Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВТОРОЗАКОНИЕ последняя книга Пятикнижия Моисея, содержащая новую (по сравнению с кн. Исход ) редакцию текста Синайского завета и дополненное изложение заповедей Господа для нового поколения Израиля перед началом завоевания Ханаана. Наименование и место в каноне Наименование «Второзаконие» восходит к Септуагинте , где эта книга названа Δευτερονμιον, что в свою очередь является переводом евр.     (Мишне Тора) - изъяснение, повторение закона (ср.: Втор 1. 5: «за Иорданом, в земле моавитской, начал Моисей изъяснять закон сей»). Этим греч. названием книги пользовался уже Филон Александрийский (Legum Allegoriae III 174; Quod Deus sit Immutabilis 50); оно постоянно встречается с IV в. по Р. Х. в христ. рукописях Септуагинты. Евр. название книги - Элле хад-Деварим (Вот слова) или просто Деварим (Слова) - дано по ее начальным словам (ср. в Вульгате: Liber Helleaddabarim id est Deuteronomium). В.- единственная книга Пятикнижия, к-рая названа законом Моисея (ср.: «вот закон» - Втор 4. 44; «закон» - Втор 1. 5; 4. 8; 27. 3, 8, 26; 28. 58, 61; 29. 27; 31. 9, 11, 12, 24; 32. 46; «сия книга закона» - Втор 29. 20; 30. 10; 31. 26). Этот богодухновенный закон для жизни в новой земле дан самим Моисеем, к-рый не смог перевести Израиль через Иордан, и закон, т. о., фактически является заместителем Моисея, провозглашающего слова Божии (ср.: Втор 5. 4-5, 23-31). В рамках евр. канона В. не просто является дополнением к повествованию Пятикнижия о ранней истории Израиля, рассказывающим о становлении религии под водительством Моисея, но как закон Моисея служит герменевтическим ключом ко всему Пятикнижию, ибо содержит откровение о воле Бога всем последующим поколениям Израиля. В. важно для понимания канонического единства исторических и пророческих книг евр. Библии, указания на закон Моисея обрамляют книги пророков (Нав 1. 7-8; Мал 4. 4). Составители книг пророков, несомненно, считали последователями Моисея всех судей, царей, пророков, к-рые со времен Иисуса Навина до восстановления храма свидетельствовали о власти Бога над Израилем, согласно закону Моисея (ср.: Втор 18. 15-18 и Нав 23. 6; Суд 2. 16-22; 1 Цар 12. 13-15; 3 Цар 2. 2-4; 4 Цар 17. 13; 23. 24-25; Ис 2. 3; 51. 7; Иер 6. 19; 31. 33; Зах 7. 12; Сир 46. 1 - 49. 10). Время составления книги

http://pravenc.ru/text/160983.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕСЯТИНА [евр.  ,  ; греч. δεκτη; лат. decima], в древнем мире и в практике христ. Церкви передача 10-й части доходов (обычно натуральных) в качестве единовременного или регулярного пожертвования в пользу властей, клира или религ. общины. Ветхий Завет О Д. впервые упоминается в истории о патриархе Аврааме, к-рый передал 10-ю часть военной добычи Мелхиседеку, царю Салима и священнику Бога Всевышнего (Быт 14. 18-20; христологическое толкование см.: Евр 7. 4-9). Патриарх Иаков в Вефиле обещал отдать Богу Д. из всего, что имеет, если Он сохранит его в пути и поможет благополучно вернуться домой (Быт 28. 20-22). Несмотря на то что эти повествования, по-видимому, указывают на древнейшие центры принесения Д. (Иерусалим и Вефиль), они не могут свидетельствовать о том, что эта практика была регулярной или общеобязательной в подразумеваемый исторический период. Наиболее раннее свидетельство о регулярной Д.