Кратко и убедительно суммирует содержание книги святитель Афанасий Великий: «Предавшись умозрениям о каждом виде сотворенных существ, Соломон пришел к заключению, что исследования этого рода ни к чему не приводят и доставляют человеку только труд; премудрым и праведным становится человек не от знания, но от деятельной жизни. И елика аще речет мудрый уразумети, не возможет обрести: тем же все сие вдах в сердце мое, и сердце мое все сие виде (8:17); яко праведнии и мудрии, и делание их в руце Божии (9:1). Посему, оставляя исследования о сем, Соломон обращается к рассмотрению человеческой жизни, наблюдает различные обстоятельства, среди которых люди вращаются и приходит к заключению, что и здесь все управляется Божиим Промыслом: ни легким течение, ниже сильным брань, ниже самому мудрому хлеб, ниже разумным богатство, ниже ведущим благодать: яко время и случай случится всем им (9:11). И никто не может располагать сими случаями по своей воле: яко кто человек, иже пойдет в след совета, елика сотвори в нем (2:12). Человек в своей жизни ни над чем не имеет власти, разве только делать зло или делать добро и приготовлять во исход дела свои. Ибо и еже яст и пиет, сие даяние Божие есть (3:13). Итак, и исследование о том, как произошло все видимое, и приобретение сокровищ и наслаждение удовольствиями, вся сия суета суетствий и более ничто же, только излишество совета и произволения усилование. Но, говоря о суетности настоящего, Соломон тем самым показывает вечность будущего, увещевая памятствовать о вечных, и знать, что будет некогда кончина мира, в день, в оньже подвигнутся мужие силы, и упразднятся мелющие (12:3). Соломон говорит и о том, что последует за кончиною мира: яко все творение приведет Бог на суд о всяком прегрешении, аще благо, и аще лукаво (12:14). Упоминая о будущем суде, Соломон указывает на воскресение мертвых и воздаяние по делам» [цит. по 40, c. 74]. Значит, не вечно это безысходное круговращение, и благий Творец, неповинный во зле, творящемся в мире, приведет всякое дело на суд и восстановит мир в первозданной красоте. «Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло. Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом» (Еккл. 8:11-13).

http://sedmitza.ru/lib/text/431354/

1 1 Из указанных сочинений сочинения блаж. Августина против манихеев, его толкования на св. Писание, «Приготовление к Евангелию» и »Доказательства Евангелия» Евсевия Кесарийского , «Врачевание эллинских недугов», блаж. Феодорита, «Толкования» Оригена еще не переведены на русский язык. Прочие сочинения все имеются в русских переводах. И те и другие: первые – в подлинниках, а вторые – в переводах, равно как и другие сочинения отцов на нашу тему, еще вовсе не указанные, будут точнее указаны нами при дальнейшем изложении. 2 Это важнейшее для нас отеческое творение написано св. Кириллом в форме разговора между ним и неким Палладием. Цель сочинения – показать, что Иисус Христос, возвещая поклонение в духе и истине, не разоряет этим ветхозаветный закон, но исполняет. Сообразно с этой целью св. отец рассматривает обрядовые постановления ветхозаветного закона, а также различные события, о которых повествует Моисей, и объясняет все это в духовном смысле, показывая, что все это было образом и тенью того, что исполнилось с пришествием Христа. Касаясь обрядового закона, св. отец в первых двух книгах сочинения говорит об общем значении этого закона, о его детоводительстве, в 9-й и 10-й книгах – о скинии и ее принадлежностях, в 11-й – 13-й книгах о священниках и левитах, в 14-й и 15-й–о пище, осквернениях и левитских очищениях, в 16-й – о главных видах жертв и в 17-й – о ветхозаветных праздниках. Из другого сочинения св. Кирилла, «Искусные объяснения…», для нас важны: из объяснений на книгу Исход – 2-я книга – о пасхальном агнце и о посвящении первенцев; на книгу Левит о жертвах и очищении от проказы; на книгу Чисел – о жертвах из начатков плодов и рыжей телице; на Второзаконие–об очищении общества, на поле которого найден труп, от подозрения в убийстве и об очищении пленной иноплеменницы, взятой евреем в жены. Оба творения переведены на русский язык при Московской академии в 1880 87 гг. в I VI частях, на страницы которых мы и будем ссылаться. Объяснения св. Кирилла обрядовых постановлений Моисея служат типом отеческих изъяснений их в прообразовательном смысле, равно как «Толкования» блаж. Феодорита могут быть взяты за образец простого и ясного понимания буквального и ближайшего символического смысла тех же постановлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

