Митрополит Иларион: Любовь Божия не становится меньше от того, что мы грешим 18 марта, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Мы знаем, что Господь никогда никого не оставляет, но мы очень часто оставляем Его, и в этом наша беда 16 марта 2014 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» пассию – богослужение, посвященное воспоминаниям о Страстях Христовых. Владыке Илариону сослужили клирики прихода. Прочитав главы из Евангелия от Марка, в которых описаны Страсти Господа нашего Иисуса Христа, митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом, — сообщает Служба коммуникации ОВСЦ . «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы слышали Евангельское чтение о страданиях и крестной смерти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, как они описаны в Евангелии от Марка – самом кратком, и, по-видимому, первом по времени составления. История Страстей Христовых также изложена и тремя другими евангелистами. Она начинается с вечери в Вифании и с рассказа о том, как Иуда Искариот – один из двенадцати апостолов Христа – возымел намерение предать Его (см. Ин. 13: 2-4). Всякий раз, читая это повествование, мы задаемся вопросом: каким образом получилось так, что один из двенадцати учеников предал Спасителя, и неужели Господь, избирая его на служение, не знал, что тот предаст Его? Неужели Господь мог совершить ошибку, выбрав Себе такого ученика? Но, вчитываясь в слова Священного Писания и видя в другом Евангелии рассказ о том, как на Тайной вечере, когда Иуда решился покинуть общину учеников для с целью предать Спасителя, Господь сказал ему: «Что делаешь, делай скорее» (Ин. 13,27), мы понимаем, что Господь знал о намерениях Своего ученика. Нам не известно, знал ли Он об этом с самого начала, потому что Иисус Христос был не только Богом, но и Человеком, – при этом ни божественная, ни человеческая природа не претерпели никакого изменения, но остались полноценными, – и по человеческой Его природе некоторые события будущего были от Него сокрыты. Но, конечно, в описываемый в Евангелии момент, когда Иуда задумал предательство, Господь уже знал, что оно совершится, и словами «что делаешь, делай скорее» не подталкивал Своего ученика к совершению греха, а, наоборот, показывал, что Ему известно о намерениях Иуды.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-lyu...

ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИУДЫ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПОСЛАНИЯ Лжеучители: примеры Божия суда Архангел Михаил Пророчества Еноха и апостолов Введение 1. Писатель послания Писатель послания, известного под названием соборного послания Иудина, есть апостол из двенадцати Иуда, называемый Иаковлевым, а равно Леввеем и Фаддеем ( Мф. 10:3 ; Мк. 3:18 ; Лк. 6:16 ; Деян. 1:3 ; Ин. 14:21 ). Он был сын Иосифа, Обручника Пресвятой Девы, от первой, действительной его жены и брат родной упоминаемых в Евангелии детей Иосифа – Иакова (впоследствии епископа Иерусалимского, праведного; ср. Иак. 1:1 ; Иуд. 1:1 ), Иосии и Симона, или Симеона (впоследствии также епископа Иерусалимского); ср. Мф. 13:55 и прим. По некоторому преданию, первое имя его было Иуда, обычное у евреев имя, имя же Фаддея он получил, когда принял крещение от Иоанна Крестителя, а имя Леввея получил, вероятно, при избрании в апостольство Господом Иисусом Христом (может быть, в отличие от соименного ему Искариота), так как был обычай при особенно важных и решительных обстоятельствах в жизни принимать новое имя. Евангельская история не сообщает об апостоле Иуде ничего, кроме только одного вопроса, предложенного им Господу при прощальной беседе Спасителя с учениками ( Ин. 14:22 ; см. прим.). Об апостольском служении Иуды по вознесении Господнем церковное предание говорит, что он проповедовал Евангелие Христово сперва во Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, затем в Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, в Персии и Армении. То же предание говорит, что он был в Едесе, где несколько прежде проповедал Евангелие другой апостол – Фаддей, из семидесяти, и «тамо аще что от оного Фаддея службы не доставаше, сей Иуда Фаддей добре исполни» (Четьи-Минеи. Июнь, 19). Предание о кончине святого апостола Иуды оразнообразилось. По некоторым сведениям он мирно скончался в Едесе, по иным – в Берите, или Бейруте, по другим – он скончался мученически в Армении, будучи повешен на дереве и потом пронзен стрелами. 2. Подлинность послания О подлинности происхождения соборного послания Иуды от сего апостола определительно и ясно свидетельствуют: Тертуллиан , Климент Александрийский (который написал толкование на все соборные послания, в числе их и на Иудино), древний так называемый Мураториев каталог и Ориген во многих местах своих творений (исключая одного места, где проглядывает сомнение о его подлинности).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 106. На кондак «Хлеб прием в руце предатель». В Великий Четверг Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека: и неисправлен пребысть Иуда раб и льстец Кондак Великого Четверга Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Великий Четверг… День особенный. Сегодня вспоминаем мы события Тайной вечери, когда Господь наш Иисус Христос Сам впервые причастил верных учеников Своих в жизнь вечную. Но был за трапезой и тот, кто, принимая из рук Спасителя хлеб жизни, предательством своим обрек себя на вечную погибель. Именно об этом возвещает нам сегодня Святая Церковь: «Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя прости ра ет, и приемлет цену Создавшаго Своима рукама чело века, и неисправлен пребысть Иуда раб и льстец». Разве был Иуда Искариотский обделен Божественной любовью, разве не равнозначными с другими апостолами дарами исцеления и чудотворения наделил его Господь? Нет, за него, может быть, более, чем за кого-либо, болело сердце Вселюбящего Господа! Так что же все-таки лежало в основе самого страшного на земле предательства? Греха ради было совершено это вопиющее беззаконие, потому что именно грех – зависть, стремление к главенству, тщеславие, гордыня человеческая, сребролюбие – привели Иуду к духовному краху. Он многое имел в жизни, он непосредственно общался с Божественным Учителем, мог постоянно видеть Его, слушать глаголы истины. Ничем не обделял Господь этого Своего ученика. Только тому всего казалось мало. Святитель Иоанн Златоуст восклицает: «О, безумие! За что, скажи мне, ты предаешь Учителя? За то, что Он тебе дал власть над демонами? За то, что дал силу исцелять болезни, очищать прокаженных? За то, что дал силу воскрешать мертвых, что поставил господином над властью смерти? За эти благодеяния даешь ты такую оплату?.. О, безумие, или, лучше, сребролюбие! Оно породило все это зло; им увлеченный, он предал Учителя. Таков этот злой корень; он хуже беса приводит в неистовство души, которыми овладевает, производит в них забвение о всем – и о себе, и о ближних, и о законах природы, лишает самого смысла и делает безумными. Смотри, сколько вещей он изгладил из души Иуды: сообщество [с Иисусом Христом], приязнь, общение в трапезе, чудеса, учение, увещание, наставление; все это тогда сребролюбие ввергло в забвение». И апостол Павел говорил: корень всех зол есть сребролюбие ( 1 Тим.6:10 ).

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Раскаяние и покаяние: Иуда и апостол Петр В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга Олеси Николаевой " Поцелуй Иуды " . Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы. Отречение Петра. Новгородская таблетка, фрагмент Есть несколько моментов, позволяющих сопоставить поведение Иуды и апостола Петра. Оба – и Петр, и Иуда – были избраны Христом, приближены к Нему, почтены Его доверием, отмечены Его любовью, удостоены Его даров, научены Им тайнам Царства Небесного, призваны в свидетели Его чудес и исповедали Его Мессией, Христом, Сыном Бога Живаго. «Устами апостолов» назвал святитель Иоанн Златоуст апостола Петра, произнесшего это исповедание и давшего ответ на вопрошание Господа не только от себя, но и от всех учеников. Кроме того, после усмирения бури все ученики исповедали Его Сыном Божиим: Воистину Сын Божий еси (Мф. 14, 33). И тот, и другой по пути следования за Христом претерпевают искушения, насылаемые на них князем тьмы. Когда Христос стал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, и быть убитым, и в третий день воскреснуть, Петр, исполнившись желанием скорейшего наступления Царства Небесного здесь и сейчас, а также любовью и состраданием ко Христу, стал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с тобою. Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн; потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 21–23). Те же самые слова: «Отойди от Меня, сатана» (Мф. 4, 10) Господь говорил дьяволу, когда тот искушал Его в пустыне. Но и об Иуде сказано: Один из вас диавол (Ин. 6, 70); Диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его (Ин. 13, 2); Вошел же сатана в Иуду (Лк. 22, 3); После сего куска вошел в него сатана (Ин. 13, 27). Так же может показаться основанием для сопоставления Иуды и апостола Петра то обстоятельство, что Господь предрек одному – предательство, другому – отречение. Один из вас предаст Меня (Мф. 26, 21; Мр. 14, 18; Ин. 13, 21); Один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте; ибо сей хотел предать Его (Ин. 6, 70–71).