- слова из Книги пророка Амоса: «Приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня» (Ам 4. 4; VIII в. до Р. Х.). В кн. Исход содержится предписание приносить начатки плодов (Исх 23. 16, 19; 34. 26), но не уточняется, является ли Д. их частью или отдельным приношением (ср.: Втор 26. 1-14; Неем 12. 44). Согласно кн. Числа, левиты, не имеющие земельного надела, получают Д. за служение (Числ 18. 19-21). При этом они сами должны отдавать Д. священникам из всего, что получают, «десятину из десятины» (Числ 18. 26), «из всего лучшего» (Числ 18. 29). Согласно кн. Левит, Д. можно выкупить, приложив «к цене ее пятую долю» (Лев 27. 31). При отделении Д. запрещается подбирать скот по качеству или заменять одно животное другим, в противном случае и то и др. животное объявляются святыней и изымаются (Лев 27. 32-33). Наиболее подробные указания о Д. содержатся в кн. Второзаконие, согласно к-рой следует ежегодно отделять и вкушать «пред Господом», т. е. в святилище, от хлеба, вина, елея и первенцев крупного и мелкого скота (Втор 12. 17-18; 14. 22-23). В случае удаленности святилища разрешается продать урожай и скот, а на вырученные деньги купить около святилища все необходимое и разделить трапезу со своим семейством (Втор 14. 24-26). Каждый 3-й год Д. передается не в храм, а левитам, пришельцам, сиротам и вдовам (Втор 14. 27-29). При отделении Д. читается особая молитва (Втор 26. 13-15).

http://pravenc.ru/text/171766.html

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Православный радиоуниверситет. Уроки русской литературы. Серебряный век. Передача 2. Вед. Е.Н. Себина и Н.А. Лобастов. 13.12.2016 23:00 Николай Алексеевич Лобастов Недавно в свет вышел 5 том " Записок сельского учителя " Н.А. Лобастова., в котором автор осмысляет истоки социальных потрясений 20 века. Одной из важных причин он считает исход русской интеллигенции из Церкви в канун и в начале ХХ века. С.Н. Дурылин писал, что в те годы Бог остался только в специальных местах, в специальных книгах, специальных словах, а раньше был всюду - в природе, культуре, искусстве. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 14.12.2016 - 14:59 Уважаемые Елена Николаевна и : Уважаемые Елена Николаевна и Николай Алексеевич. Хотел бы искренне поблагодарить вас за очень интересную программу о Русской литературе и культуре. Я обычно слушаю Радонеж по Интернету в машине по пути на работу и с работы. Достаточно случайно однажды послушал вашу программу о Бунине. С тех пор - слушаю и скачиваю эти программы постоянно. Обратился в Столыпинский Фонд и они мне любезно выслали ваши книги сюда в США. В " свободное от работы время " я преподаю детям в Русской Школе при Православном храме Русскую литературу и культуру. С этой точки зрения книги Николая Алексеевича пришлись нам исключительно ко двору. На самом деле книг по истории Русской литературы, создающим общую религиозно-мировоззренческую картину ведь не так много. Мы пытаемся по мере сел использовать и Льва Гумилева и Святополка-Мирского, теперь вот книги Николая Алексеевича для понимания детьми общего контекста развития Русской Православной цивилизации и ее культуры. Еще раз спасибо за ваши труды. Помогай вам Господь во всех начинаниях. 21.05.2017 - 17:24 Слушаю ваши передачи с :

http://radonezh.ru/radio/2016/12/13/23-0...