2Пар.24:23 .  И по истечении года выступило против него войско Сирийское, и вошли в Иудею и в Иерусалим, и истребили из народа всех князей народа, и всю добычу, взятую у них, отослали к царю в Дамаск. 2Пар.24:24 .  Хотя в небольшом числе людей приходило войско Сирийское, но Господь предал в руку их весьма многочисленную силу за то, что оставили Господа Бога отцов своих. И над Иоасом совершили они суд, 2Пар.24:25 .  и когда они ушли от него, оставив его в тяжкой болезни, то составили против него заговор рабы его, за кровь сына Иодая священника, и убили его на постели его, и он умер. И похоронили его в городе Давидовом, но не похоронили его в царских гробницах. 2Пар.24:26 .  Заговорщиками же против него были: Завад, сын Шимеафы Аммонитянки, и Иегозавад, сын Шимрифы Моавитянки. Наказанием за преступления Иоаса явились: частью нашествие сириян на Иудею и Иерусалим ((ст. 23–24), ср. ( 4Цар.12:18–19 )), а затем тяжкая болезнь Иоаса и насильственная смерть его от руки заговорщиков ((ст. 25–26), ср. ( 4Цар.12:20–21 )). Во 2 Паралипоменон причинная связь этих бедствий с нечестием и преступлениями царя очевидна; оттого и сам рассказ полнее и понятнее, чем в ( 4Цар.12 ), где нет упоминания о нечестии Иоаса. В данном случае, как и во многих других, кн. Паралипоменон представленный кн. Царств остов исторических известий восполняет жизненным содержанием и прагматической связью. Погребен был Иоас, подобно Иораму ( 2Пар.21:20 ), вне царских гробниц. 2Пар.24:27 .  О сыновьях его и о множестве пророчеств против него и об устроении дома Божия написано в книге царей. И воцарился Амасия, сын его, вместо него. Подробности об Иоасе и царствовании его содержались «в книге царей», евр.: бемидрашгамелахим, LXX π τν γραφν τν βασιλων, Vulgata: in libro regum, слав.: «в летописце царстем». Еврейское «мидраш» (ср. 2Пар.13:22 ) на языке послепленного иудейства означало толкование, комментарий на какую-либо книгу библейскую или часть ее (напр., «Мидраш Мехильта» – толкование на часть кн. Исход, «Мидраш Сифра» – на кн. Левит и др.), нередко с преобладанием аллегорических изъяснений (ср. Cleric ad 2 Paral. XIII, 22). В данном случае можно разуметь пророческую послепленную или еще раннейшую обработку истории царей иудейских, служившую вместе с каноническими книгами Царств источником при составлении кн. Паралипоменон (Stade, «Geschichte des Volkes Israel», I, s. 84; ср. у проф. П.А. Юнгерова . Происхождение и историчность кн. Паралипоменон, с. 16–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

IX и X). После девятой казни Евреи окончательно приготовлялись к выходу из Египта: они по распоряжению Моисея собирались в определенные пункты, выпрашивали у своих соседей и знакомых Египтян золотые и серебряные вещи и одежды и готовились с священными обрядами совершить пасху в полнолуние первого весеннего месяца, в ночь 14-го дня этого месяца. В полночь этой таинственной ночи, когда Евреи в своих домах вкушали пасхального агнца, готовые к немедленному отшествию совершилась десятая и последняя казнь над Египтянами: «Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца Фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота». В ту же ночь Фараон призвал Моисея и Аарона и смиренно просил их уходить с народом своим немедленно. В эту ночь Евреи вышли из Раамсеса в количестве до 600.000 мужей, кроме жен и детей, и разных инородцев, присоединившихся к ним (гл. XI и XII). Первый стан по выходе из города Раамсеса был в Сокхоф, (палатки): здесь был дан закон о посвящении Богу первенцев (гл.12:37 и 13:1–19). – Второй стан был в Ефаме, что на краю пустыни: здесь нужно было решить, каким путем идти далее, и Господь для прекращения споров о том послал столп облачный и огненный, который и повел Евреев необычайным путем, «дорогою пустынною к Чермному морю» (ст. 20–22 и 17–18). – Третий стан был при Чермном море; здесь Фараон. погнавшийся за Евреями, чтобы воротить их настиг их и погиб со всем войском в волнах моря, а Евреи прошли по чудесно осушенному дну моря: Моисей же воспел по переходе песнь Победителю-Богу (гл. 14 и 15:1–21). – После тридневного пути по пустыне Сурь Евреи остановились четвертым стапом в Мерре («горечь»), где горьие воды источника были чудесно услаждены чрез положенное в них Моисеем древо (15:22–26). – Пятым станом Евреи остановились в Елиме, где нашли двенадцать источников хорошей воды и семьдесят финиковых дерев (ст. 27). – После шестого стана опять при море, о котором только упоминается в книге Числ (33:10), Евреи пришли чрез месяц по выходе из Египта в пустыню Син и остановились там седьмым станом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

