прот. Александр Прокопчук Тринадцатая Глава Если все синоптические Евангелия сообщают, что последняя вечеря с учениками была пасхальной трапезой ( Мф 26:17 – 30 ; Мк 14:12 – 26 ; Лк 22:7 – 23 ), то у евангелиста Иоанна присутствует ряд указаний, подтверждающих, что трапеза происходила накануне Пасхи (18:28; 19:14, 31, 42). Крестная смерть в четвёртом Евангелии приурочена ко второй половине дня 14 Нисана, к часу заклания пасхальных агнцев в Иерусалимском храме. Иисус занимает место пасхальной жертвы (19:36). В начале Евангелия мы слышали свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе как об Агнце Божием (1:29, 36). Для него Он стал Агнцем, кость которого не должна была сокрушиться ( Ин 19:33 – 36 ). Указание, с которого начинается тринадцатая глава: «А перед праздником Пасхи, зная, что пришел Его час перейти от мира сего к Отцу...», подразумевает, что смерть Иисуса Христа станет Пасхой. На Иудейскую Пасху, бывшую воспоминанием исхода, освободившего евреев из египетского рабства, Иисус совершает Свой собственный исход, «переход» из этого мира к отцу: «А перед праздником Пасхи, зная, что пришел Его час перейти от мира сего к отцу, Иисус, возлюбив Своих, находящихся в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже заронил в сердце Иуды Симонова Искариота намерение предать Его, Он, зная, что Отец всё дал Ему в руку, и что Он от Бога исшел и к Богу идет...» (13:1 – 3). Итак, первые три стиха главы указывают на неизбежность грядущей смерти и объясняют ее значение: 1. Настал её час. Если до этого мы не раз слышали слова Самого Иисуса Христа (2:4; 7:6; 8:30; 12:23), что этот час ещё не наступил, то сейчас смерть приблизилась к Нему вплотную. 2. Смерть – это переход к Отцу, Его Пасха. Иисус возвращается туда, откуда пришёл. 3. Она станет высшим проявлением Его любви («до конца»). 4. Иуда, понуждаемый диаволом, уже согласился на измену. Евангелист отмечает активную деятельность сатаны во время предстоящих Страстей 161 . 5. Евангелист говорит не только о добровольности будущей смерти, но и о том, что всё происходящее находится в руках Самого Христа. Омовение ног

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Разделы портала «Азбука веры» Был первым епископом иерусалимским по свидетельству предания, избранный к этому и посвященный Самим Христом во время его земной жизни. Проповедуя Христа в Иерусалиме, апостол Иаков был сброшен иудеями с крыши храма на землю, потом был побит камнями и скончался от удара палицею по голове. 5 ноября, Неделя по Рождестве Христовом Написал святое евангелие, под руководством святого апостола Петра. Тот же святой апостол Петр поставил Марка епископом в город Александрию За проповедь о Христе, идолопоклонники, связавши его, влачили по камням и били. В это время ему явился Господь Иисус Христос, призывая его к небесной славе, и апостол предал ему свой дух. Написал святое евангелие, под руководством святого апостола Павла. Он же написал и книгу Деяний Апостольских и много проповедовал о Христе, преимущественно в Беотии. Скончался мученически в Ахаии. Память святого апостола и евангелиста Луки празднуется 31 октября, а день перенесения святых мощей его 5 мая По дороге в Еммаус вместе со святым Лукою встретил Господа по воскресении Его, и потом узнал воскресшего Христа, когда Он явился собравшимся ученикам в одном доме, где совершил преломление хлеба. За проповедь о Христе святой Клеопа был умерщвлен иудеями. По преданию в том самом доме, в котором он со святым Лукою узнал воскресшего Христа чрез преломление Им хлеба. Был вторым епископом после апостола Иакова, в Иерусалиме. Имея от роду более 100 лет, был много и долго мучен, затем был распят на кресте за исповедание веры во Христа Апостол Варнава вместе со святым апостолом Павлом послужил благовестию и сначала проповедовал о Христе в Риме, а потом был поставлен епископом в Медиолан. Скончался он на своей родине, на острове Кипре, где был побит камнями гонителями веры Христовой. Христиане с честью погребли его и положили с ним в гроб, согласно его завещанию, святое евангелие от Матфея, которое Варнава некогда сам переписал и с которым никогда не разлучался. 24 июня Был вместе с Матфеем избран на место отпавшего апостола Иуды Искариотского. Учители Церкви говорят, что сей Иосия был сын Иосифа Обрученника, как и Иаков и Симон и Иуда не Искариот, и занимал епископскую кафедру в Елевферополе.

