Подпишитесь на наш Телеграм История Иуды Искариота — одна из самых трагичных в истории человечества. Совершенное им предательство стало символом падения, а сам он из живого человека превратился в синоним греха. Но как такое могло случиться с учеником Христовым, с одним из двенадцати Его ближайших друзей? Таким вопросом задается Дарья Сивашенкова , автор книги «Вот Иуда, предающий меня. Мотивы и смыслы евангельской драмы», выпущенной издательством «Никея». Жанр книги лучше всего охарактеризовать словами «художественное богословие». Предлагаем вам отрывок из нее. Монеты за пазухой  «Но такое доверие не имело благоприятных для Иуды последствий: он уже слишком привязался к деньгам и потому злоупотребил доверием Христа». «Верх зла в том, что Иуда впоследствии предал Иисуса и Господа. Видишь ли, до чего доводит любостяжание? — до предательства. Итак, апостол Павел прилично назвал сребролюбие корнем всех зол (1 Тим 6:10), потому что оно предало Господа и всегда так делает». Да, это самый традиционный взгляд: основной причиной предательства стало сребролюбие. Иуда не выдержал искушения жадностью, продал Учителя за небольшую цену. Психологически легко понять, почему эта версия так популярна: низкое, отвратительное деяние предательства отлично сочетается с низким, отвратительным мотивом, подлым и ничтожным. И воровство сюда прекрасно вписывается: начал с кражи, закончил продажей Христа, вот что бывает, если вовремя не остановиться. Противоречат этому всего два нюанса. Во-первых, доверие Христа никогда не может пойти человеку во вред. Христос не вверяется ненадежному, не полагается на неверного. Христос Своим доверием никого не искушает и до беды не доводит. Потому что это значило бы, что вверяется Он, не зная, к чему это приведет, что противоречит евангельскому свидетельству: Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке (Ин 2:24–25). Раз Христос знает, что в человеке, наверное, способен просчитать, к чему приведет Его доверие, правда? Я не буду рассматривать вариант, что Он доверяет кому-то, зная, что человека это толкнет в бездну: это не доверие, это губительный расчет. Если Он кому-то доверился, то этот человек заведомо был того достоин.

http://blog.predanie.ru/article/vot-iuda...

Скачать epub pdf Иуда-предатель ( Ин. 13:18–30 ) Над историей святых страданий черным покровом лежит страшная ночь человеческих грехов. Первосвященники и книжники, с яростной злобой преследующие Праведника; Ирод, преступно насмехающийся над Ним; Пилат, который признал Его невинным; Петр, отрекшийся от Него, и Иуда, предавший Христа; иудейский народ, оставивший Его, и воины, презрительно издевавшиеся над Ним; – вот те печальные и мрачные тени, которые легли над Гефсиманией и Голгофой. И над всем этим мы слышим трогательный стон Спасителя: «они возненавидели Меня напрасно» ( Ин 15: 25 ). И за сердце хватающий вопрос: «Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя? отвечай Мне!» ( Мих. 6, 3 ). Господь возлежит за столом со Своими учениками и разделяет с ними прощальную трапезу. Он припоминает слова Св. Писания, слова печального пророчества: «Едущий со мною хлеб поднял на меня пяту свою» ( Пс. 40, 10 ). Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня!» Он предвидит Своим чистым и светлым взором все те страдания и мучения, которые ожидают Его в наступающую ночь и следующий за нею день. Здесь, в маленьком и дорогом кругу Своих учеников, Он желал в последний раз отдохнуть и подкрепиться ввиду предстоявшего Ему тяжелого пути страданий. Но здесь оказался человек, который своею страшной близостью нарушил тихий мир этого кружка и спокойствие этого вечера. То был Иуда Искариот – предатель. Как долго Спаситель дружески и любовно терпел близость этого человека возле Себя! Как Он участливо заботился о его душе, желая его обратить с его гибельного пути и озарить его светом вечной жизни! Все, все было напрасным, что предпринималось в терпеливой и самоотверженной любви для спасения погибавшего. Предатель уже замыслил и начал свое нечестивое дело. Он добровольно уже протянул свои руки врагам Христа, он уже получил от них и деньги крови и преступления. И теперь сидит, как ни в чем не бывало, за столом в кругу учеников Иисуса и вкушает с ними трапезу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Слово в Великий Четверток Печаль объемлет мою душу и недоумение останавливает мой помысл, когда я вспоминаю об окаянном Иуде. С такой высоты и в какую пропасть он поверг себя! От такой славы апостольского чина к какому, страстный, пришел бесчестию! Отпал от такой сладости Учителя и обложил себя такою горечию сребролюбия! Оно-то и довело