В евр. оригинале это сопоставление представлено наглядно на лексическом уровне: корзинка, в к-рую мать положила М., называется так же, как в кн. Бытие назван Ноев ковчег,-   (егип. заимствование с первоначальным смыслом «ящик»); больше нигде в Библии это слово не встречается. В рассказе Исх 2. 1-10 заключен глубокий символический смысл: вода в ВЗ символизирует начало (или новое начало), с разделения «нижних» и «верхних» вод начинается творение земли и ее обитателей в Быт 1. 6-10; из вод потопа спасаются в ковчеге Ной с семьей как родоначальники нового мира; из вод Нила спасается в ковчеге М.- грядущий избавитель и законодатель Израиля; через воды «тростникового моря» проходят евреи, чтобы дойти до Синая и стать «народом Божиим»; через воды Иордана они проходят, чтобы вступить во владение землей обетованной. Бегство из Египта и возвращение в Египет Как и в случае спасения младенца М., между событиями его жизни, к-рые изложены в первых главах кн. Исход, и событиями истории Израиля из остальной части книги существует явный параллелизм. Выросший при дворе фараона, но не забывший о своем евр. происхождении, М. вступается за евреев, убивает египтянина-надсмотрщика и вынужден, спасаясь от фараона, к-рый хочет казнить его, бежать из Египта (Исх 2. 11-15). Это предвозвещает бегство евреев из Египта и их преследование фараоном. Поселившись в земле мидьянитян (на Синайском п-ове), М. берет в жены Сепфору, дочь мидьянитянского жреца Рагуила. В Исх 2. 18 и Числ 10. 29 тестя М. зовут Рагуил, а в Исх 3. 1; 4. 18; 18. 1-12 - Иофор (возможно, это отголосок 2 разных традиций, подобно чередованию названий Синай/Хорив). Когда М. пас овец своего тестя в пустыне близ Божией горы Хорив, ему явился Господь в пламени горящего куста (см. ст. Купина Неопалимая ). Евр. текст может быть понят двояко: Господь является М. либо в огне, либо в виде огня (ср.: явление Господа в виде огненного столпа в Исх 13. 21 или явление Славы Господней в виде огня, полыхающего на вершине горы в Исх 24. 17). Сделав М.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

В-четвертых, пытаются связать приход евреев в Египет с началом правления гиксосов 11 , предполагая, что в противном случае представитель семитского народа не смог бы занять высокий пост в египетском царстве. Тогда и период переселения евреев в Египет, и их исход оттуда смещаются почти на 2 столетия позже. Рассмотрим последовательно вышеуказанные аргументы 12 . В археологическом отношении привязка города Раамсес из Исх.1:11 ко времени фараона Раамсеса II отнюдь не бесспорна. Из египетских источников известно 13 , что Раамзес II действительно построил город, называемый Пер-Рамессес (Per-Ramesses) в восточной дельте Нила, ставший царской резиденцией. 14 На первый взгляд кажется, что евреи не могли покинуть Египет раньше этого момента. Однако уже библейский текст заставляет усомниться в подобном отождествлении, ведь в Быт.47:11 имеется указание на местность Раамсес: «и поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел фараон». Даже самые либеральные исследователи не рискнут датировать повеление евреев в Египте XIII веком до Р.Х. 15 В 1963 году Дональд Редфорд (Donald B. Redford) опубликовал исследование 16 , в котором показал невозможность идентификации библейского Раамсеса с египетским Пер-Рамессес с фонетической точки зрения. Тем более, что царская резиденция Раамсесидов никогда не упоминается в египетских источниках только с использованием имени Раамсеса, но всегда с префиксом pr – египетским словом, означающим «дом» или «резиденция»: Пер-Рамессес (Per-Ramesses), т.е. «дом Раамсеса». 17 Наиболее вероятный кандидат на развалины библейского Раамсеса – Тель эль-Даба (Tell el-Daba), холм, на котором проводили раскопки австрийские и немецкие ученые. Среди прочих находок были найдены круглые основания колонн (рис. 4), причем на одном из них находилась восьмигранная колонна (рис. 5). На ней первоначально содержались надписи титулов фараона Сети I, но они были стерты и поверх них написаны титулы его сына, Раамсеса II. 18