http://azbyka.ru/shemy/70apostolov.shtml

Разделы портала «Азбука веры» Наиболее известные апокрифы Ветхого Завета →   Развернуть таблицу Название, появление, переводы Содержание Евангелие Иуды — гностический апокриф на коптском языке, часть папирусного «Кодекса Чакос», найденного в Египте в 1978 г. Создан в к. III – н. IV вв. Предполагают, что коптский текст имел древнегреческий оригинал (датируется II в.). Современный перевод впервые опубликован в 2006 г. Иуда Искариот показан как ученик Иисуса Христа, обладавший, однако же, большими познаниями, чем прочие ученики.  Иисус открыл ему тайны Царства небесного, преподал знания о  космологии и др. (Христос, в частности,  отвечал на вопросы Иуды об Ангелах, о сотворении мира, о судьбах человечества, о Храме и т.д.). Евангелие от Петра создано в первые века христианства, однако было отвергнуто Церковью. Написанный по-гречески, отрывок апокрифа был найден в к. XIX в. в Египте. Рассказывается о некоторых обстоятельствах суда над Иисусом, Его распятия, Крестных страданий и смерти, погребении и Воскресении. Также содержится фрагмент, рассматриваемый некоторыми теологами как указание на сошествие Христа во ад. В заключительной части текста сообщается о явлении жен-мироносиц ко Гробу Мессии, об удостоверении их Ангелом Божьим в Его Воскресении, о смущении апостолов. Евангелие детства от Фомы. Текст сохранился на греческом, сирийском, грузинском, латинском, арабском, славянских языках. Составлен до н. V в. Апостол вряд ли является создателем книги, т.к. автор показывает свое незнакомство с деталями быта евреев. Текст описывает жизнь Ребенка Иисуса, а также совершённые Им чудеса. Повествование имеет сходство с повествованиями о божественных детях из древнегреческих мифов. Евангелие детства от Матфея. Есть мнение, что латинский текст этого апокрифа был создан в V в. По мнению других, он был создан позже, м. б. в VI-VII вв. Наиболее ранние сохранившиеся манускрипты апокрифа относятся к н. IX b. Апокриф повествует о зачатии, рождении, введении во Храм Девы Марии; о Рождестве, детстве Спасителя, о чудесах, совершенных Им в детстве (и даже во младенчестве).

http://azbyka.ru/shemy/naibolee-izvestny...

Разделы портала «Азбука веры» Почему в Библии написано одно, а в церкви делается другое? 943 04.08.2022 Библия И так далее. ВОПРОС: Священники не знают этих вещей или знают, но глаза закрывают, подчиняясь преданию и традиции? 4 Ответа Да, Антон, Вы правы, в Библии написано одно, а мы делаем другое. Бог требует от младших подчиняться старшим и поучаться от пастырей, а иные младшие вместо этого начинают обличать своих пастырей. Например, сказано: “Также и младшие, повинуйтесь пастырям” ( 1Пет.5:5 ). Или: “Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно” ( Евр.13:17 ). А вместо этого некоторые дерзают говорить, что Церковь — столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ) — более не такова. Печально все это. По существу же Вашего вопроса замечу, что это традиционные неопротестантские обвинения в адрес православных. Советую прочитать прекрасную книгу прот. Димитрия Владыкова “Православная Церковь и сектанты” , в ней даны все необходимые ответы. Скажу и я кратко. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? ( 1Кор.7:16 ) Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. ( 1Тим.4:16 ) В этих цитатах апостол вместо существенного спасения Христова говорит о возможном для людей приведении грешника на путь спасения, где его и спасет Христос. В этом смысле Церковь и обращается так к Божией Матери. Если Вы игнорируете множество богослужебных текстов, где Спасителем называется один лишь Сын Божий, то это показывает Вашу предвзятость. Кроме того, поют это не священники, а певчие. Так что Вы или говорите с чужих слов, или крайне невнимательны в храме. 2. По второму вопросу вновь Вы путаете. Иаков был малый не по росту и не по возрасту (как якобы маленький), а по числу среди апостолов: Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. ( Мф.10:2–4 )