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с решением властей Турции о пересмотре статуса храма Святой Софии 17 июля 2020 г. 13:20 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 16-17 июля 2020 года, было принято публикуемое ниже Заявление в связи с решением властей Турции о пересмотре статуса храма Святой Софии. Священный Синод Русской Православной Церкви выражает глубокое сожаление в связи с решением государственного руководства Турции лишить храм Святой Софии музейного статуса и передать его в богослужебное пользование мусульманской общины. Означенное решение принято без учета ходатайств и ясно выраженной позиции Предстоятелей и иерархов Православных Поместных Церквей, представителей иностранных государств, многочисленных международных общественных и правозащитных организаций, духовных лиц различных конфессий и религиозных традиций. Оно задевает религиозные чувства миллионов христиан во всем мире, что может привести к нарушению межрелигиозного баланса и взаимопонимания между христианами и мусульманами не только в самой Турции, но и в иных местах. В условиях, когда христианство является гонимой религией во многих местах на планете, когда продолжается исход христиан из стран Ближнего Востока, данное решение турецких властей приносит особую боль. Храм Святой Софии был построен в честь Христа Спасителя, в сознании миллионов христиан он продолжает оставаться храмом. Для Православной же Церкви этот храм имеет особое историческое и духовное значение. Обращаясь к братским Поместным Церквам, с особенной печалью отмечаем, что столь безрадостное для Святой Православной Церкви событие православный мир сегодня встречает разобщенным, что стало прямым следствием антиканонической легализации раскола на Украине и что ослабило наши возможности совместно противостоять новым духовным угрозам и цивилизационным вызовам. Сейчас, в эпоху возрастающей христианофобии и усилившегося давления секулярного общества на Церковь, единство необходимо еще более, чем прежде. Мы призываем братские Поместные Церкви сообща, в духе мира и любви о Христе, искать выход из кризиса. Надеемся, что турецкие власти приложат необходимые усилия к сохранению чудом уцелевших бесценных христианских мозаик и будут обеспечивать доступ к ним христианских паломников. Выражая надежду на дальнейшее сохранение и укрепление взаимного уважения и взаимопонимания между верующими различных мировых религий, обращаемся и к мировому сообществу с призывом оказать всемерное содействие в сохранении особого статуса храма Святой Софии, имеющего непреходящее значение для всех христиан. Патриархия.ru Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5664215.ht...

Состоялась поездка на Левашовское мемориальное кладбище июня 2017 У поклонного креста была совершена Божественная литургия, которую возглавил протоиерей Владимир Сорокин в сослужении настоятеля строящегося храма протоиерея Романа Ковальского . В проповеди отец Владимир отметил, что благое дело часто бывает сопряжено со многими трудностями, пример тому - непростая история ныне строящегося у Левашовского кладбища храма. Важно в таких случаях не унывать, молиться и верить в благополучный исход борьбы.   За богослужением молящиеся поминали пострадавших в годы лихолетья священно-, церковнослужителей и мирян. Поминовение совершалось по спискам Синодика храма. После богослужения был отслужен молебен всем петербургским святым, затем отец Владимир представил собравшимся новые издания, подготовленные комиссией по канонизации Санкт-Петербургской епархии . Санкт-Петербургский мартиролог включает  имена и краткие биографические сведения 6635 человек,  из них православных - 5624. 87 из них причислены к лику святых, 82 чуриковца, 43 старообрядца, 380 католиков, 307 лютеран, 96 евангельских христиан и баптистов, 10 адвентистов, 44 иудея, 17 мусульман, 27 буддистов, 3 представителя Армяно-Григорианской Церкви и 2 ассирийца. 