http://pravoslavie.ru/3083.html

Соборное послание святого апостола Иуды Сведения а писателе Писатель этого послания сам называет себя " Иудою, рабом Иисуса Христа, братом Иакова " . Из этого можно заключить, что это — одно лицо с апостолом Иудою из двенадцати, который назывался Иаковлевым, а также Леввеем и Фаддеем (Мф. 10:3; Мк. 3:18; Лк. 6:16; Деян. 1:13; Ин. 14:21). Он был сыном Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первой действительной его жены и братом детей Иосифа — Иакова, впоследствии епископа Иерусалимского, по прозвищу Праведный, Иосии и Симона, или Симеона, впоследствии также епископа Иерусалимского. По преданию, первое имя его было Иуда, имя Фаддей он получил, приняв крещение от Иоанна Крестителя, а имя Леввей получил, вступив в лик 12 апостолов, может быть в отличие от соименного ему Иуды Искариотского, ставшего предателем. Некоторые считают, что писатель этого послания ничего общего с Иудою Иаковлевым, или Фаддеем и Леввеем, не имеет, что в число 12 апостолов он не входил (в 17 стихе он как бы исключает себя из числа апостолов), но был только в общем смысле слова " апостолом " , являясь действительно братом Иакова и считаясь поэтому, подобно Иакову, " братом Господним " . В основание такого мнения приводят свидетельство Евангелия от Иоанна 7:5, где говорится, что " братия Иисусовы " в дни Его земного служения в Него не веровали, почему и не удостоились избрания в число 12 апостолов. Кроме того, считают, что апостол Иуда из двенадцати не мог быть писателем этого послания, так как он трудился во благовестии Христовом в Сирии и скончался в Эдессе, а между тем в сирском переводе Пешито Иудино послание отсутствует. Окончательное и авторитетное решение этого вопроса ввиду ограниченности данных представляется невозможным. Об апостольском служении Иуды по Вознесении Господнем предание говорит, что он проповедовал сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем в Аравии, Сирии и Месопотамии, Персии и Армении. То же предание говорит, что он был в Эдессе, где несколько прежде проповедовал другой апостол, Фаддей из 70-ти. По одному преданию, св. Иуда мирно скончался в Эдессе, по другому — в Берите или Бейруте, по третьему — скончался мученически в Армении, быв повешен на дереве и пронзен стрелами. Подлинность послания святого апостола Иуды