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-v-biblii...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Проповедь о призвании Господом мытаря Левия на апостольское служение Март 25-ое 2011 Проповедь о призвании Господом мытаря Левия на апостольское служение Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня мы слышали евангельское повествование о призвании Господом мытаря Левия на апостольское служение. Когда мы размышляем об апостолах, то совершенно естественно, что их личности мы воспринимаем неотделимо от того ореола святости и заслуг, которыми они увенчали себя. Для нас апостолы – это люди святые, избранные Богом, близкие к Богу, прославленные подвигом веры и жизни, трудами, преданностью делу Божию и смертью за имя Христово. Авторитет апостолов беспрекословен, их слова не вызывают сомнений, для нас они – герои и образ для подражания. Да, такими они стали после дня Пятидесятницы, когда на апостолов сошел Дух Святой, и они отправились по лицу земли, неся людям весть о Христе распятом и воскресшем. Но совершенно очевидно, что такими богопросвещенными, мудрыми, всем своим существом преданными делу Божию они стали не сразу. Не родились они такими. И в Евангелии мы находим немало свидетельство о их не самых лучших человеческих качествах. Во время земной жизни Спасителя в апостольской среде случались и маловерие, и малодушие, и борьба за первенство, и непонимание слов своего Божественного Учителя, и трусость, и даже предательство. Не будем забывать, что Иуда Искариотский тоже был апостолом, и к тому же одним из 12-ти самых близких людей ко Христу. И о всех этих человеческих проявлениях евангельская история нам честно, открыто, ни о чем не умалчивая и ничего не приукрашивая свидетельствует так, как оно и было на самом деле. Среди апостолов были, конечно, разные люди. Разные по характеру, по складу ума, по уровню религиозности, по образованию и так далее. Мы также знаем, что социальные рамки, вмещающие в себя последователей Христа, были очень широкие. И среди учеников Господа мы видим, как простых безграмотных рыбаков, так и таких известных, влиятельных, знатных и богатых людей, как, скажем, член синедриона Никодим или Иосиф Аримафейский.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас в разделе   чел. Всего просмотров Всего записей 116 поделиться: ©2024 Сайт священника Константина Пархоменко Статьи Заповеди блаженств: Мф. 5:1-12 1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся…. Страсти Христовы: шаг за шагом Оглавление Введение Знал ли Христос, что Его убьют? За что Иисуса ненавидели и хотели убить иудейские вожди? Иуда Искариотский Тайная Вечеря Гефсиманское моление Спящие ученики Арест Иисуса Бегство некоего юноши Суд над Иисусом Отречение Петра Ночной суд Имели ли иудеи юридическое право осудить Христа на смерть? Суд у римских властей Страх Пилата Кого помиловать: Иисуса… Покинул ли Бог-Отец Своего Сына на Кресте? С семинарской скамьи помню слова митрополита Сурожского Антония, что Бог-Отец на какое-то время покинул на Кресте Своего Сына. Митрополит Антоний говорит, что Сын пришел разделить боль и скорбь всякого человека. А, как мы знаем, высшей болью и скорбью человека является богооставленность. Опыт богооставленности переживал, наверное, каждый из нас. Кажется, что Небеса – пусты и закрыты,… Искупление. Что значит, что Христос Своей Смертью искупил людей?.. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате… Православный христианин читает эти слова каждый день (они из Символа веры); каждый день христианин слышит, что Иисус Христос взял на Себя наши грехи, искупил нас Своей Смертью и т.д. и т.п. Что все это значит? В каком смысле Иисус нас искупил? Почему мы говорим, что Он искупил нас… Отношение Православия к инославию Вниманию читателей предлагается работа, как актуальная, так и интересная. Тема ее — отношение Православной Церкви к инославию в аспекте благодатности инославных сообществ. Почему мы не перекрещиваем инославных христиан, если не считаем их сообщества частью истинной Церкви?.. А если считаем протестантские общины частями Церкви, то как это возможно при отрицании теми же протестантами Евхаристии и многих…

http://azbyka.ru/parkhomenko/1/stati