2221 человек из числа репрессированных бал казнен. Многие из них покоятся на Левашовском мемориальном кладбище. В этот день протоиерей Роман Ковальский совершил освящение места, где начинается строительство храма всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших. Все собравшиеся выразили надежду, что храм на Левашовском кладбище в ближайшее время будет построен и здесь всегда будет возноситься молитва о тех, кто пострадал в годы лихолетья. ИА " Вода живая " 25.06.17 Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 3:09 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -3:09 Playback Rate 1 Chapters Descriptions Subtitles Captions Audio Track Fullscreen This is a modal window. Caption Settings Dialog Beginning of dialog window. Escape will cancel and close the window. Text Color Transparency Background Color Transparency Window Color Transparency Font Size Text Edge Style Font Family Defaults Done Поделиться 20 февраля 2024 3 января 2024 6 декабря 2023 27 ноября 2023 18 ноября 2023 14 апреля 2024 24 марта 2024 13 марта 2024 5 марта 2024 1 марта 2024 16 апреля 2024 15 апреля 2024 12 апреля 2024 11 апреля 2024 10 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

В Царицыно открывается выставка современных икон Москва, 11 июля 2013 г.      1 2 июля в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» открывается выставка «Благовестие красоты», на которой будут продемонстрированы современные иконы и церковная вышивка (всего более 100 экспонатов). Открытие выставки приурочено к церковному празднованию памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Иконы и церковная вышивка выполнены учащимися и преподавателями московских иконописных школ: факультетом церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Православным гуманитарным институтом «Со-действие», Иконописной школой имени преподобного Алипия Печерского и др. Особенностью этой выставки является то, что представленные на ней иконы и церковная вышивка выполнены с сохранением всех древних традиций и канонов, с соблюдением аутентичной технологии. При написании образов преподаватели и ученики обращались к разным эпохам и школам древнерусской и византийской иконописи, делали списки с известных чудотворных икон, хранящихся в российских музеях. Среди широко распространенных сюжетов («Спаситель», «Божия Матерь с Младенцем», «Рождество», «Святитель Николай Мирликийский», «Святая великомученица Варвара» и др.), на выставке можно увидеть и редкие («Исход души из тела», составленной на основе древней византийской миниатюры). Золотное шитье представлено предметами церковного облачения: архиерейская Митра, комплект иерейского облачения, состоящий из 5 предметов. Тщательно подобранный материал выставки «Благовестие красоты» и качество его исполнения вызовет интерес не только у специалистов, профессионально работающих в этой области, но и у любителей и ценителей церковного искусства. В рамках экспонирования выставки «Благовестие красоты» её организаторами будут проведены 4 мастер-класса иконописного письма и золотного лицевого шитья, а так же будет продемонстрирована техника золочения. Мастер-классы будут проходить в Хлебном доме по четвергам 18 июля, 01, 15, 29 августа с 16:00 до 18:00. Для посетителей выставка будет открыта с 13 июля до 08 сентября 2013 года Время и место проведения Пресс-показа: 12 июля 2013 года, в 16:00, 114 зал Большого дворца. Время и место проведения Вернисажа: 12 июля 2013 года, в 17:00, 116 зал Большого дворца. Сбор журналистов и гостей: стеклянный входной павильон. Аккредитация в пресс-службе: тел./факс (499)725-72-48, +7(916)144-61-44, press@tsaritsyno.net , osubbotina80@ gmail. com Адрес ГМЗ «Царицыно»: ст. м. «Царицыно» или «Орехово», ул. Дольская, д.1. Схема проезда и карта территории: http:// www. tsaritsyno. net/ ru/ i nfo/ shema/ 11 июля 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/62725.html

Новости Фонд " Помощь Церкви в беде " проведет в Аугсбурге Международный конгресс христиан разных конфессий 27.03.2008 11:17 Москва, 27 марта. Международный конгресс христиан разных конфессий пройдет 11-13 апреля в Аугсбурге, передает РИА Новости . Как сообщили организаторы форума - представители международного католического благотворительного фонда " Помощь Церкви в беде " , конгресс, в котором примут участие более двух тысяч человек, пройдет под девизом " Место встречи - Вселенская Церковь " и будет посвящен главным образом проблемам межрелигиозного диалога. По словам организаторов, основным предметом обсуждения на форуме станут проблемы будущего: отношение