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Если увидишь, что осел, принадлежащий твоему врагу, лежит под тяжестью, то не проходи мимо, но вместе с ним облегчи его. Не уклоняйся [от истины] в разбирательстве дела бедняка. Избегай лжи. Безответного и правдивого не предавай смерти, ибо я не избавлю [от наказания] человека нечестивого. Не принимай даров, которые ослепляют даже благоразумных и извращают дела праведных. Иностранцу не будь в тягость ибо вы знаете состояние души пришельцев, так как и сами были иностранцами в земле Египетской (ст. 1–9). И затем после некоторых промежуточных слов, когда говорится о чужестранцах: Не почитай богов их и не поклоняйся им. Не делай дел их, но сокрушай их и раздроби их изображения, и служите Господу Богу вашему [ст. 24, 25]. И потом много спустя в той же книге о богах язычников (gentium) [гл. XXXIV]: Но разрушь жертвенники их, сокруши изваяния и выруби рощи. Не поклоняйся богу чужому. Господь ревнитель, имя Его: Бог есть ревнитель. Не вступай в договор с людьми тех стран, чтобы тебя не пригласил кто-либо вкусить от идоложертвенного (immo-latis), когда они будут блудодействовать с богами своими и поклоняться их изображениям. И не бери в жены для сыновей твоих из их дочерей, чтобы они не побудили и сыновей твоих блудодействовать с богами своими, после того, как совершили прелюбодеяние сами. Богов литых не устрояй себе. И немного спустя: Начатки плодов земли своей приноси в доме Господа Бога твоего [ст. 13–17, 27]. Вот это я счел необходимым собрать из книги Закона, которая называется Исход. А теперь таким же образом рассмотрим в следующей – Левит. Из книги ЛЕВИТ [Гл. XVIII]: Всякий человек, говорится там, да не приближается к ближней своей по крови, чтобы открыть стыд [turpitudinem] ее. Я – Господь. Стыда отца своего и стыда матери своей не открывай: она матерь твоя; не открывай стыда ее. Стыда жены отца своего не открывай, ибо это есть стыд отца твоего. Стыда сестры своей по отцу или по матери своей, [сестры] родившейся в доме и вне дома, не открывай. Стыда дочери сына своего или внучки по дочери твоей не открывай, потому что это твой стыд.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Заботами настоятеля о внутреннем и внешнем устроении обители быстро умножалось число братии. В 1943 г. в пустыни было уже не менее 25 человек. Восстановив обитель, собрав братию и учредив старчество, о. Нектарий почувствовал свой близкий исход. Передав управление монастырем иеросхимонаху Серафиму (Амелину), он всецело посвятил себя приготовлению к переходу в вечную жизнь. Тихо угасал много потрудившийся старец, но не переставал поучать братию, особенно заповедуя полное послушание настоятелю и ежедневное откровение помыслов старцу. Точная дата кончины архимандрита Нектария неизвестна 992 , но в списке монахов Глинской пустыни на 6 апреля 1944 г. он уже не значится 993 . Старец был похоронен у южной стены Крестовоздвиженской церкви 994 . Литература Церковные ведомости. 1912. 50. С. 465. Курский адрес-календарь. Курск, 1915. С. 339. Там же, 1916. С. 249. Курские епархиальные ведомости. 1913. 22–23. С. 327; 1914. 17. С. 258; 1916. 13–14. С. 151. Архивные документы Послужные списки настоятеля, монашествующих и послушников Глинской Богородицкой общежительной пустыни за 1885 г.//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 89. Сводный послужной список настоятеля, монахов и послушников Глинской Богородицкой и Путивльской Молченской Софрониевой пустыней за 1892 г.//Там же, д. 109, л. 52. Послужные списки монашествующих Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1899 г.//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 32. По ходатайству Курского преосвященного об увольнении схиархимандрита Иоанникия от должности настоятеля Глинской Рождество-Богородицкой пустыни//ЦГИА, ф. 796, оп. 194, д. 1164, л. 7 об. О замещении должности настоятеля Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Курской епархии//Там же, д. 1399, л. 1–2. Сведения о монастырях по епархиям за 1913 г.//Там же, ф. 797, оп. 83, отд. II, ст. 3, д. 315. Сведения о монастырях по епархиям за 1915 г.//Там же, оп. 85, отд. II, ст. 3, д. 389, л. 85. О перемещении архимандрита Адриана из Таврической епархии в Глинскую пустынь//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 191. Дело о назначении архимандрита Глинской пустыни Адриана в действующую армию//Там же, д. 192.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Затем к нему вторично обращен тот же приказ: «Встань, иди в Ниневию!», и на сей раз Иона идет-таки туда (Ион 3:1-3). Это повторение приказа помогает ему исправить первое непослушание. В нашей жизни так бывает не всегда. Кто знает, сколькие получили пророческий призыв, но не исполнили его? Этот первый тип призвания подчеркивает неотложность, серьезность и тяжесть доверенной Богом миссии. Вторая схема призвания – хозяин – слуга, она самая распространенная в Библии, самая типичная, согласно Фогелсу. По этой модели были призваны Моисей, Гедеон, Иеремия и Иезекииль. Моисей и Гедеон – не классические пророки, но их призвание прочитывается именно по этой схеме. От предшествующей эту схему призвания отделяет возможность возражения. Отношения между хозяином и слугой не такие строгие, как в военной области. Можно привести в пример миссию, которую поручил Авраам своему старому слуге в Быт 24. Авраам заставил его поклясться, что тот пойдет и возьмет невесту для его сына Исаака из его родственников. Старый слуга, однако, выдвигает возражение: а вдруг девица не захочет пойти с ним? Возражение это совершенно допустимо, в нем нет дерзости, есть лишь стремление прояснить повеление Авраама, тем более что если так случится, слуга будет свободен от данной им клятвы. Верный слуга имеет право на возражение, и именно ради того, чтобы хозяин мог лучше уточнить доверяемое слуге поручение. В случае Моисея эта свобода возражать – максимальная (в 3-й и 4-й главах книги Исход он перед началом своей миссии выдвигает не менее пяти возражений), потому что Моисей – «верен во всем дому» (Числ 12:7), то есть является самым верным из всех «домашних слуг». Обычно возражение бывает одно, и за ним следует подтверждение миссии. Сначала звучит призыв, затем тот, кого призывают, отвечает: «Вот я!» Это обычная формула самопредставления слуги. В структуре схемы этого типа призвания можно выделить пять, иногда шесть элементов: 1) призыв; 2) ответ; 3) поручение; 4) возражение; 5) подтверждение; 6) знамение. Возьмем для примера призвание Гедеона. Ангел Господень обращается к нему и говорит: «Господь с тобою!» (Суд 6:12). Гедеон отвечает: «Господин мой…» (Суд 6:13), то есть признает Его господином. Поручение: «Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки мадианитян. Я посылаю тебя» (Суд 6:14). Возражение Гедеона: «Господи, как спасу я Израиля? Вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего самый младший» (Суд 6:15). Подтверждение со стороны Господа следующее: «Я буду с тобою» (Суд 6:16). Наконец, Гедеон просит знамения, и знамение дается ему (Суд 6:17).

