Исх.32:11 .  Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, Исх.32:12 .  чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; Исх.32:13 .  вспомни Авраама, Исаака и Израиля [Иакова], рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть [ею] вечно. Умоляя об отмене грозного суда над преступным народом, Моисей не пытается умалить его вину. Он только указывает на прежние благодеяния Бога к евреям ( Исх.32:11 ), как на основание вновь явить милость. Другим основанием для этого является со стороны Всевышнего ревность о славе Своего святого имени: если Он истребит Израиля, то другие народы и прежде всего египтяне с злорадством скажут: «от того, что нет у Господа силы ввести этот народ в землю, которую Он с клятвою обещал Ему, погубил Он его в пустыне» ( Втор.11:28 ). Не может Господь погубить Израиля и в силу данных его предкам обетовании. Обещания размножить, сохранить и ввести в землю обетованную даны семени Авраама вообще ( Быт.48:19 ), а потому перенесение их на колено Левия, в частности – на поколение одного Моисея, было бы прямым нарушением клятвой подтвержденного завета. Исх.32:14 .  И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой. Грозное определение отменяется только до времени ( Исх.32:34 , Чис.14:22 и др.). Исх.32:15 .  И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения [каменные], на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было; Исх.32:16 .  скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии. Исх.32:17 .  И услышал Иисус голос народа шумящего и сказал Моисею: военный крик в стане. Исх.32:18 .  Но [Моисей] сказал: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.3:16 .  Пойди, собери старейшин [сынов] Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, [Бог] Исаака и [Бог] Иакова, и сказал: Я посетил вас и увидел, что делается с вами в Египте. Исх.3:17 .  И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед. Доказательства успешности миссии Моисея нужны для народа ( Исх.3:13 ). Они заключаются в указании, что данные патриархам обетования переносятся на страждущий в Египте народ еврейский: «Я посетил вас...», в силу чего он, как прямой потомок Авраама, Исаака и Иакова, и будет изведен из Египта: «Я выведу вас от угнетения египетского...». Исх.3:18 .  И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к [фараону] царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему. Предъявляемое фараону требование носит характер общенародного желания: оно заявляется не только Моисеем, но и представителями народа – старейшинами. Заслуживающее уважения по этой черте, оно приобретает силу обязательного для царя постановления, поскольку исходит от национального Бога евреев: «Господь, Бог евреев, призвал нас». Исполняющий волю своих богов, фараон должен дать роду израильскому возможность выполнить требование их Бога. Исх.3:19 .  Но Я знаю, что [фараон] царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою; Исх.3:20 .  и простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас. Исх.3:21 .  И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками: Исх.3:22 .  каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян. Несмотря на упорство фараона ( Исх.3:19 ), Моисей и старейшины не должны сомневаться в исполнении божественного определения об изведении евреев из Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кто услышал голос Сына Божьего и рвется из гроба на свет — тот начинает свое движение к Солнцу Света. Движение к Богу — это то, что написано в книге Исхода. Все, что написано о выходе евреев из Египта (Исход, Числа и Второзаконие — все, что до книги Иисуса Навина, т. е. до вселения в землю Обетованную) — это образная картина путешествия отдельной души и целой Церкви, этапные продвижения человека и человечества в обещанную землю. То есть — Наверх. Исследуйте Писания. Нужно слышать слово Божье и заниматься непрестанно. Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать, если никто не говорит? Скажите, пастыри, проповедники, катехизаторы, воцерковленные — как веровать в Того, о Ком молчат? Мы же молчим! Мы же проповедуем: «пятница и среда — без постного масла» да «панихида с акафистом»! Надо сделать все, чтобы Иисусов голос достиг до сердца человеческого. И горе мне, если не благовествую. Записала Мария Сеньчукова Видео: Юлия Маковейчук Вы прочитали статью Протоиерей Андрей Ткачев (видео): Мы оглохли. Читайте также: Прощание с карикатурами (+Видео) Прот. Андрей Ткачев: Чтобы жизнь не стала проклятием… (+Видео) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 28 мая, 2023 7 мая, 2023 16 февраля, 2024 2 ноября, 2023 28 октября, 2023 13 октября, 2023 2 сентября, 2023 6 июля, 2023 17 июня, 2023 28 мая, 2023 7 мая, 2023 16 февраля, 2024 2 ноября, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/prot-andrej-tkachev-my...