его до горькой смерти от удавления. И сбылось на нем пророческое слово: «удаляющиеся ... от Тебе погибнут» (Пс. 72.27). Владыка и словом и делом отвлекал его от падения. Делом, — когда омыл ему ноги и сподобил вечери. Словом, — когда говорил: «един от вас предаст Мя» (Мф. 26:21), — выражаясь вообще, а не желая обличить его пред всеми, обличая только его совесть и возбуждая ее к покаянию. Кого не умилили бы эти слова: «Сын человеческий идет по реченному; обаче горе человеку тому, имже предается» (Лук. 22:22)? Но Иуда не внял. Такова-то жестокая душа: ей трудно придти к исправлению, она постоянно взирает на погибель, к которой стремится. Посмотри, какой пример к исправлению видел Иуда в блудной жене. Но он не обратил внимания на ее покаяние, а погибал в то самое время, когда она спасалась. Повествуя об этом, евагелист говорит: «тогда шед един от обоюнадесяте, глаголемый Иуда Искариотский, ко архиереом рече: что ми хощете дати и аз вам предам Его» (Матф. 26:14—15). «Тогда шед...» когда же? Когда блудница возненавидела грехи и пришла к покаянию, когда совлеклась скверной одежды блужения, когда притекла к Учителю, являя много любви в многоценности принесенного дара, когда слезами омочила пречистые ноги Его и власами своими отерла их, когда получила совершенное отпущение многих грехов, раздрала рукописание их и посрамила диавола... А Иуда тогда шел соглашаться в цене, помрачив духовное око свое сребролюбием. Он уже не чувствовал, с какой высоты падал О, чудо! Какое внезапное изменение той и другого! Одна, бывши рабою врага спасения, получила свободу, припав к Избавителю; другой отошел от Учителя и стал рабом сребра. Та, блудная и посрамленная. приобщалась к чину мироносиц, — этот имя ученика изменял на мерзость предательства. Та удостоивалась благохваления во всем мире, по слову Господа: «аминь глаголю вам: идеже аще проповедано будет евангелие сие во всем мире, речется и еже сотвори сия в память ея» (Матф. 26:13); а этот покрывал себя бесславием. О окаянство Иудино! Потому-то и говорит Павел: «мняйся стояти да блюдется, да не падет» (1 Кор. 10:12)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3080...

В конце 3 ½ – летнего общественного служения Иисуса Христа в избранном Им обществе двенадцати апостолов с ужасающим контрастом выступает омрачившаяся личность Иуды Искариотского. Гнусное предательство им Божественного Учителя своего по недугу сребролюбия, в связи с явно открывшимся тогда неверием предателя в Божественность Его и высокую духовную миссию Спасителя, сделало Иуду какой-то загадочной личностью, преимущественно по некоторой затруднительности точно определить все душевные движения и настроения и вместе представить и уразуметь весь трагизм его положения. Загадочным кажется и самый финал предателя – мерзкое самоубийство, именно ввиду того, что о смерти Иуды в священных писаниях даются по-видимому разноречивые показания. Святой евангелист Матфей повествует, что апостол Иуда, повергнув предательские 30 сребренников пред презревшими его первосвященниками и старейшинами, вышел из присутственного отделения при храме «и удавился» ( Мф. 27, 5 ). Между тем, по книге Деяний апостолов, святой Петр в своей речи к 120 верующим об избрании двенадцатого апостола на место отпавшего и погибшего Иуды так сообщает о смерти последнего: «Когда [он] низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» ( Деян. 1, 18 ). Не предваряя пока изложение о том, что несогласие в рассказе двух означенных апостолов о смерти Иуды предателя есть лишь кажущееся и легко объясняется, мы должны признать несомненным повествуемый евангелистом Матфеем тот факт, что предатель Спасителя избрал самоубийство чрез повешение. В пользу буквального понимания выражения святого евангелиста «удавился» Иуда – не говоря о том, что поставленный в подлинном тексте греческий глагол употребляется лишь в таком и единственном своем значении – свидетельствует древнейшее предание, записанное в апокрифических повестях, которое перешло в народные сказания у различных христианских народов. Между прочим, в апокрифическом евангелии Никодима находится следующее небезынтересное сказание. «Когда первосвященники не захотели исполнить предложения Иуды, тогда он бросил сребренники в среду их и пошел домой, дабы сделать петлю из веревки. Пришедши домой, он застал свою жену жарящей петуха на вертеле и сказал ей: «Поищи для меня веревки, дабы я мог удавиться, потому что я это заслужил. Я верно узнал, что несправедливо выдал своего Учителя – Иисуса за злодея. Его теперь повели к Пилату, дабы осудить на смерть, но в третий день Он воскреснет, и тогда горе нам!». На эти слова жена Иуды сказала ему: «Не говори так и не верь этому! Как этот жарящийся на углях петух не воскреснет, так и Иисус не воскреснет!». – Но не успела она выговорить этих слов, как петух взмахнул крыльями и три раза вскрикнул. Тогда Иуда, этим еще более убежденный в основательности своего страха, тотчас сделал петлю из веревки, надел ее на себя и повесился на дереве».