http://sedmitza.ru/lib/text/430613/

Часть первая. Историческая В дни Страстной Седмицы в златотканности ее песненного покрова тревожит глаз одна нить, в небесные ее гармонии врезается мучительный диссонанс, то – образ апостола-предателя. Им мы как бы заболеваем в страстные дни. И церковь не щадит нашей впечатлительности, она так много места и внимания отводить Иуде, что он является одним из самых центральных образов в страстной мистерии, как будто заслоняя собою других апостолов в своем противостоянии Христу. Иуда, «раб и льстец», в изображении церковной поэзии есть просто сребролюбец, за деньги продавший своего Учителя. 1 Такой стилизацией Иуды, каковы бы ни были ее церковно-педагогические мотивы, диссонанс лишь еще более обостряется. Иуда своим присутствием около Христа вносит в историю страстей Христовых непонятность, бессвязность. И ум, и сердце одинаково изнемогают от этого противоречия. Есть разного значения противоречия и непонятности. Религия исполнена священной тайны, ибо она есть откровение премирного Бога. Священные антинонии в богопознании дают крылья мысли и исполняют сердце радостным трепетом, они сладостны в их премирности и в них нет разлагающего душу противоречия. Последнее существует лишь в пределах нашей человеческой жизни, в границах нашей человеческой мысли, в недрах нашего человеческого сердца. И такое именно разлагающее и отравляющее противоречие содержит в себе история Иуды, и только привычка в союзе с равнодушием, притупляет в нас его едкую остроту. Однако, есть ли достойный исход для христианина – спасаться привычкой, располагающей видеть в Иуде лишь мрачную фигуру предателя, черную тень рядом со светлым образом Учителя? Но разве же не ясно, что эта черная тень ложится, как тяжелое недоумение, на все течение евангельских событий? Среди апостольского лика грязный сребролюбец, на тайной вечери – предатель, за малые деньги продающий Учителя, но при этом, призванный к апостольству, почтенный избранием превыше всякого избрания! Если мы видим в каком-либо историческом деятеле не проницательность, неумение избрать себе сотрудников, такое отсутствие духовного чутья, что он может допустить в ближайшее свое окружение в качестве интимного сотрудника грязного сребролюбца и предателя, то как будем судить мы об этом? Как мы судим о духовных вождях, которые не умеют отличить святошу, лицемера, прельщенного, от святого и духоносного угодника Божьего? Не является ли такая их слепота свидетельством их духовной ограниченности? А между тем это же бессознательно переносится на Христа всеми теми, кто видит в апостоле-предателе только «раба и льстеца».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Глава 22 1–13. Иуда у первосвященников и книжников. Приготовление пасхальной вечери. – 14–23. Установление Евхаристии и предсказание Христа об измене Иуды. – 24–30. Спор о первенстве. – 31–34. Предсказание об отречении апостола Петра. – 35–38. Слово о мече. – 39–53. Молитва на горе Елеон и взятие Христа воинами. – 54–71. Отречение апостола Петра и осуждение Христа. Лк.22:1 .  Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, Лк.22:2 .  и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. Лк.22:3 .  Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, Лк.22:4 .  и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Лк.22:5 .  Они обрадовались и согласились дать ему денег; Лк.22:6 .  и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе. Лк.22:7 .  Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, Лк.22:8 .  и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Лк.22:9 .  Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Лк.22:10 .  Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, Лк.22:11 .  и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? Лк.22:12 .  И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Лк.22:13 .  Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. О путешествии Иуды к первосвященникам и книжникам евангелист Лука говорит согласно с Марком, опуская только историю помазания ( Мк.14:1–16 ; ср. Мф.26:1–16 ). «Праздник опресноков, называемый Пасхою» (стих 1). Евангелист Лука отожествляет оба названия, потому что в самом деле опресноки полагалось вкушать уже в день Пасхи. «Боялись народа» (стих 2; см. Лк.19:48, 21:38 ). «Вошел же сатана в Иуду» (стих 3). Трудно сказать, что здесь подразумевает евангелист: действительное ли вхождение сатаны или же только влияние его на душу Иуды. За первое предположение говорит то обстоятельство, что словом «входить» ( εσρχεσθαι) у Луки обозначается вхождение бесов в тела ( Лк.8:30, 32 и сл.; Лк.11:26 ), а за второе – то соображение, что Иуда ничем не показал того, что он одержим сатаной (ср. Ин.13:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Приложение I-oe. Праздники переходящие Вход Господень в Иерусалим См. в 1-й части неделю Ваий, 6-ю великого поста. Страстная седмица. Великий четверг, пятница и суббота 1. Тайная вечеря За два дня до праздника Пасхи (в среду), старейшины еврейского народа и книжники собрались в доме первосвященника Каиафы и в совете своем положили взять Иисуса Христа хитростью и убить, только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Неожиданно в собрание их явился один из двенадцати апостолов, по имени Иуда Искариотский, и сказал: «что вы дадите мне? И я вам предам Его». Они предложили ему тридцать сребреников – цену обыкновенного раба. Иуда согласился, и с этого времени стал искать удобного случая, чтобы предать Господа Иисуса Христа врагам Его. Утром в четверток Господь повелел апостолам Петру и Иоанну приготовить все нужное для празднования Пасхи, а на вопрос их: «где приготовить?» сказал: «вот, при входе вашем в город, встретится вам человек, несущий кувшин воды, последуйте за ним в дом и скажите хозяину: Учитель повелел сказать: время Мое близко; где горница, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет горницу, большую, устланную: там приготовьте». Они сделали, как повелел им Иисус, и приготовили Пасху. При наступлении вечера, Господь Иисус Христос пришел в приготовленную горницу и возлег за стол вместе с двенадцатью Своими учениками. Господь всегда любил Своих учеников, но в эти последние часы чувства любви к ним возросли до высшей степени и выразились самым трогательным образом. Господь встал с Своего места, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался; потом влил воду в умывальницу и начал умывать ноги учеников и отирать полотенцем, которым был препоясан. Все безмолвно повиновались, но когда очередь дошла до Петра, то он воспротивился. «Господи, Тебе ли (Мессии, Владыке живых и мертвых) умывать мои ноги!» Господь сказал ему: «что делаю теперь, ты не знаешь, а уразумеешь после». Петр воскликнул: «не умыть Тебе ног моих вовек» (т. е. никогда)! Господь ответил: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною». – «Господи, – воскликнул Петр, – не только ноги мои, но и руки и голову!» Но Господь сказал: «омытому нужно умыть только ноги, потому что чист весь, – и вы чисты, – прибавил Он, обращаясь к другим ученикам, но не все» (первое вразумление иуде). Совершив умовение ног, Господь сказал: «знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (т. е. служить друг другу со смирением и любовью); ибо Я дал вам пример, чтобы вы делали то же, что Я делал вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Великую Среду после Литургии в Храме Христа Спасителя 28 апреля. ПРАВМИР. 27 апреля 2016 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью. Что такое сребролюбие? Об этом рассуждает Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в своей проповеди в Великую Среду после Литургии. Сребролюбие Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы! Дорогие братья и сестры! Всех вас приветствую и поздравляю с Великой Средой. Это день, когда Церковь вспоминает два важных события Евангельской истории: помазание Господа руками грешной женщины и предательство Иуды (Мф. 26:6-16). Неслучайно два события воспоминаются вместе. Жертва, которую принесла женщина, отдав, может быть, все свое имение на приобретение драгоценного мира, была несовместима с образом мыслей и житейскими понятиями одного из учеников Спасителя — Иуды Искариота. Этот поступок так глубоко ранил его душу, нанес такой удар по его мировоззрению, по его ценностям, что он осознал полную несовместимость самого себя, своих жизненных устремлений с тем, что происходило вокруг Спасителя, с Его проповедью, с Его жизнью, с тем, как преображались и менялись люди через общение с Ним. Иуда уходит к врагам и предает Спасителя за 30 сребреников. Неслучайно в этом рассказе фигурируют деньги, потому что Иуда был сребролюбив. О нем рассказывает один из евангелистов, что он был вор и крал из общей кассы, куда складывались пожертвования. Итак, главной движущей силой предательства стало сребролюбие. Жертвенная блудница и сребролюбивый апостол! Какое абсолютное несоответствие! Грешница, которая отдает все, что имеет, — и апостол, приближенный к Спасителю, который не может перенести страшного для него зрелища, когда грешная женщина отдает все свое имение, чтобы возлить драгоценную жидкость и тем самым приуготовить Спасителя к погребению…