«Симоне Ионин! Любиши ли Мя?» Два раза за вечерними богослужениями минувшей седмицы, накануне праздников в честь свв. апостолов Иоанна Богослова и Симона Зилота, мы слышали с вами, возлюбленные братия и сестры о Господе, евангельское повествование о том, как воскресший Господь наш Иисус Христос, явившись ученикам Своим при море Тивериадском, испытывал верность и смирение Симона-Петра троекратным вопрошением: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» ( Ин. 21:15–17 ). Св. Церковь предлагает нашему вниманию этот евангельский рассказ и в другие дни года: за воскресными всенощными бдениями через каждые одиннадцать недель и в некоторые другие избранные дни. Перенесемся же мысленно в то далекое время, на берега тихого Галилейского озера и постараемся представить себе эту немногословную, но исполненную глубокого содержания, беседу между Спасителем и ап. Петром. ... Всего лишь несколько недель прошло с тех пор, как Симон-Петр, подавленный страхом, пред многими свидетелями с клятвою отрекся от своего любимого Учителя. О, какая страшная тяжесть лежала теперь на его сердце! Быть может, он сравнивал свой поступок с поступком другого человека, некогда апостола, а затем предателя Иуды Искариота. Но ведь Иуда никогда не любил Господа. Господь приблизил его к себе лишь ради некоторых зачатков добра, которые могли, конечно, при наличии доброй воли разгореться в огонь любви к Богу. Но у Иуды не оказалось этой доброй воли, и потому вся его жизнь превратилась в подготовку к неизбежной измене. И самый акт предательства был лишь закономерным завершением этой мрачной, грехолюбивой жизни. А Симон? Разве он не любил своего Божественного Учителя. Разве не он, пламенея любовию к Нему, исповедал Его горячо и искренне Сыном Бога Живаго. И когда многие из учеников Спасителя, не поняв Его божественного учения и устрашившись предлагаемого им подвига любви, отошли от Него и уже не ходили с Ним, когда Господь с глубокой печалью спросил самых близких своих учеников и апостолов: не хотят ли и они оставить Его, – разве не он, Симон-Петр от лица всех сказал Ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Скачать epub pdf 3. Непонимание Итак, с первых дней Своего общественного служения Иисус начал формировать вокруг Себя группу молодых людей, которые должны были все время проводить с Ним. В течение какого-то времени Он присматривается к ним, они присматриваются и прислушиваются к Нему. Кому-то происходящее нравится, кому-то нет, соответственно, одни остаются «в команде», другие отходят. По прошествии некоторого времени Иисус из общего числа Своих последователей избирает двенадцать, а затем, согласно Луке, еще семьдесят, которые должны стать продолжателями Его дела на земле ( Лк. 10:1 ). Как складывались взаимоотношения между Иисусом и учениками? Тема этих взаимоотношений – одна из центральных во всех четырех Евангелиях. Значительная часть поучений Иисуса, воспроизведенных в Евангелиях, адресована ученикам. Иисус беседует с ними наедине; отдельно обращается к ним перед тем, как обратиться к народу; по их просьбе разъясняет то, что они не поняли в Его поучениях, адресованных народу. Евангелия приводят диалоги Иисуса с одним или несколькими учениками, фиксируют различные реакции учеников на слова Иисуса и происходящие события: восхищение, изумление, удивление, непонимание, недоумение, неверие, страх, протест. Богатая гамма личных чувств, переживаний и эмоций учеников представлена на страницах Евангелий. При этом некоторые линии взаимоотношений выделены в особую тему: Иисус и Петр, Иисус и Иоанн, Иисус и три ближайших ученика (Петр, Иоанн, Иаков), Иисус и Иуда Искариот. Весь этот огромный материал сам по себе заслуживал бы отдельной книги. В настоящем разделе мы отметим лишь один весьма характерный аспект взаимоотношений между Иисусом и Его учениками: непонимание ими слов и действий Иисуса. Эта тема проходит рефреном и в синоптических Евангелиях, и в Евангелии от Иоанна. Ученики, в частности, не понимали значения притч. Согласно Марку, после того как Иисус произносит притчу о сеятеле, окружающие Его, вместе