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Г.Доре. Поцелуй Иуды В великой борьбе добра и зла, которая наполняет всю историю человечества, мы не ошибемся в выборе позиций, если будем внимательными к Слову Божию. Добро и зло проверяется в нашем отношении к Иисусу Христу – Спасителю мира. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф.12:30). Так было в годы земной жизни Господа нашего, так будет до скончания века. Иуда Искариот покинул Учителя, получив деньги от тех, кто замышлял убить Его. Он привел старейшин иудейских, толпу и римских воинов в масличный сад к востоку от Иерусалима, где был Иисус с учениками. Нравственный смысл поступка совершенно прозрачен. Самого факта этого было бы достаточно, чтобы увидеть глубину падения бывшего апостола. Однако мы имеем не только правдивый рассказ святых евангелистов, но оценку Иуды Искариота, данную Спасителем: впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться (Мф.26:24). Если Сам Иисус Христос, Который молился на Кресте за распинавших Его (Отче! прости им, ибо не знают, что делают; Лк.23:34), так сказал, можно представить всю тяжесть содеянного предателем. Надо думать, что Господь предвидел, что найдутся люди, которые будут оправдывать измену ученика и даже пытаться … поставить предателя выше тех, кто остался верен до конца Господу. Поэтому Господь еще раз говорит ученикам: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати (Ин.6:70-71). Предательство Иудой Учителя с разных точек зрения рассматривается в обширной литературе, начиная со святоотеческого периода. Первое, что необходимо понять в этом событии: в чем именно состояла услуга первосвященникам со стороны сребролюбивого ученика? В евангельском повествовании об этом сказано кратко: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его» (Мф.26,48). Возникает вопрос: помог ли Иуда опознать Иисуса Христа? Ведь Спаситель не был руководителем тайной общины; три с половиной года Он проповедовал и творил чудеса, в том числе и в Иерусалиме в присутствии вождей народа.

http://pravoslavie.ru/2239.html

Глаголъ 8, 2002: Божеское и человеческое. Поздние произведения Л. Н. Толстого ПРАВОСЛАВИЕ.RU   Глаголъ 8,  2002   антропология   БОЖЕСКОЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ Поздние произведения Л.Н. Толстого Мы публикуем третью, заключительную часть цикла статей о личности и творчестве Л.Н. Толстого. Ни для кого не секрет, что отношение Льва Николаевича к Православию было откровенно негативным. Это и послужило причиной его отлучения от Церкви. Творчество же Толстого можно воспринимать по-разному. Первая часть цикла была посвящена духовному пути Льва Николаевича, вторая - положительному в творчестве великого русского писателя. Третья часть посвящается заблуждениям Толстого. Первая глава рассказа-легенды Л. Н. Толстого " Разрушение ада и восстановление его " (1902) содержит одну любопытную деталь. Излагая события после крестных страданий и смерти Христа, автор-повествователь сообщает, что " Вельзевул видел, как Христос в светлом сиянии остановился во вратах ада, видел, как грешники от Адама и до Иуды вышли из ада... (курсив мой - А. Т.) " . Здесь весьма показательно объединение Адама и Иуды (в легенде имеется в виду, разумеется, Иуда Искариотский) в одну группу грешников. Согласно христианской истории, известно, что Адам после грехопадения всю оставшуюся жизнь проводил в подвиге покаяния и смирения перед Богом, а поэтому считается и первым ветхозаветным праведником. Этот момент совершенно отсутствует в толстовском произведении. Из Священного Писания мы также знаем и о том, что Иуда, предатель и фактически убийца Христа, закончил свою жизнь не покаянием, а новым, противоположным покаянию, тяжким грехом - самоубийством. Смешение праведника с грешником, покаяние с упорством в грехе свидетельствует, что для Толстого граница между праведностью и неправедностью проходила совсем в каком-то совсем другом месте, где покаяние и смирение не принципиальны и не важны. Из приведенного отрывка вполне очевидно оправдание Иуды - он выходит из ада вместе с другими его обитателями. Как видим, Толстой демонстрирует специфическое, противоположное христианскому, понимание духовной жизни и представление о посмертной участи людей.

