Синаксарь во Святую Великую Среду Стихи: Жена, помазавши Христово тело миром, Предвосхищает смирну и алоэ Никодима. Во святую и Великую Среду божественные отцы повелели творить воспоминание о женщине-блуднице, которая помазала Господа миром, потому что это было незадолго до спасительных страданий. Для того установлено совершать теперь ее память, чтобы, по слову Спасителя, везде и всем было возвещено о ее ревностном поступке. Когда Иисус вошел в Иерусалим и был в доме Симона прокаженного, к Нему подошла женщина и возлила на Его голову драгоценное миро. Чем же побуждаемая, она (решилась) прийти? — Поскольку наблюдала Христово сострадание и щедрость ко всем, особенно теперь, видя, что Он вошел в дом прокаженного, которого закон повелевал считать нечистым и запрещал общение с ним, — то подумала, что Христос так же исцелит ее нечистоту душевную, как и проказу Симона. И вот, в то время как Господь возлежал на вечери, жена возлила сверху на Его голову миро ценой примерно в триста динариев, то есть шестьдесят ассариев, десять пенязей или три сребреника. Ученики, и прежде всего Иуда Искариот, возбраняли ей, а Христос защитил, чтобы не препятствовали ее благому намерению. Потом Он упомянул о Своем погребении, чтобы отвратить Иуду от предательства, и сподобил женщину награды — тем, что повсюду в мире проповедано будет это доброе дело. Некоторые думают, будто у всех евангелистов упоминается одна и та же женщина. — Нужно знать, что это не так. Только у трех (евангелистов), как говорит святой Златоуст , говорится об одной и той же, которая так и называется блудницей, а у Иоанна — уже не о ней, но о некоторой другой чудной жене, святой жизни,— о сестре Лазаря Марии, которая, не будучи блудницей, была любима Христом. Из них эта (последняя) Мария за шесть дней до Пасхи в своем доме, что в Вифании, когда Господь возлежал на вечери, совершила помазание, возливая миро на пречистые ноги Его и отирая их волосами головы своей. Она принесла (Ему) как Богу миро, купленное за большую цену, ибо хорошо знала, что и в жертвах приносится Богу масло, и священников помазывают миром (Исх. 30: 25, 30), и Иаков в древности возлил елей на памятник каменный, (посвятив его) Богу (ср.: Быт. 28, 18; 35, 14). Принесла же это открыто в дар Учителю, как Богу, еще и за воскрешение брата. Потому-то ей и не обещается награда, но и роптал тогда только один Иуда, поскольку был корыстолюбив.