христиан с мусульманами, возрождение христианства в Китае и " исход " последователей Христа из Святой Земли. Среди 150 докладчиков конгресса - архиепископ Бомбейский кардинал Освальд Грасиас, посол Ватикана в Германии архиепископ Жан-Клод Периссе и архиепископ из Иерусалима Фуад Туаль. Свое участие подтвердил также 95-летний Отто фон Габсбург, сын последнего австрийского монарха. Ожидается, что в конгрессе примет участие представительная российская делегация. Фонд " Помощь Церкви в беде " по благословению Папы Пия XII основал в 1947 г. голландский священник Веренфрид ван Страатен. С 1984 года фонд имеет статус международной общественной организации Католической Церкви и является субъектом папского права, подчиняясь напрямую Ватикану. Цель фонда - " оказывать братскую помощь местным Церквам, находящимся в наиболее тяжелом положении " . Проекты " Помощи Церкви в беде " осуществляются сегодня более чем в 140 странах мира. Только в 2006 году фонд собрал 81 миллион евро, которые пошли на реализацию 5000 проектов во всем мире. В целом же за годы существования он финансировал более 200 тысяч проектов общей стоимостью 2,7 миллиарда евро. С мая 2007 г. руководитель фонда " Помощь Церкви в беде " Ханс-Петер Рётлин является членом Папского Совета " Cor unum " ( " Единое сердце " ), который занимается вопросами благотворительности и социального служения. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Икона «Крещение Господне». Иконография и смысл 1 мин., 18.01.2015 Иконография праздника Крещения Господня основана на тексте Евангелия от Матфея: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 13–17).  Крещение Господне. Андрей Рублев, 1405 г. Центром иконы является фигура Господа Иисуса Христа, Который пишется препоясанным и стоящим посередине реки Иордан в момент крещения Его пророком Иоанном Предтечей. Господь изображается в легком развороте и движении – Он делает небольшой шаг вперед. Это символическое указание на исход Христа из вод Иордана на служение людям, на проповедь Евангелия. Слева от Христа изображается пророк и Креститель Господень Иоанн, который стоит на берегу реки. Правой рукой он омывает Христа водой (возлагает на Него руку), то есть совершает тайнодействие крещения. Справа от Спасителя изображаются склоненные к Нему ангелы, которые являются свидетелями произошедшего. Два ангела используют свои одеяния как платы, готовые принять Христа от купели крещения. Событие Богоявления на иконе отображено в тех образах, о которых сообщает Священное Писание: Бога Отца символизирует небосвод в полукруге, от которого исходит «троичный свет», Бога Духа Святого – белый голубь, а Бога Сына (как уже отмечалось) – фигура Иисуса Христа. Таким образом иконографически передается явление всех Лиц Пресвятой Троицы. Другие материалы о празднике Крещения Господня читайте в рубрике Крещение Господне Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/ikonografiya-kreshheniya-...

Глава 20 На горе дает Бог заповеди и говорит: «Аз бо есмь Господь... отдаяй грехи отец на чада до третияго и до четвертаго рода ненавидящым Мене» ( Исх.20:5 ). Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына, и внука его. Но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим. «И творяй милость в тысящах родов любящым Мя и хранящым повеления Моя» ( Исх.20:6 ). Как и ныне сотворил тебе и народу твоему ради отцов ваших Авраама и Исаака. Все же заповеди, данные евреям, состоят в одном этом законе: ненавистно тебе самому, того не делай «Не убий», чтобы другой тебя не убил. «Не прелюбы сотвори» с женой ближнего твоего, чтобы тебе не воздано было тем же в твоей жене. «Не укради» того, что не твое, чтобы другой не украл твоего. «Не послушествуй на друга своего свидетелства ложна», чтобы другой на тебя не свидетельствовал ложно. «Не пожелай... всего, елика суть ближняго твоего» ( Исх.20:13–17 ), чтобы другой не пожелал всего, что есть в доме твоем. Смотри же, как прекрасно сказал Господь наш, что «в сию обою заповедию... висит все Пятикнижие» ( Мф.22:40 ), то есть закон естественный, изложенный в Пятикнижии Моисея и у пророков. Но к этим заповедям присовокуплены были другие законы по различным встретившимся обстоятельствам. «Олтарь из земли сотвориши» ( Исх.20:24 ). «Не