На английском: Becoming Orthodox Патриарх Шенуда III , The Nature of Christ (Природа Христа), изд.1, Оттава, 1985 Там же, стр.9 Там же, стр.4 Афанасий Александрийский , Трактат о воплощении , 53. Григорий Нисский, Послание 51 Читайте также: Рассказ бывшего протестанта Мы будем утешены! Исход от Ислама к Православию Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 октября, 2023 28 декабря, 2021 12 декабря, 2021 17 октября, 2021 2 сентября, 2021 12 апреля, 2021 27 февраля, 2021 6 декабря, 2020 30 октября, 2020 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.

http://pravmir.ru/doroga-v-xalkidon/

По сожжении жертвы и окончании псалма служивший священник с лестницы храмового притвора (Ulam) преподавал благословение народу, который при этом падал ниц, особенно если жертву приносил и благословение преподавал первосвященник [ 12 ]. Псалмы дневные и праздничные. Песни субботы Псалом при ежедневном жертвоприношении на каждый день недели положен был особый: в субботу 91, в воскресенье 23, понедельник 47, вторник 81, среду 93, четверг 80, пятницу 92 [ 13 ]. В особо важных случаях пелись особые псалмы и псалом пелся не одними левитами, а в пении его принимал участие весь народ, подхватывая концы стихов. для этой цели некоторые псалмы и составлены так, что каждый стих или отдел оканчивается одним и тем же припевом (например Пс 135, где каждый стих имеет припев «Яко в век милость Его»; для ряда же псалмов 105–106, 112–118, 134–135 таким припевом служило «аллилуиа»). В Библии указано несколько случаев, когда подобные псалмы пелись с участием народа, причем во всех этих случаях, по-видимому, указывается на одни и те же псалмы — 134 и 135 [ 14 ]. Псалмы эти и потому подходили у евреев, как и у первых христиан, для богослужения, что они прямо направлены против идолопоклонства [ 15 ]. По субботам по время принесения особенной субботней жертвы пелась песнь Моисея: «Вонми небо» (1/6-ая часть ее в каждую субботу по порядку) — при утреннем жертвоприношении, а при вечернем «Поим Господеви». (Отсюда понятно место Апокалипсиса [ 16 ], где говорится, что святые, идя в вечное субботствование, поют песнь Моисея) [ 17 ]. В праздник Пасхи и Пятидесятницы пели галлел малый или египетский, т. е. псалмы 113–118, считавшиеся особенно содержательными, так как они прославляют исход из Египта. На Кущи пелся галлел большой, состоявший, по разным мнениям раввинов, из пс 117–135, или 119–133 (степенные псалмы), или 134–136 [ 18 ]. Стихи одного из этих псалмов —117-го вошли в наше уставное «Бог Господь». (По старым уставам Бог Господь полагалось только в праздники) [ 19 ]. По образцу степенных псалмов составлены у нас заменявшие прежде нынешний полиелей степенные антифоны (по старым уставам последние и пелись со стихами этих псалмов) [ 20 ].

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Л. к. включает 2 главные части и почти целиком состоит из законов и описания ритуалов. В большинстве случаев и ритуалы рассматриваются как законы или повеления. Первая часть (Лев 1-16) адресована священникам как совершителям жертвенного культа и очистительных обрядов. Это по существу тора для священников. Вторая часть (Лев 17-27) представляет собой тору священников (тору, исходящую от священников), адресованную израильтянам. Она сосредоточена на требованиях святости как цели религ. жизни. План, структура и краткое содержание Лев 1-16 В соответствии с описанными содержательными предпосылками план Л. к. выглядит следующим образом. А. Указания для священников (1. 1 - 16. 34). I. Указания о жертвах (1. 1 - 7. 38): 1. 1-2 вводные слова; 1. 3-17 жертва всесожжения; 2. 1-16 хлебное приношение; 3. 1-17 мирная (пиршественная) жертва; 4. 1-35 очистительная жертва (жертва за грех); 5. 1-13 очистительная жертва для переходных случаев; 5. 14-26 [в синодальном переводе 5. 14-20; 6. 1-7] возместительная жертва (жертва повинности); 6. 1 - 7. 38 [в синодальном переводе 6. 8-30; 7. 1-38] дополнительные наставления о жертвах. II. Инаугурация священнического культа (8. 1 - 10. 20): 8. 1-36 посвящение священников; 9. 1-24 первое жертвоприношение новых священников; 10. 1-7 проступок Надава и Авиху (Авиуда); 10. 8-20 заключительные указания священникам. III. Указания о «чистом» и «нечистом» (11. 1 - 16. 34): 11. 1-47 чистые и нечистые животные; 12. 1-8 роженица; 13. 1 - 14. 57 кожные заболевания («проказа»); 15. 1-33 выделения из гениталий; 16. 1-34 день очищения святилища и народа. B. Указания священникам (17. 1 - 27. 34). IV. Кодекс святости (17. 1 - 26. 46). V. Десакрализация освященных лиц и предметов (27. 1-34). Содержательно Л. к.- это часть закона, возвещенного Яхве, Богом Израиля, на Синае Моисею (др. части синайского закона содержатся в Исх 20-40 и в Числ 1-10); поэтому текст почти полностью состоит из Божественной речи, обращенной к Моисею. Эта речь в Л. к. звучит из скинии собрания, тогда как ранее, в кн. Исход, Бог говорил с горы. Типичная для Л. к. форма введения Божиих речений -         («Яхве сказал Моисею»). Лишь вводная формула Лев 1. 1, открывающая книгу, отличается своей спецификой от других 36 формул, вводящих прямую речь Бога. Это единственная формула в книге, в к-рой употребляется глагол  . Таким способом маркируется начало Л. к.