http://pravoslavie.ru/1865.html

Скачать epub pdf О нерадении 54 Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что у подвизающихся брань бывает по трем причинам: от нерадения, гордости или зависти бесовской. Первые – окаянны, вторые – треокаянны, третьи – треблаженны. Примечательно, что те, у кого брань бывает по причине нерадения, названы Иоанном Лествичником окаянными. Многие недооценивают той опасности, которую несет в себе нерадение, и считают эту страсть пустяком. Конечно, брань от нерадения преодолеть легче, чем брань по причине гордости, но и она тем не менее может иметь серьезные последствия. Бывает, что человек имеет ревность к какой-нибудь одной добродетели, скажем к Иисусовой молитве. Однако при этом он не испытывает желания исполнять другие добродетели, которые, может быть, не имеют для духовной жизни первостепенной важности, однако дополняют Иисусову молитву, как бы окрыляют ее, делают ее жизнеспособной и действенной. Но когда человек что-то в своем духовном подвиге старается делать полностью, а что-то – лишь отчасти, он может подвергнуться тяжким искушениям или даже падениям. Например, имея усердие к молитве Иисусовой, он в то же время совсем нерадит о воздержании в пище. Я не говорю о том, что он обязан поститься так же строго, как египетские пустынники, но, безусловно, ревность к разумному посту должна быть. (Оговорюсь, что все следует делать с благословения.) Правда, благословение тоже можно получать по-разному: порой человек, постепенно поддаваясь действию страсти, начинает хитрить, лукавить и получает то благословение, которое ему выгодно и которое разрешает ему удовлетворять свои страсти, например чревоугодие, многоспание или пустословие. В любом монастыре подобных примеров сколько угодно. Казалось бы, это пустяки, но они могут оказать на жизнь человека очень серьезное влияние. Нас удивляет, что Иуда Искариотский отрекся от Христа, совершил грех предательства и богоубийства из-за тридцати сребреников – такой, казалось бы, ничтожной суммы. Но дело не в количестве денег, а в силе страсти. В Иуде страсть сребролюбия была столь сильна, что ему нужно было ее удовлетворить во что бы то ни стало; она заставила его довольствоваться даже такой малой суммой. И эта могущественная, так сказать, запущенная в нем страсть привела этого человека к страшному исходу. Спаситель шел тем путем, каким должен был идти, а Иуда стал бессознательным орудием исполнения Промысла Божия в деле спасения человеческого рода. Господь сказал о нем: Лучше было бы этому человеку не родиться ( Мф. 26, 24 ). Здесь речь идет о сребролюбии, но к таким же гибельным последствиям может привести и любая другая страсть. Бывает, что внешние проявления какой-либо страсти настолько незначительны, что совершаемые проступки кажутся ничтожными, а страсть, тем не менее, уже овладела всем существом человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Скачать epub pdf Содержание Сенсация вокруг манускрипта Позиция Церкви Под кого заложена бомба? Реабилитация Иуды Каноническое предание Церкви     В предпасхальные дни 2006 года мировая пресса вдруг запестрила именем апостола-предателя Иуды Искариота. Западные журналы, а вслед за ними Интернет, на всех языках, в том числе на русском вдруг горячо принялись восстанавливать справедливость по отношению к предателю «номер один» мировой истории. Это действительно выглядит как сенсация: Иуда вовсе не предатель, а самый верный ученик, до конца понявший замысел Учителя и жертвенно выполнивший свой долг. Кое-кто из журналистов даже пообещал, что наконец-то с антисемитизмом будет покончено, поскольку теперь он потерял под собой почву. Другие предрекли, что теперь Дэну Брауну, написавшему антихристианский «Код да Винчи», грозит смерть от зависти… Сенсация вокруг манускрипта Как и положено сенсациям, рекламу начали раскручивать задолго, более чем за год. А в последних месяцах 2005 года пресса выплеснула анонс с обещанием перед следующей пасхой перевернуть сознание всей мировой христианской общественности 1 . Видимо после фильма Мэла Гибсона «Страсти Христовы» предпасхальная сенсация становится традицией. Только в отличие от прошлого года реванш хотели взять те, кому пробуждение искреннего интереса к личности Основателя христианства, как нож в сердце. Вот и их ответ: подлинный основатель христианства – не Христос, а Иуда Искариот. Сенсация была организована вокруг нескольких десятков папирусных обрывков, обнаруженных в египетской пустыне около 30 лет назад. Специалисты по раннехристианской литературе сделали предположение, что они содержат фрагментарный перевод с греческого языка на коптский апокрифического евангелия Иуды. Это произведение, сразу и безусловно отвергнутое Церковью , упоминает во II веке среди подобных же писаний автор большой апологетической книги святитель Ириней Лионский (ок. 130–202; Adversus haereses I, 31,1). До сегодняшнего дня ученым о нем известно только то, что сообщил свт. Ириней. То есть, что появилось оно в секте гностиков каинитов, пытавшихся в противовес христианам реабилитировать Каина, а также Исава, содомитов, Корея и других отрицательных персонажей Библии . Современные ученые, хотя и используют для различения группировок и сект первых двух христианских веков те названия, которые дал им св. Ириней Лионский (каиниты, сифиты и пр.), все же предполагают, что эти гностические школы могли называть себя как-то по-другому 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dronov/...

Слово в Великую Среду святителя Феофана Затворника ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ СЛОВО В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА Святитель Феофан Затворник, 31-го марта 1865 г. Свт. Феофан, канонизированный Русской Православной Церковью в 1988 году, был известным духовным писателем XIX века (умер в 1895 году), проповедником и наставником в вере для многих людей, с которыми он состоял в обширной переписке. [ См. также: Великий пост Страстная седмица Пасха ] На нынешний день приходится, между прочим, вот какое горькое воспоминание: старейшины Иудейские собрались в дом Каиафы и рассуждали о том, как бы схватить хитростию Господа Иисуса и предать Его смерти. В эту пору, никем не прошенный, приходит к ним один из двенадцати, Иуда Искариотский, и говорит: " что ми хощете дати, и аз вам предам Его? " Они дали ему тридесять сребренников. Когда я прочитал сие место Писания, негодованием исполнилась душа моя, и на старейшин, и на Иуду. Куда смотрели эти старейшины, что на себя и на народ навлекли вину и наказание Богоубийства? И как мог решиться на такой поступок Иуда, который всегда так близок был к Господу, и так ясно видел отпечатлевающуюся на Нем полноту Божества? Потом моя мысль перешла к характеру Иудина предательства; и между тем, как я думал об этом, из совести начали возникать одно за другим дела мои собственные, очень похожие на дело Иуды, Чем дальше, тем больше. Тогда, вместо негодования на Иуду, начало возрождаться опасение за себя, и внутренний голос сказал мне: оставь ты Иуду, обратись скорее на себя и озаботься избежать участи его горькой. С этим же, братие, выхожу и к вам. Я предполагал изобразить пред вами черноту Иудина предательства. А теперь говорю: оставим Иуду. Пересмотрим лучше свои дела, чтоб вычистить из жизни своей все, что носит какую-либо черту характера Иудина, и тем избежать падшей на него кары небесной.