http://bogoslov.ru/article/4795402

Исх.20:16 .  Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Требование восьмой заповеди расширяется в девятой. В то время как первая запрещает нанесение вреда лишь собственности ближнего, вторая имеет в виду вред, причиняемый жизни, чести и т.п. ближнего, как ложным показанием перед судьей ( Втор. 19:18 ), так и клеветой ( Пс. 14:2–3, 49:20 , Сир. 7:12–13 ). Исх.20:17 .  Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего. От запрещения худых дел и слов закон переходит в десятой заповеди к запрещению худых желаний и помышлений, составляющих источник худых дел. В порядке перечисления предметов, на которые воспрещено обращать худые желания и помышления, есть разница между еврейским текстом кн. Исхода и Второзакония ( Втор.5:21 ). В первой редакции заповедь начинается так: «не желай дома ближнего твоего», а во второй: «не желай жены искреннего твоего», а потом: «не желай дома ближнего». Какая редакция вернее, сказать трудно. Перенесение слов из одной заповеди в другую немыслимо, а перестановка в одной и той же возможна. Под «домом», пожелание которого запрещается, всего естественнее разуметь дом не только в смысле жилища, но в смысле семьи и всех стяжаний домохозяина, которые затем и перечисляются отдельно, в разъяснение общего понятия «дом». Исх.20:18 .  Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, [весь] народ отступил и стал вдали. Исх.20:19 .  И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. Боязнь быть сожженными огнем ( Втор. 5:22, 18:16 ) заставляет евреев отступить от Синая. При возникшей вследствие этого невозможности лично слышать голос Всевышнего народ просит Моисея быть посредником между ним и Богом. Ущерба от этого, как бы говорят евреи, не произойдет никакого: выслушивая повеления Иеговы из уст Моисея, они исполнят их ( Втор. 5:24 ), как будто слышали непосредственно от самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010