошал, а Господь молчал, – свет безмолвствовал, а тьма неистово восклицала, – творение наносило дерзости, а Творец терпел (поругания). Когда (вид Его) был безчестен? когда тельцы возносили рога, а Юнец кротко предстоял, – когда лев рыкал, и тельцы вопили, как написано: обыдоша мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша мя: отверзоша на мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010