http://zavet.ru/zatvornik-sreda.htm

28.11.2014. Прямой эфир. В студии протоиерей Андрей Ткачёв. 08.12.2014 09:56:14 Протоиерей Андрей Ткачев             В прямом эфире радио «Радонеж»  протоиерей Андрей Ткачёв.            Сегодня я буду говорить с вами об апостоле Матфее, о Священном Писании, о нашей с вами христианской жизни, о том, какова она, и какой должна быть. В своём Евангелии, в десятой главе апостол Матфей называет себя в числе двенадцати учеников: «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.... Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром , и Андрей, брат его; Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его; Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его».             Итак, в четвёртой паре, вместе с Фомой, Матфей поставляет себя, называет себя мытарём, сборщиком податей, кем он и был. И это очень важная ремарка, поскольку написана его собственной рукой. Как вы наверняка многократно слышали, мытари, сборщики податей, были нелюбимы среди еврейского народа. Они были презираемы за сотрудничество  с оккупантами и захватчиками -  римскими правителями, римской администрацией. Ну, и конечно, были нелюбимы за то, что они в корыстных целях использовали своё положение  - собирая деньги на римскую казну, и себя не забывали. Больше профессии здесь не перечисляются. Матфей не пишет, что имена Апостолов суть сии: первый Симон, называемый Петром, был рыбак. Андрей, брат его, тоже рыбак. И Иаков Заведеев и Иоанн, брат его, тоже рыбаки, сыновья Заведея. Т.е. здесь не указывается их рыбарское ремесло до того,  как они стали ловцами человеков. А себя единственного он поставляет «Матфей мытарь». Поскольку мытарь -  человек нелюбимый, мягко говоря, и не уважаемый, Матфей сам о себе не скрывает этого и поставляет это. Мы видим в этом знак особого умонастроения. Т.е. человек проявляет глубокое смиренномудрие. Не таясь, называет себя этим, так же, как потом Павел, рассказывает всем, как он был гонитель церкви Божией: «я не достоин называться апостолом меньше всех апостолов».

http://radonezh.ru/analytics/28-11-2014-...

Архимандрит Иоанн (Экономцев) Молитва Пресветлый день Христова Воскресения Ликует мир. Но нет покоя мне. Моя душа в тревоге и смятенье. Мой ум блуждает в непроглядной тьме. Царю Небесный, Боже милосердный, Всеисцелитель и Заступник всех, Смогу ли я молитвою усердной И покаяньем искупить свой грех? О Всеблагий! Я грешник, я предатель, Искариот Иуда, я злодей, Отступник, недостойный благодати И милости божественной Твоей. Я в преисподней жил, я был свободен Лишь грех творить. Но содрогнулся я, Когда услышал ясно глас Господен: «Оставь сей мир и возлюби Меня!» Тянулись дни и годы в ожиданье... О Господи, нет, не нашел я сил Отдаться весь великому призванью, Оставить мир и тех, кого любил. Не в силах оказался испытать я Блаженство и страдания Творца. Я избежал Голгофы и распятья И страшного тернового венца. И вот теперь, разбитый и усталый, Я каждый день, страдая и скорбя, Себя терзаю, самой лютой карой И днем и ночью сам казню себя. Страшней всех мук и огненной геенны Немой укор в глазах друзей моих, Ведь я завлек их песнями сирены На терний путь и сам же предал их! Царю Небесный, Боже милосердный, Всеисцелитель и Заступник всех, Смогу ли я молитвою усердной И покаяньем искупить свой грех? Прими же кровью облитые строфы, Моей души смятенной не покинь, Даруй мне, Боже, благодать Голгофы И крестного распятия. Аминь. 1978 Из драмы «Киприан и Юстина» Акафист святому Киприану Радуйся, о Киприан, перед Господом, Радуйся, благодати вместилище, Радуйся, Божеству предстоятелю, Радуйся, дьявола попалителю, Духа лукавого поборающий! Радуйся, о Киприан, перед Господом, Радуйся, кладезь Божьей Премудрости, Радуйся, Троицы созерцателю, Радуйся, страждующих врачевателю, Скорбь изгоняющий, радость дарующий, В радосте радуйся! Акафист святой Юстине Радуйся, дева Юстина, радуйся, Радуйся, цветок целомудрия, Радуйся, чистоты осияние, Радуйся, благословенная, Радосте, радуйся! Радуйся, дева чистая, радуйся, Радуйся, козни ада поправшая, Радуйся, смерть победившая, Радуйся, от зла ограждающая,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