http://pravoslavie.ru/press/glagol/08/08...

Закрыть " Евангелие от Иуды " - подлинник или подделка? 10.04.2006 956 Христианский мир стоит на пороге сенсации. На сайте Национального географического общества США опубликован в переводе на английский текст " Евангелия от Иуды " . Церковное предание вскользь упоминает об этом Евангелии, но до середины ХХ века считалось, что оно безвозвратно утеряно. Свиток, состоящий из 62 листов папируса, который условно датируется III - началом IV века нашей эры, представляет собой предположительно перевод Евангелия с греческого на саклу - один из диалектов языка египетских христиан-коптов. Суть этого открытия - если все-таки будет неопровержимо доказана подлинность манускрипта и его датировки - в том, что, по словам одного из его переводчиков и исследователей, " это Евангелие дает совершенно отличное от устоявшихся в христианском вероучении понимание Бога, мира, Христа, концепции спасения, человеческого бытия, не говоря уже о самом Иуде " . " Евангелие от Иуды " было обнаружено в Среднем Египте в середине прошлого века. Его автор неизвестен. Кто его нашел, также покрыто мраком. Оно якобы написано со слов Иуды Искариота - ближайшего ученика Христа, предавшего его за 30 сребреников. Новый Завет утверждает, что мучимый совестью Иуда вернул деньги и покончил с собой. Некий анонимный египтянин передал свиток в Швейцарию, где его на 20 лет заложили в сейф. Затем манускрипт много раз перепродавался, переходя из рук в руки. Наконец за сумму, которая не разглашается, его приобрел Фонд Мекенас. Работу над манускриптом возглавил священник, бывший профессор Университета Женевы Рудольф Кассер, которого считают крупным исследователем коптской культуры. После пяти лет упорного труда по переводу " Евангелие от Иуды " было представлено широкой публике. А говорится там в пику официальной версии о том, что Иуда Искариот был самым любимым и доверенным учеником Иисуса, предал его на казнь по его собственной воле во имя грядущего спасения и воскрешения. Вот ключевые слова Спасителя, обращенные к Иуде: " ...ты станешь превыше всех их, ибо ты предашь в жертву человека, в которого я был облачен " . То есть в толковании этого Евангелия духовная суть Христа освобождается от бренной человеческой плоти, что кардинально расходится с официальной церковной доктриной.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Иуда – лицо с первого взгляда ужасное и вместе таинственное, состоящее в какой-то особенной, разительной противоположности с достопокланяемым лицом Сына Человеческого. Каиниты, конечно, жестоко заблуждались, почитая Иуду за его предательство, совершенное якобы потому, что он один из апостолов обладал прозрением в тайну спасения человеческого смертию Сына Божия; но несогласно с истиной поступил бы и тот, кто захотел бы видеть во всей прошедшей жизни бывшего апостола одно мрачное и преступное. За противное ручается уже его почти четырехлетнее пребывание с Иисусом, среди напастей и искушений ( Лк. 22:28 ), когда многие другие оставляли Его ( Ин. 6:66–71 ). Такое постоянство достается в удел не всякому. Сильное раскаяние во грехе, всенародное признание в нем во храме и торжественное свидетельство о невинности осужденного уже Иисуса, подвергавшее Иуду многим неприятным последствиям, так же громко свидетельствуют, что в душе предателя еще была совесть, что рука его умела не принимать только, а и повергать сребреники. Не присоединись к раскаянию отчаяние, встреться с идущим из храма предателем горький плач Петров – и мы, может быть, увидели бы в Искариоте ревностнейшего провозвестника Христа, им преданного, полагающего за Него, подобно прочим апостолам, душу свою. Все это и многое другое заставляло отцов Церкви думать, что душа Иуды не чужда была многих добрых чувствований; почему он и был принят в апостолы и причислен к лику двенадцати. Но вместе с тем в душе Искариота был зародыш гибельной страсти сребролюбия. То и другое – и похвальная, и предосудительная сторона его характера – могли равно расположить его следовать за Иисусом. Где более, как