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-srebro...

Разделы портала «Азбука веры» ( 19  голосов:  3.7 из  5) Словарь церковных терминов Авва (арамсйск. «отец») – молитвенное обращение к Богу Отцу. В восточных церквах аввами называют настоятелей монастырей и старцев-подвижников. Акафист (греч. букв.: не сидящий) – цикл хвалебных песнопений и молитв в честь Иисуса Христа, Богородицы святых, которые исполняются стоя. Акафист состоит из 25 песнопений, из них 13 завершаются возгласом «Аллилуйя», а 12 обращенных к Богородице – возгласом «Радуйся». Амвон (греч.: край горы) – возвышение перед иконостасом и Царскими вратами в церквах, с которого священники и диаконы (на амвон всходить разрешается только им) ведут богослужения. Аналой, налой (греч.) – в православных храмах стол, на который во время богослужений кладутся Евангелие, крест и иконы (для поклонения верующих). Антиминс (греч. вместопрестолье) – обязательная принадлежность богослужения: четырехугольный плат из льняной или шелковой материи, на котором изображено положение Иисуса Христа во гроб; по углам – лики евангелистов-благовестников Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а в центре плата помещаются частицы святых мощей. Апостол (греч. посол, посланник) – в древности так называли странствующих проповедников веры. В Новом Завете апостолами названы двенадцать ближайших учеников Иисуса Христа: Симон (Петр), Андрей, Варфоломей, Иоанн, Матфей, Симон Зилот (по другой версии – Симон Кананит), Фаддей (или Иуда, сын Иакова), Филипп, Фома, Иаков – сын Алфея, Иаков – сын Зеведея и брат Иоанна, Иуда Искариот, предавший Христа. Апостолом называл себя и Павел, хотя учеником Иисуса он и не был. Артос – «просфора всецелая»: квасной хлеб, освящаемый молитвой на Пасху; его хранят всю пасхальную неделю, а в субботу раздают верующим. Архиепископ – старший епископ (см.). Архимандрит – высший монашеский чин, присваиваемый настоятелям монастырей, а также монашествующим лицам, которые занимают в церкви высокие административные должности. Вечерня – первая часть суточного богослужения (церковные сутки начинаются вечером). Суточный круг богослужений состоит из 9 служб, посвящаемых церковным событиям: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, б и 9й часы, литургия. Вечерняя посвящается воспоминаниям о сотворении мира Богом, грехопадении и раскаянии людей, об их надеждах на Спасителя. В канун больших праздников служится Вечерня великая.

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010