http://pravenc.ru/text/2463319.html

15:39 172, 190, 212 15:42–47 172 15:43 188, 203 15:45 173, 203 15:46 63, 203 15:47 140, 173 15:63–64 28 16:1–2 174 16:1–8 173, 190, 191 16:3 174 16:4 174 16:5 174 16:6 175, 179 16:7 175 16:8 176 16:9 179 16:9–14 176 16:9–20 173, 176, 190, 191 16:11 177 16:11–14 177 16:13 177 16:14 177 16:15 177, 178 16:15–20 177 16:16 178 16:17–18 178 16:19 179, 192 16:19–20 179 16:20 113, 179, 214, 215, 218, 219     Ветхий и Новый Заветы Бытие 1:26–3:7 18 1:27 101 1:31 73 2:24 101 Исход 19:16 90 20:21 90 24 88 24:15–18 90 31:14 32 32–33 93 33:18 67 34 88 34:6–7 27 34:21 32 Второзаконие 24:1 101 I Царств Иов 12:6 39 III Царств Притчи 12:31 39 I Книга Маккавеев Амос 1:54 134 Псалтырь 21 (LXX) 168 22 169 22:8–9 167 37 (LXX):13 163 37 (LXX):14 163 41 141 68 (LXX) 168 69:1–3 108 75:8 108 77 (LXX) 45 88 (LXX):10 51 89:9 50 102 (LXX):3 27 105 (LXX):9 51 107:28–29 50 108 (LXX) 168 108 (LXX ):2–4 163 109 (LXX):1 128 110:1 179 Иов 38:8–11 51 Притчи 31:6 166 Амос 3:7 121 8:9 171 Михей 3:12 131 Захария 1:6 121 2:10 135 13:7 148 Исайя 13:10 135 32:1–2 (LXX) 45 34:4 135 35:4 73 35:5–6 73 43:25 27 50:6 165 51:17 108 52:15 163 53:2–3 58 53:7 163 53:8 34 61:1 16 Иеремия 5:21 76 5:22 51 36 (LXX) 131 Плач Иеремии 2:15 167 4:21 108 Иезикиль 12:2 76 17:22–24 48 32:7 135 Даниил 7:3 50 7:13 90, 135–137, 207 12:11 134 Евангелие от Матфея 1:1 128 3:7–12 15 3:14 17 4:1–11 17, 62 4:11 18 4:23 13 5:18 138 8:3 102 8:23–27 48 8:26 51 8:28 52 9:20 102 9:27 127 10:15 61 10:42 99 12:9–14 55, 56 12:35 127 13:55 57 13:58 59 14:1–12 62 14:3–6 102 14:13–21 64 14:33 65 15:22 127 16:8–11 76 16:22 84 16:23 84 16:27 86 17:2 89 17:14–20 94 18:1–5 97 20:19 107 20:30 127 21:1–11 114 21:8–9 115 21:9 115 21:10 175 21:23 119 21:33–46 121 21:37 123 21:42 82 22:15 124 22:34–40 126 23:11 97 23:37 83 24:9 83 24:35 138 26:4 140 26:8 141 26:15 142 26:17–18 143 26:33–35 149 26:39 109 26:47 153 26:69–75 160 27:27–31 165 27:48–49 170 Евангелие от Луки 3:7–14 15 3:21 17 4:1–13 17, 18 4:16–30 57 4:22 57 4:29 58 5:1–11 19 5:13 102 6:6–11 35, 36