не в Его Божественных беседах, было пищи для всех благих помыслов и чувствований? При ком, как не при Нем – Мессии, Царе всего мира – удобнее казалось удовлетворить и свою жажду к серебру? И вот Искариот в числе учеников Иисусовых. Особенные дарования, коими обладал он, вскоре отличают его от других; а он причтен к лику двенадцати. Быть не может, чтобы Иисус, избравший Своих апостолов после всенощной молитвы, среди собеседований с Отцом, не видел, что Он избирает Своего предателя. Ведяше искони, кто есть предаяй, Его ( Ин. 6:64 ), – и, однако, избрал его! Избрал, да сбудется Писание, яко никтоже от них погибе, токмо сын погибельный ( Ин. 17:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Суд Синедриона «Суд Синедриона» — приложение к «Факультету ненужных вещей», которым Ю. Домбровский очень дорожил. О Христе он высказывал свои мысли в третьей части романа, а материалы, как бы помогающие глубже раскрыть эту тему — «Плащаница Христа» и «Пилат», — лежали после смерти писателя в папке «Приложения», подготовленные к печати. Послесловие «К историку» осталось только в черновых тетрадях Ю. О. Домбровского. Напечатано в «Литературной газете» (1991 г.) и в «Русской мысли» (1992 г.). К. Турумова-Домбровская СУД СИНЕДРИОНА  Евангелие от Матфея  Гл. 26, 27  I  Глава 26  14. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам  15. и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников.  16. И с того времени он искал удобного случая предать Его.  17. В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?  18. Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: " Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими " .  19. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.  20. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками.  21. И, когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.  22. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?  23. Он же сказал в ответ: опустивший со Мной руку в блюдо, этот предаст Меня;  24. впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.  25. При сем и Иуда, предавший Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.  26. И, когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, едите, сие есть тело Мое.  27. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Скачать epub pdf Глава XII Ин.12:1–2 .  За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Иисус же прежде шести дний Пасхи прииде в Вифанию, идеже бе Лазарь умерый, егоже воскреси от мертвых. Сотвориша же Ему вечерю ту, и Марфа служаше; Лазарь же един бе от возлежащих с Ним. Иисус Христос пришел туда, потому что уже наступало время Его страданий и Он мало-помалу приближался к Иерусалиму, а также для того, чтобы ученики увидели, что Лазарь, которого Он воскресил из мертвых, принимает участие в вечери. Сестры Лазаря приготовили Иисусу Христу вечерю, как учителю и благодетелю, которого они считали теперь выше человека. Ин.12:3 .  Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира,... Мария же приемши литру мира нарда пистика многоценна,... «Пистика» ( πιστικς), т.е. несмешанного, несомненно чистого; или же это было название какого-либо мира. Ин.12:3 .  ...помазала ноги Иисуса... ...помаза нозе Иисусове,... как Господа своего, как Бога. Ин.12:3 .  ...и отерла волосами своими ноги Его;... ...и отре власы своими нозе Его;... показывая этим величие своей веры и благоговение к Иисусу Христу. Прочитай также начало двадцать шестой главы Евангелия от Матфея, полезное и для настоящего места. Ин.12:3 .  ...и дом наполнился благоуханием от мира. ...храмина же исполнися от вони масти [благовонныя]. И вся вселенная должна наполниться благоуханием от Иисуса Христа. Ин.12:4–6 .  Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Глагола же един от ученик Его, Иуда Симонов Искариотский, иже хотяше Его предати: чесо ради миро сие не продано бысть на триех стех пенязь и дано нищым? Сие же рече, не яко о нищих печашеся, но яко тать бе, и ковчежец имеяше, и вметаемая ношаше.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010