В четверг Страстной седмицы вечером совершается последование утрени Великой Пятницы с чтением Двенадцати страстных Евангелий. Эта служба содержит глубочайшие по своему смыслу и назидательности чтения и песнопения, внимательное рассмотрение которых принесет величайшую пользу. Сопровождая на Голгофу своего Жениха, Церковь предоставляет повествование Евангелистам, а сама в промежутках между чтениями воспевает и толкует читаемое. Последование Страстей совершается в ночь с четверга на пятницу. Ночь эта — Гефсиманская ночь Спасителя, еще не распятого, но уже преданного и душой погрузившегося в смертельную скорбь и тоску. В пасхальную ночь, когда все мирные жители Иерусалима предавались глубокому сну, одни первосвященники и старейшины народа не могли заснуть от мучившей их душу мрачной думы: " Како убити Неповиннаго " . Они с нетерпением ожидали, когда же Иуда Искариот исполнит данное им обещание и когда же, наконец, будет в их руках неумолимый Обличитель, Иисус Христос. Пятница Страстной седмицы в древних христианских памятниках называется " Великою Пятницею " , " днем спасения по преимуществу " , " Пасхою крестною " , " днем Креста " , " днем страданий " . Воспоминание спасительной смерти Христовой в этот день восходит еще ко временам апостольским [ 1 ]. Почитание этого дня издревле отличалось тем, что все благоговели перед " днем, когда отнят был Жених " , Церковь строго относилась к нарушителям поста в этот день. В храмах в этот день совершалось разрешение над кающимися, находящимися под епитимией, чем подчеркивалось, что грехи наши прощаются единственно ради искупительной и спасительной Жертвы Христа Спасителя. В некоторых местах и богослужение в Великую Пятницу совершалось за городом в память того, что Господь Иисус Христос, по замечанию апостола, вне врат пострадати изволил (Евр. 13, 12). В богослужении Великой Пятницы, как в поразительно печальной картине, изображена вся Евангельская история страдания и смерти Господа нашего: это последовательное описание Крестного пути Спасителя с минуты лобзания и предания Иудой в саду Гефсиманском до распятия на Голгофе и погребения в саду Иосифа Аримафейского.