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

1 . Вот 7 имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом (отцом их), вошли каждый со (всем) домом своим: 8 2 . Рувим, Симеон, Левий и Иуда. 3 . Иссахар, Завулон, и Вениамин. 4 . Дан и Неффалим, Гад и Асир. 5 . Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят (пять) 9 , а Иосиф был уже в Египте. 10 6 . И умер Иосиф и все братья его и весь род их; 7 . А сыны Израилевы расплодились, и размножились, и возрасли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. 11 8 . И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа. 12 9 . И сказал народу своему 13 : вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас. 14 10 . Перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война 15 , соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится противу нас, и выйдет из земли (нашей). 16 11 . И поставили над ним начальников работ 17 , чтобы изнуряли его тяжкими работами 18 . И он 19 построил Фараону Пифом и Раамсес 20 , города, для запасов 21 (и Он, иначе Илиополь). 22 12 . Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал; так что (Египтяне) опасались сынов Израилевых. 13 . И потому Египтяне с жестокостию принуждали сынов Израилевых к работам. 14 . И делали их жизнь горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами 23 , и от всякой работы, полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью. 24 15 . Царь Египетский повелел 25 повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа. 16 . И сказал (им): когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его; а если дочь, то пусть живет. 26 17 . Но повивальные бабки боялись Бога 27 , и не делали так, как говорил им царь Египетский; и оставляли детей в живых. 18 . Царь Египетский призвал повивальных бабок, и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых? 19 . Повивальные бабки сказали Фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, 28 ибо прежде нежели прийдет к ним повивальная бабка, они уже раждают.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Исх.33:13 .  итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ. Открыть Моисею Свою волю, Свои определения («пути») Господь может в силу благоволения к нему; но такой же милости заслуживает и Израиль, являющийся народом Божиим: «сии люди и народ Твой». Исх.33:14 .  [Господь] сказал [ему]: Сам Я пойду [пред тобою] и введу тебя в покой. Как видно из Исх. 34:6 и др., определение Всевышнего, что Он пойдет и введет в покой, т.е. в землю обетованную ( Втор.3:20 , Нав. 1:13, 22:4 ), основано на Его неизреченном милосердии. Исх.33:15 .  [Моисей] сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам [с нами], то и не выводи нас отсюда, Исх.33:16 .  ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами? тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле. Хотя обещание Исх.33:14 дано лично Моисею, но относит последний его и к народу. Как ранее он не мог допустить мысли о погибели народа без того, чтобы самому не принять участия в ней, так и теперь не признает того, чтобы милость Божия оказана была только ему одному. Наоборот, она ручается за проявление божественного милосердия и ко всему Израилю. В противном случае евреи не нуждаются в удалении от Синая, вступлении в «покой». Не земля обетованная есть истинная цель желаний народа, а общение с Богом. Моисей готов отказаться за народ от Палестины, лишь бы удержать за ним то положение, которое возвышало его над всеми остальными народами: «не потому ли я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле, что Ты пойдешь с нами?» Исх.33:17 .  И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени. Так как Моисей просил Господа, чтобы Он шел с народом, – не лишал его богоизбранности, то и слова: «Я сделаю то, о чем ты говоришь» указывают на исполнение просьбы и желаний пророка. Исх.33:18 .  [Моисей] сказал: покажи мне славу Твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пятая книга Ветхого Завета у евреев называется «Деварим» («Слова»), по первому значимому слову книги; в греческой Библии она озаглавлена Δευτερονμιον, что переводится как Второзаконие. Греческое название означает, что в этой книге содержится повторение законов, изложенных в Книгах Исход, Левит и Числа. 2. Богослужебное употребление Пятикнижия в православной церкви Книга Бытие почти в полном объеме используется за богослужением; так как паремии из Книги Бытие являются рядовыми чтениями в седмичные дни Святой Четыредесятницы, то за шесть седмиц Великого поста вычитывается большая часть всей Книги Бытие. Кроме седмичных дней Великого поста, Книга Бытие употребляется в некоторые праздники. Так, рассказ о первых трех днях творения мира ( Быт.1:1–13 ) является 1-й паремией на Рождество Христово, Богоявление и в Великую Субботу. В Неделю ваий полагается чтение о благословении Иакова Иуде ( Быт.49:1–2, 8–12 ); в Великую Субботу (10-я паремия) – о жертвоприношении Исаака ( Быт.22 ); в праздники Богородичные – о лестнице, виденной Иаковом ( Быт.28:10–17 ). Книга Исход имеет широкое употребление. Благодарственная песнь Моисея, воспетая после перехода евреев через Чермное море (гл. 15), послужила основой для 1-й песни канона на утрене. В качестве же паремий из Книги Исход читаются: главы 1-я и 2-я – на вечерне в первые три дня Страстной седмицы; 2:5–10 (о спасении младенца Моисея из воды) – в Богоявление; 3:1–8 (о явлении Бога Моисею в купине) – в Благовещение Пресвятой Богородицы; 4:15–29 (о явлении Моисея перед израильтянами в Египте) – в Богоявление; 12:1–11 (об установлении Пасхи) – 3-я паремия Великой Субботы; 12:51; 13:1–3, 10, 12–16 (о посвящении первенцев Богу) – в праздник Сретения Господня; 13:20–15:19 (о переходе евреев через Чермное море) – 6-я паремия Великой Субботы; 15:22–27; 16:1 (об услаждении древом горьких вод Мерры) – в Воздвижение Креста Господня и Богоявление; 19:10–19 (о приготовлении евреев к заключению завета с Богом) – в Великий Четверг; 24:12–18 (о восхождении Моисея на гору Синай) – в Преображение Господне;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010