с двенадцатью ( Мк.4:10 ), спрашивают Его о значении притчи. Иисус отвечает: Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи. И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? ( Мк. 4:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf Глава 10 Послание двенадцати Апостолов на проповедь в Иудею и наставления им. Мф.10:1 . И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. «Призвав»: не об избрании учеников речь идет, а о посольстве их на проповедь в Иудее. – «Двенадцать»: «по числу двенадцати колен израильских... Дал Он им силу чудотворений, дабы, удивляя чудесами, они приобретали внимательных своему учению слушателей» (Феофил.). Мф.10:2–4 . Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. «Апостолов»: апостол значит посланник, так как 12 избранных учеников были посланы). Господом на проповедь Его Евангелия сначала в Иудее, а потом и во всем мире. Вероятно, название учеников своих апостолами было употребляемо самим Господом ( Ин.13:16 ; Лк.6:13 ) и чрез то постепенно сделалось отличительным наименованием именно Его учеников, избранных Им для проповеди Евангелия. – «Первый Симон, называемый Петром»: не случайно, конечно, во всех перечислениях имен апостолов Симон Петр поставляется на первом месте ( Мк.3:16 и дал. Лк.6:14 и дал. Деян.1:13 ), но частью потому, что он и его брат Андрей были прежде других призваны к апостольству – первозванные ( Ин.1:41 ), частью потому, что по своим качествам он действительно был «первый между равными» (ср. Мф.16:16 и дал. Мф.17:1,24, 19:27, 26:37,40 ; Лк.8:45, 9:32, 22:31 и дал. Ин.21:15 и дал. Деян.1:15, 2:14, 5:3 и дал. Гал.1:18, 2:7 ). – «Называемый Петр»: название это значит камень), равно как и его сирохалдейское имя – Кифа ( Ин.1:42 ; 1Кор 1:12, 3:22, 15:5 ; Гал.2:9 ), каковое имя дано ему, без сомнения, в предзнаменование особенной твердости его в вере и проповеди евангельской. – «Варфоломей»: значит – сын Фоломея, а собственное его имя было Нафанаил ( Ин.1:45, 21:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Скачать epub pdf Глава 12 1. Вечеря в Вифании 1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. 2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. 3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. 4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: 5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? 6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имелпри себе денежный ящик и носил, что туда опускали. 7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. 8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. 9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. 10 Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. Рассказ о вечере в Вифании присутствует также в Евангелиях от Матфея и Марка ( Мф. 26:6–16 ; Мр. 14:3–9 ). Женщина, помазавшая Иисуса миром в то время, как Он возлежал на вечери, у Иоанна она отождествляется с Марией, сестрой Лазаря; у Матфея и Марка остается безымянной. С другой стороны, многие исследователи указывают на параллели между повествованием Иоанна о вечере в Вифании и рассказом Луки о жене-грешнице ( Лк. 7:37–38 ). Согласно одной из весьма распространенных в науке версий, Иоанн описывал тот же случай, что и Марк и Матфей, однако некоторые детали заимствовал у Луки. Эта версия, впрочем, не объясняет, почему у Иоанна вечеря в Вифании происходит за шесть дней до Пасхи. Литургический календарь древней Церкви, в котором события последней недели земной жизни Иисуса выстроены в единую цепь, помещает вечерю в Вифании на Великую Среду, тогда как событием, непосредственно предшествующим Входу Господню в Иерусалим, оказывается воскрешение Лазаря. Выстраивая события подобным образом, древняя Церковь скорее ориентировалась на хронологию Матфея и Марка, согласно которым рассказ о вечере в Вифании следует за упоминанием двухдневного срока, остающегося до пасхи. А за шесть дней до Великой Пятницы – дня распятия Иисуса Христа – празднуется Лазарева суббота, связанная с воспоминанием не о вечери в Вифании, а о воскрешении Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010