http://pravoslavie.ru/78516.html

Глава двенадцатая Ин.12:1 . Иисус же прежде шести дний пасхи прииде в Вифанию, идеже бе Лазарь умерый, его же воскреси от мертвых. Ин.12:2 . Сотвориша же ему вечерю ту, и Марфа служаше: Лазарь же един бе от возлежащих с ним. Евангелие любимого ученика говорит точнее и определительнее предшествующих синоптических Евангелий о пребывании Господа в Иудее и Иерусалиме и о днях, предшествовавших великой и страшной жертве, приносимой за род человеческий. Но и у Матф. 26и сл. и у Мк. 14:3 , и сл. есть прямое указание на помазание Господа миром женщиной во время вечерней трапезы в Вифании, с тою особенностью, что дом, в котором учреждена была трапеза, назван домом Симона прокаженного, а имени этого нет у Иоанна Богослова, а что с другой стороны Иоанн указывает, что жена синоптических Евангелий, помазавшая Господа миром, была Мария. Что Мария и жена синоптических Евангелий одно и тоже лицо – мы убеждаемся и тем, что в Евангелиях Матфея и Марка как в Евангелии Иоанна Господь останавливает высказанные женщине упреки за трату мира и говорит при этом: «нищих всегда имеете с собою». Во всех трех Евангелиях событие сие имеет место перед входом в Иерусалим и страданием Господа. Очевидно, что это одно и то же событие, о котором говорят все три Евангелиста, с тою особенностью, что у Иоанна назван тот, который высказал мысль о напрасной трате мира, а именно говорится, что это был Иуда Искариотский, и притом указаны и тайные причины, т. е. состояние души его, вследствие которого он заявил свое мнение о мире. Нет нужды повторять, что мы выше сказали в начале 11-й главы о том, что Мария и блудница Лк. 7не имеют ничего общего между собою. Мы здесь присовокупим только, что по ходу рассказа Евангелиста Луки 1180 блудница омывала ноги Господа слезами где-то в Галилее, в доме фарисея Симона, правда одноименного с Симоном прокаженным, – у которого по Матфею 26:6, Господь был в Вифании, – но конечно не тожественного с ним 1181 . У Иоанна вовсе нет указания, в чьем именно доме была трапеза, и она могла происходить в доме родственника Лазаря по имени Симона прокаженного (вероятно исцеленного Господом), и который быть может был отец Лазаря и сестер его 1182 . Этим бы обяснялось почему Лазарь был одним из возлежащих, а не хозяином пиршества и почему Марфа служила при трапезе.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни, нигде не проводил время более спокойно и счастливо, как только в Вифании, в семействе Марфы и Марии и брата их Лазаря, что видно из указания Евангелиста Иоанна Богослова, который говорит: Любляше же Иисус Марфу и сестру ея и Лазаря ( Ин.11:5 ). Из сказаний свв. Евангелистов вот что нам известно об этом благочестивом семействе. Так, Евангелист Лука повествует, что однажды Господь был в Вифании и здесь одна женщина именем Марфа пригласила Его в свой дом. Сестра же Марфы – Мария – села у ног Иисусовых и слушала поучения Его. Между тем Марфа хлопотала как бы получше угостить Господа и, подойдя к Нему, сказала: Господи, или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить! скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отымется от нее ( Лк.10:38–40 ). Кроме того, три Евангелиста упоминают в своих Евангелиях о сестре Марии, почти совершенно тождественно передавая рассказ о помазании Иисуса Христа драгоценным миром на вечери в доме Симона прокаженного, которое совершила Мария – сестра воскрешенного Лазаря. Рассказ Евангелистов излагается так: За шесть дней до Пасхи, накануне вшествия Христа в Иерусалим на вольную страсть, когда Христос был в Вифании на уготовленной Ему вечери, в доме Симона прокаженного, и воскрешенный Христом Лазарь разделял с Ним трапезу, а Марфа служила Ему, Мария, взяв сосуд с драгоценным миром, помазала им ноги Иисуса, отерла их волосами своими и возлила миро на главу Его. При этом Иуда Искариот выразил свое мнение, что лучше было бы продать это миро, а вырученные деньги отдать нищим; Господь Иисус Христос на это возразил: «Что смущаете эту женщину? Она доброе дело сотворила для Меня, потому что нищих вы всегда имеете у себя и благотворить им можете, когда хотите, но Меня не всегда имеете. Она что могла, то и сделала, излив на Мое тело сие миро, она приготовила Меня к погребению. И вот Я вам истинно говорю, что где бы не проповедалось Евангелие, в целом мире, будет сказано о том, что она сделала» ( Мф.26:6–13 ; Мк.14:3–9 ; Ин.12:1–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если бы кому недостаточными показались евангельские свидетельства в подтверждение истины, что св. апостолы только продолжали проповедь Самого Иисуса Христа, не придумывая от себя ничего, с нею несогласного, то вот целый ряд поразительнейших доказательств той же истины в книге Деяний Апостольских, написанной писателем третьего евангелия, св. евангелистом Лукою. Вот Иисус по воскресении повелевает апостолам «от Иерусалима не отлучаться, но ждать исполнения обетования Бога Отца, о котором вы слышали от Меня», — говорил им воскресший Господь, пред самым вознесением. «Спустя немного дней вы имеете креститься Духом Святым. И когда найдет на вас Святый Дух, вы приимите силу, и будете для Меня свидетелями во Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до концев земли» (Деян.1, 4-8). Вот один из лика двенадцати, Иуда Искариотский, отпал и погиб; апостолы озабочены восполнением своего священного лика, и первоверховный Петр держит к ним такую речь: «Итак надобно, чтоб один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих, Иосифа и Матфия, и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства. И бросили о них жребий» (Деян.1, 21-26). Итак, что значило принять жребий апостольства? Значило принять назначение — быть свидетелем, проповедником, на основании личного свидетельства, воскресения Иисуса Христа и всех Его деяний и учения за все время, когда пребывал и обращался Господь Иисус с апостолами, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который вознесся от них пред очами их на небо. За сим, через всю книгу Деяний переходит эта идея, что св. апостолы были именно свидетелями жизни, деяний и учения Иисуса Христа. В этом звании свидетелей они сами себя признают и постоянно заявляют, что они свидетели, и возвещают то именно, чему сами личные свидетели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010