возлагайте железа на камни, да не осквернятся» ( Исх.20:25 ). Это согласно со сказанным: «видесте, яко с небесе глаголах к вам. Не сотворис те предо Мною богов... златых» ( Исх.20:22–23 ), или каких бы то ни было. «Да не взыдеши по степенем ко олтарю Моему» ( Исх.20:26 ). Вообще же, запрещает употреблять тесаные камни, чтобы, обделывая камни для ступеней алтаря, самого алтаря не сделали себе богом. «Олтарь из земли сотвориши... аще же олтарь от камений сотвориши... да не... сечиво... возложиши на камень, да не оскверни тся " ( Исх.20:24–25 ). Этим научает, что Богу должно приносить жертву смиренного духа и хвалы, приносить произвольно, а не по принуждению. Ибо угодно Богу, чтобы всякий человек, по своей воле, из себя самого устраивал храм и алтарь Богу. Неугодно же Богу, когда к добрым делам приступаем поневоле, подобно камням, которые с помощью сечива и секиры обделываются и употребляются на строение. Повелевая же сооружать алтарь из земли, разумеет плоть нашу, которая из земли, и которая должна быть принесена в жертву Богу после ее предварительного очищения благочестивыми трудами. Читать далее Источник: Творения/Святой Ефрем Сирин. - [Репринт. воспр. изд. 1901 г.] : Свято-Троицкой Сергиевой Лавры : в 8 том. - Москва, 1993-1995./Т. 6. - Изд. «Отчий дом» - 1995. – 481 с./Толкования на Книгу Исход. 338-385 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Глава 8 Когда фараон и этим не был убежден, тогда снова «простре Аарон руку свою " ( Исх.8:6 ). В жезле виден образ Креста: им начаты все казни, когда пожрал он змиев, в знаменование будущего истребления всех идолов; им и окончены, когда разделено море и потоплены Египтяне, во образ предаваемых гибели хананеев. «И излезоша жабы и покрыша землю Египетскую. Сотвориша же и волсви... волхвованиями своими такожде» ( Исх.8:6–7 ). Если бы волхвы любили Египет, то к действительным жабам Моисеевым не присовокупили бы своих мечтательных жаб. Поэтому они и не врачевали Египет, потому что не могли истребить жаб Моисеевых, но и не поражали его, потому что вместо жаб показывали их призраки. Они не поражали, не врачевали, потому что производили одни мечтания. Вымер один род – род рыбы, явился другой род – жабы, чтобы не приведенные в чувство смертью рыб пострадали от живых жаб. «Изомроша жабы... и собраша я в стоги стоги» – чтобы не подумали египтяне, будто бы жабы были один призрак. Но когда «бысть отрада, отяготися сердце фараоново, и не послуша их» ( Исх.8:13–15 ). " Аарон снова жезлом своим удари в персть земную: и быша скнипы в человецех и в скотех... и по всей земле. Твориша же и волсви волхвованми своими, – стараясь не умножить скнипов, как сделали в предшествующей казни, но истребить их, – и не возмогоша» ( Исх.8:17–18 ). Поэтому, когда искусство их было уничижено и открылась его суетность, исповедали они: «перст Божий есть сие». Но фараона не убедили ни Моисей, ни волхвы его, говорившие: «перст Божий есть сие». Потому сказано не так: ожесточил сердце но: «ожесточися сердце его и не послуша их, якоже рече Господь» ( Исх.8:19 ). Поскольку от претворения воды в кровь, от жаб и скнипов земля Гессемская, где жили сыны Израилевы, страдала так же, как и земля Египетская, то, насылая новую язву – песиих мух, Бог произвел разделение между землями: на Египет навел мух, а на землю Гессемскую не навел. Фараон говорит Моисею и Аарону: " Шедше, без страха и как угодно вам, пожрите жертву... Богу вашему в земли нашей» ( Исх.8:25 ). Моисей же отвечает ему: в жертву Богу приносим тельцов и овец, а вы поклоняетесь им. Если перед взором египтян принесем в жертву богов египетских, то «камением побиют ны». Напротив того, «путем триех дний пойдем... и пожрем Господу» ( Исх.8:26–27 ), как повелено «И рече Фараон: аз отпущаю вы, и пожрите Господу... вашему в пустыни: но не далече простирайтеся ити: помолитеся убо и о мне» ( Исх.8:28 ). Но как скоро прекратилась язва и не стало песиих мух, фараон нарушил свое слово и не отпустил народ. Читать далее Источник: Творения/Святой Ефрем Сирин. - [Репринт. воспр. изд. 1901 г.] : Свято-Троицкой Сергиевой Лавры : в 8 том. - Москва, 1993-1995./Т. 6. - Изд. «Отчий дом» - 1995. – 481 с./Толкования на Книгу Исход. 338-385 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010